Научная статья на тему 'Некоторые Актуальные проблемы профессионального образования в республике Саха (Якутия) и пути их решения'

Некоторые Актуальные проблемы профессионального образования в республике Саха (Якутия) и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕСУРСНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстых Г. В.

Исследованы предпосылки модернизации системы профессионального образования на всех трех его уровнях: начальном, среднем, высшем. Проведен анализ опыта Республики Саха (Якутия) в этой сфере. Выработаны некоторые рекомендации и направления для решения проблем профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые Актуальные проблемы профессионального образования в республике Саха (Якутия) и пути их решения»

15(198) - 2011

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378(571.56)

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ИПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

г. в. толстых,

доктор исторических наук, заведующий отделом E-mail: [email protected] Институт региональной экономики Севера

Исследованы предпосылки модернизации системы профессионального образования на всех трех его уровнях: начальном, среднем, высшем. Проведен анализ опыта Республики Саха (Якутия) в этой сфере. Выработаны некоторые рекомендации и направления для решения проблем профессионального образования.

Ключевые слова: модернизация профессионального образования, социальное партнерство, ресурсные профессиональные образовательные учреждения, профориентация, интеграция общего и профессионального образования, политехническое образование, многоуровневое профессиональное учебное заведение.

На современном этапе развития России образование в его неразрывной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности экономики и благосостояния страны, что делает его одним из важнейших условий национальной безопасности и благополучия каждого гражданина. Полномасштабная модернизация образования, развернутая в стране, требует новых подходов к пониманию необходимых трансформаций в профессиональном образовании на всех трех его уровнях: начальном, среднем, высшем.

Коренные изменения в экономической сфере требуют подготовки нового кадрового состава, обладающего новым экономическим мышлением,

способного эффективно работать в новых условиях. Для подготовки кадровой смены необходима серьезная модернизация самой системы профессионального образования. Переход к всеобщей профессионализации и информатизации общества нуждается в качественно новом содержании профессионального образования.

В настоящее время практически всю нагрузку по профессиональному образованию несет на себе государство. Логично было бы перестроить эту систему и развернуть ее в более правильное русло. Целые отрасли разгосударствлены, а на подготовку кадров для них государство отвлекает колоссальные средства. Крупные предприятия и отрасли уже должны быть в состоянии выполнять эту важную функцию кадрового обеспечения, подготовки и переподготовки кадров самостоятельно.

Федеральным центрам отводится важная роль в выработке новых моделей взаимодействия государственных структур исполнительной власти и учреждений профессионального образования. В связи с этим еще в 2001 г. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2001 № 306 «О Государственной программе развития образования Республики Саха (Якутия)» была обозначена концептуальная линия реорганизации сети учреждений профессионального образования. Программа в целом оказала положительное влияние на принци-

пиальные изменения в деле подготовки профессиональных специалистов. Однако формирование нормативно-законодательной базы отставало от требований производства, необходимости структурной перестройки экономики, перехода хозяйственного комплекса от сырьевой направленности к развитой инфраструктуре, работающей на выпуск готовой продукции высокой степени переработки.

В концепции модернизации российского образования до 2010 г. отмечалось, что основной целью профессионального образования является «... подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и адаптированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [2].

Проблемы, назревшие в современном профессиональном образовании, появились не сегодня, во весь рост они стали вставать уже лет 10—15 назад. Одна из главных причин — это перекос подготовки выпускников в сторону высшего образования. На любом производстве условно на 10 чел. работающих требуются 1 инженер, 1 мастер и 8 рабочих. У нас эта пирамида подготовки кадров оказалась развернутой с точностью до наоборот—мы выпускаем 8—9 специалистов с высшим образованием и только одного рабочего. Этот дисбаланс не мог не сказаться на экономике. Сегодня эта проблема озвучивается неоднократно на самом высшем уровне — из уст первых руководителей государства. Становится очевидным нехватка квалифицированных рабочих кадров, что тормозит развитие современных отраслей производства, наукоемких и инновационных отраслей в том числе.

Одна из причин такого положения — низкий социальный статус рабочего, а отсюда — нежелание у молодежи получать рабочую специальность. Ведь не секрет, что несколько десятилетий школьные преподаватели пугали двоечников: «Будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ»! Как результат, даже на сравнительно высокую зарплату 50—60тыс. руб. в г. Москве не хватает квалифицированных токарей, фрезеровщиков, наладчиков станков и т. д. Водители общественного наземного транспорта там также имеют довольно высокую зарплату, но постепенно их места занимают представители дальнего и среднего зарубежья. Как следствие их низкой квалификации высока аварийность на маршрутах.

Статус рабочего, который во многом в советское время был «гегемоном» лишь номинально, необходимо срочно повышать. Во многом это необходимо и возможно сделать за счет технического переоснащения системы начального профессионального образования. Если посмотреть, как готовят водителей и автомехаников в начале XXIв., то можно увидеть, что в республике в качестве учебных автомобилей и моделей представлен «ЗИЛ-130», в лучшем случае «КамАЗ». Однако на дорогах вы их не увидите, там ходят дизельные иномарки с интеркуллером и турбонаддувом, а их надо обслуживать с помощью современного диагностического оборудования, использовать компьютер со специальными разъемами.

Система профессионального образования состоит из трех важных элементов:

1) профориентация;

2) непосредственно сам процесс получения специальности, сопровождаемый получением практических навыков;

3) трудоустройство как результат и оценка эффективности всей системы работы.

Молодежь сегодня сталкивается с трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступностью платного высшего образования широким слоям населения). Образовательный уровень снижается из-за изменения мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.), неадекватной профессиональной ориентации (в частности смещения интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности ит. д.), популяризации доходов родителей. Усложняет ситуацию в данной области отсутствие продуманной законодательной базы для трудоустройства несовершеннолетних подростков. Значительная часть подростков и молодежи испытывает трудности профессионального самоопределения [3].

Почему важна профориентация? В качестве примера можно привести такую важную профессию для республики, как огранщик. В 1990-егг. был объявлен широкий набор на обучение этой профессии, затрачены большие средства. В результате произошел большой отсев в силу личных качеств выпускников на начальном этапе. Затем отрасль залихорадило, были перебои с сырьем, а огранщик должен постоянно оттачивать свое мастерство и совершенствоваться — он не может ждать лучших времен и благоприятной конъюнктуры на рынке. При отборе кандидатов на обучение по каждой профессии необходимо ввести научно продуманное

и технически оснащенное тестирование — тогда будет меньше государственных средств распыляться в воздух. Заинтересованным ведомствам Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — необходимо продумать вопрос организации в республике центра тестирования по профессиям для выпускников школ с целью серьезного и продуманного выбора жизненного пути. Далеко не каждый молодой человек может быть профессиональным водителем, обладая суммой необходимых личных качеств: реакция, усидчивость, дисциплина, техническая грамотность и т.д. Требует совершенствования и система государственных стандартов в области профессионального образования, многие требования к профессиональной подготовке сегодня значительно устарели.

Отметим, что система начального профессионального образования в сельских улусах в условиях Якутии выполняет важную социальную функцию: в училищах и колледжах живут и обучаются дети из не совсем благополучных семей, они обеспечиваются питанием, одеждой, адаптируются к коллективу, выходят в жизнь с 1—2 рабочими профессиями. Если бы этой возможности не было — никто не даст гарантии тому, что эти подростки не уйдут в криминал. Поэтому необходимо быть осторожными и помнить об этом при оптимизации бюджета и укрупнении или закрытии этих училищ. При закрытии сельских училищ деньги будут затрачены на преодоление последствий резкого повышения преступности, причем многих испорченных человеческих судеб уже будет не исправить.

Совместная разработка концепции и механизма государственно-общественного управления системой начального и среднего образования должна стать важным шагом в процессе модернизации системы. В ряде отраслей Российской Федерации приняты законы «О социальном партнерстве». В то же время в РС (Я) уровень развития социального партнерства можно охарактеризовать как неустойчивый и незавершенный: слаба активность работодателей, профсоюзов, общественных ассоциаций. Поэтому и система начального профессионального образования продолжает функционировать как замкнутая, корпоративная, не несущая ответственности перед экономикой за обеспечение ее кадрами. По результатам проведенных социологических исследований выявлено, что при огромном дефиците рабочих кадров (до 90 % вакансий рынка труда) их воспроизводство отстает в 5 раз [3].

Анализ трудоустройства выпускников системы начального профессионального образования за

последние 10 лет показывает, что доля трудоустроенных колеблется в пределах 52,7—62,3%. Не улучшает ситуации и тот факт, что начиная с 2003 г. перечень профессий и специальностей при составлении ежегодного и перспективного прогнозов подготовки рабочих кадров согласовывается с заказчиками — главами муниципальных образований улусов, руководителями крупных предприятий и организаций (АК «АЛРОСА», АК «Саханефтегаз», ОАО «Якутгазпром», Министерством сельского хозяйства, Министерством промышленности, Министерством ЖКХ и энергетики, Министерством охраны природы и др.). Это говорит о несерьезном подходе руководителей кадровых служб к заявкам на потребность рабочими специальностями. На самом деле мало дать реальную картину потребности, необходимо создать также благоприятные условия для закрепления молодых специалистов. Определенный опыт в этом плане имелся в советский период — представление жилья, закрепление наставника, выделение средств на обустройство и т. д. Там, где этим занимаются сейчас — идет закрепление, а где нет — наблюдается текучка кадров.

Анализ деятельности образовательных учреждений начального профессионального образования по подготовке и трудоустройству рабочих кадров показывает, что образовательные учреждения еще не осознали того, что в новых социально-экономических условиях они становятся субъектом рыночных отношений и как все участники рынка обязаны ориентироваться на потребности заказчика кадров, а не только на контрольные цифры, спускаемые сверху.

Работало заказу, удовлетворение потребностей покупателя образовательных услуг как по объему, так и по содержанию подготовки кадров — это элементарное правило рынка труда. Поэтому необходимым условием успешной деятельности учреждений профессионального образования должно стать изучение рынка труда, уточнение квалификационных требований работодателей, отслеживание меняющейся структуры профессий, уяснение конкретных интересов своих партнеров, повышение собственной конкурентоспособности путем развития объемов и качества образовательных услуг. Деятельность образовательных учреждений должна быть жестко нацелена на конечный результат — трудоустройство выпускников, более того — трудоустройство по полученной профессии, длительность закрепления на рабочем месте. К этому должен быть привязан и механизм финансирования образовательных учреждений, который должен стать основной формой

подготовки кадров. Источники финансирования могут быть разными: от государственных бюджетов органов образования и службы занятости до личных средств работодателей и граждан.

Сфера начального профессионального образования должна рассматриваться как базовое (начальное) звено единой системы непрерывного профессионального образования и должна обеспечивать преемственность между профессиональной ориентацией молодежи и получением последующих ступеней квалификации, включая высшее образование.

Система начального профессионального образования должна формировать общие (трудовые, профессиональные, технические и технологические) знания и умения, призванные обеспечивать возникновение условий для дальнейшего повышения квалификации по начатой профессии (специальности). Любой гражданин РС (Я) должен быть обеспечен условиями как для получения рабочей квалификации, так и для ее повышения. Наиболее эффективной системой обеспечения непрерывности профессионального образования может стать создание системы обязательного начального (базового) профессионального образования, функционирующей и развивающейся в рамках данного непрерывного профессионального образования.

Развитие системы начального профессионального образования позволит не только выполнять функции социальной поддержки молодежи (в первую очередь из малообеспеченных семей), сохранения необходимой среды их педагогизации в начальный период формирования личностного опыта в сфере профессиональной деятельности, но и создавать реальные возможности и условия для повышения первоначально приобретенной профессиональной квалификации и прежде всего по развивающимся отраслям экономики республики.

Поэтому нужно разделять сферу профессионального обучения молодежи от системы профессиональной подготовки незанятого населения посредством ведения курсовой подготовки, переподготовки или обучения на производстве.

Развитие начального профессионального образования будет осуществляться посредством разрешения следующих противоречий: • между формирующимся новым содержанием начального профессионального образования на основе государственных стандартов и недостаточным уровнем научно-методических, материально-технических и профессионально-педагогических условий его реализации;

• между необходимостью дальнейшего изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с изменяющейся инфраструктурой рынка труда и отсутствием реального заказа на подготовку кадров, апробированных методов прогнозирования подготовки кадров по профессиям и специальностям.

Для разрешения данных противоречий необходимо:

• осуществить оптимизацию профессионально-квалификационной структуры сети профессиональных образовательных учреждений;

• внедрить специализацию профессиональных образовательных учреждений;

• углублять интеграцию общего и профессионального образования;

• развивать типы профессиональных образовательных учреждений, реализующих программы различного уровня (профессиональные лицеи и колледжи), создавать филиалы средних профессиональных образовательных учреждений на базе начальных профессиональных образовательных учреждений;

• перепрофилировать часть профессиональных образовательных учреждений по подготовке кадров для приоритетных отраслей экономики;

• создать региональные ресурсные профессиональные образовательные учреждения — центры опорных профессий и специальностей, подразделения региональных сервисных и маркетинговых служб в целях учета региональных и территориальных особенностей, эффективного использования имеющейся учебно-материальной базы и кадрового потенциала;

• создать правовую основу обеспечения участия работодателей в решении проблем начального профессионального образования.

Задача начального профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих, имеющих соответствующий документ о получении профессионального и среднего общего (если это нужно) образования. Эта задача решается сетью профессиональных училищ и лицеев, программы обучения которых могут нести элементы среднего профессионального образования.

Совершенствование современной системы профессионального образования будет идти по следующим направлениям:

• повышение эффективности системы подготовки педагогических и инженерно-педагогических кадров для образовательных учреждений;

• расширение участия организаций различных форм собственности в развитии материально-технической базы учреждений профессионального образования; в управлении и финансировании указанных учреждений с возможностью государственно-общественного управления образовательных учреждений с участием работодателей, профсоюзов и других социальных партнеров;

• разработка современных эффективных механизмов финансирования учреждений профессионального образования, включая совершенствование системы оплаты труда, стипендиальное обеспечение и организацию питания учащихся;

• поэтапная передача учреждений начального и среднего профессионального образования в федеральное ведение;

• разработка нового поколения государственных стандартов для всех уровней профессионального образования.

В последнее время много говорится о социальном партнерстве. В Германии, например, отраслевые профсоюзы сами заботятся о подготовке своих рабочих кадров без участия государства. Это направление довольно перспективно. У нас же в регионах Севера крупным фирмам проще работать по вахтовому методу, чем готовить свои кадры на местах. Государство призвано регулировать этот процесс, от этого во многом зависит здоровый климат на местном рынке занятости.

Во многих отраслях экономики РС (Я) ощущается нехватка специалистов — экономистов среднего звена, нормировщиков, специалистов по экономическому анализу, менеджеров среднего уровня, специалистов по персоналу. Во многих случаях расточительно использовать экономистов с высшим образованием, например, в малом бизнесе, небольших сельскохозяйственных предприятиях и т. д. Представляется целесообразным создание колледжа или учебного заведения профессионального образования среднего звена в г. Якутске, который бы по примеру финансового колледжа готовил экономистов со средним образованием.

Становится очевидным, что в некоторых отраслях наблюдается перенасыщенность одних и острый дефицит других специалистов. Например, сегодня имеется большое количество специалистов в области юриспруденции, различных направлений экономической сферы и ощущается острая нехватка трудовых ресурсов по целому спектру инженерно-технических и рабочих специальнос-

тей. Вызывает тревогу также то обстоятельство, что многие специалисты не обладают достаточно высокой и качественной подготовкой.

По данным департамента государственной политики Министерства образования и науки РФ, российские вузы принимают на 15тыс. чел. больше от общего ежегодного выпуска общеобразовательных школ. Данные этой статистики показывают, что ни один школьник не связывает свое будущее с рабочей профессией. По оценке многих экспертов, уже в ближайшем будущем главным препятствием роста экономики страны станет дефицит трудовых ресурсов.

Возможно, следует пересмотреть подготовку кадров для так называемых «непрестижных профессий». Это касается профессий жилищно-коммунальной сферы, строительства, геологии, подземных работ, целого ряда инженерных специальностей. Хотя реформа многих отраслей экономики тормозится в первую очередь из-за отсутствия кадров новой формации. В качестве примера можно привести жилищно-коммунальную сферу. Между тем следует понимать, что открытие новых специальностей технического направления требует больших капитальных вложений на приобретение соответствующего учебно-лабораторного оборудования, подготовку профессорско-педагогического состава и др.

Организация оптимальной системы подготовки кадров предполагает не единовременное разрушение сложившейся системы, а внесение в нее изменений с учетом новых реалий, сложившихся в стране и республике. В современных социально-экономических условиях учреждения профессионального образования только в тесном контакте с государством, непосредственными потребителями их продукции смогут выполнять поставленные перед ними задачи. С учетом зарубежного и российского опыта нужно обратить особое внимание на развитие государственного заказан социального партнерства в системе профессионального образования. Крайне важно наладить диалог между всеми заинтересованными сторонами, заказчиками и исполнителями, образовательными учреждениями с субъектами и институтами рынка труда, органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. При их непосредственном участии могут быть созданы учебно-консультационные пункты и филиалы в промышленных центрах [4].

Переход образования в начале XXI в. в статус непрерывного образования — часть основной об-

разовательной тенденции в мире. Исходя из этого Президент и Правительство РС (Я) ставят задачу перехода на многоуровневую систему образования с включением начального, среднего и высшего звеньев профессионального образования. Примером тому могут служить Якутский индустриально-педагогический колледж, Якутский государственный инженерно-технический институт, Мирнинский регионально-технический колледж, Нерюнгрин-ский политехнический колледж и др.

Сеть платных негосударственных вузов охватила страну. Причем, для организаторов этих вузов во многом главное — прибыль. Однако приоритет должен быть другим, чтобы деньги родителей не были выброшены на ветер и выпускники не попадали бы на биржу труда сразу после получения долгожданного диплома. Поэтому отраслевые министерства и ведомства республики должны ежегодно готовить и рассчитывать государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием, включая негосударственные вузы. Необходимо в республике жестко контролировать количество мест в этих вузах, чтобы они не превышали реальные потребности. За время после распада СССР количество вузов выросло по стране с 300 до 3 ООО, но кое-где образование заменяется профанацией: в качестве примера на центральном телевидении был сюжет, когда выпускники юридических факультетов не могли назвать ст. 1 Конституции России. Хорошо еще, что эти нерадивые вузы не готовят медиков! Хотя надо оговориться, что не все вузы

некачественно готовят специалистов. Есть хорошие примеры и у нас — Якутский экономико-правовой институт (филиал Академии труда и социальных отношений), Якутский филиал РУДН, филиал Байкальского университета экономики и права и др. Правительством РФ принято решение о том, что передовым негосударственным вузам будут выдаваться государственные дотации на бюджетные конкурсные места. За рубежом также существует такая практика. Реформы 1990-хгг. и началаХХ1в. затронули главным образом общее образование, а начальное и среднее профессиональное образование оказалось на обочине происходящих перемен. Но то внимание, которое уделено преобразованиям в области профессионального обучения, дает надежду на их успешное претворение.

Список литературы

1. ЗапесоцкийА. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. С. 209.

2. Концепция модернизации российского образования. М., 2005. С. 4.

3. Толстых Г. В. Начальное образование в Республике Саха (Якутия) : сборник, посвященный 65-летию НПО в РС (Я). Якутск, 2005. С. 4.

4. Толстых Г. В. Профессиональное образование: новые этапы и новые ориентиры // Начальное профобразование. Федеральный ежеквартальный журнал. Тематический выпуск по Республике Саха (Якутия). М., 2005. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.