ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
ЗИМНУХОВА Т.Ю., КОЖЕКИНА Т.В., КОНДРАТЬЕВА В.В.
В статье изложены результаты исследований Педагогического колледжа №10 г. Москвы по подготовке педагога инклюзивного образования.
The article contains results of the research study of inclusive school teachers training in Moscow Pedagogical College №10.
В настоящее время в мировой образовательной практике на смену термину «интеграция» -объединение в одно целое, приходит термин «инклюзия», то есть включение. Интеграция предполагает адаптацию ребёнка к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям ребёнка. Исходя из этого, под инклюзивным образованием понимается более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным потребностям всех детей [6].
Существующие на современном этапе развития педагогической теории и практики тенденции, связанные с необходимостью более широкого включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, выявили противоречия:
- между социальным заказом, направленным на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду детского сада и общеобразовательной школы, и недостаточной готовностью педагогов к осуществлению инклюзивного обучения,
- между потребностью образовательной практики в квалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем сформированности инклюзивной компетентности, и традиционным содержанием профессиональной подготовки воспитателей и учителей.
В этом ракурсе особое значение приобретает проблема формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов как составляющей их профессиональной компетентности. Педагогический колледж №10 второй год проводит исследования в рамках городской экспериментальной площадки под руководством академика РАО Ткаченко Е.В. по подготовке будущих педагогов, способных апробировать и моделировать инновационные технологии в области воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранным и отклоняющимся развитием.
Внедрению идей интеграции и инклюзии в детские сады и общеобразовательные школы Москвы наши преподаватели и студенты проводят совместно с социальными партнерами. Это и педагогические колледжи (№ 4, 16), и вузы (МГПУ, МГППУ, МПГУ), и Ресурсные центры («Детский сад для всех!» ГОУ детского сада №288 Центрального округа, «Знаю много языков» ГОУ детского сада №1882 Юго-Восточного округа, Городской ресурсный центр инклюзивного образования), которые работают в рамках проекта ЮНЕСКО и Департамента образования города Москвы «Московское образование от младенчества до школы». Сотрудничество строится в целях содействия друг другу в решении задач развития инклюзивного пространства и ведется по четырем направлениям.
Организационное направление. (Рабочие встречи - совещания, семинары, круглые столы, ГМО, тренинги, совместные мастер-классы в рамках «Эстафеты педмастерства», совместные выставки «Волшебные превращения бумаги», Фестивали студенческих проектов).
Цель:
- обмен информацией, профессиональным опытом инклюзивной практики,
- обсуждение педагогических технологий воспитания,
Профессиональное образование. Столица | № 03 2011
1
- обучения в инклюзивном образовательном пространстве.
Научно-исследовательское направление. Цель:
- исследовать способности и возможности обучаемых, их готовность работать в инклюзивном образовательном пространстве (разработка содержания анкет для студентов, педагогов, работодателей, выпускников колледжа по вопросам инклюзивного образования, проведение опросов),
- внедрить в образовательный процесс инновационные технологии инклюзивного образования,
- подготовить научно-методические сборники научных трудов и методических рекомендаций,
- разработка программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования для взрослого населения [1 - 4].
В основе диагностики лежит предварительное изучение зон ближайших интересов студентов [5]. В анкеты включены вопросы, которые позволили выявить:
- мотивы выбора профессии, адекватные целям и задачам инклюзивного обучения;
- наличие системы знаний, необходимых для осуществления инклюзивного обучения, включая
опыт познавательной деятельности, освоенные способы и опыт решения конкретных профессиональных задач (обучения, воспитания и развития детей в инклюзивных группах).
Исходя из анализа результатов сформированное™ инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессионально-педагогической подготовки, было выделено три уровня сформиро-ванности инклюзивной компетентности у студентов (низкий, средний, высокий).
Следует отметить, что студентов, которые не рассматривают проблему интеграции людей с
ограниченными возможностями здоровья в общество как актуальную, у которых отсутствует представление об инклюзивном обучении детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе, в колледже нет даже на первом курсе.
Студенты с низким уровнем сформированности инклюзивной компетентности проявляют интерес к проблеме интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, но рассматривают дифференцированное обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении либо индивидуально на дому как наиболее приемлемые способы получения образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Студенты со средним уровнем сформированности инклюзивной компетентности имеют устойчивый интерес к проблеме качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, признают за ними и их родителями право выбора способа получения образования, рассматривают инклюзивное обучение как наиболее приемлемое и эффективное для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от степени отклонений. Имеют в целом верные, хотя и недостаточно систематизированные, знания о специфике работы с различными категориями детей в условиях инклюзивного обучения. Признают необходимость освоения способов выполнения конкретных профессиональных действий в процессе инклюзивного обучения.
Студенты с высоким уровнем сформированности инклюзивной компетентности четко осознают значимость включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и возможности выбора ими способа получения образования, рассматривают инклюзивное обучение как наиболее приемлемое и эффективное для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Обладают полными, глубокими и систематизированными знаниями о специфике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Способны анализировать и адекватно оценивать опыт осуществления профессиональной деятельности в процессе инклюзивного обучения. Наблюдается устойчивая потребность в повышении своей инклюзивной компетентности, а также её результатов. Способы и опыт выполнения конкретных профессиональных действий в процессе инклюзивного обучения отрабатываются в квазипрофессиональной деятельности и в ходе педагогической практики. Результаты исследований приведены в Таблице 1.
Студенты Уровни сформированности инклюзивной компетентности будущих педагогов
Низкий, % Средний,% Высокий, %
1 курса (87 чел. - 100%) 84 16 0
3-4 курсов (101 чел -100%) 23 53 24
Эксперимент показал, что формированию инклюзивной компетентности необходимо начинать как можно раньше - в процессе набора абитуриентов и на первом курсе. Необходимо также повышать инклюзивную компетенцию преподавателей колледжа, что мы и делаем. В этом году 65% преподавателей прошли курсы «Технологии инклюзивного обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве».
Развитие зоны ближайших интересов студентов для участия в инклюзивной практике осуществлялось с помощью развития рефлексии наличия способности к познавательной, квазипро-фессиональной, а также профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения. Так, в этом учебном году пятеро студентов проходят преддипломную педагогическую практику на базе детского сада №288 ЦАО (Ресурсный центр «Детский сад для всех!»), а 20 студентов на базе детских садов компенсирующего вида, 24 выпускника проходят практику в коррекционных классах. Эти студенты, как видно из Таблицы 1, демонстрируют личностную заинтересованностью, положительную направленность на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, то есть у них формируется интерес, готовность, самомотивация на выполнение профессиональных действий в инклюзивном пространстве. Таким образом, вырабатывается способность выполнения конкретных профессиональных задач (обучения, воспитания и развития детей) в педагогическом процессе, осваиваются способы и опыт педагогической деятельности, необходимые для успешного осуществления инклюзивного обучения, разрешения возникающих педагогических ситуаций, приёмов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, осуществления коррекционно-исследовательской деятельности.
Практико-содержательное направление.
Цель:
- разработка содержания рабочих программ для апробации основ и способов модернизации среднего педагогического образования в области инклюзивного образования (на базе специальностей 050705 (050710) «Специальное дошкольное образование», 050704(050144) «Дошкольное образование» с дополнительной подготовкой в области специального дошкольного образования (нарушение интеллекта, речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) и 050719 (050715) «Коррекционная педагогика в начальном образовании»).
С одной стороны, разрабатывается содержание профессиональной подготовки студентов -будущих специалистов инклюзивного образования, а с другой стороны, апробируются курсы повышения квалификации для дополнительного образования взрослого населения, включая воспитателей детских садов, родителей и др. Эти курсы читают преподаватели колледжа [3]. В этом году апробированы 7 программ дополнительного образования, в которых обучались 91 человек (30 человек в настоящий момент получили удостоверение об окончании курсов).
Анализ с целью использования потенциала содержания педагогических дисциплин для формирования положительной мотивации к осуществлению инклюзивного обучения Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования II поколения, учебные планы педагогического колледжа, мнений работодателей позволили обобщить данные по содержанию подготовки студентов в области специальной психологии и педагогики и в области инклюзивной практики. (Таблицы 2 и 3).
Таблица 2. Углубленная подготовка будущих педагогов инклюзивного образования в области специальной психологии и педагогики
_________________Углубление подготовки и спецпредметы (с указанием дисциплин)_______________
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Общепрофессиональные дисциплины Дисциплины предметной подготовки Дисциплины по выбору студентов
Специальность 050719 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Дисциплины по выбору студентов: 1.Основы социологии и политологии 2. Литература 3.Мировая художественная культура 1.Основы специальной психологии 2.Основы специальной педагогики 3.Коррекционная педагогика 4.Основы логопедии 1.Невропатология детского возраста 2.Психопатология детского возраста 3.Основы генетики 4.Все методики с коррекционно-развивающими технологиями 5.Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии 1.Методика индивидуальной коррекционнопедагогической работы 2.Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонениями в развитии 3.Основы олигофренопедагогики 4.Основы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии 5.Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
Специальность 050705 «Специальное дошкольное образование»
Дисциплины по выбору студентов: 1.Основы социологии и политологии 2.Литература 3.Мировая художественная культура 4.Социальная психология 1.Основы специальной психологии 2.Основы специальной педагогики 1.Детская невропатология 2.Психопатология детского возраста З.Основы генетики 4.Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения 5.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению 6.Специальная (коррекционная) дошкольная психология 7.Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика 8.Практикум по индивидуальной коррекционнопедагогической и развивающей работе с детьми 1.Методика индивидуальной коррекционнопедагогической работы 2.Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонениями в развитии 3.Коррекционная ритмика 4.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии 5.Альтернативные системы и технологии дошкольных образовательных учреждений
Для обеспечения непрерывного педагогического образования между педагогическим колледжем и вузами проводится согласование учебных планов. В перечень предметов по выбору студентов включены предметы первого и второго курса МГППУ по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование «Психология и педагогика инклюзивного образования» (бакалавриат): История русской культуры, Русский язык и культура речи, Основы генетики, Анатомия, физиология и патология речи и сенсорных систем, Основы психопатологии детского возраста, Основы нейрофизиологии, ВНД и высших психических функций, Разработка индивидуально-ориентированных программ и учебных планов в начальном школьном инклюзивном образовании.
В соответствии с программой воспитательной работы «Воспитание будущего педагога» [2] в колледже работают научные студенческие общества (НСО) «Школа педагогических исследований», «Школа инклюзивной педагогики» и «Коррекционная работа с младшими школьниками в рамках инклюзивного образования».
Процесс формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов включает овладение основными приемами диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на всестороннее развитие и социализацию детей. Покажем пример освоения студентами педагогического колледжа, обучающимися по специальности 050715 (050719) «Коррекционная педагогика в начальном образовании», которое проводится в рамках как теоретической, так и
практической подготовки. Одним из видов педагогической практики по данной специальности является «Практикум по коррекционной работе с младшими школьниками».
Таблица 3. Углубленная подготовка будущих педагогов инклюзивного образования по отдельным дисциплинам и профессиональным модулям
Углубление подготовки (с указанием дисциплины, МДК, модуля, в которые внесены дополнения)
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Математический и общий естественнонаучный цикл Общепрофессиональные дисциплины Профессиональные модули
Специальность 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Добавлены дисциплины: 1.Русский язык и культура речи 2.Литература 3.История русской культуры Увеличено количество часов на Информатику и информационнокоммуникативные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности Добавлены дисциплины: 1.Основы специальной психологии и специальной педагогики 2.Основы педагогического мастерства 3.Основы генетики 4.Основы нейрофизиологии, ВНД и высших психических функций 5.Основы психопатологии детского возраста 6.Современные педагогические технологии 7.Создание инклюзивной образовательной среды 8.Разработка индивиду-ально-ориентировванных программ и учебных планов в начальном школьном инклюзивном образовании Добавлены междисциплинарные курсы: 1.Обществознание с методикой преподавания 2.Информатика с методикой преподавания 3.Основы духовнонравственной культуры народов России с методикой преподавания 4.Методика коррекционной работы с детьми в начальных классах и в классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
Специальность 050710 «Специальное дошкольное образование»
Добавлены дисциплины: 1.Русский язык и культура речи 2.Литература 3.История русской культуры Добавлены дисциплины: 1.Современные информационные технологии в специальном образовании Добавлены дисциплины: 1.Основы генетики 2.Основы нейрофизиологии, ВНД и высших психических функций 3.Современные педагогические технологии 4.Анатомия, физиология и патология речи и сенсорных систем 5.Основы логопедии с практикумом по звуко-произношению 6. Основы психопатологии детского возраста 7.Создание инклюзивной образовательной среды Увеличено количество часов на расширение аспекта обучения и организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья Добавлены междисциплинарные курсы: 1.Методика индивидуальной коррекционнопедагогической и развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 2.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии
Особое внимание было уделено развитию письменной и устной речи учащихся. Связано это с тем, что дети с недостатками речи занимают второе место среди всех детей с недостатками развития. В большинстве своем они попадают в массовые классы, где испытывают трудности в обучении и оказываются в ситуации стихийной интеграции. Систематизация материалов для пособия проводилась с учетом плана предстоящей практики.
Для создания заявленного пособия и решения поставленных задач вся работа была разделена на три больших этапа.
На первом этапе совместно с руководителем членами научного студенческого общества была отобрана литература для дальнейшего изучения, большую часть которой ставили периодические издания такие, как журналы «Дошкольник. Младший школьник», «Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития» и др. Помимо изучения печатной литературы активно пользовались Интернет-ресурсы.
На втором этапе все отобранные игры и задания были систематизированы в виде раздаточного материала и методических рекомендаций по его использованию. К каждому заданию было составлено описание его выполнения. Весь представленный материал можно разбить на 4 блока.
- Психолого-педагогическое изучение ребенка.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Развитие устной речи. Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи.
На третьем этапе прошла апробация пособия на практике в рамках индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учащимися классов КРО. В настоящее время апробация в школе продолжается и окончательные итоги можно будет подвести в конце учебного года. Но уже в данный момент можно отметить повышение интереса учащихся к занятиям. Методист и студенты третьего курса, отмечают положительную динамику в развитие психических процессов у учащихся, в формировании общеучебных умений и навыков. Члены НСО - 66 человек - продемонстрировали освоение общих и профессиональных компетенций таких, как:
- ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки;
- ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения;
- ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты;
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Помимо этого результатом деятельности НСО стало развитие творческих способностей, развитие умения учиться, формирование и развитие ИКТ - компетенций у студентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью воспитания будущего педагога инклюзивного образования является формирования зоны ближайших интересов студентов для становления инклюзивной компетентности будущих педагогов. В новых условиях такой подход наполняет новыми возможностями и перспективами, создает предпосылки для выхода нашего образовательного учреждения на новый уровень подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, способного реализовать себя в условиях инклюзивного образования.
Библиографический список:
1. Воспитание будущего педагога инклюзивного образования. Научно-методический сборник по итогам работы ГЭП на базе ПК №10. Выпуск 1. / Научн. Ред. Ткаченко Е.В. - М.: АНО Центр ИРПО, 2010.-192 С.
2. Воспитание будущего педагога: Программа воспитательной работы ГОУ Педагогического колледжа №10 на 2009-2012 годы / Научный редактор Ткаченко Е.В. - М.: Типографский отдел НП «АПО», 2009, - 79 С.
3. Примерное содержание программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования. Для педагогических работников и родителей/ Научн. Ред. Ткаченко Е.В. - М.: АНО Центр ИРПО, 2010.-100 С.
4. Принципы воспитания будущего педагога в современных условиях / Научно- методический сборник / Научный редактор Ткаченко Е.В. - М.: Типографский отдел НП «АПО», 2009, - 198 С.
5. Ткаченко Е.В. Воспитание с ориентацией на зону ближайших интересов молодежи. // «Новые педагогические исследования» приложение к журналу Профессиональное образование, №3, 2005, С. 3-11.
6. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетенции будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Астрахань, 2008. - 211 C.
Ключевые слова: подготовка педагога, инклюзивное образование.
Keywords: teachers training, inclusive school.