Научная статья на тему 'Формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов как составляющей их профессиональной компетентности'

Формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов как составляющей их профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1701
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHERS TRAINING / INCLUSIVE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимнухова Татьяна Юрьевна, Кожекина Татьяна Васильевна, Кондратьева Валентина Владимировна

В статье изложены результаты исследований Педагогического колледжа №10 г. Москвы по подготовке педагога инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимнухова Татьяна Юрьевна, Кожекина Татьяна Васильевна, Кондратьева Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains results of the research study of inclusive school teachers training in Moscow Pedagogical College №10.

Текст научной работы на тему «Формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов как составляющей их профессиональной компетентности»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

ЗИМНУХОВА Т.Ю., КОЖЕКИНА Т.В., КОНДРАТЬЕВА В.В.

В статье изложены результаты исследований Педагогического колледжа №10 г. Москвы по подготовке педагога инклюзивного образования.

The article contains results of the research study of inclusive school teachers training in Moscow Pedagogical College №10.

В настоящее время в мировой образовательной практике на смену термину «интеграция» -объединение в одно целое, приходит термин «инклюзия», то есть включение. Интеграция предполагает адаптацию ребёнка к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям ребёнка. Исходя из этого, под инклюзивным образованием понимается более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным потребностям всех детей [6].

Существующие на современном этапе развития педагогической теории и практики тенденции, связанные с необходимостью более широкого включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, выявили противоречия:

- между социальным заказом, направленным на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду детского сада и общеобразовательной школы, и недостаточной готовностью педагогов к осуществлению инклюзивного обучения,

- между потребностью образовательной практики в квалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем сформированности инклюзивной компетентности, и традиционным содержанием профессиональной подготовки воспитателей и учителей.

В этом ракурсе особое значение приобретает проблема формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов как составляющей их профессиональной компетентности. Педагогический колледж №10 второй год проводит исследования в рамках городской экспериментальной площадки под руководством академика РАО Ткаченко Е.В. по подготовке будущих педагогов, способных апробировать и моделировать инновационные технологии в области воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранным и отклоняющимся развитием.

Внедрению идей интеграции и инклюзии в детские сады и общеобразовательные школы Москвы наши преподаватели и студенты проводят совместно с социальными партнерами. Это и педагогические колледжи (№ 4, 16), и вузы (МГПУ, МГППУ, МПГУ), и Ресурсные центры («Детский сад для всех!» ГОУ детского сада №288 Центрального округа, «Знаю много языков» ГОУ детского сада №1882 Юго-Восточного округа, Городской ресурсный центр инклюзивного образования), которые работают в рамках проекта ЮНЕСКО и Департамента образования города Москвы «Московское образование от младенчества до школы». Сотрудничество строится в целях содействия друг другу в решении задач развития инклюзивного пространства и ведется по четырем направлениям.

Организационное направление. (Рабочие встречи - совещания, семинары, круглые столы, ГМО, тренинги, совместные мастер-классы в рамках «Эстафеты педмастерства», совместные выставки «Волшебные превращения бумаги», Фестивали студенческих проектов).

Цель:

- обмен информацией, профессиональным опытом инклюзивной практики,

- обсуждение педагогических технологий воспитания,

Профессиональное образование. Столица | № 03 2011

1

- обучения в инклюзивном образовательном пространстве.

Научно-исследовательское направление. Цель:

- исследовать способности и возможности обучаемых, их готовность работать в инклюзивном образовательном пространстве (разработка содержания анкет для студентов, педагогов, работодателей, выпускников колледжа по вопросам инклюзивного образования, проведение опросов),

- внедрить в образовательный процесс инновационные технологии инклюзивного образования,

- подготовить научно-методические сборники научных трудов и методических рекомендаций,

- разработка программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования для взрослого населения [1 - 4].

В основе диагностики лежит предварительное изучение зон ближайших интересов студентов [5]. В анкеты включены вопросы, которые позволили выявить:

- мотивы выбора профессии, адекватные целям и задачам инклюзивного обучения;

- наличие системы знаний, необходимых для осуществления инклюзивного обучения, включая

опыт познавательной деятельности, освоенные способы и опыт решения конкретных профессиональных задач (обучения, воспитания и развития детей в инклюзивных группах).

Исходя из анализа результатов сформированное™ инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессионально-педагогической подготовки, было выделено три уровня сформиро-ванности инклюзивной компетентности у студентов (низкий, средний, высокий).

Следует отметить, что студентов, которые не рассматривают проблему интеграции людей с

ограниченными возможностями здоровья в общество как актуальную, у которых отсутствует представление об инклюзивном обучении детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе, в колледже нет даже на первом курсе.

Студенты с низким уровнем сформированности инклюзивной компетентности проявляют интерес к проблеме интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, но рассматривают дифференцированное обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении либо индивидуально на дому как наиболее приемлемые способы получения образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Студенты со средним уровнем сформированности инклюзивной компетентности имеют устойчивый интерес к проблеме качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, признают за ними и их родителями право выбора способа получения образования, рассматривают инклюзивное обучение как наиболее приемлемое и эффективное для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от степени отклонений. Имеют в целом верные, хотя и недостаточно систематизированные, знания о специфике работы с различными категориями детей в условиях инклюзивного обучения. Признают необходимость освоения способов выполнения конкретных профессиональных действий в процессе инклюзивного обучения.

Студенты с высоким уровнем сформированности инклюзивной компетентности четко осознают значимость включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и возможности выбора ими способа получения образования, рассматривают инклюзивное обучение как наиболее приемлемое и эффективное для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Обладают полными, глубокими и систематизированными знаниями о специфике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Способны анализировать и адекватно оценивать опыт осуществления профессиональной деятельности в процессе инклюзивного обучения. Наблюдается устойчивая потребность в повышении своей инклюзивной компетентности, а также её результатов. Способы и опыт выполнения конкретных профессиональных действий в процессе инклюзивного обучения отрабатываются в квазипрофессиональной деятельности и в ходе педагогической практики. Результаты исследований приведены в Таблице 1.

Студенты Уровни сформированности инклюзивной компетентности будущих педагогов

Низкий, % Средний,% Высокий, %

1 курса (87 чел. - 100%) 84 16 0

3-4 курсов (101 чел -100%) 23 53 24

Эксперимент показал, что формированию инклюзивной компетентности необходимо начинать как можно раньше - в процессе набора абитуриентов и на первом курсе. Необходимо также повышать инклюзивную компетенцию преподавателей колледжа, что мы и делаем. В этом году 65% преподавателей прошли курсы «Технологии инклюзивного обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве».

Развитие зоны ближайших интересов студентов для участия в инклюзивной практике осуществлялось с помощью развития рефлексии наличия способности к познавательной, квазипро-фессиональной, а также профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения. Так, в этом учебном году пятеро студентов проходят преддипломную педагогическую практику на базе детского сада №288 ЦАО (Ресурсный центр «Детский сад для всех!»), а 20 студентов на базе детских садов компенсирующего вида, 24 выпускника проходят практику в коррекционных классах. Эти студенты, как видно из Таблицы 1, демонстрируют личностную заинтересованностью, положительную направленность на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, то есть у них формируется интерес, готовность, самомотивация на выполнение профессиональных действий в инклюзивном пространстве. Таким образом, вырабатывается способность выполнения конкретных профессиональных задач (обучения, воспитания и развития детей) в педагогическом процессе, осваиваются способы и опыт педагогической деятельности, необходимые для успешного осуществления инклюзивного обучения, разрешения возникающих педагогических ситуаций, приёмов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, осуществления коррекционно-исследовательской деятельности.

Практико-содержательное направление.

Цель:

- разработка содержания рабочих программ для апробации основ и способов модернизации среднего педагогического образования в области инклюзивного образования (на базе специальностей 050705 (050710) «Специальное дошкольное образование», 050704(050144) «Дошкольное образование» с дополнительной подготовкой в области специального дошкольного образования (нарушение интеллекта, речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) и 050719 (050715) «Коррекционная педагогика в начальном образовании»).

С одной стороны, разрабатывается содержание профессиональной подготовки студентов -будущих специалистов инклюзивного образования, а с другой стороны, апробируются курсы повышения квалификации для дополнительного образования взрослого населения, включая воспитателей детских садов, родителей и др. Эти курсы читают преподаватели колледжа [3]. В этом году апробированы 7 программ дополнительного образования, в которых обучались 91 человек (30 человек в настоящий момент получили удостоверение об окончании курсов).

Анализ с целью использования потенциала содержания педагогических дисциплин для формирования положительной мотивации к осуществлению инклюзивного обучения Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования II поколения, учебные планы педагогического колледжа, мнений работодателей позволили обобщить данные по содержанию подготовки студентов в области специальной психологии и педагогики и в области инклюзивной практики. (Таблицы 2 и 3).

Таблица 2. Углубленная подготовка будущих педагогов инклюзивного образования в области специальной психологии и педагогики

_________________Углубление подготовки и спецпредметы (с указанием дисциплин)_______________

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Общепрофессиональные дисциплины Дисциплины предметной подготовки Дисциплины по выбору студентов

Специальность 050719 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Дисциплины по выбору студентов: 1.Основы социологии и политологии 2. Литература 3.Мировая художественная культура 1.Основы специальной психологии 2.Основы специальной педагогики 3.Коррекционная педагогика 4.Основы логопедии 1.Невропатология детского возраста 2.Психопатология детского возраста 3.Основы генетики 4.Все методики с коррекционно-развивающими технологиями 5.Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии 1.Методика индивидуальной коррекционнопедагогической работы 2.Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонениями в развитии 3.Основы олигофренопедагогики 4.Основы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии 5.Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

Специальность 050705 «Специальное дошкольное образование»

Дисциплины по выбору студентов: 1.Основы социологии и политологии 2.Литература 3.Мировая художественная культура 4.Социальная психология 1.Основы специальной психологии 2.Основы специальной педагогики 1.Детская невропатология 2.Психопатология детского возраста З.Основы генетики 4.Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения 5.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению 6.Специальная (коррекционная) дошкольная психология 7.Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика 8.Практикум по индивидуальной коррекционнопедагогической и развивающей работе с детьми 1.Методика индивидуальной коррекционнопедагогической работы 2.Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонениями в развитии 3.Коррекционная ритмика 4.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии 5.Альтернативные системы и технологии дошкольных образовательных учреждений

Для обеспечения непрерывного педагогического образования между педагогическим колледжем и вузами проводится согласование учебных планов. В перечень предметов по выбору студентов включены предметы первого и второго курса МГППУ по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование «Психология и педагогика инклюзивного образования» (бакалавриат): История русской культуры, Русский язык и культура речи, Основы генетики, Анатомия, физиология и патология речи и сенсорных систем, Основы психопатологии детского возраста, Основы нейрофизиологии, ВНД и высших психических функций, Разработка индивидуально-ориентированных программ и учебных планов в начальном школьном инклюзивном образовании.

В соответствии с программой воспитательной работы «Воспитание будущего педагога» [2] в колледже работают научные студенческие общества (НСО) «Школа педагогических исследований», «Школа инклюзивной педагогики» и «Коррекционная работа с младшими школьниками в рамках инклюзивного образования».

Процесс формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов включает овладение основными приемами диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на всестороннее развитие и социализацию детей. Покажем пример освоения студентами педагогического колледжа, обучающимися по специальности 050715 (050719) «Коррекционная педагогика в начальном образовании», которое проводится в рамках как теоретической, так и

практической подготовки. Одним из видов педагогической практики по данной специальности является «Практикум по коррекционной работе с младшими школьниками».

Таблица 3. Углубленная подготовка будущих педагогов инклюзивного образования по отдельным дисциплинам и профессиональным модулям

Углубление подготовки (с указанием дисциплины, МДК, модуля, в которые внесены дополнения)

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Математический и общий естественнонаучный цикл Общепрофессиональные дисциплины Профессиональные модули

Специальность 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Добавлены дисциплины: 1.Русский язык и культура речи 2.Литература 3.История русской культуры Увеличено количество часов на Информатику и информационнокоммуникативные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности Добавлены дисциплины: 1.Основы специальной психологии и специальной педагогики 2.Основы педагогического мастерства 3.Основы генетики 4.Основы нейрофизиологии, ВНД и высших психических функций 5.Основы психопатологии детского возраста 6.Современные педагогические технологии 7.Создание инклюзивной образовательной среды 8.Разработка индивиду-ально-ориентировванных программ и учебных планов в начальном школьном инклюзивном образовании Добавлены междисциплинарные курсы: 1.Обществознание с методикой преподавания 2.Информатика с методикой преподавания 3.Основы духовнонравственной культуры народов России с методикой преподавания 4.Методика коррекционной работы с детьми в начальных классах и в классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования

Специальность 050710 «Специальное дошкольное образование»

Добавлены дисциплины: 1.Русский язык и культура речи 2.Литература 3.История русской культуры Добавлены дисциплины: 1.Современные информационные технологии в специальном образовании Добавлены дисциплины: 1.Основы генетики 2.Основы нейрофизиологии, ВНД и высших психических функций 3.Современные педагогические технологии 4.Анатомия, физиология и патология речи и сенсорных систем 5.Основы логопедии с практикумом по звуко-произношению 6. Основы психопатологии детского возраста 7.Создание инклюзивной образовательной среды Увеличено количество часов на расширение аспекта обучения и организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья Добавлены междисциплинарные курсы: 1.Методика индивидуальной коррекционнопедагогической и развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 2.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Особое внимание было уделено развитию письменной и устной речи учащихся. Связано это с тем, что дети с недостатками речи занимают второе место среди всех детей с недостатками развития. В большинстве своем они попадают в массовые классы, где испытывают трудности в обучении и оказываются в ситуации стихийной интеграции. Систематизация материалов для пособия проводилась с учетом плана предстоящей практики.

Для создания заявленного пособия и решения поставленных задач вся работа была разделена на три больших этапа.

На первом этапе совместно с руководителем членами научного студенческого общества была отобрана литература для дальнейшего изучения, большую часть которой ставили периодические издания такие, как журналы «Дошкольник. Младший школьник», «Воспитание и обучение

детей с нарушениями развития» и др. Помимо изучения печатной литературы активно пользовались Интернет-ресурсы.

На втором этапе все отобранные игры и задания были систематизированы в виде раздаточного материала и методических рекомендаций по его использованию. К каждому заданию было составлено описание его выполнения. Весь представленный материал можно разбить на 4 блока.

- Психолого-педагогическое изучение ребенка.

- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

- Развитие устной речи. Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи.

На третьем этапе прошла апробация пособия на практике в рамках индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учащимися классов КРО. В настоящее время апробация в школе продолжается и окончательные итоги можно будет подвести в конце учебного года. Но уже в данный момент можно отметить повышение интереса учащихся к занятиям. Методист и студенты третьего курса, отмечают положительную динамику в развитие психических процессов у учащихся, в формировании общеучебных умений и навыков. Члены НСО - 66 человек - продемонстрировали освоение общих и профессиональных компетенций таких, как:

- ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки;

- ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения;

- ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты;

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Помимо этого результатом деятельности НСО стало развитие творческих способностей, развитие умения учиться, формирование и развитие ИКТ - компетенций у студентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью воспитания будущего педагога инклюзивного образования является формирования зоны ближайших интересов студентов для становления инклюзивной компетентности будущих педагогов. В новых условиях такой подход наполняет новыми возможностями и перспективами, создает предпосылки для выхода нашего образовательного учреждения на новый уровень подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, способного реализовать себя в условиях инклюзивного образования.

Библиографический список:

1. Воспитание будущего педагога инклюзивного образования. Научно-методический сборник по итогам работы ГЭП на базе ПК №10. Выпуск 1. / Научн. Ред. Ткаченко Е.В. - М.: АНО Центр ИРПО, 2010.-192 С.

2. Воспитание будущего педагога: Программа воспитательной работы ГОУ Педагогического колледжа №10 на 2009-2012 годы / Научный редактор Ткаченко Е.В. - М.: Типографский отдел НП «АПО», 2009, - 79 С.

3. Примерное содержание программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования. Для педагогических работников и родителей/ Научн. Ред. Ткаченко Е.В. - М.: АНО Центр ИРПО, 2010.-100 С.

4. Принципы воспитания будущего педагога в современных условиях / Научно- методический сборник / Научный редактор Ткаченко Е.В. - М.: Типографский отдел НП «АПО», 2009, - 198 С.

5. Ткаченко Е.В. Воспитание с ориентацией на зону ближайших интересов молодежи. // «Новые педагогические исследования» приложение к журналу Профессиональное образование, №3, 2005, С. 3-11.

6. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетенции будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Астрахань, 2008. - 211 C.

Ключевые слова: подготовка педагога, инклюзивное образование.

Keywords: teachers training, inclusive school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.