УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10244
О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Мирзо Сангимурод ШАРИФЗОДА, адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В статье рассматривается проблема укрепления законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан. Существующие проблемы по данному направлению обусловливают необходимость дальнейшего углубленного научного исследования, которое в будущем сможет стать основой новых концептуальных подходов к решению проблемы укрепления законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан.
Ключевые слова: законность, служебная дисциплина, сотрудник органов внутренних дел, руководитель подразделения, наказание, поощрение.
Annotation. The article considers the problem of strengthening the rule of law and discipline in the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan. The existing problems in this area necessitate further in-depth scientific research, which in the future can become the basis for new conceptual approaches to solving the problem of strengthening the rule of law and discipline in the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan.
Keywords: legality, service discipline, employees of internal affairs bodies, the head of division, punishment, encouragement.
Ha современном этапе развития Республики Таджикистан вопросы обеспечения законности и служебной дисциплины в деятельности органов внутренних дел остаются актуальными. Правонарушения, которые совершают сотрудники органов внутренних дел не стоят в одном ряду с правонарушениями, совершаемыми рядовыми гражданами. Нарушения законности и служебной дисциплины носят, по сути, чрезвычайный характер, подрывают авторитет закона и государственной власти.
Проблема обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел приобретает все более важное значение и отражена в Законе Республики Таджикистан «О милиции»; в частности, в ст. 4 данного Закона требуется основывать деятельность органов внутренних дел на следующих принципах:
■ законности;
■ единства системы органов милиции и централизации управления ею;
■ уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
■ социальной справедливости и гуманизма;
■ скрытности, сочетании гласных и негласных методов, а также средств деятельности;
■ единоначалия;
■ равенства всех перед законом;
■ связи с населением и учета общественного мнения в борьбе с преступностью1.
Подчеркнем, что ответственными за работу по укреплению законности и служебной дисциплины в деятельности подразделений органов внутренних дел являются начальники и командиры всех степеней.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
Во-первых, на них возлагается персональная ответственность за деятельность, поступки и проступки подчиненных.
Во-вторых, руководители обязаны воспитывать личный состав в духе неукоснительного выполнения законов, приказов и указаний.
В-третьих, поощрять сотрудников за проявленную инициативу и усердие по службе
В-четвертых, предъявлять высокую требовательность к личному составу, строго взыскивать с недобросовестных.
Уважая честь и достоинство сотрудников, руководитель должен не допускать преследований за критику недостатков, не иметь мотивов личного характера и неприязни, а также обеспечивать гласность и объективность в оценке результатов служебной деятельности личного состава.
Деятельность по укреплению законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел руководитель осуществляет совместно с аппаратом по кадровой и воспитательной работе, привлекая к этой работе руководителей служб и подразделений2.
Сознательное исполнение законности и служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел является основой всей работы, направленной на воспитание глубокого уважения к законам и нормативным актам, и представляет собой целенаправленный процесс формирования и повышения правовой культуры личного состава.
Анализ научных источников и нормативных правовых актов, раскрывающих причины нарушения правовых норм сотрудниками подразделений органов внутренних дел, позволил нам выделить основные направления укрепления законности и служебной дисциплины:
■ работа по повышению правовой культуры сотрудников;
■ индивидуально-воспитательная работа с личным составом;
■ регулярный контроль руководителей за де-
ятельностью подчиненных;
■ дисциплинарная практика;
■ материальное и моральное поощрение;
■ формирование общественного мнения в духе
нетерпимости к нарушениям законности;
■ совершенствование системы управления подразделениями органов внутренних дел (ОВД).
Представленные направления тесно взаимосвязаны и выступают в качестве ориентиров для государства, его органов и их представителей по укреплению законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел республики Таджикистан.
Мерами укрепления законности и служебной дисциплины являются как поощрения, так и взыскания. За качественное исполнение должностных обязанностей и достижение высоких результатов в службе предусматриваются следующие виды поощрений:
■ благодарность;
■ ценные подарки или денежная премия;
■ запись в Книгу почета МВД Республики Таджикистан;
■ внесение на Доску почета;
■ нагрудный знак органов внутренних дел;
■ досрочное присвоение очередного специального звания;
■ присвоение очередного специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;
■ награждение именным оружием3.
Кроме того, поощрением может выступить
досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.
Вместе с тем за образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее пяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Отличник милиции». Отметим, что за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга и другие особые заслуги, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Республики Таджикистан.
Слушатели и курсанты Академия МВД Республики Таджикистан имеют право за высокие результаты в учебе на следующие виды поощрений:
■ фотография перед развернутым знаменем Академии;
■ благодарственное письмо родителям;
■ повышенная стипендия;
■ краткосрочный отпуск и увольнительные.
Нарушения законности и служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел Республики Таджикистан заключаются:
■ в несоблюдении запретов и ограничений, определенных законодательством Республики Таджикистан;
■ в отсутствии сотрудника по месту службы без уважительных причин более трех часов подряд в течение установленного рабочего времени;
■ в нахождении сотрудником органов внутренних дел на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, а также в отказе от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
■ в совершении виновного действия или без-
действия, которое заключается в нарушении прав и свобод человека и гражданина; в возникновении угрозы жизни или здоровью людей; в создании помех в служебной деятельности или в приостановлении деятельности органа (подразделения) внутренних дел; в причинении иных вредных действий гражданам и организациям (в том случае, если это не влечет за собой уголовную ответственность);
■ в разглашении информации, составляющей государственную либо иную охраняемую законом тайну, материалов конфиденциального характера или служебных материалов ограниченного распространения, ставших доступными сотруднику органов внутренних дел при исполнении им служебных обязанностей;
■ в небрежном хранении служебного оружия
и патронов к нему, их утрате, (в том случае, если это не влечет за собой уголовную ответственность);
■ в отказе или уклонении от прохождения медицинского обследования военно-врачебной комиссией в случае, когда обязательность прохождения определена нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан;
■ в отказе от аттестации;
■ в умышленном уничтожении или повреждении имущества органа внутренних дел, создавшем существенный ущерб (в случае, если это не влечет за собой уголовную ответственность);
■ в сокрытии фактов обращения к сотруднику органов внутренних дел каких-либо лиц с целью склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
■ в публичных высказываниях, суждениях и оценках, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, а также в отношении решений государственного уровня.
Согласно п. 20 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Таджикистан за нарушение законности и служебной дисциплины на лиц рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, слушателей и курсантов Академии МВД Республики Таджикистан могут налагаться такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание; выговор; строгий выговор; административный арест с содержанием на гауптвахте до десяти суток по ре-
шении суда (кроме женщин, проходящих службу в органах внутренних дел); лишение нагрудного знака «Аълочии милитсия» («Отличник милиции»); понижение в должности; понижение в специальном звании на одну ступень; а также увольнение из органов внутренних дел4.
Следует сказать, что в примечании к данному пункту отмечается, что в отношении курсантов Академии МВД Республики Таджикистан, кроме взысканий, перечисленных в вышеназванном пункте, применяются следующие взыскания: лишение увольнения из расположения Академии, внеочередной наряд по службе — до пяти нарядов (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению) или отчисление из вуза.
Что касается лиц среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, то в соответствии с п. 21 вышеназванного Дисциплинарного устава за нарушение законности и служебной дисциплины на них могут налагаться такие виды взысканий, как: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; освобождение от занимаемой должности; понижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака органов внутренних дел; увольнение из органов внутренних дел.
В то же время в соответствии с п. 22 вышеназванного документа на лиц высшего начальствующего состава могут налагаться пять видов дисциплинарных взысканий. Это замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии, а также освобождение от занимаемой должности.
Приоритетным принципом для суверенного Таджикистана является истинность, т.е. реальность законности, что обусловлено главной целью республики — построение демократического, правового, светского государства.
Для государства высшей ценностью является человек, его права и свободы, так как в современных условиях законность и соблюдение прав человека тесно взаимосвязаны5.
Понятие законности учеными рассматривается в основном как принцип строгого соблюдения и исполнения законов (правовых норм) всеми субъектами права, в том числе государством в лице государственных органов и должностных лиц, а также физическими и юридическими лицами. В свою очередь, законность понимается как система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванная обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов6.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
Анализ правовых и организационных основ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан позволил сделать следующие выводы:
1. Основа соблюдения законности и служебной дисциплины есть установленный в предусмотренный правовыми нормами порядок. Дисциплинарный проступок является неисполнением или ненадлежащим исполнением сотрудником органов внутренних дел возложенных на него служебных обязанностей; формально-правовым основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности является наличие в деянии нарушителя признаков юридического состава дисциплинарного проступка.
2. Общеправовое значение законности включает определенные принципы и требования. Под принципами понимаются основные идеи, положения, выражающие содержание законности. Перечислим принципы законности: верховенство закона, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность (истинность) законности. В требования законности включаются правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает поведение субъекта общественных отношений законным.
3. На сегодняшний день в Республике Таджикистан имеется надлежащая правовая и организационная основа для обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел. Однако существующие проблемы по данному направлению обусловливают необходимость дальнейшего углубленного научного исследования, которое в будущем сможет стать основой новых концептуальных подходов к решению проблемы укрепления законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан.
1 О милиции: Закон Республики Таджикистан от 17.05.2004 г. № 41 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. № 5. Ст. 352.
2 О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД Республики Таджикистан»: Приказ МВД Республики Таджикистан от 15.03.2009 г. № 178.
3 Об объявлении постановления Правительства Республики Таджикистан от 07.09.2006 г. № 424 «Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Таджикистан»: Приказ МВД Республики Таджикистан 25.09.2006 г. № 666 спр.
4 Там же.
5 Юсуфов А.Х. Законность и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности ор-
ганов внутренних дел: Сб. трудов межвуз. науч. семинара. М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 206. 6 См., напр.: Русаков В.К., Колодкин Л.М., Лозовицкая Т.П. и др. Теоретические основы и практика работы кадровых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам прохождения службы: Учеб.-практ. пособие // М.: Академия управления МВД России, 2017; Килъмашкина Т.Н., Лозовицкая Т.П., Чиркина Р.В., Дегтярев А.В. Теоретическое обоснование курса повышения квалификации в области управления конфликтами в организации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. С. 130—140;
Тарасов Ю.Ю., Закатов В.В., Сердюк Н.В., Лозовицкая Т.П., Фомин А.Г., Семченко А.С., Боева О.В., Байков Д.М. Педагогика высшего образования МВД России: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Закатова // М.: Академия управления МВД России, 2018.
Библиографический список
1. Конституция Республики Таджикистан от 06.11.1994 г. (с изм. и доп. от 26.09.1999 г., 22.06.2003 г., 22.05.2016 г.). Душанбе, 2017.
2. Закон Республики Таджикистан «О милиции» № 41 от 17.05.2004 г. // https://mvd.tj/index. php/ru/zakony-respubliki-tadzhikistan/5412-zakon-respubliki-tadzhikistan-o-militsii
3. О государственной тайне: Закон Республики Таджикистан от 26.07.2014 г. № 1095 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2014. № 7 (ч. 1).Ст. 380.
4. Трудовой кодекс Республики Таджикистан (принят парламентом Республики Таджикистан от 2016 г. № 1329) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2016.
5. Об объявлении постановления Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении положения о прохождении службы рядовым и руководящим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан»: Приказ МВД Республики Таджикистан от 21.04.2005 г. № 246.
6. Об объявлении постановления Правительства Республики Таджикистан от 07.09.2006 г. № 424 «Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Таджикистан»: Приказ МВД Республики Таджикистан от 25.09.2006 г. № 666 спр.
7. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Корнева. М.: Щит, 2000. С. 273.
8. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2008. С. 80.
9. Юсуфов А.Х. Законность и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности органов внутренних дел: Сб. тр. межвуз. науч. семинара. М.: Академия управления МВД России, 2013.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020