Научная статья на тему 'Институт служебной дисциплины в органах внутренних дел как отдельный вид государственной дисциплины'

Институт служебной дисциплины в органах внутренних дел как отдельный вид государственной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ДИСЦИПЛИНА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА / СИСТЕМНЫЙ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / SERVICE DISCIPLINE / DISCIPLINE / INTERNAL AFFAIRS BODIES / STATE DISCIPLINE / SYSTEM OR ACTIVITY ANALYSIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарифзода Мирзо Сангимурод

Обозначены возможности применения новых научных методов исследования служебной дисциплины как разновидности государственной дисциплины. Раскрыто современное видение терминов «дисциплина» и «служебная дисциплина», их соотношение. Указано на то, что, помимо общепризнанных методов комплексного подхода и системного анализа, надёжную эффективность при решении отдельных задач может дать использование деятельного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шарифзода Мирзо Сангимурод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of service discipline in internal affairs bodies as a separate type of state discipline

The article describes the possibilities of applying new scientific methods of research of service discipline as a kind of state discipline. The modern vision of the terms “discipline” and “service discipline”, their correlation is revealed. It is pointed out that in addition to the generally recognized methods of integrated approach and system analysis, reliable efficiency in solving individual problems can give the use of activity analysis.

Текст научной работы на тему «Институт служебной дисциплины в органах внутренних дел как отдельный вид государственной дисциплины»

УДК DOI 10.24411/2073-0454-2019-10406

ББК © М.С. Шарифзода, 2019

Научная специальность 12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

ИНСТИТУТ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Мирзо Сангимурод Шарифзода, адъюнкт, полковник милиции

Академия управления МВД России (125993, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8) E-mail: Sharifzoda.mirzo@mail.ru

Аннотация. Обозначены возможности применения новых научных методов исследования служебной дисциплины как разновидности государственной дисциплины. Раскрыто современное видение терминов «дисциплина» и «служебная дисциплина», их соотношение. Указано на то, что, помимо общепризнанных методов комплексного подхода и системного анализа, надёжную эффективность при решении отдельных задач может дать использование деятельного анализа.

Ключевые слова: служебная дисциплина, дисциплина, органы внутренних дел, государственная дисциплина, системный или деятельный анализ.

INSTITUTE OF SERVICE DISCIPLINE IN INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A SEPARATE TYPE OF STATE DISCIPLINE

Mirzo Sangimurod Sharifzoda, adjunct, police colonel

Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8, Moscow, 125993, Russia) E-mail: Sharifzoda.mirzo@mail.ru

Abstract. The article describes the possibilities of applying new scientific methods of research of service discipline as a kind of state discipline. The modern vision of the terms "discipline" and "service discipline", their correlation is revealed. It is pointed out that in addition to the generally recognized methods of integrated approach and system analysis, reliable efficiency in solving individual problems can give the use of activity analysis.

Keywords: service discipline, discipline, internal Affairs bodies, state discipline, system or activity analysis.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Шарифзода М.С. Институт служебной дисциплины в органах внутренних дел как отдельный вид государственной дисциплины. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):211-5.

Служебная дисциплина по своей природе вариабельна. Она постоянно находится в процессе развития, качественно модифицируется вместе с обществом. Вариабельность служебной дисциплины связана с выполнением требований общества, предъявляемых к субъектам или с социальной оценкой поведения человека с точки зрения ее со-

ответствия интересам общества. Мы считаем, что на ее вариабельность существенное влияние оказывают обычаи, традиции, детерминанты коррупции, правопорядок в обществе и др.

Для более детального изучения института служебной дисциплины, прежде всего необходимо исследовать понятие — «дисциплина». Итак, в за-

висимости от природы предписании, содержащих те или иные обязанности, дисциплина может быть государственной, трудовоИ, учебноИ, партийной, финансовой и т.д.

Особенностью государственной дисциплины является то, что один из субъектов, выполняющих юридические обязанности — государство, представляемо органом или должностным лицом. Так, являясь государственным правоохранительным органом1 (ст.1), органы внутренних дел (ОВД) должны соблюдать государственную дисциплину. Но на ОВД возлагаются специфические задачи — защита общественных и государственных интересов, обеспечение общественного порядка и безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина, (ст.3 Закона «О милиции» РТ), в связи с этим, основой обеспечения и реализации функций, возложенных государством на ОВД, является служебная дисциплина, как разновидность государственной дисциплины.

Нормативной основой служебной дисциплины в данном случае выступает совокупность правовых предписаний, содержащихся в Законах, ведомственных нормативных актах, приказах, например, в Положении о прохождении службы2 и т.д.

Кроме этого, ст. 4 Закона Республики Таджикистан «О милиции»3 регламентирует деятельность милиции, как основанную на принципах законности, равенства всех перед законом. В торжественной присяге рядового и начальствующего состава ОВД Республики Таджикистан отмечается, что при поступлении на службу в ОВД, сотрудники, клянутся быть честным, дисциплинированным, образцово нести службу, строго соблюдать Конституцию и законы Республики Таджикистан, беспрекословно выполнять требования уставов

и приказов4. Дисциплинарный устав ОВД Республики Таджикистан устанавливает: дисциплина рядового и начальствующего состава ОВД основывается на Конституции Республики Таджикистан, законах и других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан, международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан. Ст. 2 Устава определяет, что дисциплина лиц рядового и начальствующего состава ОВД — есть строгое и точное соблюдение порядка и правил, установленных законодательством Республики Таджикистан, а также присягой, уставами, наставлениями, контрактами и приказами прямых начальников5.

Ст. 28 «Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД Республики Таджикистан»6 закрепляет положение о том, что служебная дисциплина в органах внутренних дел регулирует соблюдение сотрудниками ОВД установленных законодательством Республики Таджикистан, служебным контрактом, ведомственными приказами МВД Республики Таджикистан, порядка и правил исполнения их служебных обязанностей и осуществление имеющихся у них правомочий. Нормативные документы МВД Таджикистана не раскрывают детально понятие «служебная дисциплина», речь идет только о дисциплине, а так же строгому и точному соблюдению законодательства.

Мы полагаем, что понятие «служебная дисциплина» носит императивный характер, выражающееся в обязательности соблюдения и исполнения законодательства сотрудниками милиции. На наш взгляд, соблюдение выражается в воздержании сотрудниками милиции от совершения нарушений тех или иных ограничений и запретов. Исполнение

1 Закон Республики Таджикистан «О милиции» Принят Маджлиси намояндагон 7 апреля 2004 года, одобрен Маджлиси милли 3 мая 2004 года (с изменениями Закона РТ от 27.11.2014 г., № 1140)

2 Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 5 апреля 2005 г. № 137 «Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан».

3 Закон Республики Таджикистан «О милиции» Принят Маджлиси намояндагон 7 апреля 2004 года, одобрен Маджлиси милли 3 мая 2004 года (с изменениями Закона РТ от 27.11.2014 г., № 1140).

4 Торжественная присяга рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Таджикистан. Утвержден Указом Президента Республики Таджикистан от 30 января 1995 года № 167.

5 Постановление правительства Республики Таджикистан от 7 сентября 2006 года №424«Об утверждении Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Республики Таджикистан»; Стратегия национального развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 года, №704; Стратегия реформы милиции на 2013-2020 годы утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 19 марта 2014 года, №1438.

6 Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 5 апреля 2005 г. № 137 «Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан».

же наоборот выражается в должной реализации должностных обязанностей в соответствии служебными интересами. Вместе с тем в ст. 28 Положения говорится, что сотрудники милиции помимо исполнения приказов своего начальства, должны следовать порядку и правилам исполнения своих обязанностей и правомочий1.

Автор считает такую трактовку не совсем корректной, содержащей обусловленный парадокс неопределенности, с одной стороны. А с другой — вседозволенности со стороны не только непосредственного начальства, но и всего руководящего состава. Обоснуем свою точку зрения следующими аргументами.

Во-первых, в такой, то есть действующей интерпретации прослеживается субъективный фактор, который может практически бесконтрольно функционировать в различных сферах общественных отношений. Кроме этого, существует реальная угроза того, что начальники ОВД при принятии решений согут ориентироваться не столько на интересы народа, сколько на свои личные или узкогрупповые интересы. Мы считаем, что субъективное условие может иметь место только при наличии высокоразвитого правосознания личности.

Во-вторых, персонализированный характер порядка и правил исполнения обязанностей сотрудниками ОВД, не только ограничивает, но и нарушает приоритет свободы выбора наиболее эффективных и оптимальных форм и методов в поддержании правопорядка в Республике, не способствуя при этом проявлению самостоятельности, инициативы в анализе задач, меняющимися условиями для их решения. Это, в свою очередь, не согласуется с концепцией Стратегии реформы милиции Республики Таджикистан2.

В-третьих, существует опасность впадения в такую крайность, как правовой идеализм.

В-четвертых, традиционная система права Республики Таджикистан сегодня сохраняет регулятивный потенциал влияния обычаев и традиций, проявляющих себя часто наряду, а иногда в противовес нормативно правовым актам республики,

менталитета народа Республики Таджикистан.

Таким образом, анализ действующего законодательства, регламентирующего деятельность сотрудников ОВД Республики Таджикистан, позволяет отметить, что дефиниция нормы служебной дисциплины, не обозначена.

Рассматривая служебную дисциплину с научных позиций, А.Н. Позднышов разбил её на два аспекта: 1) это совокупность нравственно-правовых норм, устанавливающие служебные обязанности и права сотрудников; 2) это практическое соблюдение данных правил или фактическое поведение сотрудников при выполнении ими служебных полномочий3.

В свою очередь В.Н. Хропанюк считает, что субъекты государственных органов независимо от собственного желания должны совершать активные действия, предусмотренные нормами права4.

На наш взгляд, более разностороннее понятие служебной дисциплины было определено К.А. Павленко. В частности, он отмечает, что служебной дисциплиной является соблюдение запретов и ограничений, которые предусмотрены законами и подзаконными актами, должностным регламентом, служебным контрактом, а также выполнение своих обязанностей5.

Почти одинакового мнения придерживаются и другие авторы, дополняя понятие дисциплины такими элементами, как: обязанности гражданских служащих и обязанности представителя нанимателя по созданию условий для надлежащего осуществления служебной деятельности, служебный распорядок, меры поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей6.

Ряд аспектов, касающихся понятийного аппа-

1 Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 5 апреля 2005 г.№ 137 «Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан».

2 Стратегия реформы милиции на 2013-2020 годы утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 19 марта 2014 года, № 1438.

3 Позднышов А.Н. Служба в органах внутренних дел как особый вид государственной службы. Ростов н/Д, 2002. С. 132.

4 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для высших учебных заведений. М., 1993. С. 110.

5 Павленко К.А. Служебная дисциплина в системе правоохранительной службы Российской Федерации: Монография./ К.А. Павленко; под ред. засл. деят науки РФ, д-ра юр. наук, проф. Старилова Воронеж. Изд-во «Научная книга» 2012. С.48

6 См.: Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (постатейный) / Д.В. Баснак [и др.]; под ред. В.А. Козбаненко. СПб., 2008. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

рата дисциплины рассмотрен и другими учеными1.

На наш взгляд, данные элементы отражают сущность служебной дисциплины, где резюмируются в основном соблюдение и исполнение законодательства, конечная цель которых является формирование обстановки, содействующих реализации требований дисциплины. Вместе с тем практические реалии нередко кардинально отличаются от требований норм закона. Например, в случаях, детерминирующих уровень служебной дисциплины, как руководством ОВД, так и — самими сотрудниками ОВД. С другой стороны, в данных дефинициях отражаются только аспекты служебной деятельности. Реализация своих прав сотрудниками ОВД обременяется соответствующими обязанностями, где должен быть воспроизведен профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание) аспекты.

На наш взгляд, служебная дисциплина сотрудников милиции, прежде всего, состоит из усвоения сотрудниками законодательства в области деятельности ОВД Республики Таджикистан, а также ее неукоснительное соблюдение и исполнение. Содержание служебной дисциплины в органах внутренних Республики Таджикистан включает в себя правовые и нравственные нормы.

Правовые нормы служебной дисциплины взаимообусловлены системой правовых норм прав и обязанностей сотрудников ОВД Республики Таджикистан, которые предусмотрены главным образом в Конституции страны, в Законе Республики Таджикистан «О милиции», в Положении о прохождении службы в органах внутренних дел, в ведомственных приказах и директивах, и т.д.

Нравственные нормы (аспекты) служебной дисциплины заключается в торжественном принятии присяги сотрудниками ОВД Республики Таджикистан. Помимо этого, в Республики Таджикистан продолжается процесс разработки одного из важней-

1 См., например: В.К. Русаков, Л.М. Колодкин, Г.П. Лозовицкая и др. Теоретические основы и практика работы кадровых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам прохождения службы. Учебно — практическое пособие // М.: Академия управления МВД России, 2017; Кильмашкина Т.Н., Лозовицкая Г.П., Чиркина Р.В., Дегтярев А.В. Теоретическое обоснование курса повышения квалификации в области управления конфликтами в организации // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 130-140. doi:10.17759/ pse.2017220612; Тарасов Ю.Ю., Закатов В.В., Сердюк Н.В., Лозовицкая Г.П., Фомин А.Г., Семченко А.С., Боева О.В., Байков Д.М. Педагогика высшего образования МВД России: учебное пособие /[Ю.Ю. Тарасов и др.] ; под ред. канд. пед. наук В.В. Закатова // М. Академия управления МВД России, 2018.

ших кодексов — Кодекса профессиональной этики сотрудника полиции Республики Таджикистан.

Само понятие «служебная дисциплина» состоит из следующих обстоятельств:

• обязательное выполнение требований всеми сотрудниками ОВД;

• единство целей законности и служебной дисциплины;

• четкая регламентация правил поведения для всей отрасли служебной деятельности;

• более строгая правовая ответственность в случае нарушения требований служебной дисциплины;

• неукоснительное следование нравственным нормам;

• целостность абсолютного выполнения определенных норм, а также проявление личного потенциала и т. п.

Посредством служебной дисциплины регулируется служебная деятельность и взаимоотношение сотрудников. Задача служебной дисциплины заключается в создании благоприятного служебного климата в коллективе подразделения и эффективное управление этими подразделениями. В деятельности сотрудников ОВД без дисциплины трудно представить его существование, так как ее специфика обуславливают строгую регламентацию службы и деятельности всей структуры ОВД РТ.

Одним из основных компонентов служебной дисциплины, как правило, считается строгое подчинение, правовое и обоснованное исполнение распоряжений и приказов руководства. Суть служебной дисциплины на сознательном уровне заключается в познании правил поведения и определенного режима, осмыслении их надобности и в постоянном их соблюдении. Основным условием при соблюдении требований служебной дисциплины является персональная дисциплинированность каждого сотрудника ОВД в отдельности.

Государство наделило сотрудников ОВД весьма широкими правомочиями, которые необходимы при исполнении правоохранительных функций и задач. При этом специфика должностных обязанностей сотрудников ОВД нередко ставят их в сложные обстоятельства. Исходя из этого, и на основе анализа практики предупреждения и устранения этих нарушений должностные правонарушения сотрудников ОВД условно подразделяются на три вида:

• превышение должностных полномочий сотрудниками отдельных подразделений ОВД из числа следственно-розыскных структур;

• злоупотребление должностными положениями;

• халатность.

Специфика деятельности органов ОВД — соблюдение законности — обусловливает доминирование правового компонента служебной дисциплины. В связи с этим, служебная дисциплина в ОВД ориентирована на нормы права в большей степени, чем в других профессиональных областях, и характеризуется дисциплинированностью и самодисциплинированностью сотрудника (осознанным отношением к исполнению служебного долга, личной ответственностью за порученный участок работы), которые складываются на основе внутренних убеждений в необходимости соблюдения требований законов, нормативных актов и приказов начальников.

В связи с этим, поведение сотрудника ОВД всегда, и при любых обстоятельствах, как в служебное время, так и вне него, в быту должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам блюстителя правопорядка.

Поэтому, мы считаем, что относительно сотрудников органов внутренних дел, служебная дисциплина — это всегда правомерное поведение, как в служебное время, так и вне него.

Обобщая прикладные аспекты дисциплины и точки зрения ученых о понятии служебной дисциплины, нами предлагается следующее определение: институт служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел это совокупность правовых, нравственных отношений, строгое выполнение обязанностей, реализация предоставленных прав, направленных на борьбу с преступностью, поддержание правопорядка, социализацию личности, в соответствии с законодательством.

Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Серия "Dura lex, sed lex".

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.