Е.Е. Кузьмина
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация: в статье рассмотрены методические аспекты оценки качества дополнительных профессиональных программ. Приведена сравнительная характеристика программ высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Выявлены отличия между программами. Приведена классификация дополнительных образовательных программ. Рассмотрены процессы реализации дополнительных профессиональных программ. В перечне показателей должны быть отражены особенности системы дополнительного профессионального образования, что позволит объективно и неформально оценить качество программ дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование; оценка качества дополнительных образовательных программ; классификация дополнительных профессиональных программ; тенденции развития дополнительного образования.
Annotation: the article considers the methodological aspects of assessing the quality of additional professional programs. A comparative characteristic of programs of higher professional education and continuing professional education. Identified differences between the programs. Classification of additional educational programs. The processes of implementation of additional professional programs. In the list of indicators should reflect the specific characteristics of the system of additional professional education that will enable to objectively and informally assess the quality of the programs of additional professional education.
Keywords: continuous education, additional professional education, quality assessment of additional educational programs, classification of additional professional programs, trends of development of additional education.
Одной из главных задач модернизации российского образования является повышение его качества и создание современной системы оценки, что отражено в Государственной программе РФ «Развитие образования» до 2020 г., Национальной доктрине образования в РФ, рассчитанной на период 2025 г. и других нормативных и правовых документах [2, 3].
Одной из приоритетных задач Национальной доктрины является создание современной системы непрерывного образования, которая предоставляет возможность любому человеку получение образования соответствующей ступени вплоть до самой высокой ученой степени.
Особенностью непрерывного образования является преемственность и интеграция образовательных программ различных уровней, начиная с дошкольного образования. Таким образом, непрерывное образование представляет единый, длительный процесс, основанный на преемственности и последовательности многоуровневого образования.
© Е.Е. Кузьмина, 2013
Непрерывное образование в течение активной трудовой деятельности человека обусловлено следующими причинами:
• быстрым старением профессиональных знаний;
• отсутствием механизма регулирования количественного и структурного состава кадров;
• миграцией населения;
• изменением инфраструктуры экономического потенциала и конкурентной среды.
Непрерывное профессиональное образование лиц старшего школьного возраста и взрослых создает условия постоянного профессионального карьерного и личностного роста в течение всей жизни. Именно непрерывное образование специалистов способствует инновационному развитию экономики.
Процесс научно-технического развития, использование инновационных технологий предопределяет необходимость постоянно обновлять знания. Среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4-6 процентов. Это означает, что около 50% профессиональных знаний, специалист должен получить после окончания учебного заведения».
Как считают эксперты, ежегодно обновляется 90% профессиональных знаний, которыми должны владеть кадры врачей, биологов, педагогов. Период полураспада компетентности, т.е. 50% старения знаний составляет 4 года.
Реализация принципов непрерывного образования сопряжена с активизацией дополнительного профессионального образования (ДНО). Роль дополнительного образования значительно усилил новый закон «Об образовании», который вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ДНО - направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1].
ДНО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Изменения в законодательной базе отразились на совершенствовании всей системы дополнительного образования, к основным тенденциям и направлениям развития которой можно отнести следующие:
• модернизацию сферы ДНО в соответствии с приоритетами инновационного развития экономики страны;
• организацию работы по разработке дополнительных образовательных профессиональных программ по приоритетным направлениям развития экономики;
• прекращение государственной аккредитации дополнительных профессиональных программ с 1 сентября 2013 г.;
• новое понимание «качества образования» как результата и как процесса;
• разработку модели оценки качества ДНО, технологию и методику проведения процедур контроля и оценки качества ДНО;
• обеспечение взаимодействия с бизнес-сообществом по вопросам развития профессионализма работников;
• активное внедрение в программы ДНО электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• организацию деятельности федеральных инновационных площадок в сфере ДПО;
• организацию деятельности открытых дискуссионных площадок по вопросам ДПО;
• организацию стажировок и обучение специалистов в сфере ДПО в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах;
• формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей и общественных институтов в проведении и контроле оценки качества образования;
• создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации и др.
Все вышеперечисленные тенденции, в конечном счете, направлены на повышение качества дополнительного профессионального образования. Этот вопрос становится особенно актуальным в связи с прекращением государственной аккредитации дополнительных профессиональных программ. Поэтому на первое место в оценке качества ДПО выходят такие процедуры как общественная аккредитация организаций, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, создание саморегулируемых организаций.
С целью развития ДПО в Министерстве образования и науки РФ создана комиссия, одной из задач которой является формирование и обеспечение реализации модели оценки качества ДПО, разработка технологии и методики подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества ДПО.
Для выработки механизма оценки качества образовательных программ ДПО следует решить вопрос - подходит ли система оценки качества, применяемая для основных образовательных программ, дополнительным? Для ответа на этот вопрос, сравним характеристики основных профессиональных образовательных программ ВПО и ДПО (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика образовательных программ ВО и ДПО
№ Сравнительные характеристики Основные профессиональные образовательные программы (на примере ВО) Дополнительные профессиональные образовательные программы
1 2 3 4
1. Цель программы Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. Удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Продолжение табл. 1
1 2 3 4
2. Виды программ -программы бакалавриата; - программы специалитета; - программы магистратуры; - программы повышения квалификации; - программы профессиональной переподготовки.
3. Целевая аудитория - лица, имеющие среднее (среднее профессиональное) образование - лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; - лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование
4. Содержание Включают в себя учебный Включает в себя рабочие
программы план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
5. Регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами Установленными квалификационными требованиями, профессиональными стандартами
6. Период освоения программы Бакалавриат - 4 года Специалитет - 5 лет Магистратура - 2 года Повышение квалификации -72 ч. Профессиональная переподготовка - свыше 500 ч.
7. Документы об образовании 1. Высшее образование -бакалавриат (дипломом бакалавра) 2. Высшее образование -специалитет (дипломом специалиста) 3. Высшее образование -магистратура (дипломом магистра) 1.Удостоверение о повышении квалификации 2. Диплом о профессиональной переподготовке.
Сравнительная характеристика образовательных программ ВО и ДПО, приведенных в таблице 1, позволила сделать следующие выводы:
1. Программы ДПО и ВО предназначены различным целевым аудиториям.
2. Основное образование в большей степени ориентировано на ФГОС, а программы ДПО изначально подстраиваются под заказчика, потребности рынка.
3. Программы ДПО имеют более короткий жизненный цикл на рынке образовательных услуг, порой время их востребованности не превышает одного года.
Программы ВО, разрабатываемые в соответствии с образовательным стандартом, который меняется, как правило, раз в пять лет, имеют длительный жизненный цикл.
4. Кардинально разнится состав слушателей и их мотивация в обучении. Специалисты в первую очередь заинтересованы в повышении своей квалификации.
5. Имеются отличия в преподавательском составе. В ДПО зачастую ученая степень не имеет решающего значения при выборе преподавателя, т.к. слушателей системы ДПО интересует информация, связанная с решением практических задач, с которыми они сталкиваются в своей повседневной профессиональной деятельности, поэтому не каждый преподаватель (даже с ученой степенью) может работать в системе ДПО.
Указанные отличия не исчерпывают весь набор несоответствий между аккредитационными показателями вузов и учреждений ДПО. Поэтому в перечне показателей должны быть отражены особенности системы ДПО, что позволит объективно и неформально оценить качество программ ДПО. Для этого необходимо иметь четкое представление о видах программ. В таблице 2 представлена авторская классификация программ ДПО.
Таблица 2
Классификация программ дополнительного профессионального образования
№ Классификационный признак Вид образовательной программы Примечание
1 2 3 4
1. В зависимости от объекта обучения Образовательная программа, реализуемая для корпоративных клиентов Реализуется группе сотрудников предприятия -заказчика
Образовательная программа, реализуемая для физических лиц Реализуется индивидуально физическому лицу или группе слушателей
2. В зависимости от источника финансирования Образовательная программа, финансируемая корпоративными клиентами (предприятиями и организациями) Финансируется предприятием-заказчиком
Образовательная программа, финансируемая физическими лицами Оплачивается каждым физическим лицом индивидуально
Образовательная программа, финансируемая государством Используется бюджетное финансирование, гранты и пр.
3. В зависимости от использования е-обучения и ДОТ Образовательная программа, реализуемая с применением электронного обучения Образовательные программы с применением информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Продолжение табл. 2
1 2 3 4
Образовательная программа, реализуемая с применением дот Образовательные программы с применением образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Образовательная программа, реализуемая без применения е-обучения и ДОТ
4. В зависимости от целевой направленности Образовательные программы, реализуемые по заказу предприятий Образовательные программы, разрабатываемые по заявке предприятий для решения конкретной проблемы. В большинстве случаев проводятся один раз.
Инициативные образовательные программы Разрабатываются продавцом ОУ по собственной инициативе с учетом требований рынка с целью привлечения новых заказчиков, расширения ассортимента ОУ, увеличения доли рынка
Типовые образовательные программы Разрабатываются на основании правил аттестации или иных регламентирующих документов с целью аттестации граждан
Примерные образовательные программы Определяют основы организации и порядок обязательного обучения государственных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций. В Примерных программах изложены организация и методика обучения работников организаций, тематика, содержание занятий и расчет часов, а также требования к уровню знаний, умений и навыков работающего населения, прошедшего обучение.
В зависимости от вида дополнительных профессиональных образовательных программ разрабатывается бизнес-процесс. Рассмотрим его на примере следующих образовательных программ:
• Программы, реализуемые по заказу предприятий: Заявка предприятия ^ разработка программы и методическое обеспечение ^ согласование с заказчиком ^ подбор преподавателей ^ заключение договора ^ проведение занятий ^ мониторинг уровня обученности и качества знаний в процессе обучения и по завершению реализации программы.
• Инициативные программы: Разработка программы (с учетом требований рынка) и методическое обеспечение ^ поиск заказчика ^ согласование с заказчиком (адаптация программы под конкретные потребности заказчика) ^ подбор преподавателей ^ заключение договора ^ проведение занятий ^ мониторинг уровня качества программы (при помощи анкет);
• Типовые программы: Программы, включающие методическое и кадровое обеспечение ^ поиск заказчика ^ заключение договора ^ проведение занятий ^ мониторинг уровня качества программы;
• Программы, реализуемые с применением электронного обучения: Заявка предприятия ^разработка программы с учетом средств электронного обучения ^•методическое обеспечение программы ^ согласование с заказчиком ^ подбор преподавателей ^ заключение договора ^ проведение занятий ^ мониторинг уровня качества программы;
• Программы, реализуемые с применением дистанционных образовательных технологий: Создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды ^ Заявка предприятия ^ разработка программы ^ методическое обеспечение программы (рис. 1) ^ согласование с заказчиком ^ подбор преподавателей ^ заключение договора ^ проведение занятий ^ мониторинг уровня качества программы.
Для программ, реализуем с применением е-обучения и ДОТ, очень важно разработать методическое обеспечение, которое является одним из важнейших условий их качества (рис. 1).
УЧебно-практические
пособия (УПП) в бумажном варианте. Методические разработки для авторов
Методика тренировочного, промежуточного и
тестирования
Методическое обеспечение
сетевого тестирования
Разработка каталогов существующих курсов. Регулярное обновление
N
Методическое обеспечение подготовки и сертификации тьюторов
Методическое сопровождение
Методическое обеспечение дистанционного обучения
технологий дистанционного обучения для очной формы
Методическое обеспечение
информационных технологий в процессе
обучения (Internet, удаленные базы данных, push)
Методическое обеспечение разработки учебных планов в
требованиями Госстандарта
Методические рекомендации по
I____Г
^ / ум
курсовых работ
Методическое обеспечение профессионального тренинга на учебных фильмах
Методические рекомендации по
проведению государственных аттестационных мероприятий
Методическое обеспечение разработки УПП в электронном виде
Рис. 1. Методическое обеспечение е-обучения и ДОТ
программ ДПО
образовательного
применяемые в образовательные
Помимо вышесказанного на качество образовательных значительное влияние оказывают следующие факторы:
• Технические - материально-техническая база учреждения;
• Технологические - образовательные технологии, образовательной программе, в т.ч. дистанционные технологии, электронное обучение и пр. Улучшение системы технического и информационного обеспечения;
• Человеческие (социальные) - система взаимоотношений слушателей, преподавателей и персонала, обеспечивающего реализацию образовательной программы;
• Административные (организационные) - продуманная организационная структура и четкое управление процессом предоставления образовательной услуги;
• Экономические - финансирование, планирование, ценообразование и пр.;
• Маркетинговые - внешние, в т.ч. уровень конкуренции в сфере ДПО, рыночный спрос на те или иные образовательные программы и пр. и внутренние факторы - комплекс маркетинговых инструментов (цена, продвижение, распределение и пр.), используемых для эффективной реализации программы.
Таким образом, при оценке качества дополнительных профессиональных программ необходимо учитывать вид образовательной программы, процесс её реализации и комплекс внутренних и внешних факторов. Так, например, качество программ, реализуемых по заявке предприятий, оценивают сами заказчики, поэтому одним из этапов процесса их реализации является мониторинг уровня обученности и качества знаний в процессе обучения и по завершению реализации программы. Качество реализуемых образовательных программ должно соответствовать ожиданиям заказчика или даже превосходить их. Это положение можно выразить формулой (рис. 2):
Качество образования
Требования потребителя (заказчика) образовательных
Рис. 2. Формула соответствия качества образования ожиданиям заказчика
Качество других видов программ можно оценить при помощи независимой экспертной оценки, что достаточно успешно делают общественные и специализированные экспертные организации, осуществляющие независимую оценку качества образовательных программ и общественно-профессиональную аккредитацию, такие, как АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры), МАНО (Международная ассоциация непрерывного образования) и ряд других.
На современном этапе развития общества качество образования должно способствовать не только требованиям инновационной экономики, но и повышать международный авторитет российской высшей школы. «Образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным» [2].
Литература
1. Федеральный закон ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
2. Постановление Правительства РФ № 751 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г.
3. Распоряжение Правительства РФ № 792-р «Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы» от 15 мая 2013 г.
Е.М. Ефимова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА: АКСИОМЫ РЕКРУТИНГА И ИННОВАЦИИ
HUMAN RESOURCE POTENTIAL OF THE UNIVERSITY: THE AXIOM OF RECRUITING AND INNOVATION
Аннотация: в статье дано понятие кадрового потенциала вуза, раскрыто содержание рекрутинга, как одной из центральных функций управления персоналом вуза, поскольку именно преподаватели обеспечивают эффективное использование всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении вуза, и именно от преподавателей, в конечном счете, зависят экономические показатели и конкурентоспособность вуза. В работе сформулированы аксиомы рекрутинга и основные требования, предъявляемые к эффективному осуществлению рекрутинговой деятельности в вузе в условиях перехода к новой образовательной парадигме. Автором предложены компетенции вузовского преподавателя инновационного типа, которые могут быть использованы при отборе кандидатов на вакантные должности. Материал статьи построен с учетом перехода России к инновационному типу экономики развития, основанной на знаниях.
Ключевые слова: кадровый потенциал, рекрутинг, аксиомы рекрутинга, Executive search (Целевой поиск), хедхантинг, скриниг, требования к компетенциям преподавателя, ключевые преподаватели-специалисты, современная образовательная парадигма и технологии обучения, оценка эффективности рекрутинговой деятельности вуза.
Abstract: in the article the concept of human resources of the university, disclosed the contents of recruiting as one of the central personnel management functions of the university, as it is teachers make efficient use of all resources available to the university, and it is from teachers, ultimately depend on economic performance and competitiveness the university. In the axioms for recruiting and basic requirements for the effective implementation of the recruitment activity in high school in the transition to a new educational paradigm. The author offers the competence of university teaching innovation type, which can be used in the selection of candidates for the vacant positions. The material is constructed in view of Russia's transition to innovative development of economy based on knowledge.
Keywords: human resources, recruiting, recruiting axiom, Executive search (target search), headhunting, screening of, the competence of teachers, key teachers, experts, modern educational paradigm and technology training, performance evaluation recruitment activities of the university.
Реформирование российской системы высшего образования требует от современного вуза превращения его в динамичный, активно развивающийся
© Е.М. Ефимова, 2013