ный размер субсидий только хозяйствам, имеющим урожайность не менее средней по региону.
Наши предложения по определению форм, методов и направлений финан-
совой государственной поддержки сельского хозяйства в условиях недостатка средств в региональных бюджетах, не претендуя на их универсальный характер, могут быть полезны спе-
Экономика
циалистам региональных администраций, занимающимся проблемами повышения эффективности использования средств государственной финансовой поддержки сельского хозяйства.
Литература
1. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы : Пост. Правительства Рос. Федерации № 446 от 14 июля 2007 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРОГРАММНОЦЕЛЕВЫЕ ПОДХОДЫ
О.Н. МИХАЙЛЮК,
кандидат экономических наук, доцент,
Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: приоритетный национальный проект, целевые программы Курганской области, малые формы хозяйствования, субсидии, кредитные ресурсы.
Курганскую область можно отнести к ведущим аграрным регионам не только Уральского федерального округа, но и всей России. Несмотря на негативные макроэкономические условия и определенный спад производства, происшедший в постперестроеч-ные годы, сельское хозяйство занимает главенствующее положение в народнохозяйственном комплексе региона. Благодаря последовательной линии руководства области на государственное регулирование аграрного производства в последние годы удалось добиться преодоления наиболее опасных кризисных явлений и несколько повысить производство сельскохозяйственной продукции. Даже при неблагоприятных погодных условиях, сложившихся в последние годы, Курганская область по производству продовольствия на душу населения в 2006 году превосходила средний российский уровень по зерну в 2,8 раза, по картофелю - в 1,5 раза, по овощам - в 2 раза, по молоку - в 1,6 раза, по мясу - на 5 кг.
Агропромышленный комплекс Курганской области в 2007-2008 годах функционировал в условиях реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". В результате были созданы благоприятные условия для деятельности малых форм хозяйствования, реконструкции и строительства новых животноводческих ферм, привлечения молодых специалистов для работы в сельской местности. Продолжалось развитие системы сельскохозяйственного кредитования. Принимались меры по привлечению инвестиций в отрасль.
Все это позволило сохранить темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, повысить удельный
вес прибыльных сельскохозяйственных организаций.
Наряду со средними и крупными сельскохозяйственными предприятиями в последние годы в области активно развиваются малые формы хозяйствования.
В настоящее время к малым формам хозяйствования АПК области относятся 41 сельскохозяйственный потребительский кооператив, около 186000 хозяйств населения и 2457 крестьянских (фермерских) хозяйств.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах области занято более 10 тыс. человек. Сельскохозяйственное производство осуществляется на площади 283,4 тыс. га собственных и арендованных земель.
За 9 месяцев 2008 года сельхозор-ганизациями и КФХ закуплено 139 тракторов, 76 зерноуборочных и 5 кормоуборочных комбайнов. Для приобретения сельхозтехники привлечено 540 млн руб. кредитов.
В 2008 году сельхозтоваропроизводителями области на площади 670 тыс. га (или 115% к 2007 году) проведена химическая прополка посевов. Обработано 393 тыс. га паров (117%).
В 2008 году выполнены планы по производству в Курганской области зерна в бункерном весе в объеме 1800 тыс. т, картофеля - 406 тыс. т, овощей
- 215 тыс. т, что позволило обеспечить в достаточном количестве кормами скот и птицу.
Намного сложнее ситуация в животноводстве. Именно в этой отрасли до сих пор не выполнены три контрольных показателя областной программы.
Несмотря на фиксированные ставки субсидий из федерального бюджета и увеличение субсидий в животноводство из областного бюджета сокраща-
ется поголовье крупного рогатого скота, свиней и птицы как в сельхозорга-низациях, так и в частном секторе.
В целом по области за 9 месяцев текущего года валовой надой молока незначительно, но вырос и составил 101,1% к соответствующему периоду прошлого года. Реализовано скота и птицы на убой в живой массе 102,2% к предыдущему году. Такое же увеличение производства наблюдается и в производстве яиц - 102,2%.
Для морального и материального стимулирования, а также повышения престижа животноводческих профессий с 2008 года учреждена ежегодная премия губернатора Курганской области "За лучшие показатели в животноводстве", которой награждаются животноводы, бригадиры, управляющие, специалисты, хозяйства и районы области.
Производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах повысилось на 7,7% по сравнению с уровнем 2006 года. Производство мяса всех видов на убой в живой массе составило 99,8% к уровню 2006 года.
В основном данные хозяйства занимаются производством зерновых культур. Многие из них добиваются высоких результатов. Немало крестьянских (фермерских) хозяйств переходят в разряд крупных товаропроизводителей, которые сегодня эффективно функционируют.
Так, в 1992 году Иванов Виктор Владимирович организовал крестьянское (фермерское) хозяйство в с. Гладковском Притобольного района. Первоначально площадь пашни в обработке составляла 100 га против 2007 года, когда обрабатываемая площадь уже составила 7000 га. Из них
The priority national project, target programs of the Kurgan region, small forms of managing, grants, credit resources.
Таблица 1
Основные показатели деятельности КФХ «Иванов и Ко»
Показатели 2006 г. 2007 г. 2007 г. к 2006 г. в %
Посевная площадь зерновых культур, га 4500 5400 120
Урожайность, ц/га 27,4 27,5 100,3
Валовой сбор, т 12330 14850 120,4
Таблица 2
Основные показатели деятельности КФХ Косовских А.И.
Показатели 2006 г. 2007 г. 2007 г. к 2006 г. в %
Посевная площадь зерновых культур, га 500 600 120
Урожайность, ц/га 20,2 23 114
Валовой сбор, т 1010 1380 137
5400 га засеяно зерновыми культурами, 1600 га находится под парами. По итогам 2007 года урожайность зерновых культур составила 27,5 ц/ га. В хозяйстве имеются тракторы марок К-744Р, К-700А, Т-150, МТЗ-80, комбайны "Енисей-1200", "Енисей-950" ("Руслан") и немецкий уборочный комплекс. Основные показатели работы КФХ Иванова представлены в таблице 1. Фермерскому хозяйству в 2007 году присуждено звание лауреата премии им. Т.С. Мальцева.
В 1990 году Косовских Александр Иванович организовал крестьянское (фермерское) хозяйство в Шадринском районе. Первоначально площадь пашни составляла 50 га. В настоящее время обрабатываемая площадь составляет 750 га. Из них 600 га засеяно зерновыми культурами и 150 га находится под парами. Основные показатели работы КФХ Косовских А.И. представлены в таблице 2.
Кроме того, с 2006 года Косовских А.И. возглавил сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив в Шадринском районе, который осуществляет деятельность по выдаче заемных средств мелкотоварному сектору.
В АПК Курганской области сельское население трудится не только в коллективных сельскохозяйственных организациях, но и занимается производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. Объемы производства позволяют обеспечить собственное
потребление семей и получить дополнительный доход от реализации излишков произведенной продукции. В личных подсобных хозяйствах области в 2007 году произведено 64,7% мяса, 72,8% молока и 81,6% яиц от общего объема производства указанной продукции в области.
Поголовье скота в личных подворьях граждан по области составило по состоянию на 01.01.2008 года (в % к соответствующему периоду прошлого года):
- крупный рогатый скот - 145,8 тыс. гол. (99,5%);
- в т.ч. коровы - 70,9 тыс. гол. (98,3%);
- свиньи - 81,5 тыс. гол. (103,7%);
- овцы, козы - 110,6 тыс. гол. (107,6%).
С целью поддержки развития малых форм хозяйствования, обеспечения занятости и увеличения доходов сельского населения разработана целевая программа "Развитие мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области на 2006-2010 годы". В областном бюджете на 2007 год в рамках реализации данной программы было предусмотрено выделение кредита на развитие мелкотоварного сектора АПК в сумме 14 млн руб., из них 5 млн руб. - на поддержку КФХ и 9 млн руб. - на закупку молока и мяса с личных подворий граждан.
Финансирование осуществлено через сельскохозяйственные потребительские кооперативы. На выделенные средства кооперативами закуплено у
42 41
Экономика
населения 300 т мяса и 6000 т молока. Всего у населения в 2007 году закуплено 23,2 тыс. т молока.
В 2008 году из средств областного бюджета на субсидирование части затрат по реализации молока свыше 3 т гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, выделено 1,7 млн руб. Субсидии получили 1035 человек.
Ежегодно на протяжении пяти лет Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области проводится конкурс на лучшее личное подсобное хозяйство, в котором принимают участие представители всех районов области.
Эффективно развиваясь, часть личных подсобных хозяйств становится высокотоварными сельскохозяйственными производителями. Победитель областного конкурса, занявший 1-е место, Луканин Анатолий Александрович из села Шмаково Кетовского района, со своего подворья реализовал свыше 17 т мяса. 2-е место присуждено Ксенофонтову Сергею Васильевичу из села Крутиха Далматовс-кого района, который реализовал 1,9 т мяса, молока - 1,1 т, овощей - 82,6 т, и Никитину Николаю Николаевичу из села Птичье Шумихинского района, который реализовал 43 т молока.
Одной из задач ПНП "Развитие АПК" является создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые будут содействовать повышению объемов реализации продукции, эффективности сельскохозяйственного производства, а также обеспечат занятость и увеличение доходов сельского населения.
Всего на территории области на
01.01.2008 года было создано 42 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 21 кредитный, 6 перерабатывающих и 15 снабженческо-сбытовых. По состоянию на
01.07.2008 года в области был зарегистрирован 41 сельскохозяйственный потребительский кооператив, причем реально работающих насчитывается только 14 (рис.).
В 2008 году 10 кооперативов получили в кредитных организациях субсидируемые кредиты на сумму 28,5 млн руб., которые направлены на производственно-хозяйственную деятельность кооперативов и повышение объемов производства и реализации продукции малыми формами хозяйствования.
В 2008 году ЛПХ и КФХ получено 539 млн руб. кредитов. Основная масса полученных кредитов по ЛПХ направлена на приобретение сельскохозяйственной техники - 104 млн руб. (40%) - и на покупку сельскохозяйственных животных - 85 млн руб. (33% от полученных кредитов).
По КФХ основными направлениями расходования полученных кредитных ресурсов являются приобретение сельскохозяйственной техники (54%)
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Рисунок. Динамика организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов
и материальных ресурсов (оборотных средств) для выполнения весенне-полевых и уборочных работ (44%).
В области проводится интенсивная информационно-консультационная работа. В целом районными комиссиями по реализации направлений приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в 2007 году выдано более 3000 рекомендаций для ЛПХ, в районных средствах массовой информации размещено 305 публикаций, проведено 74 районных семинара, 4247 граждан получили необходимые консультации и разъяснения по вопросам оформления кредитов, проведено 218 сельских сходов.
Вместе с тем ситуация в агропромышленном комплексе остается сложной. По-прежнему сельскохозяйственное производство осуществляется в условиях слабой государственной торговой политики на продовольственном рынке, роста цен на материально-технические ресурсы и проблем с землеустройством. Тяжелым остается финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, слабо растет производственный потенциал отрасли, медленно формируется инфраструктура агропродовольственного рынка, острой остается кадровая проблема.
В этих условиях правительство Курганской области осуществило ряд мер, направленных на создание условий для устойчивого развития АПК. В
2007 году в АПК продолжалась реализация шести целевых программ Курганской области:
1. "Производство зерна с применением ресурсосберегающих технологий в Курганской области на 2005-2010 годы".
2. "Производство молока в Курганской области на 2006-2010 годы".
3. "Комплексное развитие свиноводства в Курганской области на 2006-2010 годы".
4. "Развитие мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области на 2006-2010 годы".
5. "Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" в Курганской области".
6. "Социальное развитие села до 2010 года".
Продолжают действовать и регулировать правоотношения в агропромышленной отрасли Закон Курганской области от 26 декабря 1997 года №96 "О государственной поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Курганской области", Закон Курганской области от 26 декабря 1997 года №95 "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства".
Также в 2008 году в Зауралье приступили к реализации целевой программы Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008-2012 годы", в рамках которой выполняются мероприятия по реализа-
ции федеральной Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Главным направлением развития сельского хозяйства Курганской области программой определено растениеводство и его главная база - зерновое хозяйство.
Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" во многом изменил отношение к АПК как к жизнеобеспечивающей сфере экономики страны. По итогам 2007 года практически все основные параметры, предусмотренные проектом, были выполнены.
Стратегической задачей в агропромышленном комплексе области является выполнение программы социально-экономического развития Курганской области в 2008 году и на среднесрочную перспективу и целевой программы Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008-2012 годы", в которых был предусмотрен прирост валовой продукции сельского хозяйства в 2008 году на 2,9% (задание выполнено).
В настоящее время в Курганской области принято решение с целью развития агропромышленного комплекса области сосредоточить усилия на следующих направлениях:
- в растениеводстве: закрепить наметившиеся тенденции в увеличении площади обрабатываемой пашни; создать условия для получения стабильных урожаев сельскохозяйственных культур, наращивания производства зерна; повысить эффективность использования сельскохозяйственных угодий и в первую очередь пашни;
- обеспечить рост численности животных, в первую очередь коров; увеличить производства молока, мяса, яиц; продолжить работу по повышению продуктивности скота и птицы;
- увеличить темпы укрепления материально-технической базы агропромышленного комплекса; повысить производительность тракторов и сельскохозяйственных машин, их надежность; снизить расход ГСМ и электроэнергии на единицу выполняемой работы;
- обеспечить развитие сельских территорий и постоянный рост инвестиций в социальную сферу села;
- обеспечить повышение экономической устойчивости агропромышленного производства и уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения; создать условия для формирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
- постепенно наращивать темпы роста производства и реализации продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности, повышать качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Экономика
По заданию Минсельхоза России в
2008 году в Курганской области был проведен экспертный опрос среди представителей различных сфер деятельности и ветвей власти - органов исполнительной и законодательной власти, банкиров, журналистов и руководителей средств массовой информации, творческой и научной интеллигенции, а также руководителей и специалистов лизинговой компании, поставляющей технику и животных сельхозтоваропроизводителям Курганской области на условиях федерального лизинга.
Общая оценка государственных инициатив, направленных на поддержку сельского хозяйства, среди экспертного сообщества Курганской области в целом положительная.
Главной заслугой Госпрограммы, по мнению отдельных экспертов, можно назвать обновление парка сельскохозяйственной техники: сельскохозяйственных машин и оборудования. Основное беспокойство среди экспертов вызывает российская практика хищения бюджетных средств в процессе реализации различного рода программ. Эксперты опасаются, что часть средств из федерального бюджета будет просто расхищена по пути к крестьянину, поэтому до него не дойдет, а отсюда и неутешительные результаты реализации инициатив президента и правительства.
Среди положительных моментов многие участники опроса выделяют компенсацию государством части затрат на закупку техники и животных. Однако чтобы окупились затраты государства на Госпрограмму, необходимо самому государству закупать сельхозпродукцию только у отечественных сельхозпроизводителей.
Госпрограмма и ПНП значительно улучшили общее состояние сельского хозяйства в области в целом. Техника за счет кредитов и субсидий постепенно обновляется, у растениеводов появились качественные семена, стали больше брать кредитов, научились правильно оформлять документы, существенно возросла государственная поддержка.
Госпрограмма активизировала с помощью государственных средств экономическую цепочку взаимоотношений между производителями сельхозтехники, сельским хозяйством, переработкой и торговлей, то есть активизировалась экономическая и хозяйственная деятельность в агропромышленном комплексе.
Значительную поддержку ощутили племенные хозяйства и сельхозорга-низации, занимающиеся производством элитных семян. Мероприятия ПНП и Госпрограммы значительно расширили клиентуру данной сферы сельскохозяйственного производства.
Стратегия реализации некоторых мероприятий до конца не продумана: с
Экономика
жильем, газом, кооперативами, страхованием урожая. Положительные моменты, несомненно, имеются. Хозяйства получили реальную возможность обновить материально-техническую базу, получить оборотные средства и качественно улучшить посадочный материал. Но остается нерешенной главная
проблема - гарантирование цены на сельхозпродукцию на весь год, чтобы и сельхозпроизводитель, и банк могли снизить риск невозврата того же кредита.
На основании ответов экспертов по данному направлению реализации Госпрограммы можно судить о том, что
оно в Курганской области реализуется с большими трудностями, преодолеть которые возможно, усиливая государственную поддержку, например, изменяя приоритетные подотрасли для целей инвестирования, суммы, порядок субсидирования и т.д., чтобы получить в итоге очевидный результат.
Литература
1. Аглоткова С. В. Особенности государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса Свердловской области в 2008 году // Аграрный вестник Урала. 2008. № 10. С. 19-23.
2. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2006. 960 с.
3. О концепции стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года : распоряжение правительства Курганской области от 21 апр. 2008 г. № 145-р.
4. Состояние и стратегические направления развития агропромышленного производства Курганской области : ежегодный доклад. Курган, 2007. 77 с.
ВЫКЛАДКА МОЛОЧНОЙ И КИСЛОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ МАРКЕТИНГА В МАСШТАБЕ МАГАЗИНА
М.Ш. ШАМИЛОВ,
аспирант кафедры коммерции и маркетинга, сотрудник Управления по внешним связям, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
Ключевые слова: выкладка, молоко, товар, отдел, правила, принципы.
В настоящее время выкладку как инструмент мерчандайзинга используют многие производители (поставщики) продукции. Ее целью является увеличение товарооборота с единицы торговой площади путем правильного представления товара на торговом оборудовании. Примером служат такие транснациональные компании, как «Вимм-Билль-Данн», «Данон» и др.
В связи с этим изучаемый вопрос является актуальным для специалистов по торговле, ритейлеров и производителей, имеющих одну цель - увеличение товарооборота и прибыли от реализации своей продукции. В данной статье мы рассмотрим вопросы продвижения молочной и кисломолочной продукции на предприятиях розничной торговли.
Цель и методика исследований В статье отражены ключевые элементы выкладки молочной и кисломолочной продукции на прилавках отечественных и зарубежных магазинов. Целью исследований является рассмотрение принципов, правил и методов выкладки данного товара, применяемых на практике современными форматами магазинов, результат которых был бы такой, чтобы покупатель всегда уходил с покупкой. В заключение статьи - рекомендации по выкладке молочной продукции.
Результаты исследований На основании классификации товаров молочная продукция относится к товарам повседневного спроса (по-
требительские товары, которые потребитель приобретает относительно часто, не раздумывая, с минимальными затратами времени и сил). Их можно определить как товары, ради которых потребитель часто посещает торговые точки [2, С. 83]. Например, покупатель желает приобрести кефир 1% жирности с полезной микрофлорой марки "Био Макс". Если покупатель не обнаружит этот товар в магазине, скорее всего, он пойдет искать его в другом месте. Помимо молочной продукции к данным товарам относятся овощи и фрукты, хлебные изделия и мясная продукция. Примером покупки товара предварительного спроса (покупка по одному или нескольким критериям) может послужить какое-нибудь молоко жирностью 1,5%. При этом марку потребитель будет выбирать в торговой точке в зависимости от своих предпочтений, цены, имеющегося ассортимента. Случай, когда покупатель на месте решает купить йогурт известной марки с новым вкусом под влиянием эффективной выкладки, специального предложения или дегустации есть пример импульсивной покупки.
К группе молочных и кисломолочных продуктов относят молоко, кефир, сливки, простоквашу, кумыс, ацидофилин, йогурт, сметану, творог, творожные изделия, пасты, сыр, масло, а также мороженое и молочные консервы. В некоторых случаях в ассортимент молочного отдела целесообразно включать яйца, свежие соки или кондитер-
ские изделия. Отдел молочных продуктов, как правило, занимает около 5% торговой площади супермаркета и на него приходится до 12% объема продаж магазина при доле валовой прибыли 18-20%.
Молочные изделия, как правило, потребляются вместе с другими продуктами. Поэтому покупатель приобретает вместе с ними еще и парные продтовары. Среди очевидных связанных в потребительском сознании пар можно отметить следующие: яйца -бекон; молоко - печенье, кукурузные хлопья; сливочное масло - хлеб, макароны; сыр - крекеры; сливки - кофе, фрукты и т.д.
Многие молочные продукты, являясь товарами массового спроса, представляют собой великолепное средство для привлечения дополнительных покупателей. Специально снижаемые цены на такие ходовые товары, как творог, маргарин, яйца и молоко, могут служить эффективным средством для создания у покупателя имиджа магазина, где можно купить товар по разумным ценам. Для привлечения покупателей молочного отдела к рекламируемым товарам, выставляемым на самых видных местах, а также разного рода новинкам в местах продажи следует использовать вывески-указатели.
Laying out, milk, produce, section, regulation, foundations.