Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Дата публикации: 31.08.2020 УДК 37.017.93
С. П. Аршинник, В. В. Лысенко, Е. Г. Коатнко
К вопросу об оценке физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций на основе результатов выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и обороне»
На сегодняшний день не существует действенного механизма контроля и оценки физической подготовленности обучающихся. Отсутствует согласованность нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) и нормативом программ по физической культуре обучающихся. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модернизации нормативов физической подготовленности обучающихся в соответствии с требованиями комплекса «Готов к труду и обороне» и возрастными особенностями детей.
В исследовании приняли участие студенты и преподаватели Кубанского государственного университета физической культуры (58 человек), школьники в возрасте от 7 до 17 лет шести общеобразовательных учреждений города Краснодара (5150 школьников) и учащиеся 2-10 классов МБОУ СОШ № 17 станицы Холмской Краснодарского края. Проведен педагогический эксперимент с использованием: тестирования уровня физической подготовленности по стандартным испытаниям комплекса «Готов к труду и обороне»; математико-статистического сравнения групп с помощью критерия Стьюдента для оценки эффективности проведенного эксперимента.
Для основных тестов физической подготовленности («бег на 30 метров», «челночный бег 3х10 метров», «бег на 1000, 1500 и 2000 метров», «прыжок в длину с места толчком двумя ногами», «наклон вперед из положения стоя на скамье», «подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине», «поднимание туловища из положения лежа») разработаны оценочные шкалы физической подготовленности учащихся общеобразовательных организаций, позволяющие соединить два относительно разных оценочных параметра: нормативы комплекса ГТО и показатели физической подготовленности школьных программ по физической культуре.
Педагогический эксперимент с использованием методик оценивания по разработанным шкалам оценки показал, что число способных выполнить нормативы комплекса «Готов к труду и обороне» статистически значимо возросло у мальчиков и у девочек (соответственно, при р<0,05 и при р<0,01).
Предлагаемая актуализация программ по физической культуре и нормативов физической подготовленности подрастающего поколения с учетом требований Комплекса «Готов к труду и обороне» доказала свою эффективность и может быть рекомендована не только на территории Краснодарского края, но и в других регионах России.
Ключевые слова: готов к труду и обороне, обучающиеся, физическая подготовленность, нормативы, испытания, требования
Ссылка для цитирования:
Аршинник С. П., Лысенко В. В., Костенко Е. Г. К вопросу об оценке физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций на основе результатов выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 203-216. сМ: 10.32744^.2020.4.14
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Accepted: 15 June 2020 Published: 31 August 2020
S. P. Arshinnik, V. V. Lysenko, E. G. Kostenko
On the matter of physical fitness assessment of the students of comprehensive education organizations based on the results of meeting the requirements of the "Ready for Labor and Defense" standard
To date, there is no effective mechanism for monitoring and assessing the physical fitness of students. There is no consistency between the standards of the All-Russian physical training standard "Ready for Labour and Defense" (ARPTS RLD) and the physical education standard for students. The purpose of the research is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of modernization of the physical fitness standards for students in accordance with the requirements of the "Ready for Labour and Defense" standard and age characteristics of children.
The study involved students and teachers of the Kuban State University of Physical Education (58 people), schoolchildren aged 7 to 17 years of six educational institutions of the city of Krasnodar (5150 schoolchildren) and students of 2-10 grades of MBOU Secondary School No. 17 of Kholmskaya settlement, Krasnodar Territory. A pedagogical experiment was carried out using the testing of the physical fitness level according to standard tests of the "Ready for Labour and Defense" standard; mathematical and statistical comparison of groups using Student's criterion for assessment of the effectiveness of the experiment performed.
For the basic physical fitness tests ("30-meters race", "3x10 meters shuttle race", "1000, 1500 and 2000 meters race", "standing long jump with double take-off", "forward bend from a standing position on a bench", "chinups on a high (boys) and low (girls) crossbar", "lifting the torso from a prone position") the physical fitness assessment scales for the students of comprehensive educational organizations have been developed, allowing to combine two relatively different assessment parameters: the standards of the RLD and the indicators of physical fitness of school physical education programs.
The pedagogical experiment using the assessment methods according to the developed assessment scales showed that the number of participants able to fulfill the standards of the "Ready for Labour and Defense" complex increased statistically significantly in boys and girls (respectively, at p <0.05 and at p <0.01).
The proposed actualization of physical education programs and physical fitness standards for the younger generation, taking into account the requirements of the "Ready for u and Defense" standard, has proven its effectiveness and can be recommended not only for the Krasnodar Territory, but also for other regions of Russia.
Keywords: Ready for Labour and Defense, students, physical fitness, standards, tests, requirements
For Reference:
Arshinnik, S. P., Lysenko, V. V., & Kostenko, E. G. (2020). On the matter of physical fitness assessment of the students of comprehensive education organizations based on the results of meeting the requirements of the "Ready for Labor and Defense" standard. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 46 (4), 203-216. doi: 10.32744/pse.2020.4.14
_Введение
е соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» комплекс ГТО представляет собой программно-нормативную основу системы физического воспитания граждан Российской Федерации, устанавливающую государственные требования к уровню их физической подготовленности [18]. Другими словами, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекса «Готов к труду и обороне» является стандартом физического воспитания и физической подготовленности граждан Российской Федерации [3].
Однако данные многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что нынешнее поколение россиян, к сожалению, не всегда соответствуют намеченным стандартам [5].
Это связано с тем, что реализация возможностей Комплекса во многом лимитирована содержанием и нормативными требованиями образовательных программ по физической культуре. Для решения данного вопроса представляется целесообразным проведение исследования, направленного на обоснование необходимости поиска путей актуализации программ, по физической культуре обучающихся с учетом содержания, норм и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Результаты работы должны найти новые эффективные методы формирования содержания программ по физической культуре, разработки нормативов и путей оценки физической подготовленности обучающихся в соответствии с требованиями комплекса «Готов к труду и обороне»
В последние годы появилось большое число научных исследований, свидетельствующих о некотором изменении существующего положения и о действенности современного комплекса ГТО в обеспечении повышения уровня физической подготовленности подрастающего поколения (обучающихся) [11; 14; 16]. Так, по мнению Ю.Ф. Курамшина «...комплекс ГТО призван стать основой разработки стандартов, программ по физическому воспитанию и спорту во всех образовательных организациях и формирующей базой системы нормативных оценок, обуславливающих основные требования государства в области физической подготовленности различных групп населения...» [7].
Вышеизложенное предполагает, что разрабатываемые программы по физической культуре обучающихся (дошкольников, школьников, студентов) в обязательном порядке должны содержать те средства физического воспитания (упражнения), которые входят в содержание современного комплекса ГТО. Другим, на наш взгляд, не менее важным аспектом комплекса ГТО как программно-нормативной основы системы физического воспитания является наличие нормативных оснований оценки физической подготовленности образовательных программ, соответствующих нормативным требованиям ГТО. Это предполагает разработку новых нормативов программ физического воспитания согласованных с разработанными и утвержденными нормативными требованиями ВФСК ГТО. При этом на основе критериев выполнения нормативов в программах должны быть разработаны оценочные результаты физической подготовленности.
К сожалению, несмотря на то, что в настоящее время декларируется, что комплекс ГТО служит нормативной основой системы физического воспитания, а также то, что в Федеральных государственных образовательных стандартах предписывается необхо-
димость подготовки к испытаниям ГТО [8-10], к сожалению, действенного механизма контроля и оценки физической подготовленности обучающихся, на сегодняшний день не существует.
По, нашему мнению, это будет продолжаться до тех пор, пока нормативы ВФСК ГТО и нормативы программ по физической культуре обучающихся не будут взаимосвязаны и согласованы; т.е. в том случае, пока комплекс ГТО и программы по физической культуре не будут интегрированы друг с другом.
Таким образом, стоит констатировать, что на современном этапе еще не обеспечена интеграция нормативов ГТО и нормативов программ по физической культуре. В связи с вышеизложенным, нами выдвинуто предположение, что актуализация содержания программ по физической культуре, путем разработки и использования школьных нормативов физической подготовленности, соответствующих требованиям комплекса ГТО, представляет практический интерес. Поэтому целью нашего исследования послужила разработка нормативов физической подготовленности школьных программ по физической культуре с учетом нормативных требований Всероссийский физкультур-но-спортивный комплекса «Готов к труду и обороне».
_Материалы и методы
На первом этапе нашего исследования был сформирован алгоритм разработки нормативов для оценки параметров физической подготовленности, который приведен в виде схемы, представленной на рисунке 1.
Разработка методики составления нормативов
Выбор испьпани й соответствующих тестам ГТО
Те стар о-Ение учащихся по выбранным испытаниям
Выбор матрицы для шкап оценивания
Разработк а шкапы оценок на основе метода перцентн-лей
Формирование нормативов физической подготовленности
Зксперимен
тальное обоснование использования разработанных нормативов
Рисунок 1 Алгоритм разработки нормативов школьных программ по физической подготовке, соответствующих нормативам ВФСК ГТО
Далее, нами был осуществлен выбор испытаний, которые бы являлись также тестами школьных программ. При выборе тестов мы исходили из того, что комплекс ГТО - есть программно-нормативная основа системы физического воспитания, поэтому контрольные упражнения школьных программ по физической культуре также должны основываться на испытаниях (тестах) ГТО, прежде всего, обязательных испытаниях («на силу», «на выносливость», «на гибкость» и «на быстроту»). Кроме того, помимо
обязательных, были выбраны тесты «по выбору», которые наиболее популярны у учителей и присутствуют в действующих программах по физической культуре («челночный бег 3х10 м», «поднимание туловища из положения лежа за 1 мин» и «прыжок в длину с места толчком двумя ногами»). Однако подбор испытаний не догма, в разных условиях он может быть другим.
Следующим этапом исследования в соответствии с предложенным алгоритмом, послужило тестирование школьников города Краснодара (п=5150), благодаря которому был получен большой массив информации относительно результатов выполнения тестов по физической подготовке, соответствующих испытаниям ВФСК ГТО.
Затем, на основе имеющейся методики нормирования показателей, используемой в комплексе ГТО [17], была сформирована матрица шкал оценки программ по физической культуре. Данная матрица представлена в таблице 1.
Таблица 1
Соответствие нормативных требований ГТО и предлагаемых оценок по предмету «Физическая культура» (разделу «Физическая подготовленность»)
Общая доля испытуемых Знак ГТО Оценка по ФП Общая доля обучающихся
20 % Золотой Отлично с плюсом «5+» 40 %
40 % Серебряный Отлично «5» 10 %
Хорошо «4» 10 %
10 % Бронзовый Удовлетворительно «3» 10 %
30 % Не выполнившие нормы Неудовлетворительно «2» 30 %
Суть предлагаемого нами подхода к формированию матрицы состоит в том, что оценки за физическую подготовленность школьной программы должны соотноситься с нормативами ГТО (соответствующим знакам отличия). При этом оценка «2» («неудовлетворительно») должна соответствовать показателям ниже нормы (невыполнение на знак отличия ГТО). Оценка «3» («удовлетворительно») соответствовать уровню бронзового знака отличия ВФСК ГТО, а оценка «4» («хорошо») - серебряному. В то же время мы предлагаем, что оценка «5» («отлично») не может в настоящее время соответствовать уровню золотого знака ГТО, поскольку в теории его способны достичь лишь 20 % испытуемых (на практике - значительно меньше) [2; 5]. Поэтому отметка «5» может выставляться за уровень физической подготовленности выше серебряного, но ниже золотого (условно «серебряный +»).
Далее посредством использования метода перцентилей были разработаны граничные значения для шкал оценок, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Схема шкал оценки показателей физической подготовленности учащихся общеобразовательных организаций
Перцентиль Шкала оценки
До 70-го перцентиля (0,7 < к< 1) Оценка «2» (неудовлетворительно)
От 70-го до 60-гоперцентиля (0,6 < к < 0,7) Оценка «3» (удовлетворительно)
От 60-го до 50-гоперцентиля (0,5 < к < 0,6) Оценка «4» (хорошо)
От 50-го перцентиля (к < 0,50) Оценка «5» (отлично)
В дальнейшем, на основе результатов тестирования (мониторинга) физической подготовленности школьников г. Краснодара и Краснодарского края (п=5150), были произведены соответствующие расчеты по методу перцентилей и разработаны конкретные граничные значения результатов тестовых испытаний уровней физической подготовленности.
Для подтверждения целесообразности предложенных рекомендаций и оценок на базе МБОУ СОШ № 17 станицы Холмской Краснодарского края была проведена пилотная апробация предлагаемого подхода по актуализации содержания программ по физической культуре в соответствии с требованиями комплекса «Готов к труду и обороне» и необходимостью повышения уровня физической подготовленности. В эксперименте были задействованы 540 учащихся 2-10 классов.
Для решения исследовательских задачи использовались следующие методы: анализ научной литературы, тестирование уровня физической подготовленности по стандартным испытаниям комплекса «Готов к труду и обороне», педагогический эксперимент и математико-статистическое сравнение групп с помощью критерия Стьюдента для оценки эффективности проведенного эксперимента.
_Результаты исследования
Эмпирические данные физической подготовленности обучающихся Краснодарского края, полученные в результате мониторинга, были преобразованы в оценки результатов тестовых упражнений школьной программы, соответствующие нормативов ГТО. Полученные шкалы и критерии оценок за выполненные показатели физической подготовленности школьников, представлены в таблицах 3, 4 и 5.
Таблица 3
Критерии оценки физической подготовленности обучающихся 1-4 классов
Тесты (испытания) для оценки физической подготовленности класс Оценки мальчики Оценки девочки
5 4 3 5 4 3
Бег на 30 м, с 1-й 6,2 6,7 6,9 6,6 6,8 7,1
2-й 6,1 6,3 6,5 6,3 6,4 6,6
3-й 5,7 6,0 6,2 6,1 6,2 6,4
4-й 5,6 5,8 6,0 5,8 6,0 6,2
Челночный бег3х10 метров, с 1-й 9,6 9,8 10,4 10,0 10,4 10,6
2-й 9,6 9,8 10,0 9,7 9,9 10,1
3-й 9,0 9,3 9,6 9,2 9,4 9,7
4-й 8,7 8,8 9,1 8,9 9,0 9,2
Бег на 1000 метров, мин: с 1-й 6:30 6:40 7:10 6:55 7:05 7:35
2-й 6:10 6:30 6:40 6:20 6:40 7:00
3-й 5:50 6:00 6:10 6:10 6:20 6:30
4-й 5:40 5:50 6:00 5:50 6:00 6:20
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см 1-й 130 120 110 120 115 105
2-й 140 130 120 130 125 120
3-й 145 140 130 140 130 120
4-й 155 140 135 145 140 130
Наклон вперед из положения стоя на скамье, см 1-й +5 +4 +2 +6 +5 +3
2-й +5 +4 +2 +6 +5 +3
3-й +6 +5 +3 +7 +6 +4
4-й +6 +5 +3 +8 +6 +4
Подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине, количество раз 1-й 3 2 1 9 6 4
2-й 3 2 1 10 7 5
3-й 4 3 2 12 10 8
4-й 4 3 2 12 10 8
Поднимание туловища из положения лежа, количество раз за 1 мин 1-й 26 24 21 22 21 18
2-й 26 24 21 24 22 18
3-й 33 32 27 29 27 14
4-й 34 32 27 30 27 14
Таблица 4 Критерии оценки физической подготовленности обучающихся 5-9 классов
Тесты (испытания) для оценки физической подготовленности класс Оценка мальчики Оценка девочки
5 4 3 5 4 3
Бег на 60 м, с 5-й 9,9 10,4 10,9 10,5 10,9 11,3
6-й 10,2 10,4 10,9 10,9 11,3 10,2
7-й 9,6 9,8 10,0 10,2 10,4 10,6
8-й 9,4 9,6 9,8 10,0 10,4 10,6
9-й 9,0 9,2 9,6 10,0 10,4 10,6
Челночный бег3х10 метров, с 5-й 8,4 8,7 9,0 8,9 9,1 9,4
6-й 8,3 8,5 8,7 8,9 9,1 8,6
7-й 8,0 8,2 8,4 8,6 8,8 9,0
8-й 7,8 8,0 8,2 8,5 8,7 8,9
9-й 7,6 7,8 8,0 8,4 8,6 8,8
Бег на 1500 м, мин: с 5-й 7:40 8:05 8:20 8:20 8:29 8:55
6-й 7:35 8:05 8:20 8:29 8:55 8:00
7-й 7:30 7:50 8:10 8:00 8:25 8:50
8-й 7:30 7:40 8:00 7:50 8:20 8:40
Бег на 2000 м, мин: с 9-й 9:20 9:40 10:00 10:40 11:40 12:10
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см 5-й 170 160 150 155 150 145
6-й 175 160 155 155 145 165
7-й 185 180 170 165 160 155
8-й 200 190 180 170 165 155
9-й 210 200 190 175 165 160
Наклон вперед из положения стоя на скамье, см 5-й +7 +5 +3 +8 +6 +4
6-й +7 +5 +3 +6 +4 +10
7-й +7 +6 +4 +10 +8 +6
8-й +7 +6 +4 +11 +9 +7
9-й +7 +6 +4 +11 +10 +9
Подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине, количество раз 5-й 5 4 3 12 11 9
6-й 6 5 4 11 10 13
7-й 7 6 5 13 12 10
8-й 8 7 5 15 12 10
9-й 9 8 6 15 12 10
Поднимание туловища из положения лежа, количество раз за 1 мин 5-й 54 36 32 32 30 28
6-й 41 37 33 30 28 36
7-й 43 39 35 36 34 31
8-й 44 40 35 37 34 31
9-й 45 42 40 39 35 32
Таблица 5 Критерии оценки физической подготовленности обучающихся 10-11 классов
Тесты (испытания) для оценки физической подготовленности класс Оценки юношей Оценка девушек
5 4 3 5 4 3
Бег на 60 м, с 10-й 8,3 8,5 8,8 10,0 10,1 10,5
11-й 8,2 8,4 8,6 9,9 10,1 10,5
Челночный бег 3х10 м, с 10-й 7,5 7,6 7,9 8,6 8,7 8,9
11-й 7,5 7,6 7,8 8,5 8,7 8,9
Бег на 3000 м (юноши) и 2000 м (девушки), мин: с 10-й 14:15 14:30 15:00 11:05 11:20 12:00
11-й 14:00 14:20 15:00 11:00 11:20 12:00
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см 10-й 220 210 200 175 170 160
11-й 220 215 200 175 170 165
Наклон вперед стоя на скамье, см 10-й +9 +8 +6 +10 +9 +7
11-й +10 +8 +6 +12 +10 +8
Подтягивание на высокой (юноши) и низкой (девушки) перекладине, количество раз 10-й 12 11 9 14 13 11
11-й 12 11 9 14 13 11
Поднимание туловища, количество раз за 1 мин 10-й 45 40 36 40 36 33
11-й 45 43 40 43 41 39
Как видно из представленного материала в разработанных оценочных шкалах нормативы от года к году (от класса к классу) возрастают постепенно («плавно») по сравнению с соответствующими изменениями между ступенями ГТО. Таким образом, учитель, ориентируясь на соответствующие нормативы, может регулярно контролировать уровень физической подготовки и целенаправленно готовить учащихся к выполнению нормативов на своих уроках в соответствии с ФГОС [8-10].
По ходу эксперимента учитель физической культуры МБОУ СОШ № 17 ст. Холм-ской Краснодарского края Светлана Васильевна Фаддеева с нашей помощью в течение полугода в своей учебной работе использовала предлагаемые методики актуализации учебного процесса и оценивала уровень физической подготовленности по предложенным критериям. В основе реализуемой методики для формирования программ учебного процесса использовался принцип, предложенный В.И. Тхоревым, по которому часть урочного занятия отводилась двигательным умениям и навыкам, представленным в программе по физической культуре, а часть - в воспитании тех физических качеств и способностей, которые непосредственно связаны с испытаниями ВФСК ГТО [15].
Для чистоты эксперимента проведено предварительное исходное тестирование по выбранным испытаниям ГТО, которое показало, что степень подготовленности и результативность сдачи нормативов комплекса ГТО учащихся обеих групп (контрольной и экспериментальной) примерно находится на одинаковом уровне и достоверно не различаются (см. табл. 6).
Таблица 6
Сравнение уровня подготовленности к испытаниям ГТО учащихся контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (%)
Показатели мальчиков КГ до эксперимента (п=16) Показатели мальчиков ЭГ до эксперимента (п=15) 1 р
Выполнившие на знак ГТО 25,0±10,83 Выполнившие на знак ГТО 26,7±11,42 0,11 >0,05
Не выполнившие 75,0±10,83 Не выполнившие 73,3±11,42 0,11 >0,05
Показатели девочек КГ до эксперимента (п=14) Показатели девочек ЭГ до эксперимента (п=15) р
Выполнившие на знак ГТО 21,4±10,97 Выполнившие на знак ГТО 20,0±10,33 0,09 >0,05
Не выполнившие 78,6±10,97 Не выполнившие 80,0±10,33 0,09 >0,05
Как видно из результатов тестирования степень подготовленности современной молодежи к испытаниям ГТО еще достаточно низка. Результаты примерно 25% участников эксперимента соответствовали уровню бронзового знака, а 3/4 испытуемых, вообще не справились с испытаниями.
По итогам 7-месячного педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование по испытаниям, соответствующим тестам ГТО. При этом в контрольной группе использовались тесты по выбору самих испытуемых, а в экспериментальной группе - по предложенной выше программе. Полученные итоговые данные представлены в таблице 7.
Таблица 7
Сравнение уровня подготовленности к испытаниям ГТО учащихся контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (%)
Показатели мальчиков КГ после эксперимента (п=16) Показатели мальчиков ЭГ после эксперимента(п=15) t р
Выполнившие на знак ГТО 31,2±11,59 Выполнившие на знак ГТО 66,7±12,17 2,11 <0,05
Не выполнившие 68,8±11,59 Не выполнившие 33,3±12,17 2,11 <0,05
Показатели девочек КГ после эксперимента (п=14) Показатели девочек ЭГ после эксперимента(п=15) t р
Выполнившие на знак ГТО 35,7±12,80 Выполнившие на знак ГТО 73,3±11,42 2,19 <0,05
Не выполнившие 64,3±12,80 Не выполнившие 26,7±11,42 2,19 <0,05
Из приведенной таблицы 7 видно, что результаты повторной сдачи испытаний ГТО у обучающиеся контрольной значительно различаются от экспериментальной группы. Так, значимо у мальчиков (достоверно при р<0,05), у девочек (при р<0,01)
возросло число способных выполнить нормативы комплекса ГТО. При этом значительное число испытуемых экспериментальной группы достигло уровня серебряного знака отличия ВФСК ГТО. В тоже время у мальчиков и девочек контрольной группы за данный период не произошло статистически значимых изменений по числу способных выполнить нормы ГТО.
Данный факт свидетельствует о положительном эффекте использования рекомендуемого подхода и разработанных шкал оценок и включения их в региональные программы по физической культуре обучающихся средних общеобразовательных организаций Краснодарского края.
_Обсуждение результатов
Особенностям физического воспитания и закономерностям совершенствования физических качеств и готовности выполнять нормативы ВФСК ГТО у детей школьного возраста уделено достаточно внимания в литературе. Однако, современными научными исследованиями тема в подавляющем большинстве случаев рассматривается лишь фрагментарно и в констатирующем формате. В том числе в ведущих рецензируемых научных изданиях по педагогике и физической культуре. При оценке эффективности внедрения ВФСК ГТО в сферу физической культуры работ, касающихся методики подготовки к выполнению норм ВФСК ГТО учащихся общеобразовательных организаций на уроках физической культуры явно недостаточно. В литературе ряд специалистов [1; 6] указывает на целесообразность «привязки» нормативов ГТО к оценкам по физической культуре (физической подготовке). Например, в некоторых публикаций [6] говорится, что «...оценка «5» должна соответствовать золотому знаку отличия комплекса ГТО ...». Вместе с тем, такой подход представляется (по крайней мере пока) нереализуемым, поскольку, по данным наших и альтернативных исследований [3; 12; 13] в настоящее время достижение уровня, эквивалентного золотому знаку ГТО посильно лишь очень ограниченному числу обучающихся (от 0,4 до 9-10) %). По всей видимости, выставление «пятерки» - по трудности соответствующей золотому знаку отличия ГТО - это дело будущего. Считаем, что наши предложения по которым: оценка «2» («неудовлетворительно») должна соответствовать показателям ниже нормы (невыполнение на знак отличия ГТО), оценка «3» («удовлетворительно») соответствовать уровню бронзового знака отличия ВФСК ГТО, оценка «4» («хорошо») - серебряному, а отметка «5» может выставляться за уровень физической подготовленности выше серебряного, но ниже золотого (условно «серебряный +») целесообразны и современны.
Другим препятствием на пути интеграции нормативов ГТО и образовательных программ по физической культуре является «несогласованность» возрастных ступеней Комплекса и учебных классов школьных программ. К примеру, существующая в настоящее время IV возрастная ступень ГТО объединяет учащихся 7-9 классов (подростков 13-ти, 14-ти и 15-ти лет), а нормативы для всех них одинаковые. При этом, по мнению специалистов [3], нормы для 13-летних должны отличаться от 15-летних. Для того, чтобы избежать таких негативных аспектов мы решили, что изменение разрабатываемых нами нормативов должно быть «постепенно-возрастающим» от года к году и от класса к классу, что обусловлено возрастными особенностями детей, в отличие от различий между ступенями ГТО. То есть в рамках каждой ступени ГТО могут существовать своего рода возрастные промежуточные нормативы позволяющие оптимизировать систему
школьного оценивания. При этом промежуточные нормативы программ по физической культуре могут частично и не совпадать с нормативами конкретной ступени ГТО, но по достижению образовательного или определенного уровня они должны быть практически идентичными [4]. Поэтому при формировании шкал оценок мы ориентировались на реальные возможности детей школьного возраста.
Методы и способы формирования шкал оценивания в основном ориентированы на использовании среднего арифметического и стандартного отклонения. Проведенные нами расчеты по шкале выбранных точек модифицированной для пятибалльных школьных отметок, как и выше приведенные шкалы дают небольшой процент отличных оценок. Поэтому разрабатывая шкалы оценок физической подготовленности, мы взяли метод расчета по перцентилям. Определения граничного значения на уровне не выше 50-го перцентиля для оценки отлично позволило значительно увеличить количество этих оценок. Увеличение отличных оценок до почти 50 %, явилось стимулирующим фактором в процессе обучения по предмету «Физическая культура», усилило мотивацию обучающихся и позволило значительному числу испытуемых экспериментальной группы достигнуть уровня серебряного знака отличия ВФСК ГТО.
Несмотря на то, что с момента возрождения ВФСК ГТО прошло уже 5 лет, единой рекомендованной системы подготовки к выполнению испытаний еще не существует. Это отражается на степень готовности и качество работы учителей физического воспитания в новых условиях. По исследовательским данным [16] при ответе на вопрос: «Изменился ли процесс физического воспитания в учебном заведении, в котором Вы работаете, с внедрением комплекса ГТО?» утвердительно ответили лишь 38,7±8,75% респондентов. При этом только 22,5±7,5% из этих педагогов попытались внести определенные изменения в процесс физического воспитания в связи с внедрением ВФСК ГТО необходимость разработки технологии, направленной на подготовку школьников к выполнению испытаний данных команд в рамках уроков физической культуры. Поэтому результаты проведенного исследования, показавшего необходимость и эффективность поиска новых путей совершенствования учебного процесса по физической культуре с целью обеспечения подготовки к выполнению требований, прописанных в ВФСК ГТО имеет несомненную практическую значимость и может быть рекомендован для работы не только в Краснодарском крае, но и в других регионах России.
_Выводы
Проведенное педагогическое тестирование и последующая разработка шкал оценивания позволило создать алгоритм для изменения содержания программ и реализации программы подготовки к испытаниям комплекса «Готов к труду и обороне» обучающихся разного возраста. Предлагаемые пути и способы применения разработанных шкал оценки уровней физической подготовки и включение их в программы по физической культуре обучающихся средних общеобразовательных организаций мотивируют школьников на дальнейшее занятия физической культурой и спортом, и способствует достижению более высоких результатов в испытаниях комплекса ГТО. По итогам эксперимента произошло увеличение количества учащихся, получивших отличные оценки за физическую подготовленность, а процент выполнивших нормативы ГТО составил немногим более 70 %. По нашему мнению, именно объективная оценка результатов физической подготовленности важна и должна быть закреплена в
программах по физической культуре как главный фактор контроля и мотивации к занятиям физической культурой. В этом случае нормативы ГТО могут выступать в роли соответствующих индикаторов, позволяющих довольно объективно оценить уровень подготовленности занимающихся.
Результаты нашего исследования, показывают целесообразность применения рекомендуемой модификации содержания учебных программ и разработки шкал оценивания физической подготовки, внесения их содержание и реализацию программ по физической культуре для школьников Краснодарского края. По итогам работы предложены следующие выводы:
1. Разработаны оценочные шкалы физической подготовленности программ физического воспитания общеобразовательных организаций, позволяющие соединить два относительно разных оценочных параметра: нормативы комплекса ГТО и показатели физической подготовленности школьных программ по физической культуре.
2. Для разработки нормативов оценки уровня физической подготовленности целесообразно использовать метод перцентилей и следующую шкалу оценки:
а) до 70-го перцентиля - оценка «2» (неудовлетворительно);
б) от 70-го до 60-го перцентиля - оценка «3» (удовлетворительно);
б) от 60-го до 50-го перцентиля - оценка «4» (хорошо);
в) меньше 50-го перцентиля - оценка «5» (отлично)
3. Предложенный метод формирования нормативов физической подготовленности и оценки степени готовности к выполнению норм современного комплекса ГТО позволяет определить нормативы для каждого теста и конкретных испытаний и должен состоять из следующих этапов:
а) выбор испытаний, соответствующих тестам ВФСК ГТО;
б) тестирование учащихся по выбранным испытаниям ГТО;
в) проведение нормирования на основе метода перцентилей;
г) формирование нормативов школьных программ по физической культуре;
д) экспериментальное обоснование действенности разработанных нормативов и оценок.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Антонюк С.Д. Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» как программная и нормативная основа обеспечения физического воспитания / С.Д. Антонюк, И.В. Кожевникова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5-6. С. 62-70.
2. Аршинник С. П. Степень готовности детей школьного возраста к выполнению нормативов комплекса ГТО / С. П. Аршинник, Г.Н. Дудка, К. В. Малашенко [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 19-27.
3. Аршинник С. П. Комплекс ГТО как стандарт физической подготовленности граждан Российской Федерации / С. П. Аршинник, Н. А. Амбарцумян, В. И. Тхорев // Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)» и массовый спорт в системе здорового образа жизни населения: материалы междунар. науч.-практ. конф. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. С. 41-45.
4. Аршинник С.П. Оценка физической подготовленности обучающихся в соответствии с нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / С. П. Аршинник, Н.А. Амбарцумян, Г.Н. Дудка [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174). С. 21-27.
5. Аршинник С.П. Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» 5 лет: достижения, проблемы, перспективы / С. П. Аршинник, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (178). С. 26-37.
6. Кудинов С.И. О проекте ВФСК / С.И. Кудинов // Физическая культура в школе. 2014. №3. С. 53-55.
7. Курамшин Ю.Ф. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО - программно-нормативная основа
физического воспитания студентов / Ю.Ф. Курамшин, Н.В. Колесников // Научные труды Северо-Западного института управления. 2016. Т.7. № 2 (24). С. 79-84.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 года № 1644). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.07.2020)
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 года № 1643). URL: http:// ivo.garant.ru/#/document/197127/paragraph/2644:2. (дата обращения: 30.07.2020)
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 года № 1645). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.07.2020)
11. Райзих А.А. Эффективность модели физического воспитания допризывной молодежи по выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / А.А. Райзих. П.К. Петров // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 47-49
12. Синявский Н.И. Выполнение школьниками нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Теория и практика физической культуры. 2017. № 8. С. 94
13. Снигур М.Е. Оценка кондиционных физических качеств детей 6-8 лет по обязательным нормативам комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. 2017. № 8. С. 99-100.
14. Стрижак А.П. Метод «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению нормативов Всероссийского комплекса ГТО / А.П. Стрижак, Л.Г. Рыжакова, В.В. Бобков [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2020. № 6. С. 57-59.
15. Тхорев В.И. Физическая культура: региональная учебная программа для общеобразовательных организаций Краснодарского края. Начальные классы: учебно-методическое пособие / В.И. Тхорев, С.П. Аршинник. Краснодар: КГУФКСТ, 2017. 2-е изд., доп. и перераб. 78 с.
16. Тхорев В.И. Технология подготовки школьников к выполнению испытаний ВФСК ГТО / В.И. Тхорев, С.П. Аршинник, Н.Д. Фролова [и др.] // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ. Т.21. Краснодар: КГУФКСТ, 2019. С. 63-65.
17. Уваров В. А. Методология научного обоснования содержания видов испытаний и нормативных требований I-XI ступеней Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Вестник спортивной истории. 2016. № 1 (3). С. 57-79.
18. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 5 октября 2015 года № 274-ФЗ). URL: https://www.minsport.gov.ru/documents/federal-laws/29070/ (дата обращения: 30.07.2020)
REFERENCES
19. Antonyuk S. D. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" as a program and normative basis for providing physical education / S.D. Antonyuk, I.V. Kozhevnikova. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 5-6, pp. 62-70. (in Russ.)
20. Arshinnik S. P. Degree of readiness of school-age children to fulfill the standards of the complex "Ready for Labor and Defense" / S. P. Arshinnik, G. N. Dudka, K. V. Malashenko [and others]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2015, no. 11 (129), pp. 19-27. (in Russ.)
21. Arshinnik S. P. Complex TRP as a standard of physical fitness of citizens of the Russian Federation / S. P. Arshinnik, N. A. Ambartsumyan, V. I. Tkhorev. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense (TRP)" and mass sports in the system of a healthy lifestyle of the population: materials of the international. scientific-practical conf. Vladimir, Publishing house of VlSU, 2016, pp. 41-45. (in Russ.)
22. Arshinnik S.P. Assessment of physical fitness of students in accordance with the standards of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" / S. P. Arshinnik, N.A. Ambartsumyan, G.N. Dudka [et al.]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2019, no. 8 (174), pp. 21-27. (in Russ.)
23. Arshinnik S.P. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" 5 years: achievements, problems, prospects / S. P. Arshinnik, G.N. Dudka, K.V. Malashenko [et al.]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2019, no. 12 (178), pp. 26-37. (in Russ.)
24. Kudinov S. I. About the VFSK project. Physical culture at school, 2014, no. 3, pp. 53-55. (in Russ.)
25. Kuramshin Yu.F. All-Russian physical culture and sports complex of the RLD as a program-normative basis for physical education of students / Yu.F. Kuramshin, N.V. Kolesnikov. Scientific works of the North-West Institute of Management, 2016, vol. 7, no. 2 (24), pp. 79-84. (in Russ.)
26. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 No. 1897 "On approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education" (with amendments and additions dated December 29, 2014 No. 1644). Available at: https://fgos.ru/ (accessed 30 June 2020) (in Russ.)
27. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 No. 373 "On the approval and implementation of the Federal State Educational Standard of Primary General Education" (with amendments and additions dated December 29, 2014, No. 1643). Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/197127/ paragraph/2644:2. (accessed 30 June 2020) (in Russ.)
28. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 No. 413 "On the approval and implementation of the Federal State Educational Standard for Secondary General Education" (with amendments and additions dated December 29, 2014, No. 1645). Available at: https://fgos.ru/ (accessed 30 June 2020) (in Russ.)
29. Raizikh A.A. The effectiveness of the model of physical education of pre-conscription youth on the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex RLD / A.A. Raizich. PC. Petrov. Theory and practice of physical culture, 2017, no. 1, pp. 47-49 (in Russ.)
30. Sinyavsky N.I. Fulfillment by schoolchildren of the standards of the complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) / N.I. Sinyavsky, A.V. Fursov. Theory and practice of physical culture, 2017, no. 8, p. 94 (in Russ.)
31. Snigur M.E. Assessment of conditioned physical qualities of children 6-8 years old according to the mandatory standards of the RLD complex. Theory and practice of physical culture, 2017, no. 8, pp. 99-100. (in Russ.)
32. Strizhak A.P. The method of "circular training" in preparing students to fulfill the standards of the All-Russian RLD complex / A.P. Strizhak, L.G. Ryzhakova, V.V. Bobkov [et al.]. Theory and practice of physical culture, 2020, no. 6, pp. 57-59. (in Russ.)
33. Tkhorev V.I. Physical culture: regional curriculum for general education organizations of the Krasnodar region. Primary grades: teaching aid / V.I. Tkhorev, S.P. Arshinnik. Krasnodar, KGUFKST Publ., 2017. 78 p. (in Russ.)
34. Tkhorev V.I. Technology for preparing schoolchildren for the performance of tests of the VFSK TRP / V.I. Tkhorev, S.P. Arshinnik, N. D. Frolova [et al.]. Actual problems of physical culture and sports: Proceedings of the scientific research institute for problems of physical culture and sports KSUFKST. T. 21. Krasnodar, KGUFKST Publ., 2019. pp. 63-65. (in Russ.)
35. Uvarov V. A. Methodology of scientific substantiation of the content of the types of tests and normative requirements of the I-XI stages of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD). Bulletin of sports history, 2016, no. 1 (3), pp. 57-79. (in Russ.)
36. Federal Law "On Amendments to the Federal Law" On Physical Culture and Sports in the Russian Federation "and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (dated October 5, 2015 No. 274-FZ). Available at: https://www. minsport.gov.ru/documents/federal-laws/29070/ (accessed 30 June 2020). (in Russ.)
Информация об авторах Аршинник Сергей Павлович
(Россия, Краснодар) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики легкой атлетики Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3788-0422
Лысенко Вадим Васильевич
(Россия, Краснодар) Профессор, кандидат биологических наук, профессор кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма E-mail:[email protected] ORCID ID: 0000-0002-8089-9807
Костенко Елена Геннадьевна
(Россия, Краснодар) Кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-0902-348X
Information about the authors
Sergei P. Arshinnik
(Russia, Krasnodar) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Athletics Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3788-0422
Vadim V. Lysenko
(Russia, Krasnodar) Professor, PhD in Biological Sciences, Professor of the Department of Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences
Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-8089-9807
Elena G. Kostenko
(Russia, Krasnodar) PhD in Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences
Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-0902-348X