— системы оплаты труда персонала в зависимости от достигнутых результатов по достижению стратегических целей университета.
Повышение квалификации всех категорий работников, в т.ч. на базе собственных образовательных подразделений, повышение роли внутрифирменной подготовки сотрудников также следует рассматривать как важный механизм развития и мотивации персонала.
Также к наиболее важным мероприятиям по повышению эффективности коммерческой деятельности являются мероприятия по оптимизации внутренних финансово-экономических процессов, в том числе анализ эффективности финансовых затрат на приобретение услуг, коммунальных ресурсов, прочих материальных запасов и разработка дополнительных мер по внедрению режима экономии, оптимизация взаиморасчетов между обособленными подразделениями университета, оптимизация налогообложения, экономическое обоснование при
создании новых структурных подразделений или инициации новых мероприятий и проектов.
Источниками повышения внебюджетных доходов являются диверсификация и расширение перечня предоставляемых услуг, в т.ч. увеличение спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых университетом, направленных на удовлетворение потребительского спроса в регионе увеличение стоимости коммерческого обучения, увеличение объема предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, увеличение стоимости платного обучения, повышение эффективности инвестиционной и инновационной деятельности.
Успешная реализация данных мероприятий возможна только на базе системного управления вузом, исповедующего концепцию предпринимательского управления и предполагающего уход от стратегии затратности и переход на инвестиционную стратегию с запланированным и экономически рассчитанным эффектом.
Литература
1. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов / С.А. Беляков, Н.С. Беляков, Т.Л. Клячко; под ред. С.А. Белякова. — М.: МАКС Пресс, 2008. — 194 с.
2. Каширин А.И., Семенов А.С. Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-ангельское инвестирование: учебное пособие. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, — 2010. — 260 с.
3. Бабаскин С.Я. Инновационный проект: методы отбора и инструменты анализа рисков: учеб. пособие. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. — 240 с.
4. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science 1998.
ПЕРСПЕКТИВЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
А.И. Москвитин,
доцент кафедры маркетинга и экономики Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат экономических наук [email protected]
Н.Ю. Багаева,
ст. преподаватель Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г Якутск)
В статье рассматриваются актуальные проблемы трансформации высшего учебного заведения в образовательное учреждение, способное самостоятельно зарабатывать средства для осуществления своей основной деятельности, что связано, с переходом экономики страны от административно-плановой модели к социально-ориентированной рыночной.
Ключевые слова: технопарк, инновация, бизнес-инкубатор, дополнительное профессиональное образование, коммерциализация.
УДК 378(571.56) ББК 74.58(2 Рос.Яку)
На современном этапе российские государственные высшие учебные заведения находятся в поиске новых форм своей деятельности, что связано с сокращением государственных издержек в условиях развития рыночной экономики.
Трансформация вуза из классического образовательного учреждения в направлении образовательного учреждения, способного самостоятельно зарабатывать средства для осуществления основной деятельности, процесс достаточно сложный и болезненный. И это связано с преобразованиями в экономической жизни страны, которые требуют модернизации и в сфере образования, в том числе, организационной структуры и внутреннего содержания деятельности высших учебных заведений.
Как следствие современных тенденций, повсеместно при вузах создаются бизнес-инкубаторы, технопарки и иные структуры, призванные развивать предпринимательскую и инновационную деятельность. К сожалению, результативность этих начинаний зачастую бывает незначительной. Дело в том, что изначально советские вузы, а затем и российские не были созданы для зарабатывания средств, в них заложена в основном образовательная и воспитательная функции. Как показывает практика, на сегодня, зарабатывать на собственное развитие могут лишь те немногие высшие учебные заведения, которые способны предложить мировому рынку собственные уникальные технологические разработки. Большинству же классических уни-
верситетов и институтов приходится заниматься коммерческой деятельностью, используя (в конкурентной борьбе с местными предпринимателями) те преимущества, которые может предложить университетский технопарк. За редким исключением, такие технопарки ничем не отличаются от бизнес-инкубаторов, созданных Министерством малого предпринимательства.
Другая причина неудач технопарков заключается в том, что ведущая роль принадлежала менеджменту технопарков. Прежде всего, технопарк должен предоставлять своим резидентам-ком-паниям сферы высоких технологий, как стандартные бизнес-услуги, так и услуги, нацеленные на рост компаний. Задача менеджеров технопарка должна заключаться в создании благоприятных условий для высокотехнологичных стартапов, высвобождение индивидуальной инициативы преподавателей и студентов.
Успешно работающие высокотехнологичные компании по идее должны дать импульс для развития региональной экономики, приносить социальную пользу в виде выплат налогов, создания высокооплачиваемых рабочих мест, распространения современных технологий. При этом, ведущая роль в технопарках должна принадлежать самим разработчикам проектов. С такой постановкой сложно согласиться менеджерам, но иначе проекты просто не будут успешно работать.
Якутский государственный университет—флагман высшего образования в Республике Саха (Якутия) был создан в 1956 г., на основе педагогического института и развивался в виде классического университета. Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) им. М.К. Аммосова основан на базе Якутского госуниверситета в 2010 г. СВФУ справляется со своей задачей подготовки высококвалифицированных кадров в различных отраслях хозяйства республики. Тем не менее, требуется модернизация, как в организационной структуре университета, так и всего образовательного процесса, что связано с причинами указанными выше. На наш взгляд, модернизация университета должна быть ориентирована на развитие научно-производственного потенциала, что позволит решить основные задачи коммерциализации вуза.
Университету следует принимать активное участие в технологическом развитии региона и всего Северо-Востока России. Значит, должен найти формы взаимовыгодного сотрудничества с администрациями территорий и, прежде всего, г. Якутска. Целесообразно объединение интеллектуальных, финансовых и других ресурсов с крупными промышленными предприятиями республики, с администрацией города и республики. Поэтому необходимо найти эффективные формы взаимодействия с будущими партнерами, ведь цели у всех едины, это рост благосостояния населения на основе технологической перестройки всего механизма региональной экономики. Финансовых и прочих ресурсов только одного университета для решения поставленной задачи — технологического прорыва в региональной экономике недостаточно. Как показывает практика, для успешной деятельности технопарков требуется не менее $100 млн. на долгосрочной основе. Для привлечения дополнительных инвестиций, технологий, усиления предпринимательской деятельности, необходимо добиться заметного снижения налогов и таможенных сборов для резидентов технопарка, осуществляющих высокотехнологичные стартапы, устранения многочисленных бюрократических препонов.
Главный ресурс университета — интеллект и знания преподавателей, аспирантов и студентов. Возлагать все надежды только на немногочисленный штат технопарка неоправдано, необходимо максимально использовать потенциал большинства преподавателей, студентов и аспирантов. Приоритет при этом должен отдаваться научно-производственным направлениям, актуальным для регионального развития, а также прорывным перспективным направлениям, способным завоевывать ниши на мировых рынках. Прикладные научные исследования должны ориентироваться на спрос мирового рынка. Только в этом случае возможен реальный прорыв в инновационном развитии университета и всего региона. При коммерциализации образовательной сферы важен маркетинговый подход. Нужно изобретать то, что нужно рынку: региональному, российскому и мировому. Занятие наукой только ради самой науки не отвечает требованиям времени и не будет продуктивно с точки зрения коммерциализации образовательного процесса.
Известно, что ежегодно в мире обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, в результате компе-
тентность дипломированных специалистов быстро снижается. В этой связи, одной из прогрессивных форм, практикуемых в технологически развитых странах, является дополнительное образование. Поэтому, одним из важнейших направлений в коммерциализации образовательного процесса будет дальнейшее развитие дополнительного профессионального образования. Развитие услуг ДПО будет представлять собой синтез перспективных отечественных и зарубежных современных образовательных технологий.
Структура дополнительного профессионального образования включает:
— переподготовку специалистов (второе высшее образование). Программы средней продолжительности, направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или направления профессиональной деятельности. Подобные программы дают возможность смены сферы деятельности;
— повышение квалификации. Краткосрочные программы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области (к ним относятся краткосрочные семинары и различные тренинги);
— профессиональную переподготовку. Образовательная программа профессиональной переподготовки направлена на получение и развитие дополнительных компетенций (знаний, умений, навыков, а также личностных качеств), необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учётом международных требований и стандартов;
— дополнительную профессиональную переподготовку. Программы средней и длительной подготовки, направленные на освоение специалистом новых сфер деятельности. Дополнительное профессиональное образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний граждан в течение всей жизни, в том числе с целью своевременного соответствия требованиям рынка труда;
— стажировку. Стажировка может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях, в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных организациях, консультационных фирмах, органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Дополнительное профессиональное образование в форме стажировки направлено на изучение передового опыта путём непосредственного участия слушателя в соответствующей трудовой деятельности, закрепление на практике полученных в результате теоретической подготовки компетенций и установление способности применять знания, умения, навыки и личностные качества в профессиональной деятельности, приобретение и развитие организаторских навыков, необходимых для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Дополнительное профессиональное образование характеризуется широким выбором программ, характером образовательных услуг, ориентированных на потребности рынка, а также признаками глобализации в образовании. Глобализация образовательного процесса связана, прежде всего, со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и Болонским процессом в образовании. Прежде всего, это унификация образовательных систем различных стран и коммерческий характер дополнительного профессионального образования.
На наш взгляд, дополнительное профессиональное образование в СВФУ должно развивается на основе следующих принципов:
— демократизации — обеспечение равных возможностей дополнительного образования, открытость и многообразие его форм;
— непрерывности — осуществлять непрерывный процесс образования в течение всего периода профессиональной деятельности специалиста;
— коммерциализации и маркетинговой ориентации — прогнозирование профессиональных и образовательных потребностей слушателей.
Для достижения цели и развития дополнительного профессионального образования в СВФУ необходимо решить следующие задачи:
— основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста;
— координация деятельности подразделений университета в области дополнительного образования;
— организация реализации дополнительных образовательных программ в учебном процессе университета;
— развитие конкурентных преимуществ университета в области дополнительного профессионального образования на основе мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в республике;
— создание условий для подготовки кандидатов и докторов наук в аспирантуре, докторантуре, через соискательство;
— привлечение дополнительных инвестиций в развитие дополнительного образования вуза.
Прогнозируемые результаты развития дополнительного профессионального образования:
— укрепление позиций СВФУ на рынке образовательных услуг на Северо-Востоке России, проявляющееся в расшире-
нии контингента слушателей, появлении новых целевых групп, в увеличении количества дополнительных образовательных, в том числе и профессиональных, программ и модулей;
— повышение качества дополнительных профессиональных образовательных программ;
— повышение эффективности взаимодействия университета с работодателями, региональными центрами занятости, общественными организациями и др., по вопросам занятости и трудоустройства.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в ближайшей перспективе университету предстоят изменения связанные с коммерциализацией деятельности, но при этом университет не должен утратить прежние достижения классического университета, так как в своей основе он и в будущем будет продолжать готовить высококвалифицированные кадры для республики и всего Северо-Востока России.
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 года, № 3266-1 в ред. федеральных законов от 17.07.2009 № 148-ФЗ. ФЗ 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. — 1992. — № 172 (31 июля).
2. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. №125-ФЗ, постановлениями Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 610 и от 10.03.2000 г. № 213 // Российская газета. — 1996. — № 164 (29 авг.)
3. Ахтямов М.К. Российские вузы в условиях коммерциализации науки и образования // Вестн. Челябинского гос. ун-та. — 2009. — № 3 (14) Сер. Экономика. ВЭШ 19 С 29-34.
4. Модернизация высшего образования (социальный и экономический аспекты в масштабе Республики Саха (Якутия)): Матер науч.-практ. конф. ЯГУ, 19 ноября 2003 г. Ч.1. — Якутск 2004.
5. Горбаток З.В. Государственное регулирование экономики: Учеб.-метод. пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2000. — 31 с.
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВЫМ ПРИЕМОМ (НА ПРИМЕРЕ СПБГЭТУ)
Е.А. Вишнякова,
ассистент, аспирант кафедры прикладной экономики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»,
Ю.Н. Исаев,
доцент кафедры прикладной механики и инженерной графики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»,
кандидат технических наук [email protected]
Т.Д. Маслова,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук [email protected]
К.К. Холуянов,
ст. преподаватель кафедры микрорадиоэлектроники и технологии радиоаппаратуры Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»
В статье проведен анализ организации и управления целевым приемом в техническом вузе (на примере Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»). На его основе предложены механизмы повышения экономической эффективности целевого приема.
Ключевые слова: управление целевым приемом в вузы, модель организации целевого приема, экономический механизм целевого приема.
УДК 378 ББК 74
Целевой прием в учреждения высшего профессиональ- ной потребности в специалистах для различных отраслей ного образования — это важный инструмент подготовки народного хозяйства, в том числе в специалистах техничес-кадров, который направлен на обеспечение государствен- кого профиля.
4 1 0