Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / NATIONAL SECURITY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / POLITICAL STABILITY / EXTRAORDINARY CIRCUMSTANCES / STATE SOVEREIGNTY / REAR SERVICES SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелестов Алексей Генрихович

В статье рассматривается взаимосвязь стабильного функционирования политической системы Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности через реализацию органами внутренних дел России правоохранительной функции при чрезвычайных обстоятельствах с учетом специфики организации тылового обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шелестов Алексей Генрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF ORGANIZING SECURITY SERVICES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE RUSSIAN MIA UNDER EMERGENCY CIRCUMSTANCES AS A FACTOR OF SOCIAL AND POLITICAL STABILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the relationship between the stable functioning of the political system of the Russian Federation and the country's national security, through the implementation of the law enforcement function in emergency situations by the internal affairs bodies of Russia, taking into account the specifics of organizing rear services support.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Политология

i

УДК 321.022 DOI 10.21661/r-530496

А.Г. Шелестов

Значение организации тылового обеспечения территориальных органов МВД России в особых условиях как фактор социально-политической стабильности в Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь стабильного функционирования политической системы Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности через реализацию органами внутренних дел России правоохранительной функции при чрезвычайных обстоятельствах с учетом специфики организации тылового обеспечения.

I

Ключевые слова: государственный суверенитет, национальная безопасность, органы внутренних дел, политическая стабильность, чрезвычайные обстоятельства, организация тылового обеспечения.

A.G. Shelestov

Significance of Organizing Security Services of the Territorial Bodies of the Russian MIA Under Emergency Circumstances as a Factor of Social and Political Stability in the Russian Federation

Abstract

The article discusses the relationship between the stable functioning of the political system of the Russian Federation and the country's national security, through the implementation of the law enforcement function in emergency situations by the internal affairs bodies of Russia, taking into account the specifics of organizing rear services support.

I Keywords: national security, internal affairs bodies, political stability, extraordinary circumstances, state sovereignty, rear services support.

В Российской Федерации, как и во многих суверенных государствах, важным аспектом существования политической системы общества является организация стабильного функционирования ее подсистем и реализация возложенных на них функций.

Поэтому, рассматривая институциональный компонент, стоит обратить внимание на деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, каково их основное значение в обеспечении стабильного социально-политического развития государства. Сохранение устойчивого информирования системы на «Входе» и координации принимаемых решений на «Выходе». Рассматривая функциональную принадлежность органов внутренних дел РФ, стоит вспомнить, что основной обязанностью российского государства в соответствии с основным законом нашей страны является за-

щита законных прав и свобод человека и гражданина. Органы внутренних дел России занимают одно из приоритетных направлений в данном направлении. Политико-правовую основу деятельности полиции России составляет Конституция РФ: ФЗ «О службе в органах внутренних дел и изменения в отдельные нормативные правовые акты» и другие.

Исходя из положений правовых актов следует, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане, лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [1, с. 1]. Особенно актуальной проблема обеспечения нормального функционирования политической системы нашего государства возникает в кризисные ситуации. Нормальное функционирование

Ро1Ио!оду

общества обеспечивается благодаря сформировавшейся системе управления, включающую в себя различные государственные и общественные институты. Результативным функционирование подобной системы можно назвать лишь в условиях, когда социально-политическая обстановка в государстве стабильная и не имеет существенных колебаний. С учетом динамики развития социально-политических процессов и все большего генерирования новых акторов политических процессов обычный и привычных порядок функционирования может быть видоизменен или вовсе быть подорван. Такое развитие событий становится ознаменованием частичного или полного дисбаланса функционирования политической системы. В случаях возникновения таковых вызовов институты власти и управления обязаны немедленно реагировать и направлять все свои ресурсы на стабилизацию и устойчивое функционирование всей системы и, в частности, жизненно важных объектов и объектов правопорядка, а также параллельно устранить причины и условия, способствующие развитию кризисной ситуации.

Исходя из изложенного следует обратить пристальное внимание здесь на работу органов внутренних дел России в кризисных ситуациях в случае введения особого правового режима или по-другому можно выразиться действия ОВД в особых критических условиях. Раскрывая суть упомянутого понятия «особые условия», стоит отметить, что воздействия внешней среды на стабильность системы оказываются не только природными, техногенными или экологическими явлениями, сюда также входят обстоятельства и социально-политического характера. К таковым относятся и массовые беспорядки, захват важных объектов как государственных, так и не относящихся к этой категории, попытки освобождения из мест лишения свободы осужденных или совершение группового побега, террористические акты, блокирование коммуникаций и т. д. Поэтому для защиты политической системы требуется незамедлительная реакция по адаптации к возникающим условиям. В рамках функционирования органов внутренних дел необходимо обратить внимание на предоставление особого правового режима, необходимого формирования организационных и штатных структур, возможного привлечения дополнительных сил для стабилизации социально-политической ситуации. К таковым специальным правовым режимам можно отнести военное и чрезвычайное положение.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии [2, с. 1].

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов мест-

ного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей [3, с. 1].

Стоит отметить, что действие чрезвычайного положения будет носить временный характер и использоваться при исключительных обстоятельствах, требующих защиты прав и свобод граждан, а также сохранения конституционного строя России. При этом основными целями введения особого политико-правового режима, будет являться искоренение обстоятельств, способствовавших его введению.

Органы внутренних дел имеют в данном случае непосредственное отношение к обеспечению общественного порядка и безопасности, а также к устранению причин и условий, способствовавших введению специального правового режима. Поэтому для реализации поставленных перед органами внутренних дел Российской Федерации задач по стабилизации сложившейся социально-политической ситуации требуется качественная и рациональная организация тылового обеспечения органов внутренних дел. Важность значения тылового обеспечения и снабжения отмечались в отечественной истории и ранее. По мнению В.Ф. Га-поненко и В.И. Даниленко, тыловое обеспечение будет считаться эффективным в критических обстоятельствах при условии соблюдения ряда критериев, а именно эффективности и рациональности. Говоря о последнем критерии, то рациональность представляет собой критерий, обеспечивающий финансовый контроль, который в свою очередь позволяет минимизировать расходы бюджета при достижении наилучшего результата. Под эффективностью понимается такой показатель, того же финансового контроля, позволяющий характеризовать деятельность органов внутренних дел с позиции выполнения поставленных задач результативными при наименьших затратах или в случае расходования определенного объема государственных средств [4, с. 35]. Исходя из представленных критериев можно сформулировать, что основной целью, в рамках материально-технического обеспечения территориальных органов внутренних дел РФ, в условиях дестабилизации социально-политического состояния государства и общества и при введении специального правового режима деятельности органов государственной власти как чрезвычайное положение, будет сохранность высокого уровня готовности и мобильности сил и средств МВД России, а также подразделений, отвечающих за материально-техническое снабжение и обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации.

На основании изложенного можно выделить ряд приоритетных задач, стоящих перед подразделениями тылового обеспечения при их функционировании, в условиях социально-политической напряженности для

Иегас^е Баепсе | 3 (49) • 2020

33

Политология

обеспечения нормального функционирования территориальных органов МВД России:

1) умелое управление материально-техническим обеспечением руководителями всех звеньев;

2) своевременный мониторинг конъюнктурной обстановки тылового и технического характера для принятия оперативных решений по тыловому обеспечению;

3) методичная предметная работа с сотрудниками, проходящими службу в подразделения тылового обеспечения, по повышению уровня морально-психологической готовности к выполнению поставленных задач;

4) нахождение сил и средств МВД России в постоянной боевой готовности;

5) качественное и детальное планирование и организация тылового обеспечения исходя из поставленных задач и целей;

6) тактическое маневрирование силами материально-технического снабжения для повышения уровня их живучести;

7) создание условий, способствующих автономности материального снабжения;

8) непрерывное управление силами и средствами материально-технического обеспечения;

9) сосредоточение максимальной концентрации сил тылового снабжения на приоритетных направлениях [5, с. 5].

Достижение и сохранение социально-политической стабильности является первостепенной задачей нашего государства, повышения качества уровня жизни граждан и каждого члена общества. И для достижения вышеуказанной цели будет уместна качественная организация управленческой деятельности во всех сферах жизнедеятельности государства. Даже на первый взгляд не такой существенный вопрос, как организация тылового обеспечения деятельности органов внутренних дел России, может нести в себе глубинный смысл в построении социально-политической стабильности и сохранении политической системы Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 №1-ФКЗ «О военном положении» (ред. от 01.07.2017) // СПС Консультант Плюс.

2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // СПС Консультант Плюс.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // СПС Консультант Плюс.

4. Гапонько В.Ф. Риски и угрозы, возникающие при материально-техническом снабжение ОВД в особых условиях / В.Ф. Гапонько, В.И. Даниленко // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2012. - №3. - С. 34-38.

5. Гапонько В.Ф. Эффективность системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях как фактор экономической безопасности / В.Ф. Гапонько, В.И. Даниленко // Вестник Воронежского института МВД России. - 2012. - №3. - С. 1-5.

References

1. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 30.01.2002 1-FKZ "O voennom polozhenii" (red. ot 01.07.2017). SPS Konsul'tant Plius.

2. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 30.05.2001 3-FKZ (red. ot 03.07.2016) "O chrezvychainom polozhenii". SPS Konsul'tant Plius.

3. Federal'nyi zakon ot 07.02.2011 3-FZ (red. ot 06.02.2020) "O politsii". SPS Konsul'tant Plius.

4. Gapon'ko, V. F., & Danilenko, V. I. (2012). Riski i ugrozy, voznikaiushchie pri material'no-tekhnicheskom snabzhenie OVD v osobykh usloviiakh. Nauchnyi vestnik Omskoi akademii MVD Rossii, 3, 34-38.

5. Gapon'ko, V. F., & Danilenko, V. I. (2012). Effektivnost' sistemy material'no-tekhnicheskogo snabzheniia organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii v osobykh usloviiakh kak faktor ekonomicheskoi bezopasnosti. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii, 3, 1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.