Научная статья на тему 'О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Мурманской области'

О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньших Наталья Геннадьевна

В данной работе рассмотрены цели, задачи, основные направления и мероприятия приоритетного национального проекта «Образование». Проанализированы результаты и выявлены проблемы при реализации проекта в Мурманской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Мурманской области»

Н.Г. Меньших О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В данной работе рассмотрены цели, задачи, основные направления и мероприятия приоритетного национального проекта «Образование». Проанализированы результаты и выявлены проблемы при реализации проекта в Мурманской области.

Основной целью приоритетного национального проекта «Образование» является создание условий для повышения качества, доступности и конкурентоспособности образования. Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи: совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания; развитие системы обеспечения качества образования; повышение эффективности управления в системе образования.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым - то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. В рамках проекта поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики - чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием позволят сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию про-

грамм развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы [1].

Цель Национального проекта «Образование» -ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны, в конечном счете - достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Приоритетный национальный проект «Образование» включает следующие направления [2]:

1. «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования». Основные мероприятия данного направления:

- стимулирование вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

- стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

- предоставление грантов талантливой молодежи;

- поощрение лучших учителей.

2. «Внедрение современных образовательных технологий». Основные мероприятия:

- разработка и размещение в открытом доступе информационных образовательных ресурсов;

- развитие технической основы современных информационных образовательных технологий, включая подключение школ к сети Интернет и закупку комплектов оборудования для компьютерных классов;

- оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

3. «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня». Основные мероприятия:

- создание университетов в Южном и Сибирском федеральных округах (на 30 тысяч мест каждый);

- создание бизнес-школ в московском регионе и Санкт-Петербурге (на 500 мест каждая).

© Н.Г. Меньших, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

109

4. «Повышение уровня воспитательной работы в школах». Основное мероприятие: дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство.

5. «Развитие системы профессиональной подготовки в армии». Основные мероприятия:

- создание в воинских частях учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы;

- организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее 3 лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин (включая выплату специальных стипендий).

6. «Сельский школьный автобус». Основным мероприятием является приобретение школьных автобусов.

Каждое направление национального проекта является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных изменений в качестве образования.

По всей России национальный проект уже дает первые и очень важные как для данного региона, так и для страны в целом, первые результаты. И Мурманская область не является исключением.

В Мурманской области проект вызвал всплеск интереса и активности педагогов к своему труду, он дает надежду учительству области на поощрение инициативных, способных, талантливых, любящих свою профессию людей. В отличие от предшествующих периодов внимание государства подкрепляется финансовой поддержкой. Общий объем ресурсов из федерального бюджета для области составит в 2007 году 108,248 тыс. рублей.

В рамках направления «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» наибольший интерес вызвали: конкурсный отбор школ, внедряющих инновационные программы, и конкурсный отбор лучших учителей.

На конкурс для получения государственной поддержки было выдвинуто 36 общеобразовательных учреждений Мурманской области, реализующих инновационные образовательные программы, в том числе: 31 городская школа и 5 сельских.

В экспертизе приняло участие 38 экспертов. В состав общественных экспертов вошли представители совета ректоров вузов Мурманской области, областного совета директоров ссузов, областного совета директоров общеобразова-

тельных учреждений, представители областного совета профсоюзов работников образования и областного совета ветеранов педагогического труда «Оптимист». Материалы каждого из учебных заведений просмотрело в среднем 37 экспертов [3].

Победителями стали 13 городских и 2 сельских школы области.

В конкурсном отборе лучших учителей образовательных учреждений Мурманской области на получение денежного поощрения в 2007 году приняло участие 126 учителей, из них 13 учителей относящихся по статусу к сельским учителям и 113 к городским. Наибольшее количество участников: 33% - из города Мурманска, 12% -из Мончегорска, 8% - Апатиты, 7% - Кольский район. 94% учителей-участников конкурса имеют высшую квалификационную категорию.

Всего по результатам экспертизы составлено и сдано на обработку в региональную конкурсную комиссию 2765 протоколов с оценками по 7 критериям в каждом протоколе. Каждый пакет конкурсных документов прошел экспертизу в среднем у 22 экспертов. Определен 51 победитель конкурсного отбора, из них 44 учителя городских школ, 7 - сельских.

В рамках реализации направления «Повышение уровня воспитательной работы в школах» для выплаты вознаграждения за классное руководство в областной бюджет поступили средства из федерального бюджета в объеме 86 млн. рублей.

В Мурманской области также ведется активная работа по подключению школ к сети Интернет. На сегодняшний день доступ ко «всемирной паутине» имеют 245 школ региона, и планируется подключить еще 227 школ и 18 детских домов. На эти цели уже выделено более 10,9 млн. руб.

Кроме того, начата реализация направлений нацпроекта «Образование» по оснащению школ современным учебным оборудованием и закупке сельских школьных автобусов. В частности, область получила 37 комплектов учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и средства из федерального бюджета на закупку двух автобусов для перевозки сельских школьников к местам обучения.

Но присутствует и другая сторона: проблемная. Проблемы при реализации проекта в Мурманской области были выявлены при проведении промежуточного мониторинга реализации. Они состоят в следующем:

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

- необходимость выявления новых приоритетных целей в рамках проекта, т.е. их уточнение и корректировка;

- необходимость продолжения разработки понятия «качество образования» и формирование оценки качества;

- проблема траты денег на решение неотложных проблем и ликвидацию узких мест;

- необходимость прозрачности конкурсных процедур: частота, объем и своевременность информированности общественности, образовательных учреждений и учителей о ходе конкурса.

Библиографический список

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Утверждена распоряжением Правительством РФ от

03 сентября 2005 г. № 1340-р.

2. О направлениях по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году // Официальные документы в образовании. - 2006. - № 26. - С. 4-10.

3. О ходе реализации и перспективах развития приоритетного национального проекта «Образование» // Официальные документы в образовании. - 2006. - №23. - С. 41-54.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ «О ходе реализации приоритетного национального проекта “Образование” в 2006 году и задачах на 2007 год» от 11.12.2006 № 1500.

5. Региональная целевая программа «Развитие образования Мурманской области на 20062010 годы». Утверждена Правительством Мурманской области от 5 октября 2006 г. № 421.

Т.В. Двойных ТЕНДЕНЦИИ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

В данной работе выявлены достоинства и недостатки национального проекта «Здравоохранение». Приведены и проанализированы данные по реализации проекта в городе Кировске Мурманской области.

С1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ В.В. Путина по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта -улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации. В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) - увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.

Цели, которые ставятся в рамках проекта, по-истине масштабные: увеличить продолжительность жизни, снизить уровень заболеваемости и инвалидности; повысить доступность и качество медицинской помощи населению; развивать профилактическую составляющую здравоохранения; повысить роль участковой медицинской службы, создать условия для увеличения объема оказания медицинской помощи на госпитальном этапе; сделать высокотехнологичные виды медицинской помощи доступными не только для привилегированных слоев, но и для всего населения.

Проект «Здоровье» - самый дорогостоящий из четырех национальных проектов (НП): на его реализацию в течение двух лет планировалось выделить около 230 млрд. рублей. Несмотря на щедрое финансирование, стратегическая цель, ради которой он задумывался, представляется весьма труднодостижимой. Тактические шаги, предпринятые в ходе первого года реализации НП «Здравоохранение», не ведут к повышению доступности и качества медицинской помощи населению. Если дополнительные государственные

© Т.В. Двойных, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.