АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
parameters, except for the average score in mathematics in the certificate. For these parameters were found accurate interval estimates of the correlation coefficients, as well as histograms of frequencies to test the hypothesis of normal distribution. For statistical calculations and histograms the authors used formulae of mathematical statistics and computer software for statistical data processing STATISTICA.
The study of interval frequency parameters showed that the USE in Russian has a distribution of frequencies close to the normal law. While the frequency of USE in math scores is significantly different from the normal distribution. This suggests a significant impact on the results of USE in maths by factors which do not possess the nature of the random deviations. It is shown that admission to university, and as a result a new life stage, a change of scenery and teachers provide students with additional opportunities in revealing mathematical abilities.
Keywords: achievements, mathematics, Unified State Exam
References
1. Agakhanov N.Kh. Po komu v Rossii «zoloto» plachet [By whom in Russia «gold» cries]. // Uchitel’skaia gazeta. 10.09.2013. № 37.
2. Borovikov V.P. Iskusstvo analiza dannykh na komp’iutere [The art of data analysis on the computer]. SPb.: Piter, 2003. 688 p.
3. Organizatsiia ekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitiia (OESR) [Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD)]. Ofitsial’nyi sait: http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results.htm (data obrashcheniia: 06.02.2014).
4. Feller V. Vvedenie v teoriiu veroiatnostei i ee prilozheniia [Introduction to probability theory and its applications]. V 2-kh tomakh. M.: Mir, 1984.
УДК 373.3; 373.5; 378 DOI: 10.12737/6476
АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СЕРВИСА И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СТАНДАРТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Погребова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Статья подготовлена по результатам научного исследования, проводимого ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (при непосредственном участии авторов) в рамках НИР «Разработка проекта отраслевой рамки квалификаций в сфере бытового обслуживания населения». Необходимость разработки отраслевой рамки квалификации вызвана необходимостью реализации стратегии обучения в течение всей жизни в свете происходящих технико-технологических, экономических и иных изменений в сфере сервиса в целом и в бытовом обслуживании населения в частности. Детальной разработке проекта предшествовал исследовательский этап, основными задачами которого стали: 1) изучение содержания федеральных государственных образовательных стандартов начального, высшего и среднего профессионального образования применительно к сфере сервиса и бытового обслуживания населения по таким параметрам, как виды и характеристика профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции; 2) определение путей достижения квалификации соответствующего уровня по видам трудовой деятельности в бы-
56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Анализ соответствия видов трудовой деятельности...
товом обслуживании населения в разрезе основных отраслевых групп услуг в соответствии с уровнями образовательной системы (ВПО, СПО, НПО). Результаты, полученные авторами на исследовательском этапе, легли в основу данной статьи. Эмпирическую базу исследования составили образовательные стандарты профессионального образования, которые можно прямо или косвенно использовать для анализа требований к профессиональной деятельности работников сферы сервиса, особенно бытового обслуживания населения. Особое внимание уделено соответствию содержания видов трудовой деятельности в сфере сервиса и бытового обслуживания населения требованиям, изложенным в проектах усовершенствованных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Результатом проведенного исследования стала предложенная авторами модель продолженного профессионального образования в сфере сервиса и бытового обслуживания населения.
Ключевые слова: образовательные стандарты, профессиональные стандарты, отраслевая рамка квалификаций, бытовое обслуживание населения
Обоснование актуальности
В нашей стране на сегодняшний день одной из ключевых проблем в сфере профессионального образования является несоответствие фактически получаемых результатов профессиональной подготовки требованиям и ожиданиям бизнес-сообществ различных отраслей и сфер деятельности [1; 2]. По мнению большинства специалистов, «краеугольный камень» данной проблемы кроется в разногласиях содержания образовательных и профессиональных стандартов. В большинстве случаев образовательные стандарты базируются на профессиональных стандартах. Однако и профессиональные стандарты зачастую «далеки от идеала» и не соответствуют общей концепции экономического развития отраслей. В ряде случаев они вообще отсутствуют или нуждаются в очень серьезной переработке. К числу таких отраслей можно отнести и отдельные отрасли сферы сервиса, включая бытовое обслуживание населения.
Важным шагом на пути разработки профессиональных стандартов в сфере сервиса и бытового обслуживания населения является работа по созданию отраслевой рамки квалификаций бытового обслуживания населения и наращиванию суммарного квалификационного капитала отрасли. Во многих странах системы национальных и отраслевых квалификаций:
— содержательно связывают требования работодателей к трудовым компетенциям работников и результатам обучения;
— описывают с единых позиций квалификационные требования при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
— определяют принципиальные подходы к сертификации выпускников основных образовательных программ, а также аккредитации образовательных модулей [3]. Авторами данной статьи проведен анализ степени соответствия видов трудовой деятельности в сфере сервиса и бытового обслуживания населения стандартам высшего, среднего и начального профессионального образования. Полученные результаты имеют большое значение для создания отраслевой квалификационной рамки в сфере сервиса. В частности, выводы и рекомендации, сделанные авторами, получили апробацию при разработке проектов профессиональных стандартов для отдельных отраслевых групп бытовых услуг.
Содержание и научный инструментарий исследования
Эмпирическую базу предпринятого авторами статьи исследования составили образовательные стандарты высшего, среднего и начального профессионального образования, которые можно прямо или косвенно использовать для анализа требований к профессиональной деятельности работников сферы сервиса, особенно бытового обслуживания населения1.
В таблице 1 представлены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, которые можно использовать
1 Федеральные государственные образовательные стан-
дарты // Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/index.php?page_id=34 (дата обращения: 23.10.2014).
57
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
применительно к видам профессиональной деятельности в сфере сервиса и бытового обслуживания населения.
Перечисленные выше ФГОС ВПО следует использовать для разработки основных образовательных программ высшего профессионального образования подготовки бакалавров и магистров, способных осуществлять организационно-управленческую, информационно-аналитическую и производственнотехнологическую деятельность в сфере бытового обслуживания населения.
Результатом профессиональной подготовки выпускника, согласно ФГОС ВПО, является освоение им общекультурных и профессиональных компетенций. Контроль содержания образовательной деятельности (полноты освоения компетенций) осуществляется в разрезе «знать — уметь — владеть», причем в большей степени этот процесс регламентируется в образовательных стандартах бакалавриата.
Проекты усовершенствованных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, называемых ФГОС 3+ или ФГОС 3.1, также можно
рассматривать применительно к профессиональной деятельности в сфере бытового обслуживании населения. Это, в первую очередь, такие стандарты, как:
• ФГОС ВО направления подготовки «Сервис» (уровень высшего образования — бакалавриат; квалификации — академический бакалавр, прикладной бакалавр);
• ФГОС ВО направления подготовки «Технологические машины и оборудование» (уровень высшего образования — бакалавриат; квалификации — академический бакалавр, прикладной бакалавр);
• ФГОС ВО направления подготовки «Дизайн» (уровень высшего образования — бакалавриат; квалификации — академический бакалавр, прикладной бакалавр). Как можно видеть, перечень образовательных стандартов, содержание которых прямо или косвенно можно отнести к профессиональной деятельности в сфере бытового обслуживания населения, заметно сократился.
Остановимся более подробно на анализе содержания образовательных стандартов (таблица 2).
Таблица 1
Соответствие ФГОС ВПО видам профессиональной деятельности в сфере бытовых услуг
Направление подготовки по ФГОС ВПО Квалификация Профессиональная деятельность
072500 «Дизайн» Бакалавр Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек
151000 «Технологические машины и оборудование» Бакалавр Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовых машин и приборов
211000 «Конструирование и технология электронных средств» Бакалавр Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры
240100 «Химическая технология» Бакалавр Услуги по химической чистке и крашению
261100 «Технологии и проектирование текстильных изделий» Бакалавр Услуги по пошиву швейных изделий и изделий текстильной галантереи
262200 «Конструирование изделий легкой промышленности» Бакалавр Услуги по пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, пошиву и вязанию трикотажных изделий, пошиву обуви
100100 «Сервис» Бакалавр Сфера сервиса, в том числе бытовые услуги
100100 «Сервис» Магистр Сфера сервиса, в том числе бытовые услуги
58
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Анализ соответствия видов трудовой деятельности...
Таблица 2
Содержание основных видов профессиональной деятельности в сфере бытового обслуживания
населения, регламентируемое ФГОС ВО2
Квалифи- кация Направления профессиональной деятельности
организационно-управленческая научно-исследовательская / аналитическая производственно-технологическая / сервисная
ФГОС ВО направления подготовки «Сервис»
Академический бакалавр • участие в планировании деятельности предприятия сервиса; • участие в организации контактной зоны для обслуживания потребителей; • участие в организационно-управленческой деятельности предприятия сервиса, формировании клиентурных отношений; • выбор оптимальных процессов сервиса, соответствующих запросам потребителя, организация процесса предоставления услуги потребителю, в том числе с учетом социальной политики государства, развитие клиентурных отношений; • оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение деятельности предприятия сервиса • разработка элементов оптимизации сервисной деятельности; • участие в исследованиях потребительского спроса; • мониторинг потребностей; • участие в исследованиях психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и социально-демографических факторов; • участие в исследовании и реализации методов управления качеством, стандартизации и сертификации изделий и услуг, формировании клиентурных отношений
ФГОС ВО направления подготовки «Сервис»
Прикладной бакалавр • проведение экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса • выбор материалов, специального оборудования и средств с учетом процесса сервиса; • разработка процесса сервиса, соответствующего запросам потребителя, контроль выполнения регламента; • внедрение и использование информационных систем и технологий с учетом процесса сервиса; • мониторинг и контроль качества процесса сервиса и обслуживания; • выбор необходимых методов и средств процесса сервиса; • обобщение необходимого варианта процесса сервиса, разработка регламента; • предоставление услуги потребителю, в том числе с учетом социальной политики государства, развитие клиентурных отношений
ФГОС ВО направления подготовки «Технологические машины и оборудование»
Академический бакалавр • организация работы малых коллективов исполнителей; • составление технической документации и подготовка отчетности по установленным формам; • выполнение работ по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; • разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений; • изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследований в области машиностроительного производства; • проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных решений; • проведение контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам; • разработка рабочей проектной и технической документации; • контроль соблюдения технологической дисциплины в процессе производства; • организация рабочих мест, их техническое оснащение с размещением технологического оборудования; • организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества; • обслуживание технологического оборудования для реализации производственных процессов;
2
Анализ проведен на основе проектов стандартов.
59
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Продолжение табл. 2
Квалифи- кация Направления профессиональной деятельности
организационно-управленческая научно-исследовательская / аналитическая производственно-технологическая / сервисная
Академический бакалавр • планирование работы персонала и фонда оплаты труда; • подготовка документации для создания системы менеджмента качества на предприятии; • проведение организационно-плановых расчетов по созданию или реорганизации производственных участков • проведение анализа и оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества, анализ результатов деятельности производственных подразделений; • подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических решений • наладка, настройка, регулирование и опытная проверка технологического оборудования и программных средств; • проверка технического состояния и остаточного ресурса технологического оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта; • приемка и освоение вводимого оборудования, составление инструкций по эксплуатации оборудования; • подготовка технической документации по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках; • контроль соблюдения экологической безопасности проведения работ
Прикладной бакалавр • проведение контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам • разработка рабочей проектной и технической документации; • обслуживание технологического оборудования для реализации производственных процессов; • разработка технологических процессов; • организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования для реализации производственных задач; • контроль за соблюдением технологической дисциплины и обслуживание технологического оборудования; • метрологическое обеспечение технологических процессов, использование типовых методов контроля качества; • проверка технического состояния и остаточного ресурса технологического оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта; • диагностика технологического оборудования, средств измерения, контроля и управления технологических процессов; • контроль за соблюдением производственной безопасности; • эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт технологического оборудования и приборов
ФГОС ВО направления подготовки «Дизайн»
Академический бакалавр • готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной дея тельности; • принимать управленческие решения на основе нормативно-правовых актов • способность применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов • выполнять художественное моделирование и эскизирование; • владеть навыками композиционного формообразования и объемного макетирования; • владеть современными информационными технологиями для создания графических образов, проектной документации, компьютерного моделирования; • владеть технологиями проектной графики; • выполнять комплексные дизайн-проекты, изделия и системы, предметные и информационные комплексы на основе методики ведения проектно-художественной деятельности; • владеть технологиями изготовления объектов дизайна и макетирования
60 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Анализ соответствия видов трудовой деятельности...
Окончание табл. 2
Квалифи- кация Направления профессиональной деятельности
организационно-управленческая научно-исследовательская / аналитическая производственно-технологическая / сервисная
Академический бакалавр • организовывать проектную деятельность • способность применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов • демонстрировать знание основ инженерного конструирования
Прикладной бакалавр • готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности; • принимать управленческие решения на основе нормативно-правовых актов; • организовывать проектную деятельность • владеть технологиями изготовления объектов дизайна и макетирования; • выполнять художественное моделирование и эскизирование; • владеть навыками композиционного формообразования и объемного макетирования; • владеть современными информационными технологиями для создания графических образов, проектной документации, компьютерного моделирования; • владеть технологиями проектной графики; • выполнять комплексные дизайн-проекты, изделия и системы, предметные и информационные комплексы на основе методики ведения проектно-художественной деятельности
Как можно видеть из таблицы 2, в академическом бакалавриате основной упор сделан на организационно-управленческие, аналитические и научно-исследовательские аспекты профессиональной деятельности. Основу профессиональной деятельности прикладного бакалавра, напротив, составляют производственные функции, включающие операционную и технико-технологическую составляющие.
Сама концепция образовательных стандартов «ФГОС 3.1» содержит ряд принципиальных изменений. Перечислим некоторые из них.
1. ФГОС теперь не будут регулировать содержание образования, то есть «знания — умения — навыки». В них будут указаны только объемы базовой и вариативной части основной образовательной программы.
2. Предполагается, что знания — умения — навыки в перспективе будут преобразованы в «результаты обучения» и будут служить индикаторами освоения компетенций. Их описание вузы должны вводить в своих ООП.
3. Примерно треть ФГОС бакалавриата должны быть существенно переработаны для включения в них разделов, связанных
с «прикладным бакалавриатом», который подразумевает частичное включение ФГОС СПО внутрь ФГОС ВО.
4. Профессиональная подготовка бакалавров будет предусматривать освоение обучающимися:
— общекультурных компетенций (ОК);
— общепрофессиональных компетенций (ОПК);
— профессиональных компетенций (ПК) — для академического бакалавриата;
— профессионально-прикладные компетенции (ППК) — для прикладного бакалавриата.
Если образовательные стандарты высшего профессионального образования охватывают в основном организационные, управленческие, аналитические и научные аспекты профессиональной деятельности в сфере бытового обслуживания населения, то технологическая и операционная деятельность являются основной предметной областью образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования.
В таблице 3 представлен перечень ФГОС начального и среднего образования применительно к видам профессиональной деятельности в сфере бытового обслуживания населения.
61
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Таблица 3
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования применительно к видам профессиональной деятельности в
бытовом обслуживании населения
Виды бытовых услуг Федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессионального образования3 начального профессионального образования4
Ремонт, окраска и пошив обуви • ФГОС СПО по специальности 262017 «Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи» • ФГОС НПО по профессии 262005.01 «Обувщик (широкого профиля)» • ФГОС НПО по профессии 262005.03 «Раскройщик материалов»
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий • ФГОС СПО по специальности 262017 «Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи» • ФГОС СПО по специальности 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» • ФГОС СПО по специальности 262021 «Конструирование, моделирование и технология изделий из меха» • ФГОС НПО по профессии 262005.03 «Раскройщик материалов» • ФГОС НПО по профессии 262005.04 «Скорняк» • ФГОС НПО по профессии 262019.01 «Художник по костюму» • ФГОС НПО по профессии 262019.02 «Закройщик» • ФГОС НПО по профессии 262019.03 «Портной» • ФГОС НПО по профессии 262019.04 «Оператор швейного оборудования» • ФГОС НПО по профессии 262019.05 «Вышивальщица» • ФГОС НПО по профессии 262019.06 «Модистка головных уборов» • ФГОС НПО по профессии 261103.07 «Оператор вязально-швейного оборудования» • ФГОС НПО по профессии 261103.08 «Вязальщица текстильно-галантерейных изделий»
Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий • ФГОС СПО по специальности 151034 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» • ФГОС СПО по специальности 200111 «Радиоэлектронные приборные устройства» • ФГОС СПО по специальности 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)» • ФГОС НПО по профессии 151903.02 «Слесарь» • ФГОС НПО по профессии 210109.04 «Сборщик изделий электронной техники» • ФГОС НПО по профессии 210401.02 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»
Изготовление и ремонт мебели — • ФГОС НПО по профессии 262023.02 «Обойщик мебели» • ФГОС НПО по профессии 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства»
Химическая чистка и крашение • ФГОС СПО по специальности 100115 «Сервис по химической обработке изделий» • ФГОС СПО по специальности 240107 «Химическая технология неорганических веществ» • ФГОС СПО по специальности 240113 «Химическая технология органических веществ» • ФГОС НПО по профессии 100115.01 «Аппаратчик химической чистки» • ФГОС НПО по профессии 261103.10 «Красильщик (общие профессии производства текстиля)»
Услуги прачечных — —
Ремонт и строительство жилья и других построек • ФГОС СПО по специальности 072501 «Дизайн (по отраслям)» • ФГОС СПО по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» • ФГОС НПО по профессии 270802.07 «Мастер столярноплотничных и паркетных работ» • ФГОС НПО по профессии 270802.09 «Мастер общестроительных работ» • ФГОС НПО по профессии 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»
3
В настоящее время ФГОС СПО используются как основа для разработки основных образовательных программ среднего
профессионального образования для подготовки специалистов среднего звена.
4
В настоящее время ФГОС НПО используются как основа для разработки основных образовательных программ среднего
профессионального образования для подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
62
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Анализ соответствия видов трудовой деятельности...
Окончание табл. 3
Виды бытовых услуг Федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессионального образования3 начального профессионального образования4
Ремонт и строительство жилья и других построек • ФГОС СПО по специальности 072501 «Дизайн (по отраслям)» • ФГОС СПО по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» • ФГОС НПО по профессии 270802.12 «Слесарь по строительно-монтажным работам» • ФГОС НПО по профессии 270839.01 «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования» • ФГОС НПО по профессии 270843.03 «Электромонтажник-наладчик»
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования • ФГОС НПО по профессии 151903.02 «Слесарь» • ФГОС НПО по профессии 190631.01 «Автомеханик» • ФГОС НПО по профессии 240123.07 «Мастер шиномонтажной мастерской»
Услуги фотоателье и фото- и кино- лабораторий • ФГОС СПО по специальности 100118 «Техника и искусство фотографии» • ФГОС НПО по профессии 100118.01 «Фотограф»
Услуги бань, душевых и саун — —
Парикмахерские и косметические услуги • ФГОС СПО по специальности 100116 «Парик махерское искусство» • ФГОС сПо по специальности 100122 «Прикладная эстетика» • ФГОС СПО по специальности 100124 «Стилистика и искусство визажа» • ФГОС НПО по профессии 100116.01 «Парикмахер»
Услуги по прокату — —
Ритуальные услуги • ФГОС СПО по специальности 100128 «Ритуальный сервис» —
Другие услуги • ФГОС СПО по специальности 100126 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» • ФГОС НПО по профессии 072500.02 «Ювелир» • ФГОС НПО по профессии 151019.01 «Часовщик-ремонтник»
Как можно видеть из таблицы 3, к профессиональной деятельности в бытовом обслуживании в большей степени адаптированы стандарты НПО. Наиболее подробный перечень образовательных стандартов разработан в отношении услуг по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий. Достаточно полно в системе образовательных стандартов НПО представлены следующие виды бытовых услуг: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; ремонт, окраска и пошив обуви; изготовление и ремонт мебели; химическая чистка и крашение; ремонт и строительство жилья и других построек; парикмахерские услуги; фотоуслуги; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования. Из прочих услуг — ювелирные услуги и услуги по ремонту часов.
Совсем не представлены в образовательном пространстве НПО услуги прачечных, услуги бань, душевых и саун, услуги проката, услуги по изготовлению и ремонту металлоизделий, ритуальные услуги. Такую ситуацию можно объяснить, на наш взгляд, следующими причинами:
— сфера профессионального образования стала в большей степени учитывать потребности рынка труда, постепенно исключая недостаточно востребованные профессии (услуги прачечных, которые постепенно интегрируют в услуги химической чистки);
— для выполнения основной операционной деятельности не требуются квалифицированные специалисты (услуги бань и душевых, услуги проката);
— для выполнения операционной деятельности требуются более квалифицированные специалисты (ритуальные услуги);
— для выполнения операционной деятельности не требуется специальных знаний,
63
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
умений, навыков (услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий).
Наиболее подробный перечень стандартов СПО разработан в отношении услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту и строительству жилья и других построек, химической чистки и крашению, парикмахерским и косметическим услугам.
Не представлены в образовательных стандартах СПО такие виды бытовых услуг, как услуги по окраске, ремонту и пошиву обуви; услуги по изготовлению и ремонту мебели; услуги прачечных; услуги бань, душевых и саун; услуги по прокату; услуги по техническому обслуживанию транспортных средств, машин и оборудования; услуги по изготовлению и ремонту металлоизделий. Сложившаяся ситуация во многом сходна с НПО:
• определенные профессии в настоящее время мало востребованы на рынке (услуги прачечных);
• для оказания услуг не требуются квалифицированные специалисты (услуги бань, душевых и саун, услуги проката). Профессиональная подготовка в рамках
СПО по специальности «Сервис по химической обработке изделий» включает в себя организацию и управление технологическими процессами по стирке белья.
Отличием является то, для оказания ряда бытовых услуг не требуется специальная технологическая подготовка, которую обеспечивает СПО. Это распространяется на такие виды услуг, как услуги по окраске, ремонту и пошиву обуви; услуги по изготовлению и ремонту мебели; услуги по изготовлению и ремонту металлоизделий.
Определенным «пробелом» при подготовке специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в сфере бытового обслуживания, можно считать отсутствие стандартов по специальностям, в той или иной степени связанным с техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, машин и оборудования. По нашему мнению, на этих специалистов могут быть возложены функции орга-
низации и регулирования технологических процессов, а также отдельные управленческие функции.
Дадим характеристику федеральным государственным образовательным стандартам начального профессионального образования с точки зрения их соответствия требования, предъявляемым к рабочим профессиям для сферы бытового обслуживания населения.
ФГОС НПО строится по принципу, общему для всех образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения. Это предполагает, что выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по профессии, должен обладать набором общих и профессиональных компетенций.
Общие компетенции, как правило, идентичны для всех ФГОС НПО и включают в себя следующие способности:
• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
• организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
• анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
• осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
• работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
• для юношей: исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. Профессиональные компетенции в целом соответствуют основным видам профессиональной деятельности, указанным в ФГОС НПО.
Основные профессиональные образовательные программы по профессии НПО предусматривают изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального и профессионального.
64 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Анализ соответствия видов трудовой деятельности...
Общепрофессиональный цикл направлен на освоение общих и части профессиональных компетенций и состоит в основном из общепрофессиональных дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля обычно входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся производственное обучение и (или) производственная практика.
Обучение общепрофессиональным дисциплинам основывается на принципе
«уметь — знать», а профессиональным дисциплинам (циклам) — «иметь практический опыт — уметь — знать».
Основные выводы и результаты
Основным результатом проведенного исследования стало сопоставление приобретаемых практических навыков в ходе подготовки рабочих, специалистов и бакалавров по образовательным программам ВПО, СПО и НПО в рамках профессиональной деятельности в сфере бытового обслуживания населения. На основе полученной информации можно разработать модель продолженного профессионального образования в сфере сервиса и бытового обслуживания населения (таблица 4).
Таблица 4
Модель продолженного профессионального образования в сфере сервиса (на примере бытового обслуживания населения)
Виды профессионалы ной деятельности Образовательные уровни
начальное профессиональное образование среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование
Ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив кожаных изделий • Обувщик • Раскройщик материалов • Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи (технолог-конструктор; технолог-конструктор углубленной подготовки) • Конструирование изделий легкой промышленности (бакалавр)
Ремонт и пошив швейных и меховых изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий • Скорняк • Закройщик • Портной • Вязальщица текстильно-галантерейных изделий • Конструирование, моделирование и технология изделий из меха (технолог-конструктор; технолог-конструктор углубленной подготовки) • Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (технолог-конструктор; технолог-конструктор углубленной подготовки) • Конструирование изделий легкой промышленности (бакалавр) • Технологии и проектирование текстильных изделий (бакалавр)
Ремонт и техническое обслужива ние бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий • Слесарь • Сборщик изделий электронной техники • Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов • Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (техник, старший техник) • Радиоэлектронные приборные устройства (техник) • Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании (техник-механик, старший техник-механик) • Конструирование и технология электронных средств (бакалавр) • Технологические машины и оборудование (бакалавр)
Химическая чистка и крашение • Аппаратчик химической чистки • Сервис по химической обработке изделий (технолог) • Химическая технология (бакалавр)
Изготовление и ремонт мебели • Обойщик мебели • Мастер столярного и мебельного производства • Дизайн по отраслям (дизайнер; дизайнер углубленной подготовки) • Дизайн (бакалавр)
Ремонт и строительство жилья и других построек • Мастер общестроительных работ • Мастер отделочных строительных работ • Дизайн по отраслям (дизайнер; дизайнер углубленной подготовки) • Дизайн (бакалавр)
65
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Окончание табл. 4
Виды профессионалы ной деятельности Образовательные уровни
начальное профессиональное образование среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование
Услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий • Фотограф • Техника и искусство фотографии (фототехник, фотохудожник) • Сервис (бакалавр, магистр)
Парикмахерские и косметические услуги • Парикмахер • Парикмахерское искусство (технолог, модельер-художник) Прикладная эстетика (технолог-эстетист) Стилистика и искусство визажа (визажист-стилист)
Ритуальные услуги — • Ритуальный сервис (специалист по ритуальному сервису)
Предложенная модель носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, то есть индикаторами достижения
соответствующей квалификации выступают приобретаемые практические навыки в рамках каждого образовательного уровня.
Литература
1. Платонова Н.А., Бушуева И.В., Кривошеева Т.М., Харитонова ТВ. Мониторинг контроля и оценки качества образования. Монография. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2013.
2. Федулин А.А., Платонова Н.А., Кривошеева Т.М., Харитонова ТВ. Практика внедрения общественного мониторинга контроля и оценки качества образования. Монография. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2013.
3. Papandreou A. An Application of the Projects Approach to EFL // English Teaching Forum. 1994. Vol. 32. №3. P 41-42.
ANALYSIS OF THE RELEVANCE OF WORK TYPES IN THE FIELD OF SERVICE AND CONSUMER SERVICES TO THE STANDARDS OF PROFESSIONAL EDUCATION
Pogrebova Elena Sergeevna, Ph.D. (Candidate of Sciences) in Economics, Associate Professor [email protected], Russian State University of Tourism and Service,
Moscow, Russian Federation
This article was prepared according to the results of the scientific research conducted at Russian State University of Tourism and Service in the framework of the research project «Development of the project sectoral qualifications framework in the field of public services». The need to develop sectoral qualification frameworks is due to the need of the strategy of learning throughout life in the light of technical, technological, economic and other changes in service in general and consumer services in particular. Detailed design of the project was preceded by an exploratory phase, which main objectives were: 1) the study of the content of the federal state educational standards of primary, higher and vocational education in relation to the area of service and consumer services by parameters such as the type and characteristics of the professional activity of graduates and professional competences; 2) identification of ways to achieve the appropriate level of qualification by type of employment in consumer services by major industry groups in services in accordance with the levels of the educational system (VPO, SPO, NPO).
66
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Анализ соответствия видов трудовой деятельности...
The results obtained by the authors at the research stage formed the basis of this article. The empirical base of the study was the educational standards of professional education, which can be used directly or indirectly for the analysis of the requirements for professional activities of employees in the service, especially public services. Particular attention is paid to appropriate content types of jobs in the service and consumer services, for which the requirements are set out in the drafts of improved federal state educational standards of higher education. The result of the study was the authors’ model of continued professional education in the field of services and consumer services.
Keywords: educational standards, professional standards, sectoral qualification framework, consumer services
References
1. Platonova N.A., Bushueva I.V., Krivosheeva T.M., Kharitonova T.V. Monitoring kontrolia i otsenki kachestva obrazovaniia [Monitoring of the controlling and evaluation of education quality]. Monografiia. M.: FGBOU VPO «RGUTiS», 2013.
2. Fedulin A.A., Platonova N.A., Krivosheeva T.M., Kharitonova T. V. Praktika vnedreniia obshchestvennogo monitoringa kontrolia i otsenki kachestva obrazovaniia [The practice of introducing public monitoring of controlling and evaluation of education quality]. Monografiia. M.: FGBOU VPO «RGUTiS», 2013.
3. Papandreou A. An Application of the Projects Approach to EFL // English Teaching Forum. 1994. Vol. 32. №3. PP. 41-42.
67