Экономика и управление в образовании
УДК 378
М.М. Бутакова, О.Н. Соколова
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
*
В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ РОССИИ
Одним из важнейших показателей с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России конкурентных преимуществ является человеческий капитал [1].
Успешность реализации стратегий инновационного развития страны и регионов в значительной степени зависит от степени соответствия системы профессионального образования решаемым стратегическим задачам. В этом контексте научный и практический интерес представляет анализ современного состояния, проблем и противоречий в системе высшего профессионального образования.
Последние десятилетия образование в России, как и в других странах с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития, объявлено национальным приоритетом. Уровень образования, уровень профессиональной подготовки рассматриваются как главные факторы устойчивого развития экономики, основанной на знаниях. Внимание государства к образованию нашло отражение в стратегических документах развития Российской Федерации, см. в том числе [1].
Выделим наиболее значимые тенденции, характеризующие современное состояние и перспективы развития отечественной системы высшего профессионального образования.
Высокий уровень образования населения. По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8 % чис-
ленности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, и опережает Германию, Италию и Францию. Особенно важен с точки зрения создания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования по естественно-научным и техническим специальностям [1].
Агрегированные данные обследования бюджетов домашних хозяйств на конец 2004 г., размещенные на сайте Федеральной службы государственной статистики, характеризуют уровень образования населения РФ по половозрастным группам. Согласно этим данным, доля лиц в возрасте 18 лет и старше, имеющих высшее образование, составляет в целом по РФ 23 %, при этом значительно различается для городского (28 %) и сельского (12 %) населения. Столь существенные различия в уровне образования населения городской и сельской местности отражают, с одной стороны, более низкую ценность высшего образования у жителей сельской местности, а с другой - более высокую мобильность жителей сельской местности, получивших высшее образование, по сравнению с той частью, которая его не имеет.
Изменение направления тренда, характеризующего развитие высшего профессионального образования. Статистические данные свидетельствуют о смене периода активного роста коли-
* Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
чественных характеристик системы высшего профессионального образования Российской Федерации (1990-2004 гг.) на период их снижения, начавшийся в 2004 г. За период 1990-2004 гг. количество высших учебных заведений увеличилось в 2,08 раза, прием на первый курс -в 2,84 раза. В последующий период (2004-2009 гг.) количество высших учебных заведений увеличилось лишь на 4 %, прием на первый курс сократился на 7 %. В среднесрочной перспективе наиболее вероятно сохранение тенденции снижения количественных показателей, что связано, в первую очередь, с демографическими характеристиками населения, а также с исчерпанием источников их роста в предыдущие годы.
Развитие рынка услуг высшего профессионального образования при сохранении доминирующих позиций государственных вузов. Конституцией РФ, а также Законом «Об образовании» гражданам нашей страны государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования в государственных и муниципальных вузах. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в которых патерналистские меры государств предпринимались с целью изменить рынок образовательных услуг, достичь равновесия, соответствующего «социальным» предпочтениям, в Российской Федерации переход к рынку был осуществлен через разрешение рыночных отношений в системе высшего профессионального образования как дополняющих государственную систему. За годы рыночных преобразований не уменьшилось ни количество государственных организаций профессионального образования, ни контингент студентов в них. Если в 1995 г. в Российской Федерации насчитывалось 759 высших учебных заведений, в том числе 566 государственных (74,6 % от общего числа) и 193 негосударственных (25,4 %), то в 2009 г. количество вузов увеличилось до 1114, в том числе государственных до 662 (59,4 % от общего числа), а негосударственных до 452 (40,6 %). Доля негосударственных вузов в прие-
ме студентов составила в 2009 г. 13,9 % против 7,7 % в 1995 г.
Несмотря на высокие темпы роста, негосударственные вузы остаются значительно менее крупными, чем государственные. В 2009 г. средняя численность студентов в негосударственных вузах составила около трех тысяч человек, в государственных - более девяти тысяч. Как правило, негосударственные вузы ведут подготовку по образовательным программам, наиболее востребованным на рынке покупателей, в них практически отсутствует обучение по программам естественно-научных и технических направлений и специальностей. Несмотря на опережающие темпы роста количества негосударственных вузов и контингента студентов в них, основная часть студентов обучается в государственных вузах. Следовательно, на общую ситуацию на рынке образовательных услуг в России определяющее влияние продолжают оказывать государственные вузы, так как их доля в общей численности студентов остается преобладающей.
Следует учесть, что государственные вузы остаются активными и наиболее конкурентными субъектами на рынке образовательных услуг, так как в них на условиях полного возмещения затрат на обучение принимается более половины всех зачисленных студентов. По данным Государственного комитета статистики, в 2009 г. с полным возмещением затрат на обучение было принято более 65 % от общего числа принятых, в том числе около 60 % - на условиях полного возмещения затрат. Развитие рыночных отношений в сфере профессионального образования позволило привлечь средства потребителей, что способствовало повышению доступности высшего профессионального образования при одновременном снижении нагрузки на государственный бюджет.
Переход на уровневую систему подготовки. Переход на двухуровневую систему обучения оказал существенное влияние на структуру рынка услуг высшего профессионального образования, на динамику спроса на образовательные услуги, на позиции отдельных вузов в системе высшего профессионального образования. В процессе
перехода возросла дифференциация вузов, конкурентные преимущества получили образовательные учреждения, имеющие право на подготовку по программам магистратуры.
Более активное использование целевого подхода со стороны государства к финансированию образовательных учреждений. С началом реализации национального проекта «Образование» финансовая ситуация существенно изменилась для образовательных учреждений, доказавших свою возможность решать сложные задачи модернизации профессионального образования. Государство следует принципам селективного финансирования высшего профессионального образования, о чем свидетельствует пакет федеральных целевых программ, финансируемых Министерством образования и науки Российской Федерации: «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2013 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы», при этом стремясь сосредоточить финансовые ресурсы на поддержке наиболее перспективных организаций высшего профессионального образования.
Институциональные изменения в системе
ВПО. Государство стремится институционально закрепить разный уровень образовательных учреждений системы высшего профессионального образования, выделяя наиболее конкурентоспособные на мировом рынке образовательных услуг. Наиболее значимыми направлениями деятельности в этой сфере являются создание сети федеральных университетов, научно-исследовательских университетов, придание особого статуса Московскому и Санкт-Петербургскому университетам.
Изменение технологий обучения. Использование новых информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения при высоких единовременных затратах позволяет значительно сократить текущие затраты и увеличить
доступность образовательных услуг. В первую очередь, речь идет о технологиях дистанционного обучения, изменяющих не только методики, но в определенной степени и содержание обучения. Электронные издания, электронные библиотеки, справочные и поисковые системы, образовательные курсы и программы значительно ниже по стоимости, чем их аналоги на традиционных носителях.
Ориентация образовательных программ на требования рынка труда. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривают большее участие работодателей в формировании и реализации основных образовательных программ с целью их ориентации на требования рынка труда. Студенты как потребители образовательных услуг стремятся получить навыки, востребованные на рынке труда, которые обеспечат им возможность трудоустройства и карьерного роста. Университеты заинтересованы в обеспечении трудоустройства выпускников при высокой оценке качества результатов обучения работодателями в целях повышения собственного престижа и конкурентоспособности.
Сегодня для описания взаимодействия университета, бизнеса и власти мировое инновационное сообщество опирается на теорию «тройной спирали» [2], согласно которой инициатором такого взаимодействия может быть любой из участников, но университет играет, как правило, лидирующую роль. В этой связи усиливается актуальность проблемы типологизации университетов.
Федеральный закон № 125-ФЗ от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями) установил следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт. В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться кате-
гория «национальный исследовательский университет».
В соответствии с классификацией А.Ю Юда-нова в общеевропейском образовательном пространстве можно выделить университеты-коммутанты, призванные оказывать образовательные услуги массовому потребителю; инновационные университеты-эксплеренты; специализированные университеты-патиенты и претендующие на роль головных вузов - лидеров образования многоотраслевые университеты-виоленты [3].
Для определения роли и места университетов в инновационном развитии экономики мы предлагаем осуществлять их классификацию, учитывая характер и степень воздействия на социально-экономическую систему каждого региона.
Университеты, определяющие имидж региона, конкурентные преимущества перед другими регионами. К этой группе могут быть отнесены университеты, имеющие высокие рейтинги на национальных и международных рынках образовательных услуг. В этом случае влияние университета на региональную экономику определяется дополнительной привлекательностью региона, формированием интеллектуальной элиты, среды, традиций. В 80-е гг. ХХ в. Р. Флоракс отмечал, что эффект от развития вуза напрямую связан с его статусом, и влияние вуза с более высоким статусом на региональное развитие будет более значительным [4].
Университеты, считающие основной стратегической целью подготовку кадров для региона. К этой категории можно отнести большинство отечественных и зарубежных университетов, высокий спрос на услуги которых определяется интересом к профессиональному развитию и карьерному росту со стороны студентов в конкурентной среде региональной рыночной экономики. Перспективы развития этих университетов тесно связаны с эволюцией идеологии обучения - от подготовки всесторонне развитых личностей, для которых профессиональная конкурентоспособность не является определяющим мотивом, к подходам, где профессиональные, карьерные намерения становятся решаю-
щим стимулом к получению образовательной услуги [5].
Предпринимательские университеты. К этой категории следует отнести университеты, выполняющие значительные объемы НИОКР, осуществляющие коммерциализацию своих разработок, активно занимающиеся инновационной предпринимательской деятельностью. В настоящее время мы наблюдаем тенденцию, когда университеты эволюционируют в сторону предпринимательских университетов, вносящих значительный вклад в инновационное экономическое развитие регионов. Такие университеты, несомненно, способствуют прогрессу общества знаний и наукоемкой экономики. Предпринимательство считается неотъемлемым признаком современного динамично развивающегося университета.
Университеты как полюсы экономического роста региона. По мнению французского реги-оналиста Ж. Будевиля, региональный «полюс роста» представляет набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных в урбанизированной зоне и способных вызвать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Согласно данной теории образование «полюсов роста» происходит только в том случае, когда имеется ключевая (ведущая) отрасль, относящаяся к наиболее динамичным отраслям, или когда налицо благоприятные условия для интенсивного внедрения инноваций. Г. Монгейм отмечал, что создание университета может стать толчком роста для регионального развития [6]. Региональный университетский комплекс или инновационный центр может стать «полюсом роста» только в том случае, если наряду с ведущим университетом структура экономики региона включает ряд ведущих наиболее прогрессивных отраслей, способных оказывать формирующее влияние на окружающую территорию и имеющих темпы роста, превышающие средненациональные, т. е. отрасли с так называемым эффектом мультипликации [7]. По мнению проф. МГУ В.П. Третьяка, в качестве источника экономического роста можно рассматривать результативность функционирования отраслевых рынков [8]. Раз-
Научно-технические ведомости СПбГПУ 2-2' 2012. Экономические науки
вивая данный подход, отметим, что источником экономического роста региона может стать результативность функционирования регионального рынка услуг высшего профессионального образования, для определения которой следует оценить долю услуг высшего профессионального образования в валовом региональном продукте и в валовом внутреннем продукте страны, установить степень влияния высшего профессионального образования на устойчивость развития экономики региона, наличие мультипликативного эффекта от расширения регионального рынка услуг высшего профессионального обра-
зования. При этом неоднозначен ответ на вопрос о границах расчета мультипликативного эффекта, т. е. только в данном регионе или за его пределами. Вероятно, следует учитывать внутрирегиональный и межрегиональный мультипликативные эффекты.
Анализ и осмысление основных тенденций в развитии системы высшего профессионального образования, роли и значения университетов дают основание считать высшее профессиональное образование основным стратегическим ресурсом инновационного развития экономики региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. Распоряж. Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 г. [Электронный ресурс] // Поисковая система «Консультант Плюс».
2. Ицковиц, Г. Тройная спираль. Университеты -предприятия - государство. Инновации в действии [Текст] / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010.
3. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст] / А.Ю. Юданов. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
4. Florax, R. The regional economic role of universities: the dark side of university [Text] / R. Florax. -Twente: Centre for higher education policy studies, University of Twente, 1987.
5. Рубин, Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным моделям [Текст] / Ю.Б. Рубин // Высшее образование в России. - 2011. - № 3.
6. Monheim, H. Die raumordnungpolitishe Relevanz des Hohschulbaus [Text] / H. Monheim // Informationen zur Raumentwicklung, 1977.
7. Сысоев, А.П. Теория полюсов роста [Текст] / А.П. Сысоев // Ломоносовские чтения - 2003: матер. науч. конф. - М.: Экон. ф-т МГУ, ТЕИС, 2003.
8. Третьяк, В.П. Результативность функционирования отраслевых рынков как фактор экономического роста [Текст] / В.П. Третьяк // Ломоносовские чтения - 2003: матер. науч. конф. - М.: Экон. ф-т МГУ, ТЕИС, 2003.