Научная статья на тему 'Модель интегрированного образовательного учреждения'

Модель интегрированного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худолий Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель интегрированного образовательного учреждения»

Н. ХУДОЛИЙ, ректор Якутский государственный инженерно -технический институт

В настоящее время в профессиональном образовании углубляются процессы интеграции как между уровнями образования - по вертикали, так и внутри каждого уровня - по горизонтали. Это связано прежде всего с выстраиванием системы непрерывного образования, которое рассматривается не как самоцель, а как «сопровождение карьеры», условие поступательного развития личности специалиста и его профессиональных качеств.

Интеграционные процессы в профессиональном образовании Республики Саха (Якутия) активно реализуются во всех регионах. Впервые они были осуществлены в Якутском техническом лицее в сотрудничестве с индустриально-педагогическим отделением педагогического факультета Якутского государственного университета (ЯГУ). С его открытием (в 1991 году) как образовательного учреждения продвинутого (лицейского) типа появилась возможность перехода к подготовке не только высококвалифицированных рабочих кадров, но и специалистов с высшим образованием, прошедших через начальный уровень профессионального образования. За 1993-1995 годы 29 выпускников лицея были приняты на второй курс университета: лицейская форма выступила в качестве связующего звена между начальным и высшим уровнями подготовки кадров.

В настоящее время интеграция реализуется во многих учебных заведениях профессионального образования республики.

Прежде всего имеет место интегра-

Модель

интегрированного образовательного учреждения

ция между разными уровнями, ступенями образования. При этом преимущественно прослеживаются схемы: «общее образование - высшее профессиональное образование», «среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование». «начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование».

В Якутском госуниверситете создано шесть вузовских колледжей на базе школ-лицеев и гимназий, в которых за счет интеграции содержания общего образования и высшего профессионального образования реализуется начальная ступень высшего образования. В Ожулунской школе-лицее также имеется практика интеграции общего и профессионального образования, однако суть идеи заключается в другом. Интеграция общего и профессионального образования в условиях села должна привести к формированию культурно-образовательной среды на основе использования культурно-гуманитарного потенциала общеобразовательной школы и производственно-профессионального потенциала лицея.

В структуре Саха государственной педагогической академии представлены все педагогические колледжи республики. Здесь успешно осуществляется интеграция между средним и высшим уровнями педагогического образования.

Опыт интеграции «НПО-СПО» и «СПО-ВПО» имеется также в Якутском торгово-экономическом колледже потребительской кооперации, Якут-

ском финансово-экономическом колледже, Якутском музыкальном училище и др. В Нижнеколымском колледже народов Севера интеграция содержания уровней профессионального образования реализуется с учетом этнокуль-туры народов Севера.

Три аспекта интеграции можно выделить в деятельности Намского педагогического колледжа. Первый - это создание согласованных с вузовскими учебных планов по подготовке учителя технологии и дизайна. Второй аспект связан с формированием интегрированной специальности - «учитель технологии и дизайна», в которой соединяются две специальности среднего профессионального образования. Третий аспект - внедрение интеграции в саму учебно-познавательную деятельность студентов колледжа. В качестве интегрирующего средства вводится и актуализируется проектирование учебного процесса как деятельности в целом интегративного характера.

В принципе, можно сказать, что интеграционные процессы в образовательных учреждениях республики осуществляются достаточно широко и в разных направлениях.

Вместе с тем в Республике Саха (Якутия) имеется опыт, который можно оценить как наиболее развитую модель интеграции. Имеется в виду опыт Якутского государственного инженерно-технического института (ЯГИТИ), который может представлять определенный интерес в плане создания университетских комплексов и в аспекте содержательного, методико-технологического, организационно-управленческого обеспечения более глубокой интеграции уровней профессионального образования.

ЯГИТИ был создан в 2000 году как многоуровневое, многопрофильное образовательное учреждение, интегрирующее начальное, среднее и выс-

шее профессиональное образование. Сегодня институт является федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования РФ по проблеме «Реализация модели многоуровневого профессионального образования». Здесь в стенах одного учебного заведения вузовского статуса реализуются и высшее, и среднее, и начальное профессиональное образование. Интеграция осуществляется в двух направлениях.

Первое связано с созданием в условиях вуза интегрированного образовательного пространства, в котором объединены различные уровни профессионального образования: начальное, среднее и высшее.

Многоуровневая структура профессионального образования в одном учебном заведении формирует уникальную образовательную среду, в которой представлены самые различные уровни и ступени профессионального образования, в рамках которых личность может выбрать для себя самые различные траектории профессионального становления:

• высшее профессиональное образование по 7 специальностям на базе 11 класса;

• начальное профессиональное образование на базе 9 и 11 классов по 1012 профессиям и специальностям;

• среднее профессиональное образование на базе 9 и 11 классов по 6 специальностям;

• интегрированное многоуровневое профессиональное образование по 2 специальностям на базе 9 класса.

Второе направление можно обозначить как реализацию интегрированного профессионального образования, когда человек целенаправленно получает профессиональное образование по интегрированным образовательным программам. Здесь мы стремимся к реализации идеи многопрофильного спе-

циалиста. В условиях высшего учебного заведения реализуется модель многоуровневого интегрированного профессионального образования, где абитуриенты после 9 класса основной школы на основании вступительных испытаний поступают в высшее учебное заведение для получения высшего образования, интегрированного с начальным и средним профессиональным образованием.

Такое интегрированное профессиональное образование, реализуемое в условиях вуза, является принципиально новой формой получения профессионального образования, особенным образом влияющей на процесс личностного становления специалиста-профессионала за счет раннего профессионального самоопределения студента, специфической организационной формы обучения, сочетающей характеристики разных уровней профессионального образования. Данная форма получения профессионального образования в ЯГИТИ отрабатывается для специальностей «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Промышленное и гражданское строительство».

Итак, объектами интеграции в нашем вузе являются:

1. Тип учебного заведения - интегрируются типы учебных заведений (вуз, техникум, колледж, лицей, профессиональное училище). Результат -интегрированное учебное заведение.

2. Уровни профессионального образования - интегрируются начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Результат - интегрированное профессиональное образование.

3. Качества личности - интегрируются личностные и профессиональные качества специалиста, формируя «интегрального специалиста», т.е. специ-

алиста с интегральными характеристиками мышления и деятельности.

4. Содержание профессионального образования - интегрируются учебные дисциплины, курсы, элементы содержания образования. Результат - междисциплинарные блоки содержания профессионального образования, учебные комплексы, курсы, интегрированные учебные дисциплины и др.

5. Педагогический процесс - интегрируются формы, методы, технологии обучения и воспитания. Результат - интегрированные технологии обучения и воспитания.

6. Организационно-управленческий процесс - интегрируются структурные подразделения, формы организации и управления учебным заведением. Результат - интегрированная структура управления вузом, интегрированные факультеты и кафедры, другие структурные подразделения.

Таким образом, возникает совершенно новая целостность - интегрированное многоуровневое профессиональное образовательное учреждение, в рамках которого происходит синтез типов учебных заведений, уровней профессионального образования, содержания образовательных программ, технологий и форм обучения и воспитания, организационно-управленческих форм, финансово-экономических, производственных процессов и т.д. В нем взаимодействуют разные категории инженерно-педагогических и научно-педагогических работников.

Целостная интегрированная образовательная среда должна способствовать не только профессиональному становлению будущего специалиста, но и его развитию как личности, поскольку в такой среде обучаются учащиеся и студенты, молодежь разного возраста и различных национальностей, люди, осваивающие различные профессии и, соответственно, про-

фессиональные статусы (рабочий, техник, инженер).

Преимущества такого рода образования мы видим в следующем.

В организационно-структурном плане:

• непрерывное многоуровневое профессиональное образование осуществляется не в разных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а в отдельно взятом учебном заведении;

• появляется возможность сократить сроки обучения с 10 лет до 7-8 лет, оптимально используя имеющиеся в учебном заведении методические, кадровые, учебно-лабораторные ресурсы;

• студенты не переходят из одного учебного заведения в другие, как это чаще всего бывает в настоящее время, поэтому улучшается адаптационный процесс.

В содержательно-образовательном плане:

• многоуровневое профессиональное образование осуществляется с единых концептуальных позиций, и соответственно организуется целостный образовательный процесс, ориентированный на единые цели и задачи;

• продвижение студентов по уровням профессионального образования рассматривается как этапы непрерывной профессионализации, в результате чего интегрированное многоуровневое образование формирует новый тип практико-ориентированного профессионала с интегральными характерис-

тиками мышления и деятельности, знающего сферу своей профессиональной деятельности во всех ее практических аспектах;

• акцент в многоуровневом образовании переносится с организационных аспектов на его содержательную сторону, появляется возможность поиска и реализации различных путей и способов интегрирования образовательных программ разных уровней профессионального образования.

В личностном плане:

• внимание концентрируется на становлении профессионала как целостной личности, способной на основе полученного образования интегрально решать профессиональные задачи и жизненные проблемы;

• особое внимание уделяется формированию у специалиста интегральных характеристик мышления и деятельности (аналитико-синтетические умения, рефлексивные умения, умение синтезировать разнородные знания для получения целостной картины мира профессии, умение видеть задачу в практическом контексте, системный подход в деятельности и др.);

• обеспечивается социальная защищенность за счет освоения рабочих профессий, квалификации техника и инженера; появляется возможность быть более востребованным на рынке труда;

• студенту предоставляется возможность выбора образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.