УДК 342.52 ББК 67.400.6
DOI 10.24411/2076-1503-2020-10432
ПЕТРЕНКО Николай Иванович,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Межрегионального открытого социального института е-mail: [email protected] SPIN-код: 1633-9750 AuthorID: 407141
ЗАГАЙНОВ Игорь Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент, ректор Межрегионального открытого социального института; доцент кафедры специальной педагогики и психологии Марийского государственного университета
е-mail: [email protected]
SPIN-код: 8073-4561 AuthorID: 726704
БЛИНОВА Мария Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной и образовательной деятельности Межрегионального открытого
социального института; доцент кафедры теории и методики физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета
е-mail: [email protected] SPIN-код: 5071-3637 AuthorID: 662066
ИНСТИТУТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
Аннотация. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов, будучи относительно новым инструментом противодействия коррупции, убедительно доказала свою эффективность и полезность в борьбе с коррупцией еще на стадии выработки государственно-властных решений и оформления их в нормативно-правовую форму.
Целью исследования являются анализ функционирования института антикоррупционной экспертизы в Республике Марий Эл, определение субъектов экспертной деятельности и их влияние на антикоррупционную политику в республике.
В процессе анализа федерального и республиканского законодательства по исследуемой тематике и практики деятельности института антикоррупционной экспертизы в Республике Марий Эл установлено, что данный институт довольно успешно функционирует и оказывает существенное влияние на антикоррупционную ситуацию в республике. В то же время анализ свидетельствует, что в институте антикоррупционной экспертизы в Республике Марий Эл имеется потенциал для совершенствования и развития.
Ключевые слова: Республика Марий Эл, Федеральный закон, Указ Президента РФ, Национальный план противодействия коррупции, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокуратура, коррупция.
PETRENKO Nikolay Ivanovich,
Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law Interregional Open Social Institute
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
ZAGAINOV Igor A leksandrovich,
PhD in Education Science, assistant Professor, Rector at Interregional Open Social Institute;
assistant Professor, Special Education and Psychology Department Mari State University
BLINOVA Maria Leonidovna,
PhD in Education Science, assistant Professor, Vice-Rector for Scientific and Educational Activities Interregional Open Social Institute; associate Professor, Department of Theory and Methods of Physical Culture, Sports and Tourism Mari State University
INSTITUTE OF ANTI-CORRUPTION EXAMINATION OF LEGISLATIVE ACTS OF STATE AUTHORITIES AND MUNICIPAL ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF MARI EL
Annotation. Anti-corruption expertise of normative legal acts and their projects, being a relatively new tool for combating corruption, has convincingly proved its effectiveness and usefulness in the fight against corruption at the stage of developing state-power decisions and making them into a legal form.
The purpose of the research is to analyze the functioning of the Institute of anti-corruption expertise in the Republic of Mari El, identify the subjects of expert activity and their impact on anti-corruption policy in the Republic.
In the process of analyzing Federal and national legislation on the subject under study and the practice of the Institute of anti-corruption expertise in the Republic of Mari El, it was found that this Institute is quite successfully functioning and has a significant impact on the anti-corruption situation in the Republic. At the same time, the analysis shows that the Institute of anti-corruption expertise in the Republic of Mari has the potential for improvement and development.
Key words: Republic of Mari El, Federal law, Decree of the President of the Russian Federation, national anti-corruption plan, anti-corruption expertise of normative legal acts, state authorities, local authorities, Prosecutor's office, corruption.
В связи с обширностью территории нашей страны, особенностями социально-экономического, историко-поли-тического развития, этноконфессиональными и иными факторами субъектам Федерации в определенной мере присущи специфические черты коррупции как явления, включая направленность и структуру коррупционных рисков и коррупционных деяний и способов их осуществления. Следовательно, эффективное решение проблем в сфере предупреждения и пресечения коррупционных проявлений в каждом субъекте Федерации возможно только посредством разработки и внедрения комплекса организационно-правовых мер по противодействию коррупции на основе требований федерального законодательства и государственной антикоррупционной политики с учетом местных особенностей и специфики. Как показывает практика, многие субъекты Федерации ведут успешную работу по противодействию коррупции. В их числе находится и Республика Марий Эл [1].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
Основой для борьбы с коррупцией в республике стали принятый и утвержденный Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. Пр-15682008 г. Национальный план противодействия коррупции, в котором закреплены определения совершенствования механизма антикоррупционной экспертизы как комплекса мер по профилактике коррупции, подлежащего законодательному закреплению. Позднее в ФЗ «О противодействии коррупции» антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов была названа в числе мер по профилактике коррупции. В дальнейшем был принят Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [18], на основании которого Правительство РФ разработало и утвердило методику и правила проведения антикоррупционной экспертизы. В 2010 г. также была принята Национальная стратегия противодействия коррупции [12].
В настоящее время в республике действует более 30 нормативных правовых актов антикор-
рупционной направленности. Местные власти проводят активную политику по совершенствованию республиканской нормативной базы по вопросам противодействия коррупции. В республике приняты Закон Республики Марий Эл от 7 мая 2010 г. № 15-З «О противодействии коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл» [2], постановление Правительства Республики Марий Эл от 25.12.2012 г. № 474 «О целевой программе противодействия коррупционным проявлениям в Республике Марий Эл на 2013-2015 годы» [4], а также Указом Президента РМЭ № 232 создана Комиссия по противодействию коррупционным проявлениям в Республике Марий Эл [13]. В 2013 г. принят Закон Республики Марий Эл от 26.02.2013 г. № 3-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"» [3]; подписаны три Указа Главы Республики Марий Эл: от 15 мая 2013 г. № 80 «О мерах по реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309» [14]; от 15 мая 2013 г. № 82 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [15]; от 9 августа 2013 г. № 142 «Вопросы противодействия коррупции» [16].
Всего органами государственной власти и органами местного самоуправления принято 324 нормативных правовых и муниципальных актов в сфере противодействия коррупции.
Принято постановление Государственного собрания Республики Марий Эл от 29 апреля 2010 г. № 114-П (ред. от 23.04.2014) «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых Государственным Собранием Республики Марий Эл» [5], издан приказ Министерства юстиции Республики Марий Эл от 23 ноября 2010 г. № 12-НПА «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Министерства юстиции Республики Марий Эл» [7]. Антикоррупционная экспертиза позволяет оперативно выявлять коррупциогенные факторы еще на стадии разработки проектов нормативных актов и устранять их в рабочем порядке.
В целях устранения причин, порождающих коррупцию, противодействия условиям, способствующим ее проявлению, Министерством юстиции Республики Марий Эл осуществляется контроль за устранением выявленных коррупциоген-ных факторов в нормативных правовых актах.
К мероприятиям по антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов активно подключены муниципалитеты, в которых приняты муниципальные целевые программы противодействия коррупции. Не стоят в стороне от этой проблемы и институты гражданского общества. В республике сформирован институт независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы республиканских и муниципальных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность.
Важную роль в борьбе с коррупцией играет прокуратура республики. Ее работа в сфере противодействия коррупции строится исходя из утвержденного Указом Президента РФ от 11.04.2014 г. № 226 «Национального плана противодействия коррупции» где сформулированы ряд задач по противодействию коррупции [17]. Существенную роль в решении этих задач играет антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.
Предметом антикоррупционной экспертизы выступают, прежде всего, нормы принятых и действующих нормативно-правовых актов органов власти и муниципального управления. В настоящее время органы прокуратуры республики большое внимание уделяют проверке проектов нормативно-правовых актов, что служит предупреждению принятию актов, содержащих коррупциоген-ные факторы. Результатом антикоррупционной экспертизы прокуратуры является устранение выявленных коррупциогенных дефектов, которые могут способствовать совершению коррупционных правонарушений. Как правило, процесс устранения включает принятие добровольного решения органом государственной власти или соответствующим должностным лицом, что является следствием конструктивных взаимоотношений органов прокуратуры с субъектами нормотворчества.
Сотрудники республиканской прокуратуры в своей работе по антикоррупционной экспертизе руководствуются ведомственными актами Генеральной прокуратуры РФ, в частности, Приказом от 17.09.2007 г. № 144 [8]; Приказом от 02.10.2007 г. № 155 [9]; Приказом от 07.12.2007 г. № 195 [10]; Приказом от 28.12.2009 г. № 400 [11], а также Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 [6]. Данные документы позволяют сотрудникам прокуратуры для проведения экспертизы привлекать специалистов в различных областях знаний. Органы прокуратуры с этой целью активно используют потенциал высших учебных заведений республики, в частности Марийского государ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
ственного университета и Межрегионального открытого социального института.
Практика осуществления антикоррупционной экспертизы в республике показывает необходимость дальнейшего совершенствования института антикоррупционной экспертизы, разработки антикоррупционных планов и программ, стратегий их реализации и анализа отчетности по ним.
Важное значение в механизме совершенствования института антикоррупционной экспертизы имеет также постоянный мониторинг сферы осуществления антикоррупционной экспертизы.
Такой мониторинг подразумевает постоянный сбор и анализ информации об осуществлении антикоррупционной экспертизы, эффективности принятых в целях ее регулирования нормативно-правовых актов. Он позволяет своевременно выявлять причины существования коррупциоген-ных факторов и отдельных видов коррупционных технологий, а также определять стратегию развития республиканского законодательства о противодействии коррупции и антикоррупционной политики в целом.
Список литературы:
[1] Баскакова В.Е., Гильманов И.И. Противодействие коррупции в России и Республике Марий Эл: проблемы и перспективы развития // «Тати-щевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Актуальные проблемы юридической науки: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. - Тольятти: Изд-во ВУ им. В.Н. Татищева, 2014. -С. 11.
[2] Закон Республики Марий Эл от 07.05.2010 г. № 15-З (ред. от 31.07.2014) «О противодействии коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл» (принят Госсобранием РМЭ в первом чтении 31.12.2009, во втором чтении 29.04.2010) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[3] Закон Республики Марий Эл от 26.02.2013 г. № 3-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в связи с принятием Федерального Закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"» (принят Госсобранием РМЭ 21.02.2013) из информационного банка «Республика Марий Эл» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[4] Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25.12.2012 г. № 474 (ред. от 07.03.2014) «О целевой программе противодействия коррупционным проявлениям в Республике Марий Эл на 2013 - 2015 годы» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
[5] Постановление Государственного собрания Республики Марий Эл от 29 апреля 2010 г. № 114-П (ред. 23.04.2014) «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых Государственным Собранием Республики Марий Эл» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[6] Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 (ред. от 18.07.2015) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[7] Приказ Министерства юстиции Республики Марий Эл от 23.11.2010 г. № 12-нпа (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства юстиции Республики Марий Эл» [Электронный ресурс] // Сайт «Кодекс». -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/469000812 (дата обращения: 22.05.2020).
[8] Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 г. № 144 (ред. от 06.02.2013) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[9] Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 г. № 155 (ред. от 29.10.2012) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[10] Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 г. № 195 (ред. от 01.07.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[11] Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 г. № 400 (ред. от 09.02.2012) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[12] Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов норматив-
ных правовых актов» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[13] Указ Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[14] Указ Президента Республики Марий Эл от 03.11.2010 г. № 232 (ред. от 09.06.2014) «О Комиссии по противодействию коррупционным проявлениям в Республике Марий Эл» (вместе с «Положением о Комиссии по противодействию коррупционным проявлениям в Республике Марий Эл») [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[15] Указ Главы Республики Марий Эл от 15.05.2013 г. № 80 (ред. от 09.06.2014) «О мерах по реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г.» из информационного банка «Республика Марий Эл» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[16] Указ Главы Республики Марий Эл от 15.05.2013 г. № 82 (ред. от 09.06.2014) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"» (вместе с «Положением о представлении лицами, замещающими государственные должности Республики Марий Эл и должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», «Порядком осуществления контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Республики Марий Эл, муниципальные должности (на постоянной основе), должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл и должности муниципальной службы, а также за расходами супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указанных лиц») из информационного банка «Республика Марий Эл» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[17] Указ Главы Республики Марий Эл от 09.08.2013 г. № 142 (ред. от 09.06.2014) «Вопросы противодействия коррупции» (вместе с «Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Республики Марий Эл, должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Республики
Марий Эл и предоставления этих сведений общероссийским и (или) республиканским средствам массовой информации для опубликования») из информационного банка «Республика Марий Эл» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
[18] Указ Президента РФ от 11.04.2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы (11 апреля 2014 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2020).
Spisok lite ratury:
[1] Baskakova V.E., Gil'manov I.I. Protivodeist-vie korruptsii v Rossii i Respublike Marii El: problemy i perspektivy razvitiia // «Tatishchevskie chteniia: aktual'nye problemy nauki i praktiki». Aktual'nye problemy iuridicheskoi nauki: materialy XI Mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Tol'iatti: Izd - vo Volzhsk. un-ta im. V.N. Tatishcheva, 2014. - S. 11.
[2] Zakon Respubliki Marii El ot 07.05.2010 № 15 - Z (red. ot 31.07.2014) «O protivodeistvii korrupt-sionnym proiavleniiam na territorii Respubliki Marii El» (priniat Gossobraniem RME v pervom chtenii 31.12.2009, vo vtorom chtenii 29.04.2010) [Elektron-nyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashche-niia: 22.05.2020).
[3] Zakon Respubliki Marii El ot 26.02.2013 № 3-Z «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonod-atel'nye akty Respubliki Marii El v sviazi s priniatiem Federal'nogo Zakona «O kontrole za sootvetstviem raskhodov lits, zameshchaiushchikh gosudarstven-nye dolzhnosti, i inykh lits ikh dokhodam» (priniat Gossobraniem RME 21.02.2013) iz informatsionnogo banka «Respublika Marii El» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[4] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Marii El ot 25.12.2012 № 474 (red. ot 07.03.2014) «O tse-levoi programme protivodeistviia korruptsionnym proiavleniiam v Respublike Marii El na 2013 - 2015 gody» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[5] Postanovlenie Gosudarstvennogo Sobraniia Respubliki Marii El ot 29 aprelia 2010 g. № 114-P (red. 23.04.2014) «Ob utverzhdenii Poriadka prove-deniia antikorruptsionnoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov (proektov normativnykh pravovykh aktov), razrabatyvaemykh Gosudarstvennym Sobraniem Respubliki Marii El» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.02.2010 № 96 (red. ot 18.07.2015) «Ob antikorruptsionnoi ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov» [Elektronnyi resurs] /
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[7] Prikaz Ministerstva iustitsii Respubliki Marii El ot 23.11.2010 № 12-npa (red. ot 30.12.2011) «Ob utverzhdenii Poriadka provedeniia antikorruptsionnoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov (proektov normativnykh pravovykh aktov) Ministerstva iustitsii Respubliki Marii El» [Elektronnyi resurs] / Sait «Kod-eks». - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/docu-ment/469000812 (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[8] Prikaz Genprokuratury Rossii ot 17.09.2007 № 144 (red. ot 06.02.2013) «O pravotvorcheskoi dei-atel'nosti organov prokuratury i uluchshenii vzaimo-deistviia s zakonodatel'nymi (predstavitel'nymi) i ispolnitel'nymi organami gosudarstvennoi vlasti i organami mestnogo samoupravleniia» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[9] Prikaz Genprokuratury Rossii ot 02.10.2007 № 155 (red. ot 29.10.2012) «Ob organizatsii proku-rorskogo nadzora za zakonnost'iu normativnykh pravovykh aktov organov gosudarstvennoi vlasti sub-»ektov Rossiiskoi Federatsii i mestnogo samoupravleniia» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[10] Prikaz Genprokuratury Rossii ot 07.12.2007 № 195 (red. ot 01.07.2015) «Ob organizatsii proku-rorskogo nadzora za ispolneniem zakonov, sobliude-niem prav i svobod cheloveka i grazhdanina» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrash-cheniia: 22.05.2020).
[11 ] Prikaz Genprokuratury Rossii ot 28.12.2009 № 400 (red. ot 09.02.2012) «Ob organizatsii provedeniia antikorruptsionnoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[12] Federal'nyi zakon ot 17 iiulia 2009 g. N 172-FZ «Ob antikorruptsionnoi ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov» (s izmeneniiami i dopolneniiami) [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrash-cheniia: 22.05.2020).
[13] Ukaz Prezidenta RF ot 13.04.2010 N 460 (red. ot 13.03.2012) «O Natsional'noi strategii pro-tivodeistviia korruptsii i Natsional'nom plane protivo-deistviia korruptsii na 2010 - 2011 gody» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[14] Ukaz Prezidenta Respubliki Marii El ot 03.11.2010 № 232 (red. ot 09.06.2014) «O Komissii po protivodeistviiu korruptsionnym proiavleniiam v Respublike Marii El» (vmeste s «Polozheniem o
Komissii po protivodeistviiu korruptsionnym proiavleniiam v Respublike Marii El») [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[15] Ukaz Glavy Respubliki Marii El ot 15.05.2013 № 80 (red. ot 09.06.2014) «O merakh po realizatsii otdel'nykh polozhenii Ukaza Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 2 aprelia 2013 g.» iz informat-sionnogo banka «Respublika Marii El» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[16] Ukaz Glavy Respubliki Marii El ot 15.05.2013 № 82 (red. ot 09.06.2014) «O merakh po realizatsii otdel'nykh polozhenii Federal'nogo zakona «O kontrole za sootvetstviem raskhodov lits, zamesh-chaiushchikh gosudarstvennye dolzhnosti, i inykh lits ikh dokhodam» (vmeste s «Polozheniem o predstav-lenii litsami, zameshchaiushchimi gosudarstvennye dolzhnosti Respubliki Marii El i dolzhnosti gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby Respubliki Marii El, svedenii o svoikh raskhodakh, a takzhe o raskhodakh svoikh suprugi (supruga) i nesovershennoletnikh detei», «Poriadkom osushchestvleniia kontrolia za raskhodami lits, zameshchaiushchikh gosudarstvennye dolzhnosti Respubliki Marii El, munitsipal'nye dolzhnosti (na postoiannoi osnove), dolzhnosti gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby Respubliki Marii El i dolzhnosti munitsipal'noi sluzhby, a takzhe za raskhodami suprugi (supruga) i nesovershennoletnikh detei ukazannykh lits») iz informatsionnogo banka «Respublika Marii El» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[17] Ukaz Glavy Respubliki Marii El ot 09.08.2013 № 142 (red. ot 09.06.2014) «Voprosy protivodeistviia korruptsii» (vmeste s «Poriadkom razmeshcheniia svedenii o dokhodakh, raskhodakh, ob imushchestve i obiazatel'stvakh imushchestven-nogo kharaktera lits, zameshchaiushchikh gosudarstvennye dolzhnosti Respubliki Marii El, dolzhnosti gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby Respubliki Marii El, i chlenov ikh semei na ofitsial'nykh saitakh gosudarstvennykh organov Respubliki Marii El i pre-dostavleniia etikh svedenii obshcherossiiskim i (ili) respublikanskim sredstvam massovoi informatsii dlia opublikovaniia») iz informatsionnogo banka «Respublika Marii El» [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
[18] Ukaz Prezidenta RF ot 11.04.2014 № 226 «O Natsional'nom plane protivodeistviia korruptsii na 2014 - 2015 gody (11 aprelia 2014 g.) [Elektronnyi resurs] / SPS Konsul'tant Plius (data obrashcheniia: 22.05.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020