УДК 377 35 Т. И. МЯСНИКОВА
Филиал Сибирского государственного университета физической культуры и спорта
в г. Березовском
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФИЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ________________________
На основании проведенного исследования разработаны технология и концептуальные по-ложения профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Осуществление прогрессивных преобразований в сфере профессионального образования требует равномерного развития универсальных и специальных способностей обучаемых, качественной профессионально-педагогической деятельности, компетентности в управлении образовательным процессом. Эволюция перечня специальностей профессионального образования идет через естественный отбор направлений подготовки к различным смежным видам деятельности и их сочетаниям, которые гарантируют получение необходимого результата, выражающегося в подготовке квалифицированного специалиста определенного профиля.
Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики и инноваций в повышении эффективности образовательного процесса. В настоящее время уже накопился богатый арсенал педагогических течений, обучающих и воспитательных систем, технологий. Одним из средств обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, авторских школ, результатов психолого-педагогических исследований является технологический подход, который выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику и важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.
Важное место среди различных направлений образовательной системы занимает технологический подход к обучению, предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Педагогическая технология на современном этапе развития образовательных процессов различными учеными рассматривается как средство обучения (В. А. Бухвалов, Г. Я. Плинер, С. А. Смирнов), способ обучения (В. П. Беспалько, М. А. Чошанов, В. А. Слас-тенин), научное направление (П. И. Пидкасистый, В. В. Гузеев) и многомерное понятие (В. И. Боголюбов, В. В. Давыдов, Г. К. Селевко) [2].
Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд составляющих ее деятельностей и соответ-
ствующих технологий, с другой — сама может быть включена как составная часть в деятельность более широкого уровня.
Инновационные процессы, связанные с внедрением новых технологий в образование, в настоящее время имеют массовый характер. В качестве критериев для выделения инновационных технологий, как правило, служат такие моменты, как наличие новых предметов и учебных программ, введение альтернативных методик обучения, новых учебно-методических комплексов, иная организация учебного времени, введение в педагогическую практику новых подходов [2].
Переход старшей ступени общеобразовательных учреждений на профильное обучение предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения, что обеспечивает учет интересов, склонностей и способностей учащихся и позволяет создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профилизация обучения призвана содействовать социализации старшеклассников, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием и более эффективно готовить выпускников общеобразовательных учреждений к освоению программ высшего профессионального образования [1].
Введение профильного обучения в общеобразовательных учреждениях требует модернизации профессиональной подготовки по специальностям и направлениям педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров, т.к. изменяются требования к учителю, осуществляющему профильное обучение.
В современных социально-экономических условиях развития общества требуются квалифицированные кадры, подготовленные по конкретному виду деятельности и вместе с тем способные к смене видов деятельности и адаптации к новым условиям с минимальными затратами. Реализацию этих требований может обеспечить профилизация профессиональной подготовки.
Характеристика технологии обучения включает следующие показатели: целевые ориентации, концептуальную основу, содержание учебно-воспитательного процесса, методические особенности и обеспечение. Технология профилизации професси-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
ональной подготовки специалистов в вузе относится к макротехнологиям и охватывает целостный образовательный процесс по специальности (направлению подготовки) с учетом специализации (профиля). При этом общее гуманитарное и естественнонаучное образование, являющиеся составной частью содержания подготовки по всем специальностям, представляют собой основу фундаментального образования по программам профессионального образования, общие профессиональные знания обеспечивают базовые знания по конкретной специальности. Профилизация базовой подготовки обеспечивается содержанием специализированной подготовки по дисциплинам специализации.
В профессиональном образовании имеется противоречие между необходимостью интеграции всех предметов относительно конечных целей вузовского обучения и воспитания и дифференциацией их преподавания. В итоге каждая кафедра учит студентов своему предмету и практически ни одна из них не учит их комплексному применению приобретенных знаний при решении тех профессиональных задач, которые встанут перед выпускниками вуза в жизни. Преодоление противоречий между интеграцией и дифференциацией является важнейшим фактором развития системы обучения, повышения ее эффективности и результативности.
Профилизация профессиональной подготовки в сфере физической культуры и спорта обусловлена широким спектром видов деятельности, к которым подготовлен специалист по физической культуре и спорту. Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специальности «Физическая культура и спорт» выпускник подготовлен к педагогической, тренерской, управленческой, рекреационной и реабилитационной деятельности. Для успешной профессиональной деятельности по каждому профилю требуются специализированные знания, умения и навыки, у специалиста должна быть сформирована узкоспециализированная компетентность.
Технология профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту целевой ориентацией предполагает обеспечение профессиональной компетентности выпускника на основе удовлетворения потребности личности в получении качественного образования, соответствующего профилю профессиональной деятельности. Задачами профилизации профессиональной подготовки являются обеспечение узкоспециализированной готовности к определенному виду профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, развитие личностных качеств студентов, способствующих их готовности к выполнению будущей профессиональной деятельности.
Концептуальными основами технологии профили-зации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту выступают:
— системный подход;
— деятельностный подход;
— принципы дифференциации и интеграции;
— принцип модульности.
Системный подход предполагает взгляд на профи-лизацию профессиональной подготовки как систему и позволяет рассматривать ее как относительно независимое и самодостаточное явление с точки зрения функционирования. Кроме того, взгляд на профили-зацию как систему является допущением о ее целостности, а значит, наличии интегральных законов функционирования, не сводимых к сумме законов функ-
ционирования ее отдельных элементов. Профилизация профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту рассматривается нами как система углубленной специализации по определенному виду профессиональной деятельности.
Без деятельностного подхода в профилизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту не обойтись в силу того, что формирование и проявление личности возможно только в деятельности. Данная концепция предполагает преобладание практической направленности и деятельностного компонента в обучении (освоение проектно-исследовательских, коммуникативных и практических функций, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности).
Дифференциация предполагает создание на основе определенных признаков компонентов, позволяющих разделить целое на части, ступени. Дифферен-ция в рамках основной образовательной программы подготовки специалиста обеспечивается выделением специализаций, являющихся составной частью специальности подготовки. Содержание специализации предполагает более углубленные профессиональные знания, умения и навыки в различных областях деятельности по профилю специализации. Содержание учебного блока специализации отражает специфику и характер будущей профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Специализация в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту определятся видами профессиональной деятельности, определенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Физическая культура и спорт».
Интеграция представляет собой объединение в целое каких-либо частей, элементов, обеспечивающих их единство. Интеграция содержания предполагает синтез знаний и практического действия, что обеспечивает профилизацию фундаментальных дисциплин и фундаментализацию профильных дисциплин. Интеграция образовательного процесса диалектически связана с дифференциацией и обеспечивает его целостность.
Модуль представляет собой логически выделенную в учебной информации часть, имеющую целостность и законченность в определенной логике и сопровождаемую контролем усвоения. Принцип модульности предполагает структуризацию содержания образования на обособленные законченные части. Содержание профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту состоит из системы модулей, в рамках которых идет текущая аттестация студентов.
Содержание профилизации подготовки специалистов по физической культуре и спорту, основанное на модульной структуре, включает пропедевтический, дифференцированный и интегративный блоки. Всестороннее развитие личности будущего специалиста, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов не могут быть достигнуты без междисциплинарных связей, обеспечивающих системность в образовании и комплексный подход в обучении и воспитании.
Пропедевтический блок выполняет мотивационную функцию. Содержание и структура дифференцированного блока отражают профиль специализации вида профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта (педагогическую, тренерскую, управленческую, рекреационную, реабилитационную). Интегративный блок предусмат-
ривает моделирование будущего вида профессиональной деятельности в виде деловой игры, в которой студенты «играют роли» в соответствии с получаемой специализацией. А курс специализации на заключительном этапе превращается в репетицию профессиональной деятельности. Диагностика освоения содержания модулей и общая оценка осуществляется по рейтинговой системе. Противоречие между двумя противоположными тенденциями — интеграцией и дифференциацией проявляется в необходимости решать такие задачи, как предметное построение учебного плана и ориентация процесса обучения на конечные результаты; синтез и специализация знаний; многофункциональность в деятельности специалистов и узкая направленность обучения на решение конкретных задач.
Учебно-методическое обеспечение профилиза-ции профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту включает полный учебно-методический комплекс, состоящий из учебного плана профилизации, предметно-модульных учебных программ, программ практик, программы междисциплинарного экзамена по специализациям, тематики выпускных квалификационных работ в соответствии с профилем подготовки.
Разработанная и обоснованная технология профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту содействует подготовке квалифицированных работников соответству-
ющего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования. В процессе исследования уточнено понятие «профилизация профессиональной подготовки» с учетом специфики вида профессиональной деятельности, разработаны концептуальные положения профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. — 2002. - № 2. — С. 3-31.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
МЯСНИКОВА Татьяна Ивановна, заместитель директора по учебной работе.
Статья поступила в редакцию 25.10.07 г.
© Т. И. Мясникова
УДК 378 18 О. В. ТИМОФЕЕВА
Омский государственный технический университет
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК И ПРОЯВЛЕНИЕМ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ_________________________
На основании проведенных исследований установлено, что показатели физического развития студенток 1-го курса ОмГТУ соответствовали модельным характеристикам среднестатистических данных. Физическое воспитание повышает работоспособность студенток и способствует улучшению самочувствия, настроения, успехов в учебе.
На сегодняшний день особой социальной группой, для которой наиболее актуален вопрос формирования здорового образа жизни в тех или иных формах физической активности, является студенчество [1]. В последние годы в учебных заведениях расширился объём образования, заняв значительное место в жизни учащейся молодёжи [3].
Одна из наиболее тревожных проблем — неспособность молодёжи адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Физическое состояние, уровень физической подготовленности, постоянное ухудшение здоровья молодёжи предопределяют невозможность
противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социально-политического и экономического устройства общества [3]. Между тем известно, что существует тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности молодёжи и проявлением активной жизненной позиции. Молодые люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, более дисциплинированы, серьёзнее относятся к учёбе, большинство из них активнее других включены в жизнь школьного, вузовского или рабочего коллектива. Занятия физкультурой и спортом, применя-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ