Научная статья на тему 'Воспитательные возможности руководителей подразделений ОВД в процессе профилактики правонарушений сотрудников'

Воспитательные возможности руководителей подразделений ОВД в процессе профилактики правонарушений сотрудников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / ЗАКОННОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / DISCIPLINE / LEGALITY / INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинова Лариса Геннадьевна, Султанова Милада Викторовна

В статье рассматривается понятие дисциплины и законности в органах внутренних дел, необходимость их соблюдения и укрепления среди личного состава. Значимость правоохранительной службы в органах внутренних дел диктует повышенные требования к соблюдению служебной дисциплины их сотрудниками. Авторы делают выводы о том, что укрепление служебной дисциплины в органах внутренних дел требует комплексного подхода, который заключается в точной фиксации и учете организационно-правовых, социальных и моральных факторов, влияющих на ее состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Устинова Лариса Геннадьевна, Султанова Милада Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF SPORTS TRAINING CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS, THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with the concept of discipline and legality in the internal Affairs bodies, the need for their observance and strengthening among the personnel. The importance of the law enforcement service in the internal Affairs bodies dictates increased requirements for the observance of official discipline by their employees. The authors conclude that the strengthening of service discipline in the internal Affairs bodies requires a comprehensive approach, which is to accurately capture and take into account the organizational,legal, social and moral factors affecting its condition.

Текст научной работы на тему «Воспитательные возможности руководителей подразделений ОВД в процессе профилактики правонарушений сотрудников»

способностью организма переносить предельные физические нагрузки и сохранять при этом высокий уровень сенсомоторной и психологической деятельности. Поэтому в основе научных исследований учебно-воспитательного процесса физической и рукопашной подготовки в высшей школе полиции лежит изучение процесса совершенствования функциональных и двигательных возможностей организма, являющихся результатом его адаптации к физическим и психофизиологическим нагрузкам.

Литература:

1. Балынец, О.В. Инновационные подходы к совершенствованию специальной координационной подготовки курсантов ВУЗов МВД России / О.В. Балынец, С.В. Усков // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. - Орёл: ОрЮИ МВД России им.

B.В. Лукьянова, 2016. - С. 196-199.

2. Бокий, А.Н. Теоретическое обоснование формирования навыков рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника / А.Н. Бокий,

C.В. Усков // Современные проблемы науки и образования: научный журнал РАН. - 2016. - № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/viewid=24854

3. Коляго П.В. Специальная физическая подготовка: рабочая программа дисциплины / П.В. Коляго, Д.В. Хабаров. - Краснодар: КрУ МВД России, 2018. - 49 с.

4. Озолин, Н.Г. Профессия-тренер: научно-методическое издание / Н.Г. Озолин. - М.: Астрель, 2004. - 863 с.

5. Сидлецкий, А.В. Научно-педагогическое обоснование навыков и качеств специальной рукопашной подготовки в ВУЗах МВД России / А.В. Сидлецкий, С.В. Усков // Физическое воспитание и спорт: Актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов на Дону: РЮИ МВД России, 05.02.2016. - Ч. 1. - С. 143 - 150.

6. Усков, С.В. Научный анализ взаимосвязи формирования качеств сенсорной моторики, скорости, силы и техники выполнения ударов на занятиях по рукопашной подготовке с курсантами ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Вестник Краснодарского университета МВД России: научно-практический журнал. -Краснодар: КрУ МВД России, 2017. - №3 (37). - С. 210-214.

7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2008. - 480 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат социологических наук, доцент, начальник

кафедры общеправовых дисциплин Устинова Лариса Геннадьевна

ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь); кандидат философских наук, доцент, доцент

кафедры общеправовых дисциплин Султанова Милада Викторовна

ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СОТРУДНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается понятие дисциплины и законности в органах внутренних дел, необходимость их соблюдения и укрепления среди личного состава. Значимость правоохранительной службы в органах внутренних дел диктует повышенные требования к соблюдению служебной дисциплины их сотрудниками. Авторы делают выводы о том, что укрепление служебной дисциплины в органах внутренних дел требует комплексного подхода, который заключается в точной фиксации и учете организационно-правовых, социальных и моральных факторов, влияющих на ее состояние.

Ключевые слова: дисциплина, законность, органы внутренних дел Российской Федерации. Annotation. The article deals with the concept of discipline and legality in the internal Affairs bodies, the need for their observance and strengthening among the personnel. The importance of the law enforcement service in the internal Affairs bodies dictates increased requirements for the observance of official discipline by their employees. The authors conclude that the strengthening of service discipline in the internal Affairs bodies requires a comprehensive approach, which is to accurately capture and take into account the organizational,legal, social and moral factors affecting its condition.

Keywords: discipline, legality, internal Affairs bodies of the Russian Federation.

Введение. Законодательством Российской Федерации определяются ведущие формы и методы, а так же отдельные направления, предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах предоставленных им полномочий.

Формирование системы профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди сотрудников, направленной на укрепление служебной дисциплины и законности в служебных коллективах - является основной целью реализации кадровой политики в системе МВД России.

Изложение основного материала статьи. При этом, на основе обобщения психолого - педагогической, правовой литературы [3; 5 и др.] наиболее значимыми на протяжении последних лет задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

Таблица 1

Общие задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений

№ Задача

1. - установление и пресечение фактов приготовления к преступлению и покушению на преступление, принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2. - привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

3. - выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации;

4. - противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения преступности;

5. - установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия.

При этом, к сожалению, предупреждать преступления приходится не только среди разных категорий граждан, но и, собственно, среди сотрудников ОВД, в этой связи возрастает роль руководителей подразделений ОВД в этом процессе. Как показала ситуация последних лет, когда сотрудники ОВД становились фигурантами громких преступлений, этому предшествовало резкое ослабление воспитательных воздействий на сотрудников со стороны начальства, ухудшение дисциплины в подразделениях.

Между тем, повышение среди личного состава органов внутренних дел служебной дисциплины и законности выступает одним из приоритетных направлений, обозначенных МВД России, государством в целом [4].

Сотрудник ОВД обязан выполнять процессуальные действия, предписанные либо допускаемые законами и иными нормативными правовыми актами, а также соблюдать правовые запреты и ограничения.

Тем самым не требует доказательств тот факт, что в органах ОВД дисциплине должно отводиться особое значение. Как показывает практика, налаженные дисциплинарные отношения между начальником и сотрудниками ОВД обеспечивают надёжную, постоянную, устойчивую организационную связь вертикальную связь, которая становится залогом обеспечения законности и правопорядка, формированию здоровых отношений в коллективе.

Рассмотрим структуру и содержание понятия «дисциплины».

Дисциплина обеспечивает, прежде всего, согласованность действий сотрудников ОВД и достижение поставленных целей, выступает в качестве необходимого условия согласованной работы по соблюдению правопорядка.

Дефиниция «Дисциплина» включает в себя различные виды дисциплины:

- финансовую,

- государственную, в т.ч. воинскую и служебную,

- корпоративную,

- трудовую,

- общественную и т. д.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает неукоснительное соблюдение лицами рядового и начальствующего состава установленных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Присягой, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников (командиров) порядка и правил выполнения возложенных на них обязанностей и осуществления предоставленных им полномочий [1].

Служебная дисциплина обязывает каждого сотрудника строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, добросовестно исполнять приказы начальников и свои должностные обязанности, а также общемилицейские правоохранительные функции, оказывать уважение начальникам и старшим по званию, содействовать им в поддержании уставного и общественного порядка. Она требует безукоризненного соблюдения формы одежды, выполнение воинского приветствия, других правил служебного этикета и субординации, стойкого отношения к трудностям и лишениям. Дисциплинарная власть и профессиональная компетенция предполагают, что ее субъекты должны быть честными, мужественными и самоотверженными, бдительными, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Значимость правоохранительной службы в органах внутренних дел диктует повышенные требования к соблюдению служебной дисциплины их сотрудниками. Традиционно в органах внутренних дел предписывалась и поддерживалась дисциплина «применительно к воинской». Особый вид государственной службы, принципиально отличающейся от гражданской, и тем более работы по найму, осуществляемой вооруженным персоналом, выполняющим правоохранительные функции в составе подразделений, в том числе многочисленных, требует единоначалия. Государственно-служебные отношения по поддержанию безопасности обеспечиваются за счет основанной на императивных нормах, жесткой организационной и психологической взаимосвязи между руководителем и подчиненным, а также высокой огневой и тактической выучки, физической подготовки персонала.

В экстремальных ситуациях вооружённой борьбы власть начальника (командира) объективно приобретает авторитарные черты. Директивный стиль руководства позволяет существенно уменьшить степень риска и с минимальными людскими безвозвратными и санитарными потерями (убитыми и ранеными) среди личного состава органов внутренних дел, населения и криминального противника, и материальными затратами выполнить оперативно-служебные задачи по защите жизни и здоровья граждан, обеспечению общественной и государственной безопасности [3; 6;7].

Особое место в системе правовых основ служебной дисциплины в органах внутренних дел занимает Дисциплинарный устав [9].

Согласно Уставу служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается в том случае, когда сотрудниками реализуется:

- личная ответственность за выполнение своих служебных обязанностей;

- уважение руководителем чести и достоинства подчиненных;

- соблюдение требований к служебному поведению сотрудников;

- соблюдение сотрудниками всех правил выполнения служебных обязанностей;

- поддержание сотрудниками уровня квалификации, необходимого для выполнения служебных обязанностей;

- неукоснительное исполнение сотрудниками приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам;

- воспитание сотрудников, формирование у них высоких личных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей;

- личная ответственность руководителя за состояние служебной дисциплины среди подчиненных;

- осуществление повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей;

- обоснованное применение руководителями в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий [9].

В то же время, как показывает изучение практики, крайне негативно повлияли на дисциплинированность личного состава случаи коррупции. Коммерциализация основных сфер личной и общественной жизнедеятельности, сказались крайне отрицательно на уровень оперативно-служебной и боевой готовности сотрудников ОВД. В результате в ряде коллективов снижается сплоченность служебных коллективов, степень их управляемости и антикоррупционной устойчивости, а также профессиональная обученность, воспитанность и общекультурное развитие сотрудников ОВД.

Выполняя служебные обязанности, сотрудник должен использовать предусмотренные либо допускаемые законами и подзаконными правовыми актами средства, процессуальные правила и тактические приемы. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и, в первую очередь, проходящим военную и правоохранительную службу, составляют одновременно и содержание дисциплины. С другой стороны, дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, служебных ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями.

Важную роль в деятельности руководителей подразделений ОВД в процессе профилактики правонарушений сотрудников играет строгое соблюдение законности.

Законность - это исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями.

Законность - это система правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными органами.

Законность призвана обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов.

Законность при исполнении обязанностей государственной службы формирует необходимый характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивают авторитетность и эффективность социального управления [2].

Законность одновременно является универсальным конституционным и общеправовым принципом, соблюдение которого обязательно в практической деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц и служащих, а также предприятий и организаций (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы), их руководителей, граждан, иностранцев и апатридов.

Законность и служебная дисциплина в системе МВД должна обеспечиваться планомерной стройной системой воспитательных и организационно-уставных мероприятий, непреклонно осуществляемых руководителями всех степеней, а также постоянно актуализируемой нравственно-здоровой служебной средой, самодисциплинированностью сотрудников (осознанным отношением к исполнению служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью за методы, способы и результаты выполнения порученной оперативно-служебной или служебно-боевой задачи). Требуется и индивидуальная работа по воспитанию личной дисциплинированности как внутреннего убеждения каждого сотрудника в необходимости продуманного, активного и строгого соблюдения требований законов, Присяги, уставов, наставлений и приказов, других подзаконных нормативных актов, гражданского, воинского и служебного долга, а также правомерных распоряжений начальников и командиров [2].

Как показывает практика, дисциплина в подразделении обеспечивается, прежде всего [8], умелым использованием руководителем подразделения своих властных полномочий. При этом в арсенале у руководителя имеется возможность поощрения и взыскания. При этом большое значение играют его командные и волевые качества, соответствующие управленческие компетенции, авторитет, коммуникативные качества в сочетании с готовностью личного состава беспрекословно подчиняться правомерным приказам и распоряжениям. Для формирования дисциплинарных отношений в подразделении немаловажное значение имеет личная примерность руководителя в бескорыстном и самоотверженном исполнении долга, служении закону, народу и справедливости, активном исполнении и поддержании требований уставного порядка.

Руководитель обязан постоянно осуществлять индивидуальную воспитательную и профилактическую работу среди сотрудников, налаживать доверительные отношения с личным составом, хорошо знать не только профессиональные, нравственные, психофизические и иные личные качества лиц, находящихся в непосредственном подчинении, но и их материальное положение, долговые обязательства, взаимоотношения в семье, увлечения, проведение досуга, круг ближайшего внеслужебного общения. Все затруднительные ситуации, тяжелые эмоциональные состояния сотрудников требуют незамедлительного реагирования и оказания необходимой помощи со стороны прямых руководителей, сотрудников подразделений по воспитательной работе и специалистов по морально-психологической подготовке [1].

Выводы. Таким образом, укрепление служебной дисциплины в органах внутренних дел требует комплексного подхода, который заключается в точной фиксации и учете организационно-правовых, социальных и моральных факторов, влияющих на ее состояние.

Подобная работа должна проводиться повседневно, целенаправленно, с учетом особенностей личности каждого сотрудника и опираться на моральный авторитет служебных коллективов, органов общественного контроля.

Литература:

1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

2. Организация работы по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава [Электронный ресурс]: https://megalektsii.ru/s378t5.html

3. Печников, Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие-Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та, 2006

4. Осяк А.Н., Корчагина К.А. Некоторые особенности общественных отношений, складывающихся в процессе реализации института дисциплинарной ответственности в органах внутренних дел // Юристъ -Правоведъ. 2017. № 2 (81). С. 28-32.

5. Куликова Н.С. Внутриведомственный контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 4. С. 55-61.

6. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Влияние экстремальных ситуаций на личность и деятельность сотрудников ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 323-324.

7. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Личная профессиональная безопасность сотрудников ОВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 437-438.

8. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Основные подходы к реализации педагогической требовательности руководителем ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 132-134.

9. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. №1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»

Педагогика

УДК: 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Устюжина Алена Юрьевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

МАСТЕР-КЛАСС КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов на примере бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Сервис». Мастер-класс рассматривается как интерактивная технология развития профессиональных рефлексивных умений. Описывается технология организации и проведения учебно-профессиональных мастер-классов, которые проводятся бакалаврами профессионального обучения.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, рефлексия, профессионально-педагогическая рефлексия, мастер-класс.

An^tatton. The article deals with the problem of the development of professional-pedagogical reflection in future teachers on the example of bachelors studying in the direction of 44.03.04 "Vocational training (by industry)" profile "Service". The master class is considered as an interactive technology for the development of professional reflective skills. The technology of organizing and conducting educational and professional master classes, which are taught by bachelors of vocational training, is described.

Keywords: Teacher of vocational training, reflection, professional and pedagogical reflection, master class.

Введение. В настоящее время в системе среднего профессионального образования востребованными являются педагоги, которые отличаются мобильностью и динамизмом. Они могут самостоятельно принимать решения в ситуации профессионального выбора и прогнозировать их возможные последствия. Указанные качества личности напрямую связаны с умениями самоанализа, самооценки и осознания себя в профессиональной деятельности. Другими словами, речь идет о том, что педагогу профессионального обучения необходимы профессионально-педагогические рефлексивные умения и способности для профессиональной адаптации и профессионального саморазвития. Поиск современных путей, способствующих развитию профессионально-педагогической рефлексии педагогов, - важное направление педагогической теории и практики.

Изложение основного материала статьи. Проблематика рефлексии, педагогических способностей и их взаимосвязи является в современной психолого-педагогической науке актуальной и требует глубокого осмысления и развития. По мнению С.С. Щекиной и Г.В. Аверкиевой «рефлексивный педагог - это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт профессионал; внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник; «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию» [8].

Впервые понятие профессиональной рефлексии ввел Б.З. Вульфов. Он понимал профессиональную рефлексию как соотношение себя и своих возможностей с профессиональными требованиями [3]. Однако в современной психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к определению сущности понятия «профессиональной рефлексии». Резюмируя данные подходы можно отметить, что к основным ее характеристикам относят оценку и анализ методологических основ профессиональной деятельности, осознание себя в профессиональной среде.

Профессионально-педагогическая рефлексия отличается от других видов профессиональной рефлексии, своим содержанием, связанным с особенностями труда педагога, фиксируемым в профессиональном опыте. Профессионально-педагогическая рефлексия - это осознание педагогом основных характеристик его деятельности, включающее анализ, оценивание и корректировку собственной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.