шее число наиболее талантливых людей в фирме прилагают усилия для реализации преобразований, люди на всех уровнях компании начинают обращать на это внимание.
6. Важный элемент управления в реинжиниринге -формирование бизнес-процессных команд в ходе его осуществления. Усилия этих команд должны быть направлены на решение конкретных проблем. Эти команды имеют свою динамику развития и требуют внимательного управления. Штатный агент преобразований является частью каждой такой команды. Он обеспечивает горизонтальную и вертикальную координацию их работы и, таким образом, интеграцию усилий каждой команды в общие усилия по осуществлению преобразований. Состав команды чрезвычайно важен, он требует межфункционального представительства, которое будет содействовать новому, более глубокому пониманию проблем, возникающему чаще всего на основе целостного, многостороннего взгляда на бизнес. Только такие разнообразные по составу команды обладают детальным знанием того, что необходимо сделать для повышения эффективности производства, и именно они должны определять действия, которые принесут ощу-
тимую выгоду. Эти действия зачастую выполняются субкомандами, создающимися естественной рабочей ко -мандой, и удерживаются на орбите интересов команды. В ходе работы команд выявляются и вырастают бизнес-процессные менеджеры, способные осуществить руководство и координировать усилия сотрудников-членов команд.
7. Проект по реинжинирингу должен иметь собственный бюджет, так как осуществление реформ потребует определенных затрат по набору и обучению персонала, созданию корпоративной информационной системы, привлечению консультантов и т. д.
Знание и соблюдение их позволило руководству промышленного предприятия осуществить реформирование организации в более короткие сроки и с меньшими издержками, что очень важно для скорейшего достижения целей реинжиниринга.
1. Тельнов Ю.Ф. Реорганизация бизнес-процессов предприятия на основе применения методологии бизнес-реинжиниринга// Тез. докл. конференции «Логистика и бизнес-98». Москва, 28 - 29 января 1998 года. Сессия «Реинжиниринг бизнес -процессов». М., 1998.
УДК 338(47)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕГИОНЕ
Устойчивый рост российской экономики в значительной степени обеспечивается успешной реализацией национальных проектов на уровне регионов. Национальные проекты «Качественное образование», «Современное здравоохранение», «Эффективное сельское хозяйство» относятся к числу важных институциональных факторов экономического роста. Первые два проекта оказывают косвенное влияние на количественные и качественные характеристики экономического роста посредством формирования условий развития человеческого капитала.
В экономической литературе принято называть человеческим капиталом определенные способности, знания, умения личности, дающие ей возможность успешно функционировать в социально-экономической среде. Истоки теории человеческого капитала берут свое начало еще в XVII в. Отдельные положения, связанные с анализом производительной способности человека, были разработаны известными представителями политической экономии: В. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо, К. Марксом, Ф. Листом, А. Маршаллом и т.д. Современная теория человеческого капитала выделилась в качестве самостоятельного течения в мировой экономической мысли в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. благодаря публикациям американских экономистов Т. Шульца и Г Беккера. Данная теория исследует зависимости доходов индивидуума, предприятия, общества в целом от природных способностей людей, их знаний и навыков. Для определения возможности получения, величины, структуры этих доходов наряду с понятием «человеческий капитал» используется понятие «рабочая сила», под которым подразумевается совокупность физических и умственных способностей к труду человека, используемых им при производстве материальных и духовных благ.
В экономической литературе эти категории и формы их взаимосвязи трактуются неоднозначно. Одни отождествляют их полностью или частично [6. С. 35], другие трактуют категорию «человеческий капитал» шире, чем категорию «рабочая сила» [3.С. 53, 55]. Вторая группа исследователей определяет человеческий капитал как элемент национального бо-
П.А. Ипамов,
кандидат технических наук, кафедра общей экономической теории, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 3(22)
гатства [2. С. 95]; как совокупность качеств (здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность) [3. С. 53], которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества; как запас знаний, навыков, умений и способностей, далеко не все из которых личность предполагает к использованию в качестве функциональной рабочей силы, а часть вообще может быть не предназначена для такого использования (человеческий капитал в данном случае выступает как целое, частью которого являются трудовые ресурсы) [5. С. 50].
Последнее определение, по нашему мнению, наиболее точно определяет категорию «человеческий капитал ». Эти исследователи исходят из понимания сущности «капитала» как ценности, обеспечивающей по -ток доходов. В гражданском обществе, где человек является высшей ценностью, он с рождения находится под постоянной «опекой» домохозяйства и общества с целью его всестороннего развития и подготовки к труду как естественной необходимости существования. Инвестиции данных институтов в него представляют собой одновременно и поток доходов «естественного собственника». На определенном этапе собственник данного капитала экономически реализует приобретенную способность к труду и сам обеспечивает доходность своего капитала. Таким образом, человеческие ресурсы есть форма капитала, являющаяся «источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе» [4. С. 86].
В структуре этого капитала выделяют следующее: образовательный капитал, определяющий уровень обще- и специально-образовательной подготовки человека; профессионально-квалификационный капитал, показывающий степень развития профессиональных умений и навыков; информационно-культурный капитал в виде личных качеств, формируемых в социокультурной среде; капитал социальных связей, определяющий возможности индивида использовать для успеш -ной адаптации преимущества, получаемые в результате эффективного взаимодействия с внешней средой [7. С. 26 - 28].
В Саратовской области в рамках реализации национальных проектов проводится большая работа по совершенствованию человеческого капитала.
В реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) на территории Саратовской области по итогам 2007 г достигнуты определенные результаты. Победителем конкурсного отбора инновационных вузов стал Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Целью проекта является формирование и реализация программ подготовки и переподготовки кадров, востребованных на рынке труда, создание научно-образовательной системы продвижения инновационных технологий в инфраструктуру региона. В 2007 г. на реализацию проекта затрачено 174,5 млн руб. федеральных средств, в качестве софинансирования привлечено 35,1 млн руб. 146 преподавателей СГУ им. Н.Г Чернышевского прошли стажировку в ведущих вузах и научных центрах, в том числе за рубежом. Получены лицензии на ведение образовательной деятельности по 23 направлениям
подготовки бакалавров. Открыта научно-учебная база в национальном парке «Хвалынский». Заключен договор с крупнейшей в мире сервисной компанией по буровым растворам «М1 SWACO» на подготовку специалистов по дополнительной программе «Нефтепромысловая химия». Получено 32 патента на изобретения, выиграно грантов и заключено договоров на сумму около 100 млн руб. 13 научных разработок вуза используются на предприятиях области и России. СГУ им. Н.Г Чернышевского привлечен к разработке областной целевой программы развития нанотехнологий.
В конкурсном отборе на поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, от Саратовской области участвовали 8 учреждений. В настоящее время осуществляется работа по подготовке проектов учреждений начального и среднего профессионального образования области для участия в конкурсном отборе 2008 г.
По направлению «Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» квота для Саратовской области на поддержку общеобразовательных учреждений из средств федерального бюджета составляет 53 гранта по 1 млн руб.
Всего за период 2006 - 2007 гг. в рамках ПНПО осуществлена государственная поддержка по 1 млн руб. инновационных программ развития 89 общеобразовательных учреждений области (17 учреждений победили в конкурсе в 2006 и в 2007 гг.). Основные направления расходования средств: на приобретение лабораторного оборудования - 4,3%, на приобретение программного и методического обеспечения - 12,8%, на модернизацию материально-технической базы - 80,4%, на повышение квалификации и переподготовку педагогических работников - 2,5%. Софинансирование данного направления из бюджета области - 26,3 млн руб. в рамках областной целевой программы «Развитие образования» на 2006 - 2008 гг.
По направлению «Государственная поддержка талантливых детей, подростков и молодежи» Саратовская область получила 86 премий (64 премии - 30 тыс. руб., 22 премии - 60 тыс. руб.) на общую сумму 3,24 млн руб. Самыми многочисленными стали номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность» - 40 лауреатов (в 2006 г. - 35), «Художественное творчество» - 19 лауреатов (в 2006 г - 13). В остальных номинациях премии распределились следующим образом: «Профессиональное мастерство» -6 лауреатов (в 2006 г - 3), «Социально значимая и общественная деятельность» - 7 лауреатов (в 2006 г - 1 лауреат), «Любительский спорт» - 14 лауреатов (в 2006 г -32 лауреата). Выплаты премий произведены в полном объеме. Софинансирование данного направления из областного бюджета составило 978 тыс. руб.
По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» к сети Интернет подключены 697 общеобразовательных учреждений (выполнение плана - 100%). Всего за 2006 - 2007 гг к сети Интернет подключены 1 344 общеобразовательных учреждения
области. Доля учителей, прошедших обучение методикам использования современных информационных технологий в образовательном процессе, в среднем по области составляет 77,58%.
По направлению «Оснащение общеобразовательных учреждений учебным и учебно-наглядным оборудованием» в 2007 г за счет федерального бюджета в область поставлены 193 комплекта оборудования, за счет средств областного бюджета закуплены и поставлены в общеобразовательные учреждения области 130 комплектов оборудования. Общая сумма поставок - 15,2 млн руб. В целом за 2006 - 2007 гг. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» муниципальные районы получили 679 комплектов учебного оборудования. За период 2006 - 2007 гг в сельские школы поставлено 145 автобусов.
В 2007 г на базе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования осуществлена методическая поддержка реализации ПНПО по следующим основным направлениям:
- обучение основам управленческой деятельности, использованию передовых педагогических технологий и современного учебного оборудования (30 управлен-ческо-педагогических команд школ-победителей ПНПО);
- обучение эффективному использованию поступившего в школы учебно-наглядного оборудования, в том числе интерактивных досок (организован постоянно действующий семинар, на котором обучено более 250 человек);
- подготовка экспертов по оценке конкурсных материалов ПНПО (подготовлено 150 человек);
- обучение тьюторов по методической поддержке конкурсов ПНПО (39 человек);
- инновационный опыт лучших педагогов области представлен на IV региональной методической конференции «Методическая служба - образованию России» (апрель 2007 г), на 46 областных методических семинарах.
Финансирование реализации ПНПО на территории области в 2007 г. составило из средств федерального бюджета - 235,519 млн руб., из средств областного бюджета - 177,840 млн руб.
Главной целью развития системы образования в области продолжает оставаться повышение доступности качественного образования, формирование конкурентоспособного специалиста. Для достижения этой цели необходимо повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечения в систему образования высококвалифицированных кадров; повысить роль дополнительного образования посредством социального развития детей и молодежи, обеспечения их права на образование и творческое развитие; создать необходимые условия для повышения качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования области; обеспечить формирование государственного регионального заказа на подготовку и переподготовку кадров на основе прогнозирования спроса на рабочую силу на региональном рынке труда в разрезе профессий (специальностей) и уровней образования; создать на базе ведущих
предприятий-заказчиков кадров, особенно в высокотехнологичных отраслях, учебно-производственных комплексов за счет использования материальных активов предприятий (помещений, оборудования) на договорной основе; обеспечить доступ педагогических работников и обучающихся к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям; создать необходимые условия для эффективного обеспечения образовательных учреждений финансовыми и кадровыми ресурсами; обеспечить корректировку образовательных программ средних специальных учебных заведений с учетом потребности в кадрах средних и малых предприятий. При этом предполагается взаимодействие с руководителями малых предприятий как при подготовке молодых специалистов, так и в процессе их дальнейшего трудоустройства.
Большую роль в процессе развития человеческого капитала области играет реализация национального проекта «Современное здравоохранение», что способствовало притоку квалифицированных кадров в первичное звено медицины. Обеспеченность участковыми врачами и врачами общей практики в Саратовской области возросла за 2006 г с 4,3 до 5,0 на 10 тыс. населения, медицинскими сестрами - с 4,9 до 5,7 на 10 тыс. населения. Коэффициент совместительства снизился у врачей и медсестер до целевых показателей.
Особое значение при реализации мероприятий национального проекта приобрела профессиональная подготовка медицинских кадров. В рамках приоритетного национального проекта из средств федерального бюджета в 2006 г. обучение прошли 250 человек (148 участковых терапевтов, 80 участковых педиатров и 22 врача общей практики). Дополнительно в соответствии с планом повышения квалификации и профессиональной подготовки врачей первичного звена здравоохранения прошли обучение 546 человек.
Процент врачей, имеющих квалификационные категории, увеличился с 55,5% до 57,1%, специалистов со средним медицинским образованием - с 57,8% до 59%. Значительно увеличился процент сертифицированных специалистов: врачей - с 88% до 94%, средних медицинских работников - с 54% до 72%; при этом по итогам 2006 г. имеют сертификаты 99,5% врачей первичного звена.
Существенные изменения в течение 2006 г произошли в материально-техническом оснащении и организации оказания скорой и неотложной медицинской помощи. В рамках приоритетного национального проекта получено 225 машин. Введение в работу нового санитарного транспорта позволило снизить процент износа с 70% до 21%. За счет положительных изменений материально-технической базы и дополнительно вы -деленных из областного бюджета 18,1 млн руб. в муниципальных районах области организовано 62 дополнительных бригады скорой медицинской помощи, в том числе 41 - на селе. Охват скорой медицинской помощью сельского населения увеличился до 80%, а своевременность выездов возросла с 89 до 95%.
В оснащении амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием в рамках реализации приоритетного национального проекта «Современное здравоохранение» в 2006 г. приняли учас-
тие 95 учреждений Саратовской области. Получено 447 единиц оборудования на сумму 346,5 тыс. руб. Все поступившее в рамках проекта диагностическое оборудование высокого качества, современное, удобное в эксплуатации; его применение на первичном этапе обследований пациентов позволило улучшить качество диагностики. Для работы на новом оборудовании подготовлены 253 узких специалиста.
С началом реализации национального проекта стала более доступной высокотехнологичная медицинская помощь населению. В рамках национального проекта организована работа по дополнительным медицинским осмотрам работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, в которой приняли участие 64 учреждения. Общий объем финансирования составил 33,5 млн руб. Осмотрены более 62 тыс. человек. Плановое задание по дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы выполнено на 100%, обследованы 69 710 человек.
В рамках реализации приоритетного национального проекта здравоохранение Саратовской области получило значительные финансовые вливания. Сумма федерального финансирования по итогам 2006 г. составила 1 млрд 150 млн руб. Более 200 млн руб. затрачено из консолидированного бюджета области в порядке софинансирования.
В целом мероприятия приоритетного национального проекта 2006 г. выполнены в полном объеме. Как результат проделанной работы можно отметить неко -торое улучшение демографической ситуации в области. На 1,1% повысился показатель рождаемости, на 7,3% сократилась смертность. Естественная убыль населения снизилась на 16,7% и составила 6,5 человек на 1 000 жителей (показатель в 2005 г. - 7,8).
Общая сумма средств, привлеченных на охрану труда из всех источников финансирования, составила 1,8 млрд руб. Рост финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 1 работающего по сравнению с 2005 г. составил 7,1% (3 000 руб. на 1 работающего).
Главной целью развития здравоохранения на уровне региона продолжает оставаться улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи. Для достижения этой цели необходимо повысить структурную эффективность здравоохранения области в соответствии с разграничением полномочий между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, внедрить современные подходы к кадровому обеспечению отрасли, обеспечить приоритетное развитие и повышение качества первичной медико-санитарной помощи населению, укрепление материально-технической базы медицинских организаций области, усилить профилактическую направленность здравоохранения, обеспечить развитие правовой базы в области здравоохранения, в том числе в сфере оказания платных медицинских услуг
Таким образом, успешная реализация вышеуказанных национальных проектов создает необходимые условия для улучшения структуры человеческого капитала и на этой основе формирует значимую предпосылку для обеспечения роста региональной экономики.
Традиционно важную роль в экономике Саратовской области играет агропромышленный комплекс. Поэтому его институциональное обеспечение представляется особо значимым с точки зрения обеспечения устойчивого роста региональной экономики.
В Саратовской области, как и по всей стране, с начала 2006 г. реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Включение сельского хозяйства в число приоритетных национальных проектов явилось результатом существенных изменений на селе. В настоящее время можно констатировать, что национальный проект дал значительный импульс развитию сельскохозяйственной отрасли Саратовской области, для которой характерна положительная динамика. Темп прироста объемов производства продукции сельского хозяйства по итогам 2007 г. составил 4,1% (среднероссийский уровень - 3,3%). Достаточно высокий рост объемов отмечается в животноводстве. Область выполнила основные индикативные показатели приоритетного национального проекта: произведено молока 945 тыс. т, или 108,5 % к уровню 2005 г, что превысило индикативный показатель на 4,6 процентных пункта, мяса - 228,2 тыс. т, или 114,5% к уровню 2005 г. и на 2,8 процентных пункта выше индикативного показателя. Область находится на передовых позициях по объемам производства основных видов сельскохозяйствен -ной продукции. Среди регионов Приволжского федерального округа область занимает 3-е место по производству зерна, молока и мяса, 5-е место по производству яиц. По Российской Федерации - 5-е место по производству молока, 7-е место по производству зерна и 10-е место по производству мяса. Впервые за последние годы отмечен рост численности скота. Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 11,6 тыс. голов и составило 512 тыс. голов, коров - на 4,3 тыс. голов и составило 230,4 тыс. голов, овец - на 57,7 тыс. голов и составило 500,7 тыс. голов, свиней - на 0,5 тыс. голов и составило 387,9 тыс. голов. Увеличение объемов производства животноводческой продукции обеспечено благодаря росту продуктивности животных. В сельхозпредприятиях надой молока на фуражную корову возрос на 11,4% и составил 3 297 кг В рамках приоритетного национального проекта на территории области в 2007 г. осуществлялась реализация 37 инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов. Проведена реконструкция и модернизация 15 животноводческих объектов. Введено в эксплуатацию 15 тыс. скотомест и более 100 тыс. птицемест. Запущен в эксплуатацию молочный комплекс на 1 200 коров в племзаводе «Трудовой » Марксовского района.
С 2006 г. в области в рамках национального проекта «Развитие АПК» на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение животноводческих помещений привлекаются кредиты с возмещением части затрат на уплату процентов за счет средств федерального и областного бюджетов. Срок их возврата увеличен до 8 лет. Сельхозтоваропроизводителями области получено более 460 млн руб. инвестиционных кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов. Взаимодействие государства и предприятий-участников нацпроекта осуще-
ствляется посредством предоставления им государственной поддержки. Основной механизм - субсидирование процентной ставки по кредитам на возмещение затрат при уплате процентов. Участникам проекта на сегодняшний день выплачено 27,4 млн руб. субсидий по 8-летним кредитам. Система государственной поддержки предприятий малого аграрного бизнеса Саратовской области направлена на увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов для ЛПХ, КФХ и создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Основной механизм - субсидирование процентной ставки по кредитам на возмещение затрат при уплате процентов. На эти цели для этой категории заемщиков объем выданных субсидий за период реализации составил 56,9 млн руб. Это позволило привлечь кредитов и займов на сумму 2,5 млрд руб., из них 1,4 млрд руб. - за прошедший период 2007 г Для улучшения и упрощения доступа к кредитным ресурсам участников нацпроекта филиальная сеть ОАО «Россель-хозбанк» только в 2007 г увеличена на 10 дополнитель -ных офисов и насчитывает 20 дополнительных офисов.
Важным направлением нацпроекта является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов. За период реализации приоритетного национального проекта создано 65 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Целевой ориентир превышен в 2 раза. Область ставку сделала на развитие прежде всего снабженческо-сбытовых кооперативов, поставив задачу создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов в каждом муниципальном районе. Созданные в рамках нацпроекта потребительские снабженческо-сбытовые ко -оперативы активно развиваются, сегодня ими закуплено 8 тыс. т молока, более 509 т мяса на общую сумму более 80 млн руб. В целях стимулирования дальнейшего развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в областном бюджете на 2008 г. предусмотрены меры по финансовой поддержке их деятельности. Компенсируется часть затрат сельскохозяйственным снабженческо-сбытовым кооперативам за закупленное молоко и мясо у сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности, а также у личных подсобных хозяйств области, на сегодня им оказана поддержка на сумму 4,8 млн руб. Предусмотрена компенсация 90% затрат снабженческо-сбытовых кооперативов за приобретение специализированного оборудования, новой специализированной техники по перевозке молока и мяса. Кооперативам направлено 24,2 млн руб. субсидий.
Впервые в области представлены кредиты под ипотеку земли. Общая их сумма за 2006 - 2007 гг. - 8,5 млн руб. Осуществляется помощь по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. Жилье предоставляется на условиях софинансирова-ния по действующей с 2003 г. федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года». Средства федерального бюджета выделяются в форме субсидий на условиях долевого финансирования мероприятий из областного бюджета. Механизм реализации - осуществление строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов Российской
Федерации (40%) и собственных (заемных) средств работодателя либо участника мероприятий программы (30%). За два года реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по обеспечению доступным жильем молодых семей и специалистов освоено 443 млн руб.; в том числе 122 млн руб. средств федерального бюджета и 163 млн руб. средств областного бюджета. Введено (приобретено) 76 тыс. кв. м жилья, в том числе 12,5 тыс. кв. м нового строительства, свои жилищные условия улучшили 945 молодых семей и 264 молодых специалистов. Целевые показатели по вводу (приобретения) выполнены на 119%; по освоению средств - на 109%; по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов - на 102%. Кроме того, для молодых специалистов, окончивших аграрный вуз и работающих в сельхозпроизвод-стве в текущем году наряду с разовой единовременной помощью (50 тыс. руб.), осуществляется еще и доплата к основной заработной плате молодым специалистам в размере двух минимальных размеров оплаты труда (до сентября - 2,2 тыс. руб., с 1 сентября - 4,6 тыс. руб.). Единовременная помощь выплачена 77 молодым специалистам на общую сумму 3,85 млн руб., доплату к заработной плате получают 126 человек.
Благоприятные тенденции в развитии экономики и социальной сферы Саратовской области в 2006 г. положительно сказались на показателях уровня жизни населения. В 2006 г рост денежных доходов населения (118,4% к 2005 г.) опережал рост уровня инфляции (108,3% к 2005 г.). Реальные доходы населения возросли на 9,3%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась до 24,7% (в 2005 г - 25,7%).
Средняя заработная плата по области за 2006 г. выросла на 26% и составила 7 170,8 руб., (в 2005 г. -5 705,2 руб.), превысив уровень, предусмотренный на 2006 г областным трехсторонним Соглашением и «Программой социально-экономического развития области» (6 800 руб.). 2007 г. среднемесячная заработная плата по области составила 9 153,4 руб., или 127% к уровню 2006 г.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что реализация приоритетных национальных проектов выступает в качестве институционального фактора экономического роста не только на федеральном, но и на региональном уровне.
1. Аврамова Е.М., Логинов Д.М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. 2002. № 5.
2. Валентин С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. 2-е изд. М., 1999.
4. Капелюшников Р. Современные западные концепции формирования рабочей силы. М., 1981.
5. Салихов Б.В., Коршунов В.В., Левман Л.Б. Методология исследования и онтология собственности на рабочую силу в современной экономике. Нижнекамск, 2002.
6. Солодуха П.В. Социально-экономические институты и воспроизводство человеческого капитала. М., 2003.