Научная статья на тему 'Учебно-научно-инновационный комплекс «Якутский государственный университет» как интеграционный проект'

Учебно-научно-инновационный комплекс «Якутский государственный университет» как интеграционный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев А. Н., Ноговицын P. P., Попова Т. С., Сыромятников В. Г.

Рассмотрены вопросы интеграции, развития и модернизациипрофессионального образования республики, условия формиро вания оптимальных условий для повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syromyatnikov. Educational and scientific innovative complex Yakutsk State University as an integration project

The issues of integration, development and modernization of professional education of the Sakha Republic, the optimal conditions for upgrading the guality of education have been overviewed.

Текст научной работы на тему «Учебно-научно-инновационный комплекс «Якутский государственный университет» как интеграционный проект»

УДК 378 (571.56)

А.Н. Алексеев, Р.Р. Ноговицын, Т.С. Попова, В.Г. Сыромятников

УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАК ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Рассмотрены вопросы интеграции, развития и модернизации профессионального образования республики, условия формирования оптимальных условий для повышения качества образования.

Процессы глобализации, зародившиеся в недрах экономических и производственных отношений, повлияли и на развитие социальных институтов, мышления современного человека. Появление таких значимых продуктов человеческой мысли, как интернет и синергетическая теория, закономерно привело к явлениям укрупнения субъектов как в экономике, так и в образовании, науке, общественных организациях. Масштабность, управление которой было невозможно в условиях XIX века, сегодня благодаря развитию теории систем, все больше контролируема и управляема.

В Республике Саха (Якутия) за годы интенсивных реформ в образовании пройден большой этап в развитии системы высшего образования. Основной целью первого этапа реформирования и модернизации высшего образования можно определить формирование новой системы высшего образования путем расширения вузовской сети республики. Таким образом, за годы реформ сформирована горизонтальная структура высшей школы: головной вуз республики - Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, система государственных и негосударственных вузов и филиалов в республике с филиальной и колледжной сетью в улусах.

Следующий этап развития и модернизации профессионального образования республики заключается в формировании оптимальных условий для повышения качества образовательных услуг. Цель данного этапа определяет задачи на пути к ее осуществлению:

- формирование системы непрерывного образования на основе интеграции образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней;

- проведение единой республиканской образовательной политики в рамках российского образовательного пространства;

- обновление содержания, форм и методов образовательного процесса с привлечением преподавателей высшей квалификации на всех уровнях образования.

Этапы развития региональной системы должны соответствовать общероссийским направлениям реформирования системы образования в целом. В частности, для государственных вузов эти направления определены в Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования [1]: оптимизация сети

вузов, расходов на их содержание, разработка эффективных механизмов управления и контроля. Для обеспечения системной интеграции высшего образования и науки планируется создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, учебно-научно-производственных центров.

Одним из путей решения поставленных задач в Республике Саха (Якутия) является организация университетского комплекса на базе головного вуза - Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.

Отталкиваясь от накопленного Якутским университетом многолетнего опыта, необходимо внести обновление в технологию подготовки специалистов, основываясь на принципах инновационной направленности, интегратив-ности и фундаментальности в образовании.

В настоящее время в Российской Федерации идет активный процесс формирования нормативно-правовой основы организации и деятельности университетских комплексов (УК). Разработка этих основ инициируется как на уровне власти (ее исполнительных органов), так и самими участниками процесса реформ (образовательными учреждениями).

Нормативно-правовая база, регулирующая организацию и деятельность УК, представлена в основных документах: Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования (далее -Концепция) [1], Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 676 «Об университетских комплексах» [2], Письмо Минобразования РФ от 9 ноября 2001 г. N 17-55-99ин/17-11 «О направлении рекомендаций по созданию университетских комплексов» [3]. Настоящими документами установлены цели и задачи, принципы и порядок создания университетских комплексов.

Согласно дополнению в п. 12 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшемучебном заведении) [4], на базе университета могут быть организованы следующие виды объединений образовательных учреждений и некоммерческих организаций, имеющих различный правовой статус:

1. Университетский комплекс.

2. Ассоциация (союз) образовательных учреждений,

научных конструкторских и иных некоммерческих организаций.

3. Университетский образовательный округ.

Университетский комплекс (УК) - это объединение на базе университета (академии) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней, иных учреждений и некоммерческих организаций или выделенных из их состава структурных подразделений с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.

Учреждения и организации, вступающие в университетский комплекс, теряют свою юридическую самостоятельность, поскольку УК является единым юридическим лицом. Поэтому присоединение других учреждений и организаций к университету для создания УК требует принятия Постановления Правительства РФ, если университет и присоединяемые структуры федерального подчинения.

В некоторых случаях статус УК может получить и фун -кционирующий университет без присоединения других учреждений. УК организуется в этом случае реформированием самого университета на основании приказа Министерства науки и образования РФ [5].

Для создания УК необходима организация внутри существующего университета подразделений, реализующих образовательные программы различных уровней (дошкольное, среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее, послевузовское образование). Таким образом, в структуре УК должны присутствовать школы, гимназии, лицеи, училища или колледжи. Кроме того, по определению университета, в нем функционируют бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура по различным направлениям, которые переходят в структуру УК без изменений.

Ассоциация (союз) образовательных учреждений, научных, конструкторских и иных некоммерческих организаций - некоммерческая организация, юридическое лицо, созданное ее членами по согласованию с федеральными, региональными органами управления образованием в добровольном порядке с целью повышения качества образовательного процесса и более полного использования интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица [5].

Университетский образовательный округ (УОО) -специально организованная образовательная среда (образовательное пространство) университета (академии) в масштабах города или региона, в которую входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней (школы, лицеи, гимназии, промышленные училища, колледжи, институты, учреждения дополнительного образования) различных форм

собственности и ведомственной принадлежности с целью повышения качества общего и профессионального обра-зования на основе методического, научного, кадрового и информационного влияния университета (академии), преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях различных уровней, сопряжения всех уровней образования, повышения квалификации преподавателей в городе или регионе, обеспечения целевой подготовки кадров для производственной и социальной сферы города или региона [5].

При создании УОО вступающие в его состав учреждения и организации не теряют самостоятельности, так как УОО является объединением без образования юридического лица. Учреждения и организации вступают в него на добровольной основе.

Система профессионального образования в Республике Саха (Якутия). В РС (Я) функционируют учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования, а также структуры послевузовского профессионального образования при вузах.

Действующая система профессионального образования уже не может гибко и своевременно реагировать на запросы рынка труда и рынка образовательных услуг. Поэтому усилия, предпринимаемые государством в настоящее время, направлены на создание новой системности, соответствующей сложившимся реалиям экономики в стране иустановившимся мировым тенденциям.

Согласно приведенной классификации, в Республике Саха (Якутия) может быть создано несколько видов объединений образовательных учреждений и некоммерческих организаций:

- университетский комплекс на базе Якутского государственного университета;

- ассоциации или союзы образовательных учреждений различного уровня (как профессиональных, так и общеобразовательных), дополнительного образования, научных учреждений, других некоммерческих учреждений;

- университетский образовательный округ на базе учеб -ного блока ЯГУ, на ассоциативной (договорной) основе с другими образовательными учреждениями республики.

Ассоциации или союзы некоммерческих учреждений могут включать в себя не только местные региональные объекты, но и заинтересованные организации в других регионах страны, в том числе в Москве, а также зарубежные.

В то же время университетский образовательный округ, как нам представляется, целесообразно формировать в рамках республиканских образовательных учреждений. В этом случае УОО будет основным центром реализации единой образовательной политики региона.

Таким образом, сформированная региональная схема образовательной, научной и инновационной среды будет иметь центром Якутский государственный университет и охватывать почти все образовательные учреждения республики.

На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия)

единственным учреждением высшего профессионального образования, имеющим достаточные основания для формирования собственной разветвленной вертикальной и горизонтальной структуры, является Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова. Главными определяющими факторами при этом считаем следующие.

1. Якутский государственный университет является головным образовательным учреждением высшего образования республики.

В университете производится подготовка высококвалифицированных кадров по 64 специальностям и 5 направлениям для экономики, культуры, образования, науки исо-циальной сферы республики в широком масштабе и в соответствии с требованиями государственных стандартов высшего образования. Являясь главной «кузницей кадров» республики, университет формирует основу региональной образовательной политики, органично вписываясь как в образовательное пространство страны, так и согласуясь с социальной политикой правительства республики.

2. ЯГУ реализует программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений, значимых для экономики, социальной сферы и культуры республики.

Основные области наук, по которым ведется подготовка специалистов с высшим образованием: физико-математические науки; технические; технологические; педагогические; медицинские; экономика иуправление; юридические; филологические; исторические; геологические; биологические; химические; географические; культурология; психологические.

3. ЯГУ содержит в своей структуре подразделения различных уровней профессионального образования:

- подразделения довузовского образования;

- 8 самостоятельных факультетов;

- 7 институтов головного вуза, имеющих в составе 9 факультетов;

- институты (филиалы): Мир-нинский политехнический институт (филиал); Нерюнгринский технический институт (филиал);

- аспирантура,

- докторантура,

- структуры дополнительного профессионального образования: Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов, специализированные курсы повышения квалификации медицинского института и инженерно-технического факультета.

4. Якутский университет является учебно-методическим и научно-методическим центром для системы образования региона. Образовательные программы и технологии, разрабатываемые сотрудниками университета, реализуются не только в ЯГУ, но и в вузовских колледжах республики, школах и гимназиях, сотрудничающих с университетом. Конференции «Шаг в будущее», «Лаврентьевские чтения» проводятся под научно-методическим руководством университета. Преподаватели и научные сотрудники ЯГУ осуществляют научное руководство исследованиями школьников и студентов колледжей, гимназий.

5. В ЯГУ налажена научно-исследовательская работа в области фундаментальных и прикладных исследований по широкому спектру наук.

В структуре ЯГУ функционируют научно-исследовательские подразделения:

• Институт прикладной математики и информатики;

• Институт физики;

• Институт минеральных ресурсов;

• НИИ Нерюнгринского филиала;

• Учебно-научные лаборатории и отделы на факультетах и при институтах.

Организованы и успешно функционируют 8 советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по следующим специальностям.

Таблица 1

Перечень диссертационных советов Якутского государственного университета

Шифр совета Шифры специальностей Название специальностей

Д 212.306.01 09.00.01 09.00.11 Онтология и теория познания Социальная философия

Д 212.306.02 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

Д 212.306.03 03.00.05 03.00.16 03.00.08 Ботаника Экология Зоология

Д 212.306.04 05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

К 212.306.01 10.01.02 Литература народов Российской Федерации

К 212.306.02 14.00.27 14.00.05 14.00.16 14.00.22 Хирургия Внутренние болезни Патологическая физиология Травматология и ортопедия

К 212.306.04 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

К 212.306.05 01.01.02 Дифференциальные уравнения

Научно-педагогический состав регулярно участвует в выполнении федеральных и международных научных программ «Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов», «Научные исследования по приоритетным направлениям науки и техники», «Университеты России», ФЦП «Интеграция», выполняются гранты по линии РФФИ, РГНФ, INTAS, IREX, DAAD, фондов Сороса, Форда, МАСКИ, Потанина и многих других.

Кроме того, университет выступает организатором молодежных научных конференций, конференций научно-технического творчества школьников («Лаврентьевские чтения», «Шаг в будущее»), предметных олимпиад школьников республиканского, российского и международного уровня, что способствует выявлению одаренной перспективной молодежи по всей республике.

6. Университетом налажены взаимосвязи с учреждениями, реализующими образовательные программы различных уровней (ССУЗы, ПТХ лицеи, колледжи, школы), научными учреждениями (институты Якутского научного центра, Академии наук PC (Я), отраслевые научно-исследовательские институты, другие научные учреждения в России, ближнем и дальнем зарубежье), организациями производственной сферы республики и страны, а также организациями в сфере информационных и новых наукоемких технологий.

7. ЯГУ проводит единую образовательную политику в подразделениях всех уровней образования и прикрепленных образовательных учреждениях путем привлечения профессорско-преподавательского состава высшей квалификации для преподавания, а также предоставления методической поддержки, научного руководства, совершенствования материальной базы для учебного процесса, научной деятельности, информационных технологий не только в сфере высшего и послевузовского, но и довузовского и среднего образования (Республиканский физико-математический колледж, Покровский, Нюрбинский, Сунтарский, Намский, Чурапчинский колледжи, Октемс-кий технический лицей, физико-математический форум «Ленский край»).

Механизм организации университетского комплекса.

В соответствии с основными признаками УК, для его успешного функционирования необходимо формирование как развернутой вертикальной структуры УК (по уровням образования), так и горизонтальной (по спектру направлений и географической широте охвата).

Организация вертикальной структуры УК подразумевает создание внутри ЯГУ подразделений различного уровня образования или присоединение существующих в PC (Я) образовательных учреждений.

Формирование горизонтальной структуры УК менее затруднено, поскольку ЯГУ уже реализует образовательные программы по широкому спектру направлений. Необходимо имеющиеся специальности надежно структу-

рировать по уровням образования и выстроить схему реализации программы непрерывного обучения по основным специальностям в подразделениях создаваемого УК.

Географическая широта охвата предусматривает продвижение образовательных услуг ЯГУ в улусы республики, близлежащие регионы. Осуществляется данная цель путем укрепления существующих колледжей, филиалов-институтов, а также созданием или присоединением других образовательных учреждений различного уровня.

Создание на базе ЯГУ университетского комплекса предполагает смену организационно-правовой формы. В этом случае организационно-правовой формой образовательного учреждения является университетский комплекс «Якутский государственный университет». Университетский комплекс может формироваться по различным направлениям и соответствующим типам. УК «ЯГУ» предполагается создавать по типу «Учебно-научно-инновационный комплекс».

Учебно-научно-инновационный комплекс - это один из типов УК, характеризующийся наличием в университете развитого инновационного блока - инновационной инфраструктуры (технопарка и/или инновационно-технологического центра, центров сертификации, лицензирования, лизинга, маркетинга, защиты интеллектуальной собственности и т.д.), которые обеспечивают внедрение, коммерческую реализацию нововведений, результатов научных исследований, разработок, образовательных услуг и технологический трансферт [6, 7].

Основная структура университетского комплекса «Якутский государственный университет» содержит три основные составляющие:

• учебный блок;

• научный блок;

• инновационный блок.

При этом все составляющие УК являются равноправными, в одинаковой мере развитыми как функционально, так и методически.

Схема организационной структуры УК с разбивкой по блокам приводится на рис. 1.

Учебный блок включает учебные подразделения: институты, факультеты, кафедры, курсы.

К учебному блоку примыкают ассоциированные образовательные учреждения:

а) другие учреждения высшего профессионального образования (вузы, филиалы);

б) учреждения среднего профессионального образования;

в) учреждения начального профессионального образования;

г) средние общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии);

д) учреждения дошкольного образования.

Научный блок включает научно-исследовательские

институты и лаборатории ЯГУ, опытное хозяйство, клинику и др.

Учебный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

блок

Вузы республики и страны, филиалы вузов России, колледжи, лицеи, гимназии

Институты,

факультеты,

кафедры

Научный блок

НИИ,

лаборатории

Университетский комплекс ЯГУ

Производственные

структуры,

Т ехнопарк ЯГУ

Инновационный

блок

НИИ АН РС(Я), ЯНЦ СО РАН, РАН, другие научные учреждения республики и страны

Промышленные предприятия и другие организации республики и страны

Рис. 1. Организационная структура университетского комплекса «Якутский государственный университет»:

внешняя среда УК «ЯГУ» (ассоциированные учреждения); внутренняя среда УК «ЯГУ» (собственные подразделения)

К научному блоку примыкают ассоциированные партнеры: НИИ Академии наук РС (Я), ЯНЦ СО РАН, ЯНЦ РАМН, другие научные учреждения.

В настоящее время ЯГУ и структуры ЯНЦ СО РАН связывает интеграционная практика в области научных исследований и подготовки научных кадров. Дальнейшая интеграция в осуществлении образовательного процесса и исследований предусматривает [8]:

• постоянную координацию и корректировку научных направлений при формировании тематики научных исследований и инновационной деятельности через научно-технический совет ЯГУ и Президиум ЯНЦ СО РАН;

• широкое привлечение студентов ЯГУ к исследовательской работе институтов ЯНЦ СО РАН и их активное участие в выполнении НИР, экспериментальной и экспедиционной работах научных лабораторий;

• возможность допуска к экзаменам в аспирантуру ЯНЦ СО РАН талантливых и способных выпускников ЯГУ.

Инновационный блок включает подразделения, реализующие внедрение инновационных технологий на производстве, апробацию научных разработок.

К инновационному блоку примыкают производственные предприятия и учреждения республики и страны, связанные с ЯГУ на ассоциативной основе.

Мероприятия по организации университетского комплекса.

Реформирование ЯГУ для организации УК должно проходить в два этапа.

Первый этап. Формирование организационной структуры УК.

Учебный блок. Структура УК должна содержать учреждения, реализующие программы профессионального образования различных уровней: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное, а также дополнительное образование. При этом структура УК формируется на основе концепции непрерывного образования с учетом преемственности специальностей профессионального образования, особенно среднего и высшего уровней образования.

Для начального этапа необходимо определить приоритетные направления подготовки специалистов, по которым необходимо создание условий для обеспечения непрерывности образовательного процесса. В силу сложившихся в республике социально-экономических условий, а также исходя из материально-технической и учебно-методической базы, созданной в университете, перспективными и социально значимыми представляются следующие направления: инженерно-техническое, экономика и управление (по отраслям), педагогическое, медицинское.

Потребность в специалистах-инженерах и отраслевых менеджерах с фундаментальной подготовкой обус -ловлена как общемировыми тенденциями, так и требованиями рынка труда в промышленной сфере республики.

В то же время ежегодный государственный заказ университету в социальной сфере содержит педагогические и медицинские кадры как неотъемлемую часть. Концепция участия РФ в управлении, предполагая возможную передачу отдельных государственных педагогических вузов в ведение субъектов РФ, в то же время определяет возможной передачу этих вузов только при условии финансирования РФ госзаказа на подготовку педагогических кадров. Как определено Концепцией, подготовка педагогических кадров для высшей школы должна обеспечиваться вузами, находящимися, в основном, в ведении Российской Федерации.

Организацию УК предлагается проводить в форме реорганизации отдельных учреждений среднего и начального профессионального образования путем присоединения их к ЯГУ В этом случае реорганизуемые учреждения теряют статус юридического лица, однако по доверенности от УК «ЯГУ» могут вести самостоятельную деятельность (с отдельным расчетным счетом) и получают право на финансирование из федерального бюджета как подразделения университетского комплекса [1].

Конкретно по уровням образования и учреждениям предлагаемая схема преобразований выглядит следующим образом.

Среднее профессиональное образование

Присоединение к университету отдельных учреждений среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование

I. Оптимизация структуры университета на основе объединения факультетов, готовящих специалистов в смежных или близких областях в институты в составе университетского комплекса.

II. Развитие филиальной сети и реализация комплекса мер в рамках концепции непрерывного многоуровневого образования.

Послевузовское и дополнительное профессиональное образование

I. Объединение существующих подразделений послевузовского образования и повышения квалификации в составе Института повышения квалификации и переподготовки специалистов ЯГУ с филиалами в городах Мирном и Нерюнгри и Института дистанционного образования.

II. Создание единого управления аспирантуры, докторантуры и соискательства УК «ЯГУ», а также поэтапное создание сети региональных диссертационных советов, в которые войдут советы учреждений УК «ЯГУ» и региональных научных учреждений.

На данном этапе необходимо предусмотреть максимально эффективное использование профессорско-преподавательского состава в подразделениях различных уровней обучения. Это предполагает повышение квалификации сотрудников колледжей и училищ, поступление лучших из них в аспирантуру, а также соискательство, научно-исследовательскую работу.

Научный блок. Инновационный блок. Формирование научно-производственных комплексов:

• единый издательско-полиграфический комплекс, включающий в себя издательство ЯНЦ СО РАН, издательство ЯГУ, издательство ГУ РОНПО;

• единый библиотечный комплекс, включающий в себя межвузовскую библиотеку ЯГУ, библиотеку ЯНЦ СО РАН, библиотеки учреждений, входящих в состав УК «ЯГУ»;

• единый музейный комплекс, включающий в себя гео-лого-минералогический, зоологический музеи, музей археологии и этнографии, музей мамонта, музей истории высшей школы ЯГУ, геологический музей ЯНЦ СО РАН;

• организация учебно-научно-производственных подразделений по направлениям «Гранильное производство» и «Деревообработка».

Второй этап. Оптимизация учебных программ в соответствии с концепцией непрерывного образования.

Сообразно с основной целью создания УК, программы различных уровней обучения необходимо скорректировать для достижения преемственности учебных планов по соответствующим специальностям. В этом случае должно быть устранено дублирование содержания учебных программ, в то же время необходимо добиваться высокого уровня подготовки на всех этапах обучения с тем, чтобы переход на следующий уровень обучения осуществ-

Схема 1

Структура и перспективный план развития Технопарка ЯГУ*

Ученый совет | Ректор | Попечительский совет

Научно- методический совет Научно-технический совет Учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) ЯГУ (первый проректор) Административный совет Профком ПНС и ОПОС (студпрофком)

Основные виды деятельности УНИК (ответственные проректоры)

Учебнообразовательная (учебные проректоры) Научная (проректор по НР) Инновационная (проректор по экономике и инновационной деятельности) Административнохозяйственная (проректоры по АХР, КС) Воспитательная (проректор по внеучебной работе)

1. Инновации в образовательном процессе 2. Инновационное образование на основе введения специализаций по специальностям, реализуемым в ЯГУ 1. Научно-инновационные исследования 2. Научно-методологическое обеспечение инновационной деятельности 1. Инновационные разработки, создание и развитие субъектов инновационной инфраструктуры 2. Создание и развитие инновационных предприятий, коммерциализация научных исследований и инновационных разработок, трансферт наукоемких и новых технологий 1. Инновации в администрировании деятельности вуза 2. Участие в создании инновационных предприятий для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности 1. Инновации в воспитательных процессах 2. Участие в создании студенческих инновационных организаций

Ответственные за реализацию соответствующего вида инновационной деятельности управления

Учебно-методическое управление (УМУ) Управление научноисследовательских работ (УНИР) Управление инновационной деятельности (инновационнотехнологический парк — Технопарк ЯГУ) Административнохозяйственная часть Управление по внеучебной работе

координация инновационной деятельности

Остальные управления, службы, отделы и общественные организации (внебюджетной, международной, юридической и т.д. деятельности)

Филиалы, институты, факультеты, кафедры

Субъекты инновационной деятельности

Существующие и создаваемые «Факультетские» (филиалы, институты, факультеты, кафедры) «Межфакультетские» (междисциплинарные и общеуниверситетские) «Совместные» с участием сторонних ЯГУ юридических и физических ЛИЦ, в т.ч. иностранных Организации и индивидуальные предприниматели, ассоциированные с УНИК ЯГУ (неподведомственные ЯГУ)

Инфраструктурные, опытно-произ- водственные (некоммерческие) 1. Учебно-научный производственный комплекс (УНИК) горного факультета 2. УЛИК инженернотехнического факультета 3. УНПК биологогеографического факультета 4. УНПК финансовоэкономического института 5. УНПК медицинского института 6. Нерюнгринское подразделение 'Технопарка ЯГУ 1. Центр новых информационных технологий (ЦНИТ ЯГУ). 2. Учебно-научный выставочный комплекс «Якутский салон инноваций и инвестиций» (включающий подразделение по наружной рекламе) 1. Фонд «Якутский инкубатор бизнеса и технологий» Технопарка ЯГУ 2. УНПК Мирнинского политехнического института (филиала ЯГУ) 3. Республиканский инвестиционный (венчурный) инновационный фонд 4. Международный Центр Северного Сертинга (начиная с возрождения эксплуатационных испытаний автомототехники на базе АТП и военной кафедры ЯГУ 5. Межведомственный центр «Саха (Якутия) Патент» (рабочее название) 1. ГУ Региональный инновационно-технологический парк «Якутия» 2. Фонд «Добун» по реализации проекта «Северный автоотель»

Производственные предприятия и подразделения (коммерческие) Испытательный центр мебели инженернотехнического факультета Производственнонаучный центр ЯГУ 1. Ботанический сад 2. Музей археологии 3. Производственно-научный центр автотуризма «Полюс колода» 1. Рекламная группа «Полюс»

*План составлен на основе проекта «Перспективы развития инновационной структуры ЯГУ на период до 2010 года» (отв. сост. Технопарк ЯГУ, директор Мярин А.Н.), утвержденного на заседании научно-технического совета ЯГУ от 30.12.2004 г.

Начальный этап (I кв. 2005 г.-IV кв. 2005 г.): инвентаризация существующих и создаваемых субъектов инновационной деятельности (ЯГУ и «совместных») и разработка комплексной Программы развития инновационной инфраструктуры ЯГУ на период до 2006 г. и Перспектив инновационной деятельности на период до 2010 г.

Основной этап: значительное увеличение объемов инновационной деятельности, в первую очередь внебюджетной, на основе активизации наукоемкого и малого предпринимательства, рыночных механизмов сотрудничества ЯГУ с научными, производственными организациями и биз-не с-структурам и.

и 9

лялся без затруднений и с минимальными академическими отчислениями. Кроме того, содержание образовательных программ необходимо разрабатывать с учетом региональных социально-экономических условий и требований рынка труда.

Формирование преемственных учебных программ подготовки специалистов требует значительных организационных усилий, финансовых и материальных затрат и потому должно быть тщательно спланировано.

Разработка преемственных учебных планов и оптимизированных программ профессионального обучения возможна также и в более широких рамках, например, в системе университетского образовательного округа.

В соответствии с задачами создания учебно-научноинновационного комплекса одним из приоритетных направлений развития УК должно стать создание современного инновационного блока в структуре УК. Инновационная деятельность предполагает не просто внедрение технологических новшеств на производстве, а организация системы эффективного взаимодействия учебной, научной и производственной деятельности университета.

Для координации инновационной деятельности и интенсификации внедрения инновационных разработок во всех областях деятельности университета необходима организация специального структурного подразделения в ЯГУ

Основываясь на опыте других вузов и имеющихся наработках в самом ЯГУ, целесообразно возложение функций координирующего центра по инновациям на научнотехнологический парк (Технопарк) ЯГУ Структура деятельности и управления Технопарка, а также место его в составе ЯГУ представлены на схеме 1.

Предполагаемая структура Технопарка ЯГУ включает следующие подразделения:

• Центр северного сертинга;

• Центр стандартизации и сертификации мебельной продукции и строительных материалов;

• Научно-производственный центр гранильного производства;

• Горно-промышленные и геолого-разведочные учебные полигоны.

Учебный процесс становится неотъемлемой частью общей системы, которая обеспечивает как производство новых знаний и технологий, так и приток свежих кадров и идей.

Основываясь на приоритетных направлениях реформирования высшей школы и в целях скорейшей интеграции в мировое образовательное пространство, в ЯГУ планируется дальнейшее развитие двухуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием.

Уровень бакалавра формирует базовое производственное направление подготовки кадров, в то время как магистратура отвечает требованиям более высокой научной подготовки. В условиях современной экономики это не означает деление на работников производственной и научной сферы. Мировые тенденции демонстрируют повышение роли научности знаний в квалификации не только собственно научных кадров, но и работников реального сектора экономики. Научная подготовка специалиста дает возможность нести инновации в производство, внедрять высокие технологии и создавать новые на базе фундаментальных знаний, полученных в ходе специальной научно обоснованной подготовки в вузе.

Литература

1. Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. «Поиск», № 39. 24.09.2004.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года№ 676 «Об университетских комплексах».

3. Письмо Минобразования РФ от 9 ноября 2001 г. N 17-55-99ин/17-11 «О направлении Рекомендаций по созданию университетских комплексов».

4. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).

5. Шукшунов В.Е., Ленченко В.В., Третьяк А.Я. и др. Основы создания университетских комплексов. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. 72 с.

6. Федеральный закон «Об образовании» №12-ФЗ от 13.01.96.

7. Проект создания УНПК «Деревообработка» на базе ИТФ ЯГУ. Утв. НТС ЯГУ (2005 г.). Разр. под рук. зав. каф. ТДОиДК Д.К. Чахова.

8. СафроновА.С., АлексеевА.Н. На пути к интеграции академической науки и высшей школы в Якутии // Наука и высшая школа в Сибири (приоритеты развития и проблемы интеграции). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. С. 113-116.

A.N. Alexeev, R.R Nogovitsyn, T.S. Popova, VG Syromyatnikov

Educational and scientific innovative complex “Yakutsk State University”

as an integration project

The issues of integration, development and modernization of professional education of the Sakha Republic, the optimal conditions for upgrading the guality of education have been overviewed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.