Научная статья на тему 'Реализация приоритетного национального проекта «Образование»: основные направления и финансовое обеспечение'

Реализация приоритетного национального проекта «Образование»: основные направления и финансовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация приоритетного национального проекта «Образование»: основные направления и финансовое обеспечение»

© Ходжабиян О.М., соискатель кафедры «Финансы»

РГЭУ «РИНХ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На сегодняшний день связь между современным, качественным

образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед. Это и есть первоочередная, актуальная задача приоритетного национального проекта «Образование».

В Российской Федерации в соответствии с инициативами Президента Российской Федерации В. В. Путина, объявленными 5 сентября 2005 г. на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством

Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума

Государственного совета Российской Федерации, в 2006-2007 гг. предусмотрена реализация приоритетного национального проекта «Образование».

Основная целью государственной политики в сфере образования -это повышение уровня образования населения, а также повышение

доступности качественного образования

для всех слоев населения, независимо от происхождения, доходов и места жительства граждан.

Из федерального бюджета в основном финансируется высшее

профессиональное образование. В 2005-

2006 учебном году в Российской Федерации было 655 высших учебных заведений, в которых обучалось 5,9 млн студентов. В 2007-2009 гг. планируется увеличение численности студентов за счет повышения доступности высшего образования. К 2009 г. численность студентов возрастет на 1,7-2,6% по сравнению с уровнем 2005 г.

Программами начального, среднего, высшего и послевузовского

профессионального образования в 2006 г. будет охвачено 30%, а к 2008 г. — 35% населения в возрасте 15-34 лет. В 2006-

2008 гг. в федеральных учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счет бюджетных средств будет обучаться 1 и 3 млн студентов соответственно [7].

Значительная часть ассигнований федерального бюджета на образование запланирована на финансирование приоритетного национального проекта «Образование».

*

Таблица 1. Основные расходы федерального бюджета на образование

2006 г., млрд руб. 2007 г. млрд руб. Изменение

млрд руб. %

Начальное профессиональное образование 7,0 9,0 2,0 28,6

Среднее профессиональное образование 21,3 25,2 3,9 18,3

Высшее профессиональное образование 150,5 209,1 58,6 38,9

Переподготовка и повышение квалификации 3,3 3,7 0,4 12,1

Составлено по данным // Бюджетная политика в 2007 году / www.minfin.ru

Федеральная целевая программа развития 8,0 8,7 0,7 8,7

образования на 2006-2010 гг.

Приоритетные национальные

проекты в сфере образования представляют собой, по сути, инновационный подход к достижению поставленной цели. Национальный проект «Образование» включает следующие направления [2]:

1) поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования;

2) внедрение современных

образовательных технологий;

3) создание национальных

университетов и бизнес-школ мирового уровня;

4) повышение уровня

воспитательной работы в школах;

5) развитие системы

профессиональной подготовки в армии.

Первостепенными задачами

национальных проектов в сфере образования в соответствии с основными направлениями развития являются:

1. Стимулирование инновационных

программ высшего профессионального и общего образования путем

финансирования проекта развития образовательных учреждений на конкурсной основе в виде грантов не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд руб.) и 6000 школ (на общую сумму 6,0 млрд руб.).

2. Информатизация образования

через создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также через масштабное подключение школ к Интернету и оснащение их компьютерными классами; приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного

оборудования, а также оснащение школ учебно-наглядны-ми пособиями и оборудованием. Подключение 20000 школ к сети Интернет (по 10000 школ ежегодно) и оснащение ежегодно не менее 2500 компьютерными классами, что в комплексе с ранее реализованными государственными программами

информатизации общего образования

позволит обеспечить техническую основу для внедрения современных

образовательных технологий.

На эти цели из федерального бюджета выделено 0,15 млрд руб. в 2006 г. и 0,15 млрд руб. в 2007 г. [5]. На оснащение учебно-наглядными

пособиями и оборудованием выделяется в

2006-2007 гг. 4,8 млрд руб., в том числе 2,3 млрд руб. в 2006 году.

3. Государственная поддержка

инициативной, способной, талантливой молодежи в виде грантов учащимся и студентам, имеющим отличные

показатели в учебе; молодым изобретателям и ученым; юным гражданам, добившимся успехов в

предпринимательской и другой общественно-значимой деятельности (около 5 тыс грантов);

4. Развитие системы

профессиональной подготовки в армии, что приведет к превращению воинской службы в эффективный современный

институт образовательной и

профессиональной подготовки.

Основными мероприятиями по данному направлению являются: расширение

возможностей получения начального профессионального образования

военнослужащими, проходящими

военную службу по призыву,

предоставление преференций при

подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин. На эти цели из федерального бюджета выделяется 0,3 млрд руб. в 2006 г. и 0,6 млрд руб. в 2007 г.

5. Создание на базе уже

действующих вузов и академических центров новых университетов и двух бизнес-школ, где благодаря

эффективному размещению и

концентрации новейших материальных и

кадровых ресурсов удастся реализовать самые современные, «прорывные»

технологии обучения и тем самым существенно повысить качество российского профессионального

образования и его

конкурентоспособность на мировом уровне. Основными мероприятиями по данному направлению приоритетного национального проекта «Образование» являются: создание к 2008 г. в Российской Федерации двух университетских центров на 30 тыс мест каждый — в Южном и Сибирском федеральных

округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) в московском регионе и г. Санкт-Петербурге. На эти цели из

федерального бюджета выделено 3,0 млрд руб. в 2006 г. и 6,0 млрд руб. в 2007 г., а также привлечены средства субъектов Российской Федерации и частных

инвесторов [1].

6. Повышение значимости и

качества воспитательной работы со школьниками путем установления дополнительного вознаграждения за классное руководство в соответствии с принципами нормативного бюджетного финансирования. Дополнительное

ежемесячное вознаграждение будет выплачиваться из расчета 1000,00 руб. за полнокомплектный класс,

пропорционально численности в случае меньшего количества учеников. При этом базовый норматив наполняемости для сельских и городских школ будет разным (25 учеников — для городских школ и 14 — для сельских школ). На эти цели из федерального бюджета было

предусмотрено 7,7 млрд руб.

7. Поощрение на конкурсной основе лучших учителей, достигших

востребованного и признаваемого обществом качества профессиональной деятельности (по 10 тыс учителей).

Таким образом, национальные проекты — это то ключевое звено, которое способно вывести российское образование на качественно новый уровень. Преодоление проблемы

ресурсной обеспеченности

образовательного процесса -

первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Основные составляющие данной проблемы: низкая и слабо зависящая от профессионализма и результативности оплата труда педагогических работников и недостаточная, устаревшая

материально-техни-ческая база.

Принципиальное изменение ситуации в части зарплаты учителей возможно только при внедрении эффективной отраслевой системы оплаты труда. Её размер должен существенно различаться в зависимости от качества работы, учитывать все те важные педагогические задачи, которые решает школьный учитель. Также необходимо учитывать наполняемость классов, а не только количество проводимых уроков при расчете заработной платы. Что же касается обеспечения современной методической и материально-технической базы школ, здесь необходима эффективная система грантовой поддержки учебных заведений, реализующих инновационные

образовательные программы.

Значительных результатов в ресурсном обеспечении современного

образовательного процесса позволяется добиться проект по информатизации системы образования.

*

Таблица 2. Финансирование национального проекта «Образование»

Мероприятия 2006 г., млрд руб. 2007 г., млрд руб. Изменения

млрд руб. %

1 2 3 4 5

Национальный проект «Образование», всего 29,3 48,9 19,6 66,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение инновационных образовательных 8,0 18,0 10,0 125,0

Составлено по данным // Бюджетная политика в 2007 году / www.minfin.ru

программ

Внедрение современных образовательных технологий 1,5 4,0 2,5 166,7

Развитие системы национальных университетов и бизнес- школ 3,0 6,0 3,0 100,0

Вознаграждение за классное руководство 11,7 11,7 0,0 0,0

Закупка автобусов для сельских школ 1,0 1,0 0,0 0,0

Закупка учебного оборудования для школ 2,3 2,3 0,0 0,0

Субсидии регионам на модернизацию образования 0,0 3,5 3,5 -

Подготовка рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств 0,0 0,3 0,3 -

В рамках национального проекта также планируются значительные объемы трансфертов в региональные бюджеты на решение самых острых проблем школьного образования. Исходя из вышесказанного, одним из направлений национального проекта является

повышение конкурентоспособности

начального и среднего

профессионального образования, а также обеспечение потребности экономики в специалистах с таким образованием. Значительные средства будут направлены на повышение уровня оплаты труда педагогов, что позволит повысить

престижность педагогической работы. На вознаграждение учителям за классное руководство в 2007 г. будет направлено

11,7 млрд руб. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений с 2007 г. будут повышены надбавки за ученую степень, на что в бюджете 2007 г. предусмотрено 12,4 млрд руб. Эти и другие меры позволят повысить

отношение среднемесячной заработной платы в образовании к заработной плате в экономике с 66% в 2005 г. до 70% в 2007 г. и 74% в 2009 г.

Таким образом, в 2007-2009 гг. будет продолжена реализация всех существующих направлений

приоритетного национального проекта «Образование», а также двух новых

направлений: «Государственная

поддержка учреждений начального и среднего профессионального

образования, внедряющих

инновационные образовательные

программы» и «Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования». Исходя из этих

направлений, в 2007 г. за счет средств федерального бюджета планируется поддержать не менее 60 учреждений начального и среднего

профессионального образования в размере 1,8 млрд руб. Всего в течение 2007-2009 гг. планируется оснащение около 220 отобранных на конкурсной основе учреждений начального и среднего профессионального образования

(80 — в 2008 г. и 80 — в 2009 г.). Конкурсные отборы этих учреждений планируется проводить по аналогии с отбором инновационных вузов, когда представленные инновационные

программы рассматриваются экспертной комиссией на федеральном уровне.

Второе новое направление приоритетного национального проекта «Образование» будет также

реализовываться в течение трех лет (2007-2009 гг.). В 2007 г. на конкурсной основе планируется отобрать около 20 субъектов РФ, которые будут получать поддержку в 2007-2009 гг., в 2008 г. — около 10 субъектов, которые получат поддержку в течение 2008-2009 гг., а в

2009 г. — ещё порядка 10 субъектов с поддержкой в течение одного года [9].

Число победителей этого конкурса будет зависеть от того, какие суммы будут заявлены образовательными

учреждениями на реализацию своих инновационных программ. Согласно данным федерального бюджета, в 2007 г. на эти цели выделено 3,5 млрд руб. Но, по словам директора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации Исаака Калины, ожидается, что за счет экономии и перераспределения средств данная сумма может быть увеличена до 4,05 млрд руб.

Основные направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» получили своё развитие и в Ростовской области, на которые в 2006 г. было израсходовано:

• поддержка инновационных проектов общеобразовательных школ, педагогов, временных научно-исследовательс-ких коллективов — 2 млн

руб.;

• дополнительное вознаграждение учителям за классное руководство — 147 млн руб.;

• информатизация общего

образования -16,65 млн руб., в том числе на приобретение мультимедийного оборудования для школ области — 13,5 млн руб., программного обеспечения — 2 млн руб.;

• приобретение школьных

автобусов — 20 млн руб.;

• обеспечение занятости детей и

подростков в свободное время (программа «Досуг») — 153 млн руб., в том числе предусмотрено приобретение оборудования для муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного

образования детей, монтаж и оборудование спортивных залов в общеобразовательных школах;

• закупка современных

комплектов учебных кабинетов для сельских опорных школ — 6 млн руб.;

• награждение премиями и именными стипендиями губернатора области лучших студентов, аспирантов, учителей и преподавателей [12].

Однако, успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование» на региональном уровне препятствует несвоевременное

формирование федеральной нормативноправовой базы национального проекта.

Ситуация влечет за собой задержку в разработке нормативной базы на уровне субъектов Федерации и, как следствие, рождает необходимость вносить оперативные, существенные коррективы в процесс, а также сроки выдвижения и отбора лучших школ, учителей, талантливой молодежи.

Реализация такого крупного национального проекта нуждается в жестком государственном контроле. Однако отсутствие строгой системы отчетности, все увеличивающееся количество «проверяющих» структур, требующих в срочном порядке представить отчеты и информацию по

различным, иногда никак не

соответствующим содержанию проекта формам, создает атмосферу

подозрительности и напряженности, приводит к излишней

заорганизованности и трате огромного количества рабочего времени на

составление и дублирование отчетов, справок, информаций.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с разработанной

федеральной нормативной базой и проектами документов,

регламентирующими порядок реализации приоритетного национального проекта «Образование», не предполагалось

осуществление государственной

поддержки учителей образовательных

учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (детским домам, школам-интернатам, специальным (коррекционным) образовательным

учреждениям для обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии, вечерним (сменным) школам), так как они юридически не подпадают под статус «общеобразовательные учреждения». Но следует отметить, что в соответствии с изменениями

федеральной нормативной базы было принято Постановление Администрации Ростовской области от 24 июля 2006 г. №281 «О внесении изменений в

постановление Администрации области от 27.01.2006 №16», расширяющее

перечень категорий получателей вознаграждения. Теперь его получают с учетом начислений за весь период с начала календарного года (2006 г.) классные руководители в вечерних и коррекционных школах, школах-

интернатах и в других образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, первоначально не вошедшие в Федеральный перечень

получателей. На данные цели из федерального бюджета было получено 33,1 млн руб. дополнительных средств в

2006 г., которые были направлены областным образовательным

учреждениям. Первые выплаты новым категориям классных руководителей были осуществлены в сентябре 2006 г.

В 2006 г. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» Ростовская область

получила более 730 млн руб., не

учитывая закупленные на средства

федерального бюджета 63 сельских

школьных автобусов и 261 комплект учебного оборудования [6].

Национальный проект

«Образование» является дополнительным бонусом к усилиям, прикладываемым Ростовской областью в деле повышения доступности и качества образования. В части повышения материальнотехнической обеспеченности

общеобразовательных учреждений

начиная с 2000 г. за счет средств регионального бюджета приобретено более 15 тыс единиц компьютерного оборудования. В результате «нагрузка» на один компьютер снизилась до 34 учащихся, учитывая то, что этот показатель лучше, чем в среднем по России.

Реализация приоритетного

национального проекта «Образование» стала в Ростовской области не только стимулом для развития школ, но и дала каждому учителю шанс осознать свою востребованность.

В конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих

инновационные образовательные

программы, приняли участие 176 школ Ростовской области. Некоторые из них впервые разработали свои

инновационные программы и, даже не став победителями, будут использовать эти разработки для модернизации учебного процесса. Всего 89 школ стали получателями государственной

поддержки (по 1 млн руб. каждой школе), которую направили на приобретение лабораторного оборудования,

программно-методичес-кого обеспечения, что позволит им выйти на качественно новый уровень подготовки выпускников. Одним из 17 победителей всероссийского конкурса инновационных вузов стал Таганрогский государственный

радиотехнический университет, которому присужден грант из федерального бюджета в размере 365 млн руб. на 2006-

2007 гг. и в настоящее время в университете идет активная реализация разработанной инновационной

программы.

В рамках направления «Поддержка талантливой молодежи» государственные премии получили 125 молодых талантов Ростовской области.

При сохранении темпов реализации национального проекта «Образование» в

2007-2008 гг. все общеобразовательные учреждения области удастся оснастить по крайней мере одним комплектом современного учебного оборудования, практически полностью решить вопрос подвоза сельских школьников к местам учебы, подключить все школы области (более 1300) к сети Интернет.

В бюджете Ростовской области на софинансирование этих направлений национального проекта в 2007 г. предусмотрено:

• 25 млн руб. — на приобретение школьных автобусов;

• более 40 млн руб. — на

оснащение школ учебным

оборудованием;

• 25 млн руб. — на приобретение компьютеров и подключение школ к Интернету.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, руководство Ростовской области планирует уделить большое внимание материальной базе

общеобразовательных учреждений и выделить средства на капитальный ремонт школ и хорошее оснащение. В рамках нового направления

национального проекта — конкурсный отбор региональных комплексных проектов модернизации образовательных систем — область уже предприняла некоторые шаги. С 1 января 2007 г. образовательные учреждения Ростовской области перешли на новую систему оплаты труда, которая дает новые возможности для дальнейшего повышения заработной платы учителей.

В Ростовской области также разработан системный план мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования. На создание и развитие ресурсных центров в этой сфере в 2007 г. из областного бюджета будет выделено более 70 млн руб. В 2006 г. на эти цели было выделено 30 млн руб.

Таким образом, реализация

основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» позволит ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны и, в конечном итоге, достичь современного качества образования, адекватного

меняющимся запросам общества и

социально-экономическим условиям. Для достижения данной цели государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым, то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Проект также предполагает внедрение новых управленческих механизмов.

Значительно изменятся механизмы финансирования образовательных

учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности

педагогической работы.

Каждое направление национального проекта является комплексным и ведет к целому ряду принципиальных подвижек в качестве образования. То есть разные компоненты национального проекта «Образование» усиливают друг друга, с разных сторон направляя

образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. В первую очередь направления Проекта комплексно работают на скорейшее введение и распространение новых финансовых механизмов, а также на развитие общественного участия в управлении образованием — наиболее действенные регулятивы качества образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://mon.gov.ru Информационный бюллетень №24 Приоритетный национальный проект

«Образование» Сборник материалов и нормативных правовых актов. Москва, июнь 2006.

2. http://informika.ru Основные направления реформирования системы образования на новом этапе.

3. www.ed.gov.ru Концепция

Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.

4. www.mon.gov.ru Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

5. www.minfin.ru Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год».

6. www.donland.ru Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году и планах на

2007 год.

7. www.minfin.ru Бюджетная

реформа в действии.

8. www.minfin.ru Бюджетная

политика в 2007 году.

9. http://www.c-society.ru Будущее национального проекта «Образование»: планы на 2007-2009 годы.

10. www.rost.ru/education Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование».

11. www.minfin.ru Бюджетное

послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году».

12. www.donland.ru Основные

направления реализации национального проекта «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.