СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
АРТЕМЬЕВ И.А., ПЕТРОВА И.В.
Конкурентоспособность и востребованность будущих специалистов и рабочих кадров на рынке труда определяется тремя составляющими: профориентационной работой и набором; технологией организации образовательного процесса; проектированием карьеры и трудоустройством выпускников. В статье предлагаются пути развития социального партнерства в профессиональном колледже с целью формирования конкурентоспособности выпускников.
Competitiveness and demand of the future experts and personnel on a labor market is defined by three components: professional orientation work and a set; technology of the organization of educational process; designing of career and employment of graduates. In article ways of development of social partnership to professional college for the purpose of formation of competitiveness of graduates are offered.
Проблема формирования профессионально важных качеств специалиста привлекает внимание, как участника образовательного процесса, так и работодателя. Возникает необходимость создание такой модели обучения, которая позволила бы усилить практическую подготовку специалистов в учебном заведении и сократить период его предметной и социальной адаптации к условиям производства. Таким образом, интеграция образования и производства означает необходимость появления принципиально новой модели формирования компетентностей будущего специалиста, обеспечивающей систему перехода от учебной деятельности к профессиональной. На наш взгляд, такой инновационной моделью реформирования организации образовательного процесса в Строительном колледже № 12 является создание Межотраслевого ресурсного центра.
В 2010 году в Строительном колледже №12 открыт Межотраслевой Ресурсный Центр комплексной подготовки высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов комплекса городского хозяйства и строительного профиля, представляющий собой инновационный образовательный проект.
Хочется подчеркнуть, что этот проект не является случайным для колледжа, он непосредственно связан с нашей многолетней экспериментальной деятельностью. Преемственность идеи стратегического развития колледжа через проектно-экспериментальную деятельность реализуется через следующие концептуальные проекты:
1992-2002 - Германо-Российский модельный проект «Возрождение ремесел в России»;
2003-2006 - Экспериментальная площадка «Отраслевой ресурсный центр строительного профиля»;
2006-2009 - Экспериментальная площадка «Разработка и апробация форм организационного взаимодействия учреждения среднего профессионального образования и бизнеса»;
2008-2009 - Инновационная образовательная программа «Совершенствование организации и методов комплексной подготовки высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов строительного профиля» (интеграционно - модульный подход);
2010 - Формирование Межотраслевого Ресурсного Центра комплексной подготовки высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов КГХ и строительного профиля.
Важно отметить, что содержание инновационного проекта направлено на обеспечение миссии и стратегии развития основной деятельности нашего колледжа, цель которого состоит в повышении уровня обеспеченности КГХ и строительной индустрии города Москвы высоко-
квалифицированными кадрами рабочих и специалистов на основе разработки и внедрения современных инновационных подходов к организации непрерывного профессионального образования в условиях интеграции учреждений среднего профессионального образования и заинтересованных социальных партнеров.
В этом контексте важно выделить ориентиры развития Строительного колледжа № 12.
Наша миссия состоит в максимально полном удовлетворении потребностей КГХ и строительных заказчиков (населения, работодателей) в получении качественных образовательных услуг (продуктов) на основе комплексного инновационного совершенствования деятельности колледжа. Стратегический курс - формирование образовательного учреждения нового типа, отвечающего перспективным направлениям развития КГХ и строительной отрасли. Стратегические задачи: перестройка содержания учебно-воспитательного процесса, его методического обеспечения на интеграционно-модульной основе; обновление и развитие материальнотехнической базы на основе создания комплексного межотраслевого ресурсного центра; развитие стратегического социального партнёрства с предприятиями города, зарубежными организациями, образовательными учреждениями; повышение инвестиционной привлекательности; совершенствование системы управления; развитие кадрового потенциала.
Базисные условия деятельности колледжа по реализации замысла данной программы определены по системе: МТБ + профили + выпуск + преподавательский состав:
В свою очередь, к базисным характеристикам деятельности колледжа мы относим:
Материально-техническая база колледжа, включающая в себя 6 учебных корпусов; 2 производственных корпуса, общая площадь которых составляет 48 тыс.м2; количество используемых компьютеров на 100 человек учащихся - 9,8 ед.
2. Численность обучаемых студентов - 1904 чел.
3. Численность выпускников 2010 года составила 439 чел.
4. Общая численность преподавателей и мастеров производственного обучения - 238 чел., в том числе мастеров 65 чел.
5. Основные профили подготовки кадров: профиль механизации, общестроительный профиль.
Разработке данной программы предшествовал обстоятельный маркетинговый анализ внешней среды. Согласно прогнозам Комплекса городского хозяйства и Департамента городского строительства города Москвы потребность в рабочих кадрах столичного КГХ и строй-комплекса к 2015 г. удвоится. При этом следует подчеркнуть, что строительные профессии, среди других, являются наиболее востребованными для социально-экономического развития города.
Таблица.
Основные направления маркетингового анализа внешней среды
Качественные показатели рынка труда Количественные показатели рынка труда Анализ состояния предприятий отрасли
Производственные функции. Квалификационные требования. Требования к личностным компетенциям кадров. Возможные технологические и организационные изменения в отрасли. Динамика численности работающих. Наличие вакансий по профессиям в базисном периоде. Перспективная потребность в кадрах. Численность повышающих квалификацию в базисном году. Перспективная потребность в повышении квалификации. Наличие стратегических планов развития бизнеса. Состояние материальнотехнической базы. Организация работы с молодыми кадрами. Степень готовности к долгосрочному сотрудничеству (в различных формах).
Представленный анализ убеждает нас в том, что в свете высокой динамики развития строительного комплекса города Москвы как с точки зрения перспективных потребностей, так
и новых требований молодежи города, достичь поставленных целей можно лишь используя программно-целевое управление колледжем, построенного на законах образовательного менеджмента.
По-нашему мнению, главный замысел проекта состоит в том, чтобы создать необходимые материально-технические и организационно-управленческие предпосылки для формирования качественно нового облика колледжа. Облика, который соответствует современным требованиям развития городского строительного комплекса и сопряженных с ним отраслей.
Итак, цель инновационного проекта - повышение уровня обеспеченности КГХ и строительной индустрии города Москвы высококвалифицированными кадрами рабочих и специалистов на основе разработки и внедрения современных инновационных подходов к организации непрерывного профессионального образования в условиях интеграции учреждений СПО и заинтересованных социальных партнеров, при учёте основных положений, изложенных в национальных проектах «Образование» и «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а также Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации.
Выделим основные задачи проекта. Повышение качества учебно-воспитательного процесса в процессе подготовки высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов на инновационной основе для строительной и жилищно-коммунальной отраслей, которая предполагает разработку и внедрение: (а) перспективных профессиональных (квалификационных) моделей; (б) интегрированных многоуровневых модульных учебных планов и программ; (в) систем сертификации выпускников в соответствии с новейшими отечественными и международными стандартами качества.
Создание инновационной модели непрерывного профессионального образования с учетом специфики подготовки кадров для строительной и жилищно-коммунальной сфер города, которая включает в себя следующие звенья (ступени): общее среднее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; бакалавриат.
Совершенствование организации профессионального образования на основе разработки и внедрения: (а) инновационных форм взаимовыгодного сотрудничества с ведущими предприятиями строительной индустрии города; (б) эффективного интеграционного взаимодействия различных звеньев (ступеней) профессиональной подготовки; (в) создания организационно-экономических условий перехода к новому (автономному) типу образовательного учреждения; (г) мониторинга производственной адаптации выпускников.
Приведение материально-технической базы профессионального образования в соответствие с инновационными требованиями подготовки высококвалифицированных кадров, остро востребованных строительной индустрией города.
Качественное совершенствование профессионально-квалификационной структуры педагогических, инженерно-педагогических и управленческих кадров широкого профиля, обеспечение их подготовленности к проведению учебно-воспитательного процесса на инновационной основе и эффективного взаимодействия с социальными партнёрами.
Создание условий сбережения и укрепления здоровья и повышения профессиональной адаптации будущих рабочих на основе: (а) ведения медико-социального мониторинга обучающихся; (б) внедрения его результатов в учебно-воспитательный процесс; (в) повышения подготовленности педагогических кадров по вопросам сбережения и укрепления здоровья; (г) качественного повышения учебно-воспитательной работы в процессе формирования стереотипов здорового образа жизни обучающихся путем интеграции профилактических оздоровительных программ в учебные планы.
Важнейшей задачей является завершение формирования материально-технической базы и на ее основе развитие Межотраслевого Ресурсного Центра.
Межотраслевой Ресурсный Центр (МРЦ)
Ресурсный Центр подготовки кадров по механизации строительства, дорожного строительства и ЖКХ
Ресурсный Центр подготовки кадров по общестроительным работам и ЖКХ
УчебноИнновационный Центр энергосберегающих и нанотехнологий
Учебный центр «Цеппелин»:
Учебный полигон с гаражом для
Учебный центр «КНАУФ»
Учебный центр «БОШ»
Учебная
лаборатория
Учебный
класс
Тренажёры
Учебный
класс
Учебная
мастерская
Учебный
полигон
Строительная техника - 7 ед.
Дорожная техника - 3 ед.
Мини-техника 4 ед.
Автомобильная техника - 7 ед.
Учебные классы - 8
Учебные лаборатории - 7
Учебно-производственные мастерские - 4
Учебно-производственные мастерские -8
Учебные лаборатории - 7
Учебные классы - 6
Учебные полигоны - 8
Учебная лаборатория - 1
Учебный класс - 1
Контрольно-испытательный сертификационный участок
В связи с этим ключевым моментом в инновационной деятельности колледжа является развитие стратегических партнерских отношений с рядом ведущих организаций строительного комплекса города Москвы, а также с ведущими мировыми компаниями-производителями строительной техники и материалов. Например, с такими известными фирмами, как СУ-155, Caterpillar, KNAUF и Группа компаний СКАЙ. С этими фирмами уже идет реальное сотрудничество, спектр и глубина которого должны быть существенно увеличены в рамках реализации инновационной программы.
Тесное взаимодействие Строительного колледжа № 12 и социальных партнеров необходимо для качественной, полноценной подготовки кадров. Анализ опыта взаимодействия различного рода предприятий и колледжа показал, что при вступлении в партнерские отношения с бизнесом, возникает ряд вопросов, которые необходимо решить:
- в чем заключается повышение эффективности и укрепление связей между колледжем и социальными партнерами;
- как решить совместную задачу подготовки кадров более высокого уровня, учитывая темп развития экономики;
- как заинтересовать социальных партнеров в колледже;
- каковы формы и методы взаимодействия между колледжем и социальными партнерами;
- что включает в себя нормативно-правовое обеспечение этого взаимодействия.
Социальное партнерство в сфере профессионального образования основано на взаимовыгодном и равноправном взаимодействии образовательного учреждения со сферой бизнеса. Проведенные исследования показали, что социальных партнеров можно разделить на социальных партнеров - производителей материалов и потребителей кадров.
Социальные партнеры - потребители кадров - это работодатели. Дефицит кадров отмечают большинство работодателей, из них 90 % указывают на острую потребность, но эта потребность в высококвалифицированных специалистах. Социальные партнеры - производители материалов - это фирмы заинтересованные в продвижении своей продукции на потребительский рынок и в увеличении числа специалистов, умеющих работать, применяя именно их материалы и технологии.
Анализ опыта работы Строительного колледжа № 12 с социальными партнерами показал, что взаимодействие бизнеса с колледжем сводится к следующим основным функциям: внесение предложений по изменению учебных планов и программ с учетом специфики предприятия; участие в профориентационной работе; участие в итоговой аттестации выпускников; заключение договоров с конкретными студентами, предусматривающих ряд дополнительных социальных мер (дополнительные стипендии, бесплатное питание на практике, обеспечение спецодеждой и т.п.), с условием их трудоустройства на данном предприятии после выпуска; организация конкурсов профессионального мастерства; назначение грандов лучшим студентам; организация экскурсий на предприятия для студентов; предоставление колледжу документации по выпускаемой продукции; предоставление рабочих мест для стажировки педагогических работников; формирование краткосрочных и долгосрочных заказов на подготовку кадров по направлениям и объемам, учитывающим перспективу развития предприятий; организация курсов по повышению квалификации, подготовке и переподготовке взрослого населения; пополнение и совершенствование материально-технической базы; создание на предприятиях учебных участков для обучения студентов; выделение мастеров-наставников из наиболее опытных работников; закрепление производственных цехов за учебными группами; выделение необходимых материалов, инструментов для производственного обучения в мастерских ОУ; создание попечительских советов, в состав которых входят предприятия; совместное создание отраслевых ресурсных центров.
При этом важно отметить, что устойчивому развитию социального партнерства препятствует ряд факторов:
- призыв юношей после выпуска на службу в армию, не позволяющий им адаптироваться на предприятиях;
- несовершенство законодательной базы, значительно снижающее мотивацию руководителей предприятий на сотрудничество с колледжем;
- завышенные требования работодателей к принимаемым на работу специалистов;
- неотработанность до конца механизма договорных отношений.
Решить эти проблемы помогут ресурсные центры. Их отличительной чертой является, в первую очередь, специализация по определенной профессии или отрасли экономики, привлечение бизнеса к формированию и проведению содержания учебных курсов, обмену инновационным опытом при активном сотрудничестве всех поставщиков профессиональных услуг. Ресурсные центры выполняют задачи налаживания взаимосвязей с работодателями; улучшения материально-технической базы колледжа; анализа рынка труда в целях выявления реальных и перспективных кадровых потребностей работодателей; проведения упреждающей маркетинговой стратегии применительно к местному бизнес - сообществу; подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных групп населения, в т.ч. педагогических кадров.
Мы считаем, что данное сотрудничество создаст реальную основу для подготовки высококвалифицированных кадров, владеющих самыми современными технологиями ведения строительного бизнеса, в том числе с применением результатов нанотехнологий.
В контексте всего вышесказанного, необходимо отметить, что основные направления инновационной программы носят комплексный характер. В свою очередь, социальный эффект программы выражается в содействии следующих задач:
- решению проблемы кадрового обеспечения КГХ и строительной отрасли с учетом современных требований регионального рынка труда к уровню и качеству развития трудовых ресурсов;
- социальной адаптации выпускников к сложившимся социально-экономическим условиям региона путем краткосрочной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров по заявкам предприятий-работодателей и центров занятости населения по реализации Программ антикризисных мер Правительства РФ;
- сокращению разрыва между сложившейся профессионально-квалификационной и возрастной структурой рабочих кадров и специалистов требованиям обеспечения современного инновационного высокотехнологичного и конкурентоспособного производства;
- преодолению дефицита трудовых ресурсов из числа коренного населения города Москвы;
- снижению масштабов и остроты миграционных проблем.
Прогнозные оценки экономической эффективности проекта позволяют сделать вывод о том, что наши выпускники, имея новые квалификации, после реализации программы обеспечат рост валового регионального продукта в размере более 3-х миллиардов рублей. Таким образом, наша программа обеспечивает высокий социальный и экономический эффект. А это, бесспорно, является приоритетной задачей в процессе внедрения данного проекта в учебный процесс.
Формирование Межотраслевого Ресурсного Центра комплексной подготовки высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов КГХ и строительного профиля создаст необходимый плацдарм для выхода из стен нашего колледжа высокопрофессиональных специалистов нового поколения, совмещающих в себе базовые теоретические компетенции и грамотно развитые практические навыки.
Библиографический список:
1. Формирование организационно-экономического механизма развития автономных учреждений довузовского профессионального образования: Организационно-методические рекомендации / Под науч.ред. М.В. Никитина. - М.: ФИРО, 2008
2. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.] М.: Федеральный институт развития образования, 2008. 14 с. ISBN 978-5-85630-021-4.
3. Бурмистрова А.С. и др. Усиление общественной составляющей в управлении начальным профессиональным образованием [брошюра].- М.: ИРПО, 2004. -60 с.
4. Северина Т.С. Ресурсный центр «Учебный банк» // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 6. С. 12-13.
Ключевые слова: ресурсный центр, профессиональное образование, модернизации начального и среднего профессионального образования.
Keywords: the resource centre, vocational training, modernization of initial and average vocational training