Научная статья на тему 'Способы реального сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов по образовательным программам колледжа'

Способы реального сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов по образовательным программам колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
990
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА / КАРТОЧКИ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА / competition / competence / federal state educational standard / professional standard / professional standard passport / work activities card / description of professional standard units

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попкова Лариса Павловна

Формирование и развитие профессионала как активного субъекта на этапе профессиональной подготовки невозможно без разработки образовательных и профессиональных стандартов, без разрешения проблемы их сопряжения, а также без выбора адекватной научной основы их компонентов и содержания. Ссылаясь на профессиональный стандарт, образовательная организация нуждается в подтверждении оснований для утверждения соответствия образовательной программы требованиям профессионального стандарта. В статье рассматриваются подходы образовательной организации (Технологического колледжа ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) к формированию способов соответствия требований к квалификации выпускников посредством образовательного и профессионального стандартов. Освещаются предпосылки, положенные в основу данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попкова Лариса Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION MEANS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS AND PROFESSIONAL STANDARDS OF COLLEGE EDUCATIONAL PROGRAMS

The development of a professional as an active subject in the professional training is not possible without the elaboration of educational and professional standards, without solving the problem of their integration, and without providing an adequate scientific basis for their components and content. Referring to a professional standard, the educational organization needs to confirm the basis for the approval of educational program compliance with the requirements of a professional standard. The article discusses different approaches of the educational organization (Technological College of h'ederal State State-T'inanced Educational Institution of Higher Professional Education "South Ural State University" (National Research University) to providing compliance with requirements for qualification of graduates through the educational and professional standards. The assumptions tinder lying the issue are also analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Способы реального сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов по образовательным программам колледжа»

55

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014

УДК 377 77./7. Попкова

L. Popkova

СПОСОБЫ РЕАЛЬНОГО СОПРЯЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ КОЛЛЕДЖА

Формирование и развитие профессионала как активного субъекта на этапе профессиональной подготовки невозможно без разработки образовательных и профессиональных стандартов. без разрешения проблемы их сопряжения, а также без выбора адекватной научной основы их компонентов и содержания.

Ссылаясь на профессиональный стандарт, образовательная организация нуждается в подтверждении оснований для утвер ждения соответствия образовательной программы требованиям профессионального стандарта.

В статье рассматриваются подходы образовательной организации (Технологического колледжа ФЕНОУ ВПО Н)Ур]'У (НИУ) к формированию способов соответствия требований к квалификации выпускников посредством образовательного и профессионального стандартов. Освещаются предпосылки, положенные в основу данного вопроса.

Ключевые аюва: конкуренция, компетентность, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, паспорт профессионального стандарта, карточки видов трудовой деятельности, описание единиц профессионального стандарта.

INTEGRATION MEANS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS AND PROFESSIONAL STANDARDS OF COLLEGE EDUCATIONAL PROGRAMS

The development of a professional as an active subject in the professional training is not possible without the elaboration of educational and professional standards, without solving the problem of their integration, and without providing an adequate scientific basis for their components and content.

Referring to a professional standard, the educational organization needs to confirm the basis for the approval of educational program compliance with the requirements of a professional standard.

The article discusses different approaches of the educational organization (Technological College of Eederal State State-h'inanced Educational Institution of Higher Professional Education "South Ural State University" (National Research University) to providing compliance with requirements for qualification of graduates through the educational and professional standards. The assumptions underlying the issue are also analyzed in this article.

Keywords: competition, competence, federal state educational standard, professional standard, professional standard passport, work activities card, description of professional standard units.

Рынок труда требует формирования у специалистов профессиональной компетентности и конкурентоспособности. Конкурентоспособный специалист - это личность, обладающая гибким мышлением, готовая к профессиональном} рост}-.

Сегодня востребована самостоятельная, компетентная, конкурентоспособная, творческая личность, готовая к генерированию новых идей и адекватно реагирующая на изменения в профессиональной и социальной сфере. Понятие «компетентность» раскрывает общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.

Глобальная конкуренция в возрастающей степени захватывает сферы профессионального образования. Это означает, что качество образовательных услуг и интеллектуальных продуктов образовательных организаций уже нс может оцениваться внутри национальных и региональных образовательных систем. И чтобы достичь успеха, образовательные организации должны нс просто повышать уровень образования, но и обеспечить международную сопоставимость образовательных программ и результатов обучения, включаться в межнациональные профессиональные сети и потоки академической мобильности.

Ускоряющаяся динамика структурных изменений в экономике обусловила также

56

№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

необходимость постоянного обновления содержания профессионального образования, что потребовало принятия федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) нового поколения для всех уровней профессионального образования. После трехлетнего обсуждения был принят Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)», устанавливающий понятие «федерального государственного образовательного стандарта» и его структуры.

ФГОС предусматривает деление основной образовательной программы на обязательную (базовую) часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (вариативную) (в отличие от прежнего деления образовательной программы на компоненты (федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

Федеральные государственные образовательные стандарты содержат весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений.

Почему возникла необходимость перевода СПО на образовательные стандарты нового поколения? В п. 1. ст. 7. Закона Российской Федерации «Об образовании» (в рсд. Федерального закона от I декабря 2007 г.№ 309-ФЗ) Федеральные государственные образовательные стандарты определяются как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ различного уровня Пункт 4 ст. 7 указанного закона констатирует, что Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:

к структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса:

условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям:

результатам освоения основных образовательных программ.

Таким образом, новое поколение федеральных государственных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим

компонентом становятся характеристики (виды) профессиональной деятельности выпускников.

Разработка профессионального стандарта (далее ПС) - полностью соответствующего требованиям, предъявляемым работодателями к квалификации выпускников и персонала по конкретной профессии, диктуется ситуацией в экономической среде, когда востребован специалист с новым профессиональным мировоззрением, способный осваивать и применять на практике новые технологии, быть достаточно компетентным.

Проблема заключается в отсутствии системной и полноценной взаимосвязи требований работодателей к квалификации персонала, которая порождает существенный дисбаланс между требованиями к специалистам и качеством их подготовки.

Формирование и развитие профессионала как активного субъекта невозможно без разработки профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты (ПС) - это минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом производительности и качества выполняемых работ в определенной отрасли экономики.

25 июня 2007 г. между Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Министерством образования и науки РФ подписано соглашение о взаимодействии сторон в области развития образования и повышения качества трудовых ресурсов. Соглашение предполагает, что ПС, разработанные РСПП с участием отраслевых объединений работодателей и профессиональных сообществ, лягут в основу создания соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ.

По инициативе РСПП создано Национальное агентство развития квалификации (НАРК), координирующее разработку и внедрение национальной рамки квалификации. В июне 2007 г. РСПП утвердил макет профессионального стандарта 11; 21, который рекомендован для использования при разработке профессиональных стандартов, а также процедуры их утверждения и регистрации.

Профессиональный стандарт, разрабатываемый для любой из отраслей экономики включает (табл.1):

общие положения:

паспорт профессионального стандарта;

карточки видов трудовой деятельности:

описание единиц профессионального стандарта.

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014

57

Общие положения профессионального стандарта раскрывают область его применения и обозначения терминов, определений и используемых сокращений, применяемых в данном документе.

В паспорте профессионального стандарта указывается вид экономической деятельности в соответствии с определениями и кодами, принятыми в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Содержание требований работодателей к специалисту описываются в карточках видов трудовой деятельности как целостных производственных функций, образованных единицами профессионального стандарта.

Описание единиц профессионального стандарта, указанных в карточке вида трудовой деятельности. позволяет сформировать подробную их характеристик} , поскольку приводится перечень основных производственных действий работника, образующих данную единиц} профессионального стандарта, перечень основных инструментов, оборудования, приспособлений.

используемых работником при выполнении единицы профессионального стандарта, указываются объекты, с которыми приходится иметь дело работник} при выполнении данной трудовой функции, то сеть то, на что направлен его труд, отмечаются иные условия работы, характеризующие квалификационный уровень данной единицы профессионального стандарта, а также приводятся перечни необходимых для выполнения данной единицы профессионального стандарта профессиональных знаний и умений.

Каждая единица профессионального стандарта (табл. 2) соответствует конкретной трудовой функции и содержит измеряемые требования к качеств} се выполнения. Таким образом, ПС включает все требования к исполнителю профессиональной деятельности.

ПС интегрирует в себя также описание этических норм деятельности, обязательных к принятию и соблюдению всеми членами профессионального сообщества (требования к уровню развития профессионально - важных, личностных качеств работника и т. д.).

Таблица 1

Структура ФГОС и ПС

Структура ФГОС 3 поколения Структура ПС

1. Область применения 1. Область применения профессионального стандарта

2. Термины, определения, обозначения, сокращения 2. Термины, определения и используемые сокращения

3. Общие положения 3. Общие положения

4. Общая характеристика специальности 4. Паспорт профессионального стандарта

5. Требования к результатам освоения ОПОП НПО, СПО 5. Карточки видов тру довой деятельности

6 Требования к структуре ОПОП НПО, СПО

7. Требования к разработке ОПОП НПО, СПО

8. Требования к условиям реализации ОПОП НПО, СПО

9. Оценка качества подготовки выпускников 6. Описание единиц профессионального стандарта

Условия реального сопряжения ФГОС и ПС (табл. 2) показывают, что образовательные стандарты всех уровней должны формироваться с учетом профессиональных (квалификационных) требований работодателей по видам трудовой

деятельности, а новые профессиональные стандарты, разрабатываемые в соответствии с потребностями рынка труда и требованиями бизнес-сообществ должны пополнять национальную систем} стандартизации профессий

Таблица 2

№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Содержание ФГОС и ПС

ФГОС 3 поколения

ПС

1. Требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (результатов образования) представлены в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные).

2. Основные виды профессиональной деятельности разрабатываются совместно с работодателями с учетом предъявляемых компетенций.

3. Обязательная часть профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять 70%. вариативная часть - 30%, что создаст условия для углубления подготовки, формирования дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

4. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением самостоятел ьно.

5. Основные виды профессиональной деятельности разрабатываются совместно с работодателями.

6. Качество подготовки обучающихся и выпускников определяется уровнем освоения ими дисциплин и компетенции

1. В структуре ПС отражены область применения, виды трудовой деятельности по квалификационным уровням, их связь с действующими нормативными документами, описание единиц стандарта для каждого уровня, требования к профессиональным компетенциям в соответствии с видом экономической деятельности по профессии или должности.

2. Описание каждого квалификационного уровня в зависимости от вида трудовой деятельности включает: обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности; возможные места работы; условия труда; требования к профессиональном) образованию и обучению работника; необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию; требования к практическому опыту работы; особые условия допуска к работе.

3. Единица профессионального стандарта как

структурный его элемент содержит развернутую характеристик) вида трудовой функции в соответствии с перечнем и отражает следующие критерии: основные трудовые действия; средства труда; предметы труда; другие характеристики квалификационного уровня (например, нестандартность, ответственность, самостоятсль-ность); необходимые знания и умения______

В среде работодателей постепенно формируется понимание необходимости разработки и практического применения профессиональных стандартов, поскольку профессиональный стандарт представляет собой подробную характеристик) уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, выраженную в терминах компетенций. Именно через компетенции, понимаемые как способность (готовность) личности применять знания, умения, отношения и практический опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях, в стандарте описываются требования сферы труда к работникам и результаты, которые должны быть достигнуты ими для соответствия этим требованиям.

Профессиональные стандарты позволяют устанавливать и поддерживать инструкции для персонала. Они составляют основ) для аттестации и сертификации работников по единым критериям. Содержащиеся в них требования к выполнению работниками трудовых функций позволяют

определить цели, структуру, содержание образовательных стандартов профессионального образования и модульных образовательных программ, основанных на компетенциях.

В результате, профессиональные стандарты становятся эффективным механизмом формулирования требований сферы труда к квалификации персонала.

Таким образом, профессиональные стандарты позволяют

работодателям:

формулировать требования к профессии;

проводить оценку квалификации работников, а также выпускников;

решать широкий круг задач в области управления персоналом (разработка систем мотивации и стимулирования, должностных инструкций и др );

сфере образования:

выстраивать систем)- оценки качества образования в соответствии с требованиями работодателей;

разрабатывать образовательные стандарты;

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014

59

работникам:

стандарты важны для управления собственной карьерой;

специалист, сертифицированный в соответствии со стандартом профессионального сообщества, становится конвертируемым (приобретает конкурентоспособность);

государству:

стандарты полезны для формирования политики в области занятости населения.

ФГОС по профессии «Парикмахер» |4| разработан при участии Технологического колледжа ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ), при этом были учтены требования работодателей, сформированные в проекте профессионального стандарта по профессии «Парикмахер» |3| (табл. 3).

Таблица 3

Сопряжение требований ФГОС и ПС по образовательной программе и профессии «Парикмахер»

Требования ФГОС по профессии «Парикмахер»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требования ПС по профессии «Парикмахер»

Обучающийся по профессии «Парикмахер» готовится к следующим видам деятельности:

5.2.1. Выполнение стрижек и укладок волос.

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 1.2. Выполнять мытье и профилактический уход за волосами.

ПК 1.3. Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские).

ПК 1.4. Выполнять укладки волос.

ПК 1.5. Выполнять бритье и стрижку усов, бороды, бакенбард.

ПК 1.6. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.2. Выполнение химической завивки волос: ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 2.2. Выполнять химические завивки волос различными способами.

ПК 2.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.3. Выполнение окрашивания волос:

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 3.2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.

ПК 3.3. Выполнять колорированис волос.

ПК 3.4. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.4. Оформление причесок:

ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами.

ПК 4.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов

Вид трудовой деятельности для 4 квалификационного уровня - выполнение типовых парикмахерских услуг включает следующие единицы профессионального стандарта:

А/4. Подготовительные работы по обслуживанию клиентов:

А. 1/4. Организовывать рабочее место парикмахера

А.2/4. Выявлять потребности клиента в парикмахерской услуге

А.3/4. Выполнять мытье головы и профилактический уход за волосами

A. 4/4. Выполнять массаж головы

В/4. Выполнение парикмахерских работ:

B. 1/4. Выполнять классические стрижки волос. В.2/4. Выполнять простые укладки волос.

В.3/4. Выполнять химическую завивку волос.

В.4/4. Выполнять окрашивание волос

В.5/4. Выполнять прически с моделирующими

элементами.

В.6/4. Выполнять бритье лица и головы стрижку усов, бороды, бакенбард.

B. 7/4. Выполнять работы с накладками и париками.

С/4. Заключительные работы по обслуживанию клиентов.

C. 1/4. Обсуждать с клиентом качество выполненной услуги и оформлять рабочий лист.

С.2/4. Консультировать клиента по вопросам применения профессиональных препаратов для волос, подбирать индивидуальные препараты для ухода и укладки волос в домашних условиях

Механизмы сопряжения ФГОС и ПС по образовательной программе и профессии «Парикмахер» очевидны и прослеживаются через:

реальное наполнение образовательного и профессионального стандартов, содержащее

компстентностный подход к профессиональному образованию, удовлетворяющему требованиям профессионального стандарта, поскольку ориентация направлена на тс компетенции, которыми должен обладать выпускник;

60

№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

формирование компетенций по видам профессиональной деятельности, согласованных с работодателем;

удовлетворение требований государства к обеспечению уровня квалификации выпускников.

Проблема стыковки профессиональных требований и образовательных стандартов особенно актуальна, поскольку востребованы специалисты, способные удовлетворить запросы работодателей.

Примечания

1. Макет профессионального стандарта : у тв. распоряжением Президента РСПП № ПР-46 от 28 июня 2007 г

2. Положение о профессиональном стандарте : у тв. распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 г

3. Проект профессионального стандарта «Парикмахер», вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности): Предоставление услу г парикмахерскими и салонами красоты; квалификационный у ровень - 4,5; код ВЭД: 93.02 : разработан АНО Центр развития образования и сертификации персонала «Универсум», г.Чс.лябинск, 2010.

4. Федеральный госу дарственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер : утв. приказом Министерства образования и нау ки Российской Федерации от 12 мая 2010 г. № 489.

5. http://edu.rspp.ги/site.хр/056049124055057 htm 1

ПОПКОВА Лариса Павловна, заместитель директора по научно-методической работе и информационным технологиям, Технологический колледж, Южно-Уральский государственный университет (НИУ). E-mail: popkovaJp'iTjnai.ru

Popkova Larissa, Vice-director on Science, Methodology and Infomiation Technology , Technological College, South Ural State University” (NRU). E-mail: popkovajp ^mai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.