Научная статья на тему 'Об опыте развития многоуровневых образовательных учреждений в новых условиях в республике Саха (Якутия)'

Об опыте развития многоуровневых образовательных учреждений в новых условиях в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ИНТЕГРАЦИЯ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстых Г. В.

Обобщен уникальный опыт создания и функционирования многоуровневых профессиональных учебных заведений в Республике Саха (Якутия), в интегрированном виде объединяющих в себе три уровня непрерывного профессионального образования начальный, средний, высший. Положительная апробация опыта на практике позволяет рекомендовать его для региональных образовательных систем Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте развития многоуровневых образовательных учреждений в новых условиях в республике Саха (Якутия)»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.1 (571.56)

ОБ ОПЫТЕ РАЗБИТИЯ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Г. В. ТОЛСТЫХ, доктор исторических наук, заведующий отделом E-mail: ire2000@mail. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Обобщен уникальный опыт создания и функционирования многоуровневых профессиональных учебных заведений в Республике Саха (Якутия), в интегрированном виде объединяющих в себе три уровня непрерывного профессионального образования — начальный, средний, высший. Положительная апробация опыта на практике позволяет рекомендовать его для региональных образовательных систем Российской Федерации.

Ключевые слова: инновационный тип профессиональных учебных заведений, непрерывное профессиональное образование, модернизация региональной образовательной системы, интеграция уровней профессионального образования, подготовка прак-тикоориентированных специалистов.

Масштабность социально-экономических изменений в России, их сложность и противоречивость обусловливают необходимость трансформации образовательной стратегии профессиональных учебных заведений. Одной из стратегических линий развития системы профессионального образования является его непрерывность. Совершенствование системы непрерывного профессионального образо-

вания становится одной из важнейших задач современного общества. Для решения этой задачи проводятся многочисленные исследования, в которых находим важные концептуальные идеи непрерывного образования в целом и в сфере профессионального образования в частности. В то же время реализация теоретических идей непрерывного образования, реальная практика подготовки профессиональных кадров в нашей стране и за рубежом актуализируют нарастающий круг проблем, с решением которых связано дальнейшее совершенствование профессионального образования.

Анализ опыта работы различных типов профессиональных учебных заведений (профтехучилища, техникумы, вузы) указывает на несоответствие содержания образования и реализуемых педагогических технологий характеру развития современного производства и отсутствие психологической и профессиональной готовности выпускников учебных заведений к происходящим социально-экономическим и производственным изменениям. Нерешенность этих вопросов порождает такие проблемы, как безработица, функциональная не-

грамотность, профессиональная некомпетентность, дефицит знаний, усиление отчуждения человека от труда. И это, естественно, сопровождается ростом дестабилизации в производственных коллективах, снижением производительности труда, уменьшением удовлетворенности людей своим трудом и углублением девальвации профессиональной и социальной значимости профессионального образования.

Изучение исследований показало, что совершенствование непрерывного профессионального образования отражает процесс модернизации системы образования в России. Выступая в качестве государственной, целостная система непрерывного профессионального образования обусловливает создание необходимых условий и способов, обеспечивающих ее опережающее развитие.

Непрерывное профессиональное образование направлено на становление современного специалиста, способного к творчеству, и связано с раскрытием всех сущностных сил обучающегося, его индивидуальности, личностного потенциала как человека целостного, носителя духовного начала, свободного в своем выборе образовательной траектории. В образовательном учреждении, осуществляющем непрерывную систему профессиональной подготовки, создаются условия, чтобы молодежь получала не только основы фундаментальных знаний о природе, обществе, развитии науки, техники и экономики, но и формировала в себе личностно-гражданские качества компетентного специалиста, готовность к новым обобщенным способам деятельности. Для подготовки специалистов разной квалификации необходима интеграция содержания образования на разных уровнях профессионального образования.

На повестке дня реформирования образовательного профессионального пространства остро стоит вопрос перехода подготовки кадров на инновационные рельсы, что должно в перспективе обеспечить и переход всей экономики страны. Однако, на взгляд автора, очевидны следующие пока неразрешимые противоречия:

— между необходимостью организации и функционирования системы непрерывного профессионального образования в современных социально-экономических условиях и недостаточной разработанностью ее концептуальных положений;

— между традиционно сложившимися уровнями профессионального образования и необходимостью построения в новых социально-экономических

условиях многоуровневой, интегрированной системы подготовки профессиональных кадров;

— между возросшими требованиями общества к подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к постоянному профессиональному росту, и недостаточным обоснованием преемственности различных уровней и ступеней профессионального образования для создания целостного образовательного пространства;

— между стремлением оптимизировать образовательное пространство в многоуровневом профессиональном учебном заведении и недостаточной разработанностью реальных действенных механизмов его функционирования [2].

Система образования в целом стремится соответствовать требованиям инновационного развития республики, что находит свое отражение в обновлении нормативной и правовой базы. В настоящее время на основе федеральных стратегических документов и приоритетного национального проекта «Образование» приняты Программа модернизации начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2011—2015 гг.; государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012—2016 годы» [1].

В настоящее время в системе профессионального образования усугубляются интеграционные процессы как между уровнями образования по вертикали, так и внутри каждого уровня — по горизонтали. Это связано с выстраиванием системы непрерывного образования, которая рассматривается не как самоцель, а как «сопровождение карьеры», условие поступательного развития личности специалиста и его профессиональных качеств.

Интеграция в профессиональном образовании активно реализуется во всех регионах. В Республике Саха (Якутия) впервые интеграционные процессы были осуществлены в начале 1990-х гг. в Якутском колледже строительного профиля по схеме «Профтехучилище — колледж» и по схеме «Колледж — университет». Опыт сотрудничества Якутского технического лицея с индустриально-педагогическим отделением педагогического факультета Якутского государственного университета (ЯГУ) оказался интересным и эффективным. С открытием в 1991 г. технического лицея как образовательного учреждения продвинутого (лицейского) типа появилась возможность перехода к подготовке не только высококвалифицированных

рабочих кадров, но и специалистов с высшим образованием, прошедших через начальный уровень профессионального образования. За 1993—1995 гг. 29 выпускников лицея были приняты на второй курс индустриально-педагогического отделения ЯГУ. Все лицеисты показали качественное усвоение вузовской программы.

Лицейская форма профессионального образования в республике впервые выступила в качестве связующего звена между начальным и высшим уровнями подготовки кадров. Интеграционные процессы в тот период проявились в договорном взаимодействии лицея с вузом по совместной подготовке специалистов и в попытке осуществить преемственность образовательных программ между уровнями образования.

Сейчас интеграция реализуется во многих учебных заведениях профессионального образования республики, она касается различных сторон деятельности образовательных учреждений и имеет в каждом случае свою специфику. Прежде всего, происходит интеграция между разными уровнями, ступенями образования. При этом преимущественно прослеживаются схемы: «общее образование — высшее профессиональное образование», «среднее профессиональное образование — высшее профессиональное образование» («СПО — ВПО»), «начальное профессиональное образование — среднее профессиональное образование» («НПО — СПО»).

В Якутском государственном университете было создано шесть вузовских колледжей на базе школ-лицеев и гимназий, в которых посредством интеграции содержания общего образования и высшего профессионального образования реализуется начальная ступень высшего образования. В Ожулунской школе-лицее также имеется практика реализации интеграции общего и профессионального образования, однако суть идеи заключается несколько в другом. Интеграция общего и профессионального образования в условиях села должна привести к формированию культурно-образовательной среды на основе использования культурно-гуманитарного потенциала общеобразовательной школы и производственного, профессионального потенциала профессионального лицея.

В структуре Саха государственной педагогической академии представлены все педагогические колледжи республики. Здесь успешно осуществляется интеграция среднего и высшего уровней педагогического образования.

Опыт реализации интеграции «НПО — СПО» и «СПО — ВПО» имеется также в Якутском торгово-экономическом колледже потребительской кооперации, в Якутском финансово-экономическом колледже, Якутском музыкальном училище и др. В Нижнеколымском колледже народов Севера интеграция содержания уровней профессионального образования реализуется с учетом этнической культуры народов Севера.

Три аспекта интеграции можно выделить в деятельности Намского педагогического колледжа. Первый аспект — это создание согласованных с вузовскими учебных планов по подготовке учителя технологии и дизайна. Второй аспект связан с формированием интегрированной специальности «учитель технологии и дизайна», в которой соединяются две специальности среднего профессионального образования. Третий аспект касается внедрения интеграции в учебно-познавательную деятельность студентов колледжа. В качестве интегрирующего средства вводится и актуализируется проектная деятельности как деятельность в целом интегра-тивного характера.

Опытом организационно-управленческой интеграции располагает и Якутский коммерческий лицей. Суть этой работы заключается в интеграции профессионального потенциала членов коллектива для решения различных проектных задач — разработки модели специалиста, модели управления, модели социализации специалиста и др.

В целом можно сказать, что интеграционные процессы в образовательных учреждениях республики осуществляются достаточно широко и в разных направлениях. Вместе с тем важно заметить, что все интегрирующиеся образовательные учреждения действуют на основании договорных отношений и сохраняют свою самостоятельность. Такой же уровень реализации интеграции прослеживается и в России в целом.

Обычно в научной литературе выделяются три уровня интеграционных процессов.

На первом (начальном) уровне интеграции происходит становление взаимосвязи между ранее независимыми вещами, явлениями, процессами. Отдельные элементы интегрируемых объектов соотносятся между собой, объединяются, связи сближаются, расширяются. Это можно было наблюдать в самом начале развития непрерывного профессионального образования, когда шло сближение уровней профессионального образования.

На втором (среднем) уровне устанавливаются существенные связи, определяющие и изменяющие функционирование интегрируемых явлений, процессов; происходят усложнение, упорядочение связей; возникают новообразования, но в основном они сохраняют качества интегрируемых объектов. Состояние интеграционных отношений в настоящее время находится именно на этом уровне.

Высокий (третий) уровень интеграции имеется тогда, когда возникает качественно новая целостность, в которой интегрируемые объекты полностью сливаются между собой, связи между ними носят многосторонний и сущностный характер. Создание университетских комплексов, может быть, является началом третьего уровня интеграции, когда происходит полинаправленная, многообъектная интеграция с формированием целостного новообразования.

Вместе с тем в Республике Саха (Якутия) имеется опыт интеграции профессионального образования, который можно охарактеризовать как модель третьего уровня интеграции, например в Якутском государственном инженерно-техническом институте (ЯГИТИ). С 2011 г. ЯГИТИ был интегрирован в Северо-Восточный федеральный университет в качестве технологического института в рамках университетского комплекса. Данный опыт может представлять определенный интерес в плане создания университетских комплексов и в аспекте содержательного, методико-технологического, организационно-управленческого обеспечения более глубокой интеграции уровней профессионального образования.

Одним из преимуществ интегрированного образовательного учреждения является то, что в нем создаются условия и для тех студентов, которые по тем или иным причинам не смогли обучаться по программам вузовского обучения. Они имеют возможность продолжить обучение в группах начального и среднего профессионального образования, получая при этом соответствующую профессию. Это можно рассматривать как положительный факт социального плана [4].

Важно заметить, что почти 90 % студентов отмечают удовлетворенность учебным процессом, соответственно, им нравится созданное интегрированное многоуровневое образовательное пространство. Выпускники, получившие начальное и среднее профессиональное образование в ЯГИТИ, в целом хорошо адаптируются к производству.

Работодатели 37 предприятий, участвовавших в опросе, среди хороших показателей подготовки выпускников отмечают такие параметры, как мно-гопрофильность, качество работы, навыки решения проблем. Выпускники интегрированного учебного заведения обладают, по мнению работодателей, большей широтой знаний, более компетентны, лучше владеют навыками самоменеджмента и стремятся к продолжению образования. Думается, что интегрированные образовательные учреждения наиболее реально обеспечивают непрерывное профессиональное образование и в дальнейшем их необходимо развивать.

Функционирование Якутского государственного инженерно-технического института в региональном образовательном пространстве в течение более 10 лет продемонстрировало следующее:

• высшее образовательное учреждение, интегрирующее начальное, среднее и высшее профессиональное образование, отражает мировые тенденции непрерывного образования и является перспективным, эффективным и рациональным направлением дальнейшего повышения качества подготовки специалистов разного уровня профессионального образования, интенсификации профессионального образования в условиях всеобщей глобализации и интеллектуализации. Такой тип высшего образовательного учреждения является локомотивом дальнейшего развития и совершенствования школьного и профессионального образования [3];

• главные итоги творческой работы коллектива ЯГИТИ подтвердили на практике теоретико-методологические и концептуальные подходы к интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования в одном высшем профессиональном образовательном учреждении;

• созданы реальные условия (наличие целостного образовательного пространства) для подготовки специалистов нового типа — прак-тикоориентированных техников и инженеров (см. таблицу);

• учебно-воспитательный процесс в ЯГИТИ способствует дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания студентов, позволяет широко использовать личностно ориентированные педагогические технологии и новые методики, направленные на раскрытие творческого потенциала будущего специалис-

Анализ интеграции образовательных программ высшего, среднего и начального профессионального образования

Направления подготовки специалистов Профессии начального профессионального образования, уровень Специальности среднего профессионального образования, уровень СПо Специальности высшего профессионального образования, уровень ВПо

Технологии Оператор ЭВМ Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Телекоммуникации. Многоканальные телекоммуникационные системы

Строительство Мастер общестроительных работ. Мастер отделочных строительных работ. Мастер столярного и мебельного производства Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Водоснабжение и водоотведе-ние Промышленное и гражданское строительство. Водоснабжение и водоотведение. Архитектура. Дизайн архитектурной среды

Промышленность Сварщик Сварочное производство. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Водоснабжение и водоотведение Оборудование и технология сварочного производства. Промышленное и гражданское строительство. Водоснабжение и водоотведение. Автомобили и автомобильное хозяйство

Энергетика Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей Телекоммуникации. Многоканальные телекоммуникационные системы

Экономика и управление Оператор ПЭВМ Маркетинг (по видам деятельности). Экономика и бухгалтерский учет (по видам деятельности) Маркетинг

та; повышается качество подготовки рабочих, техников и инженеров благодаря интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования в одном высшем образовательном учреждении;

• более эффективное и рациональное использование высокого научно-педагогического потенциала и более совершенную учебно-материальную базу высшей школы;

• за счет сокращения сроков обучения инженера нового типа, эффективного использования учебно-материальной базы начального, среднего и высшего профессионального образования снижаются затраты на подготовку одного рабочего, техника, инженера, создаются реальные возможности экономической интенсификации профессионального образования;

• на практике подтверждены эффективность и рациональность подготовки практикоориен-тированных инженеров на базе выпускников 9 классов как наиболее творчески раскрываемых личностей с интегральным мышлением;

• повысились авторитет и престижность ЯГИТИ среди молодежи региона и Республики Саха (Якутия). Конкурс абитуриентов на технические специальности достигает 15—20 чел. на 1 место, а по самым престижным профессиям составлял свыше 30 чел. на 1 место. Как показало исследование, целостное образовательное пространство многоуровневого профессионального учебного заведения свободно решает многие организационные проблемы, которые традиционно существуют в разных типах профессиональных учебных заведений. Таким образом, механизмы функционирования целостного образовательного пространства разработаны исходя из следующих оснований: основные направления структурирования содержания интегрированного образования; внедрение инновационных технологий обучения; определение системы управления процессами становления и развития целостного образовательного пространства.

Таким образом, интегрированное профессиональное учебное заведение на примере опыта, на-

работанного за последние 10 лет в Республике Саха (Якутия), позволяет определить его как наиболее эффективный вариант интеграции различных уровней профессионального образования. Фактором, способствующим обновлению содержания образования, является инновация. В этой связи интеграция образовательных учреждений рассматривается как инновация.

Инновационное образовательное учреждение, интегрирующее содержание начального, среднего и высшего профессионального образования, представляет собой высокоэффективную систему непрерывного образования. Оно прошло необходимую апробацию в рамках региональной образовательной системы, получен положительный результат. Этот тип образовательных учреждений может получить развитие в целях распространения инновационного опыта в других регионах Российской Федерации.

Список литературы

1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012—2016 годы»: паспорт государственной программы // Якутские ведомости. 2012. № 8 (февраль). Приложение к газете «Якутия» № 19.

2. Толстых Г. В. Некоторые актуальные проблемы профессионального образования в Республике Саха (Якутия) и пути их решения // Региональная экономика. 2011. № 15. С. 60.

3. Толстых Г. В. Профессиональное образование: новые этапы и новые ориентиры // Начальное профобразование: федеральный ежеквартальный журнал. Тематический выпуск по республике Саха (Якутия). М., 2005. С. 5.

4. Худолий Н. Г. Теория и практика создания и функционирования интегрированного вуза. М.: Эгвес, 2007. С. 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.