Научная статья на тему 'Реализация государственной политики в сфере профессионального образования в России (2001 2011 гг. ): на материалах юга России'

Реализация государственной политики в сфере профессионального образования в России (2001 2011 гг. ): на материалах юга России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / STATE STRATEGIES / PUBLIC EDUCATIONAL POLICY / INSTITUTIONS OF BASIC AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сковороднева Ольга Ивановна

Характеризуются государственные стратегии развития системы профессионального образования в России, основные тенденции и противоречия в системе начального и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сковороднева Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are characterized the state strategies of development of professional education system in Russia, main tendencies and contradictions in the system of basic and secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной политики в сфере профессионального образования в России (2001 2011 гг. ): на материалах юга России»

рации А. Фурсенко на заседании итоговой коллегии Минобрнауки России 19 марта 2010 года. URL : http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/6853 (дата обращения: 10.01.2012).

8. Толкачев Г.П. К проблемам модернизации профессионального образования. URL : http:// www.muh.ru/arch/konf_mTolkachev.htm?user=f20d dabd777e285b4cf3f7de6ea98fa2 (дата обращения: 10.01.2012).

Public policy in the sphere of general education of the Russian Federation in 2000 - 2010: results of modernization

There is analyzed the effectiveness of the state programme of modernization of the system of general education of the Russian Federation, realized in 2000 -2010. There are considered its main contradictions and effects. There are reflected the peculiarities of the regional educational policy.

Key words: educational policy, modernization, Federal Target Programme of Education Development, Complex Project of Modernization of Education, Priority National Project "Education".

О.И. СКОВОРОДНЕВА (Волгоград)

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (2001 - 2011 гг.): на материалах Юга России

Характеризуются государственные стратегии развития системы профессионального образования в России, основные тенденции и противоречия в системе начального и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: государственные стратегии, государственная образовательная политика, учреждения начального профессионального образования, учреждения среднего профессионального образования.

В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [3] обозначена ключевая задача развития государства, связанная с

переходом от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития. Речь идет об обеспечении необходимых условий для формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных стандартов профессионального образования, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере [5].

Проблема модернизации системы профессионального образования особо актуальна для Юга России, где развитие системы профессионального образования в последние два десятилетия характеризовалось противоречивыми процессами. Так, в 1990-е гг. на территории Волгоградской области резко увеличилось количество профессиональных образовательных учреждений различной организационноправовой формы собственности, видов и типов, наблюдалось стойкое снижение престижности профессионального образования и в частности высшего. Только с середины 1990-х гг. рынок услуг высшего профессионального образования на Юге России стал ускоренно развиваться (по отношению к средней по России траектории), с 1990 г. набор в вузы вырос в 3,3 раза.

Образовательная деятельность учреждений профессионального образования определяется несколькими факторами. В конце XX в. развитые страны мира вступили в постиндустриальную эпоху, одной из отличительных черт которой является резкое увеличение информационных потоков. При этом наука вместе с новыми технологиями превратилась в главную производительную силу. Соответственно произошедшим изменениям появилось понятие «экономика, основанная на знаниях», что предполагает учебу на протяжении всей жизни, чтобы успевать за постоянно обновляющейся информацией об окружающем мире. В то же время в условиях глобализации резко усилилась конкуренция в сфере образовательных услуг. Отмеченные изменения предполагают поиски более эффективной образовательной политики и переход к гибким высокотехнологичным образовательным системам на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. На это направлены и принципы развора-

© Сковороднева О.И., 2012

чивающихся в Европе Болонского и Брюгге-Копенгагенского процессов, к которым присоединилась Россия [4].

Особое значение придается высококвалифицированному работнику, задачей которого становится не только применение имеющихся знаний и умений на рабочем месте, но и участие в производстве новых, что способствует повышению эффективности трудовой деятельности. В то же время современный работник должен быть готов к выполнению руководящих функций, уметь определять цели и задачи развития в любой ситуации, эффективные стратегии достижения этих целей. Основной задачей образовательных учреждений системы профессионального образования Волгоградской области является удовлетворение потребности региона в образовательных услугах, подготовка востребованных работодателями выпускников новой формации.

Сложившаяся в Волгоградской области система образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования характеризуется наличием вариативных образовательных программ, обеспечивающих выбор профессий/специальностей, способствующих самореализации личности и формирующих ее инновационное мышление. Кроме того, функционирование учебных заведений характеризуется рядом показателей, свидетельствующих не только о стабильности их существования, но и о достижении ими позитивных результатов в развитии.

На территории Волгоградской области функционируют два ресурсных центра без образования юридического лица на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 35», государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Камышинский политехнический колледж», деятельность которых направлена на модернизацию профессионального образования региона.

В последние годы активно развиваются новые формы взаимодействия с социальными партнерами, вложившими денежные средства в проекты участников конкурсного отбора 2010 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Все более активно решаются вопросы взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования и предприятий, союзов работодателей, служб занятости. Традиционны-

ми стали ярмарки вакансий рабочих и ученических мест. Особое внимание уделяется организации единого образовательного пространства, которое предусматривает развитие системы непрерывного образования, интеграционных процессов. В области реализуются 27 из 28 укрупненных групп специальностей, изучается и распространяется опыт совместной работы некоторых училищ со средними и высшими профессиональными учебными заведениями, когда на договорной основе рационально используется материально-техническая база, создаются сквозные планы и программы, обеспечивающие многоуровневую подготовку кадров.

Технологические изменения, революция в информационных и коммуникационных технологиях и вызванный ими быстрый темп социальных изменений привели к росту мобильности труда и капитала. Это вызвало появление новых профессий и специальностей, связанных с обслуживанием и ремонтом сложного промышленного оборудования, сельскохозяйственной техники, сервисом в сфере общественного питания и торговли. Параллельно устраняется дублирование профилей подготовки кадров в учебных заведениях и их специализации по кластерным группам [1]. Некоторым компенсационным механизмом преодоления рассогласования рынка труда и структуры рынка образовательных услуг являются курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования.

Используя опыт работы образовательных учреждений стран с развитой экономикой, учебные заведения для обеспечения тесных связей с работодателями начали создавать службы маркетинговых услуг, в функции которых также входит оказание содействия в трудоустройстве выпускников. В целях снижения безработицы среди молодежи и соответствующей подготовки ее к труду в учебные планы профессиональных учреждений введены специальные курсы «Технология поиска работы» и «Основы малого предпринимательства». В настоящее время наибольший интерес у молодежи вызывают такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, общественное питание, финансы, кредит, страхование, управление хозяйственной деятельностью, что замедляет процесс обновления кадров в сфере материального производства.

Одной из причин возникновения проблем в формировании кадрового потенциала учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования является отсутствие стимулирующих социальных факторов и льгот для привлечения подготовленных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования соответствующей специальности. Кроме того, динамика спроса на образовательные услуги образовательных учреждений профессионального образования в ближайшее десятилетие будет определяться прежде всего демографическим фактором, усиливающим региональную асимметрию в развитии системы профессионального образования. Наиболее масштабное сокращение числа потенциальных абитуриентов по Южному федеральному округу ожидается в Волгоградской и Ростовской областях (уже к 2013 г. численность выпускников средних учебных заведений уменьшится более чем на треть, а к 2018 г. составит лишь 64% от уровня 2008 г., после чего начнет медленно возрастать).

Все более существенным фактором спроса в экономически наиболее развитых регионах Юга будет выступать рынок труда, трансформирующийся под влиянием модернизаци-онных процессов и стимулирующий к получению «второго-третьего» образования, в том числе высшего профессионального образования. Указанные факторы спровоцируют резкое обострение конкуренции среди учреждений профессионального образования в борьбе за абитуриента (между государственной и негосударственной сферами, регионами, отдельными учреждениями), инициируют процессы концентрации и интеграции в системе профессиональных учебных заведений, обусловят необходимость акцента на стимулировании качественных изменений, в первую очередь в ведущих (и претендующих на лидерство) высших учебных заведениях, в том числе и на основе опережающего наращивания их научно-инновационной деятельности [6]. В то же время для развития кадрового потенциала учреждений профессионального образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями создана система повышения квалификации, основанная на реальных потребностях учебных заведений, подготовки и переподготовки преподавателей к работе по новым стандартам, современным методикам и технологиям обучения. Ведется целенаправленная подготовка методистов и других пе-

дагогических работников по развитию новых форм образования, созданы условия для развития компьютеризации учебного процесса и организации системы стажировок [2].

Однако названные инновационные преобразования не всегда дают нужный эффект. Основные причины заключаются в том, что управление инновационными процессами осуществляется малоэффективными методами, не стимулирующими инновационное развитие. В связи с этим необходимо консолидировать усилия и ресурсы учебных заведений профессионального образования разного уровня для решения стратегических целей и задач, разработать программы инновационного развития в каждом учебном заведении, шире применять современные проектные технологии в управлении кадровыми ресурсами, активизировать и стимулировать деятельность педагогов для осуществления образовательных инноваций.

Состояние бюджетного финансирования и объемы ожидаемых в ближайшие годы инвестиционных вложений не дают возможности должным образом инвестировать все учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования как на региональном, так и на федеральном уровне. Решение обозначенной проблемы в области реализуется и требует дальнейшего развития путем преобразования ведущих образовательных учреждений в ресурсные центры с закреплением за ними функций коллективных пользователей, в том числе на базе высших учебных заведений. При этом они не рассматриваются как конкуренты других образовательных учреждений профессионального образования. В ресурсных центрах концентрируется дорогостоящее оборудование, и их сетевое взаимодействие с другими профессиональными училищами, среднеспециальными учебными учреждениями позволяет добиться максимального эффекта при минимизации инвестиций. Сеть подобных центров обеспечивает подготовку кадров по приоритетным направлениям развития отраслей экономики с учетом специализации отдельных районов области. Образовательное учреждение в статусе ресурсного центра реализует программы профессионального образования повышенного уровня и является источником современных образовательных ресурсов (современное материально-техническое оснащение, средства обучения, оборудование, высококвалифицированные педагогические кадры) для образовательной сети муниципального района (городского округа).

В связи с изложенным в качестве приоритетных направлений развития начального,

среднего и высшего профессионального образования рассматриваются реструктуризация и оптимизация сети профессиональных училищ, развитие системы непрерывного профессионального образования, формирование государственных заданий учебным заведениям на основе прогнозирования перспективных потребностей рынка труда. В сложившихся условиях реструктуризация и оптимизация вызваны также изменениями законодательства в области образования, необходимостью изменения механизма бюджетного финансирования образовательных учреждений, который на сегодня совершенно не связан с качеством подготовки кадров, работой на заказ, трудоустройством выпускников по полученным профессиям и закреплением их на производстве. Профессиональное образование остается единственной сферой производства товаров и услуг, получающей средства за произведенный, а не реализованный продукт.

Анализ факторов, влияющих на организацию профессионального образования, показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и самих учебных заведений. Вместе с тем этот процесс во многом зависит от эффективности государственной поддержки, обеспечивающей условия для нормального функционирования и развития системы профессионального образования.

Литература

1. Глоссарий сайта «Федеральный Государственный Образовательный стандарт». URL : http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=318.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2000. №2. С. 2-18.

3. О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL : http://mon.gov.ru/pro/reg.

4. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год. Материалы к выступлению министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко на заседании итоговой коллегии Минобрнауки России 19 марта 2010 года. URL : http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/6853.

5. Об образовании. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 // Вестн. образования. 1996. №7. С. 14-18.

6. Смолин О.Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества. М., 2001.

Realization of public policy in the sphere of professional education in Russia (2001 - 2011): based on the materials of the South of Russia

There are characterized the state strategies of development of professional education system in Russia, main tendencies and contradictions in the system of basic and secondary professional education.

Key words: state strategies, public educational policy, institutions of basic and secondary professional education.

Н.Ю. СТАРОДУБЦЕВА (Волгоград)

К ВОПРОСУ О НАЧАЛЕ ПРОЦЕССА УНИФИКАЦИИ СЕВЕРА И ЮГА ФРАНЦИИ*

Рассматривается одна из самых сложных проблем средневековой французской монархии - унификация земель, особенно острая для юга Франции. Ее решение берет начало со «Статутов Памье» 1212 г., чьи установления были развиты и официально закреплены Парижским мирным договором 1229 г. Опираясь на данные документы, французские короли преодолели внутригосударственные противоречия.

Ключевые слова: унификация, централизованное государство, Тулузское графство.

Создание единого централизованного государства - важнейший этап в истории Франции. Одной из серьезных проблем в ходе централизации французского королевства стало преодоление различий между разными частями государства.

* Исследование выполнено при поддержке гранта Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве.

© Стародубцева Н.Ю., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.