Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВРЕМЕННАЯ ДИСЛОКАЦИЯ / ВНЕШТАТНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ / ТЫЛОВАЯ ГРУППА / ОКРУЖНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ / EMERGENCY / MATERIAL AND TECHNICAL MEANS / ACTIVITY ORGANIZATION / TEMPORARY DISLOCATION / FREELANCE REGIONAL LOGISTICS GROUP / DISTRICT ADMINISTRATION OF MATERIAL AND TECHNICAL SUPPLY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пронин Владимир Вячеславович

Анализ и оценка последствий чрезвычайных ситуаций в России объективно свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения проблем, связанных с совершенствованием действующих и созданием новых административно-правовых механизмов, позволяющих повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти, прежде всего органов внутренних дел, по защите интересов личности, общества и государства в процессе их предупреждения и ликвидации. Органы внутренних дел в качестве одного из субъектов решения задач в области национальной безопасности должны быть нацелены на активный поиск новых алгоритмов по предотвращению и ликвидации основных угроз государственной и общественной безопасности, к которым в настоящее время отнесены стихийные бедствия, аварии и катастрофы. Высокая степень организации тылового обеспечения органов внутренних дел в условиях чрезвычайной ситуации как составная часть уверенного управления подразделениями в нестандартной обстановке может быть достигнута исходя из понимания существующей действительности и верного применения алгоритма дальнейших действий в целях эффективного решения конечной задачи, а также накопления опыта познания объективной реальности для практического внедрения новейших барьеров в схватке с техногенными и природными катастрофами XXI в. В связи с этим автором предложены конкретные меры по повышению эффективности работы тыловых (снабженческих) структур в период выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в пунктах временной дислокации подразделений органов внутренних дел путем создания внештатных региональных тыловых групп из числа сотрудников окружных управлений материально-технического снабжения МВД России.Analysis and assessment of the consequences of emergencies in Russia objectively testifies to the need to further examination of the problems associated with improving the existing and creating new administrative and legal mechanisms that make it possible to increase the effectiveness of the executive authorities and, above all, the internal affairs bodies, to protect the interests of an individual, society and the state in the process of their prevention and liquidation. The internal affairs authorities, being one of the subjects of solving national security tasks, should aim to actively search for new algorithms for preventing and eliminating the main threats to state and public security, to which, at the present time, include spontaneous disasters, accidents and catastrophes. A high degree of organization of administrative support to the internal affairs authorities, in an emergency situation, as part of the confident management of subunits in an unconventional environment, can be achieved on the basis of an understanding of the existing reality and correct application of the algorithm for further action, with the goal of effectively solving the final problem, and accumulating experience cognition of objective reality for practical introduction of the newest barriers in the struggle with technogenic and natural disasters of the XXI century. In this regard, the author proposed specific measures to improve the effectiveness of the administrative (supply) structures, during the operational-service and combat tasks, at temporary deployment locations of DIA units, by creating freelance regional rear groups from among the employees of the district directorates -Technical Supply of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пронин Владимир Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

11. Алексеев А. П. Ценности в Конституционном праве // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1 (32).

12. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2012.

13. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Фе-деарции: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

© Попов М. Ю., 2018

11. Alekseev A. P. Values in the Constitutional Law // Vestnik Volgogradskoy Academii MVD Rossii. 2015. No 1 (32).

12. Chirkin VE Constitutional law of foreign countries. Moscow, 2012.

13. On the service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to the separate legislative acts of the Russian Federation: Feder. The law of November 30, 2011 No 342-FZ. Access from the legal system "ConsultantPlus".

© Popov M. Yu., 2018

* * *

УДК 351.74

ББК 67.401.133.12 DOI 10.25724/VAMVD.COPQ

В. В. Пронин

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Анализ и оценка последствий чрезвычайных ситуаций в России объективно свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения проблем, связанных с совершенствованием действующих и созданием новых административно-правовых механизмов, позволяющих повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти, прежде всего органов внутренних дел, по защите интересов личности, общества и государства в процессе их предупреждения и ликвидации.

Органы внутренних дел в качестве одного из субъектов решения задач в области национальной безопасности должны быть нацелены на активный поиск новых алгоритмов по предотвращению и ликвидации основных угроз государственной и общественной безопасности, к которым в настоящее время отнесены стихийные бедствия, аварии и катастрофы.

Высокая степень организации тылового обеспечения органов внутренних дел в условиях чрезвычайной ситуации как составная часть уверенного управления подразделениями в нестандартной обстановке может быть достигнута исходя из понимания существующей действительности и верного применения алгоритма дальнейших действий в целях эффективного решения конечной задачи, а также накопления опыта познания объективной реальности для практического внедрения новейших барьеров в схватке с техногенными и природными катастрофами XXI в. В связи с этим автором предложены конкретные меры по повышению эффективности работы тыловых (снабженческих) структур в период выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в пунктах временной дислокации подразделений органов внутренних дел путем создания внештатных региональных тыловых групп из числа сотрудников окружных управлений материально-технического снабжения МВД России.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, материально-технические средства, организация деятельности, временная дислокация, внештатная региональная, тыловая группа, окружные управления материально-технического снабжения.

V. V. Pronin

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

OF THE ADMINISTRATIVE SUPPORT SYSTEM OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

DURING EMERGENCY RESPONSE

Analysis and assessment of the consequences of emergencies in Russia objectively testifies to the need to further examination of the problems associated with improving the existing and creating new administrative and legal mechanisms that make it possible to increase the effectiveness of the executive authorities and, above

all, the internal affairs bodies, to protect the interests of an individual, society and the state in the process of their prevention and liquidation.

The internal affairs authorities, being one of the subjects of solving national security tasks, should aim to actively search for new algorithms for preventing and eliminating the main threats to state and public security, to which, at the present time, include spontaneous disasters, accidents and catastrophes.

A high degree of organization of administrative support to the internal affairs authorities, in an emergency situation, as part of the confident management of subunits in an unconventional environment, can be achieved on the basis of an understanding of the existing reality and correct application of the algorithm for further action, with the goal of effectively solving the final problem, and accumulating experience cognition of objective reality for practical introduction of the newest barriers in the struggle with technogenic and natural disasters of the XXI century.

In this regard, the author proposed specific measures to improve the effectiveness of the administrative (supply) structures, during the operational-service and combat tasks, at temporary deployment locations of DIA units, by creating freelance regional rear groups from among the employees of the district directorates -Technical Supply of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: emergency, material and technical means, activity organization, temporary dislocation, freelance regional logistics group, district Administration of material and technical supply.

Актуальность проблемы защиты человека от опасностей природного и техногенного характера, к сожалению, находит свое ежедневное подтверждение.

Стремительное индустриальное развитие современного общества, изменение экологической обстановки в результате экономической деятельности человека, рост числа крупных промышленных аварий с тяжелыми последствиями наносят огромный экономический и экологический ущерб, приводят к человеческим жертвам, а события, возникающие под воздействием подобных явлений и их последствий, часто характеризуются как чрезвычайные ситуации.

В качестве примеров чрезвычайных ситуаций последних лет можно привести паводок на Дальнем Востоке, вызванный резким повышением воды в реке Амур (июль—сентябрь 2013 г.), оставивший без жилья 3,5 тыс. человек, общая численность пострадавших при этом составила свыше 190 тыс. человек, а ущерб оценен почти в 88 млрд руб.; засуха в Центральной России и Сибири (июнь—август 2010 г.), спровоцировавшая лесные пожары, возгорание торфяников, потерю урожая, в результате которой пострадало 25 тыс. сельхозпредприятий в 43 регионах страны, погибло сельхозкультур на площади 13 млн гектаров (30 % от всей посевной площади России), установленный ущерб составил почти 41 млрд руб.; наводнение в г. Крымске Краснодарского края (6—7 июля 2012 г.), приведшее к гибели 171 человека, уничтожению свыше 7 тыс. частных и 185 многоквартирных домов, ущерб — 20 млрд руб. [1]; крупные лесные пожары, произошедшие летом 2016 г. в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в количестве более 11 тыс. возгораний, ущерб — 15 млрд руб. В 2017 г. сгорело 4,6 млн гектаров лесов и лесных земель (Красноярский край, Иркутская область, Бурятия и другие регионы), оцененный ущерб — 9,5 млрд руб. [2].

Существенно чаще безопасности населения и экономике угрожают техногенные аварии и катастрофы, количество которых в среднем за последние 20 лет превысило втрое количество природных бедствий. По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на территории страны находится более 4,5 тыс. критически важных объектов (КВО), нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой государства [3]. Большинство из них размещено в густонаселенных районах в пределах крупных городов. На европейской части России, в Северо-Западном, Центральном, Южном, СевероКавказском и Приволжском федеральных округах сосредоточено 75 % всех КВО. Более четверти из них (25,6 %) размещено в Центральном федеральном округе.

В целом согласно опубликованной статистике за 2015 г. в России произошло 257 чрезвычайных ситуаций (техногенных — 179; природных — 45; биолого-социальных — 33), в которых погибли 699 человек, пострадали 20,8 тыс. человек. В 2016 г. произошло 299 чрезвычайных ситуаций, среди них: техногенных — 177; природных — 54; биолого-социальных — 67. Погибли 788 человек. Пострадали 131 тыс. человек. За 2017 г. произошло 257 чрезвычайных ситуаций, среди них: техногенных — 176; природных — 42; биолого-социальных — 38. Погибли 556 человек. Пострадали 36,5 тыс. человек [4]. В этих условиях большое значение приобретает своевременное, оперативное реагирование всех полномочных органов, организаций, учреждений. Непредсказуемость, спектр и широта возможного негативного воздействия на человека, животных, технику и природу требует от государства — гаранта соблюдения и защиты прав и свобод человека

и гражданина — постоянного анализа результатов пагубного воздействия, формирования на основе этого всевозможных методик и алгоритмов блокирования и ликвидации негативных чрезвычайных факторов, создания барьеров, предотвращающих опасное развитие событий, нормализующих существующий миропорядок, сохраняющих при этом жизнь и здоровье человека.

В соответствии с положениями Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [5].

В качестве основных характеристик чрезвычайной ситуации можно привести причинение значительного ущерба правам и законным интересам физических и юридических лиц, различным общественным образованиям или возникновение угрозы причинения такого ущерба, а также возникновение социальной дисгармонии [6].

Чрезвычайная ситуация влечет за собой существенный имущественный, а также нематериальный и моральный вред и неизбежно приводит к изменению общественных и индивидуальных норм человеческой жизни, нарушению социальной гармонии [7]. Социальная гармония — это устойчивая и динамичная сбалансированность, пропорциональность и взвешенность сфер общества и человека [8]. Негативные события и обстоятельства, разрушающие экономику, дезорганизующие упорядоченную жизнь общества, способствуют нарушению урегулированного правового поля.

Чрезвычайная ситуация имеет временные и территориальные границы. Возникшие чрезвычайные условия жизнедеятельности, особенная обстановка предваряются определенными начальными чрезвычайными событиями.

Пространственные границы чрезвычайной ситуации формируются там, где есть для этого условия. Их возникновение может иметь как случайный, так и закономерный характер, иногда не зависящий от человека либо трудно прогнозируемый им.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304 чрезвычайные ситуации могут носить локальный, муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный и федеральный характер [9]. Все эти названия имеют

прямую связь с уровнем опасности события и территорией, охваченной им.

Для чрезвычайной ситуации обязательным является наличие ее источника. Согласно ГОСТу Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» источником чрезвычайных ситуаций называется опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация [10].

При анализе чрезвычайных ситуаций последних лет в Российской Федерации нужно отметить, что реализацию единой государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, осуществляет МЧС России [11]. Правовые основы статистической деятельности в этой области определены Постановлением Правительства Российской Федерации «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24 марта 1997 г. № 334 [12]. Приказом МЧС России от 8 июля 2004 г. № 329, исходя из основных типов чрезвычайных ситуаций — техногенного, природного и биолого-социального характера — определены источники чрезвычайных ситуаций и установлены критерии информации о чрезвычайных ситуациях [13].

Предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования объектов жизнедеятельности, обеспечение готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций и в конечном итоге защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера являются стратегическими целями национальной безопасности нашей страны. Частью 8 ст. 43 Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г. № 683 к основным угрозам государственной и общественной безопасности отнесены «стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров» [14]. К одному из главных объектов, обеспечивающих решение задач в области государственной и общественной безопасности страны относятся органы внутренних дел. Это закреплено п. 4 ст. 2 Указа Президента Российской

Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» от 21 декабря 2016 г. № 699, где к их основным задачам отнесены задачи по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, общественной безопасности. Согласно пп. 56, 58 раздела II настоящего указа органы внутренних дел и организации МВД России участвуют в проведении мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивают повышение устойчивости работы органов внутренних дел в условиях возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время [15].

В целях повышения устойчивости работы органов и организаций системы МВД России в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций требуется создание, содержание и правильное использование постоянного резерва (запаса) финансовых, материально-технических средств; готовности человеческих ресурсов к действиям в особых условиях жизнедеятельности. Правовые основы этого заложены в главе VI (ст. 22—25) Порядка финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уже отмеченного ранее Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ. Ведомственные документы МВД России, в свою очередь, определяют наименования материально-технических запасов, находящихся в местах постоянной дислокации органов внутренних дел и организаций системы МВД России, и их количество, [16], а также оперативные запасы материально-технических средств, находящихся в местах постоянной дислокации структурных подразделений единого держателя материальных ресурсов в системе МВД России — Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России (ДТ МВД России). Через его подчиненные подразделения — окружные управления материально-технического снабжения МВД России (ОУМТС МВД России) и разветвленную сеть баз (складов) хранения ресурсов МВД России (БХР МВД России) — в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций соответствующего характера осуществляется распределение запасов материально-технических средств в подразделения органов внутренних дел и организаций системы МВД России, находящихся в местах постоянной дислокации согласно прикреплению.

Согласно пп.11.2, 11.25 Приказа МВД России «Об утверждении Положения о Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 24 июня 2011 г. № 722 необходимо постоянно совершенствовать систему организации тылового обеспечения подразделе-

ний системы МВД России, определять приоритетные направления развития, в том числе в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [17].

Одним из таких направлений развития может быть разработка и практическое применение в системе МВД России алгоритма задействования внештатной региональной тыловой группы ОУМТС МВД России (ВРТГ ОУМТС МВД России). Ее целью в условиях чрезвычайных ситуаций становится создание устойчивой ритмичной доставки материально-технических средств в места временной дислокации органов внутренних дел для их полноценного функционирования в отрыве от мест постоянной дислокации. К ее задачам можно отнести оказание помощи в размещении и расквартировании личного состава, укомплектование его казарменным имуществом, постельными принадлежностями, нагревательными приборами, печным оборудованием, палатками, котельно-печным топливом, организацию питания, обеспечение обмундированием, медицинское обслуживание, ремонт автотранспорта и средств механизации, банно-прачечное обслуживание и т. д.

Штатные специалисты различных служб ОУМТС МВД России по вооружению, транспорту и горюче-смаочным материалам, связи, продовольствию, вещевому имуществу, оборудованию, электротехническим изделиям и материалам, медицине способны составить основу ВРТГ ОУМТС МВД России. На них могут быть возложены расчет потребности, создание и хранение запасов, выдача материально-технических средств в подразделения ОВД в местах временной дислокации согласно существующей потребности и установленным (объявленным) нормам снабжения (содержания), табелям (штатам) поло-женности, а также оперативный учет поступающего и расходуемого имущества. Специалисты БХР МВД России — водители, начальники складов, заведующие секциями хранения, техники — способны обеспечивать устойчивый, непрерывный процесс доставки (приемки), хранения, выдачи материально-технических средств получателям, оказания помощи в местах временного размещения, создания оптимальных условий жизнедеятельности личного состава.

Совместно специалисты ОУМТС и БХР МВД России могут профессионально организовать подготовку расчетов и осуществлять доставку материально-технических средств на железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном транспорте, взаимодействовать с компетентными контролирующими инстанциями и организациями по транспортировке грузов в силу имеющегося достаточного опыта и лицензионно-разрешительных документов.

Продолжительность функционирования ВРТГ ОУМТС МВД России может определяться временем до момента стабилизации общественной жиз-

ни, полноценного восстановления правовых отношений на территории, охватываемой режимом чрезвычайной ситуации. Кроме того, деятельность ВРТГ может продолжаться до момента возможной передачи полномочий в сфере деятельности при создании единой федеральной тыловой структуры МВД России в зоне бедствия, предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации.

В настоящее время предложенная схема организации тылового обеспечения органов внутренних дел, организаций и подразделений системы МВД России, выполняющих задачи в отрыве от мест постоянной дислокации, в том числе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, внедрена в федеральном казенном учреждении «Северо-Кавказское ОУМТС МВД России» (СКОУМТС МВД России).

Практика функционирования ВРТГ СКОУМТС МВД России, использование при этом запасов и резервов сил и средств для решения чрезвычайных задач показало несомненное преимущество предлагаемой схемы тылового обеспечения подразделений органов внутренних дел, выполняющих задачи в отрыве от мест постоянной дислокации, подтвердило эффективность результатов ее деятельности при различных ситуациях и обстоятельствах чрезвычайного характера. Этот вывод подтверждается следующим. Прибывающие в пункт временной дислокации различные подразделения органов внутренних дел по роду своей деятельности должны заниматься выполнением своих прямых функциональных обязанностей. Любое бытовое неустройство, недостаточное хозяйственное и материально-техническое обеспечение отвлекает и неоправданно затрачивает существующие человеческие ресурсы. При решении временных задач силами нескольких территориальных органов внутренних дел на различных уровнях (региональном, межрегиональном и т. д.) объективно возникает потребность в регулировании ряда вопросов материально-технического и тылового обеспечения [18]. Для слаженной организации управления требуется постоянное изучение и сопровождение списания материально-технических средств, доукомплектования, уничтожения и сдачи в ремонт (например, табельного оружия). Отдельно требуется на основе всестороннего анализа принимать управленческие решения по перераспределению исправного имущества между подразделениями различных территориальных органов внутренних дел с учетом норм, штатов и табелей положенности. Требуются меры к изъятию сверхнормативного, неисправного и невостребованного запаса техники, вооружения, продуктов питания и других видов довольствия для ремонта, освежения, дальнейшего хранения. Выбраковка и подготовка к списанию, ка-тегорирование и подготовка к утилизации требуют обязательного участия представителя органа снабжения [19].

Длительный характер выполнения временных задач подразделениями группировки органов внутренних дел (приданных сил) обязательно затронет вопросы расчета и размещения Государственного оборонного заказа (Гособоронзаказ) [20] на предстоящий период, полномочия по которым принадлежат органам снабжения [21], в целях покрытия потребности приданных сил в районе чрезвычайной ситуации. В этом случае ясно видна альтернатива в лице органа снабжения (ОУМТС совместно с БХР МВД России) разовым закупкам отдельных территориальных заказчиков, так как доставка малых партий грузов большому количеству потребителей неотвратимо приведет к значительному увеличению стоимости приобретаемых материальных ценностей, а с учетом однотипности, однообразия ассортимента (установленного нормами снабжения) это дополнительно повлечет неэффективные затраты. В связи с тем что основные виды довольствия сотрудника органов внутренних дел — вооружение, боеприпасы, средства защиты и активной обороны, инженерное, химическое, вещевое имущество, автобронетехника, средства связи, организационно-вычислительная и спецтехника, продовольствие — приобретаются за счет целевых статей Федерального бюджета [22] в рамках выполнения Гособоронзаказа, эта работа требует целого спектра правовых процедур, знаний по всей разновидности закупаемой продукции. Органами снабжения отлажен входной контроль приемки на качество централизованно поставляемой продукции за счет структурного подразделения ДТ МвД России — управления представительства заказчика (УПЗ). В территориальных ОВД аналогичного подразделения не существует. Квалифицированными специалистами УПЗ, штат-но расположенных в местах дислокации ОУМТС и БХР МВД России, создан эффективный заслон некачественной продукции. Рациональное разделение полномочий в вопросах тылового обеспечения между производной от органа снабжения — ВРТГ ОУМТС МВД России и тыловыми подразделениями ОВД приданных сил способно создать необходимый баланс, при котором будет исключена возможность недопустимо сойтись в одном юридическом лице функциям планирования (расчета потребности), распределения материально-технических средств, бухгалтерского учета, их приемки, хранения, отгрузки, эксплуатации и списания. Это не позволит привести к бесконтрольности расходования, злоупотреблениям со стороны должностных лиц, обеспечит сохранность материальных ценностей.

Кроме того, в случае незамедлительной законной передачи дорогостоящей техники и имущества (состоящей на бухгалтерском балансе) от одного ОВД субъекта Российской Федерации к другому потребуется решение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущество) [23], что

объективно задержит срок выполнения поставленных задач в зоне чрезвычайной ситуации. ОУМТС и БХР МВД России, а следовательно, и ВРТГ ОУМТС МВД России этим не обременены, поскольку принцип централизованного снабжения позволяет первоначально учитывать товары как материальные запасы в целях их последующей незамедлительной передачи в снабжаемые подразделения. Базы и склады СКОУМТС МВД России, например, расположены в шести субъектах Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, откуда идет непрерывное снабжение по всем подразделениям МВД России 15 субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. В случае принятия решения ДТ МВД России возможно незамедлительное обеспечение материальными средствами ОВД по всем 85 субъектам Российской Федерации.

Существующая ведомственная нормативная база, регулирующая вопросы организации деятельности подразделений МВД России при возникновении и ликвидации чрезвычайных обстоя-

1. Топ-10крупнейших природных катастроф ценой в 222,5 млрд руб. // Ростовские вести. URL:https://news.rambler.ru (дата обращения 17.05.2018).

2. Лесные пожары-2017 // Newsland. URL: https://newsland.com (дата обращения 17.05.2018).

3. ГОСТ Р 22.2.06-2016. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Оценка риска чрезвычайных ситуаций при разработке паспорта безопасности критически важного объекта и потенциально опасного объекта».

4. Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, происшедших на территории Российской Федерации в 2017/2016/2015 годах. URL: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения 17.05.2018).

5. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. 1994. Ст. 3648.

6. Фролов А. И. Понятие чрезвычайной ситуации в Российском законодательстве // Кри-миналистъ. 2015. № 1. С. 72—76.

7. Большой толковый социологический словарь. URL: https://gufo.me (дата обращения: 12.06.2018).

8. Семашко Л. М. Социальная гармония // Энциклопедический фонд. URL: https:// Russika.Ru (дата обращения: 12.06.2018).

9. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 (в ред. от 17.05.2011) // СЗ РФ. 2007. Ст. 2640.

10. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий».

тельств (социального характера) и чрезвычайных ситуаций (природного и техногенного характера), в настоящее время содержит наставление, а также планирующие документы, разработанные для территориальных органов внутренних дел на различных уровнях. Отдельной методики и алгоритма организации деятельности органов снабжения при возникновении и ликвидации чрезвычайных обстоятельств и ситуаций в настоящее время не предусмотрено. Вместе с тем этими же документами руководству территориальных органов внутренних дел предписывается установление связей со снабженческими организациями для всестороннего решения вопросов материально-технического обеспечения подразделений ОВД. Представляется целесообразным дополнить действующий порядок организации деятельности в этом направлении рассмотренными предложениями о создании и функционировании ВРТГ ОУМТС МВД России.

1. Top 10 major natural disasters at a price of 222.5 billion rubles. // The Rostov News. URL: https//news.rambler.ru (reference date: 17/05/2018).

2. Forest fires-2017 // Newsland. URL: https:// newsland.com (reference date: 17/05/2018).

3. GOST R 22.2.06-2016. "Safety in emergency situations. Emergency risk management. Assessment of the risk of emergencies when developing a safety data sheet for a critical facility and a potentially hazardous facility".

4. Comparative characteristics of emergency situations that occurred on the territory of the Russian Federation in 2017/2016/2015. URL: http://www. mchs.gov.ru (reference date: 17/05/2018).

5. On the protection of the population and territories from natural and man-made emergency situations: feder. the law of December 21, 1994. No 68-FZ (as amended on June 23, 2016) // SZ RF. 1994. Art. 3648.

6. Frolov A. I. The concept of an emergency situation in the Russian legislation // Criminalist. 2015. No 1. P. 72—76.

7. Great explanatory sociological dictionary. URL: https://gufo.me (reference date: 12/06/2018).

8. Semashko L. M. Social harmony // Encyclopedic fund. URL: https://Russika.Ru (reference date: 12/06/2018).

9. On the classification of emergency situations of natural and man-made nature: Decree of the Government of the Russian Federation of May 21, 2007 No 304 (as amended on May 17, 2011) // SZ RF. 2007. Art. 2640.

10. GOST R 22.0.02-94 "Safety in emergency situations. Terms and definitions of basic concepts".

11. Issues of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters: Presidential Decree No 868 of 11 July 2004 (as amended on 26.10.2017) // SZ RF. 2004. Art. 2882.

11. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 (ред. от 26.10.2017) // СЗ РФ. 2004. Ст. 2882.

12. О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. №334 (в ред. от 20.09.2017) // СЗ РФ. 1997. Ст. 1545.

13. Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях: приказ МЧС России от 8 июля 2004 г. № 329 (ред. от 24.02.2009). Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. Ст. 212.

15. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. Ст. 7614.

16. Об организации материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 марта 2014 г. № 135. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Об утверждении Положения о Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 июня 2011 г. № 722 (ред. от 09.09.2015). Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

18. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 15.07.2017) // СЗ РФ. 2011. Ст. 1334.

19. Об организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12 января 2009 г. №13. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Об утверждении Порядка выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 июля 2012 г. № 725. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. О Государственном оборонном заказе: федер, закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 2012. Ст. 7600.

12. On the Procedure for the Collection and Exchange of Information in the Russian Federation in the Field of Protection of the Population and Territories from Natural and Man-made Emergencies: Decree No 334 of the Government of the Russian Federation of March 24, 1997 (as amended on September 20, 2017) // SZ RF . 1997. Art. 1545.

13. On the approval of the criteria for information about emergencies: the order of the Ministry of Emergency Situations of Russia of July 8, 2004, No. 329 (as amended on February 24, 2009). Access from the information-legal portal "Garant".

14. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No 683 of December 31, 2015 // SZ RF. 2016. Art. 212.

15. On approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 21, 2016 No 699 // SZ RF. 2016. Art. 7614.

16. On the organization of material and technical support in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of March 5, 2014 No 135. Access from the legal system "Con-sultantPlus".

17. On approval of the Regulations on the Department of Material and Technical and Medical Support of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of June 24, 2011 No. 722 (as amended on 09.09.2015). Access from the information-legal portal "Garant".

18. Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of March 1, 2011 No 248 (as amended on July 15, 2017) // SZ RF. 2011. Art. 1334.

19. On the organization of supply, storage, accounting, issuance (reception) and security of weapons and ammunition in the internal affairs of the Russian Federation: Order No. 13 of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of January 12, 2009. Access from the legal system "Con-sultantPlus"; On the approval of the procedure for issuing, registering and decommissioning clothing in the internal affairs bodies of the Russian Federation: Order No 725 of the Ministry of Internal Affairs of Russia of July 26, 2012. Access from the legal system "ConsultantPlus".

20. On the State Defense Order: Federal law of December 29, 2012 No 275-FZ (Edited on December 31, 2017) // SZ RF. 2012. Art. 7600.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21.Об утверждении Инструкции по организации обеспечения материально-техническими средствами в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 марта 2014 г. № 135. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22.Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (ред. от 03.05.2018) // Финансовая газета. 2013. № 32.

23. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»: федер. закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. 2004. С. 3607.

© Пронин В. В., 2018

21. On approval of the Instruction on the organization of the provision of material and technical means in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: Order No 135 of the Ministry of Internal Affairs of Russia of March 5, 2014. Access from the legal system "Consultant-Plus".

22. On the approval of the Directions on the application of the budget classification of the Russian Federation: Order of the Ministry of Finance of Russia dated July 1, 2013 No 65n (as amended on May 3, 2013) // Financial newspaper. 2013. No 32.

23. On the introduction of amendments to the legislative acts of the Russian Federation and the invalidation of certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the adoption of federal laws "On Amendments and Additions to the Federal Law" On the General Principles for the Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation Federation" and"On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation": Federal Law of August 22, 2004 No 122-FZ (as amended on 07/03/2018) // SZ RF. 2004. Art. 3607.

© Pronin V. V., 2018

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.