Научная статья на тему 'Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета. Общая часть (продолжение)'

Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета. Общая часть (продолжение) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета. Общая часть (продолжение)»

2005 — №4________________Интеграция науки и высшего образования 83

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

III. Критерии качества

содержания и оценки основных образовательных программ

3.1. Модель специалиста как основа планирования качества образовательных программ

Общие принципы формирования основных образовательных программ по специальностям подготовки в Университете базируются на модели специалиста, которая характеризует объем и структуру профессионально важных индивидуально-личностных и социально-психологических качеств, знаний, умений, навыков и компетенций. Конкретные модели специалиста по различным специальностям включают цели, функции, компетенции, качества, знания, правила и критерии достижения целей подготовки, информационное обеспечение, из чего следуют:

— требования на «входе» к абитуриентам в соотношении с моделью выпускника общеобразовательной школы или других учебных заведений, окончание которых дает право на получение среднего специального или высшего профессионального образования;

— требования «на выходе» к выпускникам, предъявленные как перечень освоенных

ими знаний, умений, навыков, а также общетрудовых, профессиональных и специальных компетенций.

Системная модель специалиста, являющаяся основанием для проектирования содержания образования, включает в себя совокупность компетенций различного вида, а именно профессиональную, специальную, социально-личностную.

Профессиональная компетентность включает общепрофессиональные умения и способности. Общими (инвариантными, базовыми) умениями, охватывающими большинство профессий (первый модуль), являются: владение русским языком, освоение иностранного языка на уровне разговорной речи для осуществления деловых контактов, а также владение специальной терминологией. Вторым инвариантным модулем общетрудовых умений является владение информационными технологиями (на уровне пользователя). Эти умения1 составляют минимум конкурентных качеств выпускников.

Специальная компетентность профессионала представляет собой его способность и готовность решать как типовые профессиональные задачи, так и задачи редкие, сложные, требующие творческого подхода.

Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета Общая часть

Продолжение. Начало в №3 за 2005 г.

1 Термином умение обозначаются знания и навыки, реализуемые в решении профессиональных задач.

Социально-личностная компетентность профессионала предполагает его готовность и умение ориентироваться в обществе, требует общегуманитарной, социологической, экономической, культурологической, социальнопсихологической и философской подготовки.

Существенными качествами современного конкурентоспособного профессионала являются его готовность к обучению и развитию в течение всей трудовой жизни, умение управлять развитием собственного профессионального опыта в меняющейся социальной среде, активная жизненная позиция, составляющая основу предприимчивости и деловой культуры.

Особые формы и методы деятельности, сложившиеся в Университете, дают возможность современному выпускнику обладать и дополнительными компетенциями, к числу которых относятся политические компетенции, компетенции готовности жить в многонациональном, поликультурном мире, общественно-культурные компетенции.

Эти компетенции формируются через понимание процессов, связанных с глобализацией, необходимости перехода на путь устойчивого развития и культуры мира; понимание проблем, связанных с выживанием человечества, и путей их решения через ненасилие, поддержание и развитие демократических институтов, уважение к представителям других культур, религий, языков; понимание философии качества, в том числе качества жизни; понимание особой роли семьи в современных условиях и необходимости подготовки к выполнению родительских функций.

Системная модель специалиста конкретизируется через общие показатели образованности выпускника Университета (рис. 2).

Основными показателями качества образованности выпускника Университета вне зависимости от специальности являются:

А. Уровень фундаментальности образования:

1. Знание о приоритетах и перспективах развития фундаментальных областей науки о природе, человеке и обществе.

2. Владение фундаментальными знаниями из гуманитарных, естественнонаучных, математических, компьютерных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, включая базовые теоретические курсы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

3. Сформированность целостного представления о современной научной картине мира.

4. Владение методами научного познания.

5. Владение навыками непрерывного опережающего приращения знаний.

6. Понимание сущности глобальных проблем современности, умение анализировать последствия применения научных и технических достижений для человека и человечества.

7. Владение эффективными информационными технологиями.

8. Владение механизмами мышления, связанными с постановкой цели и выработкой концепции ее достижения.

9. Знание и понимание основных явлений мировой и отечественной культуры.

10. Владение русским языком на уровне, обеспечивающем эффективную коммуникацию в соответствии с требованиями к лицам с высшим образованием. Свободное владение иностранным языком.

Б. Уровень профессионализма образования:

1. Понимание сущности профессиональной деятельности и владение основами профессии. Готовность и способность к смене вида и характера профессиональной деятельности в условиях неопределенности и изменчивости спроса на рынке труда.

2. Готовность к научному и техническому творчеству, поиску новых оптимальных решений профессиональных задач, владение методологией и технологиями научно-исследовательской, инновационной, внедренческой работы по профилю специальности.

3. Готовность к реализации профессиональных ролей (исследователь, изобретатель, проектировщик, маркетолог, менеджер и т. п.).

0

Качество образованности выпускника как единство

ГГ

ТА

качества воспитанности

качества обученности

Ф

Качество образованности выпускника как единство

развития:

духовно-нравственного;

интеллектуального;

ценностно-мотивацион-

ного;

физического и др.

качества качества

- общекультурной - профессиональной

качества подготовки подготовки

личностного ^ У V У

Ґ Л

— качества присвоенных структур деятельности (социальной и профессиональной),

— качество присвоенных структур знаний (междисциплинарных, полидисциплинарных)

V_________________________________________________У

Социально-личностные, профессиональные и специальные компетенции выпускника как интегральные характеристики качества его образованности

Рис. 2. Структурная модель качества образованности выпускника Университета

4. Владение профессионально ориентированными знаниями и методами гуманитарных наук и навыками их использования в профессиональной и социальной деятельности.

В. Уровень развития личности:

1. Сформированность жизненных принципов, самосознания, самоутверждения, ответственности, патриотических, гражданских качеств, правовой компетентности и законопослушности.

2. Понимание важности саморазвития личности и ее индивидуально-психологических свойств в собственных и общественных интересах.

3. Обладание духовно-нравственными идеалами, способностью к формированию и развитию социальных, экономических и межличностных отношений в соответствии с доминирующими социальными ценностями и нормами.

4. Высокий уровень самоконтроля и регуляции жизнедеятельности, ориентация на здоровый образ жизни.

5. Готовность к выполнению социальных функций и ролей в профессиональной, социально-культурной и семейно-бытовой сферах.

6. Сформированность социально-психологической компетентности.

7. Сформированность профессионально важных качеств личности.

8. Владение приемами самообразовательной работы, самоанализа, проектирования своего будущего.

Модель специалиста служит основой для формирования модели подготовки — собственно образовательной программы по той или иной специальности. Модель подготовки является инструментом проектирования качества образовательных программ.

При разработке образовательных программ университетского уровня применяются комплексные показатели и соответствующие им групповые показатели качества.

3.2. Показатели качества образовательных

программ, реализуемых в Университете

Состав показателей качества образовательных программ основывается на критериях (признаках) фундаментального знания и содержания образования, а также понятии профессионализма. Качественные характеристики современного содержания высшего профессионального образования, определяющие состав этих показателей, включают:

— соответствие содержания образования реальной потребности в кадрах, перспективам и приоритетам научно-технического, экономического и социокультурного развития;

— высокую степень междисциплинарной интеграции содержания, а также его соединения с наукой, производством, актуальной общественной практикой;

— высокую степень интеллектуализации содержания;

— личностно-развивающий потенциал содержания;

— фундаментальность;

— гуманитарную направленность;

— направленность на формирование профессиональной компетентности;

— направленность на развитие творческих способностей и формирование профессионально-творческих качеств.

Степень фундаментальности содержания основных образовательных программ

оценивается по таким показателям, как полнота, системность, вариативность знаний, уровень их обобщенности, соответствие современной научной картине мира, методологическая целостность, связь с научными школами и направлениями, направленность образовательных программ на интеллектуальное и культурное развитие личности.

Степень интеллектуализации содержания оценивается по наличию в курсах дисциплин задач проблемного, оценочного, эвристического и исследовательского характера, применению различных способов переработки информации, в том числе на междисциплинарной основе и с использованием информационных технологий.

Способность образовательных программ обеспечить высокую профессиональную готовность специалиста оценивается по показателям наличия в содержании образования проблемно-производственных задач и заданий, соответствующих современным требованиям профессиональной деятельности и по сложности адекватных тем, с которыми встретится выпускник в реальных условиях профессиональной деятельности.

Интеграционная характеристика содержания образования фиксируется такими показателями, как наличие междисциплинарных связей, применение концепций, инструментария и т. п., возникших на стыке наук, опора на обобщения, ставшие результатом интеграции образования с наукой и актуальной практикой.

Направленность образовательных программ на развитие профессионального творчества, самостоятельности и самообразовательной деятельности оценивается по тому, как в них представленны методология и методика выполнения научно-исследовательских работ, способы нахождения оптимальных решений профессиональных задач, организационно-методические основы самостоятельной работы студентов.

Качество содержания подготовки выпускников по конкретной специальности определяется соответствием основных образовательных программ требованиям государст-

венного образовательного стандарта высшего профессионального образования и разработанной в Университете модели специалиста. Основные образовательные программы признаются соответствующими требованиям государственного образовательного стандарта, если: 1) в них в полном объеме представлен федеральный компонент указанного стандарта и 2) разработанный Университетом национально-региональный (вузовский) компонент, включая дисциплины специализации, реализованы показатели качества образовательных пограмм, изложенные выше. Эти параметры являются основой проектирования учебных планов.

3.3. Общие требования к качеству составных элементов основных образовательных программ

Учебные планы вне зависимости от специальности подготовки должны соответствовать следующим требованиям:

— быть гибкими, т. е. обеспечивающими возможность специализации в широких областях, закладывать предпосылки для повышения квалификации в соответствии с меняющимися потребностями сферы труда и самой личности;

— содержать знания, востребованные как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда, прежде всего в том его секторе, где формируются потребности в наиболее квалифицированных кадрах;

— обеспечивать подготовку специалистов как по стратегическим направлениям, так и в соответствии с текущими потребностями;

— сочетать фундаментальную подготовку и формирование готовности к инновационной деятельности.

Соответствие рабочих учебных планов требованиям государственного образовательного стандарта обеспечивается по следующим позициям:

— структура чтения дисциплин должна реализовывать системный подход в подготовке выпускников, обеспечивать рациональность и согласованность содержания, а также логическую последовательность

изложения дисциплин, читаемых кафедрой и смежными кафедрами, междисциплинарные связи;

— перечень дисциплин по циклам и объем часов федерального и вузовского компонентов должен соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— введение в учебный план дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, а также дисциплин по выбору, дисциплин специализаций и факультативов должно быть обосновано;

— соотношение лекционных, семинарских, лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов должно соответствовать характеру каждой учебной дисциплины;

— виды занятий и формы контроля по дисциплинам учебного плана должны быть адекватными заявленным целям изучения дисциплины: «иметь представление», «знать» — лекционный курс; «уметь» — лекционный и практический в равной степени; «владеть, иметь опыт» — в основном практической направленности.

Рабочие учебные программы дисциплин, практик и диагностические средства оцениваются по следующим критериям:

— периодичность пересмотра рабочих учебных программ по всем дисциплинам, программам практик, промежуточного контроля и аттестаций;

— соответствие содержания дисциплины базовым дидактическим единицам, приведенным в государственном образовательном стандарте соответствующей специальности подготовки;

— современность содержания рабочих учебных программ, в том числе и по перечню учебной литературы;

— профессиональная направленность естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов;

— отражение взаимосвязей изучаемых дисциплин общепрофессионального и специального циклов с дисциплинами общенаучного и общеобразовательного циклов;

— исключение дублирования в содержании дисциплин, если иное не вытекает из целостности образовательной программы и обосновано специалистами;

— соответствие видов и содержания самостоятельной работы студентов требованиям к выпускникам, определяемым государственными образовательными стандартами по специальностям подготовки;

— соответствие программ промежуточного контроля знаний, итоговой аттестации и диагностических средств оценки знаний требованиям, предъявляемым к выпускникам.

Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям (для выпускающих кафедр) оцениваются по следующим критериям:

— соответствие программы итогового государственного экзамена требованиям к уровню подготовки выпускников, содержащихся в государственных образовательных стандартах и разработанной в Университете модели специалиста;

— соответствие содержания выпускной квалификационной работы задачам профессиональной деятельности выпускника.

Критерии оценки качества подготовки выпускников по каждой из форм итоговой аттестации:

А. На итоговом государственном экзамене:

— владение информацией и умениями в рамках предметной области знания;

— способность решать учебные (смоделированные) задачи профессиональной деятельности;

— качество ответов на дополнительные вопросы;

— коммуникативные умения и навыки.

Б. При защите выпускной квалификационной работы:

— актуальность работы для области профессиональной деятельности;

— владение общепрофессиональными (методологическими) компетенциями;

— владение предметно ориентированными компетенциями;

— владение общекультурными компетенциями;

— успешное решение конкретной проблемы в рамках профессиональной деятельности;

— уровень сформированности навыков научно-исследовательской деятельности.

IV. Требования к организации учебного

процесса по основным образовательным программам

Нормативы учебной нагрузки студентов по программам высшего профессионального образования определяются государственным образовательным стандартом, пятилетними планами, рабочими учебными планами по соответствующим основным образовательным программам.

В соответствии с указанными документами установлены следующие нормативы учебной нагрузки студентов и ее объем:

1) Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы.

2) Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения не должен превышать в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по физической культуре и факультативным дисциплинам, а также дисциплинам, не предусмотренным учебным планом.

3) Самостоятельная работа студента при подготовке к экзаменам рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение (из расчета в среднем 30 часов на подготовку и сдачу одного экзамена).

4) Курсовые проекты (работы) по дисциплине выполняются в пределах часов, отводимых на эту дисциплину.

5) Итоговый контроль усвоения знаний в форме экзамена осуществляется по всем дисциплинам, входящим в федеральный компонент образовательной профессиональной программы. Форма итогового контроля усвоения знаний по дисциплинам вузовской

составляющей (зачет / дифференцированный зачет / экзамен) устанавливается соответствующей кафедрой. При этом общее количество зачетов и экзаменов в сессию не должно превышать 11 единиц.

6) При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

7) При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

8) Общий объем каникулярного времени в учебный год должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Организация учебного процесса. Учебный процесс в Университете организован по групповому принципу. Размер академической группы, как правило, не должен превышать 30 студентов. При проведении семинарских занятий по иностранному языку, математике и информатике, отдельных видов лабораторных практикумов академи-че-ская группа делится на подгруппы. Численность подгрупп в соответствии с видом занятий утверждается приказом ректора Университета.

Лекционные занятия могут проходить в виде поточных лекций, где академические группы объединяются в факультетские или межфакультетские потоки.

Численность студентов в группах специализаций не может быть менее 15 человек.

В среднем по Университету для дневной формы обучения при традиционных видах аудиторных занятий академический коэффициент (число студентов, приходящихся на одного преподавателя) устанавливается в пределах 1:15-1:20 (в зависимости от специальности подготовки и используемых образовательных технологий). При дистанционной технологии обучения этот коэффициент может быть значительно выше.

Порядок составления учебных расписаний. Расписание учебных занятий наряду с учебными планами специальностей и образовательными программами является основ-

ным документом, регулирующим учебный процесс в Московском гуманитарном университете. Оно также является средством организации учебной работы студента. Составление расписания и контроль его выполнения возлагается на декана факультета, его заместителей и заведующего учебной частью факультета.

Общий контроль за соблюдением графика учебного процесса и расписания занятий (включая рациональное использование аудиторного фонда) осуществляется Учебно-методическим управлением Университета.

Основой для составления расписания являются следующие документы:

— учебный план специальности;

— годовой рабочий учебный план и график учебного процесса на данный год/семестр обучения.

Составление учебного расписания основано на следующих основных методических принципах:

— соответствие расписания утвержденному учебному плану;

— непрерывность учебного процесса в течение дня;

— равномерность распределения учебной работы в течение недели;

— чередование различных дисциплин и методов работы в течение учебного дня;

— целесообразное сочетание теоретических (лекции) и практических (семинары и др.) форм учебной работы;

— выделение достаточного количества времени для самостоятельной работы студентов (предоставление каждому курсу одного библиотечного дня).

Требования к организации и управлению самостоятельной работой студентов.

1. Организация самостоятельной работы студентов способствует:

— расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;

— активному приобретению новых знаний;

— развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;

— проявлению индивидуальности студента;

— формированию практических навыков в решении ситуационных задач.

В целом самостоятельная работа призвана развивать такие качества, как умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, Интернетом; организованность, дисциплинированность, инициативность, активность в решении поставленных задач.

2. Реализуются следующие формы самостоятельной работы студентов: подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям; подготовка к опросам, коллоквиумам; подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе; выполнение домашних контрольных работ и заданий; написание рефератов, докладов, эссе; подготовка к деловым играм и оформление их результатов; курсовая работа; написание отчета по практике; дипломная работа.

3. В соответствии с представлениями об эффективности самостоятельной работы студентов на каждой кафедре Университета реализуется ее организационная модель, необходимыми элементами которой являются:

— выделение объема часов на самостоятельную работу по каждой дисциплине, в том числе за счет сокращения объема аудиторной нагрузки;

— проведение индивидуальных консультаций обучаемых (по графику кафедры);

— выделение в расписании одного свободного дня в неделю для самостоятельной работы;

— разработка кафедральных методических материалов по организации самостоятельной работы студентов.

4. Методические материалы по организации самостоятельной работы студентов разрабатываются кафедрой и включают:

— формулировку целей организации самостоятельной работы;

— общие положения по планированию, организации, контролю и оценке самостоятельной работы студентов;

— перечень форм самостоятельной работы по дисциплинам кафедры;

— методические рекомендации по написанию и оформлению отдельных видов работ;

— темы эссе, рефератов, докладов;

— тематику курсовых и дипломных работ.

5. Методические рекомендации по выполнению отдельных видов работ раскрывают:

— содержание работы;

— цели ее выполнения;

— исходную информацию;

— последовательность выполнения;

— требования к структуре и оформлению работы;

— среднее количество часов, необходимых студенту для выполнения работы;

— порядок представления и защиты работы;

— критерии оценки.

6. Кафедральными документами, планирующими самостоятельную работу студентов, являются план кафедры по самостоятельной работе студентов и график их консультирования.

а) План кафедры по самостоятельной работе формируется в первую неделю учебного года и отражает объем аудиторной нагрузки, долю общего объема аудиторной нагрузки, выделяемой на организацию самостоятельной работы, а также формы и количество самостоятельных работ (не более 23 крупных работ в семестр по отдельному предмету). Планы кафедр утверждаются проректором по учебной работе и передаются в учебно-методическое управление.

б) График консультирования разрабатывается в первую неделю семестра, он отражает дни и время консультирования студентов преподавателями кафедры и вывешивается на кафедральной доске объявлений. Самостоятельные работы, выполненные студентами, хранятся на кафедре до окончания учебного года.

Требования к качеству курсовых и дипломных работ по специальностям определяются кафедрами и советами факультетов на основании примерных положений о курсовой и дипломной работах студента Московского гуманитарного университета, ут-

верждаемых приказом ректора Университета.

7. Учебный процесс и его организация отвечают критериям качества, если соблюдены следующие условия:

а) со стороны профессорско-преподавательского состава:

— излагаемый материал соответствует содержанию программы по дисциплине и комплексу учебно-методических материалов;

— одним из показателей качества деятельности преподавателя является разработанная им программа по дисциплине и комплекс учебно-методических материалов;

— в учебном процессе используются новые информационные технологии, активные методы обучения;

— систематически контролируются результаты обучения, создается мотивация к обучению (рейтинговая система контроля);

— оценка преподавателем своей деятельности адекватна, имеет место видение проблем, связанных с качеством учебной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— характер учебного процесса соответствует целям профессионально-образовательной программы;

— на уровне кафедры, факультета организована экспертиза по оценке деятельности ППС;

б) со стороны студентов:

— высока мотивация к обучению и активность в учебных занятиях;

— студенты понимают и принимают преподавателей, имеют желание продолжать работать с ними;

— существует мониторинг качества усвоения материала (рейтинговая система);

— существует система анкетирования студентов как потребителей образовательных услуг.

V. Требования к организации научноисследовательской работы

Требования к организации научно-исследовательской работы в Московском гуманитарном университете разработаны в соответствии со структурой информации, анали-

зируемой в ходе государственной аттестации и аккредитации вузов, в том числе следующим:

— состояние и динамика развития научных направлений в целом, их соответствие профилю подготовки специалистов и опыт использования в учебном процессе;

— соотношение фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрение собственных разработок в практику; анализ источников финансирования;

— уровень организации научно-исследовательской работы по каждому циклу дисциплин и направлениям подготовки;

— эффективность проводимой научноисследовательской работы.

Исходя из правил государственной аттестации и аккредитации, перед кафедрами и научными подразделениями ставятся задачи, выполнение которых в совокупности обеспечивает соблюдение пороговых требований в области организации НИР и НИРС.

Кроме соблюдения этих требований, руководство Университета ориентирует профессорско-преподавательский состав, научных сотрудников, аспирантов, докторантов, студентов на дополнительные усилия по развитию научного потенциала Университета. Наиболее существенными характеристиками научного потенциала Университета являются:

— наличие концепции НИР Университета и основной исследовательской проблемы вуза;

— работа в Университете видных ученых, научные труды которых предопределяют уровень развития социально-гуманитарного знания в России;

— формирование научных школ;

— функционирование специальных структур, обеспечивающих НИР;

— публикация результатов НИР в авторитетных научных изданиях, Интернете, собственных изданиях Университета.

В Университете особо поддерживаются моральными и материальными стимулами научные школы. Коллективы исследователей, которые заявляют о себе как научной

школе, должны соответствовать следующим требованиям:

— во главе научной школы, как правило, стоит доктор или доктора наук — сотрудник МосГУ;

— в состав научной школы входят как доктора и кандидаты наук -сотрудники Мос-ГУ, так и ученые, работающие в других научных коллективах; для школ, где значительна роль штатных совместителей, важно установить, какая часть творческой работы может быть определена как научная школа МосГУ;

— четко сформулирован круг научных проблем, специфика подхода научной школы к их решению;

— достижения научной школы описаны, включая характеристику актуальности исследований и их научной новизны, анализ основных научных публикаций ведущих представителей научной школы и рецензий (ссылок) на эти работы;

— коллектив рассматривается как научная школа, если в ее деятельности участвуют аспиранты, а также студенты (в рамках НИРС);

— деятельность научной школы связана с содержанием образования и формами процесса обучения в МосГУ.

Требованием Московского гуманитарного университета к организации НИР является установление кафедрами и научными подразделениями эффективного взаимодействия с научными центрами России и зарубежных стран, участие в развитии межвузовской научной кооперации государственных и негосударственных вузов, включение в деятельность российских и международных академий, ассоциаций и других научных сообществ.

VI. Требования к содержанию воспитательной работы

Цель воспитания студентов в Университете — формирование гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, нравственной, социально активной и творческой личности.

Требования к организации и содержанию воспитательной работы как составляющей образовательной деятельности Университета разработаны в соответствии с положениями приказа Минобразования России от 27.12. 2002 г. о введении воспитательной работы в качестве аккредитационного показателя деятельности вуза и принятым Ученым советом документом «Основы воспитательной работы в Московском гуманитарном университете».

Согласно этим документам в Университете ежегодно:

— рассматриваются Ученым советом программа воспитательной работы, оцениваются итоги работы административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу;

— анализируются и оцениваются результаты работы кураторов учебных групп;

— оценивается эффективность использования материально-технической базы для внеучебной работы со студентами — актовых залов и репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков, выставок и т. д.;

— изыскиваются финансовые возможности для обеспечения внеучебной деятельности (целевое финансирование научно-исследовательской, творческой деятельности студентов, спортивно-оздоровительной работы

и др.);

— реализуются механизмы мотивации, стимулирования и поощрения внеучебной деятельности студентов.

В Университете создана административная структура, функционально ответственная за воспитательную работу, в которую входят: заместитель ректора по воспитательной работе (эта должность введена с 1995 г.); Управление по внеучеб-ной работе со студентами; заместители деканов по учебно-воспитательной работе; кураторы учебных групп первого и второго курсов; главный редактор журнала «Студенчество.. Диалоги о воспитании».

Исходя из требований государственной аттестации и аккредитации в части воспита-

тельной работы, перед кафедрами ставится комплекс задач, а именно:

—использование в целях воспитания по тенциала учебного процесса (наличие в учеб ных программах дисциплин нравственных, психолого-педагогических аспектов про фессиональной деятельности будущих спе циалистов, разработка специализированных курсов, наличие культурологического и ре гионального компонента);

—ежегодный анализ и оценка состояния учебно-воспитательной работы со студента ми (опросы обучающихся и преподавателей «Учебно-воспитательный процесс глазами студента», «Преподаватель глазами студен та», «Учебный процесс глазами преподава телей »; отчеты кураторов);

—наличие элементов воспитательной ра боты: гражданского, патриотического, духов но-нравственного воспитания; научно-иссле довательской и профориентационной работы (студенческие научные общества, олимпиа ды, конкурсы); работы по усвоению студен тами традиций Университета, следованию Кодексу чести студента Университета; куль турно-массовой и творческой деятельности студентов; спортивно-оздоровительной ра-

боты, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни;

— организация психолого-консультационной и профилактической работы в студенческой среде: психологическая адаптация первокурсников, социально-психологическая поддержка студентов, проживающих в общежитии, помощь молодым семьям, профилактика девиантного поведения и правонарушений, помощь в трудоустройстве студентов (решение проблемы вторичной занятости) и др.

В рамках Международного института ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии» студенты формируют гражданскую позицию, развивают политические и социально-личностные компетенции.

Центр спортивной работы обеспечивает возможность реализации физических способностей студентов.

Воспитательный потенциал несут публикации журналов «Вместе. Улица Юности 5/1», «Знание. Понимание. Умение»,

«Студенчество: диалоги о воспитании»

(издается совместно с Министерством образования и науки РФ).

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.