Научная статья на тему 'Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета. Общая часть (начало)'

Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета. Общая часть (начало) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета. Общая часть (начало)»

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал «Знание. Понимание. Умение » начинает публиковать Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета (Общая часть). Работа над этим документом велась по инициативе ректора МосГУ профессора И. М. Ильинского на протяжении более пяти лет. В 2005 г. этот крупнейший научный проект был завершен. В реализации проекта участвовали руководители университета, деканы факультетов, заведующие кафедрами, ведущие профессора, преподаватели, ученые. Им необходимо было представить содержание образования по различным специальностям таким образом, чтобы итоговый документ и отражал реальные достижения МосГУ, и выступал ориентиром для каждого, кто включен в образовательный процесс, будь то профессор или студент. В основе Образовательного стандарта МосГУ лежит Государственный стандарт высшего профессионального образования. Им предопределены рамки, за которые университетский стандарт не может выходить. Однако государственный стандарт предоставляет вузу определенную долю свободы в определении содержания образовательных программ (вузовский компонент стандарта). Впрочем, и дисциплины, входящие в федеральный компонент госстандарта, представлены в нем только на минимальном уровне требований. Если вуз способен дать студентам больше знаний, обеспечить лучшее понимание изучаемых курсов и сформировать больше умений, чем это предусмотрено государственными требованиями к выпускнику, — то это только приветствуется.

Разработка Образовательного стандарта Московского гуманитарного университета им.ела своей задачей систематизацию всего, что делает вуз как образовательное учреждение. Но это не все. Документ должен был представить научному и образовательному сообществу концептуальный взгляд МосГУ на высшее гуманитарное образование, каким оно должно быть в России XXI века. Концепция образовательной революции, выдвинутая И. М. Ильинским, определила содержание Образовательного стандарта МосГУ.

Это стандарт данного вуза, но одновременно это и вклад Московского гуманитарного университета в реформирование высшего образования в России. Документ стимулирует поиск всех вузов на ниве высшего образования, показывает, как может университет строить свою деятельность, оценивать свои возможности, организовывать свои ресурсы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Образовательный

стандарт

Московского

гуманитарного

университета

Общая часть

маемой ныне территории Центральной комсомольской школы (ЦКШ), дававшей высшее образо-

Московский гуманитарный университет вание в объеме педагогического института. (далее — Университет) — учебное заве- В 1969 г. ЦКШ была преобразована в выс-

дение с 60-летней историей, которое берет шее учебное заведение первой категории — свое начало с открытия в 1944 г. на зани- Высшую комсомольскую школу (ВКШ), ко-

торая была элитным высшим учебным заведением, осуществлявшим полный курс высшего профессионального и послевузовского образования.

В 1990 г. на базе ВКШ был создан Институт молодежи, получивший в 1991 г. статус самоуправляемого (автономного) негосударственного образовательного учреждения.

15 ноября 2000 г. Институту молодежи после прохождения процедуры комплексной оценки Государственной аттестационной комиссией приказом Минобразования России был присвоен государственный статус «академия» с наименованием Московская гуманитарно-социальная академия.

4 июля 2003 г. по результатам повторной комплексной оценки приказом Минобразования России Московской гуманитарно-социальной академии присвоен статус «университет» с наименованием Московский гуманитарный университет.

Таким образом, Московский гуманитарный университет — первое в России негосударственное некоммерческое высшее учебное заведение, которое:

— реализует образовательные программы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

— осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

— выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

— является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Московский гуманитарный университет функционирует как научно-образовательный и социально-культурный центр, способный обеспечить опережающую подготовку специалистов по приоритетным областям науки и профессиональной деятельности в социально-экономической сфере.

В Университете функционирует многоуровневая система подготовки специалистов:

— по 12 специальностям (25 программам) среднего профессионального образования;

— по 17 специальностям (5 профилям) высшего профессионального образования;

— в аспирантуре в 9 отраслях наук по 20 научным специальностям;

— в докторантуре в 6 отраслях наук по 12 специальностям.

В Университете работают 7 диссертационных советов, в том числе 6 — докторских.

Получаемое образование по ряду специальностей уникально, что связано с активным экспериментированием вуза: здесь впервые в России были созданы факультет социальной работы и факультет рекламы.

Московский гуманитарный университет — единственный негосударственный вуз, где ведется обучение по специальностям «Международные отношения» и «Регионо-ведение».

Реализуются программы дополнительного профессионального образования (переподготовка и повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам Университета) и программы подготовки к поступлению в вуз.

Образовательный процесс в Университете обеспечивается традиционными структурами:

— подготовка по специальностям высшего профессионального образования ведется на 7 факультетах; программы подготовки по специальностям обеспечивают 33 общеуниверситетские (общенаучные и общеобразовательные), общепрофессиональные и специальные (выпускающие) кафедры;

— программы послевузовского профессионального образования сосредоточены в Управлении аспирантуры и докторантуры и обеспечиваются кафедрами Университета;

— подготовка по специальностям среднего профессионального образования обеспечивается цикловыми комиссиями Колледжа и кафедрами Университета;

— переподготовка и повышение квалификации специалистов обеспечивается соответствующими общепрофессиональными и специальными (выпускающими) кафедрами;

— подготовка абитуриентов осуществляется Центром довузовского образования;

— профориентационная работа с абитуриентами ведется Центром практической психологии.

Научно-исследовательскую составляющую учебного процесса по программам высшего и послевузовского профессионального образования обеспечивают кафедры Университета, Институт гуманитарных исследований, Исследовательский центр А. А. Зиновьева — всемирно известного философа и писателя.

Функции мониторинга качества учебного процесса и успеваемости студентов реализуются Центром качества; контроля качества подготовки специалистов — Центром компьютерного тестирования; управления качеством подготовки специалистов на уровне содержания образования и технологий обучения — Научно-методическими советами по специальностям.

15 мая 1999 г. на общем собрании студентов, преподавателей и сотрудников вуза при участии Генерального директора ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Ф. Майора и мэра Москвы Ю. М. Лужкова территория Университета была провозглашена «Территорией культуры мира». В рамках Университета был создан Международный институт ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии» — единственный в России.

В Университете работает более 300 штатных профессоров, доцентов и преподавателей, свыше 200 преподавателей работают на условиях штатного совместительства. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями в общей численности профессорско-преподавательского состава — 67,6% (аккредитационный показатель для университетов — 60%), с ученой степенью доктора наук и званием профессора — 22,6% (аккредитационный показатель для университетов — 10%).

Шесть преподавателей удостоены звания заслуженный деятель науки РФ; 14 — заслуженный юрист РФ; 3 — заслуженный работник культуры РФ; 4 — лауреат премии Ле-

нинского комсомола; 1 — лауреат Государственной премии РФ; 19 награждены знаками Минобразования России «Почетный работник высшего профессионального образования»; 42 преподавателя являются академиками и членами-корреспондентами 60 международных, отраслевых академий наук и РАН.

Численность обучающихся в Университете составляет более 10 тыс. человек (из них более 7,5 тыс. студентов дневной формы обучения и 900 аспирантов и докторантов).

Воспитательная составляющая образовательного процесса реализуется как через содержание учебных дисциплин, так и в рамках внеучебной работы, организация которой обеспечивается Управлением по внеучебной работе со студентами.

Концепция и содержание воспитательной работы как отдельного специального направления образовательной деятельности Университета отражены в принятом Ученым советом документе «Основы воспитательной работы в Московском гуманитарном университете».

Наш вуз стал одним из первых инициаторов и активных борцов за восстановление воспитательных функций в российском образовании.

В 1996 г. были подготовлены Доклад Правительству РФ по вопросам воспитания жизнеспособных поколений и Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений.

В 1998 г. по инициативе нашего вуза была проведена совместно с Министерством образования РФ первая за 10 предшествующих лет Всероссийская конференция по воспитанию студентов.

2002 г. — по просьбе министра образования В. М. Филиппова в Университете были разработаны и переданы в Министерство предложения по показателям и индикаторам оценки деятельности, направленной на воспитание студентов в высших учебных заведениях. 27.12.2002 г. вышел приказ Минобразования России о введении воспитательной работы в качестве аккредитационного показателя деятельности вуза.

2003 г. — в Университете организована научно-практическая конференция Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области (Президент Союза — ректор МосГУ И. М. Ильинский) «Воспитание в негосударственном вузе: научные основы, практика и критерии результативности».

В итоге: в Законе об образовании было сформулировано: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения...».

Совместно с Министерством образования и науки Университет издает журнал «Студенчество. Диалоги о воспитании», университетские журналы «Знание. Понимание. Умение», «Вместе. Улица Юности 5/1».

Московский гуманитарный университет реализует свою общественную миссию по развитию образования, расширению доступа и охвата молодежи различными уровнями и ступенями профессионального образования, повышению качества деятельности негосударственных учебных заведений.

Университет является головным высшим учебным заведением Университетского комплекса Восточного административного округа г. Москвы, в который входит ряд высших и средних специальных учебных заведений, более 30 общеобразовательных школ, а также ряд предприятий и организаций ВАО.

По инициативе руководства Университета созданы Союз негосударственных вузов г. Москвы и Московской области, Союз негосударственных учебных заведений Центрального федерального округа Российской Федерации, Национальный союз негосударственных высших учебных заведений, которые возглавляет ректор Университета.

Свидетельством признания достижений Университета со стороны образовательного сообщества стало присуждение его коллективу в 2004 г. почетной награды — Золотой медали «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России», а также

принятие его в состав Международной ассоциации университетов. Эта авторитетная организация объединяет 630 университетов 150 стран мира, в том числе всего 18 из 1200 государственных и негосударственных вузов России.

В приветствии Председателя Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадкова коллективу Московского гуманитарного университета в связи с 60-летием вуза Университет назван флагманом негосударственной системы высшего образования в нашей стране. В приветствии говорится, что ученые вуза сыграли значительную роль в формировании основ государственной молодежной политики в России, в разработке ряда проектов федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Отмечено, что Московский гуманитарный университет на практике показал — негосударственный вуз может активно участвовать в разработке и реализации ответственных государственных проектов1.

Московский гуманитарный университет имеет государственную аккредитацию (Свидетельство №1025 от 4 июля 2003 г.) и государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности (№001182 от 25 сентября 2003 г.).

Вот как выглядит МосГУ среди 279 государственных и негосударственных университетов по основным показателям аккредитации:

— по показателю наличия аспирантуры и докторантуры, диссертационных советов Университет является абсолютным лидером среди негосударственных вузов;

— по показателю, характеризующему число аспирантов, приходящихся на 100 студентов, Университет является абсолютным лидером среди всех 272 государственных университетов страны: среднее соотношение по университетам — 4:100, в МосГУ — 21:100;

— по объему научных исследований Университет опережает более 60% госуниверси-

1 Правительство Российской Федерации. 04 ноября 2004 г. №5181п — П44.

тетов и является абсолютным лидером среди негосударственных вузов;

— по показателям книгообеспеченности, информатизации учебного процесса, состоянию материально-технической базы, изданию монографий вуз входит в первые 25% университетов страны;

— по количеству персональных компьютеров в расчете на 100 студентов университет входит в первые 10% всех университетов страны;

— по одному из важнейших показателей — «качественная характеристика профессорско-преподавательского состава» — вуз находится в первой четверти всех 279 университетов страны.

Московский гуманитарный университет руководствуется в своей деятельности федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации1, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, а также действующим Уставом Университета.

Новая редакция Устава Университета утверждена общим собранием учредителей (протокол от 21 июня 2003 г.) и зарегистрирована в инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №20 по ВАО г. Москвы (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 22 июля 2003 г., серия 77 №002803687, основной государственный регистрационный №1037739495750).

Согласно Уставу управление Университетом осуществляют: учредители, Совет Университета, ректор, Ученый совет.

Совет Университета является органом коллективного руководства. Он состоит из руководителей ЦК РСМ, Национального института бизнеса и ректора Университета.

Ученый совет действует под руководством ректора Университета в соответствии с положением, утверждаемым ректором. Решения Ученого совета вступают в силу после их утверждения ректором Университета.

Оперативное управление Университетом осуществляет ректор.

Университет — своеобразный студенческий городок. Он занимает территорию около 54 гектаров, на которой размещено более 20 учебных и административно-хозяйственных зданий и сооружений, в том числе 7 учебных корпусов, 3 общежития на 1000 мест, стрелковый тир, крытый спорткомплекс с бассейном и спортивными залами, стадион, волейбольные, баскетбольные и теннисные площадки.

В структуре Университета создан Медицинский центр, столовая на 300 посадочных мест.

По благоустроенности и материальнотехнической базе вуз входит в 30% наиболее обеспеченных в этом отношении государственных университетов. Среди негосударственных вузов Университет является абсолютным лидером.

I. Основы образовательной деятельности университета

В основу образовательной деятельности Московского гуманитарного университета положены общие (определяемые системой высшего образования) и корпоративные (специфические) цели, принципы и ценности.

Общие цели Университета как центра развития образования, науки и культуры:

— обеспечить эффективное функционирование вуза, направленное на гармоничное сочетание процессов обучения, воспитания и научных исследований в интересах развития личности обучающихся;

— реализовать политику качества, направленную на планирование, обеспечение и контроль качества реализации образовательных программ;

1 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 №264.

— обеспечить востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда за счет высокого качества вузовской составляющей подготовки специалистов;

— развивать научно-исследовательскую деятельность и использование научных достижений в совершенствовании содержания и технологий обучения.

Корпоративные цели Университета:

— сформировать корпоративную культуру, ориентированную на идеологию качества; развивать качество образования до элитного уровня;

— сформировать вокруг Университета специфическое научно-образовательное и экономическое пространство (инкорпорирован-ность вуза во внешнюю среду);

— быть лидером в системе негосударственного высшего профессионального образования России;

— быть одним из лучших вузов системы отечественного образования, известным в стране и мире.

Принципами, положенными в основу развития Университета и проектирования образовательных программ, являются:

— гуманизация процессов обучения и воспитания;

— единство фундаментализации и специализации образования;

— опережающий характер образования;

— непрерывность образовательного процесса, реализуемая посредством многоуровневых преемственных образовательных программ;

— интеграция образования и профессиональной сферы в интересах гармонизации требований рынка труда к качеству подготовки специалистов и профессионально-образовательных программ;

— интеграция науки и образования в интересах формирования профессиональной и духовной элиты общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гуманизация образования рассматривается университетским сообществом как усиление развития личности обучающихся, как процесс и результат профессионального развития и самоутверждения личности сту-

дентов в процессе образования, как средство социальной устойчивости и социальной защиты выпускников.

Гуманитарная составляющая профессионального образования обеспечивает его насыщение компонентами этического (нравственного), эстетического и правового воспитания, что позволяет преодолеть разрыв между учебными и воспитательными целями, формировать образовательный процесс на основе образовательных потребностей и способностей учащихся.

Содержание образования строится на междисциплинарной основе и реализуется посредством знаний, переживаний, понимания и ценностных отношений:

— в компонент «знание» входят собственно фактический материал, подлежащий усвоению, его методологическое и оценочное значение;

— компоненты «переживание» и «понимание» подразумевают реализацию задач рефлексивного уровня в учебном процессе при усвоении материала;

— компонент «отношение» включает освоение процедур творческой деятельности обучающимся и осознание им ценностных отношений в системе «Я — Мир».

Образование и профессиональная квалификация являются «капиталом» личности. Этот «капитал» должен быть конвертируемым, т. е. находить себе применение на рынке труда, что возможно при фундаментали-зации образования, основанной на углублении теоретической, общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки учащихся и расширении профиля их профессиональной подготовки.

Опережающий характер образования. Реализация идеи опережающего образования ставит целью усиление стремления к образованию, мотивации к обучению, увеличение потребности в знаниях. Важнейшим принципом здесь выступает принцип саморазвития личности. На каждом уровне или ступени образования образовательный процесс должен обеспечить не только формирование конкретных знаний, умений и навыков, но

и стимулировать развитие полезных качеств личности, которые позволят в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать новые знания, новые технологии, а в случае необходимости — новые профессии.

Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве через создание для этого оптимальных условий в высшем учебном заведении. Содержание в рамках непрерывного многоуровневого образования реализуется посредством комплекса государственных образовательных стандартов и преемственных профессиональных образовательных программ по уровням (ступеням) обучения.

Интеграция образования и профессиональной сферы обеспечивает гармонизацию профессионально-квалификационных требований, определяемых профессиональными стандартами, и требований к подготовке специалистов.

Средством гармонизации требований сферы труда и содержания образования выступает модель специалиста, представляющая собой описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какими качествами должен обладать. Модель специалиста выступает системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе.

Интеграция науки и высшего образования в интересах повышения качества образовательного процесса предусматривает систему работы в Университете, направленную на:

— организационное обеспечение взаимодействия представителей академической науки и образовательного сообщества Университета; укрепление потенциала вузовской науки;

— формирование инновационной базы фундаментальных и прикладных исследований в целях совершенствования учебного процесса на уровне магистерских программ, аспирантуры и докторантуры;

— создание в Университете условий для непрерывного обновления содержания об-

разования по результатам фундаментальных и прикладных исследований;

— подготовку кадрового резерва преподавательского корпуса Университета для осуществления преемственности образовательной системы.

Корпоративной ценностью являются академические свободы Университета и субъектов образовательной деятельности в определении критериев качества образовательных программ высшего профессионального образования, содержания их вузовской составляющей.

При разработке профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования в рамках академических свобод Университет оставляет за собой право:

— устанавливать повышенные требования к свойствам, показателям и характеристикам образовательной системы в целом, а также субъектам образовательного процесса (преподавателям, абитуриентам, студентам, аспирантам), процессам обучения, воспитания, научно-исследовательской деятельности, организационно-управленческой и материально-технической сторонам обеспечения образовательного процесса;

— обеспечивать гибкость основных образовательных программ за счет перераспределения доли часов, отводимых на дисциплины по выбору студента и национально-региональную (вузовскую) составляющую содержания образования в циклах гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации;

— устанавливать объем часов теоретического обучения и аудиторной работы по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин;

— осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических

дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий (включая активные формы обучения) по программам, разработанным в университете и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, при условии квалифицированного освещения тематики дисциплин;

—устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля (специальности) подготовки.

Академические свободы научно-педагогических работников Университета определяются правами:

— формировать содержание курсов федеральной и вузовской составляющих Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с образовательным стандартом Университета по конкретной специальности подготовки;

— выбирать методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса, в том числе реализацию программ повышенного уровня (мастер-классы, профессиональные студии и др.);

— выбирать средства и формы контроля знаний студента.

Академические свободы студентов Университета определяются правами:

— выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (выбираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующим факультетом и кафедрой в рамках основной образовательной программы;

— участвовать в формировании содержания своего образования в части приобретения дополнительных знаний и компетенций при условии соблюдения требований госу-

дарственных образовательных стандартов. Указанное право оговаривается условиями договора, заключенного между студентом (или представляющим его лицом) и юридическим лицом — Университетом, предоставляющим образовательные услуги.

Формирование корпоративной культуры. С целью максимальной реализации и дальнейшего развития научно-образовательного потенциала Университет последовательно ведет работу по формированию корпоративной культуры.

Особенности формирования корпоративной культуры Университета заключаются в двуединстве его основных составляющих — функционировании как некоммерческого образовательного учреждения и функционировании в качестве предпринимательской организации, которая обеспечивает высокое качество образовательных услуг (основных и дополнительных образовательных программ), их востребованность и конкурентоспособность, зарабатывает на этой деятельности и реинвестирует заработанные средства в интересах саморазвития вуза.

Университет — организация предпринимательская. Это означает:

— необходимость формирования культуры предпринимательства во всех подразделениях Университета;

— необходимость осознания каждым работником Университета двух видов интересов — профессионального и экономического, их взаимосвязи и взаимозависимости;

— необходимость реализации идеологии качества, гарантирующей высокие потребительские свойства товаров (образовательных программ) и услуг (условий и технологий их реализации).

Корпоративные узы основываются не только на профессиональных и экономических интересах, но и на высоких духовных и нравственных основах. Это означает:

— следовать выработанным Общим правилам жизни Университета и соблюдать Кодекс чести преподавателя и сотрудника, Кодекс чести студента;

Общие принципы жизни нашего вуза были приняты в 1998 г.

— исповедовать и претворять в жизнь идеалы культуры мира и демократии;

«ЮНЕСКО, — говорится в поздравительном письме Генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора в адрес ректора И. М. Ильинского по случаю Дня посвящения в студенты, — высоко ценит деятельность Международного института «Молодежь за культуру мира и демократии», соглашение о создании которого подписано нами в феврале 1997 года во время моего посещения Вашего вуза».

С 1994 г. действует Открытая кафедра Университета, гостями которой за этот период были более 40 ведущих российских политиков, деятелей науки и культуры. Среди них — Президент СССР М. С. Горбачев, Председатель Госдумы РФ Г. Н. Селезнев, мэр Москвы Ю. М. Лужков, академик С. П. Капица, митрополит Пити-рим и др.

— исповедовать и культивировать такие ценности, как успешность, развитие, творчество, профессионализм, солидарность, честность, долг, преданность и служение Университету;

— укреплять и развивать сложившиеся традиции.

В 1995 г. изготовлено Знамя Института молодежи, затем — знамена Московской гуманитарно-социальной академии и Московского гуманитарного университета.

У Университета есть гимн «Наша звезда», девиз: «Вера. Надежда. Любовь».

Есть «Площадь Надежды».

Учреждено звание «Почетный профессор Московского гуманитарного университета».

Учрежден орден Московского гуманитарного университета «Служение и Честь», который является его высшей наградой. Им награждаются штатные преподаватели и сотрудники за значительные заслуги перед Университетом.

Открыта галерея «Основатели и выдающиеся выпускники Университета».

Составной частью вузовской корпорации и носителями ее культуры являются студенты. Вовлечение студентов в формирование общеуниверситетской корпоративной культуры означает:

— развитие системы студенческого самоуправления;

В Университете работают Студенческий совет Университета, студенческие советы на факультетах.

— учет мнения студентов об организации учебного процесса, уровне преподавания;

С 1998 г. ведется мониторинг «Преподаватель глазами студента», «Учебно-воспитательный процесс глазами студента»; традиционны ежегодные встречи ректората со старостами учебных групп.

— Создание атмосферы творчества, развития гражданской и общественной активности студентов;

Учреждены именные стипендии «Надежда Университета», «Звезда Университета», поощрительные стипендии «За отличную учебу», «За успехи в науке», «За активную общественную работу».

Создана система поощрительных наград (дипломы, грамоты, благодарности, сувениры с логотипом Университета).

Ежегодно проводятся фестиваль КВН, конкурс «Краса Университета»; работают театральная студия под руководством народного артиста России В. Золотухина, литературно-музыкальная гостиная.

— стимулирование здорового образа жизни, создание условий для культурномассовой и спортивно-оздоровительной работы.

На базе университетского спорткомплекса работают секции по волейболу, мини-футболу, плаванию, легкой атлетике, гандболу, пулевой стрельбе, которые ведут мастера и заслуженные мастера спорта, призеры чемпионатов России и Европы.

Среди них тренер сборной команды МосГУ по баскетболу, звезда мирового спорта, олимпийский чемпион А. Жармуха-медов; тренер сборной команды по пулевой

стрельбе, заслуженный тренер СССР и России, трехкратный чемпион Европы Е. П. Дер-качев; тренер сборной по легкой атлетике, трехкратный чемпион России, мастер спорта А. А. Федосов.

Важнейшей составляющей корпоративной культуры Университета является внут-ривузовская система качества, которая включает в себя:

— качество профессиональных образовательных программ;

— качество педагогического персонала;

— качество обеспеченности информационно-образовательной среды (в том числе учебно-методическая литература, научные разработки, учебники и т. д.);

— качество абитуриентов и студентов;

— качество учебного процесса и педагогической деятельности;

— качество управления;

— качество подготовки специалистов как конечного результата образовательного процесса.

Управление качеством включает следующие основные процессы: планирование, проектирование, обеспечение и контроль качества подготовки специалистов по всем перечисленным позициям, анализ и оценку результатов образовательной деятельности, определение задач по улучшению ее качества (см. рис. 1, с. 28).

Нормы и критерии, применяемые при планировании и оценке качества образовательной деятельности (субъектов и процессов):

— минимальные — соответствие требованиям ГОС ВПО по реализуемым образовательным программам, показатели лицензирования, аттестации и аккредитации, утвержденные федеральными органами управления образованием;

— повышенные — заявленный академическим сообществом Университета уровень требований к показателям, свойствам, характеристикам и оценочным критериям, превышающий их минимально допустимые значения.

II. Требования к реализации основных образовательных программ

Подготовка дипломированных специалистов в Университете ведется по основным образовательным программам высшего профессионального образования (далее — ООП) в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по уровням обучения.

С целью максимальной реализации и дальнейшего развития научно-образовательного потенциала Университет ориентируется, главным образом, на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием третьего уровня — дипломированных специалистов, а также научных кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук.

В Университете реализуются три вида образовательных программ третьего уровня по специальностям ВПО: основная — на базе общей (полной) средней школы, сокращенная — на базе среднего специального образования, сокращенная — на базе высшего профессионального образования.

Реализация основных образовательных программ первого и второго уровней, соответствующих неполному высшему образованию и базовому высшему образованию по направлениям подготовки (бакалавриат), рассматривается в качестве промежуточных этапов. Таким образом, в Университете реализуется многоуровневая система высшего профессионального образования.

ООП по специальностям высшего профессионального образования Московского гуманитарного университета включают три компонента: федеральный, региональный и университетский.

Федеральный компонент образовательного стандарта университета определяет обязательный минимум содержания и уровня подготовки выпускников. Он устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по конкретным направлениям

СИСТЕМА КАЧЕСТВА МосГУ

Законодательная нормативноправовая и распорядительная документация Минобрнауки России. Требования Рособрнадзора

Модель ресурсного обеспечения

Модель образовательной среды

Рис. 1 Внутривузовская система качества

28 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2005 — №3

и специальностям. При этом в содержание обязательного минимума дисциплин могут быть внесены дополнительные дидактические единицы1, отражающие результаты научных исследований кафедр по соответствующим научным направлениям.

Региональный компонент образовательного стандарта университета отражает национально-региональные особенности подготовки специалистов, а также обеспечивает им конкурентоспособность на рынке труда Москвы и Московской области, а также Европейской части России.

Введение регионального компонента не должно приводить к снижению уровня требований, установленных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Университетский (вузовский) компонент образовательного стандарта отражает особенность научных школ, традиции, опыт и понимание университетским сообществом современного уровня подготовки специалистов, а также обеспечивает формирование имиджа выпускников Московского гуманитарного университета, их необходимую профессиональную мобильность, а также конкурентоспособность на национальном и мировом рынке труда.

В соответствии со структурой государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к компетенции вуза отнесено формирование дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору и факультативов по всем циклам дисциплин основной образовательной программы, а также выбор специализаций и формирование модуля дисциплин специализаций.

Дисциплины вузовской составляющей гуманитарного и социально-экономического, а также естественнонаучного циклов основной образовательной программы в совокуп-

ности с дисциплинами федерального компонента государственного образовательного стандарта должны определять фундаментальную общенаучную системную составляющую высшего профессионального образования, которая формирует мировоззрение будущих молодых специалистов, способствует становлению и развитию не только профессионально важных, но и социально значимых качеств личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дисциплины вузовской составляющей по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин должны обеспечивать формирование системных профессиональных компетенций, характерных для выпускника высшего учебного заведения университетского типа в соответствии с его профилем.

Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю этой специальности.

Наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования устанавливается Университетом и регистрируется учебно-методическими объединениями, за которыми закреплены эти специальности. Наименование специализации должно развивать наименование специальности, в рамках которой она открывается, и не должно совпадать с наименованием других специальностей и направлений.

Объем часов (трудоемкость), отводимых на дисциплины специализации, устанавливается соответствующим ГОС ВПО. Наименование дисциплин специализаций, их объем, содержание и форма контроля устанавливаются выпускающей кафедрой, проходят экспертизу на научно-методическом совете по специальности и утверждаются Советом факультета.

(Продолжение следует)

1 Дополнительные разделы дисциплин, содержание которых определяется ГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.