Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕНИНГРАДЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛ. ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в. (опыт исторического исследования)'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕНИНГРАДЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛ. ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в. (опыт исторического исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софина Галина Ивановна

В статье автор анализирует один из наиболее интересных исторических периодов в развитии системы начального и среднего профессионального образования в Ленинграде и Ленинградской обл. 70-80-е гг. ХХ в. Показана важная для общественного прогресса роль преемственности в развитии начального профессионального образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Софина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author analyzes one of the main historical stages in the development of the professional education system in Leningrad and Leningrad region in the 70-80s of the 20th century. The role of tradition in the development of professional education system, important for public progress, is showed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕНИНГРАДЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛ. ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в. (опыт исторического исследования)»

Галина СОФИНА

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕНИНГРАДЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛ.

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

(опыт исторического исследования)

В статье автор анализирует один из наиболее интересных исторических периодов в развитии системы начального и среднего профессионального образования в Ленинграде и Ленинградской обл. - 70-80-е гг. XX в. Показана важная для общественного прогресса роль преемственности в развитии начального профессионального образования.

In the article the author analyzes one of the main historical stages in the development of professional education system in Leningrad and Leningrad region in the 70-80s of the 20th century. The role of tradition in the development of professional education system, important for public progress, is showed.

Ключевые слова:

образование, система начального и среднего профессионального образования; education, system of professional education.

Одной из задач истории как объективной научной дисциплины является восстановление «связи времен». Слова выдающегося российского общественного деятеля и педагога XIX в. Н.А. Добролюбова: «Мудрость предков — зеркало для потомков», — как нельзя лучше отражают это положение. Практически и теоретически история доказывает: весь путь прогрессивного развития человечества — это путь широкого использования положительного опыта лучших достижений предшествующих поколений.

Социально-экономические реформы, происходившие в нашей стране с конца 1980-х гг., вызвали появление новых проблем в системе образования России в целом и в начальном профессиональном образовании в частности. Непродуманная политика руководства, демократизация общественной жизни, превратно понятая как вседозволенность, беспредел в вопросах приватизации в середине 1990-х гг. привели хорошо отлаженную советскую систему начального профессионального образования к полному ее развалу. Активных «приватизаторов» интересовали территории, сооружения, здания, материально-техническая база профессионально-технических училищ, а отнюдь не будущее системы образования. Большинство зданий ПТУ были перепрофилированы в коммерческие предприятия, бизнес-центры или оказались разграбленными, разрушенными и заброшенными.

Сегодня, говорит заместитель министра образования России Александр Киселев, некоторые представители Минобразования считают профтехучилища «социальными отстойниками». По его данным, только 20% выпускников 11-х классов учатся в ПТУ. Причем 60% от этого числа — молодежь из малых городов1. Сложившаяся в начальном профессиональном образовании ситуация в значительной степени тормозит экономическое развитие Северо-Западного региона и всей экономики России.

При анализе системы профессионально-технического образования (ПТО) необходимо иметь в виду ряд обстоятельств. Во-первых, независимо от формы общественного и государственного правления, личнос-

1 Профтехобразование в России оставляет желать лучшего // http:/|www. zarplata.ru/n-id-40 html

СОФИНА Галина Ивановна — аспирант кафедры истории и мировой политики СЗАГС, главный специалист отдела начального и среднего кпраоффеедсрсаионального образовании Комитета по образовннию, г. Санкт-Петербург sofinag@mail.ru

ти руководителя, социальных революций и потрясений система образования является обязательным элементом существования общества, обеспечивающим связь времен и поколений и являющимся залогом дальнейшего развития государства и общества. Во-вторых, образование как социальная система в плане общественного развития имеет значительную инерцию. Результаты ее функционирования можно оценить через десяток-другой лет после смены поколений. Поэтому важно предвидеть последствия влияния современного образования на дальнейшее существование общества и государства. В-третьих, начальное профессиональное образование как первый этап вхождения индивида в социум является наиболее массовой социальной базой для следующих ступеней. В-четвертых, отсутствие заботы об образовании, пренебрежение к задачам управления этим процессом приводит к значительным материальным потерям и еще большим, трудно вычисляемым потерям в нравственно-духовной сфере.

С этой точки зрения опыт руководства системой профессионально-технического образования в СССР во второй половине прошлого века является актуальным материалом для исследования. В советский период Северо-Западный регион России и в первую очередь Ленинград и Ленинградская обл. были пионерами в развитии системы профессионально-технического образования в стране. Регион был одним из самых развитых научно-производственных, научно-культурных и учебно-образовательных центров страны. При этом следует отметить, что в эти годы в бывшем СССР не было значительных проблем с подготовкой молодых кадров для постоянного обеспечения прироста производства: «Плановая экономика, централизация ресурсов, идеологическая поддержка приоритетности промышленных достижений и всемирно-исторической роли рабочего класса на фоне пусть небольшого, но все-таки роста численности населения — все это вместе взятое позволило развивать отечественную промышленность и обеспечивать смену кадров на промышленных пред-приятиях»1.

1 Гусева ГА., Макаров Е.В. Молодежные когорты региона как источник развития трудового потенциала промышленного предприятия (на примере филиала Федерального государственного унитарного предприятия концерна «Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция») // Управленческое консультирование, 2007, № 2, с. 107.

Анализ состояния профессиональнотехнического образования Ленинграда и области в советский период, сильных и слабых сторон ее развития, оценка качества принятых решений и методов руководства системой дают возможность поиска путей выхода из постоянно ухудшающейся ситуации дефицита рабочей силы в наши дни. К сожалению, в настоящее время работодатели не видят другого пути ликвидации недостатка рабочей силы, кроме беспредельного использования труда гастарбайтеров, хотя этот путь может оказаться тупиковым. О проблемах этого пути свидетельствуют социальные потрясения, прокатившиеся по всем наиболее развитым странам Западной Европы, вызванные несанкционированным притоком иммигрантов из беднейших регионов и стран планеты.

В начале 1960-х гг. экономика и социальная сфера Ленинграда и Ленинградской обл. испытывали значительные трудности в своем развитии в связи с дефицитом рабочей силы. За решение данного вопроса активно взялись партийные органы. Вопросы обучения и воспитания рабочих кадров в Ленинграде и области регулярно рассматривались на пленумах и бюро обкома, горкомов и райкомов КПСС и ВЛКСМ, сессиях местных Советов депутатов трудящихся, Ленинградского облисполкома, горисполкомов и райис-полкомов2. В результате к концу восьмой пятилетки в 1970 г. работа по профориентации молодежи позволила добиться ощутимых положительных результатов. Из выпускников 8-х классов перешли в девятый 55% учащихся, поступили в техникум — 17%, в ПТУ — 25%, на работу — 3%. Количество училищ выросло с 86 до 99, а число обучающихся в них — с 33,6 до 48 тыс. чел.3

Еще более серьезные задачи по подготовке квалифицированных рабочих кадров были поставлены перед системой профтехобразования на следующую пятилетку. В 1971—1975 гг. в ПТУ было намечено подготовить не менее 9 млн квалифицированных рабочих. Прием в ПТУ

2 Бутко Е.Я. Стратегия развития системы профессионального образования Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике : автореф. дис. ... д. пед.н. — М. : ЦИТ, 1992.

3 История среднего профессионального образования в России / под ред. В.М. Жураковского. — М. : Новь, 2000, с. 700.

в 1975 г. должен был составлять 300—400 тыс. чел.1

Для повышения престижности рабочих специальностей среди молодежи и повышения уровня их общеобразовательной подготовки было принято решение о совмещении среднего общего и профессионального образования в профессионально -технических училищах. В 60-70-е гг. ХХ в. сначала в Ленинграде, затем и в других регионах страны происходила перестройка системы начального профессионального образования в новый тип ПТУ, в которых учащиеся, наряду с профессиональным образованием, получали и полное среднее образование. Это направление развития начального и среднего профессионального образования полностью оправдало себя в 1970-80-х гг.

В 1976 г. в ПТУ Ленинграда было принято более 35% от общего числа выпускников 8-х классов и 11,9% выпускников 10-х классов, в то время как в 1970-х их было 19,5% и 6,4% соответственно. За это время было создано 30 укрупненных учебных комплексов на базе системы ПТО. В 1975 г. для укрепления руководства системой ПТО было создано Главное управление профтехобразования Ленинграда и области. Главными задачами его деятельности было решение вопросов перспективного развития системы ПТО, координации работы отраслевых и территориальных органов по подготовке молодых рабочих кадров. При исполкомах местных Советов были организованы депутатские комиссии по профтехобразованию.

Большая роль в деле воспитания учащихся ПТУ отводилась творческим союзам, театрам, музеям, вузам, другим общественным организациям. Налаживались шефские связи творческих организаций с конкретными ПТУ, что позволило улучшить культурно-воспитательную работу.

В десятой пятилетке (1976-1980 гг.) была поставлена задача: подготовить 11 млн квалифицированных рабочих, увеличить число рабочих со средним образованием в 2,5 раза. Фактически за это время системой ПТО страны было подготовлено 12,5 млн юношей и девушек, в три раза увеличи-

1 Сборник методических материалов Второй всесоюзной конференции по научной организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях профтехобразования. — М., 1975, с. 138.

лось число выпускников ПТУ, получивших среднее образование.

За девятую и десятую пятилетки в ленинградскую систему ПТО было вложено 250 млн руб. капиталовложений. Только в 1976—1980 гг. в Ленинграде и области было возведено 34 учебных укрупненных комплекса на 23 тыс. учебных мест, построено 300 отдельных зданий для ПТУ, реконструировано значительное количество старых училищ. Подготовку специалистов в системе ПТУ обеспечивали более 11 тыс. инженерно-педагогических работников.

В современной России все уровни образования подвергаются серьезным реформам. Однако надо отметить, что системного видения всего процесса непрерывного профессионального образования у государственных чиновников Министерства образования и науки РФ нет. Так, в выступлении А. Фурсенко на итоговой коллегии Минобрнауки РФ лишь один раз и в общем плане упоминается о начальном профессиональном образовании: «.образовательные учреждения — это ... стартовые площадки для участия [молодых людей] в создании новой экономики. Важнейшую роль в этом играют внешние требования, заказ на знания, умения, социальная востребованность. По отношению к школе таким внешним заказчиком является, в первую очередь, система профессионального образования. В 2008 году завершился первый этап нашей работы по отбору и поддержке лидеров в системе высшего, среднего и начального профессионального образования. Это направление национального проекта позволило сформировать группу вузов, колледжей и училищ, которые уже сейчас являются теми инновационными площадками, которые определяют перспективный облик системы профессионального образования, являются региональными или отраслевыми ресурсными центрами»2.

В то же время подготовка своих национальных высокопрофессиональных молодых рабочих кадров является одной из главных задач не только возрождения России, но и сохранения ее государственности. И это направление требует не общих слов, а продуманной политики государства.

2 Выступление министра Минобрнауки РФ А. Фурсенко на итоговой коллегии Министерства 17 марта 2009 года // http://mon.gov.ru/ruk/ministr/ ёок/5237/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.