М В. Кушнир
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 1990-е ГОДЫ
Работа представлена кафедрой документационного обеспечения-управления и прикладной лингвистики Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Т. И. Славко
Статья посвящена проблемам реформирования системы профессионального образования Республики Коми в период складывания государственности субъекта Российской Федерации. Автор анализирует формирование государственной политики в области среднего и начального профессионального образования, основываясь на официальных документах архива Министерства образования и высшей школы Республики Коми.
The article is devoted to the problems of professional education reformation in the Komi Republic in the period of statehood establishing of the constituent unit of the Russian Federation. The author analyses state policy conformation in the sphere of elementary and intermediate vocational education based on official documents from the archive of the Ministry of Education and Higher School of the Komi Republic.
Одной из приоритетных задач государственной образовательной политики современной России является реформирование системы профессионального образования. Особое внимание уделяется начальному профессиональному и среднему профессиональному образованию, переживающему с конца 90-х гг. XX в. кризис, приведший к отсутствию в стране подготовленных квалифицированных рабочих кадров, способных работать в новых технологических условиях. Не вызывает сомнения, что для разрешения сложившейся ситуации необходимо учитывать предыдущий опыт, в т. ч. проследить саму логику развития профессионального образования, поскольку знание исторического опыта, безусловно, поможет избежать ошибок в будущем. Этим и определяется актуальность изучения истории развития профессионального образования в контексте его реформирования на современном этапе.
Одной из принципиально значимых групп источников при изучении заявленной проблемы является комплекс документов,
находящихся в архивах. Мы обратились к архивным документам Министерства образования и высшей школы Республики Коми (далее - министерство). Нами были рассмотрены отчетные документы (отчеты о работе министерства), постановления, приказы по основной деятельности, решения коллегий, информационные документы (сводки, сообщения), протокольная документация (протоколы заседаний Коллегии министерства).
В анализируемых документах отражены основные показатели деятельности образовательных учреждений начального профессионального образования: количественные и качественные характеристики преподавательского состава, контингент учащихся, количество и перечень специальностей подготовки, материально-техническое состояние и т. д.
В 1990-е гг., когда происходит смена политической и социально-экономической системы Российской Федерации, образование перестает быть видом исключительно государственной деятельности: в сфере
образования также начались процессы, связанные со сменой формы собственности. Данные процессы нашли отражение во многих документах, в частности в решениях Коллегии министерства периода 1993-1996 гг.
На заседаниях Коллегии решались важные для образовательной политики Республики Коми задачи, а именно: определение стратегических целей в развитии начального профессионального образования; утверждение механизмов, позволяющих вести подготовку квалифицированных рабочих в том количестве и по тем специальностям, которые действительно необходимы для обеспечения деятельности предприятий республики; анализ потребности в выпускниках ссузов и необходимости в связи с этим расширения рынка образовательных услуг; определение технологий перехода на новые условия хозяйствования, требующие преимущественное использование экономических методов управления и обязательное взаимодействие на взаимовыгодных условиях с коммерческими структурами, представителями малого и среднего бизнеса.
Весь комплекс социально-экономических и собственно образовательных услуг, как отмечается в документах1, требует изменения организационно-правового статуса учреждений начального профессионального образования: речь идет о статусе профессионального лицея. В материалах коллегий отмечается, что в Республике Коми с 1990 г. ряд профессиональных училищ переходит в более высокую категорию учреждений начального профессионального образования - профессиональный лицей, что, в свою очередь, вызвано новыми требованиями рынка труда. Отметим, что такой процесс означал не формальный автоматический перевод образовательных учреждений из одной организационно-правовой формы в другую, а целенаправленную работу инженерно-педагогических коллективов данных учреждений.
Уже к 1996 г. в семи профессиональных лицеях Республики Коми осуществлялась
подготовка специалистов по четырнадцати профессиям, при этом выпускник получал дополнительные необходимые знания по нескольким смежным специальностям; основные из них: «горный техник электромеханик», «техник-строитель», «электромеханик по ремонту и обслуживанию ЭВМ», «коммерческая деятельность в сфере обслуживания населения». Безусловно, приобретение обучающимися профессиональных лицеев повышенного уровня знаний по ряду специальностей потребовало создания соответствующей учебно-материальной базы, когда наряду с традиционными учебными классами, мастерскими должны были быть созданы специализированные лаборатории, полигоны, хозрасчетные участки, имеющие расширенный комплект производственного оборудования. В этих целях за период с 1990 г. было приобретено 17 единиц техники, технологического оборудования, а за счет внебюджетных средств от предприятий было получено, оборудования, инструментов на сумму свыше 600 млн руб.
Материалы коллегий министерства2 позволяют утверждать, что руководители образовательных учреждений использовали различные формы укрепления учебно-материальной базы:
• посредством сотрудничества с базовыми предприятиями: например, АО «Шахта Западная» решало вопрос о приобретении для обучающихся профессионального лицея № 13 горнодобывающего оборудования;
• путем кооперации в выпуске продукции: например, профессиональный лицей № 34 и АО «Мебельная фабрика Север» совместно производили работы в оборудованном цехе по производству мебели;
• посредством выстраивания договорных отношений на обучение специалистов и обслуживание населения: например, Министерство по социальным вопросам, Министерство торговли и бытового обслужи -вания в соответствии с договорами приобрели для профессионального лицея № 28 компьютерные классы и автотранспорт;
• за счет привлечения спонсоров и средств родителей обучающихся: например, профессиональный лицей № 3 таким образом произвел реконструкцию и расширение отделения ЭВМ.
Одним из важных условий реализации программ начального профессионального и среднего профессионального образова-ния, как известно, является оказание методической помощи инженерно-педагогическим коллективам в повышении профессионального мастерства посредством работы методических комиссий, проблемных курсов и семинаров, педагогических чтений, фестивалей педагогического мастерства, конкурсов профессионального мастерства, учебно-практических конференций по обобщению передовых методов обучения и воспитания конкурентоспособных специалистов, что влечет за собой в том числе и последующую внешнюю экспертизу при аттестации педагогических работников на высшую и первую квалификационные категории. Из материалов заседаний коллегий3 следует, что если в 1994-1996 гг. внешнюю экспертизу всего прошли 160 педагогов и мастеров образовательных учреждений начального профессионального образования, из них на первую категорию -44 чел., на высшую категорию - 116 чел., то только из профессиональных лицеев внешнюю экспертизу прошли 70 чел., из них на первую категорию - 11 чел., на высшую категорию - 59 чел. Таким образом, к 1996 г. в среднем 57,2 % мастеров и преподавателей профессиональных лицеев имели первую и высшую категории.
Материалы коллегий министерства дают информацию и о технологии формирования образовательных программ, реализуемых учреждениями начального профессионального образования, в т. ч. профессиональными лицеями. Так, обучение рабочих повышенного уровня квалифика-ции и специалистов-технологов основывалось на интегрированных учебных планах, в основе которых была так называемая
«ступенчатая подготовка». На первой ступени осуществлялась такая подготовка ра-бочих и специалистов, которая обеспечивала получение среднего общего и начального профессионального образования. На последующих ступенях осуществлялась такая подготовка, которая была обусловлена уровнем квалификации, широтой профиля подготовки, получением среднего профессионального образования, подтверждаемых соответствующими дипломами. Учащиеся в процессе обучения овладевали информационными технологиями, предпринимательскими навыками, получали знания иностранного языка и другие дополнительные знания и умения, соответствовавшие требованиям заказчика и интересам самого обучающегося.
Принципиально новым в деле качественной подготовки таких новых специалистов стало освоение ими опыта руководства подрядными, арендными, хозрасчетными подразделениями, малыми предприятиями с использованием элементов менеджмента, маркетинга - для управления и ведения технологического процесса.
Как следует из материалов коллегий министерства, в образовательных учреждениях проводилась постоянная работа над содержанием учебных планов. В качестве показательного примера на коллегиях обсуждалась такая работа в некоторых профессиональных лицеях4. Так, интегрированные по структуре и обновленные по содержанию учебные планы были разработаны совместно профессиональными лицеями № 3, 13 и Санкт-Петербургским горным институтом; профессиональным лицеем № 3 и Владимирским политехническим институтом; профессиональным лицеем № 34 и Сыктывкарским лесным институтом. Интегрированные учебные планы позволяли выпускникам профессиональных лицеев продолжать обучение в указанных институтах по так называемым «сокращенным программам», т. е. в более короткие сроки освоить образовательные
программы высшего профессионального образования.
Таким образом, выпускники лицейских групп имели возможность либо трудоустроиться на предприятии, либо продолжить обучение в вузе. Важно отметить, что технология работы в сфере начального профессионального образования, направленная на соблюдение принципа непрерывности и преемственности в образовании, позволяла учащимся, в зависимости от индивидуальных способностей и успехов в обучении, получать начальное и среднее профессиональное образование, переходить из обычной группы в лицейскую, и наоборот.
В справке, подготовленной отделом профессионально-технического обучения для заседания Коллегии Министерства образования РК, проведенного 9 сентября 1996 г.5, сообщалось, что проведена работа по разработке шести новых интегрированных рабочих профессий, сочетающих в себе несколько специальностей, востребованных предприятиямиРеспублики Коми. Отдел профессионально-технического обучения министерства информировал Коллегию также о том, что в ближайших планах -изучение эффективности внедрения в образовательный процесс учреждений начального профессионального образования разработанных интегрированных учебных планов, которые включают даже элементы образовательных программ высшего профессионального образования.
В тексте справки приведены также результаты обучения в лицейских группах в сравнении с результатами обучения в обычных группах. Так, текущая успеваемость в лицейских группах в 2,5 раза выше, чем в обычных; 40% лицеистов учатся только на «отлично» и на «хорошо». По итогам выпускных квалификационных экзаменов 100% лицеистов получили дипломы, 27% учащимся лицейских групп присвоены повышенные разряды по профессии. Важен и такой результат: в среднем по республике только 5% выпускников профессионально-
технических училищ продолжили обучение в высших учебных заведениях; вместе с тем, продолжить обучение в вузах смогли 25% выпускников-лицеистов, а в отдельных случаях до 75% (например, профессиональных лицей № 3). Следовательно, после окончания профессиональных лицеев в целом по республике 50% выпускников продолжают обучение в вузах по различным формам обучения.
С 1995 г. профессиональные лицеи перешли на договорные отношения в подготовке кадров для организаций и предприятий республики, взаимодействуя при решении данного вопроса с Министерством труда Республики Коми и непосредственно с предприятиями-заказчиками рабочих и специалистов. Такая целевая подготовка дала 100% трудоустроенность выпускников профессионально-технических училищ, а показатель «закрепляемость на производстве» достиг 80%.
Вместе с тем качество подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в профессиональных лицеях не в полной мере отвечает требованиям Государственного стандарта профессионального образования, конъюнктуре рынка труда. В справке, представленной на коллегию министерства, указывалось, что выборочная промежуточная аттестация учащихся показала недостаточную эффективность обучения по общеобразовательным предметам; например, результат усвоения знаний в отдельных учебных группах достигал лишь 68% по математике, русскому языку, физике, химии.
В решении Коллегии министерства от 9 сентября 1996 г. обозначены причины низкого уровня знаний учащихся, а именно: существенные проблемы в знаниях принимаемых на обучение выпускников общеобразовательных школ; недостаточная материально-техническая база профессионально-технических училищ и недоработки в организации их учебно-воспитательного процесса. В тексте документа указано, что
для устранения заявленных проблем уже проведен комплекс мероприятий: составлены рекомендации по методике обучения, позволяющей проводить обучение с учетом разноуровневого усвоения материала; разработана и апробирована методика проведения контрольных работ для учащихся профессиональных лицеев, методика составления тестовых заданий. Вместе с тем отмечала коллегия, в деятельности некоторых преподавателей профессионально-технических лицеев отсутствует систематический анализ качества подготовки учащихся, следовательно, ими не принимаются должные меры по устранению имеющихся недостатков в организации и проведении учебно-производственного процесса. Причина такого положения, указывалось на заседании, состояла как в низкой готовности административного аппарата к введению инновационных процессов, так и в сложностях, возникающих при интеграции учебных программ разного уровня профес-сионального образования. Коллегия отметила, что очевидные финансовые трудности не позволяют привлекать к преподавательской деятельности сотрудников высших учебных заведений, ведущих специалистов промышленных предприятий, организаций и ведомств; недостаточное финансирование не позволяет заменить старое оборудование на новое, соответствующее техническим требованиям; при этом особые затруднения испытывают профессиональные лицеи, которые готовят специалистов ЭВМ и не имеют достаточного количества электронно-вычислительной техники.
В решении Коллегии министерства указано, что устранение выявленных проблем возможно лишь при целенаправленной работе по созданию новой системы подготовки инженерно-педагогических работников для учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и при использовании высокого научного и производственного потенциала республики.
Таким образом, многообразие предлагаемых услуг учреждениями начального профессионального образования позволи-ло им привлечь подростков-выпускников общеобразовательных школ для получения более высокого уровня образования, особенно в профессиональных лицеях, в перспективе увеличивать количество «лицейских» групп, расширять спектр профессий и специальностей повышенного уровня квалификации. Наконец, реализуемая государственная политика Республики Коми в области начального профессионального образования позволила изменить общественное мнение жителей республики, когда обучение в профтехучилище оценивалось как непристижное, дающее крайне низкий уровень образования, не позволяющий далее продолжать обучение в вузах.
Развивать начальное профессиональное образование в Республике Коми позволяла программа стабилизации и развития экономики республики, при этом наиболее перспективными возможности развития предполагали следующие отрасли:
• горнодобывающая и развивающаяся горноперерабатывающая;
• лесная (за счет развертывания предприятий по глубокой переработке древесины);
• транспортная (за счет развития автомобильных и железных дорог);
• жилищно-коммунального хозяйства (за счет передачи объектов в муниципальную собственность);
• бытового обслуживания (в результате восстановления предприятий, комплексных приемных пунктов на селе).
Перспективный комплекс указанных мероприятий был подтвержден договором между Министерством образования и высшей школы Республики Коми и Министерством труда и занятости населения Республики Коми на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов на период до 2000 г.
Итак, мы исследовали лишь один из видов официальных документов, храня-
щихся в архиве Министерства образования и высшей школы Республики Коми. Как видим, подобные документы содержат в себе важную информацию об истории развития начального и среднего профессио-
нального образования в Республике Коми и дают возможность проанализировать формирование государственной образовательной политики в одном из субъектов Российской Федерации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Решение Коллегии Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 09.07.1996 г. № 01-24/4-2 // Архив Минобразования и высшей школы Республики Коми. Д. 01-25. Т. 2. Л. 86-91.
2 Решение Коллегии Министерства образования от 25.08.1993 г. // Там же. Д. 01-24. Л. 74-78.
3 Решение Коллегии Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 09.07.1996 г. № 01-24/4-2 // Там же.
4 Решение Коллегии Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 09.07.1996 г. № 01-24/4-2 // Там же. Л. 92-95.
5 Справка к решению Коллегии Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 09.07.1996 г. // Там же.