Научная статья на тему 'Динамика развития образовательных учреждений Чувашии в 2005-2012 гг. В контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование»'

Динамика развития образовательных учреждений Чувашии в 2005-2012 гг. В контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / PRIORITIZED NATIONAL PROJECT "EDUCATION" / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урачаева Татьяна Сергеевна

Статья посвящена изучению динамики развития образовательных учреждений Чувашии в 2005-2012 гг. в контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование». Рассмотрены конкретные показатели, связанные с процессами изменения количества учебных образовательных учреждений, контингента учеников и учителей. Анализируются основные показатели итогового состояния исследуемых параметров, охарактеризованы основные причины, оказывающие влияние на изучаемые в данной статье процессы, происходящие в системе современного школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CHUVASH REPUBLIC IN 2005-2012 IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF PRIORITIZED NATIONAL PROJECT «EDUCATION»

The article is devoted to studying the dynamics of development of educational institutions of the Chuvash Republic in 2005-2012, in the context of implementation of the prioritized national project «Education». It considers specific indicators associated with the processes of change in the number of educational institutions, the contingent of pupils and teachers. It also analyzes the main indicators of the final state of the investigated parameters that characterize the main reasons influencing the processes which take place in the system of modern school education.

Текст научной работы на тему «Динамика развития образовательных учреждений Чувашии в 2005-2012 гг. В контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование»»

УДК 373(470.344) «2005/2012»

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧУВАШИИ В 2005-2012 ГГ. В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CHUVASH REPUBLIC IN 2005-2012 IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF PRIORITIZED NATIONAL PROJECT «EDUCATION»

Т. С. Урачаева T. S. Urachaeva

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена изучению динамики развития образовательных учреждений Чувашии в 2005-2012 гг. в контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование». Рассмотрены конкретные показатели, связанные с процессами изменения количества учебных образовательных учреждений, контингента учеников и учителей. Анализируются основные показатели итогового состояния исследуемых параметров, охарактеризованы основные причины, оказывающие влияние на изучаемые в данной статье процессы, происходящие в системе современного школьного образования.

Abstract. The article is devoted to studying the dynamics of development of educational institutions of the Chuvash Republic in 2005-2012, in the context of implementation of the prioritized national project «Education». It considers specific indicators associated with the processes of change in the number of educational institutions, the contingent of pupils and teachers. It also analyzes the main indicators of the final state of the investigated parameters that characterize the main reasons influencing the processes which take place in the system of modern school education.

Ключевые слова: приоритетный национальный проект «Образование», общеобразовательные учреждения, учащиеся.

Keywords: prioritized national project «Education», educational institutions, students.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность исследуемой в статье проблемы состоит в том, что она до настоящего времени не являлась объектом специального научного исследования, как и другие стороны реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории Чувашской Республики. Несмотря на очевидные успехи в реализации приоритетного национального проекта «Образование», остаются отдельные сферы, где еще не совсем преодолены отрицательные явления, например, сокращение количества учеников и учителей, вследствие этого и числа школ.

Материал и методика исследований. В ходе исследования изучались информационные материалы Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о результатах реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Чувашии за 2005-2012 гг., касающиеся контингента учеников (на фоне данных о рождаемости за указанные годы), учителей и численности учебных заведений. В исследовании применялись сравнительно-исторический и статистический методы.

Результаты исследований и их обсуждение. Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2005-2012 гг. была выполнена значительная работа по стабилизации процессов, происходящих в школьном образовании, приданию определенной динамики их оптимизации и дальнейшему развитию. Однако развитие сети образовательных учреждений, их контингента и учительского состава не являлось объектом научного исследования. В связи с этим задача, которая стояла перед нами, заключалась в том, чтобы на конкретном материале, в конкретных цифрах показать, как развивались в изучаемые годы исследуемые процессы.

С целью изучения затронутой нами проблемы были использованы материалы, характеризующие основные параметры, которые в итоге наиболее наглядно характеризуют современное состояние школьной системы - количество имеющихся в республике школ, обучающихся и учителей. Материалы об изучаемых процессах представлены в диаграммах.

Диаграмма 1

Динамика изменения количества общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике с 2005/06 по 2011/12 уч. гг.

620 600 580 560 540 520 500 480 460

2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г.

Диаграмма 2

Динамика изменения количества общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) в Чувашской Республике с 2005/06 по 2011/12 уч. гг.

600 п

580 -560 -540 -520 -500 -480 -460-1440-

□ Количество дневных школ

2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г.

602

575

556

539

524

515

510

590

563

544

527

513

504

499

Диаграмма 3

Динамика изменения количества дневных государственных и муниципальных школ в Чувашской Республике с 2005/06 по 2011/12 уч. гг.

600 580 560 540 520 500 480 460 440

2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г.

588

561

542

525

511

503

- 498

Как видно из диаграммы 1 [2], с 2005/06 по 2011/12 учебные годы постоянно уменьшалось общее количество школ: в 2005/06 уч. г. - 602 школы (следует отметить, что в процессе реструктуризации в 2001-2004 гг. в два раза сократилось число малочисленных сельских школ) [2], а в 2011/12 уч. г. - 510 школ, т. е. за указанный период сокращение составило 15,3 %. Уменьшилось и общее количество дневных школ: с 2005/06 уч. г. по 2011/12 уч. г. с 590 до 499 (на 15,5 %) (диаграмма 2), в том числе дневных государственных - с 588 (2005 г.) до 498 (2012 г.), т. е. сокращение составило 15,4 % (диаграмма 3).

Неизменным оставалось на протяжении 2005-2010 гг. количество негосударственных дневных общеобразовательных школ (2 школы) [2], в последующие годы осталась одна школа. Число же государственных и муниципальных вечерних (сменных) учреждений уменьшилось на 8,3 % - с 12 (2005-2009 гг.) до 11 (2010-2012 гг.) [4]. Та же тенденция наблюдалась в отношении количества учащихся в различных видах общеобразовательных учреждений (диаграмма 4), уменьшилось и количество учителей в общеобразовательных учреждениях (диаграмма 6).

Диаграмма 4

Изменение численности обучающихся в дневных и вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики с 2005/06 по 2011/12 уч. гг.

160000-| 140000 120000 100000 80000 6000040000 20000-

0

2005/06 уч2006/07 уч2007/08 уч2008/09 уч2009/10 уч2010/11 уч2011/12 уч.

□ Численность учащихся

158250

147490

138085

131864

128788

127699

128552

Как видно из диаграммы 4, количество учащихся за 2005-2012 гг. уменьшилось на 29698 человек, или на 19,3 % (с 158250 чел. до 127699 чел.). Процесс сокращения учеников несколько замедлился с 2009/10 учебного года (уменьшение школьников составило 0,85 %), и в 2011/12 учебном году произошло даже их некоторое увеличение по сравнению с 2010/11 учебным годом (год наиболее низких показателей) на 853 школьника (0,7 %) [2].

Указанные тенденции (уменьшение количества школ, сокращение численности учащихся) в первую очередь были обусловлены сокращением рождаемости детей в соответствующие годы (диаграмма 5), что определялось неустойчивым демографическим положением в стране, невысокими зарплатами основной части населения, в том числе среди той возрастной категории граждан, от которой зависят демографические показатели в стране. Процесс повышения рождаемости также тормозили высокие цены на жилплощадь, что препятствовало ее приобретению молодыми семьями. Оказывала влияние на рождаемость и достаточно высокая стоимость детских принадлежностей, например, колясок, одежды и обуви для детей и пр.

Некоторая стабилизация количества учащихся в период с 2009/10 по 2011/12 уч. гг. не может способствовать росту количества учебных образовательных учреждений в связи с их значительно меньшим количеством по сравнению с предыдущими годами и незначительной динамикой их увеличения. Кроме того, наличие требуемого современного школьного автобусного парка предоставляет возможность доставлять учащихся в учебные учреждения, расположенные в округе [1], [6], отвечающие современным требованиям и использующие современные инновационные методы обучения [5], [9]. В настоящее время существующие школы также требуют полного комплектования учащимися. Хотя увеличение в последующем рождаемости, скорее всего, приведет к открытию новых современных школ.

Диаграмма 5

Рождаемость в Чувашской Республике с 2000 по 2008 г.

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

14835 14967

13171 13734 13133

12363

□ Количество родившихся детей

2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Диаграмма 6

Изменение численности учителей в образовательных учреждениях Чувашской Республики

с 2005/06 по 2011/12 уч. гг.

16000 14000

12000 -Н 10000 8000 -Н 6000 4000

2000 -Н 0

2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г.

□ Численность учителей образовательн ых учреждений

15780

14836

13250

12165

9796

9551

9538

Следует отметить, что общая тенденция развития сети образовательных учреждений в Чувашской Республике в рассматриваемый период предусматривала обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства [3], [6], [7], [8].

Сравнение графиков численности учащихся (диаграмма 4) и рождаемости детей (диаграмма 5) показывает, что, несмотря на определенный рост рождаемости, например, в 2000-2004 годах, не произошел рост числа учащихся в период с 2007/08 по 2010/11 уч. гг., который мог бы быть следствием увеличения количества первоклассников.

Как видно из диаграммы 6, численность учителей в общеобразовательных учреждениях неуклонно снижалась в течение всего рассматриваемого периода. Так, если количество учащихся с 2000/01 по 2004/05 уч. гг. сократилась на 18,1 % (в сельской местности - на 16,0 %, в городе - на 19,4 %), то численность учителей уменьшилась на 13,1 % (2519 человек), а в период с 2005/06 по 2008/09 уч. гг. - уже на 22,9 % (3615 человек). Дальнейшее сокращение численности учителей, начиная с 2009/10 учебного года, представлено в отчетности без руководителей и внешних совместителей, однако процесс сокращения продолжался: в период с 2009/10 по 2011/12 уч. гг. число учителей снизилось на 258 человек. Уменьшение количества учителей, видимо, объясняется тем, что их численность достигла уровня, соответствующего количеству школ и учащихся, также сократившихся в изучаемый период. Число учителей, приходящихся на одного ученика в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), составило: в 2000/01 уч. г. - 0,09 чел., в 2008/09 уч. г. - 0,09 чел., в 2009/10 уч. г. -0,07 чел., в 2010/11 уч. г. - 0,07 чел., в 2011/12 уч. г. - 0,07 чел. (Численность учителей за 2009-2012 гг. дается в статистической отчетности без руководителей и внешних совместителей, отсюда, возможно, и сокращение показателей). Подобное сопоставление позволяет сделать вывод, что сокращение численности учеников и учителей в различные годы происходило примерно в одной и той же пропорции.

Происходил процесс сокращения и числа учащихся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений: за период с 2002/03 по 2008/09 уч. гг. при постоянном количестве учебных заведений (12) численность учеников сократилась на 539 человек (с 3609 до 3070 чел.), что составило 15,0 % (диаграмма 7). За период с 2009/10 по 2011/12 уч. гг. количество вечерних (сменных) школ сократилось до 11, численность учащихся уменьшилась на 214 чел. (на 7,9 %). В 2000/01 уч. г. на 1 школу в среднем приходилось 263 учащихся, в 2005/06 уч. г. - 285 учащихся, в 2011/12 уч. г. -229 учащихся.

Диаграмма 7

Численность вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике

в 2004/05 - 2011/12 уч. гг.

12 11,8 11,6 11,4 11,2 11 10,8 10,6 10,4

2004- 2005- 2006- 20072005 2006 2007 2008 уч.г. уч.г. уч.г. уч.г.

2008- 2009- 2010- 20112009 2010 2011 2012 уч.г. уч.г. уч.г. уч.г.

12 — 12 — 12 — 12

□ Количество вечерних (сменных) школ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 11 11

Резюме. Таким образом, несмотря на общие положительные показатели, достигнутые в процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2005-2012 гг., отсутствуют положительные сдвиги в формировании достаточного контингента учащихся и школ различного типа, что вызвано в первую очередь демографическими причинами, которые напрямую не зависят от системы образования России. Однако удорожание содержания в семье ребенка-школьника, конечно, не способствует увеличению рождаемости, как и указанные выше причины. Сокращение учащихся, естественно, влечет за собой сокращение количества учителей и школ. Даже имеющиеся в настоящее время школы обеспечивают необходимое количество мест для учеников Чувашской Республики. Школы снабжаются по программе приоритетного национального проекта «Образование» всем необходимым как в научно -методическом, так и в материально-техническом отношениях [10], что позволяет дать учащимся уровень образования, отвечающий современным требованиям [9]. Имеющийся парк школьных автобусов [1] позволяет обеспечить доставку учащихся в такие образовательные центры. По мере роста контингента учащихся возможно появление новых образовательных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информация о ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Чувашской Республике за 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.gov.cap.ra/SiteMap.aspx?gov_id =13&id=1436148.

2. Информация территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике / Общеобразовательные учреждения Чувашской Республики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.chuvash.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/Chuvash/resources/9b2374804ee5ac1 aaaaeaf89d810d54e.

3. Информация территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике / Средние специальные учебные учреждения Чувашской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.chuvash.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/Chuvash/resources/ 626d7a804ee5aa23aa 74af89d810d54e.

4. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.06.2005 г. № 144 «О республиканской целевой программе развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 гг.» // Собрание законодательства Чувашской Республики. - 2005. - № 6. - Ст. 315.

5. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.03.2006 г. № 55 «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» // Собрание законодательства Чувашской Республики. - 2006. - № 3. - Ст. 121.

6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 27.03.2008 № 372 «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации образования в 2008 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // // www.gov.cap.ru/SiteMap.aspx/gov_id=13&id=1347423.

7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 07.09.2007 № 895 «Ведомственная целевая программа по реализации комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике на 2007-2009 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. gov.cap.ru/SiteMap.aspx/gov_id= 13&id= 1347423.

8. Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.07.2011 № 252-р «Комплекс мер по модернизации общего образования Чувашской Республики в 2011 г.» // Собрание законодательства Чувашской Республики. - 2011. - № 7. - От. 716.

9. Указ Президента Чувашской Республики от 05.10.2005 № 101 «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике» // Собрание законодательства Чувашской Республики. - 2005. - № 10. - Ст. 614.

10. Урачаева, Т. С. Приоритетный национальный проект «Образование»: программа и итоги реализации в Чувашской Республике в 2009-2011 гг. / Т. С. Урачаева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 1 (81). - С. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.