СТОЛИЧНЫЙ КОЛЛЕДЖ
МИРОНЕНКО Ю.Д., ПОЛУМОРДВИНОВА А.А., СЕРГЕЕВА Т.А., ТАБОРИДЗЕ Л.В.
В данной статье авторами представлены основные аспекты, позволяющие колледжу развиваться как инновационное образовательное учреждение, вместе с тем, колледж открыт для сотрудничества и всегда работает в режиме ресурсного центра.
In given article authors present the basic aspects allowing college to develop as innovative educational institution, at the same time, the college is opened for cooperation and always works in a mode of the resource center.
В современной прессе не перестают звучать вопросы о нужности среднего профессионального образования. Оснований для этого вполне достаточно. Как в обществе в целом, так и в образовании активно идет процесс «расслоения»: есть образовательные учреждения, которые по разным причинам, часто по непрофессионализму управленцев, не смогли сформировать привлекательный для общества облик. У них проблемы с набором; выпускники с трудом устраиваются на работу; материальная база 30-летней давности, хотя всем ОУ Москвы, начиная с 2005 года (время реструктуризации сети ОУ) была дана равная возможность участия в разнообразных проектах, нацеленных на оснащение современным оборудованием; педагогические коллективы утратили свою былую силу, готовность и способность к встраиванию в новые условия жизни и др.
Однако большая часть московских колледжей и техникумов за годы реформ смогла справиться с утратами и разрушениями, признаками «времен перемен» и приобрести иное лицо. Учебные заведения сумели использовать иммунитет 70-летнего опыта советского и российского профтеха для адаптации к новой социально-экономической ситуации, а внешние факторы использовать для собственного развития. Эти учреждения смогли сформировать сильные команды руководителей, владеющих стратегическими компетенциями, усилить инновационный потенциал педагогических коллективов, пополнить их специалистами из соответствующих отраслей производства и бизнеса, обзавестись поддержкой научных структур, сопровождающих их на пути развития. Благодаря активному участию в Приоритетном национальном проекте «Образование», а также в московских инновационных проектах колледжи создали уникальную материально-техническую базу, которая зачастую превышает уровень оснащения предприятий города. Все это стало серьезным основанием для изменения характера отношений и взаимодействий с теми, кто определяет профессиональную судьбу выпускников колледжей.
Идет формирование института частно-государственного партнерства - объективно необходимого условия успешной модернизации профессионального образования столицы.
Важно подчеркнуть еще одну важную тенденцию. Медленно и трудно, но антропологическая составляющая развития образования все же начинает проявлять себя в отношениях с экономической доминантой, возвращается понимание ценности труда и человека труда -главных нравственных ориентиров профессиональной школы.
Другими словами, в Москве с ее исторической судьбой, с особым укладом жизни и социально-экономической ситуацией начинает складываться новый облик среднего профессионального образования, отличительной особенностью которого является практическая направленность. Именно в московских колледжах вырастают сегодня специалисты, владеющие технологиями, готовые включиться в трудовую деятельность без дополнительной профессиональной подготовки.
Технологический колледж №14 - это, с одной стороны, зеркало сегодняшнего профессионального образования Москвы, в котором отражаются его лучшие черты, а с другой - образ будущего, именно поэтому на фасаде главного корпуса учебного заведения написано «Колледж будущего»!
Профессиональное образование. Столица | № 032011
1
Что же представляет собой этот колледж? Как к нему относятся студенты, и почему они предпочитают сначала пройти школу мастерства в колледже, а уже потом поступить в ВУЗ? Как удается руководителям и коллективу создать творческую среду обучения? Почему самые престижные предприятия столицы и профессиональные союзы ищут контактов с образовательным учреждением? Под силу ли педагогическому коллективу брать на себя научнометодические задачи, не свойственные учебному заведению? Как в колледже осуществляется управление качеством образования? - вот перечень основных вопросов, ответы на которые даются в данной статье.
Как и полагается при первом знакомстве, начнем с визитной карточки.
Визитная карточка колледжа
Всего студентов, обучающихся в колледже Доля студентов, получающих дипломы с отличием Общее число педагогов
Педагоги, имеющие ученую степень/ соискателей и аспирантов Педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию Награждены знаком «Почетный работник НПО, СПО»
Имеют звание заслуженный учитель, заслуженный мастер РФ Награждены почетными грамотами Минобрнауки РФ Награждены знаком «Отличник профессионального образования»
Авторы примерных программ по дисциплинам, разработчики ФГОС Число изданных методических пособий с грифом Минобрнауки РФ Педагоги, занявшие призовые места в 2006-2011 годах в профессиональных кон курсах различного уровня
Грани успеха
— Лауреат конкурса «Колледж будущего»
— Победитель приоритетного национального проекта «Образование»
— Победитель конкурса инновационных образовательных программ целевой программы «Рабочие кадры»
— Экспериментальная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации
— Экспериментальная площадка второго уровня Департамента образования города Москвы
— Учредитель профессиональных конкурсов: дизайнеров - «Московский дебют», рекламистов - «Золотая рельса», поваров - «Карвинг»
— Организатор выпускного дефиле под председательством Вячеслава Зайцева
— Ассоциированный член Федерации рестораторов и отельеров
— Ассоциированный член Московского союза дизайнеров
— Лауреат международной выставки-форума «Школа»
— Работает под патронатом Всемирного ОРТ
— Участник программы подготовки предпринимателей GET-IT компании Хьюлетт Паккард
Структура колледжа представлена учебными подразделениями, реализующими образовательные программы разных уровней и профилей, сетью функциональных подразделений, которые обеспечивают базовые и инновационные процессы в колледже. В ОУ также создан ресурсный центр, интегрирующий систему дистанционного обучения, информационно-коммуникационные технологии с учебно-производственными подразделениями - школой креатива и кулинарной студией. Социальные проекты колледжа по профильному обучению лиц с ограниченными возможностями (слабослышащие школьники, пациенты детского онкологического центра имени Блохина, центра «Преодоление») осуществляет центр «Образование без ограничения возможностей».
В состав колледжа входят пять факультетов, 17 кафедр (предметно-цикловых комиссий) в том числе 6 выпускающих. Важным структурным подразделением ОУ является лаборатория экспериментальной и инновационной деятельности, координирующая работу экспериментальной площадки (ЭП) второго уровня Департамента образования города Москвы. ЭП сформирована по принципу
1465 27% 120 14 / 14 74 29 5
23 17 39 72 - 45
инновационной сети, в ее состав входят 18 колледжей, объединенных актуальной для современного ПО темой - «Практико-ориентированная образовательная среда: обобщение, модели и механизмы внедрения».
Структура учебного заведения определяется и изменяется, в зависимости от стоящих перед ним задач перспективного развития и реальной социально-экономической ситуации в городе Москве. Подразделением, позволяющим колледжу выйти за рамки традиционных образовательных программ, стал Центр профессионального образования и развития, предлагающий более 100 программ обучения для населения.
Государственно-общественное управление колледжем осуществляет в соответствии с Уставом колледжа орган - Совет колледжа, в состав которого входят: работники колледжа, представители общественных организаций, родители обучающихся, сами обучающиеся и представители социальных партнеров, в частности, работодателей.
В колледже сформирована эффективная система управления, ориентированная на студентов, их родителей, социальных партнеров, создана команда управленцев, выполняющая делегируемые управленческие полномочия. В целях совершенствования структуры управления колледжем в ней были выделены подразделения, обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных программ - учебное и методическое подразделение, отделы профессиональной подготовки и маркетинга образовательных услуг, стратегического проектирования и развития. В колледже работает психологическая служба, служба мониторинга и оценки качества образования, службы аттестации и аккредитации, повышения квалификации и переподготовки, образовательного консалтинга, центр по молодежной политике, агентство по трудоустройству, отдел внешних связей (соцпартнеров) и ряд других.
Как же к колледжу относятся его студенты и почему они предпочитают сначала пройти школу мастерства в СПО, а уже потом поступить в ВУЗ?
Нет сомнения в том, что главными созидателями внутренней жизни колледжа, его экспертами и критиками являются студенты, которых в ТК №14 около полутора тысяч. Их отношение к образовательному учреждению выражается через множество разнообразных проявлений. В первую очередь через творчество в профессиональных лабораториях и мастерских, креативность индивидуальных и коллективных проектов, успешное участие в профессиональных конкурсах. А также через готовность и умение идентифицировать себя со своей профессией и историей своей страны через активность в создании и деятельности открытых музейных пространств в каждом из четырех подразделений колледжа: «Музей Хлеба» и «Музей 75- гвардейской стрелковой дивизии» в подразделении Ресторанного бизнеса; «Музей истории костюма» и «Открытая экспозиция, посвященная Вячеславу Зайцеву в подразделении Дизайна; открытые музейные экспозиции «Война и Вера» и «Истории кино» в подразделении Рекламы и Экономики; создаваемая в подразделении Коммерции экспозиция, посвященная лучшему образцу московских торговых площадок - ГУМУ. Однако более всего, студенческое отношение выражается через активное участие в учебной жизни колледжа, что означает активное освоение и «присвоение» всего того, чем располагает колледж, что имеет ценность и несет смысл - образовательные пространства и традиции, профессиональные, коммуникационные технологии, радость труда и реального его воплощения.
Вот несколько примеров, подтверждающих вышесказанное: Литературная гостиная - удивительное пространство, которое начинается тут же за порогом учебной аудитории, наполненное стихами и звуками музыки. А вот иное пространство - открытая музейная экспозиция «Война и Вера», которая расположилась в коридорах 3-го этажа. С фотографий на нас глядят глаза прадедушек студентов, отцы педагогов, участников событий тех страшных лет испытаний нашего народа. Фоном звучит приглушенная музыка, которая не оставляет равнодушным ни одного из присутствующих. Иногда взрослые люди - гости колледжа, пройдя по музею, говорят: «Стоит ли так эмоционально «цеплять» наших детей прошлым, это ушедшая жизнь других поколений...». Но коллектив считает иначе: обращение к памяти и чувствам, которые вызываю фотографии, письма, вещи родных и близких людей, прошедших дорогами войны или переживших ужасы лагерей, предо-
храняет молодые души от зачерствения и сохраняет связку поколений.
Заботой педагога - практика факультета экономики является не столько чувственная (хотя и это важно), сколько интеллектуальная сфера студента. Он должен научить ребят «здесь и сейчас» решать сложные профессиональные задачи: отбирать и анализировать данные, делать точные прогнозы, осмысливать свои трудности, ошибки и отвечать за результаты выполненных расчетов. Особость ситуации в том, что студенты погружаются не в мир вымышленных заданий, а решают реальные производственные задачи в контексте живой жизни современной экономики, учатся предпринимательству, используя стратегические экономические компьютерные игры.
Главный и важный аргумент, который часто можно услышать от студентов в защиту обучения в колледже состоит в том, что «Здесь мы участвуем в «живых делах»: если выполняем курсовик, то он всегда имеет реального заказчика, который оценивает его со всей строгостью; если готовим коллекции для показа, то они обязательно найдут свой подиум; если задумывает индивидуальный проект, то всегда найдется поддержка даже самой необычной идее. И еще - здесь мы «получаем в руки» самые современные технологии, о чем студенты многих ВУЗов только мечтают, потому что большую часть учебного времени осваивают теоретический материал - у нас это впереди, но зато мы уже умеем работать руками!».
Привлекает студентов и участие в учебном процессе специалистов-практиков. Например, среди преподавательского состава факультета рекламы - члены Союзов дизайнеров и художников, Союзов фотохудожников и кинематографистов России, лауреаты престижных премий, специалисты с большим опытом работы в рекламных агентствах и на телевизионных каналах. Каждый семестр для студентов организуются мастер-классы с привлечением профессионалов международного уровня. Встречи с мастерами своего дела не только восхищают студентов, но и играют важную роль в формировании у них позитивного отношения к профессии и к труду рабочего или специалиста.
Почти 10 лет в колледже студенты осознано проводят учебные и творческие исследования, участвуя в работе научного студенческого общества, тем самым формируются такие навыки, которые выводят их на новый уровень и качество жизни.
Как руководителям и коллективу колледжа удается создать особую среду обучения?
Всех, кто впервые попадает в колледж поражает, прежде всего, элегантный интерьер его фойе, холлов, коридоров, учебных лабораторий и мастерских. Тщательная продуманность до мелочей цветовой гаммы, расстановки мебели, развесок студенческих работ на стенах, музыки, звучащей на переменах, да и звука самого звена - все это создает неповторимую атмосферу уюта и тепла, располагающих к учению и творчеству. Но это лишь внешние проявления. Главное открывается, когда углубляешься в понимание основных характеристик этой среды и принципов, на которых она строится: инновационности и практикоориентированно-сти.
Важнейшим признаком инновационной практико-ориентированной образовательной среды является высокий кадровый потенциал образовательного учреждения, восприимчивость к инновациям большинства членов педагогического коллектива. В колледже разработана и реализуется целевая Программа выращивания кадрового потенциала и профессиональных компетенций коллектива, включающая: повышение квалификации по информационно-
коммуникационным и педагогическим технологиям; сертификацию кадров по новым отраслевым технологиям (при участии работодателей); индивидуальные планы развития профессиональной и творческой карьеры. К пример, в 2010 году повысили свою квалификацию 120 человек, а получили сертификаты работодателей 36 человек.
Важно подчеркнуть, что кадры колледжа отличаются высокой профессиональной и социальной активностью, что находит проявление в конкретных делах и цифрах. Часть педагогов ориентирована на исследовательскую деятельность, принимает активное участие в экспериментальной и инновационной деятельности, работает над индивидуальными научными проектами. Сегодня в коллективе 10 человек имеют степени и научные звания, 14 человек являют-
ся аспирантами и соискателями научных институтов.
Другая часть развивается по траектории художественного творчества: 17 педагогов колледжа стали достойными членами Союзов художников, дизайнеров, писателей, фотохудожников, операторов и кулинаров.
Педагоги, проявляющие повышенную активность в профессиональной области, отмечены отраслевыми наградами: 28 человек - почетные работники НПО и СПО, 5 человек - заслуженные учителя РФ.
Благодаря этому колледж может выполнять сложные проекты, такие как разработка ФГОС, внедрять свои авторские разработки в практику других колледжей, а также привлекать интересных социальных партнеров, которые способны усиливать инновационность среды.
Практико-ориентированная инновационная образовательная среда колледжа является открытой, доказательством чего выступает активная трансляция достижений педагогического коллектива в рамках Учебно-кадрового центра №1. За 3 года на его базе повысили квалификацию более 900 педагогов других колледжей.
Другим проявлением открытости является эффективная работа на базе ТК №14 инновационной сети, представленной 18 образовательными учреждениями (в рамках городской экспериментальной площадки второго уровня) по теме «Практико-ориентированная образовательная среда: обобщение, модели и механизмы внедрения».
Вторым признаком инновационной практико-ориентированной среды колледжа является интеграция образовательных, отраслевых и информационно-коммуникативных технологий. Это проявляется как в создании рабочих мест преподавателей, так и оборудовании учебных помещений. Место преподавателя включает управляющий компьютер, офисное (принтеры, сканеры), мультимедийное (аудио системы, видеоплееры, телевизоры, видеокамеры, фотоаппараты, видеопроекторы) и интерактивное (интерактивные доски, планшеты, трибуны) оборудование.
Аудитории спецдисциплин представляют собой образовательное пространство, интегрирующее две обязательные зоны: практики - с технологическим оборудованием, позволяющим создавать реальные продукты и теории с дидактическим оборудованием, направленным на успешное освоение знаний. В настоящее время колледж имеет 14 компьютерных классов и 6 специализированных лабораторий (проектирования рекламного продукта, центр НР GET-1Т, видео-монтажа, логистики, цифровой фотографии) на базе Несовместимых персональных компьютеров (ПК), 7 компьютеризированных лингафонных кабинетов. Читальные залы колледжа оборудованы компьютерами, имеющими выход в библиотечные сети и доступ к мультимедийным базам колледжа, системе дистанционного обучения. Всего имеется около 700 компьютеризованных рабочих мест, из которых студентам доступно более 600.
Качественное изменение уровня материально-технического оснащения колледжа произошла в результате финансирования инновационных программ колледжа, победивших в ПНПО и региональной Программы «Рабочие кадры».
Характерным признаком практико-ориентированной, инновационной среды является также ее насыщенность 1Т- технологиями и соответствующим оборудованием, направленными на развитие единой информационно-коммуникационной среды колледжа. Это способствует решению актуальной проблемы объединения в единое информационное пространство колледжа всех информационных ресурсов ОУ.
Использование 1Т- технологий стало необходимым условием освоения современных образовательных программ, основанных на компетенциях. Для целенаправленного решения такой задачи стратегической командой ОУ разработана концепция использования информационных технологий и создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В соответствии с концепцией, совместно с фирмой 1С, были разработаны сценарии 20 электронных учебных материалов (ЭУМ) и начата работа по их воплощению. Данные электронные учебные материалы используются при освоении модульных программ в качестве информационных, практических и
контрольных материалов, как в ходе самостоятельной работы студентов, так и в режиме совместной деятельности с преподавателем.
IT- технологиии позволяют также на высочайшем уровне организовывать и проводить мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства для преподавателей и студентов по основным и дополнительным образовательным программам на основе модульных программ дистанционного обучения, в том числе профильной подготовки лиц с ОВЗ с использованием платформы Moodle. Наличие уникальной информационно-коммуникативной среды позволяет увеличить число и разнообразие потребителей образовательных и сервисных услуг колледжа; привлечь к освоению инновационных продуктов колледжа заинтересованных лиц, в частности, участников инновационной сети (ТК №14 с 2004 года является экспериментальной площадкой второго уровня); организовать освоение IT- технологий не только инженерно-педагогическими работниками самого колледжа, но и членами инновационной сети, а также другимисубъектами, заинтересованными в повышении своей информационной культуры.
IT- технологии лежат в основе организации дистанционного обучения. Система обучения (E-learning) обеспечивает дистанционный доступ обучающихся к электронным мультимедийным учебникам, теоретическим пособиям, лабораторным и практическим работам, а также к диагностическим тестам. Преподаватели имеют большие возможности контроля за доступом студентов к учебным материалам и выполнением ими учебных заданий. Электронные учебники наряду с текстом оснащены демонстрационным материалом (схемы, рисунки, фотографии, диаграммы, анимация, звук). Каждый урок дополняется определенным количеством самостоятельных, домашних заданий и тестовых проверок, по результатам которых студент допускается к следующему учебному занятию. Форумы и электронная почта также обеспечивают регулярное общение преподавателя с учащимися. Рекомендации и советы педагогов, консультации, анализ домашних и практических работ, заготовленные для урока файлы - все эти элементы учебного процесса обеспечиваются форумом. Система видео- и аудио-конференций
- вспомогательный механизм, обеспечивающий организацию учебных видеоконференций, видеомостов, лекций и семинаров для удаленных аудиторий. В специальных случаях при соответствующих технических возможностях технологию можно применять для индивидуальной работы со слушателями различных категорий.
Технологии ДО колледж также использует и для организации профильного обучения школьников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся получаю возможность осваивать цифровую фотографию, сайтостроение и веб-дизайн, компьютерную графику и макетирование, компьютерную верстку; технологию создания видеофильма, компьютерная анимация и еще более двадцати учебных дисциплин, которые входят в программу обучения ТК14 по специальности «Реклама». Такие программы обеспечивает оптимальный уровень инклюзии для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, что защищает его конституционное право на качественное образование и социализацию.
Созданные условия практико-ориентированной образовательной среды являются необходимым условием реализации ОПОП на основе ФГОС, повышения финансовой независимости и активности ОУ в новых экономических условиях.
Информационные, коммуникационные, аудиовизуальные и интерактивные технологии становятся фундаментом для построения структуры новой образовательной среды, для организации учебно-исследовательского пространства нового типа - цифрового образовательного учреждения. Остановимся на одной из таких технологий. В настоящее время в образовании, науке и культуре происходит глобальная визуализация различных процессов. Наиболее значимые инновации в этой сфере связаны с технологиями трехмерной визуализации информации (трехмерное моделирование и видео, среда виртуальной реальности). Для колледжа эти технологии являются частью профессиональных технологий, которые осваиваются студентами специальностей «Дизайн» и «Реклама». Подготовка студентов, владеющих технологиями создания трехмерных моделей и видеороликов, отвечает запросам инновационных предприятий и организаций в
данной сфере, таких как компании - «Полимедиа», лига», активно взаимодействующих с колледжем в последние годы.
Еще одним признаком особой образовательной среды колледжа является доминанта проектного подхода как в организации управления образовательным учреждением, так и организации образовательного процесса. Команда руководителей уже давно наряду со структурнофункциональным управлением использует проектно-целевой подход. Не случайны факты лидерства в Приоритетном национальном проекте «Образование» и в целевых Программах Правительства Москвы «Рабочие кадры», позволивших создать самую современную материально-техническую и информационную базу. Важное значение проектного подхода и при выработке стратегических направлений, фиксируемых в Программах развития колледжа, а также различных социально-образовательных проектах, разрабатываемых совместно с частногосударственными партнерами.
Проектный подход является также ведущим при обучении студентов. От курса к курсу они накапливают уникальный опыт проектной деятельности, участвуя в самых разнообразных проектах - от учебных до социальных и производственных. Индивидуальное и коллективное проектирование и программирование стало нормой организации деятельности, как управленцев, педагогов, так и студентов.
В 2007 году колледж стал победителем городского конкурса инновационных программ и получил статус «Колледж будущего». В том же году, выстроенная в содружестве с социальными партнерами инновационная образовательная программа «Формирование качественно-новых компетенций специалистов высокотехнологичных производств индустрии питания на основе внедрения модульных программ» стала победителем приоритетного национального проекта «Образование». В 2008 году начал реализовываться инновационный проект «Практикоориентированная образовательная среда как условие подготовки высококвалифицированных кадров на основе компетенций» в рамках целевой программы Правительства Москвы «Рабочие кадры». Важно, что все проекты ориентированы на результат и опираются на создание образовательной среды, позволяющей получать практико-ориентированное (соответствующее компетенциям, сформулированным работодателями) образование, приобретать опыт профессиональной деятельности, накапливать в процессе обучения трудовое, профессиональное портфолио.
Указанный подход реализует идею приведения профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, профессионального стандарта и перспектив включения в разработку образовательных стандартов третьего поколения.
На сегодняшний день в колледже сформирован Банк инновационных проектов, выполненных в следующих направлениях: создании новых механизмов и процедур, обеспечивающих гармонизацию интересов колледжа и социальных партнёров; модернизации образовательных программ; создании и развитии инновационных образовательных ресурсов; совершенствовании управления качеством профессионального образования; распространение инновационных методик и технологий обучения и в расширении международного и регионального сотрудничества.
Итак, среда колледжа выстроена на основе интеграции трех составляющих: образовательной, производственной и социальной. Образование основывается на деятельностной парадигме и организуется согласно «способностной» модели обучения. Среда отличается иннова-ционостью, практической ориентацией и соответствует принципу «опережения», т.е. обучение идет не вслед за развитием потребностей и технологий соответствующей отрасли, а предваряет их, обеспечивая, тем самым, высококачественную подготовку рабочих кадров и специалистов для современных высокотехнологичных производств.
Почему самые престижные предприятия столицы и профессиональные союзы ищут контактов с образовательным учреждением? Сегодня, очевидно, что замкнутость системы профессионального образования блокирует ее развитие. Напротив, открытость к другим сферам - сфере
производства, экономики, культуры и др., обеспечивает выбор партнеров для взаимодействия, налаживание с ними деловых отношений - необходимого условия жизни профессионального образовательного учреждения. Потребность в партнерах со стороны колледжа обусловлена, во-первых, необходимостью согласования целей и соответственно содержания профессионального образования; во-вторых, измерения и оценки результатов подготовки выпускников, аттестации и сертификации педагогических работников; в-третьих, участия в образовательном процессе (составлении практических и контрольных заданий; сопровождении индивидуальных или групповых проектов; отборе и экспертизе портфолио студентов, участии в профессиональных конкурсах, защите проектов и др.). Важно привлечение партнеров и для инвестирования в развитие. При этом ясно, что представители других сфер идут навстречу тогда, когда находят свой интерес в альянсе с колледжем. Вызвать этот интерес, замотивировать партнеров на сотрудничество требует не только эмоциональных затрат и коммуникативных способностей, но и особых механизмов. Управленческая команда колледжа успешно решает эту задачу через создание системы частно-государственного партнерства, которая базируется на учете взаимных интересов, отличается динамичностью и способностью к изменениям. Основная политическая линия руководителей ОУ направлена на «приобретение» сильных и престижных партнеров, отношение с которыми принципиально влияют на изменение качества образования.
Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется на основе договоров и соглашений о сотрудничестве. Колледж отдает предпочтение долгосрочным договорам о взаимном сотрудничестве с крупными сетевыми предприятиями. Сегодня в «партнерском багаже» технологического колледжа №14 ассоциированные профессиональные сообщества (Федерация рестораторов и отельеров (ФРИО) и МАК), Департамент потребительского рынка, Профессиональная ресторанная компания АРПИКОМ, ООО «Метро», ЗАО ТД «Перекресток», торговая сеть «Спортмастер», фирма «Ив Роше», ООО «О Stin», ОАО «Салют», ООО «Кристи», государственные организации ГТРК «Культура», Фонд социального страхования Москвы, Федеральная миграционная служба, Торговый дом и Дом моды ТД «Кораблинская текстильная мануфактура, Дом моды В. Зайцева и Дом моды В. Юдашкина
Примерно 80% студентов проходят практику на местах, предоставленных колледжем, 20% находят сами, с помощью родителей, которые также являются социальными партнерами колледжа.
Колледж осуществляет тесную связь с Центром занятости населения СВАО города Москвы, способствующем трудоустройству выпускников. Имеются договоры с кадровыми агентствами Unistaff, Coleman, консалтинговым центром «Персонал» на разрешение использования их базы данных.
Востребованность выпускников колледжа можно проследить, проанализировав ряд документов: долгосрочные договоры с предприятиями, на прохождении преддипломных практик и трудоустройство студентов; запросы предприятий на направление студентов на работу или преддипломную практику («Спортмастер», «Метро», «Перекресток» и пр.); отчеты по трудоустройству, в которых 70% выпускников трудоустроены по специальностям (о чем свидетельствует наличие путевок с предприятий г. Москвы), 30% продолжают обучение в ВУЗах, не меняя профиль специальности); данные Городского центра занятости населения об отсутствии выпускников колледжа стоящих на учете в центре занятости; рекламации по качеству подготовки специалистов за аттестуемый период (отсутствуют). А также - соучредительством и участием социальных партнеров в организации в колледже профессиональных конкурсов (Союз дизайнеров Москвы, Федерация рестораторов и отельеров, Спортмастер); совместными проектами со службой занятости по изучению спроса на конкретные профессии и специальности.
Компания «Арпиком» участвует в формировании заказа на кадровую подготовку. Между колледжем и компанией заключено соглашение о сотрудничестве, договоры о прохождении производственного обучения и производственной практики в ресторанах компании. Предприятие общественного питания, на базе которого проводится производственное обучение или производст-
венная практика, пользуется приоритетным правом отбора обучающихся для дальнейшей постоянной работы. Шефы, бренд - шефы, лучшие повара компании являются наставниками студентов колледжа во время прохождения производственного обучения и производственной практики, участвуют в качестве экспертов в проведении проверочных работ, в поэтапной аттестации, в проведении квалификационных практических (пробных) работ. В целях повышения качества подготовки специалистов и приближения их профессиональной компетентности к условиям компании «Арпиком», студенты углублённо изучают приготовления блюд из морепродуктов и американского и австралийского мяса, инновационный подход в приготовлении и подаче холодных закусок, вторых блюд, рассматривают вопросы низкотемпературного приготовления блюд и молекулярной деструктивной кулинарии.
Доверие к партнерству и его взаимной выгоде создает благоприятные условия для финансовой поддержки социально-образовательных проектов и программ ОУ. В роли инвесторов выступили: британский фонд “Helping Young People with Specia Needs", поддержавший запуск проекта по дистанционному обучению слабослышащих и глухих детей при помощи системы СДО (2млн. 300 тысяч руб.); корпорация Хьюлетт Паккард, участвующая в создании на базе колледжа Центра подготовки кадров для малого бизнеса и предпринимательства (более 100 тысяч руб.); ООО «Электролюкс Рус», принявшая участие в создании лаборатории по ремонту и эксплуатации высокотехнологичного оборудования предприятий торговли и общественного питания (более 1млн.руб. ); префектура СВАО, выделившая на строительство межшкольного стадиона на 20 млн.руб; проект «Полимедиа» - «Образование без ограничения возможностей»
- 10 млн. рублей и др.
Развивающаяся экономическая ситуация требует от колледжа расширения организационных форм взаимодействия с социальными партнёрами. Среди планируемых проектов можно назвать создание Центров сертификации квалификаций; проведение общественнопрофессиональной экспертизы образовательных и инновационных программ (экспертиза « Сколково», «Аккорк»); совместная разработка программ и проведение стажировок педагогов и мастеров производственного обучения по освоению современных производственных технологий и нового оборудования (АРПИКОМ, Звезды Общепита и др.); инициирование введения новых профессий и специальностей, в соответствии с инновационным направлениями развития экономики Москвы (индустрия питания, компьютерные технологии, телекоммуникация); расширение профессиональных компетенций студентов за счет создания реальных проектов, по заказам социальных партнеров и другие проекты.
Под силу ли педагогическому коллективу брать на себя научно-методические задачи, не свойственные учебному заведению?
Современный колледж Москвы - это образовательное учреждение, в котором интегрированы различные виды деятельности: производственная, маркетинговая, консалтинговая, издательская, исследовательская и др. В технологическом колледже №14, наряду с образовательной деятельностью в ОУ ведутся серьезные научно-методические исследования. В последние годы они преимущественно были связаны с разработкой федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Этот проект реализовывался совместно с Федеральным институтом развития образования, Департаментом потребительского рынка и услуг, Департаментом поддержки и развития малого бизнеса, а также представителями Федерации рестораторов и отелье-ров - постоянного социального партнера колледжа. Результатом сотрудничества стали три новых образовательных стандарта по специальностям СПО: «Дизайн», «Реклама», «Конструирование и моделирование одежды», а также четыре ФГОС по родственным профессиям НПО: «Агент рекламный», «Портной», «Модистка головных уборов» и «Вышивальщица». В настоящее время в инициативном порядке ведется работа по созданию примерных образовательных программ.
Выбор перечня специальностей и профессий для разработки новых стандартов не случаен. Факультет дизайна и конструирования одежды колледжа имеет 15-ти летний успешный опыт подготовки специалистов в этой области. Методисты и преподаватели колледжа были первыми раз-
работчиками образовательного стандарта по специальности Дизайн. Колледж также является ассоциированным членом Союза дизайнеров Москвы, при содействии которого студенческие коллекции представляются на престижных выставках, конкурсах и показах. Уже во время обучения талантливые студенты приобретают опыт публичных выступлений, нарабатывают портфолио своих достижений и заявляют о себе в мире высокой моды.
Колледжем совместно с социальными партнерами реализована инициатива по дополнению Федерального перечня специальностей СПО новой специальностью - «Операционная деятельность в логистике» В настоящее время совместно с социальными партнёрами «Ай Ти Скан» и Российской экономической академией имени Г.В. Плеханова идет подготовка программно-методического обеспечения ОПОП по этой специальности.
Другим направлением научно-методической деятельности колледжа является модернизация содержания образовательных программ. Сегодня на московском рынке труда востребованы специалисты СПО, обладающие высокой рабочей квалификацией и, одновременно, организационно-технологическими компетенциями, обеспечивающими адаптивность к быстро меняющимся профессиональным условиям. Это требует особого внимания к содержанию основных и дополнительных образовательных программ, их интеграции и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. В связи с этим разработан интегрированный многоуровневый учебный план по специальности 080402 «Товароведение (по группам однородных товаров)» с одновременным освоением профессии НПО 38.9 «Коммерсант в торговле». Интегрированы два уровня профессионального образования: начальный и средний. По окончанию 6 семестра обучающиеся сдают выпускной квалификационный экзамен, и получают квалификации: «Агент коммерческий», «Продавец непродовольственных товаров» и «Контролер
- кассир» с соответствующими квалификационными разрядами по рабочим профессиям, а также диплом о начальном профессиональном образовании. Далее студенты продолжают обучение, получают квалификацию «Товаровед» и диплом о среднем профессиональном образовании. Разработка и апробация интегрированной образовательной программы и соответствующего интегрированного многоуровневого учебного плана позволила сократить сроки обучения без потери качества по сравнению с сопряженными программами на 1,5 года: с 5 лет 5 месяцев до 3 лет 10 месяцев.
Важной методической задачей стала разработка 44 модульных программ на основе профессиональных стандартов для обучения специалистов в области общественного питания («Профессиональные стандарты индустрии питания»). Эти программы увязывают теорию и практику с учетом комплексного освоения и развития профессиональных компетенций, заложенных в профессиональных стандартах. При реализации этих программ отсутствуют традиционные фиксированные уровни НПО и СПО. Это позволяет обеспечить вариативность образовательных траекторий, а также возможность горизонтальной и вертикальной мобильности - смены индивидуальной траектории обучения при условии обеспечения зачета всех ранее полученных компетенций, необходимых для новой профессии (специальности), независимо от того, где и как они были получены.
Благодаря структуре новых ФГОС укреплена связь программ НПО- СПО с программами дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, поскольку модульная составляющая имеет универсальное применение в разных образовательных программах. Так, в 2011 году колледжем разработаны 72 программы дополнительного профессионального образования и дополнительного образования (культурные, досуговые), что способствует повышению качества предоставления услуг и их разнообразию, обеспечивает индивидуализацию траектории потребителя образовательных услуг по направлениям: Информационные Технологии в профессиональной деятельности, Прикладные профессиональные программы (Ресторанный бизнес, Гостиничный сервис, Дизайн (по отраслям), Экономика, Реклама). Особенно востребованы на столичном рынке образовательных услуг такие программы как: «Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе», «Ландшафтный дизайн», «Искусство фотографии», «Сложные формы нарезки овощей» и др.
Потребность в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации от года к году будет возрастать в связи с технологической перестройкой ряда отраслей экономики, таких как: энергетика, туризм, здравоохранение, нано- и биотехнологии, охрана окружающей среды. Коллектив колледжа уже сегодня готовится и планирует к разработке программы по этим направлениям. Повышение квалификации с использованием накопительной системы признания результатов и зачетных единиц позволит обучающимся выбирать индивидуальный образовательный маршрут. В колледже спроектирована и реализуется информационноактивная образовательная среда для поддержки предпринимательской подготовки молодежи.
Перспективным направлением в области модернизации содержания образования для колледжа в настоящее время является участие в инновационной работе Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО) Департамента образования Москвы по разработке содержания программ прикладного бакалавриата. Можно с уверенностью сказать о наличии всех необходимых условий по реализации данных программ на базе Технологического колледжа №14. Отличительной особенностью этих программ является углубленная специализация, нацеленность на освоение конкретных компетенций с одновременной возможностью получения фундаментальных знаний. Основными преимуществами при реализации прикладного бакалавриата на базе колледжа сегодня становятся: разумное сочетание академизма и профильности образования; прочные теоретические знания (по специальным, профессиональным и надпрофессиональ-ным дисциплинам (особенно по экономике, праву, менеджменту); наличие необходимого практического опыта; новый вид профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров.
Прикладной бакалавриат рассматривается как практико-ориентированный уровень ВПО, который может быть реализован при соответствующих условиях в рамках среднего профессионального образования. Он дает возможность продолжения обучения в колледже по программам высшего образования. Перспективы внедрения в колледжах Москвы программ прикладного бакалавриата позволят реализовывать в том числе и интегрированную программу СПО-прикладной (технический) бакалавриат.
В колледже студенты, обучаясь по специальности «Дизайн (по отраслям)», осваивают производственные технологии изготовления одежды: от первичных навыков швеи до реального воплощения идеи в изделии и коллекции. В рамках этой специальности, реализация программ прикладного бакалавриата позволит студентам дополнительно овладеть экономическими, предпринимательскими и управленческими компетенциями. Молодой специалист-дизайнер, знающий производство, владеющий навыками в области менеджмента, освоивший профессиональные коммуникации, умеющий работать в команде и готовый нести ответственность, сегодня очень востребован на рынке труда.
Перспективным направлением работы по модернизации образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей является построение системы работы с одаренными детьми, направленной на подготовку интеллектуальной элиты для города. Это целостный непрерывный цикл: от выявления, сопровождения одаренных детей, наблюдения в системе профессионального образования, вплоть до выхода на рынок труда.
Таким образом, модернизация образовательных программ, осуществляемая с учётом требований инновационной экономики, демографических изменений и потребностей города, позволяет учреждению быть конкурентоспособным на насыщенном рынке образовательных услуг.
Как в колледже осуществляется управление качеством образования?
Обеспечение качества профессионального образования - главная задача нынешнего этапа его развития, поэтому в колледже сформирована целостная система управления качеством, ориентированная на результат, учитывающая интересы студентов, их родителей, а также социальных партнеров. В образовательном учреждении выделены специальные подразде-
ления, прямо или косвенно обеспечивающие контроль за реализацией профессиональных образовательных программ: маркетинга рынка труда и образовательных услуг, мониторинга и оценки качества образования, отдел стратегического проектирования и развития, служба аттестации, аккредитации, повышения квалификации и переподготовки, а также образовательного консалтинга. Управления качеством в колледже осуществляется на основе системы менеджмента качества. Оно организуется в соответствии с «Положением о системе управления качеством в ГОУ СПО ТК №14» и утвержденным Советом колледжа. Система управления включает: управление качеством результата - выпуска высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена; обеспечение качества процессов - основных процессов (образовательной, воспитательной, производственной, методической, экспериментальной и инновационная деятельности), процессов, обеспечивающих функционирование образовательного учреждения (материально-технических, управленческих, информационных, кадровых, финансовых, хозяйственных, социальных).
Условиями успешности данной системы является ее целевая направленность на постоянное улучшение в соответствии с фактами, полученными в результате измерений и мониторинга, а также ответственности руководства. Переход системы профессионального образования на использование модульно-компетентностных программ, разработка новых профессиональных стандартов и введение Национальной рамки квалификаций Российской Федерации обусловили потребность в создании системы независимой оценки и сертификации квалификаций специалистов.
В этом направлении в колледже совместно с социальными партнерами создаются «Учебно-производственные центры формирования и оценки профессиональных компетенций» для индустрии питания («Кулинарная студия»), Центр подготовки (на основе компетенций) специалистов по логистике («Логистика»), Центр формирования профессиональных компетенций специалистов по дизайну и рекламе («Школа креатива») и Центра повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников предприятий потребительского рынка и услуг, Центр дистанционного обучения. Создание этих структур позволит усовершенствовать систему оценки компетенций и сертификации профессиональных квалификаций и повысить качество образования в целом. В указанных центрах будут также организованы процедуры признания результатов неформального и дистанционного образования в системе СПО.
Главными практическими результатами такого подхода является восстановление престижа рабочих профессий, общественное признание ценности практико-ориентированного образования и обеспечение сферы потребительского рынка и услуг Москвы рабочими кадрами и специалистами, соответствующими запросам работодателей; что подтверждается результатами анализа образовательного процесса.
Чем колледж делиться с другими образовательными учреждениями города?
В течение многих лет колледж работает в «зоне ближайшего развития», являясь экспериментальной площадкой и Департамента образования Москвы (НИИРПО) и Федерального института развития профессионального образования (научный руководитель директор ФИРО Асмолов А.Г.). Сегодня колледж продолжает оставаться ЭП, которая разрабатывает новое знание по созданию эталона практико-ориентированной образовательной среды и ЭП второго уровня, миссия которой организовывать освоение и распространение инновационных разработок в практику деятельности других колледжей. Эта площадка работает по теме «Практико-ориентированная образовательная среда как условие подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов на основе профессиональных, социальных и личностных компетенций» при научном консультировании сотрудников НИИРПО (руководителя Центра инновационного развития колледжей Сергевой Т.А. и с.н.с. Полумордвиновой А.А.). Цель сетевой площадки состоит в организационнометодическом сопровождении процессов внедрения инновационных продуктов в массовую практику образовательных учреждений, входящих в инновационную сеть. ИП построена по «ядерному» типу. Технологический колледж №14, как базовое образовательное учреждение СПО, объе-
диняет в сеть другие 18 учебных заведений Москвы, реализующих актуальные инновации в рамках сетевой темы.
Первым основанием для делегирования функции «ядра» технологическому колледжу стал багаж его инновационных продуктов:
— система формирования практико-ориентированной образовательной среды как условия подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов;
— методики перевода содержания образования по направлениям подготовки колледжа (СПО, НПО) на модульные программы, основанные на компетенциях;
— технологии дистанционного обучения для профильной подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья;
— система «внутрифирменной» подготовки педагогических кадров к переходу на образовательный процесс, адекватный ФГОС;
— пакет учебно-методических материалов нового поколения по престижным профессиям и специальностям, реализуемым в СПО;
Вторым основанием для реализации ТК №14 функции базового колледжа ИП явился его разнообразный ресурс, необходимый для трансляции инновационных продуктов в массовую практику: инновационный потенциал педагогического коллектива и его готовность к трансляции своих новаций в массовую практику; квалификация методистов, способных к технологи-зации новаций; материально-техническая база, соответствующая тематике ИП - «Практикоориентированная образовательная среда......»; современное научно-методическое обеспече-
ние, сложившееся в результате опыта разработки ФГОС, создания электронных учебных материалов, обеспечивающих эффективность и качество реализации базовых процессов колледжа; сложившаяся система социального и профессионального партнерства с работодателями, Департаментом образования, научными и методическими центрами (ФИРО, НИИРПО, и другими заинтересованными партнерами.
Приоритетным видами деятельности ИП является образовательная и проектная деятельности. Первая реализуется в форме курсов повышения квалификации, обучающих семинаров и мастер-классов. Проектная деятельность состоит в разработке коллективных продуктов - учебнометодического видео-мультимедийного комплекса, в состав которого входит: виртуальная экскурсия по практико-ориентированной образовательной среде колледжей - участников сети; демонстрации эффективных деятельностных форм и методов организации освоения основных профессиональных образовательных программ; интервью с педагогами-новаторами и др. В настоящее время заканчивается первый год работы инновационной площадки и подводятся ее итоги.
Как колледж расширяет свои московские границы? Педагогический коллектив вместе со своим руководством уже давно замыслили расширить границы деятельности, выведя их за пределы московского региона, чтобы «посмотреть на других» и «себя показать». Этот замысел реализуется в конкретных делах по организации межрегионального и международного сотрудничества, которое строится на принципах равноправия, взаимной выгоды в достижении максимального эффекта для всех участников, сотрудничества при достижении поставленных целей; взаимодействия и системности.
Реализация международного и межрегионального сотрудничества осуществляется в различных формах и с помощью разнообразных методов: совместных научно-практических проектов, нацеленных на развитие профессионального образования; консультаций, курсов, семинаров по повышению квалификации; конкурсов, фестивалей, ярмарок, олимпиад, учебноисследовательских и социальных проектов студентов; взаимной экспертизы продуктов инновационной деятельности; стажировок педагогов, и студентов; совместном выполнении Федеральных и региональных целевых программ, инновационных проектов, международных и национальных грантов и т.д. Примером активного сотрудничества является участие колледжа в межрегиональном фестивале - конкурсе «Алтарь Отечества». Организаторами конкурса выступает администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области, ре-
гиональное некоммерческое партнерство «Алтарь Отечества», Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы и общественное объединение «Алтарь Отечества». Одна из его главных целей состоит в привлечении внимания общественности к истории, великим личностям и духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому и святыням; обогащение духовного мира молодёжи, воспитание нравственных и патриотических чувств, чувства гордости за своё Отечество; увековечение подвига героев прошлого; формирование традиционных семейных ценностей. В настоящее время в рамках Дней православной книги идет работа по подготовке на базе учреждений образования и культуры автономной республики Крым семинара по теме «Обмен опытом работы в области духовно-нравственного и патриотического воспитания учреждений образования и культуры Автономной Республики Крым и России». Цели семинара: обмен опытом работы в сфере духовно-нравственного воспитания, формирование программы совместной деятельности в области духовно-нравственного воспитания, приобщение к культурно-историческому наследию России и Украины. В апреле 2011 года участники акции «Алтарь Отечества» посетят Курск, где состоится встреча с коллегами в Курском государственном университете по вопросам духовного возрождения нации.
Накопленный колледжем опыт межрегионального и международного сотрудничества стал основание для его участия (в роли одного из операторов) в инновационном проекте, инициированном ТК №14, НИИРПО и поддержанным Департаментом образования Москвы. Для участия в проекте приглашены все колледжи Москвы, а также других регионов РФ с целью обмена инновационным опытом и формирования единого инновационного пространства учреждений среднего профессионального образования.
Международное сотрудничество колледжа носит многоаспектный характер. Новая стратегия развития колледжа связана с амбицией «выведения» студентов на уровень международных стандартов профессионального образования. Отсюда все действия колледжа, направлены на аккумулирование международного опыта в области педагогических и управленческих инноваций. В рамках международной правительственной программы и соглашения с Департаментом образования, на протяжении многих лет достижению этой цели содействует сотрудничество с организацией Всемирный ОРТ. В настоящее время Всемирный ОРТ — это крупнейшая в мире некоммерческая образовательная сеть, которая имеет опыт работы более чем в 50 странах мира. ОРТ принимает участие в реализации национальных и региональных программ модернизации образования разных стран. Результатом сотрудничества стало внедрение новых направлений профессионального образования, развитие факультета рекламы, компьютеризация всего процесса обучения, разработка и реализация курсов повышения квалификации для лиц с ОВЗ.
Сегодня руководство колледжа обсуждает перспективные возможности получения студентами ОУ международного Российско-Французского диплома. Колледж также участвует в программе двухстороннего обмена молодежью в рамках соглашения о сотрудничестве между Департаментом торговли и услуг Москвы и Палатой ремесел Берлина. Студенты факультетов рекламы и ресторанного бизнеса постоянно обмениваются опытом со своими коллегами из Германии. Так, в 2009 году состоялся визит немецкой делегации из 5 студентов-кондитеров вместе с руководителем Йоахимом Золтманном, заместителем председателя Гильдии кондитеров, владельцем сети кафе в Берлине, в Москву. Вместе с группой приехал господин Манфред Подлесный, всемирно известный кондитер, шеф - кондитер крупного кондитерского предприятия в Берлине, фирмы «Тюрманн», преподаватель Берлинской Гильдии кондитеров. Цель поездки состояла в знакомстве с российской системой профессионального образования для кондитеров и поваров. В 2010 и 2011 годах в рамках программы международного студенческого обмена состоялись обмены группами студентов и преподавателей ТК14 и Страсбурга. Проект обмена предусматривает участие немецких студентов в ежегодном Открытом Чемпионате Москвы по кулинарному искусству среди юниоров, организованному Московской Ассоциацией Кулинаров при поддержке Департамента торговли и услуг Правительства
Москвы.
В международных проектах принимали участие и студенты колледжа, выбравшие профессию фотограф. Они посещают Германию, встречаются с учащимися Берлинской Гильдии фотографов Focon. Иностранные коллеги знакомят студентов с германской системой обучения искусству фотографии и оригинальной формой работы фотосалонов. Интересным опытом стало проведение совместно с группами из Парижа и Берлина фотосессии по теме «Мода» в музее Коммуникации с участием профессиональных моделей.
Во время одной из поездок родилась идея совместного фотопроекта, имеющего социальную направленность. Определилась и тема проекта - «Город без границ». Интернациональная группа студентов подготовила фотографии, отражающие жизнь людей с ограниченными возможностями в условиях мегаполиса. Во время визита учащихся Берлинской Гильдии фотографов в Москву состоялось открытие совместной выставки, которая вызвала большой интерес всех, кто имел возможность познакомиться с ее работами. Развитие межрегионального и международного сотрудничества, позволяет коллективу колледжа формировать открытое профессиональное образовательное пространство, основанное на принципах миролюбия, толерантности, уважения к профессионализму и индивидуальности своих коллег в разных уголках мира.
Завершаем рассказ об инновационной практико-ориентированной образовательной среде колледжа, которая помогает раздвинуть границы привычного, в том числе и в представлении о столичном колледже. Итак, Технологический колледж №14 - это учреждение, обладающее высоким инновационным потенциалом, который позволил ему привнести в сферу образования и реализовать ряд существенных инновационных идей, ставших значимыми не только для самого колледжа, но и для всего профессионального образования.
В узком смысле (в соответствии с современными потребностями общества), образовательная среда колледжа - это такая совокупность условий для обучения, развития, социализации и профессионализации, которая обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов, на основе формирования их социальных, профессиональных и личностных компетентностей.
В широком смысле, практико-ориентированная образовательная среда колледжа - это совокупность условий для комфортной, творческой и интеллектуальной жизни всех тех, кто учится и работает в профессиональном учебном заведении.
Ключевые слова: столичный колледж структура колледжа, состав колледжа, образовательная среда.
Keywords: capital college, college structure, college structure, the educational environment.