Научная статья на тему 'Подготовка педагога инклюзивного образования: создание единой образовательной среды'

Подготовка педагога инклюзивного образования: создание единой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PEDAGOGICAL COLLEGE / INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожекина Татьяна Васильевна, Михалёва Людмила Николаевна

В статье раскрываются особенности создания единой образовательной среды для подготовки педагога инклюзивного образования на базе педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожекина Татьяна Васильевна, Михалёва Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article specifies the features of inclusive educational environment creation for inclusive school teachers training in pedagogical college.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагога инклюзивного образования: создание единой образовательной среды»

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

КОЖЕКИНА Т.В., МИХАЛЕВА Л.Н.

В статье раскрываются особенности создания единой образовательной среды для подготовки педагога инклюзивного образования на базе педагогического колледжа.

The article specifies the features of inclusive educational environment creation for inclusive school teachers training in pedagogical college.

Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обусловили радикальные перемены в системе образования. Во многих документах, например, в государственной программе «Столичное образование на период 2012-2016 годы», подчеркивается необходимость повышения эффективности, качества и доступности образования, его соответствие потребностям инновационного развития экономики, современного общества и каждого гражданина. Обращается внимание на создание условий для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности, в инклюзивном образовательном пространстве.

Ни одно учреждение не существует изолированно от социально-педагогических процессов в обществе: растет количество детей с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в специализированной помощи; создаваемые условия для конкуренции на рынке образовательных услуг способствуют реализации стратегических целей, которые постоянно меняются в связи с изменением социально-культурной обстановкой в стране. В настоящее время становится очевидно, что необходимы разработка и научное обеспечение качественной подготовки педагогических кадров для общества с изменившейся политической, социальной и экономической ситуацией. Поэтому для обеспечения эффективной адаптации к изменениям внешней среды при подготовке педагогов необходимо преобразовывать и внутреннее функционирование колледжа [1].

Преобразования, осуществляемые в ГБОУ СПО Педагогическом колледже № 10, связаны с подготовкой педагогов для работы в области инклюзивного образования. Под руководством академика Е.В.Ткаченко третий год колледж участвует в работе городской экспериментальной площадки по теме «Модульно-компетентностный подход в подготовке педагога инклюзивного дошкольного и младшего школьного образования». Суть эксперимента - подготовка конкурентоспособного педагога для системы инклюзивного (интегративного) образования, которое способствует достижению главной цели образовательной политики города Москвы - реализацию права каждого ребенка (будь он с сохранным здоровьем или имеющим ограниченные возможности здоровья) на качественное доступное дошкольное и младшее школьное образование.

Экспериментальная деятельность строится на тридцатилетнем опыте колледжа по подготовке педагогических кадров по специальностям, связанным с обучением детей, имеющих особые образовательные потребности. В настоящее время это специальности: «Дошкольное образование» с дополнительной подготовкой в области специальной психологии и педагогики, «Специальное дошкольное воспитание», «Специальное дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Одним из направлений экспериментальной работы стало создание единой инновационной образовательной среды колледжа. Известно, что образовательная среда учебного учреждения должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна создать условия для овладения профессиональными компетенциями специалиста инклюзивного образования.

Образовательную среду рассматривают не только с материальной точки зрения, хотя это очень важно. Она включает комплекс ценностей: материальных, духовных и культурных. Одним из компонентов единой образовательной среды является взаимодействие всех участников педагогического процесса. В число участников воспитательного процесса входят и родители, и социальные партнеры (воспитатели детских садов, учителя, представители общественности и т.д.)

Новая специализация в подготовке педагога, способного работать в инклюзивной образовательной среде, расширила взаимодействия колледжа с социальными партнерами. В круг общения вошли новые детские сады, ресурсные центры, например Ресурсный центр «Образование для всех» на базе детского сада №288, Ресурсный центр по инклюзивному образованию и т.д. Были изучены особенности реальной образовательной среды в этих организациях.

В результате была сформулирована миссия нашего образовательного учреждения: создание условий на базе колледжа для удовлетворения образовательных потребностей различных слоев общества (не только студентов, но и взрослого населения) в освоении педагогических и психологических основ в области инклюзивного образования. Она воплотилась в названии планируемого Центра образования, который будет функционировать как «Центр - образование для всех».

Миссия колледжа определила направления разработки требований к свойствам, характеристикам обновленной образовательной среды колледжа и пути их обеспечения. (См. Таблицу 1).

Таблица 1

Требования к свойствам, характеристикам обновленной образовательной среды Чем они обеспечиваются?

Нацеленность на решение ключевых проблем Специальным проблемно-ориентированным анализом состояния дел

Ориентация на предвидение и удовлетворение «завтрашнего» социального заказа Осуществлением прогнозирования изменений внешней среды, социального заказа, внутреннего инновационного потенциала колледжа, последствий планируемых нововведений

Нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов Оптимизационным мышлением, с его нацеленностью на выбор наиболее рационального и экономичного из имеющихся вариантов

Реалистичность и реализуемость, соответствие требуемых и имеющихся возможностей Учетом всех возможностей, включая - финансовые ресурсы, нацеленностью на реализацию.

Системность в создании образовательной среды Опорой на стратегию системных изменений, системным характером планируемых нововведений

Стратегичность, движение от общего и концептуального - к конкретным действиям Отказом от преждевременной детализации программных решений, выработкой стратегий обновления

Полнота и целостность обновления образовательной среды Наличием системных преобразований колледжа, полным отражением связей между отдельными элементами его деятельности

Проработанность системы обновления образовательной среды Подробной и детальной проработкой планируемых нововведений

Ресурсная обеспеченность обновления образовательной среды Расчетом необходимых ресурсов и планомерными действиями по их получению и использованию

Требования к свойствам, характеристикам обновленной образовательной среды Чем они обеспечиваются?

Контролируемость обновления образовательной среды Максимально возможной точностью целей, задач, ориентиров

Открытость и привлекательность системы обновления образовательной среды Информированием участников образовательного процесса и социальных партнеров Ясностью возможных последствий, умением руководителей мотивировать участников образовательного процесса, прямым стимулированием участия со стороны администрации колледжа, содержательностью описания нововведений

Интегрирующая, консолидирующая направленность обновления образовательной среды Вовлеченностью членов преподавательского коллектива в разработку обновления образовательной среды, принятием на себя части ответственности за обновления образовательной среды, интенсификацией общения и коммуникации в коллективе в ходе творческой работы

Индивидуальность образовательной среды, ее соответствие специфике ОУ, ее коллектива, авторский характер документа Нацеленностью на решение специфических (а не глобальных) проблем ОУ при максимальном учете и отражении особенностей ОУ, отказом от практики написания Программ внешними специалистами без участия работников ОУ

Изучив влияние внешней среды на деятельность колледжа, те изменения, которые происходят на рынке труда, мы продумали подходы к повышению конкурентоспособности выпускников, оценили возможности образовательного учреждения в системе педагогического образования Москвы и Московской области, составили прогноз изменения социального заказа на выпускников колледжа. Это отражено в Программе развития колледжа на 2011-2013 годы.

Существующий опыт различных типов образовательных учреждений зарубежных стран и России в проектировании образовательной среды свидетельствует о возрастающей роли управления этой деятельностью. Успешная деятельность любой организации может быть построена на базе обоснованных принципов, на которые руководитель ориентируется при выполнении своих управленческих функций и полномочий [2].

Управляя переменами в образовательной среде нашего колледжа, в соответствии с программой развития, мы учли, во-первых, факторы, которые инициировали перемены (соответствие целям стратегического развития, ясная модель функционирования, поддержка социальных партнеров). Во-вторых, продумали факторы внедрения изменений (изменение расположений помещений для занятий, проведение производственных совещаний, распределение поручений и ответственности, взаимный контроль, материально-техническое обеспечение, поддержка инициатив поощрение преподавателей).

Созданию единой образовательной среды способствовала организация курсов повышения квалификации взрослого населения. Было апробировано 7 курсов повышения квалификации по работе с детьми в инклюзивном пространстве:

№ Название курса Количество часов/получено удостоверение

1 Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (работа с бумагой) 144 часа / 33

№ Название курса Количество часов/получено удостоверение

2 Интерактивные игровые методы и приемы коррекционноразвивающих занятий в работе с детьми дошкольного возраста 72 часа / 13

3 Психолого-педагогические основы специальной педагогики и психологии 72 часа / 10

4 Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушением речи 72 часа / 14

5 Компьютерная подготовка воспитателей ДОУ 72 часа / 25

6 Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 72 часа / 12

7 Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы 72 часа / 13

Мы определили структурные компоненты единой образовательной среды, такие как пространственный, содержательный, информационный, коммуникативный, практикоориентированный, проанализировав их значимость в профессиональном самоопределении студентов и личностном развитии слушателей курсов. Они послужили согласованию всех частных целей и действий преподавателей, задавая определенную общую направленность всей жизнедеятельности колледжа и поведению преподавателей [1].

Весь образовательный процесс дошкольного отделения теперь сосредоточен на одном (втором) этаже. Это способствует оперативным коммуникациям педагогов и студентов, готовящихся стать воспитателями детских садов. Кабинеты начали оснащаться новым оборудованием, которое будет использоваться как на занятиях со студентами, так и на занятиях с детьми, родителями, слушателями курсов дополнительного образования.

Сенсорная комната готова принять любую категорию обучающихся. Использование ее ресурсов является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние и ребенка, и взрослого, особенно в инклюзивной образовательной среде (успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее).

Преподаватели и студенты осваивают техники, которые стимулируют все сенсорные процессы, создают положительный эмоциональный фон и помогают преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере, развивают общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения. Оборудование готово использоваться: для релаксации (в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки); для активизации деятельности (в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д.)

При этом были выделены проблемы, которые невозможно решить сразу. Они связаны как с необходимостью дальнейшего укрепления материальной базы, так и с повышением профессиональной культуры преподавателей. Интеграции экспериментальных условий в обычные

производственные процессы способствуют семинары, производственные совещания, деловые игры, обсуждение и подготовка коллективных печатных работ, совместные проекты со студентами. Это позволяет осуществляться закономерным изменениям в жизнедеятельности колледжа при сохранении лучших традиций среднего профессионального педагогического образования.

Таким образом, в настоящий момент создание единой образовательной среды ГБОУ СПО Педагогического колледжа №10 включает:

— качественное изменение содержания образования и методов организации образовательного процесса в соответствии с современными целями образования, потребностями различного контингента обучаемых (использование сенсорной комнаты, создание специальной комнаты для занятий с детьми и их родителями, оборудование кабинетов игротехническими модулями, закупка оборудования и других материалов для проведения занятий в инклюзивной образовательной среде),

— переход к модульному обучению взрослых на базе кабинетов сконцентрированных едиными профессиональными требованиями подготовки специалистов в области инклюзивного образования и позволяющих варьировать число часов в образовательной программе (от 32 часов до 144 часов),

— реализация интерактивных технологий обучения, практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов (до 80% времени пойдет на освоение игротехнических практических технологий работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья),

— проведение педагогических практик в различных образовательных учреждениях, когда образовательной средой становится среда этих базовых учреждения,

— создание центра «Образование для всех», который осуществляет дополнительное образование взрослых, а также инклюзивное дошкольное и младшее школьное образование как структурного подразделения педагогического колледжа и разработка всех сопровождающих его документов,

— создание системы контроля за инновационной образовательной программой со стороны работодателей и потребителей образовательных услуг в условиях единой образовательной среды.

Ожидаемые качественные изменения содержания и методов организации учебного процесса на базе единой образовательной среды в колледже соответствуют потребностям сегодняшнего дня [3]. Это позволяет:

— осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий,

— создавать условия для обучения студентов и взрослых,

— использовать новую образовательную среду для:

1. постановки цели, мотивации деятельности студентов, организации и контроля их работы с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса,

2. определения цели, задач, планирования занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья,

3. проведения индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка, в том числе имеющего ограниченные возможности здоровья,

4. поиска, анализа, оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития всех участников образовательного процесса.

Библиографический список:

1. Зимнухова Т.Ю., Кожекина Т.В., Кондратьева В.В. Формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов как составляющей их профессиональной компетентности. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица», №04 - 2011, М.

2. Кантор В.З. О подготовке педагога для инклюзивного образования. Журнал «Вестник Гер-ценовского университета», № 6 - 2010, С. 29-31.

3. Самарцева Е.Г. Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению коррекционной деятельности в условиях инклюзивного обучения. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 1 - 2010.

Ключевые слова: педагогический колледж, инклюзивное образование, единая образовательная среда.

Keywords: pedagogical college, inclusive education, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.