Научная статья на тему 'Развитие системы профессионально-технического образования в первой половине 1970-х гг. И на современном этапе: сравнительный анализ'

Развитие системы профессионально-технического образования в первой половине 1970-х гг. И на современном этапе: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / PROFESSIONAL TECHNICAL EDUCATION / QUALIFIED WORKERS / DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плехов Артем Евгеньевич

В статье проводится сопоставление ключевых направлений развития современной системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге и системы профессионально-технического образования в Ленинграде в первой половине 1970-х гг. Показано, что на современном этапе государство сталкивается с такими же проблемами, что и в прошлом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плехов Артем Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparing of key directions of development of modern vocational technical education of St. Petersburg with the system of professional technical education in Leningrad in 1971-1975 is carrying out in the article. It is shown that the state has the same problems at the present time as it was in the past.

Текст научной работы на тему «Развитие системы профессионально-технического образования в первой половине 1970-х гг. И на современном этапе: сравнительный анализ»

Артем ПЛЕХОВ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1970-х гг. И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (сравнитеный анализ)

В статье проводится сопоставление ключевых направлений развития современной системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге и системы профессионально-технического образования в Ленинграде в первой половине 1970-х гг. Показано, что на современном этапе государство сталкивается с такими же проблемами, что и в прошлом. The comparing of key directions of development of modern vocational technical education of St. Petersburg with the system of professional technical education in Leningrad in 1971-1975 is carrying out in the article. It is shown that the state has the same problems at the present time as it was in the past.

Ключевые слова:

профессионально-техническое образование, квалифицированные рабочие, программа развития; professional technical education, qualified workers, development program.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.1 стране требуется смещение акцентов проводимой экономической политики в сторону мер, ориентированных на модернизацию промышленного потенциала, развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности их функционирования.

Начиная с 2013 г., предусматривается структурная диверсификация экономики и переход ее на новую технологическую базу. Предполагается существенное снижение доли топливно-энергетического комплекса, смещение структуры производства в пользу продукции обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности с высокой долей инноваций, рост производства товаров инвестиционного назначения, доли продукции машиностроительного комплекса, химической промышленности.

В этой связи основными задачами, которые должны быть решены в среднесрочной перспективе, являются создание условий для повышения качества рабочей силы, предлагаемой на внутреннем рынке, до мировых стандартов, а также приведение количественного показателя и профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров в соответствие с потребностями формирующейся инновационной экономики.

По мнению экспертов рынка труда и руководителей организа-ций-работодателей2, современная ситуация в производстве и бизнесе требует, чтобы учебные заведения в большей степени были ориентированы на практическую подготовку будущих специалистов. Работодателям важнее, чтобы специалист, прежде всего, владел глубокими, но узкоспециальными знаниями. В этом, в частности, видится ценность института наставничества в учреждениях профессионального образования, выполняющего важную роль в передаче мастерства учащимся.

1 СЗ РФ, 2008, № 47, ст. 5489.

2 Современное состояние системы образования и предложения «Деловой России» по ее совершенствованию // http://www.biblio-globus.ru/docs/Annex_ 11.pdf

ПЛЕХОВ Артем Евгеньевич — соискатель кафедры истории

и мировой политики Северо-Западного института — филиала

РАНХиГС, ведущий специалист отдела международных связейСеверо-Западногч института — филиала РАНХиГС р1агет'е>ара @таП.т

144

ВЛАСТЬ

2011' 11

Существенной является также проблема низкой мотивации учащихся как фактора, понижающего эффективность образовательного процесса, формирования заинтересованности учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности. В то же время перед современной молодежью стоит серьезная проблема безработицы. Так, по данным Госкомстата РФ в 2010 г. в численности занятого населения молодежь в возрасте до 25 лет составляет 10,7%, что значительно ниже по сравнению с лицами старшего возраста (старше 50 лет), доля которых составляет 24,8%, а в составе безработных доля молодежи (27,5%) существенно выше, чем доля лиц в возрасте 50 лет и старше (17,2%)!.

Очевидная несогласованность системы профессионального образования и рынка труда требует серьезных усилий по разработке мер и практических действий по совершенствованию системы подготовки рабочих кадров с учетом интересов и потребностей инновационной экономики.

Правильная оценка современного состояния и перспектив развития промышленности и подготовки рабочих кадров для нее немыслима без углубленного исторического анализа вопроса. Изучение истории реформирования советской профессиональной школы позволит сформулировать важные исторические уроки для современного этапа развития системы подготовки рабочих кадров и даст возможность правильно расставить приоритеты развития данной системы в новых условиях.

В современной России громадная сеть профтехучилищ, созданная в Советском Союзе, была реструктурирована в лицеи и колледжи, при этом огромная доля профтехучилищ была просто упразднена. По данным Госкомстата РФ в 2009 г. по сравнению с 2000 г. число учреждений начального профессионального образования в стране сократилось на 15% (после принятия закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-12 профессиональнотехническое образование получило название начального профессионального образования), причем в регионах этот показатель еще выше. Так, в Санкт-Петербурге

1 Экономическая активность населения России: статистический бюллетень //

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/

rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/

statisticCollections/doc_1139918584312

2 Российская газета, 1992, № 172, 31 июля.

он составил 53%, а в Ленинградской области — 74%3.

Система начального профессионального образования, имеющая целью подготовить работников квалифицированного труда на базе основного общего образования, является первой ступенью подготовки профессиональных кадров для рыночной экономики. С учетом важности этой ступени образования на федеральном и региональном уровне в настоящее время предпринимаются усилия, направленные на возрождение начального профессионального образования. На федеральном уровне соответствующие мероприятия заложены в Стратегии-20204, а в Санкт-Петербурге разработана и реализуется Программа развития системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2008—2011 гг.5

Основными направлениями санкт-петербургской Программы являются:

— оптимизация профессионально-квалификационной структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по отраслевому принципу;

— развитие материально-технической базы учебных заведений;

— создание условий для инновационного развития и повышения качества начального профессионального образования;

— оптимизация сети учебных заведений системы начального профессионального образования;

— обеспечение системы начального профессионального образования высококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами.

В этой связи представляется интерес -ным анализ и изучение опыта развития системы профессионально-технического образования в СССР, в частности, особую актуальность представляет период первой половины 1970-х гг., когда сходные с современными тенденции в направлении модернизации промышленного производства, внедрение на волне научно-технической революции инновационных техно-

3 Регионы России. Социально-экономические показатели : статистический бюллетень // http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_ 1138623506156

4 Стратегия 2020: от экономики «директив» к экономике «стимулов» // http://www.deloros.ru/ main.php?mid=194

5 Вестник Администрации Санкт-Петербурга, 2008, № 8.

логий развития производства потребовали обеспечения промышленности трудовыми ресурсами нового качества. Крупное машинное производство определило высокую потребность в массовых профессиях. В первой половине 1970-х гг. в развитии профессионально-технического образования был сделан акцент на получение среднего образования. Именно в тот период в Ленинграде была разработана и внедрялась масштабная система мероприятий, направленная на совершенствование подготовки и воспитания квалифицированных рабочих кадров. Подготовка рабочих кадров в Ленинграде была возведена в ранг приоритета государственной политики.

Для ликвидации выявленного в 1960-х гг. отставания уровня подготовки квалифицированных рабочих кадров в училищах от растущих требований производства ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов по вопросам развития системы профтехобразования.

В первой половине 1970-х гг. под руководством ленинградской партийной организации начал осуществляться массовый перевод профессионально-технических училищ в учебные заведения, в которых готовились рабочие со средним образованием.

Значительную помощь учебным заведениям в укреплении материально-технической базы должны были оказывать базовые предприятия, которые в директивном порядке обязывались ежегодно предусматривать в планах материально-технического снабжения выделение целевым назначением для профтехучилищ передового оборудования, машин, механизмов и приборов. Большинство крупных предприятий ответственно относились к решению этих проблем. Однако было немало таких, которые передавали профтехучилищам морально и технически устаревшее оборудование, ограничивали выделение материалов и т.д.1

Одной из ключевых проблем, на решение которой были нацелены партийные организации города и области, были подбор, расстановка и воспитание инженерно-педагогических кадров2.

1 Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб), ф. 24, оп. 153, д. 12, л. 103-105.

2 Подробнее см.: Плехов А. Развитие системы профессионально-технического образования в Ленинграде в первой половине 1970-х гг. //

Власть, 2011, № 5, с. 88-91.

Несмотря на усилия, предпринятые для повышения образовательного уровня учащихся профтехучилищ, успеваемость, в первую очередь по общеобразовательным предметам (только 8% учащихся училось на четыре и пять), оставалась на низком уровне, что во многом было обусловлено низкой подготовкой абитуриентов, большим количеством нарушителей учебной дисциплины и общественного порядка. Не удалось переломить практику направления в профтехучилища в основном неблагополучных подростков из «школьного отсева»3. В то же время государственные социальные гарантии системы профтехобразования давали возможность детям из малообеспеченных семей получать профессию и среднее образование.

Таким образом, можно утверждать, что в основном для 1970-х гг. было характерно расширенное воспроизводство квалифицированных рабочих в системе профтехобразования. Эта тенденция была в целом положительной, поскольку способствовала насыщению производства более образованными и квалифицированными молодыми рабочими, хотя отмечалось низкое качество их подготовки, причиной которого являлась ориентация системы профессионально-технического образования на количественные показатели.

Сопоставив основные направления развития системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге в настоящее время и системы профессионально-технического образования в Ленинграде в первой половине 1970-х гг., можно обнаружить, что они практически идентичны. В частности, стоит отметить такие направления, как:

— развитие материально-технической базы;

— повышение уровня инженерно-педагогических кадров;

— повышение качества образования.

Таким образом, использование исторического опыта подготовки рабочих кадров в 1970-х гг. позволит найти оптимальные решения актуальных проблем и избежать повторения ошибок прошлого.

3 ЦГАИПД СПб., ф. К-598, оп. 28, д. 180, л. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.