Научная статья на тему 'Роль интегративного многоуровнего образования в профессиональном воспитании учащихся вузов'

Роль интегративного многоуровнего образования в профессиональном воспитании учащихся вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Г. А.

In the article the basic tendencies of the development of the professional training in Russia are presented, the contradictions stopping the process of the dynamic development of multy-level professional education are exposed and possible ways of the solving are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the integrative multy-level education in the professional training of a future specialist

In the article the basic tendencies of the development of the professional training in Russia are presented, the contradictions stopping the process of the dynamic development of multy-level professional education are exposed and possible ways of the solving are revealed.

Текст научной работы на тему «Роль интегративного многоуровнего образования в профессиональном воспитании учащихся вузов»



фЮРП Я БОСПП1Д11ПЯ

РОЛЬ ИНТЕГРАТИВНОГО МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ

Г.А. Гущина, кандидат педагогических наук, доцент ВСЭИ, г. Киров

Профессиональное образование в России начало мощно развиваться с конца 90-х годов. Цели подготовки выпускника учебного заведения в разных государственных структурах понимаются по-разному - иногда с точки зрения сугубо утилитарных экономических задач, но чаще всего с позиции развития человеческих ресурсов, рассматриваемых в широком культурно-ценностном контексте.

Насущной проблемой воспитания человека является воспитание будущего профессионала, отвечающего всем требованиям, предъявляемым современным рынком труда и обществом в целом.

Эти требования сочетают в себе прагматически-экономический, и гуманистически-ценностный подходы к образованию и, следовательно, отвечают перспективе становления общества и экономики, основанных на знаниях.

Более конкретно можно говорить о следующих тенденциях развития системы профессионального воспитания, свидетельствующих о ее внутренней трансформации в интересующем нас направлении.

1. Динамичное увеличение абсолютного числа и относительной доли учреждений профессионального обра-

зования, реализующих многоступенчатые, многоуровневые системы подготовки.

Например, по данным Ассоциации учреждений среднего профессионального образования, сейчас свыше 55% техникумов и колледжей взаимодействуют со школами, училищами, вузами.

2. Создание комплексов, объединяющих учебные заведения, научно-исследовательские организации и производственные предприятия, объекты социальной сферы, которые обеспечивают их развитие и использование с целью рационализации и диверсификации подготовки специалистов.

3. Разработка, согласование и реализация образовательных программ по принципу преемственности различных уровней образования.

Очевидно, однако, что становление интегративного профессионального образования идет не просто, что в его развитии можно выделить тормозящие этот процесс противоречия, а именно:

- противоречие между насущной потребностью общества и личности в реализации качественного профессионального образования и отсутствием в системе профессионального

102

Теория воспитания

образования новых подходов и моделей интегративных образовательных систем;

- несопряженность разных уровней и ступеней профессионального образования;

- противоречие между ориентацией деятельности учебных заведений на традиционную функционально-образовательную парадигму образования, с одной стороны, и личностно-ориен-тированной моделью обучения и профессионального воспитания, направленного на целостное развитие человека, формирование будущего специалиста как носителя не только специальных знаний, но и в равной мере общечеловеческих и профессиональных ценностей - с другой.

Эти противоречия находят свое выражение в проблемах организационного, нормативно-правового, содержательного и технологического характера, препятствующие профессиональному воспитанию выпускника в условиях многоуровневого профессионального образования. Выделим лишь некоторые из них.

1. При сокращении сроков обучения (что является одной из наиболее привлекательных сторон многоуровневого образования) возникают трудности, связанные с реализацией требований государственных стандартов и уровнем подготовки выпускников.

2. Исследования многоуровневого образования во многом затрагивают организационно-педагогические проблемы. Все еще не изучены, а значит, и не реализуются новые механизмы реализации содержания образовательных программ и адекватные им

технологии нового профессионального образования.

3. Остается вне поля зрения главный объект и предмет образования — личность выпускника. Не определены особенности его профессионального и личностного становления в условиях профессионального учебного заведения.

Следовательно, сохраняется профессионально-статусная дифференциация человека в обществе (рабочие, специалисты среднего звена, инженерно-технические кадры и менеджеры, а также интеллигенция как совокупность «свободных» профессий и деятелей образования, науки и искусства).

Названные проблемы требуют поиска кардинально новых подходов в их решении. Очень важным, на наш взгляд, является создание в условиях вуза единого воспитательного и образовательного пространства, в котором объединены различные уровни профессионального образования: начальное, среднее и высшее. Это продиктовано необходимостью создания для каждого человека в равной мере благоприятных условий получения и пополнения знаний, профессионального развития, самосовершенствования на протяжении всей активной жизни.

Это определяет смену способа развития внутреннего потенциала человека, когда он из деперсонализированного агента социальных действий превращается в активного субъекта общественной, производственной, культурной деятельности, т.е. в хозяина и творца собственной жизни.

Казанский педагогический журнал

4'2006

Как деперсонализированный агент социальных действий человек получал образование, чтобы стать профессионалом, отвечающим требованиям производства. Иначе говоря, образовательная парадигма основывалась на первичности производства и обусловленности им содержания и характера образования.

Современный специалист представляется нам человеком новой формации, которому присущи духовная свобода, право выбора и постановки своих жизненных целей. Такой человек активен и деятелен, ему свойственно заинтересованное приобщение к мировому знанию и творчество. Им движут внутренне содержательные интересы, побуждаемые его собственной общественно ценной мотивацией.

Он рассматривает свою будущую профессию как средство не только социального развития, но и саморазвития личности. Именно в этом смысле человек может «сделать себя» путем образования и самообразования, саморазвития, самоусовершенствования.

Следовательно, профессиональное воспитание создает условия для приобщения будущего профессионала к свободе — свободе выбора в первую очередь, к осознанию личной ответственности за свой выбор, формированию установки на саморазвитие себя как специалиста.

Система профессионального образования в одном учебном заведении формирует уникальную воспитательную среду, в которой представлены всевозможные уровни и ступени образования, в рамках которых личность может выбрать и освоить для себя

самые разные траектории профессионального становления.

Мы предположили, что такая подготовка, основанная на синтезе начального, среднего и высшего профессионального образования и реализованная в одном образовательном учреждении, позволяет получить принципиально новые эффекты в деле личностного становления выпускника вуза.

Это достигается за счет раннего профессионального самоопределения учащегося, ориентации образовательных программ на формирование интегральных структур личности, а также взаимопроникновения различных организационных форм обучения.

Возможно, многоуровневое интегрированное профессиональное образование создаст предпосылки для формирования профессионала нового типа, разносторонняя подготовка которого позволит назвать его «интегральной» личностью.

Действительно, это должен быть человек, который по своей профессиональной ментальности не похож ни на рабочего, ни на техника, ни на инженера в традиционном понимании. Он должен владеть более широким — интегральным мышлением и разнообразными, выходящими за привычные рамки способами деятельности.

Здесь назначение государственных образовательных стандартов следующего поколения видится в обеспечении формирования нового типа практико-ориентированного профессионала с интегральным характером профессионального мышления. В содержании их акцент должен переноситься с идей оптимизации межпред-

104

Теория воспитания

метных связей разноуровневых дисциплин (хотя это тоже сохраняется) на интегративные принципы конструирования содержания разноуровневых дисциплин.

Интеграция уровней осуществляется не только для достижения требований стандартов, но и для профессионального развития выпускника вуза, для его непрерывной профессионализации и преимущественно для становления интегративного способа деятельности.

Взаимодействие, взаимопроникновение и синтез содержания разных уровней профессионального воспитания должны привести к становлению профессионала как личностной целостности. Таким образом, должен провозглашаться приоритет профессионального развития личности при интеграции уровней образования.

Интеграция потенциала различных уровней образования. Эта идея предусматривает комплексное использование возможностей начального, среднего и высшего профессионального образования для разносторонней подготовки современного профессионала.

Интегративность - важнейшая характеристика создаваемого в институте образовательного пространства. Объектами интеграции здесь являются:

1. Тип учебного заведения; вуз, техникум, колледж, лицей, профессиональное училище. Результат - интегрированное учебное заведение.

2. Уровни профессионального образования - начальное, среднее и высшее профессиональное. Результат -интегрированное профессиональное образование.

3. Качества личности: интегрируются личностные и профессиональные качества выпускника. При этом формируется интегральный профессионал, т.е. человек с интегральными характеристиками мышления и деятельности.

4. Содержание профессионального образования: интегрируются учебные дисциплины, курсы, элементы содержания образования. Результат — междисциплинарные блоки содержания профессионального образования, учебные комплексы, курсы, интегрированные учебные дисциплины.

5. Педагогический процесс: формы, методы, технологии обучения и воспитания. Результат — интегрированные технологии обучения и воспитания.

6. Организационно-управленческие структуры и процессы: структурные подразделения, формы организации и управления учебным заведением. Результат - интегрированная структура управления вузом, интегрированные факультеты, кафедры и другие структурные подразделения.

Развитие интегрированного образования — это живой процесс, требующий серьезных научных исследований. Не все в нем укладывается в теоретические модели и поддается обобщению. Тем не менее в наших выводах мы сочли возможным в систематическом виде охарактеризовать преимущества интегрированной профессиональной подготовки.

В организационно-структурном плане:

- непрерывное профессиональное образование осуществляется не в разных учебных заведениях начального,

Казанский педагогический журнал

4'2006

среднего и высшего профессионального образования, а в одном отдельно взятом учебном заведении;

- появляется возможность сократить сроки обучения с 10-11 лет до 7-8 лет; оптимально использовать имеющиеся в учебном заведении методические, кадровые, учебно-лабораторные ресурсы;

- студенты не переходят из одного учебного заведения в другие образовательные учреждения, как это чаще всего происходит в настоящее время, поэтому улучшается адаптационный процесс.

В содержательно-образовательном плане:

- непрерывное профессиональное образование осуществляется с единых концептуальных позиций и соответственно этому организуется целостный образовательный процесс, ориентированный на единые цели и задачи. Многоуровневое образование может быть более качественным в одном образовательном учреждении, ибо только одно учебное заведение может наиболее полно и последовательно реализовать конкретную философию многоуровневого образования;

- продвижение учащихся по уровням профессионального образования рассматривается как этапы непрерывной профессионализации. Это дает основание полагать, что интегрированное многоуровневое образование формирует новый тип практико-ориенти-рованного профессионала с интегральными характеристиками мышления и деятельности, знающего сферу своей профессиональной деятельности во всех ее практических аспектах;

- центр тяжести в многоуровневом образовании с организационных аспектов переносится на его содержательную сторону, появляется возможность поиска и реализации различных путей и способов интегрирования образовательных программ разных уровней профессионального образования.

В личностном плане:

- внимание концентрируется не собственно на многоуровневом образовании, а на человеке-специалисте, на его становлении как целостной личности, способной на основе полученного многоуровневого профессионального образования интегрально решать профессиональные задачи и жизненные проблемы;

- особое внимание уделяется развитию мыслительной сферы личности специалиста, формированию у него интегральных характеристик мышления и деятельности (аналитико-син-тетические умения, рефлексивные умения, умение синтезировать, интегрировать разнородные знания для получения результата и целостной картины мира профессии, умение видеть задачу в практическом контексте, системный подход в деятельности и др.);

- обеспечивается социальная защищенность за счет освоения рабочих профессий, квалификаций техника и менеджера; появляется возможность за счет актуализации в подготовке практических составляющих образования быть более востребованным на рынке труда;

- создается возможность для выбора каждым студентом своей образова-

106

тельной траектории, и как следствие воспитание будущего специалиста-профессионала, востребованного на современном рынке труда.

Литература:

1. Ахмедова A.A. Образование и смысл творчества // Вестник МГУ. Философия, 2000 (№ 2).

2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.- М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.

3. Буряковский А.Л. Практические цели образования // Вопросы философии, 2004 (№ 2).

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специа-

Теория воспитания

листа // Высшее образование в России.-М., 2003 (№3).

5. Лукашенко М.Л. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения.- М., 2002.

6. Машаров И.М. Современное состояние системы высшего образования РФ.-Киров, 2001.

7. Муравьев А.Н. Основной вопрос образования // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

8. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / / Философия хозяйства. Альманах центра общественных наук и экономического факультета МГУ, 2004.- .№2/32.

КРОССКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ИНДИКАТОР МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ

Н.Г. Маркова, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент АПСН, Нижнекамский муниципальный институт, г. Нижнекамск

Национальная доктрина образования РФ в качестве одной из основных задач ставит подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Выпускники вузов - это основа прогресса общества. Модернизация российской системы профессионального образования при подготовке высококвалифицированного специалиста главный аспект направляет на проблему качества образования, совершенствование технологии преподавания дисциплин, оптимизацию содержания образовательного процесса на всех этапах подготовки специалистов.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определила, что сегодня нашему развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание [1].

Для того чтобы модернизация не превращалась в малоэффективную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.