мониторинг готовности подростков к ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ комплекса гто
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 12.09.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор Н.И. Синявский1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Фурсов1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев2
1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2 Сургутский государственный университет, Сургут
RATiNG ADOLESCENTS' PHYSiCAL FITNESS FOR GTO COMPLEX TESTS
Dr.Hab., Professor N.I. Sinyavsky1 PhD, Associate Professor A.V. Fursov1 PhD, Associate Professor V.Yu. Losev2
1 Surgut State Pedagogical University, Surgut
2 Surgut State University, Surgut
Аннотация
Цель исследования - провести оценку уровня готовности обучающихся 11-12 лет к выполнению нормативных испытаний (тестов) по программе III ступени ВФСК ГТО.
Методика и организация исследования. Констатирующий эксперимент был проведен на базе муниципальной экспериментальной площадки апробации системы сопровождения по комплексу ГТО «АС ФСК ГТО» общеобразовательной школы г. Сургута № 44. В эксперименте приняли участие 143 обучающихся, из них 74 мальчика и 69 девочек в возрасте 11-12 лет. Полученные данные по нормативам комплекса ГТО были обработаны при помощи онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО», расположенного на информационном ресурсе www.rosinwebc.ru. Мониторинг физической готовности обучающихся по испытаниям был проведен согласно установленным государственным требованиям к возрастной группы детей (III ступени) от 11 до 12 лет по нормативам ВФСК ГТО.
Результаты исследования и выводы. Проведенный анализ полученных данных позволяет констатировать, что среди 74 мальчиков были выявлены низкие показатели в испытаниях (тестах), оценивающих скоростные способности (не выполнивших - 32 участника - 43,2%, скоростно-силовые способности (не выполнивших - 31 участник - 41,9%). Среди 69 девочек по результатам пробного выполнения нормативов комплекса ГТО низкий уровень подготовленности был выявлен по видам испытания, оценивающих выносливость (не выполнивших - 60 участниц - 87,0%), силовые способности (27 участниц - 39,1%) и скоростные способности (не выполнивших - 20 участниц - 29,0%).
Ключевые слова: мониторинг, обучающиеся 11-12 лет, нормативы, комплекс ГТО, физическая подготовленность.
Annotation
Objective of the study was to rate the physical fitness of the 11-12 year-old schoolchildren for the Ready for Labour and Defence (GTO) Complex Stage III tests. Methods and structure of the study. The ascertaining experiment was carried out on the basis of the municipal experimental site for testing the software maintenance system "Russian physical culture and sport complex GTO" at the general education school No. 44 of Surgut. A total of 143 schoolchildren (74 boys and 69 girls) aged 11-12 years participated in the experiment. The test data were processed using the "Russian physical culture and sport complex GTO" online service toolkit provided on www.rosinwebc.ru. The subjects' physical fitness was monitored in accordance with the state requirements for the age group of 11-12 years (Stage III) under the qualifying standards of the Russian Ready for Labour and Defence (GTO) Complex.
Results and conclusions. The analysis of the data obtained revealed that 74 boys had low test rates in terms of speed (32 participants did not pass - 43.2%), speed-strength (31 participants did not pass - 41.9%). Among 69 girls, the results of the trial run of the GTO Complex tests showed a low level of physical fitness in terms of endurance (60 participants did not pass - 87.0%), strength (27 participants did not pass - 39.1%) and speed (20 participants did not pass - 29.0%). Therefore, monitoring the physical fitness of the 11-12 year-old schoolchildren for the GTO Complex tests made it possible to determine the effectiveness of the pedagogical tools, methods, and physical loads used in the educational process, which enables, if necessary, to make the necessary adjustments to physical education lessons.
Keywords: monitoring, 11-12 year-old schoolchildren, qualifying standards, GTO Complex, physical fitness.
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. В настоящее время в Российской Федерации перед отраслью физической культуры и спорта поставлена социально значимая задача по сохранению здоровья обучающихся и развитию человеческого потенциала через реализацию национального проекта «Демография» и Федерального проекта «Спорт - норма жизни». Для достижения целевых индикаторов оздоровления населения через вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом, на наш взгляд, должна быть нормативно и организационно закреплена новая для всех групп населения спортивно-массовая система физического воспитания. Основой новой спортивно-массовой системы физического воспитания должно стать оздоровление обучающихся в об-
разовательных организациях, создание условий для увеличения объема двигательной активности обучающихся, а также приобщение к систематическим занятиям спортом и различными видами физических упражнений как в урочной, так и во внеурочной деятельности [1, 2]. Комплекс ГТО в первую очередь должен стать инструментом общегосударственной организации спортивно-массовой системы физического воспитания в общеобразовательных заведениях [4]. В связи с этим необходимо уделить особое внимание реализации процесса постоянного отслеживания изменений физических кондиций обучающихся, темпов прироста или, наоборот, отрицательной динамики через введение в систему физического воспитания мониторинга за наблюдением показателей
физической подготовленности обучающихся с учетом нормативов ВФСК ГТО.
Цель исследования - провести оценку уровня готовности обучающихся 11-12 лет к выполнению нормативных испытаний (тестов) по программе III ступени ВФСК ГТО.
Методика и организация исследования. Констатирующий эксперимент был проведен на базе муниципальной экспериментальной площадки апробации системы сопровождения по комплексу ГТО «АС ФСК ГТО» общеобразовательной школы г Сургута № 44. В эксперименте приняли участие 143 обучающихся, из них 74 мальчика и 69 девочек в возрасте 11-12 лет. Полученные данные по нормативам комплекса ГТО были обработаны при помощи онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО», расположенного на информационном ресурсе www. rosinwebc.ru [3]. Мониторинг физической готовности обучающихся по испытаниям был проведен согласно установленным государственным требованиям к возрастной группы детей (III ступени) от 11 до 12 лет по нормативам ВФСК ГТО.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведения констатирующего эксперимента было установлено, что наименее успешными нормативами у мальчиков 11-12 лет являются тесты на скоростные способности: «Бег на 30 м» -не выполнивших 32 участника, или 43,2 %, на золотой знак -8 участников, или 10,8 %, на серебряный - 21 участник, или 28,4 %, на бронзовый - 13 участников, или 17,6 %. В скоростно-силовых способностях: в тесте «Прыжок в длину с места» не выполнивших - 31 участник, или 41,9 %, на золотой знак -10 участников, или 13,5 %, на серебряный - 19 участников, или 25,7 %, на бронзовый - 14 участников, или 18,9 %. На гибкость: не выполнивших - 25 участников, или 33,8 %, на золотой знак -
19 участников, или 25,7 %, на серебряный - 21 участник, или 28,4 %, на бронзовый - 9 участников, или 12,1 %.
Проведенный анализ полученных данных позволяет констатировать необходимость дополнительных исследований, выявление причин низкого процента справившихся обучающихся с нормативами. Необходимо отметить, что данный возраст мальчиков 11-12 лет является наиболее благоприятным периодом развития скоростных и скоростно-силовых способностей и что целенаправленная физическая подготовка позволяет развивать данную двигательную способность, причем отдаленный эффект такого педагогического воздействия сопровождается коренными изменениями в динамике последующего развития этой способности.
Наиболее успешно мальчики 11-12 лет справились с нормативом оценки силовых способностей (подтягивание на высокой перекладине: на золотой знак - 51,4 %, или 31 участник; на серебряный - 17,6 %, или 13 участников; на бронзовый - 5,4 %, или 4 участника; не выполнивших - 25,6 %). В оценке выносливости были получены следующие результаты: на золотой знак - 2,7 %, или 2 участника; на серебряный - 12,3 %, или 9 участников; на бронзовый - 65,8 %, или 48 участников; не выполнивших -19,2 %, что соответствует 14 участникам (рис. 1).
Анализируя полученные данные у девочек 11-12 лет, следует отметить, что наибольшие затруднения показали в оценке выносливости 87,0 %, или 60 участниц не справились с требованиями, на золотой знак - 0 %; на серебряный - 5,8 %, или 4 участницы; на бронзовый - 7,2 %, или 54 участницы. В скоростных способностях девочки продемонстрировали следующую готовность: на золотой знак - 8,7 %, или 6 участниц; на серебряный - 42,0 %, или 29 участницам; на бронзовый - 20,3 % или 14 участниц; не выполнивших - 29,0 %, или
20 участниц. В силовых способностях: подтягивание на низкой перекладине - 39,1 % не выполнивших, что соответствует 27 участницам, на золотой знак - 21,7 %, или 15 участниц, на серебряный - 26,1 %, или 18 участниц, на бронзовый -13,1 %, или 9 участниц (рис. 2).
Следует отметить, что девочки 11-12 лет справились достаточно неплохо с требованиями на гибкость. На золотой знак - 30,4 %, или 21 участница, на серебряный - 44,9 %, что соответствует 31 участнице, на бронзовый - 7,3 0%, или 5 участниц, и не выполнивших -17,4 %, или 12 участниц. В оценке скоростно-силовых способностей девочки показали следующую готовность: на золотой знак - 15,9 %, или 11 участниц, на серебряный - 40,8 %, или 28 участниц, на бронзовый - 18,8 %, что соответствует 13 участницам, и не выполнивших - 24,6 %, или 17 участниц.
Как видно из полученных данных, мальчики с нормативом по проверке силовых способностей справились без затруднений, что, возможно, связано с более ранним наступлением у них полового созревания.
Вывод. Анализ полученных данных позволяет констатировать, что у мальчиков при выполнении нормативов наиболее проблемными стали испытания (тесты), оценивающие скоростные способности (не выполнивших - 43,2 %), скоростно-силовые способности (не выполнивших - 41,9 %). У девочек при выполнении нормативов оказались проблемными виды испытания (тесты) по оценке выносливости (не выполнивших - 87,0 %) и скоростных способностей (не выполнивших -29,0 %). Необходимо отметить, что успешность в выполнении нормативов каждого обучающегося зависит от применения в процессе физической подготовки упражнений общераз-вивающей направленности и упражнений избирательно направленного воздействия, включающих в работу требуемые мышечные группы. Полученные данные свидетельствуют о необходимости системных изменений в содержании образовательного процесса по предмету «Физическая культура» и применения новых образовательных технологий для
Скоростные Скоростно-силовые способности способности
Силовые Выносливость
способности
■ Не выполнившие Бронза ■ Серебро Золото
Рис. 1. Процентное соотношение результатов тестирования физической подготовленности обучающихся по уровням знаков отличия ВФСК ГТО (мальчики, п=74)
29,0%
24,6%
Выносливость
Силовые способности
Скоростные Скоростно-силовые Гибкость способности способности
■ Не выполнившие Бронза ■ Серебро Золото
Рис. 2. Процентное соотношение результатов тестирования физической подготовленности обучающихся по уровням знаков отличия ВФСК ГТО (девочки, п=69)
и о.
и
$ >s
S
и си
J
S
m
s ■&
G
■о с
га &
О (U .с Н
№ 11 • 2020 Ноябрь | November
http://www.teoriya.ru
99
8U
60
40
20
ибкость
100%
80
60
40
20
полноценного достижения уровня развития и совершенствования основных физических качеств у обучающихся с учетом программно-нормативной основы физического воспитания по современному комплексу ГТО.
Литература
1. Лапаева А.С. Мониторинг готовности младших школьников к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / А.С. Лапаева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 5-2 (59). - С. 35-37.
2. Матвеев А.П. Образовательный модуль «общая физическая подготовка» в структурной организации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» / А.П. Матвеев, Э.А. Зюрин, Е.Н. Петрук // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 1. - С. 71-74.
3. Садыков Р.И. Выполнение требований комплекса ГТО как критерий оценки физической подготовленности школьников I ступени / Р.И. Садыков, Н.Н. Безноско, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 34-36.
4. Синявский Н.И. Отношение детей 9-10 лет к физической активности в условиях образовательного учреждения / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, В.Ю. Лосев и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 9. - С. 93-94.
3.
4.
References
Lapaeva A.S. Monitoring gotovnosti mladshikh Shkolnikov k sdache normativov Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» [Monitoring of primary students' fitness for Russian physical culture and sports complex "Ready for labour and defence" tests]. Mezhdunarodny nauchno-issledovatelskiy zhurnal [International scientific research journal]. 2017. no.5-2 (59). pp. 35-37. Matveev A.P., Zyurin E.A., Petruk E.N. Obrazovatelny modul «obshchaya fizicheskaya podgotovka» v strukturnoy organizatsii soderzhaniya uchebnoy distsipliny «Fizicheskaya kultura» [Educational module "body conditioning" in the structural organization of the content of Physical education discipline]. Vestnik sportivnoy nauki. 2019. No. 1. pp. 71-74.
Sadyikov R.I., Beznosko N.N., Sinyavskiy N.I., Fursov A.V. Vypolnenie trebovaniy kompleksa GTO kak kriteriy otsenki fizicheskoy podgotovlennosti shkolnikov I stupeni [Fulfillment of GTO complex requirements as a criterion for physical fitness rating of stage I schoolchildren]. Kultura fizicheskaya i zdorove. 2018. no. 2 (66). pp. 34-36.
Sinyavskiy N.I., Fursov A.V., Losev V.Yu. et al. Otnoshenie detey 9-10 let k fizicheskoy aktivnosti v usloviyakh obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Attitude of 9-10 year-olds to GTO complex tests]. Teoriya i praktika fiz. kultury . 2019. No. 9. pp. 93-94.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОМ РАБОТЫ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМА
Доктор медицинских наук, профессор А.Л. Похачевский1, 2 Кандидат медицинских наук, доцент Н.К. Голубева1 Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Петров3 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Шулико3 Доктор медицинских наук, профессор А.В. Калинин3 "'Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва
2РязГМУ Минздрава России, Рязань
3НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
УДК/UDC 796.015.6
Ключевые слова: вегетативная регуляция, сердечный ритм.
Введение. Изучение связей адаптационных характеристик организма спортсменов с результатами соревновательной деятельности позволит оптимизировать направление спортивной тренировки.
Цель исследования - выявить существенные корреляционные (Spearman) связи адаптационных характеристик организма спортсменов-полиатлонистов с контрольными и тестовыми упражнениями.
Методика и организация исследования. Функциональное состояние спортсменов (39 человек) определено посредством частотного анализа изменчивости сердечного ритма (СР) [1, 2].
Результаты исследования и их обсуждение. Результат кросса на 3 км связан в клиностазе с преобладающим уровнем общей мощности спектра (TP, pNN50) преимущественно за счет снижения низкочастотной (а не повышения высокочастотной) изменчивости СР. В ортостазе выявлены связи с ростом индекса Эвинга и высокочастотной активности. И в кли-но- и ортостазе выявлена существенная связь с вегетативным балансом (LF/HF). Однако в первом случае она достигается за счет снижения низкочастотной активности СР, во втором -за счет повышения высокочастотной. Тесты: «Сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу» и «Подтягивание из виса на высокой перекладине» опосредуются теми же адаптационными закономерностями, что и при кроссе, но с меньшей изменчивостью СР в целом, а также наличием отрицательной связи с медленным компонентом (VLF) в ортостазе. Тест «Поднимание туловища из положения лежа на спине»
EFFECT OF TRAINING WORK ON BODY ADAPTIVE CHARACTERISTICS
Dr. Med., Professor A.L. Pokhachevsky1 2 PhD, Associate Professor N.K. Golubeva1 PhD, Associate Professor A.B. Petrov3 PhD, Associate Professor Yu.V. Shuliko3 Dr. Med., Professor A.V. Kalinin3 1I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Sechenov University), Moscow 2Ryazan State Medical University of Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan 3Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, Saint-Petersburg, Russia
Поступила в редакцию 22.09.2020 г. обнаруживается отрицательной связью с мощностью низкочастотного и VLF компонента в клиностазе. Тест «Прыжок в длину с места» опосредуется снижением общей изменчивости СР, низкочастотного компонента клиностаза и увеличением индекса Эвинга. Тест «Наклон вперед из положения стоя» характеризуется минимальными корреляционными закономерностями, при этом в клиностазе - отрицательными связями с общей мощностью спектра и высокочастотным компонентом, а также положительными - с низкочастотным.
Вывод. Упражнения, требующие развития выносливости, опираются на возрастание адаптационных резервов преимущественно за счет парасимпатической активности; подключение силовых компонентов, уменьшая необходимость роста адаптационных резервов в целом, осуществляется за счет перераспределения вегетативного баланса в сторону парасимпатического доминирования. Развитие гибкости вообще не требует специализации вегетативной изменчивости. При этом выявленная специализация вегетативного баланса в процессе тренировки может служить индикатором развития изучаемых физических качеств и вероятностно влиять на результат соревновательного упражнения.
Литература
1. Михайлов В.М. Количественная оценка текущего функционального состояния при стрессе / В.М. Михайлов, А.Л. Похачевский // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. -2006. - № 2. - С. 19-21.
2. Похачевский А.Л. Сравнительный мониторинг функционального состояния вегетативной нервной системы подростков / А.Л. Похачевский // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2010. -Т. 89, № 3. - С. 51-56.
Информация для связи с автором: [email protected]