Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ"'

ГОТОВНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / ГТО / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мелентьева Наталия Николаевна, Румянцева Наталья Валерьевна, Белова Евгения Людвиговна

Рассмотрен вопрос теоретической и практической готовности сельских школьников к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Представлены результаты анкетного опроса, проведенного среди обучающихся сельской школы, а также данные педагогического тестирования. Реализация комплекса имеет затруднения в образовательных организациях, в том числе и в сельских школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мелентьева Наталия Николаевна, Румянцева Наталья Валерьевна, Белова Евгения Людвиговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF RURAL SCHOOLCHILDRENFOR DELIVERY OF NORMS “READY FOR LABOR AND DEFENSE”

The question of theoretical and practical readiness of rural schoolchildren to pass the norms of the All-Russian physical culture and sports complex “Ready for work and defense.” The results of a questionnaire conducted among students of a rural school, as well as pedagogical testing data, are presented.The significance of the program-normative basis for the development of mass sports and the improvement of the nation is quite large. The implementation of the “Ready for Labor and Defense” complex should cover all sectors of the population, especially the younger generation. The implementation of the complex has difficulties in educational organizations, including in rural schools.The following methods were used to solve the tasks: the method of analysis of literary sources, the method of questioning (questionnaire), pedagogical testing. The study was conducted on the basis of the Andogo Secondary School Municipal budgetary educational institution (Kaduy district of the Vologda region). In total, 60 rural school students took part in the study (55 % were boys, 45 % were girls).An analysis of literary sources has shown that the problem of implementing the “TRP” program in rural schools is relevant. Identified gaps in the development of physical qualities of students. The analysis of the results of a survey of students. It has been established that the implementation of the All-Russian sports complex “ Ready for work and defense” program in a rural school is not sufficiently effective. Not all students are involved in the process of passing standards. There are gaps in theoretical knowledge on the main issues of this program for the development of mass sports and the improvement of the nation. Students showed low interest in passing the “Ready for work and defense” standards. Based on pedagogical testing, it was revealed that the indicators of development of students’ physical qualities were reduced. The study made it possible to establish that the readiness of rural schoolchildren to pass the standards of the All-Russian physical culture and sports complex “Ready for work and defense” is at a low level.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ"»

УДК 796; 799 DOI 10.47475/2500-0365-2021-16106

ББК 75.719.5

ГОТОВНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

Н. Н. Мелентьева, Н. В. Румянцева, Е. Л. Белова

Вологодский государственный университет, Вологда, Россия

Рассмотрен вопрос теоретической и практической готовности сельских школьников к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Представлены результаты анкетного опроса, проведенного среди обучающихся сельской школы, а также данные педагогического тестирования. Реализация комплекса имеет затруднения в образовательных организациях, в том числе и в сельских школах.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-

тирование, педагогическое тестирование.

Актуальность

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО») — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ВФСК «ГТО» предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение людьми разного возраста (от 6 до 70 лет и старше) определенных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» [2, с. 31]. Начиная с 2014 года, в стране регулярно проводятся Фестивали ВФСК «ГТО», все желающие могут сдавать нормы в соответствии со своими возрастными ступенями и получать знаки отличия. Помимо участия в Фестивалях, школьники, студенты и взрослое население могут сдавать нормы ГТО самостоятельно, с родителями или под руководством педагогов. В каждом муниципальном образовании функционирует центр тестирования ГТО, где в соответствии с графиком принимают нормы ГТО у всех желающих людей, в том числе школьников. Центры тестирования ГТО существуют и в сельских поселениях. В этой связи представляется интересным изучить, насколько активны сельские школьники в данном направлении.

Школа на селе является одним из образовательных центров, а уроки физической культуры, важнейшей формой сохранения, укрепления здоровья детей, их физического совершенствования и формирования здорового образа жизни. Для того чтобы школа могла выполнять здоровьесберегающую функцию, она должна внедрять инновационные технологии развития физкультурной и оздорови-

спортивный комплекс,

ГТО,

сельские школьники, анке-

тельной работы [5, с. 124 —128]. В этой связи исследование готовности сельских школьников к выполнению норм ГТО является актуальным.

Цель и задачи

Цель исследования: исследование уровня готовности сельских школьников к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Задачи исследования:

1. Изучить состояние вопроса на основании данных научной литературы.

2. Оценить уровень теоретической готовности обучающихся к сдаче норм ВФСК «ГТО».

3. Определить уровень двигательной готовности обучающихся и сравнить результаты тестов с нормами ВФСК «ГТО» соответствующих ступеней.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: метод анализа литературных источников, метод опроса (анкетирование), педагогическое тестирование. Исследование было проведено на базе МБОУ «Андогская средняя школа» (Кадуйский район Вологодской области) в 2018—2019 учебном году (55 % — юноши, 45 % — девушки).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ данных литературы по изучаемому вопросу показал особую актуальность реализации комплекса ГТО в сельской школе.

А. Я. Погадаева в своей работе изучала отношение сельских школьников к идее ВФСК «ГТО». Респонденты в проведенном исследовании в большей

степени считают, что внедрение данной программы позволит регулярно проверять уровень их физической подготовленности (87 %). Большинство обучающихся поддерживают идею введения ВФСК «ГТО» (98 %) и рассматривают свое участие в этом процессе как проявление патриотизма (77 %) [4, с. 372—374].

Т. В. Вотяковой, М. М. Колокольцевым проведен анализ и дана оценка физической подготовленности 216 сельских школьников 1—2-х классов Иркутской области в возрасте 6—8 лет к выполнению нормативных требований комплекса ВФСК «ГТО» I ступени. Выявлено, что 44,3 % мальчиков и 50 % девочек 2-х классов не готовы к выполнению нормативов комплекса ВФСК «ГТО». Затруднениями являются испытания на силу, скоростно-силовую выносливость и ловкость [1, с. 232].

Анализ результатов тестирования, проведенный А. А. Сидельниковым, свидетельствует о недостаточной физической подготовленности сельских школьников для сдачи норм комплекса ГТО. В этой связи необходима дополнительная физическая подготовка, разработка специальных методик, активное привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом [6, с. 145—148].

Г. Н. Шергин, А. А. Сергин исследовали особенности реализации комплекса «ГТО» в сельской школе. Для формирования положительной мотивации у обучающихся к занятиям физической культурой проводились подвижные игры в соревновательном режиме, был увеличен перечень работы спортивно-массового характера. В программе вариативной части большое внимание уделялось национальным видам спорта, например, таким, как прыжки через нарты, бег с палкой и метание аркана. Установлено, что показатели физической подготовленности в экспериментальной группе после эксперимента значительно увеличились [8, с. 142—144].

В. В. Черкасов анализировал результаты физической подготовленности младших школьников при выполнении нормативных требований I— II ступеней ВФСК «ГТО», которые показали недостаточный уровень развития у детей гибкости и скоростной выносливости в зоне работы максимальной мощности [7, с. 387—390].

В проведенном исследовании Н. Н. Мелентье-вой, Д. А. Макаровой выявлено, что в необходимости сдавать нормы ГТО обучающимися уверены лишь 66 % учителей сельских школ [3, с. 28].

Проведенные исследования позволяют отметить существующие проблемы в реализации

комплекса ВФСК «ГТО» в сельских школах, существует ряд нерешенных проблем в приобщении сельских школьников к сдаче норм ГТО, к регулярной целенаправленной двигательной активности, оптимальному развитию физических качеств.

Для решения второй задачи настоящего исследования была разработана анкета для обучающихся «Андогской средней школы».

Результаты исследования показали, что на официальном сайте ГТО зарегистрированы всего 28,3 % обучающихся сельской школы. В числе лидеров по факту регистрации оказались ученики одиннадцатого класса (80 %). Среди семиклассников регистрацию на сайте ГТО прошли всего 7,1 % обучающихся.

Значение ВФСК «ГТО» правильно расшифровали 78,3 % школьников, а 21,7 % не смогли справиться с этим заданием. Обучающиеся четвертого класса по этому вопросу показали более низкий результат, он составил всего лишь 40% правильных ответов. На 100 % с этим вопросом справились только лишь обучающиеся 11-го класса. Начальное и старшее звено обучающихся имеют разную базу знаний о комплексе ГТО.

Результаты анкетирования позволили установить, что не все респонденты знают номер своей возрастной ступени и их количество составляет всего 11,7 %. Знак ГТО имеют всего 3,3 % участников исследования — один человек из десятого класса и один из одиннадцатого. Следует отметить, что почти во всех вузах страны при поступлении абитуриентам за наличие удостоверения ГТО предоставляются дополнительные баллы. Выявлено, что не все школьники начальных классов знают, какие знаки отличия предусмотрены для людей, успешно сдавших нормативы (79 %). Не все дети знают, какое двигательное качество проверяется с помощью теста «наклон вперед из положения стоя на скамье» (73,7 % правильных ответов).

Обучающиеся старших классов отметили, что тяжелее всего им сдавать следующие нормативы: «бег по пересеченной местности», «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «подтягивание», «метание гранаты». Самыми легкими нормативами для школьников, по их мнению, являются: «наклон вперед из положения стоя на скамье», «прыжок в длину с места». Старшеклассники не знают, сколько обязательных нормативов необходимо сдать для получения знака отличия. Правильно ответили лишь 12,5 % обучающихся 10—11-х классов. Это связано с тем, что старшеклассники мало заинтересованы в сдаче норм ГТО, нет устойчивой мотивации к выполнению

нормативов. Также обучающиеся старших классов отмечают, что недостаточно готовы в физическом плане к сдаче нормативов.

На вопрос: «Знакомитесь ли вы самостоятельно с информацией по сдаче норм ГТО помимо школы?» лишь половина респондентов ответили утвердительно. В основном информацию они получают от друзей, из средств массовой информации.

Таким образом, проведенное анкетирование позволило установить, что реализация программы ВФСК «ГТО» в сельской школе проходит не достаточно эффективно. Имеются пробелы в теоретических знаниях по основным вопросам программы развития массового спорта и оздоровления нации. Отмечена низкая заинтересованность обучающихся.

Для определения уровня физической подготовленности обучающихся школы были выбраны тесты в соответствии с программой ВФСК «ГТО» (II—V возрастных ступеней). Результаты проведенного тестирования были соотнесены с нормативными оценками результатов тестов ГТО.

По бегу на короткие дистанции только 10 % школьников сдали норматив на золотой знак, 11,7 % — на серебряный и 21,7 % — на бронзовый знак, остальные обучающиеся не справились с тестом.

Бег на длинные дистанции 3,3 % обучающихся сдали на золотой знак, 15 % — на серебряный знак, 18,3 % — на бронзовый знак, остальные также не справились с выполнением теста на соответствие знаку.

Рассматривая результаты теста по показателям

II возрастной ступени, в которую входят 6 девочек и 13 мальчиков, выявлено, что по бегу на короткие дистанции у девочек отмечается лучший результат в сравнении с мальчиками. Установлено, что 2 девочки сдали тест на соответствие золотому знаку и 1 девочка на соответствие бронзовому знаку, в то время как мальчики сдали тест следующим образом: 1 человек на соответствие серебряному знаку и 2 человека на соответствие бронзовому знаку отличия ГТО. Остальные обучающиеся выполнили тест, не уложившись в знаки. Анализируя показатели бега на длинные дистанции, выявлено, что девочки вновь показали лучшие результаты: выполнили тест на соответствие серебряному знаку 2 школьницы, у мальчиков всего 3 человека сдали тест на соответствие бронзовому знаку. При анализе показателей

III возрастной ступени, в которую входят 6 девочек и 6 мальчиков, выявлено, что мальчики показали лучший результат. У них отмечается

1 серебро и 3 бронзы, у девочек этой же ступени — 1 серебро и 1 бронза. По показателям IV возрастной ступени, в которую входят 6 девочек и 6 мальчиков, при сдаче теста на быстроту установлены следующие результаты: у мальчиков на серебро 1 человек и на бронзу 1 человек, у девочек 1 школьница сдала тест на бронзу. В V возрастной ступени, в которую входят 6 девушек и 8 юношей, девочки показали лучший результат, они все справились с нормативом на короткую дистанцию, получив при этом 2 золотых знака, 1 серебряный и 3 бронзовых. Мальчики выполнили данный норматив на 2 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовый знак отличия ГТО.

При анализе результатов тестов на определение силы выявлено, что 25 % обучающихся сдали тест на «золото», 11,6 % — на «серебро» и 10 % — на «бронзу». Остальные школьники не уложились в нормативы на соответствие знакам. Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод, что у обучающихся сельской школы наблюдается низкий показатель силовых способностей, который в дальнейшем может привести к низкому результату при сдаче норм ГТО. Отметим, что юноши сдавали тест подтягивание из виса на высокой перекладине, а девушки — сгибание-разгибание рук в упоре лежа. Анализируя результаты II возрастной ступени, можно сделать вывод, что и мальчики и девочки выполнили норматив примерно одинаково. У мальчиков 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы, а у девочек 4 золота. По результатам III ступени выявлено, что девочки получили всего 1 золотой знак, а мальчики 2 бронзовых знака отличия ГТО. Установлено, что в IV возрастной ступени мальчики и девочки выполнили норматив практически наравне. На счету мальчиков 2 серебряных и 1 бронзовый знак, а у девочек 2 серебряных знака. В V ступени юноши показали очень высокий результат, получив 6 золотых знаков и 1 серебряный знак отличия ГТО в тесте на силу. Девушки по данному нормативу получили 1 золотой и 1 бронзовый знак. Можно сделать вывод, что в тесте по силовым способностям мальчики V ступени показали лучшие результаты.

Наблюдаются низкие показатели в тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине». На золотой знак тест выполнили 28,3 % обучающихся, на серебряный — 38,3 % и на бронзовый — 10 % школьников. Во II возрастной ступени у мальчиков отмечается лучший результат. Можно отметить, что мальчики получили 4 золотых знака и 6 серебряных знаков отличия ГТО. Девочки в данном тесте получили 3 золотых,

1 серебряный и 1 бронзовый знаки отличия ГТО. В III возрастной ступени установлено, что девочки справились лучше. Они получили 2 золотых знака, 2 серебряных и 1 бронзовый. В IV возрастной ступени как девочки, так и мальчики справились с тестом практически на одном уровне. Девочки получили 1 золотой и 3 серебряных знака отличия, а мальчики 1 золотой, 3 серебряных и 1 бронзовый знак отличия. Анализируя результаты V возрастной ступени, отметим, что все девочки справились с данным тестом на соответствие знакам ГТО. Так, девушки получили 2 золотых знака, 1 серебряный знак и 3 бронзовых знака отличия. Юноши получили 4 золотых знака и 3 серебряных, что позволяет сделать следующий вывод: юноши на данной возрастной ступени с данным тестом справились лучше.

Установлено, что 35 % школьников сдали тест на гибкость (наклон вперед из положения стоя) на соответствие золотому знаку, 20 % — серебряному и 10 % бронзовому. Остальные школьники выполнили тест, но не уложились в нормы на знаки. Во II возрастной ступени выявлено, что все мальчики в данном тесте выполнили тест на знак ГТО и показали результаты лучше, чем девочки: 8 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовый знак. Девочки сдали тест, получив 4 золотых и 1 бронзовый знак.

Девочки сдали тест, получив 4 золотых и

1 бронзовый знак. По результатам III возрастной ступени установлено, что в тесте на гибкость у девочек всего 1 золотой и 1 бронзовый знак, а у мальчиков 2 серебряных и 1 бронзовый знак отличия. По данным тестирования девочки показали результат лучше. Рассматривая показатели IV возрастной ступени можно сделать вывод, что девочки справились с тестом лучше: 1 золотой,

2 серебряных и 2 бронзовых знака отличия ГТО. Мальчики сдали тест, но результаты показаны не соответствующие знакам. Это обуславливается тем, что в данном возрасте гибкость мальчиков без специально направленного развития становится хуже. В V возрастной ступени можно наблюдать, что все девушки получили знак отличия и практически все сдали тест на золотой знак: 5 золотых и 1 серебряный знаки отличия. Юноши, выполняя тест, получили 2 золотых знака и

3 серебряных знака ГТО. Исходя из результатов теста на гибкость, можно сделать вывод, что практически во всех возрастных ступенях девочки показали лучший результат. Из всех участников тестирования только 35% не сдали тест на соответствие знаку отличия ГТО.

У школьников отмечаются трудности в тесте прыжок в длину с места. Из общего числа испытуемых лишь 50 % справились с заданием, из них 6,6 % школьников справились с нормативом на золотой знак, 30 % — на серебряный и 13,3 % — на бронзовый. Анализируя результаты II возрастной ступени выявлено, что в данном тесте мальчики показали лучший результат в отличие от девочек. Они получили 7 серебряных знаков и 1 бронзовый, а девочки всего 3 серебряных знака отличия ГТО по данному тесту. Установлено, что в

III возрастной ступени девочки получили 1 серебряный знак и 2 бронзовых, в то время как мальчики получили всего 1 бронзовый знак отличия. В IV ступени мальчики и девочки показали примерно одинаковые результаты при сдаче данного норматива: 2 серебряных и 1 бронзовый знак — результат девочек, 1 серебряный и 1 бронзовый знак отличия — результат мальчиков. В V возрастной ступени можно сделать вывод, что и девушки и юноши сдали данный тест неплохо, но юноши выполнили тест лучше. Таким образом, на счету девушек 2 золотых, 1 серебряный и 1 бронзовый знак отличия ГТО, а у юношей 2 золотых, 3 серебряных и 1 бронзовый знак отличия. По данному тесту можно сделать вывод, что в III и IV возрастной ступени результаты лучше у девочек, а во II и V ступени у мальчиков.

Изучив результаты теста «Метание спортивного снаряда» (малый мяч, граната), можно утверждать, что у обучающихся имеется хороший показатель, из 100 % без знака всего лишь 32 %. Таким образом, 33 % сдали тест на золотой знак, 22 % — на серебряный и 13 % — на бронзовый знак. Изучив результаты II возрастной ступени, можно сделать вывод, что на золотой знак не смогли сдать ни мальчики, ни девочки. Результат у мальчиков — 3 серебряных и 2 бронзовых знака ГТО. Результат девочек — 2 серебряных и 2 бронзовых знака. По результатам III ступени можно увидеть, что между мальчиками и девочками совсем не большая разница в результатах. У мальчиков 4 золотых знака и 2 серебряных, у девочек 3 золотых и 2 серебряных знака ГТО. В

IV возрастной ступени у мальчиков 2 золотых и

1 серебряный знак, а у девочек 2 серебряных и один бронзовый знак. Рассматривая результаты

V ступени можно сделать вывод, что девочки не отстают в метании от мальчиков. Данный тест все выполнили на тот или иной знак ГТО: 5 золотых,

2 серебряных и 1 бронзовый знак — результаты мальчиков, 5 золотых и 1 бронзовый знак — результат девочек. По данному тесту на всех воз-

растных ступенях мальчики показали лучшие результаты, по сравнению с девочками.

Из анализа результатов следующего теста «Бег на лыжах», выявлены следующие показатели. На золотой знак сдали 10 %, на серебряный — 10 % и на бронзовый — 15 %. Следует отметить, что вновь уровень развития выносливости у школьников находится на низком уровне. Изучив результаты теста, по показателям II возрастной ступени, установлено, что ни мальчики, ни девочки не сдали данный тест на золотой знак, хотя мальчики показали результат лучше, чем девочки. У них 3 серебряных знака и 4 бронзовых знака отличия ГТО, а у девочек 1 серебряный и 3 бронзовых знака. У девочек III возрастной ступени — 1 серебряный знак, а у мальчиков — 1 бронзовый знак ГТО. По показателям результатов IV возрастной ступени мальчики получили 2 золотых знака ГТО, а вот девочки не смогли сдать данный тест на знак отличия. В V возрастной ступени юноши показали очень хороший результат, получив 4 золотых, 1 серебряный и 1 бронзовый знак ГТО. Девушки в данном тесте получили 1 золотой и 1 бронзовый знак отличия ГТО.

Проведенное тестирование в целом показало, что показатели развития физических качеств обучающихся снижены. Можно отметить, что только в тесте на силу обучающиеся показали хорошие результаты. В большинстве нормативов обучающиеся старших классов выполняли тесты в соответствии с золотым знаком. Лишь в тесте на гибкость большинство результатов на «золото» отмечено у школьников 9—10 лет. Этот факт является закономерным, поскольку сенситивный период развития гибкости как раз и приходится на младших школьников. Меньше половины испытуемых выполняли тесты, результаты которых соответствуют получению знаков отличия ГТО.

Заключение

С учетом результатов проведенного анкетирования и тестирования на протяжении учебного года с обучающимися ведется работа над повышением уровня теоретических знаний (викторины, конкурсы, мультимедийные презентации на теоретических уроках) и показателей физических качеств (на уроках физической культуры, в рамках внеурочной деятельности).

Проведенное исследование позволило установить, что готовность сельских школьников к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» находится на низком уровне. Далеко не все школьники

вовлечены в этот процесс. Имеются пробелы в теоретических знаниях по основным вопросам данной программы. Считаем, что проведенное исследование является лишь началом системной работы массового привлечения обучающихся сельской школы к участию в программе ВФКС «ГТО» — оздоровления нации и развития массового спорта. Готовность сельских школьников к выполнению нормативов Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» предполагает дальнейшую актуализацию значимости теоретической подготовки и повышение уровня физической подготовленности (гармоничное развитие всех двигательных качеств).

Список литературы

1. Вотякова, Т. В. Педагогический мониторинг готовности сельских школьников к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / Т. В. Вотякова, М. М. Колокольцев // Современные проблемы науки и образования. — 2017.— № 6. — С. 232.

2. Манжелей, И. В. Программно-информационное сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. — 2015. — № 9. — С. 31.

3. Мелентьева, Н. Н. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в городские и сельские школы / Н. Н. Мелентьева, Д. А. Макарова // Актуальные вопросы образования в сфере физической культуры и спорта : сб. науч. тр. — Вып. 8. — Вологда: ВоГУ, 2019. — С. 27—30.

4. Погадаева, А. Я. Изучение отношения сельских школьников к ВФСК «ГТО» / А. Я. Пога-даева // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, по-свящ. 85-летию КНИТУ-КАИ. — Казань, 2016. — С. 372—374.

5. Рогожкин, О. А. Комплекс ГТО как основа формирования физической культуры учащихся сельской школы в современных условиях / О. А. Рогожкин // Школа будущего. — 2015. — № 1. — С. 124—128.

6. Сидельников, А. А. Готовность к сдаче нормативов ГТО сельскими школьниками / А. А. Си-дельников // VI Всероссийский фестиваль науки. Наука и образование : сб. XX Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых : в 5 т. — Н. Новгород, 2016. — С. 145—148.

7. Черкасов, В. В. Физическая подготовленность школьников младших классов к выполнению нормативов комплекса ГТО / В. В. Черкасов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 2 (168). — С. 387—390.

8. Шергин, Г. Н. Особенности реализации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «ГТО» в сельской школе республики Саха (Якутия) / Г. Н. Шергин, А. А. Сергин // Акту-

Поступила в редакцию 01 марта 2020 г.

альные вопросы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Якутск, 21—23 мая 2019 г. : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов физической культуры и спорта, посвящ. 85-летию д-ра пед. наук, проф., акад. МАНПО Николая Калиновича Шамаева. — Якутск, 2019. — С. 142—144.

Для цитирования: Мелентьева, Н. Н. Готовность сельских школьников к сдаче норм «Готов к труду и обороне»/ Н. Н. Мелентьева, Н. В. Румянцева, Е. Л. Белова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 1. — С. 45—51.

Сведения об авторах

Мелентьева Наталия Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. E-mail: nataliyamelenteva@mail.ru

Румянцева Наталья Валерьевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. E-mail: nvrum_skitur@mail.ru

Белова Евгения Людвиговна — кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. E-mail: lab _ffk@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2021, vol. 6, no. 1, pp. 45—51.

Readiness of rural schoolchildren for delivery of norms "Ready for labor and defense"

Melentyeva N.N.1, Rumyantseva N.V.2, Belova E.L.3

1 Vologda State University, Vologda, Russia. nataliyamelenteva@mail.ru

2 Vologda State University, Vologda, Russia. nvrum_skitur@mail.ru

3 Vologda State University, Vologda, Russia. lab_ffk@mail.ru

The question of theoretical and practical readiness of rural schoolchildren to pass the norms of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense." The results of a questionnaire conducted among students of a rural school, as well as pedagogical testing data, are presented.

The significance of the program-normative basis for the development of mass sports and the improvement of the nation is quite large. The implementation of the "Ready for Labor and Defense" complex should cover all sectors of the population, especially the younger generation. The implementation of the complex has difficulties in educational organizations, including in rural schools.

The following methods were used to solve the tasks: the method of analysis of literary sources, the method of questioning (questionnaire), pedagogical testing. The study was conducted on the basis of the Andogo Secondary School Municipal budgetary educational institution (Kaduy district of the Vologda region). In total, 60 rural school students took part in the study (55 % were boys, 45 % were girls).

An analysis of literary sources has shown that the problem of implementing the "TRP" program in rural schools is relevant. Identified gaps in the development of physical qualities of students. The analysis of the results of a survey of students. It has been established that the implementation of the All-Russian sports complex " Ready for work and defense" program in a rural school is not sufficiently effective. Not all students are involved in the process of passing standards. There are gaps in theoretical knowledge on the main issues of this program for the development of mass sports and the

improvement of the nation. Students showed low interest in passing the "Ready for work and defense" standards. Based on pedagogical testing, it was revealed that the indicators of development of students' physical qualities were reduced. The study made it possible to establish that the readiness of rural schoolchildren to pass the standards of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" is at a low level.

Keywords: All-Russian physical-sports complex, the complex is ready for work and defense, rural schoolchildren, questionnaires, pedagogical testing.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Votyakova T.V., Kolokolcev M.M. Pedagog-icheskij monitoring gotovnosti selskix shkolnikov k vypolneniyu normativov vserossijskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Gotov k Trudu I Obprone» [Pedagogical monitoring of the readiness of rural schoolchildren to fulfill the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex of the "Ready for Labor and Defense"]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2017, no. 6, p. 232. (in Russ).

2. Manzhelej I.V. Programmno-informacionnoe so-provozhdenie Vserossijskogo fizkul'turno-sportivno-go kompleksa «Gotov k Trudu i Oborone» [Program and informational support of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense"]. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical education], 2015, no. 9, p. 31. (In Russ).

3. Melenteva N.N., Makarova D.A. Vnedrenie Vs-erossijskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Go-tov k Trudu i Oborone» v gorodskie i selskie shkoli [The introduction of the All-Russian physical — sports complex "Ready for work and defense" in urban and rural schools]. Aktualnye voprosy obrazovaniya v sfere fizicheskoj kultury i sporta [Actual issues of education in the field of physical education and sports]. Iss. 8. Vologda, 2019. Pp. 27—30. (In Russ).

4. Pogadaeva A.Ya. Izuchenie otnosheniya selskix shkolnikov k kompleksu «Gotov k Trudu i Oborone» [Studying the attitude of rural schoolchildren to the All-Russian Federal School of Culture and Youth]. Fizicheskoe vospitanie i studencheskii sport glaza-mi studentov [Physical education and college sports through the eyes of students]. 2016. Pp. 372—374. (In Russ).

5. Rogozhkin O.A. Kompleks «Gotov k Trudu i Oborone» kak osnova formirovaniya fizicheskoj kultury uchashhixsya selskoj shkoly' v sovremennyx usloviyax [The ready for work and defense complex as the basis for the formation of the physical culture of rural school students in modern conditions]. Shkola budushhego [School of the future], 2015, no. 1, pp. 124—128. (in Russ).

6. Sidelnikov A.A. Gotovnost k sdache normativov «Gotov k Trudu i Oborone» selskimi shkolnikami [Willingness to pass the ready for work and defense standards by rural students]. VI Vserossiiskii festival nauki. Nauka i obrazovanie [VI All-Russian Festival of Science. Science and Education]. Nijnii Novgorod, 2016. Pp. 145—148. (In Russ).

7. Cherkasov V.V. Fizicheskaya podgotovlen-nost shkolnikov mladshix klassov k vypolneniyu normativov kompleksa «Gotov k Trudu i Oborone» [Physical fitness of elementary school students to fulfill the standards of the ready for work and defense complex]. Uchenye zapiski universiteta im-eni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft], 2019, no. 2 (168), pp. 387—390. (In Russ).

8. Shergin G.N., Sergin A.A. Osobennosti reali-zacii vserossijskogo fizkul'turno-ozdorovitel'nogo kompleksa «Gotov k Trudu i Oborone» v selskoj shkole respubliki Saxa (Yakutiya) [Features of the implementation of the all-Russian sports and fitness complex "Ready for work and defense" in a rural school of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Aktualnie voprosi fizicheskogo vospitaniya sportivnoi trenirovki ozdorovitelnoi i adaptivnoi fizicheskoi kulturi [Actual issues of physical education, sports training, wellness and adaptive physical education]. Yakutsk. 2019. Pp. 142—144. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.