Научная статья на тему 'Комплекс "Готов к труду и обороне" как средство развития патриотизма обучающихся в среднем звене школы'

Комплекс "Готов к труду и обороне" как средство развития патриотизма обучающихся в среднем звене школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО) / ПАТРИОТИЗМ / РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ШКОЛЫ / ALL-RUSSIAN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" / PATRIOTISM / DEVELOPMENT OF PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / ENROLLED IN MIDDLE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюхов Дмитрий Михайлович, Рыжков Владимир Андреевич

Статья посвящена актуальной для педагогической науки проблеме патриотического воспитания обучающихся в среднем звене школы. Анализ работы образовательных организаций на сегодняшний день показал недостаточность методического обеспечения в процессе развития патриотизма подрастающей молодежи. Однако, возрождаемый Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) призван исправить данную проблему в системе образования физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюхов Дмитрий Михайлович, Рыжков Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex “Ready for labor and defense” as a means of the development of patriotism among the students at the average school

The article is devoted to the urgent problem for pedagogical science the patriotic education of the students in the middle school level. The analysis of the work of educational organizations to date has shown a lack of methodological support in the process of developing patriotism of growing youth. However, the revived All-Russian physical-sports complex «Ready for Labor and Defense» is designed to correct this problem in the education system of physical education.

Текст научной работы на тему «Комплекс "Готов к труду и обороне" как средство развития патриотизма обучающихся в среднем звене школы»

УДК 796.011

КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ШКОЛЫ

Дмитрий Михайлович Матюхов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Владимир Андреевич Рыжков, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена актуальной для педагогической науки проблеме патриотического воспитания обучающихся в среднем звене школы. Анализ работы образовательных организаций на сегодняшний день показал недостаточность методического обеспечения в процессе развития патриотизма подрастающей молодежи. Однако, возрождаемый Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) призван исправить данную проблему в системе образования физической культуры.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), патриотизм, развитие патриотизма, патриотическое воспитание, обучающийся в среднем звене школы.

COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" AS A MEANS OF THE DEVELOPMENT OF PATRIOTISM AMONG THE STUDENTS AT THE AVERAGE

SCHOOL

Dmitry Mikhailovich Matyukhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman; Vladimir Andreevich Ryzhkov, the post-graduate student, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to the urgent problem for pedagogical science - the patriotic education of the students in the middle school level. The analysis of the work of educational organizations to date has shown a lack of methodological support in the process of developing patriotism of growing youth. However, the revived All-Russian physical-sports complex «Ready for Labor and Defense» is designed to correct this problem in the education system of physical education.

Keywords: All-Russian physical education and sports complex "Ready for Labor and Defense", patriotism, development of patriotism, patriotic education, enrolled in middle school.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из классических проблем по своей научной и социальной значимости, было, есть и остается патриотическое воспитание обучающейся молодежи.

Как утверждает ряд авторов Г.В. Швец, Л.Н. Бакланов, М.В. Андрианов, интересы личности, в современных, резко изменившихся социально-экономических и политических условиях постепенно выходят на первый план, нежели интересы государства [10, с. 58].

Именно по этой причине патриотизм сегодня рассматривается в качестве одного из наиболее важных ориентиров в воспитании подрастающего поколения.

Современный государственный заказ, сформулированный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, акцентирует внимание на воспитание патриотических ценностей у подрастающего поколения [5].

В таком контексте физическая культура не стала исключением. Направление развития физической культуры в стране на ближайшие годы, определил Указ Президента «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», подписанный 24 марта 2014 г. [4].

Здесь важно подчеркнуть, при внедрении комплекса ГТО, в центре внимания должна находиться не только собственно подготовка к выполнению нормативов, но и формирование физической культуры личности, осуществлять которое целесообразно через

духовно-нравственное, патриотическое воспитание и спортивно-оздоровительную деятельность. При этом выполнение требований ВФСК ГТО должно позиционироваться как почетное гражданское достижение [7, с. 224].

В поисках решения данной проблемы особая роль отводится образовательным организациям, в частности школе, которая является главным звеном в системе патриотического воспитания молодого поколения.

Период обучения в школе, как утверждает Л.С. Выготский, является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на подростков, так как образы восприятия культурного пространства очень ярки и сильны, и остаются в памяти надолго, что очень важно при воспитании патриотизма [1, с. 54].

Говоря о современном комплексе ГТО можно сказать, что он является добровольным социальным проектом. Тем не менее, как справедливо утверждает Л.И. Лубышева, он гармонично вошел в систему внеурочной работы образовательных организаций [3].

Однако, анализ работы некоторых образовательных организаций на сегодняшний день показал недостаточность методического обеспечения в процессе патриотического воспитания обучающихся среднего звена школы. Говоря о деятельности педагогов, по организации процесса патриотического воспитания, носит не всегда системный характер, что впоследствии не приводит к должному результату.

На основании вышеизложенных положений, можно предположить, что на сегодняшний день существует противоречие между потребностью государства в личности, имеющей высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, которая готова к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и недостаточной разработанностью методического обеспечения процесса патриотического воспитания подростков в школе.

В связи с этим, развитие патриотизма у обучающихся среднего звена школы, нами видится в систематической спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности. Где комплекс «Готов к труду и обороне» будет играть ключевую роль. Научный фонд и опыт практической деятельности, накопленный к настоящему времени, создают определённые предпосылки для разработки идей, положений, технологий и методик развития патриотизма, как неотъемлемой части образовательного процесса школьников.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель данной работы состоит в изучении состояния проблемы развития патриотизма обучающихся в среднем звене школы в процессе подготовки к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне».

Обучающиеся среднего звена школы сдают нормы ВФСК ГТО в соответствии с требованиями 3-4 ступени (от 11 до 15 лет). На этом уровне образования (основное общее), физическое воспитание должно быть связано не только с развитием физических качеств обучающихся, но и с формированием физической культуры личности.

Однако, в рамках строго регламентированной программы урочной деятельности все вышеперечисленное представляется трудно выполнимой задачей. На наш взгляд, систематические спортивно-оздоровительные занятия в рамках внеурочной деятельности, разработанные на основе комплекса ГТО, поспособствуют формированию положительного отношения к физической культуре и спорту. Блок духовно-нравственного и патриотического воспитания, позволят положительно воздействовать на физическую культуру личности обучающегося, что в свою очередь, повысит уровень патриотизма подростков. Эти направления на сегодняшний день, являются приоритетным заказом общества и государства [6, с. 196].

Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 13»; МБОУ «СОШ № 115»; МБОУ «СОШ № 45» г. Челябинска.

В рамках констатирующего этапа нашего исследования, приняли участие обучающиеся среднего звена школы в количестве 147 человек (это по одному классу с каждой параллели).

Для первичной диагностики уровня патриотического воспитания нами были использованы следующие методики:

1. Методика «Отечество моё - Россия». Анкетирование.

2. Методика «Патриотизм. Как я его понимаю». Проективное тестирование.

3. Методика «Отношение подростка к Отечеству». Опрос.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ АНАЛИЗ

Анализ результатов методики «Отечество моё - Россия», разработанная Д.В. Григорьевым, показала следующее [2, с. 143-144]:

- 35% обучающихся имеют высокий уровень. Подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни.

- 45% обучающихся имеют средний уровень. Подросток переживает чувство патриотизма, как чувство родного дома, деревни, города. Подросток признает ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни.

- 20% обучающихся имеют низкий уровень. Подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. Культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь.

50% -45%

40% 30% 20% 10% 0%

35%

20%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 1 - Уровни отношения подростков к Отечеству

Методика «Патриотизм. Как я его понимаю», разработанная Л.М. Фридманом, показала следующие результаты [9, с 23-25]:

- высокий уровень, 40% обучающихся: понимание сущности ведущих признаков патриотизма (любовь к Родине; осознание трудностей, недостатков в обществе; готовность к самоотдаче; патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов; чувство национальной гордости; отсутствие национализма и космополитизма; интернациональный характер русского патриотизма);

- уровень выше среднего, 40% обучающихся: правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям активное, но неустойчивое;

- средний уровень, 20% обучающихся: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

- низкий уровень, 0% обучающихся: непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

50% 40% 30% 20% 10% 0%

40% 40%

20%

0%

Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 2 - Уровни осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников

Анализируя результаты методики «Отношение подростка к Отечеству», разработанной П.В. Степановым, можно сказать следующее [8, с. 30-32]:

- 40% обучающихся имеют устойчиво-позитивное отношение к Отечеству;

- 25% обучающихся имеют ситуативно-позитивное отношение к Отечеству;

- 20% обучающихся имеют ситуативно-негативное отношение к Отечеству;

- 15% обучающихся имеют устойчиво-негативное отношение к Отечеству.

40%

25%

20% 15%

50% 40% 30% 20% 10% 0%

Устойчиво-позитивной Ситуативно-позитивное Ситуативно-негативное Устойчиво-негативное отношение отношение отношение отношение

Рисунок 3 - Отношение подростков к Отечеству

Анализируя развитие патриотизма обучающихся в среднем звене школы, можно утверждать, что 20% подростков имеют только частичное понимание понятия патриотизм и пассивно относятся к своим гражданским обязанностям. 20% обучающихся имеют низкий уровень положительного отношения к Отечеству и 15% устойчиво-негативно отзываются о нем.

Такие показатели говорят нам о том, что процесс патриотического воспитания в школе присутствует, однако, охватывает не всех обучающихся и не в должном объеме.

ВЫВОДЫ

Исходя из проведенного нами исследования, стоит отметить, что работа по патриотическому воспитанию подростков в образовательных организациях требует корректировки и носит периодический, а не постоянный характер во всех сферах деятельности. Таким образом, говоря о сфере физической культуры, на наш взгляд именно внедрение комплекса ГТО поспособствует целенаправленному решению данной проблемы, где формирование физической культуры личности имеет приоритетное значение, осуществлять которое целесообразно через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и спортивно-оздоровительную внеурочную деятельность. При этом выполнение требований ВФСК ГТО должно позиционироваться как почетное гражданское достижение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Юрайт, 2018.

- 199 с.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с.

3. Лубышева, Л.И. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО: современные тренды развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 95.

4. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24.03.2014 № 172. - URL : https://gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

5. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30.12.2015 № 1493. - URL : http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

6. Рыжков, В.А. Педагогические условия развития личности учащихся 5-9 классов школы средствами комплекса ГТО // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы : сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. Вып. 15. - Челябинск, 2018. - С. 195-198.

7. Рыжков, В.А. Формирование нравственной культуры учащегося среднего звена школы в процессе подготовки к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне» // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы : сб. науч. тр. молодых ученых Урал-ГУФК. Вып. 16. - Челябинск, 2019. - С. 223-227.

8. Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - Москва : Академия, 2003. - 82 с.

9. Фридман, Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика: методические рекомендации для учителей и практических психологов / Л.М. Фридман. - Москва : Городской психолого-педагогический университет, 2002. - 45 с.

10. Швец, Г.В. Физическая культура и спорт как факторы социализации личности / Г.В. Швец, Л.Н. Бакланов, М.В. Андрианов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 4. - С. 58-59.

REFERENCES

1. Vygotsky, L.S. (2018), Child Psychology Issues, Yurayt, Moscow.

2. Grigoriev, D.V. (2010), Overtime activities of schoolchildren. Methodical designer: manual for the teacher, Enlightenment, Moscow.

3. Lubysheva, L.I. (2019), "All-Russian physical-sports complex «Ready for Labor and Defence: modern development trends", Theory and practice ofphysical education, No. 8, P. 95

4. About the All-Russian sports complex "Ready for work and defense" dated 03.24.2014 No. 172, available at: https://gto.ru /files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf.

5. About the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 20162020" dated 12.30.2015 No. 1493, available at: http://static.government.ru/me-dia/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

6. Ryzhkov, V.A. (2018), "Pedagogical conditions for the development of the personality of students in grades 5-9 by means of the complex 'Ready for Labor and Defense'", Problems of training scientific and scientific-pedagogical personnel: experience and prospects, Vol. 15, pp. 195-198.

7. Ryzhkov, V.A. (2019), "Forming the moral culture of a middle school student in the process of preparing for the delivery of the norms of the 'Ready for Labor and Defense' complex", Problems of training scientific and scientific-pedagogical personnel: experience and prospects, Vol. 16, pp. 223-227.

8. Stepanov, P. V. (2003), Diagnostics and monitoring of the educational process at school, Academy, Moscow.

9. Friedman, L.M. (2002), Study of the student's personal development process: guidelines for teachers and practical psychologists, Developmental education: Moscow City Psychological and Pedagogical University, Moscow.

10. Shvets, G.V., Baklanov, L.N. and Andrianov, M.V. (2018), "Physical education and sport as factors of socialization of a person", Physical education: upbringing, education, training, No. 4, pp. 58-59.

Контактная информация: trener.85@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.