Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности территориальных органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах'

Совершенствование деятельности территориальных органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1911
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ / ГРУППИРОВКА СИЛ И СРЕДСТВ / EXTRAORDINARY CIRCUMSTANCES / ACTIVITY OF TERRITORIAL BODIES OF INTERNAL AFFAIRS IN EMERGENCY CIRCUMSTANCES / GROUPING OF FORCES AND MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поспеев К.Ю.

В статье исследуются особенности подготовки сотрудников территориальных органов внутренних дел к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию тактической, специальной подготовки сотрудников территориальных органов внутренних дел при действиях в чрезвычайных обстоятельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ACTIVITIES OF TERRITORIAL BODIES OF INTERNAL AFFAIRS UNDER EMERGENCY CIRCUMSTANCES

The article examines the specifics of training employees of territorial bodies of internal affairs to perform tasks in the event of emergencies. A number of proposals have been formulated to improve the tactical and special training of the employees of the territorial internal affairs bodies when acting in emergency circumstances.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности территориальных органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах»

УДК 351.74 № 3 (14) / 2017, с. 60—62

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Константин Юрьевич Поспеев

кандидат педагогических наук доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности Институт права, ЧелГУ

доцент кафедры правоохранительной деятельности и национальной безопасности Юридический институт, ЮУрГУ E-mail: pospeev65@mail.ru

В статье исследуются особенности подготовки сотрудников территориальных органов внутренних дел к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию тактической, специальной подготовки сотрудников территориальных органов внутренних дел при действиях в чрезвычайных обстоятельствах.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства; деятельность территориальных органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах; группировка сил и средств.

IMPROVEMENT OF THE ACTIVITIES OF TERRITORIAL BODIES OF INTERNAL AFFAIRS UNDER EMERGENCY CIRCUMSTANCES

Pospeev K. Yu.

The article examines the specifics of training employees of territorial bodies of internal affairs to perform tasks in the event of emergencies. A number of proposals have been formulated

to improve the tactical and special training of the employees of the territorial internal affairs bodies when acting in emergency circumstances.

Keywords: extraordinary circumstances; activity of territorial bodies of internal affairs

in emergency circumstances; grouping of forces and means.

Чрезвычайные обстоятельства (обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер [1].

Сопровождаясь целым спектром негативных последствий, эти обстоятельства, с одной стороны, характеризуются потребностью в нормальном безопасном функционировании общества, а с другой — наличием опасности жизни, здоровью, чести и достоинству людей, культурным и материальным ценностям, а иногда и окружающей среде.

Все это свидетельствует о значимости грамотных и эффективных действий, а также заблаговременной подготовкой группировки сил и средств территориальных органов при возникновении чрезвычайных обстоятельств на конкретной территории [2, с. 50; 7].

В результате возникновения чрезвычайного обстоятельства на той или иной территории в территориальных органах разработаны типовые оперативные сигналы, характеризующие определенный вид ситуации [3, с. 67].

В соответствии с нормативными правовыми актами МВД России обязаны принимать незамедлительные действия

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

для ликвидации возникших чрезвычайных обстоятельств на территории России.

Полиция обладает значительными силами и средствами, благодаря чему может эффективно проводить мероприятия правового, организационного, силового характера, направленные на защиту прав и свобод граждан, а также на обеспечение безопасности общества и государства при чрезвычайных обстоятельствах. Статистика свидетельствуете регулярном выполнении задач полицией во взаимодействии с иными субъектами при чрезвычайных обстоятельствах и периодическом участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. К примеру, по данным Оперативного управления МВД России, в 2014 г. к действиям при чрезвычайных обстоятельствах в связи с преступными проявлениями сотрудники полиции привлекались 646 раз, при этом было задействовано более 83 100 сотрудников территориальных органов МВД России и 4700 военнослужащих внутренних войск МВД России. За тот же период территориальные органы МВД России участвовали в ликвидации последствий 147 чрезвычайных ситуаций. При этом было задействовано 16 338 сотрудников территориальных органов МВД России и 2829 военнослужащих внутренних войск МВД России [4, с. 67].

В связи с этим актуальной задачей для тер-риториальных органов МВД России является совершенствование подготовки группировки сил и средств участвующих в ликвидации чрезвычайных обстоятельств.

Для выполнения поставленных задач при чрезвычайных обстоятельствах различного характера организованно и четко, необходима специальная подготовка аппаратов управления и личного состава, привлекаемого для проведения специальных операций. Формирование эффективной модели обучения должно осуществляться на основе информационных технологий, способствующих развитию уровня профессиональных и профессионально специализированных компетенций [5, с. 53].

Далее мы постараемся выделить и рассмотреть проблемы, которые возникают как на этапах подготовки, так и на этапах непосредственного выполнения поставленных задач перед территориальными органами МВД России в чрезвычайных обстоятельствах.

Во-первых, это наличие и реальность планов действий при чрезвычайных обстоятельствах ГУ МВД, УМВД России по субъектам разрабатывают данные планы, которые

носят общих характер действий подразделений и служб территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. В свою очередь территориальные ОВД, копируют данные планы действия, без внесения в них соответствующих изменений с учетом особенностей местности и оперативной обстановки на данной территории. То есть данный план носит формальный характер.

Мы считаем, что для более эффективной подготовки личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, необходимо:

1. Установить специальные должности, лица, замещающие которые, проводили бы подготовку личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятел ьствах.

2. Чаще проводить практические отработки различных ситуаций, чем ограничиваться только теоретическими знаниями.

3. Устанавливать внеплановые проверки действия личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.

4. Проводить анализ данных мероприятий, выделять минусы и принимать меры к их устранению.

Немаловажным следует отметить и ресурсное обеспечение органов и подразделений ОВД, которое по степени значимости следует сразу за подготовкой личного состава. Рассмотрев данную проблему, мы выделили в ней четыре основных направления:

1. Подготовка сил и средств тыла к обеспечению подразделений территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятел ьствах.

2. Доставка сил и средств тыла в район действия подразделений.

3. Тыловое обеспечение подразделений непосредственно в особых условиях.

4. Эвакуация сил и средств тыла, а также подразделений ОВД из района особыхусловий в район постоянной дислокации [6, с. 111].

Следующей проблемой, которая возникает на практике, является организационная готовность взаимодействия (внутреннего и внешнего). Данная проблема обусловлена в первую очередь тем, что отработка подразделениями ОВД ситуаций, возникающих в период чрезвычайных обстоятельств, практически не проводиться, и носит формальный характер, как мы уже отмечали ранее. Для решения данной проблемы следует чаще проводить совместные опера-тивно-штабные учения территориальных органов и других силовых структур, а также

разработка совместных приказов, которые регулировали совместные действия различных государственных и силовых структур, привлекаемых к решению задач в чрезвычайных обстоятельствах.

Последней проблемой, которую мы выделяем в настоящей статье, выступает то, что при подготовке личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, не происходит развитие профессионально-психологических качеств, необходимых для работы в различных условиях складывающейся обстановки (мобилизованности, оперативности и точности мышления, наблюдательности и т. п.). Также следует отметить тот факт, что у некоторых сотрудников нет моральной

устойчивости к негативным явлениям, влияние которых может их деморализовать, заставить отказаться от выполнения опера-тивно-служебных и служебно-боевых задач в чрезвычайных обстоятельствах.

Решением данной проблемы могут стать только проведение указанного выше комплекса мероприятий, направленного на подготовку личного состава к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.

Мы считаем, что приведенные нами пути решения проблем совершенствования территориальных органов МВД России существенно повысят уровень готовности сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей в период чрезвычайных обстоятельств.

Список литературы

1.0 чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ// Собр. Законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 23. — Ст. 2277; 2003. — № 27. — Ст. 2697; 2005. — № 10. — Ст. 753.

2. Громов, М. А. Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях / М. А. Громов // Академия управления МВД России. — 2012. — №2 (22). — С. 50.

3. Степанов, А. Г. Подготовка сотрудников органов внутренних дел и аппаратов управления к деятельности в чрезвычайных обстоятельствах / А. Г. Степанов. — М. : Академия управления МВД России, 2009. — С. 67 — 68.

4. Снеговой, А. В. Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах как одно из направлений деятельности полиции / А. В. Снеговой // Труды Академии управления МВД России. — 2016. — № 1 (37). — С. 67.

5. Поспеев, К. Ю. Инновационная образовательная технология обучения курсантов и слушателей по учебной дисциплине «Тактико-специальная подготовка» на примере электронного мультимедийного учебного курса «Тактико-специальная подготовка» / К. Ю. Поспеев // Актуальные проблемы современной науки. — 2014. — № 1. — С. 53—56.

6. Долинко, В. И. Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях и методы их снижения / В. И. Долинко // Академия управления МВД России. — 2012. — № 2 (22). — С. 111.

7. Юзиханова, Э. Г. Роль и место частных охранных организаций в профилактике уличной преступности (на примере передовых форм и методов их привлечения к обеспечению охраны общественного порядка) // Виктимология. — 2016. — № 3. — С. 57—71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.