УДК 37.04
Г. Л. Гущина
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Профессиональное образование - важнейший социально-государственный институт, вьшолняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформированно-сти различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать.
Важной проблемой педагогики высшей школы является проблема воспитания студента.
Теория вузовского воспитания все еще ориентируется на ценности (добро, честность, справедливость, помощь в беде, самопожертвование и т. п,), резко противоречащие тем, которые культивируются в обществе.
Это определяет смену способа развития внутреннего потенциала человека, когда он из деперсонализированного агента социальных действий превращается в активного субъекта общественной, производственной, культурной деятельности, т. е. в хозяина и творца собственной жизни.
Как деперсонализированный агент социальных действий человек получал образование, чтобы стать специалистом, отвечающим требованиям производства, Иначе говоря, образовательная парадигма основывается на первичности производства и обусловленности им содержания и характера образования.
Современный специалист представляется нам человеком новой формации, которому присущи духовная свобода, право выбора и постановки своих жизненных целей. Такой человек активен и деятелен, ему свойственно заинтересованное приобщение к мировому знанию и творчество. Им движут внутренне содержательные интересы, побуждаемые его собственной общественно ценной мотивацией.
Он рассматривает свою будущую профессию как средство не только социального развития, но и саморазвития личности. Именно в этом смысле человек может «сделать себя» путем образования и самообразования, саморазвития, самоусовершенствования.
Следовательно профессиональное воспитание создает условия для приобщения будущего специалиста к свободе - свободе выбора в первую очередь, к осознанию личной ответственности за свой выбор, формированию установки на саморазвитие себя как специалиста.
Различные исследования в области высшего профессионального образо-
иания и воспитания проводились всегда, однако многие отечественные уче-иые-педагоги считают, что педагогика высшей школы как полноправная отрасль знания возникла в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в., когда профессор МГПИ С. И. Архангельский представил процесс профессионального воспитания в виде теории, точнее, в виде крупного теоретического фрагмента общей педагогики.
За прошедшие двадцать лет было выполнено достаточно большое количество исследований в области истории и теории профессионального воспитания и обучения в вузе, проанализирован практический отечественный и зарубежный опыт, сформулированы как новые общеконцешуальные подходы, так и частнодидактические решения актуальных проблем.
Однако, несмотря на это, вузовским научно-педагогическим сообществом все эти работы были приняты весьма неоднозначно.
Одной из причин такого состояния дел называется то обстоятельство, что педагогическая наука на сегодня недостаточно использует количественные методы исследования изучаемых объектов и процессов, математические модели, не дает четких и однозначных рекомендаций по поводу того, как достичь желаемого результата.
Далее, несмотря на огромное количество педагогических исследований самых различных жанров - диссертаций, монографий, учебных пособий -результаты функционирования системы профессионального воспитания не удовлетворяют общество. Результаты этих исследований слабо внедряются в практику вузовского обучения и воспитания.
На наш взгляд, сегодня как никогда ранее требуется глубокий, всесторонний анализ происходящих в высшей школе процессов, тщательное их исследование и обоснованный прогноз характера возможных изменений.
Приступая к анализу заявленных проблем, отметим кратко, что изменилось в отечественной системе высшего образования за последние полтора десятка лет.
Во-первых, исчезла идеологическая подоплека профессионального воспитания.
Во-вторых, студенты получили возможность по-разному реализовывать собственные образовательные маршруты: учиться одновременно по двум специальностям, за относительно короткое время после окончания полного курса обучения по одной специальности «переучиваться» на другую, поступать на 2-й или даже на 3-й курсы вуза после окончания колледжа соответствующего профиля и, конечно, нельзя забыть о появлении бакалавриата и магистратуры - в большинстве вузов образование стало иметь двухступенчатую структуру.
В-третьих, широкое развитие получили различные формы интеграции высшего и общего среднего образования, появились многочисленные комплексы «школа-вуз», включающие подготовительные курсы и отделения,
колледжи, средние школы, работающие в тесном сотрудничестве с вузами, лектории и консультационные пункты для абитуриентов и предполагающие как возможность качественной профессиональной ориентации, так и возможность досрочной сдачи вузовских вступительных экзаменов слушателями.
В-четвертых, многие вузы, переименованные в университеты или академии, резко увеличили число специальностей и профилей подготовки для своих выпускников, стали предоставлять многочисленные платные образовательные услуги; широко развивается экстернат и дистанционное обучение.
В-пятых, широко применяется информатизация учебного процесса на самых различных уровнях в качестве источника учебной информации, в качестве средства наглядного представления таких процессов, которые средствами обычного, традиционного эксперимента представить невозможно, в качестве средства решения многочисленных задач и, конечно, средства оперативного контроля знаний студентов.
В-шестых, «исчезло» распределение выпускников вузов на предприятия с обязательным прикреплением к первому месту работы на три года. Само по себе свидетельствующее о проявлении демократических начал в вузовской жизни, это обстоятельство внесло значимые изменения в вузовский воспитательный процесс: теперь и преподаватели и студенты знают, что вполне возможно, а иногда даже наиболее вероятно, что работать по предлагаемой вузом специальности большинство выпускников вуза не будет.
Это обусловливает резкое повышение значимости фундаментальной составляющей высшего образования и функциональной грамотности того пласта «надпрофессиональных» образовательных компонентов, которые являются инвариантными: знание иностранных языков, теории информации и управления, компьютерная грамотность, экономические знания и др.
С другой стороны, это обстоятельство, конечно, снижает уровень мотивации к достижению высоких результатов воспитания у преподавателей старшей ступени: если раньше почти каждый студент хотя бы три года работал по полученной специальности, то теперь его послевузовская судьба неизвестна, - зачем и ради чего тогда выкладываться?!
Очевидно, что становление профессионального образования идет не просто, в его развитии можно выделить тормозящие этот процесс противоречия:
- противоречие между насущной потребностью общества и личности в реализации качественного профессионального образования и отсутствием в системе профессионального образования новых подходов и моделей многоуровневых образовательных систем;
- несопряженность разных уровней и ступеней профессионального образования;
- противоречие между ориентацией деятельности учебных заведений на традиционную функционально-образовательную парадигму образования, с одной стороны, и личностно-ориентированной моделью обучения и профессионального воспитания, направленного на целостное развитие человека, формирование будущего специалиста как носителя не только специальных знаний, но и в равной мере общечеловеческих и профессиональных ценностей - с другой.
Названные проблемы требуют поиска кардинально новых подходов. Очень важным, на наш взгляд, является создание в условиях вуза единого воспитательного и образовательного пространства, в котором объединены различные уровни профессионального образования, начальное, среднее и высшее. Это продиктовано необходимостью создания для каждого человека в равной мере благоприятных условий получения и пополнения знаний, профессионального развития, самосовершенствования на протяжении всей активной жизни.
Следовательно, система профессионального образования в одном учебном заведении должна формировать уникальную воспитательную среду, в которой должны быть представлены всевозможные уровни и ступени образования, в рамках которых личность может выбрать и освоить для себя самые разные траектории профессионального становления.
Мы предположили, что такая подготовка, основанная на синтезе начального, среднего и высшего профессионального образования и реализованная в одном образовательном учреждении, позволяет получить принципиально новые эффекты в деле личностного становления специалиста.
Это достигается за счет раннего профессионального самоопределения учащегося, ориентации образовательных программ на формирование интегральных структур личности, а также взаимопроникновения различных организационных форм обучения.
Возможно, многоуровневое интегрированное профессиональное образование создаст предпосылки для формирования специалиста нового тина -специалиста, разносторонняя подготовка которого позволит назвать его «интегральным» специалистом.
Действительно, это должен быть специалист владеющий интегральным мышлением и разнообразными, выходящими за привычные рамки способами деятельности.
Назначение образовательных программ видится в формировании нового типа практико-ориентированного профессионала с интегральным характером профессионального мышления. В содержании ее акцент переносится с идей оптимизации межпредметных связей разноуровневых дисциплин (хотя это тоже сохраняется) на интегративные принципы конструирования содержания разноуровневых дисциплин.
Интеграция уровней осуществляется не только для достижения требований стандартов, но и для профессионального развития специалиста, для его непрерывной профессионализации и преимущественно для становления интегративного способа деятельности.
Взаимодействие, взаимопроникновение и синтез содержания разных уровней профессионального воспи тания должны привести к становлению профессионала как личностной целостности. Следовательно, провозглашается приоритет профессионального развития личности при интеграции уровней образования.
Таким образом, интегрированная система профессионального воспитания призвана формировать у выпускников целый ряд субъективных компонентов к которым, в частности, относятся следующие:
— уметь целостно воспринимать окружающий мир и ощущать единство с ним, а также целостно воспринимать процесс и результат деятельности;
~ овладевать технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предвидеть негативные последствия чрезвычайных событий;
— овладевать культурой системного подхода в деятельности и важнейшими общеметодологическими принципами ее организации;
— сформировать у будущего выпускника вуза толерантность в суждениях и деятельности.
Все это предъявляет серьезные требования к организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении.
В то же время в процессе организации деятельности студентов необходимо создание целевой установки на непрерывное продолжение образования, так как эпоха научно-технического прогресса требует постоянного обновления и пополнения имеющегося запаса знаний (особенно прикладных). Поэтому целью профессионального воспитания и обучения является не столько «наполнение» студента определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения и самовоспитания, как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной и социальной деятельности,
В процессе вузовского обучения и воспитания преподаватель стремится способствовать осознанию студентами того факта, что их учеба есть ряд последовательных этапов профессионального самоопределения (кто я в данный момент с точки зрения будущей профессии; чего бы я смог достичь в своей профессии, если приступить к работе с имеющимся на сегодня наличным багажом знаний и умений; каковы конкретные пути и формы моего профессионального совершенствования и т. п.).
Важным средством достижения этой цели является увеличение доли самостоятельной работы студентов по мере движения от младшей (начальной) к старшей ступени обучения.
Следовательно, подготовка специалистов с дипломом о высшем профессиональном образовании предполагает сочетание профессиональной мобильности и узконаправленной подготовки в той или иной конкретной области знания или практической деятельности.
Таким образом, необходимо выделить три общих принципа формирования содержания профессионального воспитания:
- принцип соответствия содержания образования и воспитания потребностям общественного развития — необходимость включать в содержание образования и воспитания не только знания, но и фрагменты, обеспечивающие отражение опыта творческой деятельности человечества и опыта личностного отношения к системе выработанных человечеством ценностей;
- принцип единства содержательной и процессуальной сторон воспитания и обучения;
- принцип структурного единства содержания воспитания и обучения на различных его уровнях.
Исходя из данных принципов, можно более конкретно говорить о следующих тенденциях развития системы профессионального воспитания, свидетельствующих о ее внутренней трансформации в интересующем нас направлении.
1. Динамичное увеличение абсолютного числа и относительной доли учреждений профессионального образования, реализующих многоступенчатые, многоуровневые системы подготовки специалистов.
2. Создание комплексов, объединяющих учебные заведения, научноисследовательские организации и производственные предприятия, объекты социальной сферы, которые обеспечивают их развитие и использование с целью рационализации и диверсификации подготовки специалистов.
3. Разработка, согласование и реализация образовательных программ по принципу преемственности различных уровней образования.
Таким образом, новые условия социально-экономического развития общества требуют серьезной перестройки учебно-воспитательного процесса в плане создания педагогически управляемой и самосовершенствующейся системы, адекватной как особенностям социальной среды, образовательным потребностям родителей и учащихся, так и уровню их профессиональной подготовки.