Научная статья на тему 'Анализ возможностей применения вооруженных сил в обеспечении борьбы с пандемией'

Анализ возможностей применения вооруженных сил в обеспечении борьбы с пандемией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / ПАНДЕМИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жакашев Алмаз Кажибаевич, Жупарбеков Данияр Ахметович, Толеуханов Атлант Игоревич

Во время пандемии COVID-19 различные силовые структуры и ведомства продолжают выполнять свою миссию по национальной безопасности для обеспечения собственных структур и других нуждающихся запасными частями, топливом, продуктами питания и многим другим. Вооруженные силы представляют собой значительную группу обученных, дисциплинированных и мотивированных служащих, с широким спектром навыков. Они находчивы, мобильны и способны быстро адаптироваться к работе в новых условиях. У них есть целый ряд объектов базы, склады, аэродромы и т.д. Некоторые из которых могут в конечном итоге использоваться для различных задач. В настоящей статье рассмотрена возможность использования материально-технического компонента вооруженных сил в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жакашев Алмаз Кажибаевич, Жупарбеков Данияр Ахметович, Толеуханов Атлант Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей применения вооруженных сил в обеспечении борьбы с пандемией»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БОРЬБЫ С ПАНДЕМИЕЙ Жакашев А.К.1, Жупарбеков Д.А.2, Толеуханов А.И.3

1Жакашев Алмаз Кажибаевич - кандидат военных наук, профессор;

2Жупарбеков Данияр Ахметович - старший преподаватель, кафедра тылового обеспечения; 3Толеуханов Атлант Игоревич - старший преподаватель, кафедра организации материально-технического обеспечения, Национальный университет обороны им. Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация: во время пандемии COVЮ-19 различные силовые структуры и ведомства продолжают выполнять свою миссию по национальной безопасности для обеспечения собственных структур и других нуждающихся запасными частями, топливом, продуктами питания и многим другим. Вооруженные силы представляют собой значительную группу обученных, дисциплинированных и мотивированных служащих, с широким спектром навыков. Они находчивы, мобильны и способны быстро адаптироваться к работе в новых условиях. У них есть целый ряд объектов -базы, склады, аэродромы и т.д. Некоторые из которых могут в конечном итоге использоваться для различных задач. В настоящей статье рассмотрена возможность использования материально-технического компонента вооруженных сил в условиях пандемии.

Ключевые слова: кризисные ситуации, материально-техническое обеспечение, тыловое обеспечение, запасы материальных средств, пандемия, политическая стабильность, национальная безопасность, чрезвычайные обстоятельства.

ВВЕДЕНИЕ

Вспышка коронавирусной инфекции «COVID-19», которая начала охватывать различные страны по всему миру, вынуждает правительства, национальные и международные органы власти принимать беспрецедентные меры, такие как блокировка городов и ограничение перемещения людей для проверки и контроля экспоненциального распространения пандемии. Это, следовательно, отразилось на глобальной торговле и цепочке поставок, которая практически остановилась.

Большинство стран ограничило или остановило международные рейсы и авиаперевозки, что привело к отложенному замедлению в том, что касается перемещения товаров и людей. Многие из тех, кто находился в период разгара пандемии зарубежом, так и не могут вернуться обратно к себе на Родину.

В то же время сырье или промышленные товары не могут добраться до потребителей. Кроме того, спрос на сырье для наиболее продаваемых товаров сократился, поскольку большинству стран в настоящее время требуются лекарства, фармацевтические препараты, медицинские принадлежности и медицинское оборудование. Кроме того, существует острая нехватка рабочей силы на воздушных грузовых объектах, терминалах, морских портах, внутренних контейнерных складах, складах, таможнях, государственных органах и т.д.

ВОЗМОЖНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Армия обладает огромными возможностями в борьбе с пандемиями. Они обучаются работать в мире биологического оружия и имеют тяжелое оборудование и средства индивидуальной защиты, необходимые в зараженной среде. У армии огромная медицинская служба и большие исследовательские возможности, которые

можно применять для тактического лечения и поиска вакцин и паллиативных лекарств. Военные также имеют материально-технические возможности для перемещения рабочей силы, оборудования и даже полных больниц по всей стране, в течение нескольких дней или даже часов. Наконец, у большинства военных, есть долг службы, а это означает, что персонал будет готов оказать помощь перед лицом личной опасности [1].

В Казахстане, как и во многих суверенных государствах, важным аспектом существования политической системы общества является организация стабильного функционирования ее подсистем и реализация возложенных на них функций.

Поэтому, рассматривая институциональный компонент, стоит обратить внимание на деятельность вооруженных сил, каково их основное значение в обеспечении стабильного социально-политического развития государства. Сохранение устойчивого информирования системы на «Входе» и координации принимаемых решений на «Выходе». Рассматривая функциональную принадлежность вооруженных сил, стоит вспомнить, что основной обязанностью государства в соответствии с основным законом нашей страны является защита законных прав и свобод человека и гражданина.

Особенно актуальной проблема обеспечения нормального функционирования политической системы нашего государства возникает в кризисные ситуации. Нормальное функционирование общества обеспечивается благодаря сформировавшейся системе управления, включающей в себя различные государственные и общественные институты. Результативным функционирование подобной системы можно назвать лишь в условиях, когда социально-политическая обстановка в государстве стабильная и не имеет существенных колебаний.

С учетом динамики развития социально-политических процессов и все большего генерирования новых факторов политических процессов обычный и привычный порядок функционирования может быть видоизменен или вовсе быть подорван. Такое развитие событий становится ознаменованием частичного или полного дисбаланса функционирования политической системы. В случаях возникновения таковых вызовов институты власти и управления обязаны немедленно реагировать и направлять все свои ресурсы на стабилизацию и устойчивое функционирование всей системы и, в частности, жизненно важных объектов и объектов правопорядка, а также параллельно устранить причины и условия, способствующие развитию кризисной ситуации [2].

Исходя из изложенного следует обратить пристальное внимание здесь на работу вооруженных сил в кризисных ситуациях в случае введения особого правового режима или по-другому в особых критических условиях.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

Раскрывая суть упомянутого понятия «особые условия», стоит отметить, что воздействия внешней среды на стабильность системы оказываются не только природными, техногенными или экологическими явлениями, сюда также входят обстоятельства и социально-политического характера. К таковым относятся и массовые беспорядки, захват важных объектов как государственных, так и не относящихся к этой категории, попытки освобождения из мест лишения свободы осужденных или совершение группового побега, террористические акты, блокирование коммуникаций и т.д. Поэтому для защиты политической системы требуется незамедлительная реакция по адаптации к возникающим условиям. В рамках функционирования органов внутренних дел необходимо обратить внимание на предоставление особого правового режима, необходимого формирования организационных и штатных структур, возможного привлечения дополнительных сил для стабилизации социально-политической ситуации. К таковым специальным правовым режимам можно отнести военное и чрезвычайное положение [3].

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории государства или в отдельных ее местностях в соответствии с

51

Конституцией Президентом страны в случае агрессии против страны или непосредственной угрозы агрессии.

Чрезвычайное положение, означает вводимый в соответствии с Конституцией и конституционным законом на всей территории государства или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Стоит отметить, что действие чрезвычайного положения будет носить временный характер и использоваться при исключительных обстоятельствах, требующих защиты прав и свобод граждан, а также сохранения конституционного строя. При этом основными целями введения особого политико-правового режима, будет являться искоренение обстоятельств, способствовавших его введению.

Органы внутренних дел имеют в данном случае непосредственное отношение к обеспечению общественного порядка и безопасности, а также к устранению причин и условий, способствовавших введению специального правового режима. Поэтому для реализации поставленных перед органами внутренних дел, задач по стабилизации сложившейся социально-политической ситуации, требуется качественная и рациональная организация тылового обеспечения органов внутренних дел. Важность значения тылового обеспечения и снабжения отмечались в отечественной истории и ранее [4].

По мнению В.Ф. Гапоненко и В.И. Даниленко, тыловое обеспечение будет считаться эффективным в критических обстоятельствах при условии соблюдения ряда критериев, а именно эффективности и рациональности. Говоря о последнем критерии, то рациональность представляет собой критерий, обеспечивающий финансовый контроль, который в свою очередь позволяет минимизировать расходы бюджета при достижении наилучшего результата [5].

Под эффективностью понимается такой показатель, того же финансового контроля, позволяющий характеризовать деятельность органов внутренних дел с позиции выполнения поставленных задач результативными при наименьших затратах или в случае расходования определенного объема государственных средств.

Исходя из представленных критериев можно сформулировать, что основной целью, в рамках материально-технического обеспечения вооруженных сил, в условиях дестабилизации социально-политического состояния государства и общества и при введении специального правового режима деятельности органов государственной власти как чрезвычайное положение, будет сохранность высокого уровня готовности и мобильности сил и средств вооруженных сил, а также подразделений, отвечающих за материально-техническое снабжение и обеспечение органов внутренних дел [6].

На основании изложенного можно выделить ряд приоритетных задач, стоящих перед подразделениями тылового обеспечения при их функционировании, в условиях социально-политической напряженности для обеспечения нормального функционирования территориальных органов вооруженных сил:

1) умелое управление материально-техническим обеспечением руководителями всех звеньев;

2) своевременный мониторинг конъюнктурной обстановки тылового и технического характера для принятия оперативных решений по тыловому обеспечению;

3) методичная предметная работа с сотрудниками, проходящими службу в подразделения тылового обеспечения, по повышению уровня морально-психологической готовности к выполнению поставленных задач;

4) нахождение сил и средств в постоянной боевой готовности;

5) качественное и детальное планирование и организация тылового обеспечения исходя из поставленных задач и целей;

6) тактическое маневрирование силами материально-технического снабжения для повышения уровня их живучести;

7) создание условий, способствующих автономности материального снабжения;

8) непрерывное управление силами и средствами материально-технического обеспечения;

9) сосредоточение максимальной концентрации сил тылового снабжения на приоритетных направлениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достижение и сохранение социально-политической стабильности, повышение качества уровня жизни граждан и каждого члена общества является первостепенной задачей нашего государства и для достижения вышеуказанной цели будет уместна качественная организация управленческой деятельности во всех сферах жизнедеятельности государства.

Таким образом, даже не такой существенный вопрос, как организация тылового обеспечения деятельности вооруженных сил, может нести в себе глубинный смысл в построении социально-политической стабильности и сохранении политической системы государства.

Список литературы

1. Антонов Ю.И. Формирование управленческих умений у будущих офицеров тылового обеспечения / Ю.И. Антонов. Саратов: Издательский центр «Наука», 2018. С. 23.

2. Гапонько В.Ф. Риски и угрозы, возникающие при материально-техническом снабжение в особых условиях / В.Ф. Гапонько, В.И. Даниленко // Научный вестник Омской академии МВД России, 2017. № 3. С. 34-38.

3. Гапонько В.Ф. Эффективность системы материально-технического снабжения в особых условиях как фактор экономической безопасности / В.Ф. Гапонько, В.И. Даниленко // Вестник Воронежского института МВД России, 2017. № 3. С. 1-5.

4. Миронов В.В. О соотношении категорий «навык» и «умение» в военной педагогике, теории физического воспитания и физической подготовки военнослужащих / В.В. Миронов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. № 2 (15), 2017. С. 70.

5. Смирнов М.В. Новые подходы к подготовке специалистов в военных учебных заведениях и учебных центрах ВС РК / М.В. Смирнов // Вестник академии военных наук, 2018. № 2 (43). С. 110-114.

6. Тананайко В.В. Становление и развитие военного образования / В.В. Тананайко // Мир образования - образование в мире, 2018. № 3. С. 60-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.