Артем ПЛЕХОВ
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1970-х гг. И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (сравнитеный анализ)
В статье проводится сопоставление ключевых направлений развития современной системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге и системы профессионально-технического образования в Ленинграде в первой половине 1970-х гг. Показано, что на современном этапе государство сталкивается с такими же проблемами, что и в прошлом. The comparing of key directions of development of modern vocational technical education of St. Petersburg with the system of professional technical education in Leningrad in 1971-1975 is carrying out in the article. It is shown that the state has the same problems at the present time as it was in the past.
Ключевые слова:
профессионально-техническое образование, квалифицированные рабочие, программа развития; professional technical education, qualified workers, development program.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.1 стране требуется смещение акцентов проводимой экономической политики в сторону мер, ориентированных на модернизацию промышленного потенциала, развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности их функционирования.
Начиная с 2013 г., предусматривается структурная диверсификация экономики и переход ее на новую технологическую базу. Предполагается существенное снижение доли топливно-энергетического комплекса, смещение структуры производства в пользу продукции обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности с высокой долей инноваций, рост производства товаров инвестиционного назначения, доли продукции машиностроительного комплекса, химической промышленности.
В этой связи основными задачами, которые должны быть решены в среднесрочной перспективе, являются создание условий для повышения качества рабочей силы, предлагаемой на внутреннем рынке, до мировых стандартов, а также приведение количественного показателя и профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров в соответствие с потребностями формирующейся инновационной экономики.
По мнению экспертов рынка труда и руководителей организа-ций-работодателей2, современная ситуация в производстве и бизнесе требует, чтобы учебные заведения в большей степени были ориентированы на практическую подготовку будущих специалистов. Работодателям важнее, чтобы специалист, прежде всего, владел глубокими, но узкоспециальными знаниями. В этом, в частности, видится ценность института наставничества в учреждениях профессионального образования, выполняющего важную роль в передаче мастерства учащимся.
1 СЗ РФ, 2008, № 47, ст. 5489.
2 Современное состояние системы образования и предложения «Деловой России» по ее совершенствованию // http://www.biblio-globus.ru/docs/Annex_ 11.pdf
ПЛЕХОВ Артем Евгеньевич — соискатель кафедры истории
и мировой политики Северо-Западного института — филиала
РАНХиГС, ведущий специалист отдела международных связейСеверо-Западногч института — филиала РАНХиГС р1агет'е>ара @таП.т
144
ВЛАСТЬ
2011' 11
Существенной является также проблема низкой мотивации учащихся как фактора, понижающего эффективность образовательного процесса, формирования заинтересованности учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности. В то же время перед современной молодежью стоит серьезная проблема безработицы. Так, по данным Госкомстата РФ в 2010 г. в численности занятого населения молодежь в возрасте до 25 лет составляет 10,7%, что значительно ниже по сравнению с лицами старшего возраста (старше 50 лет), доля которых составляет 24,8%, а в составе безработных доля молодежи (27,5%) существенно выше, чем доля лиц в возрасте 50 лет и старше (17,2%)!.
Очевидная несогласованность системы профессионального образования и рынка труда требует серьезных усилий по разработке мер и практических действий по совершенствованию системы подготовки рабочих кадров с учетом интересов и потребностей инновационной экономики.
Правильная оценка современного состояния и перспектив развития промышленности и подготовки рабочих кадров для нее немыслима без углубленного исторического анализа вопроса. Изучение истории реформирования советской профессиональной школы позволит сформулировать важные исторические уроки для современного этапа развития системы подготовки рабочих кадров и даст возможность правильно расставить приоритеты развития данной системы в новых условиях.
В современной России громадная сеть профтехучилищ, созданная в Советском Союзе, была реструктурирована в лицеи и колледжи, при этом огромная доля профтехучилищ была просто упразднена. По данным Госкомстата РФ в 2009 г. по сравнению с 2000 г. число учреждений начального профессионального образования в стране сократилось на 15% (после принятия закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-12 профессиональнотехническое образование получило название начального профессионального образования), причем в регионах этот показатель еще выше. Так, в Санкт-Петербурге
1 Экономическая активность населения России: статистический бюллетень //
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/
rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/
statisticCollections/doc_1139918584312
2 Российская газета, 1992, № 172, 31 июля.
он составил 53%, а в Ленинградской области — 74%3.
Система начального профессионального образования, имеющая целью подготовить работников квалифицированного труда на базе основного общего образования, является первой ступенью подготовки профессиональных кадров для рыночной экономики. С учетом важности этой ступени образования на федеральном и региональном уровне в настоящее время предпринимаются усилия, направленные на возрождение начального профессионального образования. На федеральном уровне соответствующие мероприятия заложены в Стратегии-20204, а в Санкт-Петербурге разработана и реализуется Программа развития системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2008—2011 гг.5
Основными направлениями санкт-петербургской Программы являются:
— оптимизация профессионально-квалификационной структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по отраслевому принципу;
— развитие материально-технической базы учебных заведений;
— создание условий для инновационного развития и повышения качества начального профессионального образования;
— оптимизация сети учебных заведений системы начального профессионального образования;
— обеспечение системы начального профессионального образования высококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами.
В этой связи представляется интерес -ным анализ и изучение опыта развития системы профессионально-технического образования в СССР, в частности, особую актуальность представляет период первой половины 1970-х гг., когда сходные с современными тенденции в направлении модернизации промышленного производства, внедрение на волне научно-технической революции инновационных техно-
3 Регионы России. Социально-экономические показатели : статистический бюллетень // http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_ 1138623506156
4 Стратегия 2020: от экономики «директив» к экономике «стимулов» // http://www.deloros.ru/ main.php?mid=194
5 Вестник Администрации Санкт-Петербурга, 2008, № 8.
логий развития производства потребовали обеспечения промышленности трудовыми ресурсами нового качества. Крупное машинное производство определило высокую потребность в массовых профессиях. В первой половине 1970-х гг. в развитии профессионально-технического образования был сделан акцент на получение среднего образования. Именно в тот период в Ленинграде была разработана и внедрялась масштабная система мероприятий, направленная на совершенствование подготовки и воспитания квалифицированных рабочих кадров. Подготовка рабочих кадров в Ленинграде была возведена в ранг приоритета государственной политики.
Для ликвидации выявленного в 1960-х гг. отставания уровня подготовки квалифицированных рабочих кадров в училищах от растущих требований производства ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов по вопросам развития системы профтехобразования.
В первой половине 1970-х гг. под руководством ленинградской партийной организации начал осуществляться массовый перевод профессионально-технических училищ в учебные заведения, в которых готовились рабочие со средним образованием.
Значительную помощь учебным заведениям в укреплении материально-технической базы должны были оказывать базовые предприятия, которые в директивном порядке обязывались ежегодно предусматривать в планах материально-технического снабжения выделение целевым назначением для профтехучилищ передового оборудования, машин, механизмов и приборов. Большинство крупных предприятий ответственно относились к решению этих проблем. Однако было немало таких, которые передавали профтехучилищам морально и технически устаревшее оборудование, ограничивали выделение материалов и т.д.1
Одной из ключевых проблем, на решение которой были нацелены партийные организации города и области, были подбор, расстановка и воспитание инженерно-педагогических кадров2.
1 Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб), ф. 24, оп. 153, д. 12, л. 103-105.
2 Подробнее см.: Плехов А. Развитие системы профессионально-технического образования в Ленинграде в первой половине 1970-х гг. //
Власть, 2011, № 5, с. 88-91.
Несмотря на усилия, предпринятые для повышения образовательного уровня учащихся профтехучилищ, успеваемость, в первую очередь по общеобразовательным предметам (только 8% учащихся училось на четыре и пять), оставалась на низком уровне, что во многом было обусловлено низкой подготовкой абитуриентов, большим количеством нарушителей учебной дисциплины и общественного порядка. Не удалось переломить практику направления в профтехучилища в основном неблагополучных подростков из «школьного отсева»3. В то же время государственные социальные гарантии системы профтехобразования давали возможность детям из малообеспеченных семей получать профессию и среднее образование.
Таким образом, можно утверждать, что в основном для 1970-х гг. было характерно расширенное воспроизводство квалифицированных рабочих в системе профтехобразования. Эта тенденция была в целом положительной, поскольку способствовала насыщению производства более образованными и квалифицированными молодыми рабочими, хотя отмечалось низкое качество их подготовки, причиной которого являлась ориентация системы профессионально-технического образования на количественные показатели.
Сопоставив основные направления развития системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге в настоящее время и системы профессионально-технического образования в Ленинграде в первой половине 1970-х гг., можно обнаружить, что они практически идентичны. В частности, стоит отметить такие направления, как:
— развитие материально-технической базы;
— повышение уровня инженерно-педагогических кадров;
— повышение качества образования.
Таким образом, использование исторического опыта подготовки рабочих кадров в 1970-х гг. позволит найти оптимальные решения актуальных проблем и избежать повторения ошибок прошлого.
3 ЦГАИПД СПб., ф. К-598, оп. 28, д. 180, л. 31.