Научная статья на тему 'Взаимодействие социальных групп в процессе внедрения комплекса ГТО'

Взаимодействие социальных групп в процессе внедрения комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
502
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" ГТО / МАССОВЫЙ СПОРТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЦЕНТРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ГТО / "READY TO WORK AND DEFENSE" (GTO) COMPLEX / MASS SPORT / SOCIAL GROUPS / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / GTO TESTING CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аристов Лев Сергеевич

В 2014 году запущен процесс по возрождению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В данной работе осуществлена попытка рассмотреть проблемы группового взаимодействия, которые могут стать препятствием для успешного внедрения современного комплекса ГТО. В качестве предмета работы выбраны механизмы взаимодействия социальных групп комплекса ГТО в Российской Федерации. Для проведения работы использован метод изучения нормативно-правовых актов, а также теоретические методы синтеза, сравнения и обобщения уже имеющегося опыта внедрения комплекса ГТО в стране. Выделены четыре крупные социальные группы комплекса ГТО: 1) обеспечивающие внедрение комплекса ГТО; 2) осуществляющие подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО; 3) обеспечивающие прием нормативов комплекса ГТО у населения и 4) выполняющие нормативы комплекса ГТО. В результате проведенного исследования отмечено, что для обеспечения внедрения комплекса ГТО создаются нормативные, организационные, финансовые и информационные условия. Все четыре выделенные социальные группы полноценно включены в систему комплекса ГТО, а эффективность работы данной системы с 2017 года будет определяться количеством граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также количеством граждан, способных выполнить нормативы современного комплекса ГТО. Достижение данных показателей зависит от правильно выбранных механизмов взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями по координации внедрения современного комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аристов Лев Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF SOCIAL GROUPS IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF THE GTO COMPLEX

The All-Russian Sports Complex “Ready to Work and Defense” (GTO) was brought back to life in 2014. The given article attempts at analyzing the problems of group interaction which could hamper successful implementation of the modern GTO complex. The object of the study is the mechanisms of interaction between social groups within the GTO complex in the Russian Federation. The method of study of normative-legislative acts and the theoretical methods of synthesis, comparison and generalization of the experience of implementation of the GTO complex in the country have been used by the author.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие социальных групп в процессе внедрения комплекса ГТО»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВФСК ГТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 796.015.865

ББК Ч511.3 ГРНТИ 77.03.05 Код ВАК 13.00.04

Аристов Лев Сергеевич,

аспирант кафедры теории и социологии управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уральский институт управления; 620142, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66; e-mail: aristov08@mail.ru.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: комплекс «Готов к труду и обороне» - ГТО; массовый спорт; социальные группы; физическая культура и спорт; центры тестирования ГТО.

АННОТАЦИЯ. В 2014 году запущен процесс по возрождению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В данной работе осуществлена попытка рассмотреть проблемы группового взаимодействия, которые могут стать препятствием для успешного внедрения современного комплекса ГТО. В качестве предмета работы выбраны механизмы взаимодействия социальных групп комплекса ГТО в Российской Федерации. Для проведения работы использован метод изучения нормативно-правовых актов, а также теоретические методы синтеза, сравнения и обобщения уже имеющегося опыта внедрения комплекса ГТО в стране. Выделены четыре крупные социальные группы комплекса ГТО: 1) обеспечивающие внедрение комплекса ГТО; 2) осуществляющие подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО; 3) обеспечивающие прием нормативов комплекса ГТО у населения и 4) выполняющие нормативы комплекса ГТО. В результате проведенного исследования отмечено, что для обеспечения внедрения комплекса ГТО создаются нормативные, организационные, финансовые и информационные условия. Все четыре выделенные социальные группы полноценно включены в систему комплекса ГТО, а эффективность работы данной системы с 2017 года будет определяться количеством граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также количеством граждан, способных выполнить нормативы современного комплекса ГТО. Достижение данных показателей зависит от правильно выбранных механизмов взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями по координации внедрения современного комплекса ГТО.

Aristov Lev Sergeevich,

Post-graduate Student of Department of Theory and Sociology of Management, Urals Institute - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia.

INTERACTION OF SOCIAL GROUPS IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF THE GTO COMPLEX

KEYWORDS: "Ready to Work and Defense" (GTO) complex; mass sport; social groups; physical culture and sport; GTO testing centers.

ABSTRACT. The All-Russian Sports Complex "Ready to Work and Defense" (GTO) was brought back to life in 2014. The given article attempts at analyzing the problems of group interaction which could hamper successful implementation of the modern GTO complex. The object of the study is the mechanisms of interaction between social groups within the GTO complex in the Russian Federation. The method of study of normative-legislative acts and the theoretical methods of synthesis, comparison and generalization of the experience of implementation of the GTO complex in the country have been used by the author. The author singles out four numerous social groups of the GTO complex: 1) those ensuring the implementation of the GTO complex; 2) those providing training for passing the qualifications of the GTO complex; 3) those organizing the process of passing the qualifications of the GTO complex by the population and 4) those executing the qualifications of the GTO complex. As a result of the undertaken study it is noted that normative, organizational, financial and informational conditions are being created for the realization of implementation of the GTO complex. All four distinguished social groups are equally included in the system of the GTO complex and the effectiveness of functioning of the system will be defined beginning with 2017 by the number of citizens of the Russian Federation systematically going in for physical training and sports and by the number of people capable of passing the standard tests of the modern GTO complex. The achievement of these results depends on the correct choice of the mechanisms of interaction between the organs of state power, local administration and social and other organizations in the coordination of the implementation of the modern GTO complex.

5 октября 2015 года в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также в ряд отдель-

ных законодательных актов Российской Федерации были внесены изменения, затрагивающие вопросы регулирования внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного

© Аристов Л. С., 2015

комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [20].

Данные меры позволили нормативно урегулировать процесс возрождения комплекса ГТО в Российской Федерации, который официально был запущен 24 марта 2014 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным [19].

Комплекс ГТО определяется как программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности [9, ст. 2, п. 2.1]. Комплекс базируется на принципах [14, разд. I, ч. 4]:

- добровольности и доступности;

- оздоровительной и личностно ориентированной направленности;

- обязательности медицинского контроля;

- учета региональных особенностей и национальных традиций.

Основная цель комплекса ГТО - повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения [14, разд. II, ч. 5].

Комплекс ГТО призван решать одну из главных задач массового спорта - способствовать увеличению числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации [14, разд. II, ч. 6].

Поэтапное внедрение комплекса ГТО отнесено к одной из задач подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 302) [12].

Ожидается, что доля граждан Российской Федерации, способных выполнить нормативы комплекса ГТО (в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов), к 2020 г. вырастет с 20 до 40% [12].

Соответственно перед обществом поставлены серьезные задачи. Комплекс ГТО должен стать одной из базовых составляющих системы российского массового спорта и способствовать увеличению количества физически здоровых граждан.

В этом исследовании будет осуществлена попытка установить, от каких социальных групп зависит успешное внедрение комплекса ГТО в Российской Федерации, каким должен быть механизм взаимодействия между ними, а также какие проблемы

могут стать препятствием для достижения поставленных целей.

Начиная с 2014 г. в Российской Федерации утвержден ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих поэтапное внедрение комплекса ГТО [1]:

- положение о комплексе ГТО, образец знака отличия комплекса ГТО и удостоверения к нему;

- план мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО;

- государственные нормативы комплекса ГТО для всех 11 возрастных групп;

- порядок создания центров тестирования;

- порядок организации и проведения тестирования населения в рамках комплекса ГТО, порядок награждения граждан знаками отличия.

Разработаны различные методические рекомендации по подготовке граждан к выполнению нормативов комплекса ГТО, по организации и проведению тестирования. Предусмотрены меры поощрения для лиц, чья деятельность связана с организацией и выполнением нормативов комплекса ГТО [2].

В процессе внедрения комплекса ГТО принимают участие представители различных социальных групп. Под социальной группой будем понимать совокупность индивидов, характеризующуюся общими интересами, установками и ориентациями, нормативной регламентацией совместной деятельности в рамках определенного пространственно-временного континуума [6, с. 289].

В российской системе комплекса ГТО можно выделить четыре крупные социальные группы.

1. Лица, обеспечивающие внедрение комплекса ГТО. Сюда можно отнести Президента Российской Федерации, сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, научных работников, представителей федерального и региональных операторов внедрения комплекса ГТО и других лиц, принимающих участие в разработке нормативно-правовых актов, требований, рекомендаций, различного рода механизмов, связанных с комплексом ГТО; осуществляющих исполнение всех необходимых мер по поэтапному внедрению комплекса ГТО, а также контролирующих данный процесс.

2. Лица, осуществляющие подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО. Сюда относятся работники физической культуры, педагогические работники, тренеры, фитнес-инструкторы и другие лица, которые способны научить правильному выполнению упражнений и в процессе взаимодействия с личностью сформировать у нее естественную потребность в физических нагрузках. При этом нормативы комплекса ГТО становятся

226

оценкой той физической формы, в которой находится их подопечный.

Для подготовки граждан к выполнению нормативов комплекса ГТО по месту их жительства, работы и обучения планируется создание физкультурно-спортивных клубов, в связи с чем также внесены соответствующие изменения в Федеральный закон № 329 [20].

3. Лица, обеспечивающие прием нормативов комплекса ГТО у населения. Наряду с физкультурно-спортивными клубами предусмотрено создание центров тестирования комплекса ГТО, цель деятельности которых заключается в проведении тестирования по нормативам испытаний (тестов) комплекса ГТО [11, ст. 31.2, ч. 1]. Соответственно планируется, что данная социальная группа будет осуществлять свои функции на базе центров тестирования комплекса ГТО. Центры тестирования представляют лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, к награждению соответствующим знаком отличия [11, ст. 31.2, ч. 5].

4. Лица, выполняющие нормативы комплекса ГТО. Структура современного комплекса ГТО включает 11 ступеней и возрастные группы от 6 до 70 лет и старше [14, разд. III, ч. 7]. Данная социальная группа является очень разнородной, делится на множество подгрупп, не имеет общей организационной структуры, но у всех включаемых в эту группу есть один существенный признак: они обладают естественной или искусственно созданной (что намного хуже) потребностью в выполнении нормативов комплекса ГТО как способа определения своего физического и интеллектуального развития.

Нельзя не отметить тот факт, что современный комплекс ГТО включает в себя не только физическую составляющую, но и интеллектуальную. Для получения знака отличия комплекса ГТО необходимо выполнить требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта [16, разд. I, ч. 5].

Далее рассмотрим, как с 2014 г. на практике осуществлялось взаимодействие выделенных групп в процессе внедрения комплекса ГТО.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 172, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО осуществляет Министерство спорта Российской Федерации [10, п. 5]. В Министерстве на базе Департамента развития физической культуры и массового

спорта функционирует отдел Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО [3]. Соответственно, к социальной группе лиц, обеспечивающей внедрение комплекса ГТО, в первую очередь стоит отнести работников вышеуказанного отдела, а также других сотрудников Министерства, в чьи полномочия входит решение вопросов, связанных с внедрением ГТО.

Организационной формой взаимодействия по управлению процессом внедрения комплекса ГТО на федеральном уровне является Координационная комиссия по введению и реализации комплекса ГТО [8].

Координационная комиссия является совещательным органом при Министерстве спорта Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с введением в действие в Российской Федерации комплекса ГТО [15, п. 1].

В субъектах Российской Федерации в соответствии с Указом № 172 определены органы исполнительной власти, ответственные за поэтапное внедрение комплекса ГТО. По большей части данные органы власти осуществляют управление в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, на федеральном и региональном уровне определены государственные работники, ответственные за реализацию внедрения комплекса ГТО. Взаимодействуют они в рамках системы «власти и подчинения», обеспечивая подготовку и принятие нормативных актов, планирование конкретных мер по внедрению комплекса ГТО и их исполнение, реализацию освоения средств, предусмотренных в федеральном и региональных бюджетах.

На муниципальном уровне в рамках внедрения комплекса ГТО должны быть решены вопросы материально-технического и кадрового обеспечения. Необходимо обеспечить население условиями для занятий физической культурой и возможностью для подготовки к выполнению испытаний тех видов, которые предусмотрены нормативами комплекса ГТО. Также необходимо информировать граждан об условиях предоставления услуг спортивных сооружений, о возможности участия в мероприятиях комплекса ГТО.

В соответствии с планом мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО, с 2014 по 2015 г. внедрение комплекса ГТО осуществляется среди обучающихся образовательных организаций [13]. Соответственно, структуры системы образования, в том числе и курирующие их деятельность органы власти, включены в систему комплекса ГТО.

В этой связи внутри первой социальной группы (лица, обеспечивающие внедрение комплекса ГТО) можно рассмотреть взаимодействия между представителями сферы физической культуры и спорта и представителями сферы образования. Как показала практика, данное взаимодействие не всегда можно назвать успешным.

Так, во всех муниципальных образованиях Свердловской области определены органы (или лица), ответственные за внедрение комплекса ГТО на уровне муниципалитета. С 15 по 25 мая 2015 г. на территории всей страны проводилась Единая декада ГТО, в рамках которой обучающиеся общеобразовательных организаций в возрасте от 11 до 15 лет имели возможность выполнить нормативы комплекса ГТО с последующим получением знака отличия (золотого, серебряного или бронзового) [5]. Из 25 000 школьников Свердловской области лишь 3 000 приняли участие в Единой декаде ГТО. Они представляли 57 муниципальных образований региона (60%) [7]. Очевидно, не все ответственные за внедрение комплекса ГТО на муниципальном уровне смогли обеспечить реализацию права обучающихся на выполнение нормативов ГТО. Одной из основных проблем сами представители муниципальной власти называют несогласованность действий между представителями сферы образования и сферы физической культуры и спорта.

Стоит отметить, что внедрение комплекса ГТО в первую очередь среди обучающихся видится осознанным выбором в связи с большей организованностью и готовностью системы образования к приему нормативов комплекса ГТО. Она обеспечена специалистами, инфраструктурой и системностью, что позволяет уже в ближайшем будущем предоставить возможность обучающимся получить знаки отличия современного комплекса ГТО.

Работники сферы образования также являются теми лицами, которые осуществляют подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО, и, соответственно, относятся ко второй социальной группе, выделенной в данном исследовании. Педагогические работники взаимодействуют с обучающимися дошкольных учреждений, образовательных организаций, студентами сузов и вузов и имеют возможность через комплекс ГТО развить у них естественную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. На сегодняшнем этапе внедрения комплекса ГТО именно на педагогов ложится основная ответственность за формирование правильного представления у молодого поколения о комплексе ГТО, его основных принципах и возможностях.

Основной проблемой педагогов при подготовке к выполнению нормативов является несоблюдение ими всех принципов современного комплекса ГТО, особенно принципа добровольности. Педагоги начинают не формировать естественную потребность в сдаче нормативов с целью оценки физических возможностей, а по старой советской привычке стремятся обеспечить увеличение количественных показателей сдающих через меры принуждения. Это, безусловно, идет во вред физическому воспитанию населения, на решение проблем которого и нацелен комплекс ГТО.

С 2017 г. внедрение комплекса ГТО будет осуществляться повсеместно среди всех категорий населения Российской Федерации [13]. 3 года (с 2014 по 2017 г.) отведено ответственным за внедрение комплекса ГТО на решение вопросов, связанных с организацией процесса по привлечению к выполнению нормативов тех лиц, которые не относятся к категории обучающихся и соответственно не находятся в структурированной системе физической подготовки. С этой целью как раз и предусматривается создание физкультурно-спортивных клубов, которые будут осуществлять подготовку населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, а также участвовать в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных категорий граждан и групп населения [11, ст. 31.3, ч. 1].

Однако на сегодняшний день единой системы по работе с лицами трудоспособного возраста, а также со всеми, кто не относится к обучающимся, не выстроено. Предоставлять возможности по физической подготовке за счет организации в современных экономических реалиях способны в основном крупные промышленные предприятия, которые сохранили в своей структуре отделения или лиц, ответственных за физкультурно-массовую работу. Развитие системы клубов по месту работы, а особенно по месту жительства, видится как перспективный и эффективный механизм по массовому вовлечению населения в спортивную деятельность, однако для этого необходимо проделать достаточно большой объем работы по созданию данных организаций и обеспечению их деятельности.

Оказать содействие в процессе подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО могут работники системы фитнес-клубов (центров). Уже сегодня в этих организациях реализуются программы по подготовке к ГТО, однако в силу слабого контроля над этой сферой и отсутствия взаимодействия с органами власти данные программы не всегда соответствуют общероссийским, нормативно установ-

228

ленным требованиям комплекса ГТО. В связи с этим возникает необходимость обучения фитнес-инструкторов и тренеров основным принципам подготовки и выполнения нормативов современного комплекса ГТО, прохождения ими курсов повышения квалификации. Фитнес-индустрия обладает большим потенциалом в плане развития массового спорта, в связи с чем ответственным за внедрение комплекса ГТО нельзя этим не воспользоваться.

Как уже отмечалось ранее, выполнение нормативов ГТО осуществляется на базе специально создаваемых для этого центров тестирования. Важно отметить, что правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО могут наделяться образовательные организации [11, ст. 31.2, ч. 3]. Данной нормы не было изначально в законодательстве, однако в ходе организационно-экспериментального этапа внедрения комплекса ГТО необходимость привлечения ресурсов системы образования к приему нормативов стала очевидной. В муниципальных образованиях, которые не обладают отдельным ресурсом для приема у населения нормативов, именно образовательные организации становятся органом, обеспечивающим реализацию внедрения комплекса ГТО среди всех категорий граждан. В этой связи снова возникает необходимость урегулирования отношений между представителями системы образования и системы физической культуры и спорта с целью их эффективного взаимодействия по приему нормативов и представлению граждан к награждению знаками отличия комплекса ГТО.

Особое значение имеют вопросы организации судейства в центрах тестирования для правильной и квалифицированной оценки выполнения гражданами нормативов комплекса ГТО. Нормативно не установлены требования к судьям, осуществляющим прием нормативов комплекса ГТО. Так, при проведении Единой декады ГТО положением было установлено, что к судейству допускаются лица, имеющие судейскую категорию по видам спорта, входящим в комплекс ГТО [18]. Также допускается схема приема нормативов, при которой к судейству допускаются лица, имеющие образование в области физической культуры и спорта и стаж работы в данной отрасли.

Нерешенный вопрос по организации судейства может в будущем создать проблемы при взаимодействии между лицами, осуществляющими подготовку к выполнению нормативов, принимающими судьями и самими сдающими нормативы. В этой связи видится необходимым предусмотреть в порядке организации и проведения тестирования населения по комплексу ГТО воз-

можность допуска к судейству лиц, имеющих образование в области физической культуры и спорта, прошедших курсы повышения квалификации по программам, разработанным в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и методическими рекомендациями, регламентирующими деятельность по внедрению комплекса ГТО [3].

Наконец, перейдем к рассмотрению четвертой социальной группы, выделенной в данном исследовании. Все граждане, желающие выполнить нормативы комплекса ГТО с последующим присвоением знака отличия, должен быть зарегистрированы в Автоматизированной информационной системе ГТО через сайт «www.gto.ru» или центр тестирования путем заполнения специализированной анкеты с установленным перечнем персональных данных. Заполнение анкеты позволяет гражданину стать участником комплекса ГТО, о чем он получает соответствующее письмо на указанный адрес электронной почты. Участие в комплексе ГТО сопровождается присвоением гражданину уникального идентификационного номера [8].

Стоит отметить, что изначально регистрация граждан в информационной системе планировалась исключительно через сайт в сети Интернет, однако в связи с отсутствием во многих муниципальных образования технических возможностей, а также из-за недостаточного уровня компьютерной грамотности граждан было принято решение предоставить возможность подавать заявку через центры тестирования [8].

Также дополнительный контроль со стороны сотрудников центров тестирования за регистрацией граждан в системе комплекса ГТО необходим с целью правильного заполнения персональных данных участника. Так, в ходе проведения Единой декады ГТО, которая являлась первой серьезной проверкой для автоматизированной информационной системы ГТО и для механизма выдачи знаков отличия, были выявлены многочисленные нарушения при сообщении персональных данных участниками тестирования.

Определенные трудности для желающих выполнить нормативы ГТО создает необходимость прохождения медицинского контроля и получения допуска к прохождению тестирования. С этой целью разработано методическое пособие «Организация медицинского сопровождения выполнения нормативов комплекса ГТО» [17]. Несмотря на достаточную проработанность данного вопроса, прохождение медицинского контроля все же вызывает определенные трудности, особенно у лиц, которые не являются обучающимися в образовательных органи-

зациях. Идеальным вариантом видится прохождение обследования для медицинского допуска непосредственно в центрах тестирования, что сократит в первую очередь время и сделает процедуру более доступной, однако возникает необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов, что в условиях нынешней экономической ситуации не представляется возможным.

Граждане, обладающие идентификационным номером, получившие медицинский допуск, выполнившие нормативы и показавшие результаты, соответствующие бронзовому, серебряному или золотому знаку отличия, представляются Центром тестирования к награждению.

Подводя итоги проведенному исследованию, стоит отметить, что для обеспечения

внедрения комплекса ГТО создаются нормативные, организационные, финансовые и информационные условия. Все четыре выделенные социальные группы полноценно включены в систему комплекса ГТО, а эффективность работы данной системы с 2017 г. будет определяться количеством граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также количеством граждан, способных выполнить нормативы современного комплекса ГТО. Достижение данных показателей зависит от правильно выбранных механизмов взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями по координации внедрения современного комплекса ГТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Документы: нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти. URL: http://gto.ru/ (дата обращения: 04.11.2015).

2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Документы: методические рекомендации. URL: http://gto.ru/ (дата обращения: 04.11.2015).

3. «Главное, где надо победить, - соревнование с самим собой» // Областная газета. 2015. № 68 (7634) от 17 апр. URL: http://www.oblgazeta.ru/sport/22946/ (дата обращения: 04.11.2015).

4. Департамент развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации. URL: http://www.minsport.gov.ru/ministry/structure/departamenty-ministe/1477/ (дата обращения: 04.11.2015).

5. Единая декада ГТО. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/announcements/26718/ (дата обращения: 04.11.2015).

6. Зборовский Г. Е. Общая социология : учеб. 3-е изд., испр. и доп. М. : Гардарики, 2004.

7. Итоги проведения Единой декады ГТО на 23 июня 2015 года. URL: http://depsport. gov35.ru/news/itogi-edinoy-dekady-gto (дата обращения: 04.11.2015).

8. Методическое пособие по подготовке граждан, в том числе по самостоятельной подготовке граждан и по подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для физкуль-турно-спортивных работников и организаторов тестовых мероприятий : (утв. министром спорта Российской Федерации В. Л. Мутко 01.12.2014). URL: http://gto.ru/files/docs/04_guidelines/01.pdf (дата обращения: 04.11.2015).

9. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 05.10.2015 № 274-ФЗ / / Консультант Плюс : справочно-правовая система.

10. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 / / Консультант Плюс : справочно-правовая система.

11. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ // Консультант Плюс : справочно-правовая система.

12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 302 / / Консультант Плюс : справочно-правовая система.

13. Об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 1165-р / / Консультант Плюс : справочно-правовая система.

14. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540 // Консультант Плюс : справочно-правовая система.

15. Об утверждении Положения о Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 03.06.2014 № 436 // Консультант Плюс : справочно-правовая система.

16. Об утверждении Порядка награждения граждан Российской Федерации знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и присвоения им спортивных разрядов : приказ М-ва спорта Российской Федерации от 18.02.2015 № 144 / / Консультант Плюс : справочно-правовая система.

17. Организация медицинского сопровождения выполнения нормативов Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» : метод. пособие для медицинских работников. URL: http://gto.ru/files/docs/04_guidelines/06.pdf (дата обращения: 04.11.2015).

18. Положение о Фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГГО) среди обучающихся образовательных организаций, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне i94i—i945 годов. URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/4l/23357/ (дата обращения: 04.11.2015).

19. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о Всероссийском физкультур-но-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГГО). URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/6l44/ (дата обращения: 04.ll.20l5).

20. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 5.l0.20l5 N° 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/27596/ (дата обращения: 04.ll.20l5).

REFERENCES

1. Vserossiyskiy fizkul'turno-sportivnyy kompleks «Gotov k trudu i oborone» (GTO). Dokumenty: normativno-pravovye akty Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii, prikazy federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. URL: http://gto.ru/ (data obrashcheniya: 04.11.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vserossiyskiy fizkul'turno-sportivnyy kompleks «Gotov k trudu i oborone» (GTO). Dokumenty: metodicheskie rekomendatsii. URL: http://gto.ru/ (data obrashcheniya: 04.11.2015).

3. «Glavnoe, gde nado pobedit', - sorevnovanie s samim soboy» // Oblastnaya gazeta. 20l5. Ш 68 (7634) ot 17 apr. URL: http://www.oblgazeta.ru/sport/22946/ (data obrashcheniya: 04.11.2015).

4. Departament razvitiya fizicheskoy kul'tury i massovogo sporta Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii. URL: http://www.minsport.gov.ru/ministry/structure/departamenty-ministe/1477/ (data obrashcheniya: 04.11.2015).

5. Edinaya dekada GTO. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/announcements/26718/ (data obrashcheniya: 04.11.2015).

6. Zborovskiy G. E. Obshchaya sotsiologiya : ucheb. 3-e izd., ispr. i dop. M. : Gardariki, 2004.

7. Itogi provedeniya Edinoy dekady GTO na 23 iyunya 2015 goda. URL: http://depsport.gov35.ru/ news/itogi-edinoy-dekady-gto (data obrashcheniya: 04.11.2015).

8. Metodicheskoe posobie po podgotovke grazhdan, v tom chisle po samostoyatel'noy podgotovke grazhdan i po podgotovke lits, podlezhashchikh prizyvu na voennuyu sluzhbu, k vypolneniyu normativov i trebovaniy Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) dlya fizkul'turno-sportivnykh rabotnikov i organizatorov testovykh meropriyatiy : (utv. ministrom sporta Rossiyskoy Federatsii V. L. Mutko 01.12.2014). URL: http://gto.ru/files/docs/04_guidelines/01.pdf (data obrashcheniya: 04.11.2015).

9. vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 05.i0.20i5 Ш 274-FZ / / Konsul'tant Plyus : spravochno-pravovaya sistema.

10. Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO) : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24.03.20i4 Ш l72 / / Konsul'tant Plyus : spravochno-pravovaya sistema.

11. fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 04.i2.2007 Ш 329-FZ // Konsul'tant Plyus : spravochno-pravovaya sistema.

12. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie fizicheskoy kul'tury i sporta» : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 N 302 / / Konsul'tant Plyus : spravochno-pravovaya sistema.

13. Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po poetapnomu vnedreniyu Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30.06.20i4 Ш ll65-r / / Konsul'tant Plyus : spravochno-pravovaya sistema.

14. Ob utverzhdenii Polozheniya o Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO) : postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot ll.06.20i4 W 540 // Konsul'tant Plyus : spravochno-pravovaya sistema.

15. Ob utverzhdenii Polozheniya o Koordinatsionnoy komissii Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii po vvede-niyu i realizatsii Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) : prikaz Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii ot 03.06.20i4 W 436 / / Konsul'tant Plyus : spravochno-pravovaya sistema.

16. Ob utverzhdenii Poryadka nagrazhdeniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii znakom otlichiya Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) i prisvoeniya im sportivnykh razryadov : prikaz M-va sporta Rossiyskoy Federatsii ot l8.02.20l5 W l44 // Konsul'tant Plyus : spravochno-pravovaya sistema.

17. Organizatsiya meditsinskogo soprovozhdeniya vypolneniya normativov Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» : metod. posobie dlya meditsinskikh rabotnikov. URL: http://gto.ru/files/docs/04_guidelines/06.pdf (data obrashcheniya: 04.11.2015).

18. Polozhenie o Festivale Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) sredi obuchayushchikhsya obrazovatel'nykh organizatsiy, posvyashchennom 70-y godovshchine Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941—1945 godov. URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/41/ 23357/ (data obrashcheniya: 04.11.2015).

19. Prezident Rossiyskoy Federatsii Vladimir Putin podpisal Ukaz o Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO). URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/6144/ (data obrashcheniya: 04.11.2015).

20. Prezidentom Rossiyskoy Federatsii podpisan Federal'nyy zakon ot 5.l0.20l5 W 274-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii». URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/27596/ (data obrashcheniya: 04.11.2015).

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. А. Е. Терентьев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.