Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ "ГТО - НОРМА ЖИЗНИ" В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ "ГТО - НОРМА ЖИЗНИ" В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжков Владимир Андреевич, Матюхов Дмитрий Михайлович

Статья посвящена актуальной для педагогической науки проблеме формирования физической культуры личности обучающегося среднего звена школы. Всероссийский физкультурноспортивный комплекс «Готов к труду и обороне» и его внедрение в систему физкультурного воспитания обучающихся через внеурочную деятельность, направленно на гармоничное и всестороннее развитие личности подрастающего поколения, его заинтересованность к введению здорового образа жизни и на ориентацию к занятиям физической культурой и спортом. Однако, как известно сам по себе комплекс «Готов к труду и обороне» представляет собой лишь перечень испытаний (тестов) которые не могут обеспечить целостное формирование личности и удовлетворить социальные потребности подростков. Исходя из этого, важно обратить внимание на процесс подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО, который на сегодняшний день остаётся всего лишь формальностью и имеет крайне низкий уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжков Владимир Андреевич, Матюхов Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PROGRAM AND CONTENT PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF MIDDLE LEVEL SCHOOL "READY FOR LABOR AND DEFENSE - NORM OF LIFE " IN THE FRAMEWORK OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article is devoted to the problem of the formation of physical culture of the personality of a middle-level student of the school, which is relevant for pedagogical science. All-Russian physical culture and sports complex “Ready for Labor and Defense” and its introduction into the system of physical education of students through extracurricular activities, aimed at the harmonious and comprehensive development of the personality of the younger generation, its interest in the introduction of a healthy lifestyle and orientation towards physical culture and sports. However, as you know, the complex “Ready for Labor and Defense” itself is only a list of tests (tests) that cannot provide a holistic personality formation and satisfy the social needs of adolescents. Based on this, it is important to pay attention to the process of preparing for the delivery standards of the complex “Ready for Labor and Defense”, which today remains just a for mality and has an extremely low level.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ "ГТО - НОРМА ЖИЗНИ" В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2010), "On approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education", Order of the dated 17.12.2010 No. 1897, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507 (accessed: 15/02/2021).

4. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2012), "On approval of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education", Order of the dated 17.05.2012 No. 413, available at: https://base.garant.ru/70188902/ (accessed: 15/02/2021).

Контактная информация: repsh_78@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2021

УДК 371.037.1+796.034

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ГТО - НОРМА ЖИЗНИ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Владимир Андреевич Рыжков, преподаватель, Дмитрий Михайлович Матюхов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена актуальной для педагогической науки проблеме формирования физической культуры личности обучающегося среднего звена школы. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» и его внедрение в систему физкультурного воспитания обучающихся через внеурочную деятельность, направленно на гармоничное и всестороннее развитие личности подрастающего поколения, его заинтересованность к введению здорового образа жизни и на ориентацию к занятиям физической культурой и спортом. Однако, как известно сам по себе комплекс «Готов к труду и обороне» представляет собой лишь перечень испытаний (тестов) которые не могут обеспечить целостное формирование личности и удовлетворить социальные потребности подростков. Исходя из этого, важно обратить внимание на процесс подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО, который на сегодняшний день остаётся всего лишь формальностью и имеет крайне низкий уровень.

Ключевые слова: программно-содержательное обеспечение, физкультурное воспитание, обучающиеся среднего звена школы, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», внеурочная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p273-278

IMPLEMENTATION OF PROGRAM AND CONTENT PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF MIDDLE LEVEL SCHOOL "READY FOR LABOR AND DEFENSE -NORM OF LIFE" IN THE FRAMEWORK OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Vladimir Andreevich Ryzhkov, the teacher, Dmitry Mikhailovich Matyukhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the problem of the formation of physical culture of the personality of a middle-level student of the school, which is relevant for pedagogical science. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" and its introduction into the system of physical education of students through extracurricular activities, aimed at the harmonious and comprehensive development of the personality of the younger generation, its interest in the introduction of a healthy lifestyle and orientation towards physical culture and sports. However, as you know, the complex "Ready for Labor and Defense" itself is only a list of tests (tests) that cannot provide a holistic personality formation and satisfy the social needs of adolescents. Based on this, it is important to pay attention to the process of preparing for the delivery standards of the complex "Ready for Labor and Defense", which today remains just a for-

mality and has an extremely low level.

Keywords: program and content support, physical education, middle-level students of the school, All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense", extracurricular activities.

ВВЕДЕНИЕ

Официальная статистика сдачи норм (тестов) ВФСК ГТО, среди обучающейся молодежи 11-12 лет (5-6 класс) за последние несколько лет показывают значительный прирост участников сдавших нормативы. Однако, важно обратить внимание на то, что процент выполнивших испытания (тесты) на знак отличия, крайне мал (6037a70788304.pdf (gto.ru)). Это в свою очередь говорит о том, что процесс подготовки к сдаче испытаний (тестов) ВФСК ГТО остается на крайне низком уровне, либо отсутствует вовсе. Исходя из этого, важно организовать процесс подготовки к сдаче нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» так, чтобы обеспечить комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей подростка. Таким образом, можно выделить противоречия между:

- необходимостью повышения ценностного потенциала и роли физической культуры в обществе, недостаточной ориентацией школьного образования в формирование физической культуры личности обучающегося;

- процессом подготовки к сдаче норм (тестов) ВФСК ГТО, как фактора, обеспечивающего наиболее полное удовлетворение социально-личностных потребностей подростка и требованиями школьного образования в недостаточной физической подготовленности обучающихся;

- потребностью в научно-методическом обеспечении теории и практики физкультурного воспитания в формирование физической культуры личности школьника и отсутствием обоснованного программного сопровождения процесса физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности подростка на внеурочных занятиях.

Стоит отметить, в данном исследовании материалы обоснованы для обучающихся среднего звена школы (5-6 класс). Подростки 11-12 лет обладают значительными биосоциальными предпосылками, восприимчивостью к усвоению ценностей культуры и морали общества, предрасположенностью к развитию основных физических качеств, умений и навыков в формировании физической культуры личности [1, с. 148].

Цель исследования: Экспериментально доказать эффективность процесса формирования физической культуры личности обучающегося 5-6 класса школы на внеурочных занятиях в процессе реализации программно-содержательного обеспечения физкультурного воспитания разработанного на основе III возрастной ступени ВФСК ГТО.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При достижении поставленной цели исследования использовались следующие методы:

1. Анализ, синтез и обобщение научно методической литературы.

2. Изучение нормативной базы общеобразовательной организации (тематическое, календарно-тематическое планирование, рабочие программы, медицинские карты обучающихся, материально техническое оснащение и др.).

3. Педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, моделирование, психолого-педагогическая диагностика и тестирование, медицинский контроль, психолого-педагогическое сопровождение, математико-статистическая обработка исходных и конечных показателей.

4. Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

5. Анализ, обобщение, интерпретация полученных исходных, промежуточных и конечных данных опытно-экспериментальной работы.

Оценка состояния, регистрация динамики и сравнительный анализ содержательных структурных компонентов физической культуры личности обучающегося среднего звена школы, обеспечивалась методами психолого-педагогической диагностики и тестирования, содержащихся в различных источниках специальной литературы и осуществлялась в течение одного учебного года (сентябре, декабре и мае), по идентичной для кон-

Физическая культура личности обучающегося среднего звена школы

Физический компонент Когнитивный компонент Физкультурно-деятельностный компонент

Физическое развитие

Ценностные ориентации в сфере физической культуры

Сформированность потребностно-мотивационной сферы

Качественно-количественные характеристики участия в освоении физической культуры

-

Организаторские способности физкультурно-спортивной деятельности

Рисунок 1 - Содержательные структурные компоненты физической культуры личности обучающегося среднего

звена школы

Экспериментальной базой исследования на различных этапах служили:

1. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Челябинска»;

2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 115 г. Челябинска»;

3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Челябинска».

Исследование проводилось с 2017 по 2020 г. и включало в себя три этапа:

- первый этап (теоретико-поисковый, 2017-2018 гг.);

- второй этап (опытно-экспериментальный, 2018-2019 гг.);

- третий этап (заключительный, 2019-2020 гг.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ АНАЛИЗ

Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в получении исходных достоверных данных, с помощью которых возможно разделить обучающихся на группы (контрольную и экспериментальную).

Целью организации и проведения формирующего этапа эксперимента являлось выявление эффективности разработанного программно-содержательного обеспечения физкультурного воспитания обучающихся среднего звена школы «ГТО - норма жизни» в рамках внеурочной деятельности.

Сформированность физического компонента определялась комплексом показателей, отражающих уровень физического развития, физической работоспособности и двигательной подготовленности (физической, технической) обучающихся среднего звена

школы контрольной и экспериментальной группы (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика показателей физического развития, работоспособности и двигательной подготовленности, обучающихся в формирующем педагогическом эксперименте (М±т), КГ=26; ЭГ=26_

|5 о о Двигательная подготовленность Физическое развитие

Этап эксперимента Группа Физическая работоспособг (баллы) Бег на 30 м, сек Бег на 1500 м, сек Наклон вперед из положения, стоя, см Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 1 мин, кол-во раз Рост, см Вес, кг Весоростовой показатель, г/см Жизненная емкость легких, л Жизненный индекс, мл/кг

Начало КГ 12,9±0,7 5,0±0,2 375,6±4,4 14,1± 1,1 173,9±3,1 48,7±0,4 159±1 51,7±1,1 324,8±7,0 2,72±0,06 53,1±1,4

ЭГ 11,6±0,7 5,2±0,1 373,9±4,4 13,2±1,1 173,2±2,9 49,3±0,4 160±1 51,3±1,3 319,9±7,8 2,61±0,05 52,3±1,4

Р > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

я КГ 15,2±0,6 4,8±0,3 358,3±4,2 15,4±0,9 182,1±2,9 49,1±0,5 166±1 57,8±7,6 348,5±5,5 2,92±0,01 50,4±1,53

^ Р я ЭГ 13,1±0,6 4,6±0,2 344,6±4,1 18,7± 1,1 186,8±2,9 50,9±0,6 164±1 58,4±5,1 354,5±6,6 3,21±0,08 55,1±1,6

и О Р < 0,05 > 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05 < 0,05

Примечание: показатель Р < 0,05 при 1 > 2,08

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что по окончании эксперимента средняя оценка состояния сформированности физического компонента экспериментальной группы в 1,26 раза выше, по сравнению с контрольной группой (Р < 0,05, при 1 > 2,08). Сформированность когнитивного компонента выявлялась показателями знаний в области физической культуры, качеством состояния основных психических процессов и ценностными ориентациями в сфере физической культуры обучающихся среднего звена школы контрольной и экспериментальной группы (таблица 2, рисунок 2).

Таблица 2 - Динамика показателей сформированности знаний и качества состояния основных психических процессов обучающихся в формирующем педагогическом эксперименте (М±т), КГ=26; ЭГ=26_

Этап эксперимента Группа Сформирован-ность знаний (баллы) Психические процессы

Двигательная память (баллы) Концентрация и устойчивость внимания (баллы) Восприятие временных параметров (баллы) Шкала сниженного настроения (баллы)

Начало КГ 3,1±1,2 4,1±0,3 3,8±0,6 2,3±0,3 53,1±2,5

ЭГ 2,9±1,1 4,3±0,3 3,0±0,3 2,6±0,3 60,6±1,9

Р > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05

Окончание КГ 3,3±1,3 5,2±1,4 4,2±0,3 3,3±0,4 58,1±2,5

ЭГ 4,1±1,2 6,9±0,3 5,3±0,3 4,1±0,2 54,2±2,3

Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05

Примечание: показатель Р < 0,05 при 1 > 2,08

Таким образом, показатель экспериментальной группы по окончании эксперимента характеризуется «высоким» уровнем, что на 1,29 баллов выше в сравнение с контрольной группой, у которой отмечается «средний» уровень (Р < 0,05, при 1 > 2,08).

Сформированность физкультурно-деятельностного компонента регистрировалась показателями, отражающими состояние сформированности потребностно-мотивационной сферы (мотивации), качественно-количественных характеристик участия в освоении физической культуры и организаторские способности физкультурно-

спортивной деятельности, обучающихся среднего звена школы контрольной и экспериментальной группы (таблица 3).

80 60 40 20 0

72

КГ ЭГ

Начало эксперимента

КГ ЭГ

окончание эксперимента

высокии уровень среднии уровень низкии уровень Рисунок 2 - Диаграмма динамики показателей состояния ценностных ориентаций в сфере физической культуры обучающихся в формирующем педагогическом эксперименте (%)

Таблица 3 - Динамика показателей качественно-количественных характеристик участия в освоении физической культуры и организаторских способностей физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в формирующем педагогическом эксперименте (М±т), КГ=26; ЭГ=26

Этап эксперимента Группа Качественно-количественные характеристики участия в освоении физической культуры (баллы) Организаторские способности физкультур-но-спортивной деятельности (баллы)

Начало КГ 30,6±1,6 («3») 23,3±0,7 («3»)

ЭГ 28,3±1,8 («3») 24,1±1,1 («3»)

Р < 0,05 < 0,05

Окончание КГ 36,2±0,7 («3») 29,4±1,4 («4»)

ЭГ 44,1±1,1 («4») 31,2±0,7 («4»)

Р < 0,05 < 0,05

Примечание: показатель Р < 0,05 при 1 > 2,08

Результаты диагностики сформированности физкультурно-деятельностного компонента к окончанию эксперимента, позволяют констатировать увеличение показателей экспериментальной группы в 1,23 раза по сравнению с контрольной группой, в которой наблюдается незначительное увеличение (Р < 0,05, при 1 > 2,08).

Изменения по нормам комплекса ГТО регистрировались в начале эксперимента и по его окончании, итог показывает непосредственную сдачу испытаний (тестов) ВФСК ГТО на базе центра тестирования (таблица 4).

Таблица 4 - Результаты мониторинга сдачи испытаний (тестов) ВФСК «Готов к труду и обороне» обучающихся контрольной и экспериментальной группы (кол-во, %), КГ=26; ЭГ=26

Этап эксперимента Группа Знак отличия

Золото Серебро Бронза Не выполнили

Начало КГ 7 (27%) 12 (46%) 4 (15%) 3 (12%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ 8 (31%) 10 (39%) 4 (15%) 4 (15%)

Окончание КГ 12 (46%) 10 (39%) 3 (11%) 1 (4%)

ЭГ 20 (77%) 4 (15%) 2 (8%) -

Итог КГ 12 (46%) 10 (39%) 4 (15%) -

ЭГ 21 (80%) 3 (12%) 2 (8%) -

Проведенная работа, в экспериментальной группе по итогам сдачи испытаний (тестов) ВФСК ГТО на базе центра тестирования показала, что выполнили испытания (тесты) на золотой знак отличия 21 обучающийся (80%). Серебряный знак отличия получили три подростка (12%). На бронзовый знак отличия справились с испытаниями (тестами) два школьника (8%).

ВЫВОДЫ

Из анализа результативности проведенной опытно-экспериментальной работы можно утверждать, что разработанное программно-содержательное обеспечение физкультурного воспитания обучающихся среднего звена школы «ГТО - норма жизни» в рамках внеурочной деятельности, способствуют гармоничному и всестороннему формированию личности подростка. Стоит отметить, что все позитивные сдвиги опытно-экспериментальной работы проходили в течение одной основополагающей цели, которой являлась подготовка к сдаче испытаний (тестов) ВФСК «Готов к труду и обороне», что определяло в наибольшей степени мотивацию подростков к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рыжков, В. А. Внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» в систему физкультурного воспитания обучающихся среднего звена школы в рамках внеурочной деятельности // Актуальные проблемы спортивной подготовки, оздоровительной физической культуры, рекреации и туризма. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 27-28 октября 2020 г.) : в 2 т. / под ред. Е. В. Быкова, Н. Ю. Мищенко. - Челябинск : УралГУФК, 2020. - Т. 2. - С. 148-153.

REFERENCES

1. Ryzhkov, V. A. (2021). "Implementation of the 'Ready for Labor and Defense' complex in the system of physical education of middle-level school students in the framework of extracurricular activities", Actual problems of sports training, health-improving physical culture, recreation and tourism. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference, Chelyabinsk, Vol. 2, pp. 148-153.

Контактная информация: ryzhkov_601@mail.ru; trener.85@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2021

УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ

И СЛУШАТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ПРИКЛАДНОЙ

СТРЕЛЬБЫ

Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, Алексей Вячеславович Стрижанов, старший преподаватель, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации; Михаил Алексеевич Ильин, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической

культуры

Аннотация

В статье приводятся данные по формированию педагогической модели обучения практической стрельбе курсантов и слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также направления совершенствования огневой подготовки. Определены принципы построения педагогической модели, структурные компоненты, факторы реализации направленные на повышение качества выполнения упражнений прикладной стрельбы курсантами и слушателями, сотрудниками ОВД.

Ключевые слова: курсанты и слушатели, огневая подготовка, стрельба, функциональная готовность, педагогическая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.