ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Ш
7. См.: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден Приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 года № 747 // ЬМр://минобрнауки.рф/документы/924. Дата обращения 10.09.2013.
8. Об этом см.: Дзюба Н.В. Проблемные вопросы организации учебного процесса на основе ФГОС ВПО третьего поколения в условиях переходного периода // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: материалы XVI Международной научно-методической конференции, 28 октября 2011 года. — СПб.: СПбГУП, 2011. — С. 246-247.
9. См.: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Проспект, 2013.
10. См.: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р // http://consultant.ru/document/cons_doc_LAWJ46497/?frame = 1#p22. Дата обращения 10.09.2013.
11. См.: Постановление Правительства РФ от 03.06.2013г. № 467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования» // http://government.ru/media/files/41d46be0ab4c96186a79.pdf. Дата обращения 10.09.2013.
12. См.: Федеральный закон от 02.07.2013г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»« // http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAw_148576. Дата обращения 10.09.2013.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ НОВОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Д.И. Ряховский,
первый проректор Института экономики и антикризисного управления, профессор кафедры налогового консультирования Финансового университета при Правительстве РФ (Москва),
доктор экономических наук [email protected]
Автором рассмотрены проблемы реализации программ дополнительного профессионального образования в свете нового закона об образовании, затронуты вопросы документационного обеспечения учебного процесса, а также его оформления при реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, учебный процесс, общественная аккредитация, внутренний мониторинг качества образования, образовательная программа
ББК Ч34(2)к1я77-1
Важнейшей характеристикой современного российского общества является наличие значительной части населения, главным девизом которого является обучение через всю жизнь. На первоначальном этапе указанная часть общества особое внимание уделяет получению качественного высшего образования, а затем, применяя полученные, но стремительно устаревающие знания и компетенции, изыскивает направления их обновления и расширения. Это в значительной степени увеличивает требования к качеству последующих образовательных программ, их сознанию, используемым технологиям, получаемым на этом этапе образовательного процесса индивида знаниям.
Таким образом, главной задачей высшей школы наряду с необходимостью удовлетворения всех возрастающих требований студентов является необходимость научить их учиться всю жизнь. Решение этой задачи, в свою очередь, предопределяет повышение роли дополнительного профессионального образования, которое осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Причем стажировка также является одной из форм дополнительного профессионального образования.
В настоящий момент, в период, когда нет полного комплекта необходимых подзаконных актов, отражающих в полном объеме требования закона «Об образовании в Российской Федерации» организации осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий, выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с новым Федеральным законом ранее выданные лицензии на
осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года, т.е. при наличии лицензии старого образца образовательные организации могут спокойно работать до 31.12.2015 года.
Вузы, у которых дополнительное профессиональное образование, как правило, прописывается в лицензии как «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка по профилю Вуза» и учебные центры, реализующие программы дополнительного профессионального образования, открывая новые программы должны будут пройти лицензирование по новым требованиям. Старые программы, которые реализовывались до 01.09.2013 года, можно будет реализовывать до 31.12.2015 года — именно это и вытекает из прямого толкования нормативных документов. Предполагается, что указанный вопрос будет рассмотрен в ближайшее время в одном из писем Рособрнадзора. Новые требования к продолжительности реализации программ дополнительного профессионального образования установлены приказом Министерства образования от 01.07.2013года № 499 и представлены таблице 1.
Таблица 1
Продолжительность реализации программ дополнительного профессионального образования
Вид обучения ФЗ от 10.07.1992 г. № 3266-1 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273
Повышение квалификации От 72 часов до 500 часов От 16 часов до 250 часов
Профессиональная переподготовка От 500 часов до 1000 часов От 250 часов
367
№
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 2
Требования на получение лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования.
1. Наличие у организации в собственности или на ином законном основании оснащенной материально-технической базы, то есть зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования
2. Наличие в организации учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам
3. Наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования
4. Наличие в штате организации или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования
5. Соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса
6. Наличие у лицензиата по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их места нахождения образовательных программ в полном объеме
Значительное отличие нового законодательства заключается в том, что обучение по программам профессиональной подготовки предусматривает присвоение новой квалификации, что по старому закону было возможно только при обучении свыше 1000 часов (дополнительное образование к высшему) СРО, самостоятельно повышающим квалификацию своих членов или учебным центрам в форме ООО, реализующим 40-часовые программы повышения квалификации. Дополнительные трудности обучающим организациям создают в т.ч. положения нового законодательства, согласно которым, повышение квалификации свыше 16 часов подлежат лицензированию.
Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, не подлежит лицензированию. При этом не выявлено каких-либо ограничений по продолжительности обучения, из чего следует, что сложно реализовывать любые по объему часов программы без выдачи соответствующих документов и без проведения аттестации. Данный вопрос требует дополнительных разъяснений от законодательных органов власти.
Не секрет, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие и получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Требования нового закона полностью соответствуют старым требованиям — в случае обучения студента по программе профессиональной переподготовки и получение соответствующего диплома возможно только после получения диплома о высшем или средне-специальном образовании. До этого вре-
мени возможным является лишь получение справки, форма которой разрабатывается учебным заведением.
Действующим Законодательством установлены основные лицензионные требования. Требования на получение лицензии, которые хотят реализовывать по программам дополнительного профессионального образования для обучающих организаций (табл.2).
Для получения лицензии или переоформления документов, подтверждающих ее наличие, лицензиат представляет в лицензирующий орган кроме заявления соответствующий пакет документов, перечень которых представлен в табл.3.
Помимо общих вышеназванных стандартных требований законодательства для реализации программ дополнительного профессионального образования необходима образовательная программа, разработанная образовательной организацией. Кроме этого особо значимым поведением является участие в разработке образовательных программ, обучения и повышения квалификации, профессиональных объединений, что будет способствовать повышению качества подготовки слушателей, удовлетворению требований работодателя.
В случае разработки образовательных программ, например, Институтом профессиональных бухгалтеров или Палатой Налоговых консультантов возможно их утверждение в Федеральном органе исполнительной власти. При соответствии разработанных программ федеральным государственным требованиям, и их утверждении обучающие организации получают право выдачи слушателям, прошедшим обучение, документов государственного образца. В случае разработки требований и стандартов без их последующего утверждения
Таблица 3
Документы, представляемые для получения лицензии
№ п/п Наименование документов или сведений
1. Копии учредительных документов
2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (в настоящий момент составляет 2600 рублей)
3. Сведения о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если право на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации
4. Подписанная руководителем организации справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам
5. Копия положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии или лицензиат обращается за разрешением на осуществление образовательной деятельности в филиале)
6. Копия положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки)
7. Опись представленных документов
368
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
слушателям выдается документ о повышении квалификации или профессиональной переподготовке, образец которого утверждается обучающей организацией. В новых нормативных документах предусмотрены требования к образовательной программе дополнительного профессионального образования, представленные в табл.4.
Таблица 4
Общие требования к образовательной программе дополнительного профессионального образования
1. Характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и квалификаций
2. Описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, которые будут изменены в процессе обучения
3. Характеристика новых компетенций, которые будут сформированы в процессе обучения
4. Необходимо учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в соответствующих квалификационных справочниках и иных документах и нормативных актах РФ
5. Направленность на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации
Следует помнить, что программы профпереподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования. При этом необходимо расписывать в учебно-методическом комплексе и предусматривать описание механизма формирования или развития имеющихся компетенций. Действующим законодательством установлены основные требования, предусмотренные к структуре образовательной программы, представлены в табл. 5.
Таблица 5
Требования к структуре образовательной программы дополнительного профессионального образования
Повышение квалификации
Описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации
Описание качественного изменения перечня профессиональных компетенций
Профессиональная переподготовка
Описание вновь полученных компетенций
Характеристика новой квалификации, видов деятельности, трудовых функций
Характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию и (или) новых компетенций
Требования к содержанию образовательной программы дополнительного профессионального образования представлены в табл.6.
Особое место в Образовательной программе дополнительного профессионального образования занимает Рабочая учебная программа, структура должна включать:
1. Титульный лист
2. Оборотная сторона титульного листа
3. Организационно-методический раздел:
• Цели и задачи дисциплины;
• Место дисциплины в структуре ООП;
• Требования к результатам освоения дисциплины;
• Объем дисциплины и виды учебной работы;
• Разделы дисциплин и виды занятий;
• Учебно-методическая карта.
4. Содержание дисциплины.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
• оценочные средства по дисциплине;
Таблица 6
Требования к содержанию образовательной программы дополнительного профессионального образования
№ п/п Наименование раздела образовательной программы Примечания
1. Цель программы Организационно-методический раздел
2. Результаты обучения
3. Учебный план Должен содержать форму обучения, перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных дисциплин (разделов) и иных видов деятельности, форму аттестации и должен быть согласован с заказчиком.
4. Календарный учебный график (график учебного процесса) Необходимо составлять и утверждать на учебный год, как на ВПО
5. Рабочие программы предметов программы предметов, дисциплин, курсов, модулей Требования к структуре и содержанию рабочих программ
6. Организационно-педагогические условия Методические рекомендации по изучению, преподаванию и т.д.
7. Формы аттестации На каждый раздел организация промежуточной аттестации
8. Оценочные средства Необходимо наличие ФОС для промежуточной и итоговой аттестаций
• основная литература по дисциплине;
• дополнительная литература по дисциплине;
• программное обеспечение;
• базы данных, информационно-справочные и поисковые системы;
• материально-техническое обеспечение дисциплины
Следует также отметить, что ранее действующим законодательством по дополнительному образованию предусматривалось по сути 100% аудиторные занятия. При этом даже итоговая аттестация иногда выносилась за пределы учебного плана.
В настоящее время, составляя образовательную программу дополнительного профессионального образования, учебное заведение может учитывать все формы обучения — очную, очно-заочную, заочную, а также дистанционную. Соответственно при формировании учебных планов можно и нужно предусматривать иные известные виды учебных занятий и учебных работ, варианты которых представлены в табл. 7.
Таблица 7
Виды учебных занятий и учебных работ при реализации программ дополнительного профессионального образования
Традиционные
1. Лекции
2. Практические и семинарские занятия
3. Лабораторные работы
Интерактивные
4. Круглые столы
5. Мастер-классы
6. Деловые игры
7. Ролевые игры
8. Тренинги
9. Семинары по обмену опытом
10. Выездные занятия
Индивидуально-ориентированные
11. Консультации
12. Выполнение аттестационной, дипломной, проектной работ
13. Самостоятельная работа
14. Иные виды работ в соответствии с учебным планом
Также, следует иметь ввиду, что каждый вид учебных занятий должен быть подробным образом описан в образователь-
369
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ной программе. Например, описания семинарских занятий в образовательной программе может выглядеть следующим образом, представленным в табл.8.
Таблица 8
Структура описания семинарских занятий при формировании образовательной программы дополнительного профессионального образования
I. Планы семинарских занятий с методическими указаниями Очная форма обучения
Для теоретических дисциплин Семинар 1.
Тема в соответствии с РУП дисциплины.
Перечень формируемых и развиваемых компетенций: ...
Примечание: Данный перечень должен соответствовать РУП (раздел •Разделы дисциплин и виды занятий»),
2.1. Вопросы к обсуждению:
1.
2.
Примечание: Вопросы к обсуждению должны носить компетент-ностно ориентированный характер, то есть для ответа требуется не просто воспроизвести учебный материал, но осмыслить его, систематизировать, применить полученные знания, что представляет собой более высокий уровень обучения, который в педагогике называют проблемное обучение. Например: Вместо вопроса: •Философия Платона» можно сформулировать вопрос: •Почему философские воззрения Платона актуальны и применительно к современности».
Методические указания по подготовке*
2.2. Задания к семинару
Слушатель должен выполнить задания № 1,2...n к текущей самостоятельной работе по теме № 1 (темам 1,2 n)
Для практических дисциплин
Тема в соответствии с РУП дисциплины.
Перечень формируемых и развиваемых компетенций: ...
2.1. Задания и задачи (кейсы) для решения на семинарских занятиях
На формирование и развитие компетенции (компетенций) ...
Одно задание (одна задача) может быть направлена на проверку как одной, так и нескольких компетенций в их совокупности. Задание 1
Методические указания по выполнению *
Для занятий, проводимых в интерактивной форме, план учитывает различные методы интерактивного обучения. При этом планы семинарских занятий в интерактивной форме дифференцируются (очной, очно-заочной и заочной) по различным формам обучения с учетом количества разных часов в учебно-тематическом плане.
При формировании программы особое внимание уделяется самостоятельной работе. Проведя анализ действующей нормативной базы, можно отмечаем, что самостоятельная работа может быть оформлена соответствующим образом, с регламентацией каждой минуты разновидности самостоятельной работы обучающегося. Особенности оформления самостоятельной работы в образовательной программе представлены в табл. 9.
При этом программа должна содержать методические рекомендации по выполнению всех видов самостоятельной работы, а также методические рекомендации по изучению каждого раздела дисциплины (или общие методические рекомендации по изучению). Важной составляющей учебно-методической документации требований, являются методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава, примерное содержание которых и особенности оформления представлены в табл.10.
Также следует обратить внимание на модульно-рейтинговую систему, которая также может применяться, а может и не применяться образовательными учреждениями.
Таким образом, в общем виде можно сделать вывод о том, что документационное оформление дополнительного профессионального образования в части учебно-методического обеспечения соответствует и (или) аналогично ФГОС ВПО. При этом возможно использование электронной библиотечной системы (ЭБС) и отсутствие классической библиотеки хотя. Результаты проведенного анализа новой нормативно-законодательной базы свидетельствуют о нововведениях в системе многих ор-
Таблица 9
Особенности оформления самостоятельной работы в образовательной программе дополнительно-
го профессионального образования
II. ТЕКУЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ТЕМА 1
№ п/п Вид самостоятельной работы (в т.ч. изучение учебной, научной, методической, справочной литературы, интернет-материалов, нормативной базы, решение задач, кейсов, подготовка к семинарскому занятию, подготовка докладов, эссе, рефератов, решение тестов, конспектирование и т.д.) Количество часов, отводимых на данный вид работы Формируемые и развиваемые компетенции
очная форма обучения очно-заочная форма обучения заочная форма обучения
Примечание: Общее количество часов должно соответствовать рУп (раздел «Разделы дисциплин и виды занятий») Например: По теме «Налог на прибыль» на самостоятельную работу для очной формы обучения отводится 4 часа. Распределение часов по видам самостоятельной работы: 1) Изучение электронных учебно-методических материалов — 0,5 часа 2) Изучение научной и учебно-методической литературы (указ. список) — 1 час. 3) Подготовка эссе на тему «Формирование налоговой базы» — 2,5 часа
Таблица 10
Особенности оформления методического раздела образовательной программы дополнительного профессионального образования
1. Методические рекомендации для преподавателей:
1 Общие методические рекомендации характеризуются цели и задачи преподавателя, ведущего дисциплину. Даются рекомендации по подбору и анализу учебного и учебно-методического материала, выборов инновационных и интерактивных технологий обучения.
2. Рекомендации по проведению аудиторных занятий (планы лекций для каждой формы обучения с указанием формируемых компетенций, вида лекции; методические указания по подготовке и проведению семинаров, методические указания по проведению контроля самостоятельной работы)
3. Рекомендации по организации самостоятельной работы слушателей.
4. Методические рекомендации по подготовке и проведению промежуточной и итоговой аттестации.
5. Методические рекомендации по применению модульно рейтинговой системы (для каждой формы обучения- В СЛУЧАЕ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ)
6. Иные рекомендации, регламентирующие проведение различных типов занятий, самостоятельной и иной работы в процессе освоения слушателями программы (например, при дистанционной форме должен быть подробный пошаговый алгоритм с ситуационным разветвлением.
ганизаций, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования, в т.ч. его методического обеспечения, и кадрового сопровождения образовательных программ.
Представляется важным обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», особенно на п.7 данного Постановления, в соответствии с которым, исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и
370
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.
Деятельность образовательной организации необходимо осуществлять с учетом особенностей, описанных в статье Д.И. Ря-ховского «Методы снижения налоговых рисков», опубликованной в Вестнике бухгалтера Московского региона — М, 2013, №1.
Учитывая п.7 Постановления, можно констатировать тот факт, что скидки на обучение закончились, так как если говориться «за счет собственных средств», то сделав скидку, образовательная организация обязана оприходовать полную сумму в налоговом учете, а если это физическое лицо, то вести персонифицированный учет и подавать на него сведения в ИФНС. В результате, «день грядущий» может принести образовательной организации сюрприз в виде проблем налогообложения. Хотя при анализе практики можно смело сказать, что если ценовые преференции не выходят за рамки 40 статьи НК РФ (взаимозависимость, бартер и скидки более чем 20%), и если в учетной политике закреплен метод ценообразования в зависимости от цены последующей реализации, образовательная организация имеет шансы отстоять свои позиции в суде.
Данным Постановлением введены новые понятия в части ответственности заказчика и исполнителя. Заслуживает внимания п. 21 настоящего Постановления, где перечислены основания для расторжения договора с Заказчиком, приведенные к современным реалиям. В соответствии с этим договора, заключаемые с обучающимися, необходимо полностью перерабатывать уже с 1 сентября 2013 года.
Следует также обратить внимание на письмо Министерства образования от 02.09.2013г. № АК-1879/06 и Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 г. №729, согласно которым все удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке должны быть внесены в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении.
В связи с тем, что государственная аккредитация для дополнительного профессионального образования более не требуется, выдача государственных документов (удостоверений и дипломов) с 01.09.2013 г. запрещена. Более того, все российские образовательные организации обязаны внести сведения о ранее выданных документах государственного образца с 10.07.1992 г. по 31.08.2013 г. включив в данную базу. Порядок и сроки описаны в данном Постановлении Правительства №729.
Несмотря на то, что дополнительное профессиональное образование с 01.09.2013 г. не нужно аккредитовывать, проведение оценки качества освоения дополнительных профессиональных программ является обязательным и должно проводиться в виде внутреннего мониторинга качества образования. Любая образовательная организация должна иметь соответствующий комплект документов и отчеты по их реализации, а также в виде внешней независимой оценки качества образования, которую, как правило, проводят профобъединения.
Например, Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона имеет соответствующую методику оценки качества деятельности аккредитованных учебно-методических центов, а также соответствующее Положение об общественной аккредитации образовательных организаций. Очень надеемся, что вскоре можно будет проходить общественную аккредитацию во многих общественных организациях, например, в Палате налоговых консультантов.
Огромное внимание в новой нормативной базе, регламентирующей дополнительное профессиональное образование, уделено мониторингу качества. Про нормативное оформление внутреннего мониторинга качества следует отметить, что в наличии должен быть минимальный комплект документов, включающий концепцию, цели, задачи, миссию образовательной организации, политику руководства в области качества, процедуры гарантии качества, а также подробное описание систем:
1. Стратегия гарантии качества.
2. Система контроля соответствия учебных материалов государственному образовательному стандарту.
3. Система контроля уровня знаний слушателей.
4. Система гарантии качества и компетенции преподавателей.
5. Внутриобразовательная информационная система подготовки слушателей.
6. Система информированности общественности.
7. Система контроля за воспитательной работой.
8. Информационная и инновационная среда.
9. Научная среда.
Альтернативным вариантов может быть внедрение стандартов ИСО9000 и др.
Существует еще один момент, на котором хотелось бы заострить внимание — это документационное оформление дополнительного профессионального образования. Примерный перечень документов, необходимых для правильного оформления дел групп при реализации программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки приведен в таблицах 11 и 12. Эталонные образцы данных форм, а также особенности их заполнения можно будет изучить на сайте Института профессиональных бухгалтеров Московского региона. В соответствии с новыми требованиями, по нашему мнению, во многих перечисленных в таблицах 11 и 12 документах в обязательном порядке необходимо делать акценты на формируемые и развиваемые компетенции.
Насколько ясно из тенденций, связанных с применением компетентостного подхода на ВПО и ДО, указанный перечень документационного обеспечения учебного процесса в части формирования дела группы является почти полным и может быть дополнен иными документами в зависимости от специфики организации.
Множество вопросов есть с дистанционной формой профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Существующие различия между электронным обучением и дистанционным значительным образом сказываются на качестве получаемых знаний и подмена понятий в данном случае недопустима. Дискуссионные варианты, реализуемые многими образовательными организациями:
— Трансляция «живых» лекций и проведение «живых» практических занятий со слушателями через вебинар или видеотрансляцию с обязательным обеспечением двухсторонней связи (групповая форма обучения);
— Размещение в электронной среде электронного контента (учебники в электронном виде, тесты, задачи и т.п.), а также размещение видеолекций преподавателей с дальнейшим самостоятельным изучением выше названного материала слушателями и выполнением ими выложенных в электронную среду заданий по данной дисциплине с дальнейшей проверкой преподавателем;
Таблица 11
Особенности документационного обеспечения профессиональной переподготовки
Стандартные лицензионные требования к организации повышения квалификации в образовательной организации предусматривают наличие следующих документов
Договор о повышении квалификации Учётные карточки (анкета Форма 18)
Заявление о зачислении (Форма 20)
Копии дипломов о предыдущем образовании, нотариально заверенные с приложениями
Учебный план (Форма 3)
Учебно-тематический (Форма 4)
Расписание (Форма 5)
Журнал учебных занятий (Форма 6)
Зачётная ведомость (Форма 8)
Приказ об окончании обучения (Форма 13)
Акт выполненных работ (Форма 19)
Отзывы слушателей (Форма 21, не обязательная)
Анализ отзывов (Форма 15, не обязательная)
37 1
№
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 12
Особенности документационного обеспечения повышения квалификации
Стандартные лицензионные требования к организации профессиональной переподготовки в образовательной организации предусматривают наличие следующих документов:
Приказ об утверждении комиссии на собеседование при приёме слушателей на профессиональную переподготовку (Форма 17, утверждается ежегодно)
Протокол собеседования (Форма 1) Зачётная ведомость (Форма 8)
Договор о профессиональной переподготовке Экзаменационная ведомость (Форма 9)
Учётные карточки (анкета Форма 18) Аттестационная ведомость (Форма 10)
Заявление о зачислении (Форма 20) Протоколы защит аттестационных работ (Формы 11)
Приказ о зачислении (Форма 2) Протоколы заседания итоговой (государственной комиссии) (Форма 12)
Учебный план (Форма 3) Приказ об окончании обучения (Форма 13)
Учебно-тематический план (Форма 4) Учётно-зачётные планы (Форма 14)
Расписание (Форма 5) Акт выполненных работ (Форма 19)
Журнал учебных занятий (Форма 6) Отзывы слушателей (Форма 21)
Тематика итоговых (аттестационных) работ (Форма 7) Анализ отзывов (Форма 15)
Приказ об утверждении председателя государственной комиссии (делается ежегодно) Отчёт (Форма 16)
Приказ о составе государственной комиссии (делается ежегодно)
— Общение слушателей (обсуждения, ответы на вопросы) с преподавателями, например через Скайп (элементы индивидуальных занятий). Возникает вопрос: как отражать данные часы в учебном плане: являются ли они аудиторными или консультационными — это необходимо полностью описывать во внутренних локальных актах.
По нашему мнению только комплексное сочетание всех трех представленных вариантов, укрепленных нормальной промежуточной аттестацией можно назвать дистанционным обучением. К тому же не все повышение квалификации можно проводить дистанционно, т.к. слабое методическое обеспечение учебного процесса к тому же слабо регламентированное законодательно, не дает должного и ожидаемого эффекта от процесса обучения у слушателей. Этому способствует и слабая мотивация слушателей.
Многие образовательные организации, сделав учебно-методическое пособие с тестами по каждому разделу, размещают это в интернете или продают на дисках и называют это дистанционным образованием, что нельзя назвать полноценным дистанционным обучением. Полноценное дистанционное обучение отличается от обычных форм получения образования (очной, очно-заочной и заочной) только тем, что слушатель физически не присутствует в аудитории, выполняя учебный план в том же объеме, что и при очной форме обучения, включая лекции и практические занятия.
Система должна работать так, чтобы обеспечить полный контроль за выполнением учебного плана обучающимся. При
реализации дистанционного обучения каждый шаг должен быть регламентирован внутренними локальными актами организации и иными документами.
Нужен единый подход к классификации видов дистанционного и электронного обучения и их формализация по объёму часов, а также подробное описание в нормативных документах различного рода требований к условиям реализации данных программ. Сегодняшние формулировки в законодательстве в части дистанционного обучения требуют уточнения и регламентации процесса обучения в полном объеме.
Таким образом, существенные изменения в законодательстве, регламентирующие механизм реализации программ в системе области дополнительного профессионального образования, с одной стороны, обеспечивает реализацию важнейшей тенденции современного развития — обучение через всю жизнь, что привело к необходимости законодательно закрепить повышенные требования к этой форме обучения. С другой стороны, такая ситуация вызовет серьёзные проблемы у ряда образовательных организаций с методическим, кадровым и программным обеспечением, особенно у тех, кто не специализируется на образовательном процессе. Эти обстоятельства будут способствовать уходу рынка образовательных услуг неэффективных организаций. Образовательные организации, реализующие дополнительное профессиональное образование должны провести серьезную работу с использованием всего своего потенциала с целью обеспечения соответствия современным требованиям и повышения конкурентоспособности.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 года №729
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 года №499
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 года №292
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.09.2013 года №АК-1879/06
372