АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОРМ ГТО В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
RELEVANCE OF THE INTRODUCTION OF TRP STANDARDS IN THE RUSSIAN SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION
Волчкова Марина Алексеевна
студент
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Volchkova Marina Aleskeevna
student
Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Научный руководитель: Ильина Светлана Александровна
старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия
scientific adviser Ilyina Svetlana Aleksandrovna
senior lecturer department "Appliedphysical culture»» Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Данная статья поднимает тему роли внедрения комплекса ГТО в систему физического воспитания, как фактора укрепления здоровья нации и дальнейшего демографического развития. Программной и нормативной основы, а так же к дальнейшей мотивации студентов на повышение спортивных навыков, разносторонней физической подготовки, привлечение к массовому спорту и введения здорового образа жизни.
Abstract. This article raises the issue of the role of the implementation of complex TRP in the system of physical education, as a factor of strengthening the nation's health and future demographic development. Programmatic and regulatory framework, as well as to further students ' motivation in improving sports skills, versatile physical training, involvement in mass sports and the introduction of a healthy lifestyle.
Ключевые слова: ГТО, спорт, физическая подготовка, нормы ГТО, здоровый образ жизни, адаптация, физическое воспитание.
Keywords: TRP, sports, physical training, and the GTO, healthy lifestyle, adaptation, physical education.
В положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» указано, что целями ГТО являются повышение эффективности
использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Комплекс ГТО в нашей стране впервые был введен в 1931 году для мужчин 1741 года и женщин 1733 лет. Он состоял из одной ступени, включавшей пятнадцать нормативов по различным видам упражнений и три требования -знать основы советского физкультурного движения, военного дела и самоконтроля.
В 1932 году была введена вторая, более сложная ступень комплекса ГТО. В неё входили три теоретических требования и двадцать два норматива, сдать которые можно было только при условии систематических тренировок. В 1934 году для школьников ввели ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО), содержавшую тринадцать норм и три требования. В зависимости от уровня достижений сдавшие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным знаком ГТО, выполнявшие нормативы в течение ряда лет -почетным значком ГТО.
Сдача норм увлекла всех. В газетах сообщалось о том, что целые коллективы цехов, заводов, фабрик, воинских подразделений, классов школ получали значки, которые К.Е. Ворошилов, бывший тогда наркомом обороны СССР, назвал «физкультурными орденами». Считалось позором, если выпускник уходил из школы без значка ГТО I ступени или хотя бы БГТО.[1]
В 30-е годы комплекс ГТО сыграл огромную роль: если до его введения было около 700 тыс. физкультурников, то в первый же год их число увеличилось на миллион и к концу десятилетия достигло 7 млн.
В 1991 году комплекс ГТО был исключен из всех учебных программ, сдача нормативов не проводилась, хотя с юридической точки зрения должен был действовать, поскольку не было постановления об отмене. В новейшей истории России периодически возникали попытки возрождения: в 2003 году руководители органов исполнительной власти 56 субъектов страны поддержали идею разработки единого общероссийского комплекса оценки физической подготовленности населения.[2]
В положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Задачами комплекса ГТО являются:
• увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
• формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании и ведении здорового образа жизни;
• повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий.
Систематические занятия по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО,
особенно учащейся молодежи, позволяют постепенно приобщаться к физической культуре и спорту, подниматься по ступенькам спортивного мастерства. Организация работы по подготовке граждан к выполнению нормативов и требований ГТО основывается на принципах добровольности и доступности, оздоровительной и личностноориентированной направленности, обязательности медицинского контроля, учета региональных особенностей и национальных традиций.
В настоящее время специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания учащихся. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика.[3]
Актуальность выбранной темы обусловлена возрождением в Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение здоровья и патриотизма нации. Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всегда называли и называют задачу воспитания здорового человека, стремящегося быть успешным в жизни, способного защитить себя и своих близких в любой жизненной ситуации.
В последнее время этот вопрос всё чаще встает на повестке дня, особенно это касается молодого поколения. По результатам последних исследований всероссийской диспансеризации, доля здоровых детей снизилась с 45% до 34 %, вдвое увеличился удельный вес детей, имеющих хроническую инвалидность. Были отмечены ухудшения показателей физического развития: дефицит массы тела стал выявляться в три раза чаще, снизились функциональные возможности организма. Значительную роль в ухудшении физического состояния, росте заболеваемости современных детей играют не только социальные условия, но и малоподвижный образ жизни. Особую тревогу вызывает то, что проводимые исследования показывают высокую степень распространения вредных привычек среди детей и подростков. При этом, по мнению экспертов занятия спортом с раннего возраста формируют к двенадцати годам стойкое неприятие вредных привычек.
В связи с этим, Министерство спорта России подписало приказ №575 от 08 июля 2014 г. о государственных требованиях к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).[4]
Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня на наш взгляд является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в спорте и обороне. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен стать и основополагающим в единой системе патриотического воспитания молодежи.
Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного проекта, отметим, что все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решит пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта -целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей
XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиться успеха в условиях конкуренции на рынке труда, а наша задача помочь им в этом, т.к. их достижения будут иметь не просто личностный, а социальный смысл.
Комплекс как социально-культурное явление должен стать важнейшей частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим интересы всех категорий граждан.
Для каждой социально-демографической группы граждан, а также организаторов процессов, активно участвующих в выполнении комплекса ГТО, включить различные системы мотивации:
- система мер награждения и поощрения обучающихся, успешно выполняющих нормы ГТО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- система мер награждения и поощрения организаторов и активных учасников внедрения Комплекса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- проведение всероссийских конкурсов на лучшую организацию работы среди субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций и ведомств по созданию условий для внедрения Комплекса среди различных категорий и групп населения;
- льготное использование объектов спорта при проведении мероприятий Комплекса;
- морально-материальное стимулирование лиц, участвующих в подготовке и успешном выполнении норм ГТО, а также предоставление льгот при посещении фитнес-клубов, спортивных залов, бассейнов и других объектов спорта (по решению муниципальных органов власти и собственников объектов);
-учет сведений об индивидуальных достижениях, результатах выполнения нормативов ГТО при поступлении на обучение по программам профессионального образования.
Необходимо учитывать, что спортивная подготовка современных детей не такая как двадцать лет назад. Сейчас ребята почти никуда не ходят, зато много времени проводят за партой, а дома за компьютером и телевизором, у многих развивается гиподинамия. По официальным данным Минздрава, сейчас только один из десяти выпускников не имеет нареканий со стороны врачей. У половины различные функциональные отклонения, более трети -болеют чем- то хроническим. За 11 школьных лет становится в пять раз больше человек с нарушением зрения и осанки - сколиоз крутит позвоночники всем, севшим за школьные парты.[5]
В четыре раза увеличивается число заболеваний нервно-психическими расстройствами, в три - органов пищеварения. Поэтому цель возрождения ГТО -попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту. Чтобы вместо компьютерных игр ребята шли на стадионы.
В заключении хочется сказать, что нам предстоит многолетняя, трудоемкая работа по внедрению комплекса ГТО (это и дополнительное материально-техническое обеспечение и подготовка кадров). Внедрение ГТО - это социально-значимый проект в России. С помощью внедрения ГТО нам удастся увеличить количество занимающихся физической культурой и спортом, повысить
уровень физической подготовленности граждан, модернизировать систему физического воспитания и развития массового и школьного спорта, создать современную материально-техническую базу, а главное наши дети будут успешными в дальнейшей жизни.
Литература
1. Актуальные прогбемы комплекса внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в системе образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 7-108.
2. Гулидов, П. Комплекс ГТО: от советского периода до наших дней // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2014. № 11. С. 14-37.
3. Об утверждении порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) : Приказ Министерства спорта РФ от 29 августа 2014 г. № 739 // Вестник образования России. 2015. № 4. С. 16-23.
4. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) : утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.2014 № 540 (извлечения) // Нормативные документы образовательного учреждения. 2014. № 10. С. 11-15.
5. Уваров, В. А. Структура, содержание и нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 9. С. 5-18.
References
1. Aktual'nye progbemy kompleksa vnedreniya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone" (GTO) v sisteme obrazovaniya [Actual progbem of the complex introduction of the All-Russia physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) in the education system ] Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii -Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 9, pp. 7-108.
2. Gulidov P. Kompleks GTO: ot sovetskogo perioda do nashih dnej [Complex TRP: from the Soviet period to our days]. Spravochnik rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya - Directory of the head of an educational institution, 2014, no. 11, pp. 1437.
3. Ob utverzhdenii poryadka organizacii i provedeniya testirovaniya naseleniya v ramkah Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone" (GTO) : Prikaz Ministerstva sporta RF ot 29 avgusta 2014 g. № 739 [On the approval of the procedure for organizing and conducting testing of the population within the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (TRP): Order of the Ministry of Sport of the Russian Federation of August 29, 2014 No. 739]. Vestnik obrazovaniya Rossii - Bulletin of Education of Russia, 2015, no. 4, pp. 16-23.
4. Polozhenie o Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone" (GTO) : utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 11.06.2014 № 540 (izvlecheniya) [Regulations on the All-Russia Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (TRP): approved. Decree of the Government of the Russian Federation of 11.06.2014 № 540 (extract)]. Normativnye dokumenty obrazovatel'nogo uchrezhdeniya -Normative documents of the educational institution, 2014, no. 10, pp. 11-15.
5. Uvarov V. A. Struktura, soderzhanie i normativnye trebovaniya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone" (GTO) [The structure, content
and regulatory requirements of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (TRP)]. Spravochnik zamestitelya direktora shkoly - Directory of the Deputy Director of the School, 2014, no. 9, pp. 5-18.