В.Ф. Г апоненко, В .И. Долинко,
доктор экономических наук, профессор, Академия управления МВД России
Академия управления МВД России
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
THE EFFICIENCY OF THE MATERIAL-TECHNICAL SUPPLY OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPECIAL CONDITIONS AS A FACTOR IN THE ECONOMIC SECURITY
В статье речь идет об эффективности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях.
The article focuses on the effectiveness of the logistics of the Interior Ministry of Russia in the special conditions.
Одна из ключевых проблем, стоящих перед человечеством, — противоречие между потребностями социально-экономического развития и необходимостью сохранения среды обитаниях [1]. Мировой научно-технический прогресс не только способствует повышению производи -тельности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния людей и интел-лектуального потенциала современного общества, но и приводит к резкому возрастанию риска аварий больших технических систем, что особенно актуально для Российской Федерации, где износ оборудования необычайно велик. Не сек -рет, что основная масса заводов и фабрик была построена еще во времена СССР и модернизация оборудования в современной России осуществляется крайне слабо. Риск аварий связан еще и с тем, что происходит постепенное усложнение технических конструкций, увеличение числа сложных систем, рост мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их территориальной концентрации, что особенно опасно при большой плотности населения в местах расположения сложных технических систем (заводов, фабрик, предприятий, газопроводов, плотин, мостов и т. д.).
Достаточно назвать аварии: а) на атомных электростанциях (АЭС) в Чернобыле (трагедия произошла в СССР в ночь на 26 апреля 1986 г. на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС им. В. И. Ленина на реакторе типа РБМК-
1000) и на АЭС Фукусима-1 (крупная радиаци -онная авария по заявлению японских офици-альных лиц — 7-го уровня по шкале INES, произошедшая 11 марта 2011 г. в результате сильнейшего землетрясения в Японии и после -довавшего за ним мощнейшего цунами высо -той 15 метров ); б ) на химических предприяти -ях : в Фликсборо (1 июня 1974 г. в Великобри -тании на заводе компании « Нипро» произошел мощный взрыв парового облака циклогексана с последующим крупным пожаром ); в Севезо (в июле 1976 г. итальянский городок стал жерт-вой ужасной экологической катастрофы, про -изошедшей на местном химическом заводе ); в Бхопале (авария на химическом заводе Union Carbide в столице индийского штата Мадхья-Прадеш 3 декабря 1984 г. повлекла смерть по крайней мере 18 тысяч человек ).
В качестве примеров крупных технических катастроф можно назвать транспортно -промышленные катастрофы в Арзамасе (4 июня 1988 г. произошел взрыв трех вагонов, перевозивших гексоген для горных предприятий Казахстана); в Свердловске (в ночь на 2 апреля 1979 г.); под Уфой (крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня 1989 года в Иглинском районе), а также разливы нефти в результате аварий нефтеналив -ных танкеров и др.
По подсчетам швейцарской страховой компании Swiss Re, природные и антропогенные
катастрофы в 2011 г. нанесли ущерб мировой экономике в 350 млрд. дол. США. Постепенное изменение магнитного поля Земли, с последую -щим изменением климата, включая глобальное потепление, приведет к изменению частоты, ин -тенсивности, распространения и продолжитель -ности экстремальных погодных явлений. Об этом говорится в отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата, как сообщает Die Welt. Количество ураганов может уменьшиться, но возрастет их интенсивность. Огромный разрушительный потенциал крупных техногенных катастроф соизмерим с угрозой военно-политических чрезвычайных ситуаций (особых условий). Вполне сопоставимы частота реализации и масштабы ущерба от стихийных бедствий и катастроф.
По оценкам некоторых экспертов, в России совокупные прямые издержки, связанные с катастрофами, авариями, эпидемиями и вызы -ваемыми ими заболеваниями, составляют при -мерно 5—6% валового внутреннего продукта (ВВП). На долю техногенных катастроф при -ходится 20—25% преждевременной смертно -сти среди населения России. Стихийные бед -ствия являются причиной 4—5% преждевре-менной смертности, а материальный ущерб от них составляет примерно 1% ВВП государства. В масштабах нашей страны это огромные по -тери в денежном эквиваленте и потери среди людских ресурсов, а ведь не секрет, что в России в последние десятилетия стремительно сокращается население.
Общие для всего населения Земли проблемы имеют в Российской Федерации национальные особенности, обусловленные:
- российским менталитетом и национальны -ми традициями;
- своеобразием процессов демократизации и стремительного перехода к рыночным отношениям, конверсией и демилитаризацией;
- многонациональным составом населения страны (182 нации и народности — по данным переписи 2002 г.);
- федеративным устройством российского государства (с 1 марта 2008 г. таких субъектов федерации 83);
- масштабом территории — чуть более 1/9 суши (Россия является самым большим государством мира (17 075 400 км2, или 11,46% площади всей суши Земли, или 12,65 % заселённой чело -веком суши);
- низкой плотностью населения (средняя плотность населения — 8,4 чел/ км2).
В Российской Федерации насчитывается около 45,5 тыс. потенциально опасных производств, среди которых более 800 ядерных и 1500 биологических и химических опасных объектов,
имеются десятки тысяч километров магистраль -ных нефте- и газопроводов, транспортируются сотни тысяч тонн отравляющих веществ и взрывоопасных продуктов.
Возможность возникновения аварий в России существенно усугубляется тем, что на большинстве производств:
- высокая степень износа основных производственных фондов;
- не осуществляется современная и эффективная модернизация;
- не проводятся профилактические и ремонтные работы;
- существенно падает технологическая и производственная дисциплина;
- снижается квалификация обслуживающего персонала;
- уходят старые высококвалифицированные кадры, а молодежь не стремится идти на низко -оплачиваемую работу.
Рассматривая для примера радиационноопасные объекты, находящиеся на территории России, отметим, что в нашей стране эксплуатируется: а) 10 атомных электростанций (в общей сложности 33 энергоблока установленной мощностью 24,2 ГВт), которые вырабатывают около 16% всего производимого в стране электричест -ва. При этом в Европейской части России доля атомной энергетики достигает 30%, а на Северо-Западе — 37%; б) 113 исследовательских ядерных реакторов; в) 12 промышленных предпри-ятий ядерно-топливного цикла; г) 8 научноисследовательских организаций, выполняющих технологические разработки и материаловедче-ские исследования с использованием ядерных материалов; д) 9 атомных судов с объектами их обеспечения; е) примерно 13 тыс. других пред -приятий и объектов, осуществляющих деятель -ность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе.
Практически все действующие российские АЭС расположены в густонаселенной европейской части Российской Федерации. В 30-кило -метровых зонах этих атомных электростанций проживает примерно 4 млн. граждан России. Существенную опасность представляют радиа-ционные отходы, которых накоплено на данный момент более 70 млн. м3, и 11 тысяч тонн облученного ядерного топлива. В настоящий период подавляющее большинство хранилищ радиаци-онных отходов и облученного ядерного топлива исчерпали все допустимые сроки эксплуатации и находятся в аварийном состоянии.
Необходимо сказать о понятии «особые условия». Конструкцию данного словосочетания образуют термины «особые» и «условия», каждый из которых имеет собственное значение. «Особенность», «особенное» означает не такое,
как все остальное, то есть имеющее характерные, отличительные свойства. В толковом словаре Ушакова «особенность» — характерное свойст -во, отличающее от других, остальных [2].
Понятие «условия» обычно толкуется как: а) обстоятельства, от которых что -либо зави -сит; б) правила, установленные в какой-нибудь области жизнедеятельности; в) обстановка, в которой происходит что-либо, а также данные или требования, из которых следует исходить в данный момент времени. Поэтому использова -ние указанного словосочетания предполагает необходимость учитывать как содержание, так и отличительные черты условий (обстоятельств, обстановки и правил), в которых дей -ствуют органы внутренних дел МВД Россий-ской Федерации.
Понятие «особые условия» для ОВД МВД России более емко. Оно не ограничивается ха -рактеристикой обстановки, возникающей в результате природных, техногенных и экологиче-ских явлений, а включает в себя широкий круг обстоятельств социального характера. Кроме того, данное понятие отражает главные отличи -тельные особенности названных условий, то есть то, что характерно в этом случае для деятельно -сти ОВД М ВД России. Это особый правовой режим, создание временных организационноштатных структур, привлечение дополнительных сил и средств, а также создание новой системы управления и связи, проведение в ряде случаев специальных операций. Особые условия дея-тельности ОВД России могут быть вызваны яв -лениями социального, природного, техногенного и экологического характера.
Явления социального характера. Социум — это особая система, некоторый организм, развивающийся по своим специфическим законам, характеризующимся чрезвычайной сложностью. В социуме взаимодействует огромное количество граждан. Результатом этих связей является особая обстановка, создающаяся в отдельных социальных группах, которая может влиять на других людей, не входящих в данные группы. Особые условия социального характера — это обстановка на определенной территории государства, сложившаяся в результате опасного социального явления, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью граждан или окружающей природной среде, существенные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей на данной территории. Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Явления социального характера принято разделять на явления
криминального и некриминального свойства. К первым относятся массовые беспорядки, захват государственных и других важных объектов, блокирование транспортных коммуникаций, групповые и вооруженные побеги преступников из мест лишения свободы и при конвоировании, захват заложников, захват и угон воздушного судна, водного транспорта и железнодорожного подвижного состава, террористические акты и др. Ко второй группе относятся массовые политические, спортивные, культурные, религиозные и иные мероприятия.
Выявление и анализ механизма действия опасностей дают возможность решить две важ -ные в методологическом и практическом плане задачи. Во-первых, помогают разработать чет -кую систему классификации опасностей. Во -вторых, позволяют увидеть и проанализировать систему взаимосвязей между элементами, что имеет важное значение для создания системы защиты объекта от опасностей.
В качестве примера приведем классифика -цию В .И. Ярочкина [3], в которой социальные опасности группируются по следующим при -знакам:
- по объектам воздействия — человек, общество, государство, а также среда обитания социума;
- по отношению к объектам воздействия — внутренние и внешние;
- по направлениям (сферам) человеческой деятельности — экономические, социальные, политические, военные, культурологические, ин-формационные, экологические и т. д.;
- по масштабам — глобальные, региональ-ные, национальные, местные и др;
- по способам и формам проявления — заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования, и пр.;
- по источникам и движущим силам (по происхождению) — природные, обусловленные дея -тельностью людей (техногенные, социальные) — и по ожиданию воздействия на объект — внезапные, неожиданные; ожидаемые с малым временем задержки или с большим временем задержки;
- по умыслу — правомерные, вытекающие из реализации правовых норм; противоправные; внеправовые, по форме — прямые, косвенные, завуалированные, латентные, несформировав-шиеся — и по времени — мгновенные, длитель-ные, дискретные;
- по последствиям — необратимые, обрати -мые, мутагенные, доминантные, катализирующие — и по значению — допустимые, недопустимые;
- по составу — разовые, бинарные, кумулятивные , диффузные;
- по актуализации — вероятные (весьма вероятные, маловероятные), потенциальные, реальные, осуществленные;
- по причинам появления — закономерные, случайные, стихийные, преднамеренные — и по ущербу — материальный, моральный;
- по величине ущерба — предельный, значительный, незначительный;
- по характеру воздействия — активные, пассивные и пр.
К явлениям природного характера относят -ся явления геологического, гидрологического и метеорологического происхождения. Наиболь-шую опасность из них в Российской Федерации представляют землетрясения, наводнения,
оползни и обвалы, бури и смерчи, снежные за -носы и лавины, сели и цунами, природные по -жары, засухи, а также особо опасные массовые эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, массовые распространения вредителей лесного и сельско -го хозяйства.
Явления техногенного характера включают аварии и катастрофы на транспорте, промышленных объектах, как без заражения окружающей среды, так и с угрозой выброса или выбросом химически и биологически опасных, а также радиоактивных веществ. Это могут быть также аварии на взрывоопасных промышленных объек -тах, в системах жизнеобеспечения населения, водохозяйственные катастрофы.
Явления экологического характера включают опасные изменения состояния и свойств суши (почв, недр, ландшафта), атмосферы, гидросферы, биосферы Земли. Они могут вызвать эколо -гические бедствия — глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, раз -рушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Особые условия возникают также при введении военного по -ложения, когда на ОВД МВД России возлагают -ся специальные задачи в сфере мобилизационной работы, территориальной и гражданской обороны, а также при введении режима чрезвычайного положения, внутреннем вооруженном конфликте на территории России.
Военное положение — это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, преду -сматривающий ограничения прав и свобод: вво -дится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее регионах в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федер ации.
Режим чрезвычайного положения — это временно вводимый особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан и прав юри -дических лиц, а также возложение на них до -полнительных обязанностей.
Под понятием «особые условия деятельности ОВД МВД России» понимают обстановку (обстоятельства), вызываемую явлениями социального, природного, техногенного и экологического характера, представляющую повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, нормального функционирования государственных институтов и требующую от ОВД для ее нормализации специальных организационных, правовых мер и их ресурсного обеспечения.
Понятие «особые условия» соотносят с такими понятиями, как «чрезвычайные обстоятель -ства», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное происшествие», которые широко используются в теории и практике ОВД МВД России и распространены в ведомственных нормативных актах.
При особых условиях весьма вероятен большой экономический ущерб, необходимость существенных ресурсных затрат на восстановление и компенсацию, а также предотвращение и лик -видацию чрезвычайной ситуации. Все это требует эффективной организации системы материально-технического снабжения ОВД МВД России. Ведь собственник (Российская Федерация), предоставляя ОВД право владения имуществом, одновременно обязывает их тщательно учитывать все материальные ценности, строго соблю -дать правила их расхода, хранения и учета. Право пользования одновременно налагает обязан -ность наиболее эффективно использовать закрепленное за ОВД имущество, правильно эксплуатировать здания, оборудование, соблюдать строгую экономию в расходовании материальных и денежных средств. Эффективность (результа-тивность) системы материально-технического снабжения ОВД МВД России в особых условиях
— это отношение между фактическим результа -том применения средств, форм и методов и тем результатом, той целью, для достижения которой эти средства были предназначены.
Материальные ценности, поступающие на вооружение ОВД МВД России, представляют собой государственную собственность, которая является достоянием Российской Федерации. Целенаправленное и эффективное использование материальных ценностей, их сохранность и сбережение — обязанность всего личного состава ОВД МВД России. Во многом задачи по обеспечению ОВД необходимыми материальными ресурсами и установлению контроля за правильным их использованием,
применением и сохранностью возлагаются на тыловые подразделения.
В настоящее время обеспечение ОВД МВД России материальными ресурсами осуществляется по двум направлениям: а) во-первых, централизованные поставки через МВД России; б) во-вторых, децентрализованные поставки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных сметой финансирования на соответствующий год и выделяемых МВД, ГУ МВД, У МВД по субъектам Российской Федерации (распорядители и получатели бюджетных средств), а также ОВД МВД России (получатели бюджетных средств). Порядок организации снабжения материальными средствами подразделений МВД России, определение головной (единой) системы органов и организаций, ответственных за снабжение материальными средствами ОВД, организаций, учреждений системы МВД России, и единый план снабжения, в соответствии со штатами, табелями и нормами довольствия (по-ложенности), установлен Приказом МВД России от 3 июля 2000 г. №720 «Об утверждении инструкции по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России»[4].
Очевидно, что эффективность системы материально-технического снабжения ОВД МВД России в особых условиях как фактора экономической безопасности зависит от преобразований, реформирования, стратегического развития и совершенствования организации и управления подразделениями материально-технического
снабжения и оно должно осуществляться с соблюдением как специфических, так и общеуправленческих условий.
К специфическим условиям следует отнести соблюдение принципов организации тылового обеспечения (рассмотрены выше).
К общеуправленческим условиям следует отнести :
а) соблюдение и максимальную реализацию всех основных общеуправленческих функций (прогнозирование, планирование, регулирование, организацию и контроль);
б) целостность и единство системы материально-технического снабжения МВД России при сочетании вертикальной подчиненности с самостоятельностью тыловых подразделений в субъектах России;
в) научность, обоснованность, плановость, постепенность намеченных и осуществляемых преобразований в системе материально-техни -ческого снабжения ОВД России при действиях в особых условиях;
г) адекватное и оперативное реагирование на любые изменения оперативной обстановки в лю -бой точке Российской Федерации;
д) рациональную минимизацию объема функций, их конкретизацию и эффективное распределение между структурными звеньями службы тыла;
е) оптимальность и гибкость организационных структур;
ж) повышение профессионального, управленческого и экономического потенциала управленческих кадров (прежде всего первых руководителей) во всех звеньях и подразделениях материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мастрюков Б .С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. — 5 с.
2. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Ушакова Д. Н. — М.: Советская энцик -лопедия; ОГИЗ (т. 1); Г осударственное издатель -ство иностранных и национальных словарей (т. 2-4), 1935—1940.
3. Ярочкин В.И. Секьюритология — наука о безопасности жизнедеятельности. — М.: Ось-89, 2000. — С. 399.
4. Об утверждении инструкции по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России: приказ МВД РФ от 3 июля 2000 г. № 720 (с изм. и доп. от 22 июня, 10 сентября 2002 г., 24 мая 2007 г.) // Бюллетень теку -щего законодательства. — 2000. — № 3.