ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378.001 DOI: 10.12737/21133
к вопросу разработки новых стандартов
КАК ОСНОВНОГО КРИТЕРИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАзОВАНИЯ
Зворыкина Татьяна Ивановна, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра научных исследований и технического регулирования в сфере услуг Института региональных экономических исследований, Председатель ТК346Росстандарта, [email protected], Москва, Российская Федерация,
Сильчева Людмила Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», [email protected], Москва, Российская Федерация,
Гогаева Ольга Витальевна, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и конструирования швейных изделий, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», [email protected], г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
Статья посвящена вопросу разработки новых профессиональных стандартов с целью повышения качества профессионального образования. Современное поколение стандартов профессионального образования позволит разрабатывать и новейшие образовательные программы. Одинаковые требования ко всем аспектам профессиональной деятельности дают возможность поддерживать необходимый уровень соответствия качества труда на предприятиях отрасли, реализовывать потребности в обучении и своевременное повышение квалификации и аттестации персонала, разрабатывать новые программы обучения, внедрять современные технологии обучения, которые бы основывались на компетенциях, регулярно проводить независимый контроль результатов обучения, сформировать совершенно новый классификатор профессий, а также разработать систему комплексного непрерывного профессионального образования. На данном этапе, в зависимости от степени значимости деятельности предприятий сферы услуг, чтобы повысить качество жизни населения, в России принято и активно реализовывается множество Федеральных целевых программ, таких как: «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации на 2011—2018 годы», «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года», «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и другие документы. Социально-экономическое развитие ведущих стран показывает, что существует взаимосвязь между качественно новым уровнем экономики и мобилизацией интенсивных источников роста, усиливается значимость использования высокопрофессиональных кадров и введения системы оценки профессиональных квалификаций. В настоящее время существует множество форм поддержки профессионального уровня исполнителей предоставляемых услуг. Ключевым инструментом для формирования профессиональных требований к специалистам, работникам, мастерам и др. являются профессиональные стандарты. Развивающиеся рыночные процессы в сфере услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам и воздействие профессионального сообщества дают возможность утверждать, что при конкуренции качество предоставляемых услуг значительно повышается, причем основным критерием при оценке качества служит квалификация исполнителей. Зарубежный и отечественный опыт показывают, что в настоящих условиях социально экономического развития разработка профессионального стандарта «Специалист по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам» становится чрезвычайно важной и актуальной. Разработка профессионального стандарта будет учитывать реальную специфику услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам, отражать современные виды деятельности специалиста в области индустрии моды и красоты. Профессиональный стандарт будет полно
и четко описывать требования к специалистам, давать представление о комплекте нормативных документов, регулирующих эту деятельность.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, качество образования, критерии качества услуг, сфера услуг, качество жизни профессиональные требования, квалификация специалистов
В последнее время вопросы повышения эффективности и качества российского профессионального образования являются наиболее важными для развития современного общества. Реализация данных вопросов связана с необходимостью использования определенных механизмов, позволяющих реально обеспечить повышение качества подготовки профессиональных работников. К таким механизмам относятся новые профессиональные стандарты, позволяющие установить требования к условиям труда и к его содержанию, а также к квалификации и компетенциям работников с учетом различных квалификационных уровней [1].
Применение новых стандартов профессионального образования дает возможность разрабатывать и инновационные образовательные программы.
Одинаковые требования ко всем аспектам профессиональной деятельности позволяют поддерживать необходимый уровень соответствия качества труда на предприятиях отрасли, реализовывать потребности в обучении и своевременном повышении квалификации и аттестации персонала, разрабатывать новые программы обучения, внедрять современные технологии обучения, основанные на компетенциях, создать совершенно новый классификатор профессий, проводить независимую оценку результатов обучения, а также сформировать систему непрерывного профессионального образования. [2].
Все работники и руководители отрасли должны соответствовать профессиональному стандарту, который является необходимым профессиональным минимумом. Предприятия и компании имеют возможность использовать этот стандарт в качестве основы для создания своих внутренних (корпоративных) стандартов.
Использование профессиональных стандартов предоставляет явные преимущества для работников, заинтересованных работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием [3].
В таблице 1 представлены критерии, предъявляемые различными заинтересованными в профессиональных стандартах сторонами.
Разрабатывая профессиональные стандарты, необходимо реализовывать в них следующие принципы [4]:
• учет особенностей постиндустриального общества, которые характеризуются ростом неопределенности и ускорением темпа технологических изменений, интенсивными изменениями рыночных и потребительских требований, а также переменами в системе организации труда, приводящими к изменению критериев к работникам, которым в свою очередь необходимо адаптироваться, ориентироваться на постоянное самосовершенствование и обучение;
• учет тенденций в международном сообществе при разработке соответствующих профессиональных стандартов;
Таблица 1
Критерии, предъявляемые различными заинтересованными в профессиональных стандартах сторонами
Работодатель Работник Образовательные учреждения
• выбор качественного персонала на рынке труда; • обеспечение качества труда персонала; • обеспечение роста персонала в профессиональном отношении; • поддержание и улучшение качества соответствующего стандартам в организации при помощи контроля и при росте профессионализма работников; • повышение мотивации персонала в организации; • рост эффективности, обеспечение стабильности и качества труда, повышение результатов экономического характера. • определение направлений (задач) профессионального обучения и совершенствования, а также собственного профессионального уровня; • эффективное функционирование на предприятии; • обеспечение конкурентоспособности на рынке труда, существенное сокращение сроков поиска подходящей работы; • карьерный рост плюс увеличение доходов. • разработка образовательных программ, • разработка учебных планов, профессиональных курсов обучения и учебно-методических разработок, рассчитанных на различные целевые группы (студентов систем профессионального образования, взрослого населения, которому необходимо совершенствование компетенций, безработных граждан, находящихся в поиске работы и т.д.).
• одинаковые критерии формулировки и измеримость требований, присутствующих в стандарте;
• указание в стандартах деятельности профессионального характера только основных трудовых функций;
• опыт успешных компаний, предприятий и организаций, которые являются ведущими в отрасли и ориентированы на будущее, а также конкурентоспособность на национальном и мировом уровне и качественное выполнение трудовых функций.
Чтобы решить задачу повышения качества жизни населения, учитывая необходимость деятельности предприятий сферы услуг, в настоящее время в России принято и активно реализуется множество Федеральных целевых программ, таких как «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации на 2011—2018 годы», «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года», «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и другие документы [3].
Особое место среди современных услуг населению занимают бытовые услуги. Они создают более высокий уровень комфорта, освобождают время для занятий по собственному развитию,
воспитанию детей и сохранению порядка в доме. Данные Росстата за 2014 год свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес от объема реализации приходится на услуги, связанные с ремонтом транспортных средств и ремонтом и строительством жилья, а также транспортных средств. Услуги, связанные с ремонтом и пошивом швейных изделий из различных материалов, головных уборов и изделий текстильной галантереи, услуги, связанные с ремонтом, пошивом и вязанием трикотажных изделий, занимают не лидирующее, но вполне значимое место среди всех бытовых услуг (рис. 1).
Несмотря на то, что услуги, связанные с ремонтом и пошивом швейных изделий из различных материалов, головных уборов и изделий текстильной галантереи, услуги, связанные с ремонтом, пошивом и вязанием трикотажных изделий, занимают незначительное место в столичном регионе, тем не менее, они являются одними из социально значимых в Российской Федерации.
Прослеживается тенденция снижения спроса на данные услуги. Это связано с рядом объективных причин, основными среди которых являются: наполнение рынка швейных изделий дешевыми товарами зарубежного производства и наличием доступных товаров серийно изготовленных отечественного производства.
Ремонт и пошив одежды - 1,8%
Ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий - 3,9%
Рис. 1. Распределение объемов бытовых услуг, Москва
Анализ данных показал, что наиболее востребованными в этом сегменте услуг являются услуги не по пошиву, а по ремонту швейных и трикотажных изделий, а также предлагаемые элитные услуги всему населению и компаниям, формирующим свой имидж путем изготовления индивидуальной одежды людям с нестандартной фигурой. Обычные жители крупных городов сегодня все реже предпочитают одежду, пошитую по индивидуальному заказу в ателье или Доме моды. Ремонт одежды — услуга, востребованная везде всеми слоями населения. В 2014 году услуги по ремонту в регионах России развивались достаточно успешно, и их темпы роста в сопоставимых ценах составили 118,1%. Спрос на услуги по ремонту сохраняется постоянно, потому что покупательский интерес населения увеличивается.
Характеристика развития услуг по пошиву и ремонту одежды отражает потребность в профессиональных кадрах. Наиболее востребованными становятся специалисты, имеющие навыки, умения и знания в области высокой моды, и специалисты ремонтных предприятий, обладающие приемами ремонта изделий. Общая оценка рынка и предпринимательской активности свидетельствует о необходимости подготовки высококвалифицированных кадров в направлении индивидуального пошива элитной и специальной одежды, а также ремонта изделий.
По результатам социологических опросов, проведенных в столичном регионе, более 50% жителей считают, что предприятий и квалифицированных специалистов по ремонту и пошиву одежды и головных уборов недостаточно. В связи с этим при развитии предпринимательской деятельности в данном сегменте услуг необходимо учитывать роль и возможности использования профессионалов в условиях видоизмененной рыночной конъюнктуры. Действенную роль в решении данной проблемы по формированию высококлассных специалистов в области ремонта и пошива одежды должны сыграть профессиональные стандарты.
Социально-экономическое развитие ведущих стран показывает, что существует взаимосвязь между качественно новым уровнем экономики и мобилизацией интенсивных источников роста, усиливается значимость использования высокопрофессиональных кадров и введения системы оценки профессиональных квалификаций. В настоящее время существует множество форм поддержки профессионального
уровня исполнителей предоставляемых услуг. Ключевым инструментом для формирования профессиональных требований к специалистам, работникам, мастерам и др. являются профессиональные стандарты.
Наряду с международными национальными стандартами в настоящее время активно проводится работа по формированию отечественных профессиональных стандартов для сферы услуг. Это действующие (вошедшие в реестр) стандарты, регламентирующие профессиональные требования к специалистам по организации послепродажного обслуживания и сервиса, специалистам индустрии красоты, дизайнерам детской одежды и обуви, фотографам (всего семь стандартов по состоянию на 15 мая 2015 г.).
Содержание планируемого к разработке профессионального стандарта «Специалист по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам», безусловно, должно быть гармонизировано с аналогичными стандартами для сферы бытовых услуг.
Основными сферами применения исследуемого профессионального стандарта для сферы бытовых услуг являются:
• решение задач в области управления персоналом (разработка корпоративных стандартов, систем мотивации персонала, должностных инструкций; подбор персонала; планирование карьеры);
• процедуры стандартизации и унификации в пределах вида экономической деятельности (согласование должностей, упорядочивание основных направлений трудовой деятельности, установление требований к содержанию и соответствующему качеству профессиональной деятельности и пр.) при учете специфики (для конкретного вида профессиональной деятельности);
• оценка и сертификация квалификаций работников по организации обслуживания в рамках конкретных видов деятельности;
• формирование государственных стандартов в сфере образования и профессиональных образовательных программ, а также разработка соответствующих учебно-методических материалов к этим программам.
Рассматривая новые профессиональные стандарты, следует отметить назначение, цели и задачи, которые они реализуют (рис. 2).
Управление сферой бытовых услуг, в том числе услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных
Рис. 2. Назначение, цели и задачи профессиональных стандартов
профессиональные СТАНДАРТЫ
НАЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТОВ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТОВ
• выбор квалифицированных специалистов на рынке труда, • определение требований к оценке при принятии на работу; • обеспечение необходимого качества труда персонала, а также соответствия выполняемых персоналом функций необходимым требованиям; • обеспечение профессионального роста персонала; • улучшение деятельности организации через контроль и повышение профессионализма своих работников. • определение соответствующего профессионального уровня, а также совершенствование профессионального обучения; • эффективное функционирование предприятия; • обеспечение востребованности работников на рынке труда и сокращение сроков поиска работы.
изделий по индивидуальным заказам», на государственном уровне осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации, на региональном уровне его проводят органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Кроме того, на национальном уровне принимают участие в регулировании развития сферы бытовых услуг Ремесленная палата Российской Федерации, Региональная Ассоциация «Мульти-Сервис», Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка. Активное воздействие на развитие, а также результативность и качество предоставления услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам оказывают профессиональные объединения предпринимателей и бизнес-сообщества. На базе многих из них созданы учебные центры и консалтинговые службы. Эффективно работают такие структуры, как НП «Столичная сервисная служба — Лига индустрии Моды», Союз дизайнеров Москвы и др.
Деятельность в области предоставления услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам», регулируется на основе действующих нормативных правовых актов, а также на основе реализации целевых программ. Наряду с уже упоминавшимися в статье федеральными целевыми программами, на территории России эффективно применяются региональные программы. Так, в Москве принята и реализуется Подпрограмма «Обеспечение эффективности и качества потребительских
услуг для населения», которая является составной частью Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на 2012—2018 годы» (программа актуализирована постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2014 г. № 802-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП»).
Несмотря на имеющиеся положительные сдвиги, сфера услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам в России все-таки отстает от более развитых постиндустриальных стран.
Это говорит о необходимости совершенствований форм и инструментов регулирования развития сферы данного вида услуг в России через систему взаимосвязанных нормативных документов (международных, региональных и национальных стандартов, классификаторов), их грамотного применения на местах оказания услуг.
В настоящее время базовыми документами, определяющими требования к качеству услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам, являются национальные стандарты Российской Федерации [4]:
• ГОСТ Р 51306—99 Услуги бытовые. Услуги по ремонту и пошиву швейных изделий. Общие технические условия. (Everyday services. Sewing and repair of clothes made to measure. General specifications). Группа Т50. ОКС 03.080.30, ОКСТУ 0131;
• ГОСТ Р 51307-99 Услуги бытовые. Услуги по ремонту, пошиву и вязанию трикотажных
изделий. Общие технические условия (Everyday services. Sewing and repair of knitted wear to measure. General specifications). Группа Т50. ОКС 03.080.30, ОКСТУ 0131.
Национальные стандарты определяют соответствующие технические требования к услугам, связанным с ремонтом и пошивом швейных изделий, услуги, связанные с ремонтом, пошивом и вязанием трикотажных изделий. Эти стандарты — основа для разработки нормативных документов на пошив (изготовление), ремонт, а также вязание конкретных видов изделий.
В зависимости от методов и форм обслуживания, услуги по моделированию и конструированию швейных, кожаных, меховых, трикотажных изделий по индивидуальным заказам подразделяют на следующие виды:
• обслуживание в стационарных пунктах (прием заказов от потребителя и исполнение услуг осуществляются в Доме моды, Доме моделей, ателье или мастерской);
• выездное обслуживание, при котором все процедуры, связанные с заказом и выдачей заказов потребителя, осуществляются в специализированных приемных пунктах, организациях и в местах, которые указывает потребитель, а исполнение услуги осуществляется в стационарных условиях.
Учитывая, что предоставление качественных услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам и высокий уровень обслуживания оказывается одним из главных показателей уровня комфортности, Технические комитеты по стандартизации Рос-стандарта ТК-346 «Бытовое обслуживание населения» и ТК 342 «Услуги населению» разрабатывают вновь и актуализируют действующие стандарты (ими разработано более 40 национальных и межгосударственных стандартов для всех бытовых услуг).
Развивающиеся рыночные процессы в сфере услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам позволяют утверждать, что при наличии конкуренции значительно повышается качество предоставляемых услуг, причем квалификация исполнителей служит ключевым критерием при оценке качества. Объясняется это тем, что часто потребительская привлекательность салона зависит от «рук мастера», его личного умения оказывать услуги. На современном этапе в регионах страны исполнители
услуг приходят в хорошо оснащенные (технически) предприятия услуг, которые используют как отечественные, так и зарубежные материалы, оборудование, технологии, а также системы, позволяющие применять маркетинговые методы.
Долгосрочный успех любого предприятия сервиса во многом зависит от того, насколько точно исполнители услуг выполняют требования, установленные в нормативной правовой документации, изучают тенденции в мире индустрии моды и красоты, владеют новыми технологиями.
Как показывают исследования, проведенные Институтом региональных экономических исследований, одной из особо важных проблем, связанных с развитием этого сегмента экономики, является отсутствие четкого взаимодействия между требованиями работодателей и той квалификацией исполнителей, которая предлагается на современном рынке труда. Кроме того, в соответствии с действующими нормами работник должен быть аттестован в соответствии с требованиями, предъявляемыми к одной из категорий предприятия [3].
Обязательными условиями для качественного оказания услуги по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам» являются:
• подтвержденный документально соответствующий профессиональный уровень мастерства работника, а также его профессиональное знание требований, касающихся безопасности, правил обслуживания и необходимых санитарных норм;
• наличие соответствующего оборудования, технологий, инструментов и материалов;
• наличие технических и нормативных документов на конкретные виды услуг.
В сфере услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам, применяются документы федерального, регионального уровня и документы, действующие на уровне организации.
Формирование квалификаций в сфере услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам проводится на трех уровнях: на уровне рабочих профессий, уровне подготовки специалистов среднего звена, а также бакалавриата [5,6].
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, которые стараются создать и реализовать услуги красивого сервиса, являются наиболее инициативным элементом в малом бизнесе, который учитывает возрастающие потребности клиентов и создает рабочие места, удобные для населения.
2. Указанный вид сервиса имеет ряд отличительных особенностей, основными из которых являются: социально-культурный характер, зависимость качества и безопасности предоставления услуг от личной квалификации исполнителей, необходимость учета исполнителями физиологических и психологических особенностей потребителей, высокие художественно-технологические требования к специалистам, предоставляющим услуги. На сегодняшний день отсутствует научно обоснованная нормативная база на государственном уровне, отражающая в полной мере особенности и требования к квалификации и профессиональным компетенциям исполнителей услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам. В связи тем, что данный вид деятельности имеет важное социально-экономическое значение и до сих пор не подкреплён современными нормативными документами по регулированию квалификации исполнителей, становится целесообразным и актуальным создание и применение профессионального стандарта.
3. Зарубежный и отечественный опыт показывают, что в современных условиях социально экономического развития разработка профессионального стандарта «Специалист по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам» становится чрезвычайно важной и актуальной.
4. Разработка профессионального стандарта учитывает реальную специфику услуг по моделированию и конструированию швейных, меховых, кожаных, трикотажных изделий по индивидуальным заказам, а также отражает современные виды деятельности специалиста в области индустрии моды и красоты. Профессиональный стандарт полно и четко описывает требования к специалистам, дает представление о комплекте нормативных документов, регулирующих эту деятельность. Данное обстоятельство обеспечивает возможность утверждать, что профессиональный стандарт явится надежным компонентом (как и для всех организаций профессиональной сферы образования, так и для работодателей):
• для оценки необходимого уровня соответствующей квалификации специалистов и качественной подготовки выпускников в сфере обучения профессионального образования;
• формирования государственных стандартов в сфере образования, а также программ для всех уровней профессионального образования, включая обучение персонала непосредственно на предприятиях, разработку материалов для программ;
• решения задач широкого спектра в сфере управления персоналом (разработки должностных инструкций; стандартов предприятия, отбора, подбора и аттестации персонала, систем мотивации и стимулирования персонала, тарификации должностей; планирования карьеры);
• проведения стандартизации и унификации в различных направлениях экономической деятельности (единые требования к соответствующему качеству в профессиональной деятельности, согласование должностей, упорядочивание основных направлений трудовой деятельности и пр.).
Литература
1. Зворыкина Т.И., Мухамеджанова О.Г. Методический подход к разработке профессиональных стандартов в сфере услуг // Стандарты и качество. 2012. № 10. С. 18—24.
2. Зворыкина Т.И. Особенности и современные тенденции развития сферы услуг // Вестник Академии. 2012. № 4. С. 51-59.
3. Зворыкина Т.И., Сильчева Л.В. СПА услуги и их нормативное регулирование // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 2. С. 27-34.
4. Зворыкина Т.И. Международные, региональные и национальные стандарты для сервисных предприятий как инструменты обеспечения качества жизни населения // Материалы II Международной конференции «Предпринимательство и бизнес: инновационный путь развития (25-26 июня 2014 г.). Финансовый университет, кафедра «Экономика организации». М.: Изд-во ФУ, 2014.
5. СильчеваЛ.В., Розаренова Т.В., Донников А.В. Современный подход к управлению качеством подготовки бакалавров // Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы развития российского общества
в период социальной, политической и экономической модернизации». М.: Институт Экономики и культуры, 2013. С. 64-67.
6. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании. Монография. Курск: Изд-во «Наука», 2011.
issue of developing new standards as a main criterion of improving the quality of education
Zvorykina Tat'yana Ivanovna, PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor,
Head of the Center for scientific research and technical regulation in the sphere of services
of the Institute of regional economic research, Chairman of TK346 of Rosstandart, [email protected],
Moscow, Russian Federation,
Sil'cheva Lyudmila Vladimirovna, PhD (Cand. of Sc.) in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of tourism and hotel business Institute of Tourism and Hospitality (Moscow, branch), Russian State University of Tourism and Service, [email protected], Moscow, Russian Federation Gogaeva Ol'ga Vital'evna, PhD (Cand. of Sc.) in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of technology and construction of garments, North Ossetian State University after K.L. Khetagurov, [email protected], Vladikavkaz, Republic of North Ossetia—Alania
The article is devoted to the development of new professional standards aimed at improving the quality of vocational education. A new generation of standards professional education will develop and innovative educational programs. Uniform requirements to professional activity help to maintain the uniform quality of labour in all enterprises of the industry, conduct training needs and improving qualification of personnel and certification of personnel, to develop modular training programmes to introduce new technologies of training based on competencies, to conduct an independent assessment of learning outcomes, to create the new classifier of professions, and to form a coherent system of continuous professional education. Currently, due to the importance of activity of the enterprises of sphere of services to solve the problem of improving the quality of life of the population, Russia has adopted and is implementing various Federal programs, such as Federal target program «Development of domestic and outbound tourism in the Russian Federation for 2011—2018», «bases of state policy in the field of healthy nutrition of the population for the period till 2020», «Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period till 2020» and other documents. The experience of socioeconomic development of leading countries shows that the transition to a qualitatively new level of economy associated with the intensive mobilization of sources of growth, especially with the growing importance of using highly qualified personnel and the introduction of the evaluation system of vocational qualifications. Currently there are many forms of support for professional level performers of services. A key instrument for the formation of professional requirements to the specialists, workers, artists, etc. are of professional standards. Developing market processes in the field of services for the modeling and design of apparel, fur, leather, knitwear for individual orders and the impact of professional community allow us to state that due to competition the quality of services increases significantly, and a key criterion in assessing the quality is the qualification of executors. Foreign and domestic experience shows that in the current conditions of socioeconomic development, development of professional standards «Specialist in modeling and designing sewing, fur, leather, knitwear for individual orders» becomes extremely important. The development of professional standards will take into account the specifics of the actual services for the modeling and design of apparel, fur, leather, knitwear for individual orders to reflect the contemporary activities of a specialist in the field of fashion and beauty. The professional standard will be fully and clearly describe the requirements for specialists, to give an indication of the set of normative documents, regulating this activity.
Keywords: professional standard, quality of education, quality criteria of services, scope of services, quality of life, professional standards, qualification of specialists
References
1. Zvorykina T.I., Mukhamedzhanova O.G. Metodicheskii podkhod k razrabotke professional'nykh standartov v sfere uslug [Methodical approach to the development of professional standards in the service sector] // Standarty i kachestvo [Standards and quality]. 2012. № 10. P. 18-24.
2. Zvorykina T.I. Osobennosti i sovremennye tendentsii razvitiya sfery uslug [Features and modern trends of development of sphere of services] // Vestnik Akademii finansov [Bulletin of Financial University]. 2012. № 4. P. 51-59.
3. Zvorykina T.I., Sil'cheva L.V. SPA uslugi i ikh normativnoe regulirovanie [SPA-services and their regulatory control] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 9. 2015. № 2. P. 27-34.
4. Zvorykina T.I. Mezhdunarodnye, regional'nye i natsional'nye standarty dlya servisnykh predpriyatii kak instrumenty obespecheniya kachestva zhizni naseleniya [International, regional and national standards for service companies as instruments of ensuring quality of life] // Materialy II Mezhdunarodnoi konferentsii «Predprinimatel'stvo i biznes: innovatsionnyi put' razvitiya (25-26 iyunya 2014 g.). Finansovyi universitet, kafedra «Ekonomika organizatsii» [Proccedings of the II International conference «Entrepreneurship and business: an innovative way of development (2526 June 2014). Financial University, Department of economics of organization»]. M.: Izd. FU, 2014.
5. Sil'cheva L.V., Rozarenova T.V., Donnikov A.V. Sovremennyi podkhod k upravleniyu kachestvom podgotovki bakalavrov [Modern approach to the quality management of bachelors' training] // Mezhregional'noi nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Problemy razvitiya rossiiskogo obshchestva v period sotsial'noi, politicheskoi i ekonomicheskoi modernizatsii» [Interregional scientific and practical conference «Problems of development of Russian society in a period of social, political and economic modernization.»]. M.: Institut Ekonomiki i kul'tury [Institute of Economy and culture], 2013. P. 64-67.
6. Lomakina T. Yu., Sergeeva M.G. Innovatsionnaya deyatel'nost' v professional'nom obrazovanii. Monografiya [Innovation in professional education. Monograph]. Kursk: Izd-vo «Nauka», 2011.