Научная статья на тему 'Актуальные проблемы профессионального воспитания студентов вузов'

Актуальные проблемы профессионального воспитания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1792
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы профессионального воспитания студентов вузов»

УДК 37.04

Г. Л. Гущина

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Профессиональное образование - важнейший социально-государственный институт, вьшолняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформированно-сти различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать.

Важной проблемой педагогики высшей школы является проблема воспитания студента.

Теория вузовского воспитания все еще ориентируется на ценности (добро, честность, справедливость, помощь в беде, самопожертвование и т. п,), резко противоречащие тем, которые культивируются в обществе.

Это определяет смену способа развития внутреннего потенциала человека, когда он из деперсонализированного агента социальных действий превращается в активного субъекта общественной, производственной, культурной деятельности, т. е. в хозяина и творца собственной жизни.

Как деперсонализированный агент социальных действий человек получал образование, чтобы стать специалистом, отвечающим требованиям производства, Иначе говоря, образовательная парадигма основывается на первичности производства и обусловленности им содержания и характера образования.

Современный специалист представляется нам человеком новой формации, которому присущи духовная свобода, право выбора и постановки своих жизненных целей. Такой человек активен и деятелен, ему свойственно заинтересованное приобщение к мировому знанию и творчество. Им движут внутренне содержательные интересы, побуждаемые его собственной общественно ценной мотивацией.

Он рассматривает свою будущую профессию как средство не только социального развития, но и саморазвития личности. Именно в этом смысле человек может «сделать себя» путем образования и самообразования, саморазвития, самоусовершенствования.

Следовательно профессиональное воспитание создает условия для приобщения будущего специалиста к свободе - свободе выбора в первую очередь, к осознанию личной ответственности за свой выбор, формированию установки на саморазвитие себя как специалиста.

Различные исследования в области высшего профессионального образо-

иания и воспитания проводились всегда, однако многие отечественные уче-иые-педагоги считают, что педагогика высшей школы как полноправная отрасль знания возникла в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в., когда профессор МГПИ С. И. Архангельский представил процесс профессионального воспитания в виде теории, точнее, в виде крупного теоретического фрагмента общей педагогики.

За прошедшие двадцать лет было выполнено достаточно большое количество исследований в области истории и теории профессионального воспитания и обучения в вузе, проанализирован практический отечественный и зарубежный опыт, сформулированы как новые общеконцешуальные подходы, так и частнодидактические решения актуальных проблем.

Однако, несмотря на это, вузовским научно-педагогическим сообществом все эти работы были приняты весьма неоднозначно.

Одной из причин такого состояния дел называется то обстоятельство, что педагогическая наука на сегодня недостаточно использует количественные методы исследования изучаемых объектов и процессов, математические модели, не дает четких и однозначных рекомендаций по поводу того, как достичь желаемого результата.

Далее, несмотря на огромное количество педагогических исследований самых различных жанров - диссертаций, монографий, учебных пособий -результаты функционирования системы профессионального воспитания не удовлетворяют общество. Результаты этих исследований слабо внедряются в практику вузовского обучения и воспитания.

На наш взгляд, сегодня как никогда ранее требуется глубокий, всесторонний анализ происходящих в высшей школе процессов, тщательное их исследование и обоснованный прогноз характера возможных изменений.

Приступая к анализу заявленных проблем, отметим кратко, что изменилось в отечественной системе высшего образования за последние полтора десятка лет.

Во-первых, исчезла идеологическая подоплека профессионального воспитания.

Во-вторых, студенты получили возможность по-разному реализовывать собственные образовательные маршруты: учиться одновременно по двум специальностям, за относительно короткое время после окончания полного курса обучения по одной специальности «переучиваться» на другую, поступать на 2-й или даже на 3-й курсы вуза после окончания колледжа соответствующего профиля и, конечно, нельзя забыть о появлении бакалавриата и магистратуры - в большинстве вузов образование стало иметь двухступенчатую структуру.

В-третьих, широкое развитие получили различные формы интеграции высшего и общего среднего образования, появились многочисленные комплексы «школа-вуз», включающие подготовительные курсы и отделения,

колледжи, средние школы, работающие в тесном сотрудничестве с вузами, лектории и консультационные пункты для абитуриентов и предполагающие как возможность качественной профессиональной ориентации, так и возможность досрочной сдачи вузовских вступительных экзаменов слушателями.

В-четвертых, многие вузы, переименованные в университеты или академии, резко увеличили число специальностей и профилей подготовки для своих выпускников, стали предоставлять многочисленные платные образовательные услуги; широко развивается экстернат и дистанционное обучение.

В-пятых, широко применяется информатизация учебного процесса на самых различных уровнях в качестве источника учебной информации, в качестве средства наглядного представления таких процессов, которые средствами обычного, традиционного эксперимента представить невозможно, в качестве средства решения многочисленных задач и, конечно, средства оперативного контроля знаний студентов.

В-шестых, «исчезло» распределение выпускников вузов на предприятия с обязательным прикреплением к первому месту работы на три года. Само по себе свидетельствующее о проявлении демократических начал в вузовской жизни, это обстоятельство внесло значимые изменения в вузовский воспитательный процесс: теперь и преподаватели и студенты знают, что вполне возможно, а иногда даже наиболее вероятно, что работать по предлагаемой вузом специальности большинство выпускников вуза не будет.

Это обусловливает резкое повышение значимости фундаментальной составляющей высшего образования и функциональной грамотности того пласта «надпрофессиональных» образовательных компонентов, которые являются инвариантными: знание иностранных языков, теории информации и управления, компьютерная грамотность, экономические знания и др.

С другой стороны, это обстоятельство, конечно, снижает уровень мотивации к достижению высоких результатов воспитания у преподавателей старшей ступени: если раньше почти каждый студент хотя бы три года работал по полученной специальности, то теперь его послевузовская судьба неизвестна, - зачем и ради чего тогда выкладываться?!

Очевидно, что становление профессионального образования идет не просто, в его развитии можно выделить тормозящие этот процесс противоречия:

- противоречие между насущной потребностью общества и личности в реализации качественного профессионального образования и отсутствием в системе профессионального образования новых подходов и моделей многоуровневых образовательных систем;

- несопряженность разных уровней и ступеней профессионального образования;

- противоречие между ориентацией деятельности учебных заведений на традиционную функционально-образовательную парадигму образования, с одной стороны, и личностно-ориентированной моделью обучения и профессионального воспитания, направленного на целостное развитие человека, формирование будущего специалиста как носителя не только специальных знаний, но и в равной мере общечеловеческих и профессиональных ценностей - с другой.

Названные проблемы требуют поиска кардинально новых подходов. Очень важным, на наш взгляд, является создание в условиях вуза единого воспитательного и образовательного пространства, в котором объединены различные уровни профессионального образования, начальное, среднее и высшее. Это продиктовано необходимостью создания для каждого человека в равной мере благоприятных условий получения и пополнения знаний, профессионального развития, самосовершенствования на протяжении всей активной жизни.

Следовательно, система профессионального образования в одном учебном заведении должна формировать уникальную воспитательную среду, в которой должны быть представлены всевозможные уровни и ступени образования, в рамках которых личность может выбрать и освоить для себя самые разные траектории профессионального становления.

Мы предположили, что такая подготовка, основанная на синтезе начального, среднего и высшего профессионального образования и реализованная в одном образовательном учреждении, позволяет получить принципиально новые эффекты в деле личностного становления специалиста.

Это достигается за счет раннего профессионального самоопределения учащегося, ориентации образовательных программ на формирование интегральных структур личности, а также взаимопроникновения различных организационных форм обучения.

Возможно, многоуровневое интегрированное профессиональное образование создаст предпосылки для формирования специалиста нового тина -специалиста, разносторонняя подготовка которого позволит назвать его «интегральным» специалистом.

Действительно, это должен быть специалист владеющий интегральным мышлением и разнообразными, выходящими за привычные рамки способами деятельности.

Назначение образовательных программ видится в формировании нового типа практико-ориентированного профессионала с интегральным характером профессионального мышления. В содержании ее акцент переносится с идей оптимизации межпредметных связей разноуровневых дисциплин (хотя это тоже сохраняется) на интегративные принципы конструирования содержания разноуровневых дисциплин.

Интеграция уровней осуществляется не только для достижения требований стандартов, но и для профессионального развития специалиста, для его непрерывной профессионализации и преимущественно для становления интегративного способа деятельности.

Взаимодействие, взаимопроникновение и синтез содержания разных уровней профессионального воспи тания должны привести к становлению профессионала как личностной целостности. Следовательно, провозглашается приоритет профессионального развития личности при интеграции уровней образования.

Таким образом, интегрированная система профессионального воспитания призвана формировать у выпускников целый ряд субъективных компонентов к которым, в частности, относятся следующие:

— уметь целостно воспринимать окружающий мир и ощущать единство с ним, а также целостно воспринимать процесс и результат деятельности;

~ овладевать технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предвидеть негативные последствия чрезвычайных событий;

— овладевать культурой системного подхода в деятельности и важнейшими общеметодологическими принципами ее организации;

— сформировать у будущего выпускника вуза толерантность в суждениях и деятельности.

Все это предъявляет серьезные требования к организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении.

В то же время в процессе организации деятельности студентов необходимо создание целевой установки на непрерывное продолжение образования, так как эпоха научно-технического прогресса требует постоянного обновления и пополнения имеющегося запаса знаний (особенно прикладных). Поэтому целью профессионального воспитания и обучения является не столько «наполнение» студента определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения и самовоспитания, как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной и социальной деятельности,

В процессе вузовского обучения и воспитания преподаватель стремится способствовать осознанию студентами того факта, что их учеба есть ряд последовательных этапов профессионального самоопределения (кто я в данный момент с точки зрения будущей профессии; чего бы я смог достичь в своей профессии, если приступить к работе с имеющимся на сегодня наличным багажом знаний и умений; каковы конкретные пути и формы моего профессионального совершенствования и т. п.).

Важным средством достижения этой цели является увеличение доли самостоятельной работы студентов по мере движения от младшей (начальной) к старшей ступени обучения.

Следовательно, подготовка специалистов с дипломом о высшем профессиональном образовании предполагает сочетание профессиональной мобильности и узконаправленной подготовки в той или иной конкретной области знания или практической деятельности.

Таким образом, необходимо выделить три общих принципа формирования содержания профессионального воспитания:

- принцип соответствия содержания образования и воспитания потребностям общественного развития — необходимость включать в содержание образования и воспитания не только знания, но и фрагменты, обеспечивающие отражение опыта творческой деятельности человечества и опыта личностного отношения к системе выработанных человечеством ценностей;

- принцип единства содержательной и процессуальной сторон воспитания и обучения;

- принцип структурного единства содержания воспитания и обучения на различных его уровнях.

Исходя из данных принципов, можно более конкретно говорить о следующих тенденциях развития системы профессионального воспитания, свидетельствующих о ее внутренней трансформации в интересующем нас направлении.

1. Динамичное увеличение абсолютного числа и относительной доли учреждений профессионального образования, реализующих многоступенчатые, многоуровневые системы подготовки специалистов.

2. Создание комплексов, объединяющих учебные заведения, научноисследовательские организации и производственные предприятия, объекты социальной сферы, которые обеспечивают их развитие и использование с целью рационализации и диверсификации подготовки специалистов.

3. Разработка, согласование и реализация образовательных программ по принципу преемственности различных уровней образования.

Таким образом, новые условия социально-экономического развития общества требуют серьезной перестройки учебно-воспитательного процесса в плане создания педагогически управляемой и самосовершенствующейся системы, адекватной как особенностям социальной среды, образовательным потребностям родителей и учащихся, так и уровню их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.