Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании организации планирования деятельности территориальных органов МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств'

К вопросу о совершенствовании организации планирования деятельности территориальных органов МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ / INTERNAL AFAIRS BODIES / PLANNING OF ACTIVITIES / EMERGENCY SITUATIONS / IMPROVING MANAGEMENT / INCREASING THE READINESS OF TERRITORIAL INTERNAL AFAIRS BODIES TO ACT IN EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милованов А. В.

В статье рассмотрены актуальные вопросы повышения готовности органов внутренних дел Российской Федерации к осуществлению своих функций в условиях чрезвычайных обстоятельств, предложены организационные меры, способствующие повышению эффективности планирования, выработан ряд рекомендаций, которые могут, по мнению автора, повысить уровень готовности органов внутренних дел к реализации стоящих задач в условиях обострения оперативной обстановки.The article deals with topical issues of increasing the readiness of the internal Affairs bodies of the Russian Federation to perform their functions in emergency situations, and suggests organizational measures that contribute to improving the efficiency of planning, a number of recommendations have been developed that can, in the author’s opinion, increase the level of readiness of the internal Affairs bodies to implement the tasks in the conditions of aggravation of the operational situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Милованов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании организации планирования деятельности территориальных органов МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств»

К вопросу о совершенствовании организации планирования деятельности территориальных органов МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств

А. В. МИЛОВАНОВ,

преподаватель-методист центра командно-штабных учений

(Академия управления МВД России) E-mail: ant.milovanov2017@yandex.ru

The Issue of Improving the Planning and Organization of Activities of Territorial Bodies of The Mia of Russia in the Event

of Emergency Circumstances

A. V. MILOVANOV,

Teacher-Methodist of the Center for Command and Staff Exercises (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 340.135:351.74

В статье рассмотрены актуальные вопросы повышения готовности органов внутренних дел Российской Федерации к осуществлению своих функций в условиях чрезвычайных обстоятельств, предложены организационные меры, способствующие повышению эффективности планирования, выработан ряд рекомендаций, которые могут, по мнению автора, повысить уровень готовности органов внутренних дел к реализации стоящих задач в условиях обострения оперативной обстановки.

Органы внутренних дел; планирование деятельности; чрезвычайные обстоятельства; совершенствование управления; повышение готовности территориальных органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

The article deals with topical issues of increasing the readiness of the internal Affairs bodies of the Russian Federation to perform their functions in emergency situations, and suggests organizational measures that contribute to improving the efficiency of planning, a number of recommendations have been developed that can, in the author's opinion, increase the level of readiness of the internal Affairs bodies to implement the tasks in the conditions of aggravation of the operational situation.

Internal Aïïairs bodies; planning of activities; emergency situations; improving management; increasing the readiness of territorial internal Aïïairs bodies to act in emergency situations.

Готовность организационной системы к выполнению своих функций при меняющихся внешних и внутренних факторах, иными словами ее устойчивость, — является одним из важнейших условий непрерывности и надежности управления. Обеспечение такой готовности — залог успешной деятельности органов и организаций МВД России (далее — ОВД) в различных условиях оперативной обстановки как в повседневном ритме, так и при ее обострении — возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Обеспечение готовности любой системы к выполнению возложенных на нее функций не представляется возможным без четко выстроенной системы управления, позволяющей эффективно выполнять поставленные задачи.

Управленческое решение в виде плана работы (деятельности) должно вырабатываться только на основе анализа, обобщения и систематизации информации, необходимой для разработки соответствующего плана, а также оценки потенциальных угроз и рисков, прогнозирования оперативной

обстановки на территории обслуживания органов внутренних дел на ближайший период.

Профессор А.Ф. Майдыков, определяя направления совершенствования управления органами внутренних дел при угрозе возникновения чрезвычайных обстоятельств, включает в число прочих анализ, оценку и прогнозирование вероятности их возникновения [3].

А. В. Снеговой, говоря о проблемах управления органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах, отмечает важность предупреждения и недопущения возникновения указанных обстоятельств, подспорьем чему может стать система мониторинга и прогнозирования кризисных событий (явлений) [4].

Данному направлению деятельности уделяется пристальное внимание не только в научных кругах. В настоящее время в МВД России продолжается работа по совершенствованию системы информационно-аналитического обеспечения деятельности ОВД, включающей в себя множество сервисов, призванных оптимизировать и повысить эффективность оперативно-служебной деятельности ОВД, разработан приказ МВД России, определяющий порядок и организацию информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации [1].

При организации планирования оперативно-служебной деятельности в повседневном режиме ведомственные документы и научные исследователи предполагают проведение информационно-аналитической работы, которая включает в себя анализ социально-экономических условий, правоприменительной практики и результаты профилактической работы.

При разработке основных планирующих документов на уровне Министерства внутренних дел Российской Федерации и на уровне территориальных органов МВД России (далее — ТО МВД) также анализируется достаточно большой объем информации [2].

Казалось бы, обязательный для всех видов планирования этап проведения анализа оперативной обстановки при планировании деятельности ТО МВД в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств с определенного времени формально может быть исключен, так как, согласно требованиям соответствующих ведомственных документов, разработка раздела плана, оценивающего оперативную обстановку на обслуживаемой территории, не предусмотрена, хотя на протяжении предшествующих 13 лет ранее данный раздел плана подлежал обязательной разработке и требовал внесения ежегодных корректировок.

По мнению автора, проведение работы по анализу оперативной обстановки безусловно долж-

но предшествовать работе группы, ответственной за разработку плана действий территориального органа МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств, для того, чтобы определить наиболее проблемные моменты в социально-экономической обстановке на территории обслуживания, вероятность возникновения чрезвычайных обстоятельств социальной направленности, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера, то есть спрогнозировать возможность наступления определенных событий, их последствия, а также необходимые силы и средства для локализации, минимизации и устранения результатов возникающих в таких обстоятельствах негативных последствий.

При проведении качественного анализа указанных особенностей, в частности, могут быть спрогнозированы такие важные аспекты, как насколько планируемые действия и принимаемые решения отвечают сложившейся обстановке, их целесообразность, сильные (слабые) стороны и к каким результатам в реальной обстановке они могут привести.

Сотрудниками ТО МВД должна быть комплексно оценена оперативная обстановка, в том числе с учетом анализа совершенных преступлений террористической и экстремистской направленности за последние 5—10 лет на обслуживаемой территории, возникших чрезвычайных (кризисных) ситуаций различного характера за аналогичный период, а также факторы, существенно влияющие на политическую, демографическую и социальную обстановку в соответствующих субъектах Российской Федерации и России в целом. Также необходимо во взаимодействии с антитеррористической комиссией субъекта РФ, представителями Федеральной службы войск национальной гвардии России провести работу по определению и уточнению перечня объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации, мест с массовым пребыванием граждан, которые в первую очередь могут быть подвержены устремлениям террористов.

Следует отметить и роль руководителей ТО МВД при формировании группы, на которую будут возложены обязанности по разработке плана действий при ЧО, в частности, в ее состав для подготовки качественного итогового документа, по мнению автора, должны быть включены следующие специалисты по направлениям деятельности:

— сотрудники кадрового и организационно-штатного подразделений — для предоставления объективной информации по штатной и фактической численности личного состава всех подразделений;

— сотрудники тыловой службы — для подготовки информации по вопросам, касающимся тылового обеспечения, включающего обеспеченность личного состава вооружением и специальными средствами, средствами связи, автотранспортом и ГСМ, организации питания личного состава при проведении специальной операции, медицинского обеспечения, размещения сводного отряда и личного состава, привлекаемого из ТО МВД других субъектов;

— сотрудники штаба — для предоставления аналитических сведений, а также информации об объектах, включенных в перечень потенциально опасных, для взаимодействия с антитеррористической комиссией субъекта Российской Федерации (о чем было сказано выше);

— сотрудники оперативных подразделений — для подготовки информации, необходимой для разработки раздела «Оперативно-розыскные мероприятия» плана действий при ЧО;

— сотрудники подразделений ЦИТСиЗИ для подготовки одного из разделов — Плана связи, предоставления информации об обеспеченности средствами связи, таблиц позывных и т. д.;

— сотрудники, обладающие навыками работы с топографическими документами и соответствующим программным обеспечением;

— представители территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии — для определения перечня задач, решаемых с их участием, необходимых для этого функциональных групп, а также для определения особенностей взаимодействия по ключевым вопросам.

Привлечение других специалистов может осуществляться по усмотрению руководства ТО МВД.

После подбора ответственных исполнителей и необходимых специалистов по направлениям деятельности необходимо включить их в приказ, определив сроки разработки соответствующих разделов указанного плана и выполнение первоочередных мероприятий. В своей деятельности сформированная группа должна руководствоваться принципами планирования.

В рамках контроля за работой данной группы предлагается установить промежуточные сроки проверки. При выполнении указанных выше условий на выходе должен получиться действенный управленческий документ, способный повысить готовность органов внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, их слаженность с другими привлекаемыми службами, ведомствами, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и эффективность совместных действий.

Реальная значимость плана действий при ЧО может быть оценена, на наш взгляд, лишь в реально возникшей ситуации, обстановке. Однако любые недостатки, допущенные при его подготовке и в содержательной части соответствующих разделов, могут весьма дорого обойтись и привести к нежелательным, а порой и необратимым последствиям. Чтобы исключить возможные ошибки и неточности разрабатываемых планирующих документов, необходимо проводить проверку их «работоспособности» и эффективности при проведении тактико-специальных, командно-штабных учений, штабных тренировок, тактико-строевых занятий, подводить итоги отработанных вариантов и вносить необходимые корректировки с целью устранения выявленных недостатков.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 сентября 2018 г. № 623. — Текст : непосредственный.

2. Российская Федерация. Законы. Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 сентября 2012 г. № 890. — Текст : непосредственный.

3. Майдыков А. Ф. Формирование теоретических основ управления органами внутренних дел в особых условиях как одного из научных направлений развивающейся теории управления органами внутренних дел и теории социального управления // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 (31). - Текст : непосредственный.

4. Снеговой А. В. О проблемах управления органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32). - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.