Научная статья на тему 'Приоритетный национальный проект «Образование»: программа и итоги реализации в Чувашской Республике в 2009-2011 гг'

Приоритетный национальный проект «Образование»: программа и итоги реализации в Чувашской Республике в 2009-2011 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / PRIORITY NATIONAL PROJECT "EDUCATION" / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / TARGET PROGRAMS / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урачаева Татьяна Сергеевна

Статья посвящена изучению планов развития приоритетного национального проекта «Образование» в России на 2009-2012 гг. и их реализации в Чувашии (2009-2011 гг.) по направлениям: поощрение лучших учителей, доплаты классным руководителям, подключение к сети Интернет, дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, государственная поддержка содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, реконструкция детских домов и школ-интернатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY NATIONAL PROJECT «EDUCATION»: PROGRAM AND RESULTS IN THE CHUVASH REPUBLIC IN 2009-2011

The article considers the development plans of the priority national project «Education» in Russia in 2009-2012 and implementation of these plans in Chuvashia (2009-2011) in the directions: encouragement of the best teachers, bonuses for class teachers, connection to the Internet, distance education for disabled children, state support for children in preschool educational institutions, reconstruction of orphanages and boarding schools.

Текст научной работы на тему «Приоритетный национальный проект «Образование»: программа и итоги реализации в Чувашской Республике в 2009-2011 гг»

УДК [371(470+571)]

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРОГРАММА И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2009-2011 гг.

PRIORITY NATIONAL PROJECT «EDUCATION»: PROGRAM AND RESULTS IN THE CHUVASH REPUBLIC IN 2009-2011

Т. С. Урачаева

T. S. Urachaeva

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена изучению планов развития приоритетного национального проекта «Образование» в России на 2009-2012 гг. и их реализации в Чувашии (2009-2011 гг.) по направлениям: поощрение лучших учителей, доплаты классным руководителям, подключение к сети Интернет, дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, государственная поддержка содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, реконструкция детских домов и школ-интернатов.

Abstract. The article considers the development plans of the priority national project «Education» in Russia in 2009-2012 and implementation of these plans in Chuvashia (2009-2011) in the directions: encouragement of the best teachers, bonuses for class teachers, connection to the Internet, distance education for disabled children, state support for children in preschool educational institutions, reconstruction of orphanages and boarding schools.

Ключевые слова: приоритетный национальный проект «Образование», целевые программы, модернизация системы образования.

Keywords: priority national project «Education», target programs, modernization of education system.

Актуальность исследуемой проблемы. Реализация на территории Чувашии приоритетного национального проекта «Образование», имеющего огромное значение для дальнейшего развития России и ее субъектов, до настоящего времени не становилась объектом специального научного изучения. В предшествующие годы (2006-2008 гг.) были достигнуты определенные успехи в ряде направлений в этой сфере: поощрение школ и учителей, участвующих в инновационных программах обучения, что повысило долю школьников, которые стали обучаться в современных условиях; усовершенствование системы школьного питания; обеспечение школ автобусами для доставки ребят к месту обучения, что способствовало возможности их активного участия в различных культурных и спортивных мероприятиях, проводимых в районных и городских центрах. Все школы получили доступ к образовательным ресурсам через Интернет, а талантливой молодежи оказывалась государственная поддержка.

Материал и методика исследований. В процессе исследований изучались программы реализации приоритетного национального проекта «Образование», анализировались сведения о выполнении сетевого графика реализации приоритетного национального проекта «Образование», результаты мониторинга и контроля за реализацией данного проекта на территории Чувашии, нормативные акты Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. В исследовании применялись сравнительно-исторический и статистический методы.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе реализации проекта «Образование» в 2009-2012 гг. планировалось решить новые задачи, в том числе: развитие дистанционного обучения детей-инвалидов; увеличение доли школьников, обучающихся в современных условиях (проект «Современная школа»); развитие муниципальных программ по созданию оптимальных условий для образования детей дошкольного возраста; организация обучения на подготовительных отделениях в 32 вузах 5 тыс. лиц, отслуживших по контракту не менее 3 лет в Вооруженных силах РФ. На реализацию этих проектов государство планировало выделить в 2009 г. 13,8 млрд руб., в 2010 г. - 18,3 млрд руб., в 2011 г. - 18,3 млрд руб., в 2012 г. - 17,7 млрд руб., то есть всего за четыре года -68,1 млрд руб. [4].

Кроме того, предусматривалось продолжение стимулирования субъектов Российской Федерации, комплексно применяющих новые современные организационно-экономические механизмы в системе общего образования, а также лучших учителей и талантливой молодежи.

Наряду с развитием системы федеральных университетов была поставлена задача развития сети национальных исследовательских университетов. Для этих целей из федерального бюджета планировалось выделить в 2009 г. 14,75 млрд руб., в 2010 г. - 18,95 млрд руб., в 2011 г. - 20,45 млрд руб., в 2012 г. - 20,65 млрд руб. Всего было запланировано за четыре года выделить средства из федерального бюджета на сумму 74,8 млрд руб. [4].

Таким образом, на модернизацию институтов образования предполагалось выделить средства с возрастанием суммы в 2010 и 2011 гг. в 1,34 раза по сравнению с 2009 г. Суммы, которые предполагались выделить на развитие инновационного характера базового образования, должны были расти из года в год: в 2010 г. - в 1,28 раза по сравнению с 2009 г., в 2011 г. - в 1,07 раза по отношению к 2010 г. и в 2012 г. - в 1,01 раза по сравнению с 2011 г. В итоге разница сумм 2012 г. и 2009 г. должна была достигнуть 5,9 млрд руб. [2]. Расходы в целом с учетом других направлений проекта «Образование» были запланированы на 2009 г. в размере 31,75 млрд руб., в 2012 г. - 40,1 млрд руб. [4].

Достаточно значительная работа была проведена по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Чувашской Республике. Так, в 2009 г. сумма денежного поощрения 110 лучших учителей составила 11 млн руб., т. е. по 100 тыс. руб. в год каждому учителю. Из республиканского бюджета на поощрение 30 педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей было выделено 300 тыс. руб. В 2010 г. количество бюджетных средств и число поощренных учителей уменьшилось (2,2 млн руб. для 11 лучших учителей), но зато резко возросли суммы, выделяемые из консолидированного бюджета Чувашской Республики, - 10,6 млн руб. (200 премий по 50 тыс. руб., 30 премий по 20 тыс. руб.). Таким образом, общая сумма составила 12,8 млн руб., что в 1,13 раза превышало финансирование в 2009 г. [5].

В 2011 г. на поощрение лучших учителей в федеральном бюджете было предусмотрено 2,2 млн руб. (11 грантов по 200 тыс. рублей), т. е. показатели остались такими же, как и в 2010 г. Из республиканского бюджета было выделено всего 0,6 млн руб. (30 грантов по 20 тыс. руб.) [3, 6].

Классным руководителям (6717 чел., или 60 % от общего числа учителей) только за первое полугодие 2009 г. было выплачено более 68 млн руб. Количество участников конкурса «Самый классный классный» в 2009 г. возросло в 8 раз по сравнению с 2005 г. и составило 2495 чел. (38 % от общего числа учителей), что свидетельствует об эффективности материального поощрения классных руководителей и их возросшей активности в стремлении стать лучшими из лучших. Сельские учителя приняли более активное участие в конкурсе 2009 г. (79 % от общего числа учителей в республике) по сравнению с городскими (21 %). Низкую активность проявили педагоги города Чебоксары (11 % от общего числа учителей) и Чебоксарского района (11% от общего числа учителей), тогда как в Цивильском районе, например, в данном конкурсе приняли участие 92 % учителей [7].

Борьба за звание лучших педагогов велась и среди молодежи в номинации «Молодые классные руководители». В 2010 г. наблюдался рост числа классных руководителей -6,5 тыс. чел. (70 % от общего числа учителей) - при уменьшении общего количества учителей на 217 чел. по сравнению с предыдущим годом (на 3,7 %). На конкурс «Самый классный классный» из федерального бюджета было выделено 87,8 млн руб., из консолидированного бюджета республики - 14,73 млн руб. В этом конкурсе в 2010 г. участвовали 3200 чел. (50,9 % классных руководителей). Результатом улучшения качества воспитательной работы явилось уменьшение количества преступлений (на 0,2 %), совершенных несовершеннолетними, в сравнении с 2009 г. и числа участников преступлений (на 24,4 %) [5].

В 2011 г. ежемесячное дополнительное денежное вознаграждение получало такое же количество классных руководителей. Выплаты из федерального бюджета возросли до 102,5 млн руб. (в 1,16 раза больше, чем в 2009 г.), из республиканского - 14,5 млн руб. Число участников в конкурсе «Самый классный классный» составило 2800 учителей (46 % от общего числа классных руководителей), т. е. несколько ниже, чем в предыдущий год [5]. Наблюдалось дальнейшее сокращение преступлений, совершенных несовершеннолетними.

В 2007 г. все школы Чувашии были подключены к Интернету, оплата за пользование которым в течение двух лет осуществлялась за счет федерального бюджета. В 2009 г. все общеобразовательные учреждения перешли от федерального провайдера к республиканскому. Средства на оплату за использование Интернета были взяты из средств республиканской целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2006-2010 гг.» в сумме: 3,0 млн руб. из республиканского бюджета и 4,8 млн руб. - из местных бюджетов [7].

Реализация программы в сфере повышения информационной культуры привела к увеличению потребления Интернет-трафика на 10 % в 2009 г. по сравнению с 2008 г. В 2009 г. на 1 компьютер приходились 11,7 учащихся (в 2007 г. - 25 чел.), а в базовых школах - 8 чел. Использование сети Интернет всеми 503 школами Чувашии производилось полностью за счет консолидированного бюджета республики. В целом в 2010 г. из него на внедрение современных образовательных технологий было выделено 7,03 млн рублей. Была продолжена работа по созданию единой системы защиты компьютеров школ от информации негативного характера, которая несовместима с задачами обучения

и воспитания учащихся. В 2010 г. на один компьютер приходилось 10 школьников (в базовых школах - 7 чел.) при среднем показателе по России 14 чел. на один компьютер. В 2011 г. выделяемая из консолидированного фонда Чувашской Республики сумма составила 2,23 млн руб. [6].

В соответствии с реализацией направления «Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья», обозначенного в плане на 2009 г., республика покрылась сетью экспериментальных площадок «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции» (на базе школ г. Новочебоксарска, г. Шумерли и г. Канаша). Обучение в этих школах началось в сентябре 2009 г. На базе СОШ № 59 г. Чебоксары к этому времени получали дистанционное образование 20 учащихся 3-11 классов. В 2010 г. были выделены средства на дальнейшее развитие и совершенствование дистанционного образования: из федерального бюджета - 26,49 млн руб., из консолидированного бюджета Чувашской Республики -1,4 млн руб. Продолжала функционировать система, созданная в предыдущие годы, а в конце 2009 г. начал работать Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов, в котором в 2010 г. обучалось 34 ребенка. Этой же благородной задаче подчинена вновь сформированная республиканская система, включающая сеть из 44 дистанционных муниципальных школ, в которых обучаются 66 детей. Всего в 2010 г. по такой форме обучалось 156 учащихся. В 2011 г. на эти цели было выделено более 28 млн руб. из федерального бюджета и 3 млн руб. из республиканского бюджета [2].

Продолжала осуществляться государственная поддержка содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях. В 2009 г. размер субсидий из федерального бюджета составил 91960 тыс. рублей, средний размер компенсаций - 132 руб. в месяц (при среднем размере родительской платы 42 руб. в месяц). В 2010 г. поддержка содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях составила ту же сумму -91960 тыс. рублей - исключительно из консолидированного бюджета Чувашской Республики. Эта тенденция была продолжена и в 2011 г. Было выделено на эти цели 85992,0 тыс. руб. [6].

В связи с развитием семейных форм жизнеустройства детей-сирот и уменьшением наполняемости детских домов и школ-интернатов сеть последних сократилась, что, однако, порождает проблемы с использованием оставшихся вполне пригодных к эксплуатации зданий и оборудования, а также трудоустройством работников. Такая ситуация наблюдалась, например, при ликвидации Чурачикской школы -интерната. Некоторые дети, не ужившиеся в семьях, в которые их определили, начинали бродяжничать и собирать милостыню.

Остаются и трудности, состоящие в том, что каждый второй ученик из этой системы - инвалид, 27 % имеют братьев и сестер и могут быть переданы в семью только вместе. У 16 % таких детей один из родителей отбывает наказание в местах лишения свободы и по закону после освобождения имеет право вернуть себе ребенка из принявшей его семьи. В 2011 г. в Чувашии проживало 4247 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 92 % детей (3911 чел.) живут в семьях усыновителей, опекунов, попечителей, остальные живут в домах ребенка и интернатах [6].

В 2011 г. началась реализация нового направления приоритетного национального проекта «Образование» «Обеспечение доступности школьного образования», основное содержание которого состоит в повышении квалификации кадров управления, внедрении в жизнь таких моделей дошкольного образования, которые обеспечивали бы его доступ-

ность для всех нуждающихся, максимальный охват такой системой образования всех детей старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что проблемы повышения квалификации педагогических кадров изучались с точки зрения моделирования системы повышения квалификации в условиях модернизации российского образования [1].

Резюме. В процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2011 гг. были достигнуты результаты по всем его направлениям, позволившие модернизировать систему образования в Чувашской Республике, что способствовало поднятию ее на новый уровень. Значительную роль в этом играют федеральные бюджетные субсидии, величина которых из года в год увеличивалась, однако в ряде направлений и республика вносит свой вклад, а в отдельных случаях и полностью финансирует их. Следует отметить, что выделенные из федерального и республиканского бюджетов средства на исследуемые направления приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2011 гг. были реализованы полностью и, таким образом, задачи, поставленные в планах, выполнены. В ходе реализации проекта в различные годы открывались другие направления, которые наполняли приоритетный национальный проект «Образование» новым, более объемным и глубоким содержанием, что способствует ее кардинальному улучшению и прогрессу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов, Д. Е. Моделирование системы повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации российского образования / Д. Е. Иванов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1 (73). Ч. 1. - С. 50-55.

2. Информация о реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории Чувашской Республики за I полугодие 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.cap.ru /SiteMap. aspx? gov_id=13&id=998674.

3. Протокол заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов при Президенте Чувашской Республики № 1 / Чебоксары, 29 января 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.cap.ru / SiteMap. aspx? gov_id=13&id=784220.

4. Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.02.2012 г. №84-р «Комплекс мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 г.». - Чебоксары, 2009.

5. Результаты мониторинга и контроля за реализацией приоритетного национального проекта «Образование» на территории Чувашской Республики в 2010 г. / Сетевой график Минобразования Чувашии 12 марта 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.cap.ru / SiteMap. aspx? gov_id=13&id=784220.

6. Результаты мониторинга и контроля за реализацией приоритетного национального проекта «Образование» на территории Чувашской Республики в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.cap.ru / SiteMap. aspx? gov_id= 13&id= 1197862.

7. Сведения о выполнении сетевого графика реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 1 января 2010 г. в Чувашской Республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cap.ru / SiteMap. aspx? gov_id=13&id=784220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.