Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ В ЗАДАЧАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ В ЗАДАЧАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайные обстоятельства / принципы / управление / законодательство / органы внутренних дел / руководство МВД России / emergency circumstances / principles / management / legislation / internal affairs bodies / leadership of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шакиров Артур Галиевич

В статье рассматриваются управленческие принципы в условиях чрезвычайных обстоятельств, сформулированных в российском законодательстве. На основе научного и практического опыта, принципы управления вместе с принципами правосознания, являются важнейшими компонентами юридической идеологии при локализации поражающих факторов и источников чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шакиров Артур Галиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF MODERN MANAGEMENT THEORY IN THE TASKS OF THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN EMERGENCY CIRCUMSTANCES

The article discusses management principles in emergency situations formulated in Russian legislation. Based on scientific and practical experience, management principles, together with the principles of legal consciousness, are the most important components of legal ideology in localizing damaging factors and sources of emergency situations.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ В ЗАДАЧАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_161 УДК 342.951

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ В ЗАДАЧАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF MODERN MANAGEMENT THEORY IN THE TASKS OF THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN EMERGENCY CIRCUMSTANCES

ШАКИРОВ Артур Галиевич,

адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: ashakirov6@mail.ru;

Shakirov Artur Galievich,

Post-graduate student of the Department of Management internal affairs bodies in special conditions Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8. E-mail: ashakirov6@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются управленческие принципы в условиях чрезвычайных обстоятельств, сформулированных в российском законодательстве. На основе научного и практического опыта, принципы управления вместе с принципами правосознания, являются важнейшими компонентами юридической идеологии при локализации поражающих факторов и источников чрезвычайных ситуаций.

Abstract: The article discusses management principles in emergency situations formulated in Russian legislation. Based on scientific and practical experience, management principles, together with the principles of legal consciousness, are the most important components of legal ideology in localizing damaging factors and sources of emergency situations.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства, принципы, управление, законодательство, органы внутренних дел, руководство МВД России.

Keywords: emergency circumstances, principles, management, legislation, internal affairs bodies, leadership of the Ministry of Internal Affairs

of Russia.

Для цитирования: Шакиров А.Г. Реализация принципов современной теории управления в задачах деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 161-164. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_161.

For citation: Shakirov A. G. Implementation of the principles of modern management theory in the tasks of the activities of internal affairs bodies in emergency circumstances //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 161-164. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_161.

Статья поступила в редакцию: 23.10.2023

Современная российская действительность, отличающаяся глобальными чрезвычайными обстоятельствами (ЧО), темпами информационно-технологических изменений в жизнедеятельности общества, требует воплощения новых управленческих идей не только в целях позитивной динамики общественного развития, но и сохранения достойного уклада жизни населения. Именно это условие для стабильности любого государства, жизнедеятельности общества во все времена обеспечивалось согласованностью действий, поведения людей на пути к достижению поставленных целей, что определяется единым термином - «управление».

По мере эволюции условий существования цивилизации, концепции управления трансформировались, адекватно исторической повестки. Вместе с тем, «управлению» свойственны системность в совокупности с такими базовыми элементами, как «условия», «цель», «критерии», «процесс», проявляющимися целостно в их взаимосвязи. Следует отметить, что управление это процесс, а система управления - механизм, его обеспечивающий.

Искусство управления в тесной связи с научными знаниями и умениями применения современных информационных технологий непосредственно проявляется в организации управления сотрудниками ОВД при ЧО.

«Чрезвычайное обстоятельство» относится к событиям, имеющим только отрицательные последствия, которые являются опасными для людей и могут иметь трагические последствия. ЧО может быть вызвано негативными случаями, нарушающими нормальное течение жизни, катастрофами, разного рода испытаниями.

Определение слову «чрезвычайный» дает «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, оно звучит, как «исключительный, превосходящий обычную меру, не такой, как обычно, очень большой»; в то время как «обстоятельство» определяется как «явление, сопутствующее какому-нибудь другому явлению и с ним связанное». Это та часть предложения, которая обычно говорит о времени, местоположении, порождающих обстоятельствах, целях, результате, условиях, методе и иных деталях повестки. А также, слово «ситуация» означает «совокупность окружающих обстоятельств, текущее положение дел» [9].

По «Толковому словарю русского языка» Д.Н. Ушакова, «чрезвычайный» раскрывается как что-то, что выделяется и выходит за рамки привычного, и это что-то является исключением. А «ситуация» рассматривается как сочетание обстоятельств и условий, которые образуют опре-

деленную атмосферу или положение дел [13].

В научных работах существует дискуссия относительно термина «чрезвычайное обстоятельство», и различные ученые, включая А.Ф. Майдыкова, В.Н. Григорьева, М.А. Громова, А.В. Снегового, М.П. Киреева, А.В. Мелехина изучают его с разных сторон [6].

Анисимов В.Л., Мелёхин А.В. и Паничкин С.Ю. определяют «чрезвычайные ситуации» как происшествия, случающиеся в социальной, техногенной или природной среде, которые могут воздействовать на жизнь человека, общество и целую страну [1]. Например, землетрясение, наводнение или авария на промышленном предприятии. В таких ситуациях следует принимать различные действия и решения, направленные на предотвращение или минимизацию последствий ЧО, которые способствуют защите жизни человека и его здоровья, обеспечивают права и свободы людей, сохраняют имущество и обеспечивают бесперебойное функционирование жизненно важных объектов.

А.В. Снеговой считает, что ЧО представляют собой ситуации, возникающие в социальной, техногенной и природной сферах, которые провоцируют увеличенную опасность для жизненных процессов индивида, общества и целой страны. Для устранения таких проблем необходимо немедленно принимать различные особые меры, включая возможные силовые действия, направленные на обеспечение защиты от угроз, предотвращение или минимизацию следствий ЧО и восстановление нормальных условий жизни [11].

Громов М.А. представляет свою концепцию, считая ее всеобъемлющей. По его мнению, «чрезвычайные обстоятельства» определяются как явления, влияющие на работу государственных и управленческих структур, производственных компаний и повседневную активность граждан во время устранения природных событий, которые воздействуют на привычный темп жизни человека. Такие обстоятельства вызывают необходимость принятия специфических действий для сохранения жизни, здоровья людей, их конституционных и гражданских прав, а также для сохранения предметов, имеющих ценность, от разрушения, поломок, кражи, и конечно же, для обеспечения бесперебойного функционирования производств, обеспечивающих основные потребности [4]. Степанов А.Г. рассматривает понятие «чрезвычайных обстоятельств» с уникальной фразеологией, при этом сохраняя основную суть [12]. Хотя эти концепции могут быть актуальными, и их стоит принимать во внимание, но они не всегда соответствуют своей соразмерности.

С учетом рассмотренного, стоит подчеркнуть, что конкретного определения термина «чрезвычайное обстоятельство» в Федеральном законодательстве нет. В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона № 3, термин «чрезвычайное обстоятельство» толкуется как ситуация, которая представляет собой «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер» [7]. ФЗ определяет «чрезвычайное обстоятельство» как действия, направленные на насильственную перестройку устройства страны, террористические инциденты, оккупацию ключевых объектов жизнедеятельности, экологические или промышленные катастрофы и другие похожие ситуации. Определение «чрезвычайной ситуации» содержится в первой статье закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и означает ситуацию, возникающую на каком-то конкретном объекте из-за аварии, опасных природных бедствий, катастрофы, рост распространения смертельных инфекционных заболеваний, которые могут представлять угрозу для человечества. Такие события могут вызвать за собой смерти людей, повредить их здоровье и окружающую среду, причинить серьезные материальные убытки и изменить в худшую сторону условия проживания и активности людей [8].

Дефиниция предоставленных понятий, касающихся чрезвычайных обстоятельств, делает акцент на более детальном и расширенном рассмотрении причин ЧО, выделяя две важные категории. Первая связана с чрезвычайными обстоятельствами в сфере социально-политических процессов, в то время как вторая категория охватывает явления природного, техногенного, социально-экологического и биологического характера. Обе эти категории являются фундаментом для того, чтобы объявить чрезвычайное положение (далее - ЧП) в конкретных регионах или на национальном уровне. Важно иметь ввиду, что активация ЧП регулируется специальным процедурным механизмом и может быть использована исключительно в редких ситуациях.

Исходя из мнения М.П. Киреева, можно с точностью подчеркнуть, что обстоятельства первой категории характеризуются преступными аспектами с достижением субъективных целей, что включает в себя такие явления, как инциденты террористического характера, оккупация значимых объектов, протесты с привлечение большого числа людей, наведение смуты среди граждан и другие. Происшествия второй категории приводят к ЧО, как следствие преступных событий, так и вследствие несвязанных с преступностью областей. Сюда относятся технологические катастрофы, аварии, то есть инциденты, к которым причастен человек, а также экологические, стихийные и социально-биологические явления, соответственно [5]. В свете существующих отличий между факторами ЧО, стоит уделить внимание важному воздействию, которое оказывается на работу органов внутренних дел, на сферы их управления, организации и компетентности в связи с действиями по предотвращению различных категорий ЧС и их дальнейшего устранения.

Согласно рассмотренному, можно заключить, что чрезвычайные обстоятельства всегда представляют собой неблагоприятное отрицательное явление в реальной жизни, которое сопровождается изменениями условий существования граждан, наносит ущерб юридическим лицам и воздействует на природную окружающую среду на территории происшествия. Впоследствии образуется неотложная потребность в восстановлении системы отношений в обществе, регулируемых законодательством, обеспечении людей жизненно важными ресурсами и т.д. В связи с этим, при возникновении ЧО, порожденных криминальными процессами, служащие ОВД задействуются в соответствии с пунктом 7 статьи 12 ФЗ «О полиции» [15].

При ЧО работа сотрудников ОВД отличается от обычной обстановки, они изменяют свою деятельность, используя дополнительные ресурсы и технику, разрабатывая особые тактические приемы сотрудничества со структурами МЧС и Росгвардией [16]. Ключевая задача ОВД -обеспечение общественного строя в условиях ЧС (ст.ст.56, 58; 39) [17]. Система поступков, служащих ОВД коррелирует в зависимости от катего-

рии ЧО. Вопреки этому, применение правоприменительных методов сотрудниками ОВД включает в себя необходимость качественной регулировки и управления ресурсами в чрезвычайных обстоятельствах от выше поставленных чинов. Это соответствует ориентациям, закрепленным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [18], а также реформам, проводимым в системе МВД РФ, направленным на рационализацию, повышение результативности и совершенствование.

Правоприменительная деятельность сотрудников ОВД, в условиях осложнения оперативной обстановки при ЧО, требует от руководства принятия управленческих решений с позиций базовых положений - принципов управления. В практическом применении принципов управления, отражается действенность, результативность в целеполагании при ЧО, как руководителя, так и сотрудника ОВД [10].

Следует отметить, что при ЧО, главной миссией руководителя отдела является осуществление координации действий, подчиненных ОВД, принятие личной ответственности и использование своих полномочий с целью достижения установленных целей.

Перспективным направлением является совершенствования современного управления. О формировании информационно-технологического уклада в России, прежде всего в сегменте управления, определяется в Стратегии о развитии информационного общества РФ [19]. В свою очередь, о совершенствовании правовых, научно-технических и организационных интересов в информационной сфере, утверждается в Доктрине информационной безопасности [20].

Компетентные решения, поступки и контроль за подчиненными ОВД, которые выступают в качестве прямых исполнителей приказов в период ЧО, имеют прямое воздействие на результативность функционирования как всей структуры МВД РФ, так и на обеспечение безопасности жизни и здоровья сотрудников ОВД и других граждан.

Достижения, применение современных информационно-управленческих технологий при ЧО, решает целый спектр задач, которые связаны с управлением информацией и принятием решений. А реализация названного принципа при ЧО, предоставляет руководству формировать инновационные алгоритмы планирования и регулирования, обширные объемы правдивых и актуальных сведений. Решение ситуационных задач при ЧО предполагает задействование информационно-управленческих технологий по таким направлениям, как оперативное регулирование, активная адаптация системы управления к существующим и возникающим негативным факторам чрезвычайных обстоятельств [2].

Современные темпы развития информационно-управленческих технологий, позволяют особо акцентировать внимание на предложенных автором дополнительных принципах, необходимых для управленческой деятельности ОВД при возникновении ЧО. К таковым относится:

1. Принцип совершенствования профессиональной подготовки, независимо от занимаемой должности. Одновременно, современные 1Т-технологии и дистанционный формат обучения предоставляют доступ к учебным программам независимо от местоположения и в любое время. Персонализированные образовательные ресурсы и взаимодействие с экспертами и преподавателями способствуют улучшению уровня подготовки и переподготовки по профессии.

2. Принцип создания условий для формирования руководителя. В настоящее время, система управления МВД России «формирует» руководителей в соответствии с законодательством РФ [18]. Данный принцип сопряжен с принципом «соответствия». То есть, необходимо соответствие потенциала начальника и должностных обязанностей (стаж, опыт, образование, компетенции). Важная роль в данном сегменте отводится не только управлению задействованными силами и средствами при ЧО, прежде всего, человеческими ресурсами, но и особенностями его характера, уровня культуры.

3. Принцип ответственности сотрудников ОВД при ЧО перед обществом и допустимые меры наказания за проступки. Это достаточно важный механизм мотивации и воспитания, требующий разумного подхода. Санкции за правонарушения должны соответствовать характеру ошибки и индивидуальным особенностям сотрудника, учитывая, что более трудные задачи требуют менее тяжелых санкций. При выполнении действий в условиях чрезвычайных обстоятельств, где каждая ситуация уникальна, следует предоставлять возможность допущения ошибок, тем более если не было намерения или грубой невнимательности и безответственности.

4. Принцип согласованного и организованного межведомственного сотрудничества, гармонизации отношений подразумевает, что служащие ОВД и представители других государственных структур должны проявлять активный интерес к обеспечению безопасности подведомственной территории при выполнении своих задач. Действия всех задействованных в условиях ЧО факторов, организованно продуцируют осмысленные намерения, применяют их, более или менее успешно, в конкретных ситуациях. Сотрудничество проявляется через обмен данными, сообща разрабатывается план действий и соответственно выполняется, а также другие методы совместной работы. Этот принцип включает в себя объединение технической базы ОВД и государственных организаций для эффективного выполнения операций в ЧО [14]. В совместной работе с представителями МЧС и Росгвардии с применением технических ресурсов структур, производится эвакуация граждан, проведение первоочередных аварийно-спасательных работ, общественный порядок и т.д. Вместе с тем, в практической деятельности к реальностям при ЧО, для конкретных жизненных ситуаций теория управления не может предоставить готовые рекомендации. Поэтому, эффективность группового взаимодействия, находится в зависимости от организованно-теоретических знаний, практического опыта, умения использовать теорию и практику, т.е. управленческой работы руководителя.

Таким образом, несмотря на то, что реалии постоянно меняются, тем не менее, принципы, лежащие в основе управленческой деятельности при ЧО, не утрачивают своей актуальности.

Библиография:

1. Анисимов, В.Л., Мелёхин, А.В., Паничкин, С.Ю. Словарь специальных терминов Чрезвычайные обстоятельства // ВНИИ МВД России, 2002. - 117

с.

2. Воронов, А.М. Современные вызовы и угрозы общественной безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. - 2021. - № 1 -

С. 55-60.

3. Григорьев, В.Н. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях (правовое обеспечение, организация, методика). - М.: Академия МВД РФ, 1994. - С. 9.

4. Громов, М.А. Теоретико-прикладные проблемы управления объединенными силами и средствами МВД России в чрезвычайных обстоятельствах: монография. - М., 2009. - С 27.

5. Киреев, М.П. Управление кризисными ситуациями (понятия и определения) // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: Сб. научных трудов № 1. - М: Академия управления МВД России, Институт социологии РАН, 1998. - С. 6.

6. Майдыков, А.Ф. Предмет, задачи и система курса «Управление органами внутренних дел в экстремальных условиях». - Академия МВД СССР. -М., 1989. - С.5.

7. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 03.07.2016 № 6-ФКЗ).

8. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 № 459-ФЗ).

9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1987. - С. 374.

10. Снеговой, А.В. Правовые и организационные аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Воронежского института МВД России. - 2014. - № 2 - С. 61-65.

11. Снеговой, А.В. О некоторых подходах к определению понятия «чрезвычайные обстоятельства» и их видов // Труды Академии управления МВД России. - 2012. - № 4 (24) - С. 67-77.

12. Степанов, А.Г. Организационно-правовые основы деятельности учебных заведений органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 1994. - С. 4.

13. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. I. М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. - С. 848.

14. Управление органами внутренних дел в особых условиях курс лекций / М.П. Киреев и др.; под общ. ред.: М. П. Киреева; Акад. упр. МВД России.

М., 2004.

15. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 07.02.2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 21.12.2021 г. № 424 ФЗ).

16. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 // Собрание законодательства РФ. - 2016. № 41. Ст. 5802.

17. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2021 г.).

18. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

19. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

20. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».

21. Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (ред. от 11.02.2023 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Т ипового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

22. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 14.04.2023 г. № 118-ФЗ).

23. Приказ МВД России от 01.02.2018 г. № 50 (ред. от 30.01.2023 г.) «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».

References:

1. Anisimov, V.L., Melekhin, A.V., Panichkin, S.Yu. Dictionary of special terms Extraordinary circumstances // All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2002. - 117 p.

2. Voronov, A.M. Modern challenges and threats to public security of the Russian Federation // Business Security. - 2021. - No. 1 - P. 55-60.

3. Grigoriev, V.N. Investigation of crimes in emergency conditions (legal support, organization, methodology). - M.: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1994. - P. 9.

4. Gromov, M.A. Theoretical and applied problems of managing the joint forces and means of the Ministry of Internal Affairs of Russia in emergency circumstances: monograph. - M., 2009. - P. 27.

5. Kireev, M.P. Crisis management (concepts and definitions) // Extreme situations, conflicts, consent: Sat. scientific works No. 1. - M: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 1998. - P. 6.

6. Maidykov, A.F. Subject, objectives and system of the course "Management of internal affairs bodies in extreme conditions." - Academy of the USSR Ministry of Internal Affairs. - M., 1989. - P.5.

7. On a state of emergency: Federal Constitutional Law of May 30, 2001 No. 3-FKZ (as amended by Federal Constitutional Law of July 3, 2016 No. 6-FKZ).

8. On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies: Federal Law of December 21, 1994 No. 68-FZ (as amended by Federal Law of December 30, 2021 No. 459-FZ).

9. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian language / ed. N.Yu. Shvedova. 18th ed., stereotype. M.: Russian language, 1987. - P. 374.

10. Snegovoi, A.V. Legal and organizational aspects of the activities of internal affairs bodies of the Russian Federation in emergency circumstances // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2014. - No. 2 - pp. 61-65.

11. Snegovoi, A.V. On some approaches to defining the concept of "extraordinary circumstances" and their types // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2012. - No. 4 (24) - P. 67-77.

12. Stepanov, A.G. Organizational and legal basis for the activities of educational institutions of internal affairs bodies in emergency circumstances: abstract of thesis. dis. Ph.D. legal Sci. - M., 1994. - P.4.

13. Explanatory dictionary of the Russian language / edited by D.N. Ushakova. Volume I. M.: Astrel Publishing House LLC, AST Publishing House LLC, 2000. - P. 848.

14. Management of internal affairs bodies in special conditions course of lectures / M.P. Kireev and others; under general editor: M. P. Kireeva; Academician ex. Ministry of Internal Affairs of Russia. Moscow. - 2004.

15. Federal Law of the Russian Federation "On the Police" dated 02/07/2011 No. 3-FZ (as amended on 12/21/2021 No. 424 FZ).

16. On the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of September 30, 2016 No. 510 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2016. No. 41, art. 5802.

17. Decree of the President of the Russian Federation of December 21, 2016 No. 699 "On approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the constituent entity of the Russian Federation" (as amended on December 22, 2021)

18. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation."

19. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Info rmation Society in the Russian Federation for 2017 - 2030."

20. Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 No. 646 "On approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation."

21. Decree of the President of the Russian Federation dated December 21, 2016 No. 699 (as amended on February 11, 2023) "On approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the territorial body of the Ministry of I nternal Affairs of the Russian Federation for a constituent entity of the Russian Federation."

22. Federal Law of November 30, 2011 No. 342-FZ "On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" (as amended on April 14, 2023 No. 118-FZ).

23. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 02/01/2018 No. 50 (as amended on 01/30/2023) "On approval of the Procedure for organizing service in the internal affairs bodies of the Russian Federation."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.