Научная статья на тему 'Эффективность системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях как фактор экономической безопасности'

Эффективность системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях как фактор экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / EFFICIENCY / OF THE SYSTEM OF LOGISTICS / POLICE / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гапоненко Владимир Федосович, Долинко Василий Иванович

В статье речь идет об эффективности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гапоненко Владимир Федосович, Долинко Василий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF THE MATERIAL-TECHNICAL SUPPLY OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPECIAL CONDITIONS AS A FACTOR IN THE ECONOMIC SECURITY

The article focuses on the effectiveness of the logistics of the Interior Ministry of Russia in the special conditions.

Текст научной работы на тему «Эффективность системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях как фактор экономической безопасности»

В.Ф. Г апоненко, В .И. Долинко,

доктор экономических наук, профессор, Академия управления МВД России

Академия управления МВД России

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

THE EFFICIENCY OF THE MATERIAL-TECHNICAL SUPPLY OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPECIAL CONDITIONS AS A FACTOR IN THE ECONOMIC SECURITY

В статье речь идет об эффективности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях.

The article focuses on the effectiveness of the logistics of the Interior Ministry of Russia in the special conditions.

Одна из ключевых проблем, стоящих перед человечеством, — противоречие между потребностями социально-экономического развития и необходимостью сохранения среды обитаниях [1]. Мировой научно-технический прогресс не только способствует повышению производи -тельности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния людей и интел-лектуального потенциала современного общества, но и приводит к резкому возрастанию риска аварий больших технических систем, что особенно актуально для Российской Федерации, где износ оборудования необычайно велик. Не сек -рет, что основная масса заводов и фабрик была построена еще во времена СССР и модернизация оборудования в современной России осуществляется крайне слабо. Риск аварий связан еще и с тем, что происходит постепенное усложнение технических конструкций, увеличение числа сложных систем, рост мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их территориальной концентрации, что особенно опасно при большой плотности населения в местах расположения сложных технических систем (заводов, фабрик, предприятий, газопроводов, плотин, мостов и т. д.).

Достаточно назвать аварии: а) на атомных электростанциях (АЭС) в Чернобыле (трагедия произошла в СССР в ночь на 26 апреля 1986 г. на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС им. В. И. Ленина на реакторе типа РБМК-

1000) и на АЭС Фукусима-1 (крупная радиаци -онная авария по заявлению японских офици-альных лиц — 7-го уровня по шкале INES, произошедшая 11 марта 2011 г. в результате сильнейшего землетрясения в Японии и после -довавшего за ним мощнейшего цунами высо -той 15 метров ); б ) на химических предприяти -ях : в Фликсборо (1 июня 1974 г. в Великобри -тании на заводе компании « Нипро» произошел мощный взрыв парового облака циклогексана с последующим крупным пожаром ); в Севезо (в июле 1976 г. итальянский городок стал жерт-вой ужасной экологической катастрофы, про -изошедшей на местном химическом заводе ); в Бхопале (авария на химическом заводе Union Carbide в столице индийского штата Мадхья-Прадеш 3 декабря 1984 г. повлекла смерть по крайней мере 18 тысяч человек ).

В качестве примеров крупных технических катастроф можно назвать транспортно -промышленные катастрофы в Арзамасе (4 июня 1988 г. произошел взрыв трех вагонов, перевозивших гексоген для горных предприятий Казахстана); в Свердловске (в ночь на 2 апреля 1979 г.); под Уфой (крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня 1989 года в Иглинском районе), а также разливы нефти в результате аварий нефтеналив -ных танкеров и др.

По подсчетам швейцарской страховой компании Swiss Re, природные и антропогенные

катастрофы в 2011 г. нанесли ущерб мировой экономике в 350 млрд. дол. США. Постепенное изменение магнитного поля Земли, с последую -щим изменением климата, включая глобальное потепление, приведет к изменению частоты, ин -тенсивности, распространения и продолжитель -ности экстремальных погодных явлений. Об этом говорится в отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата, как сообщает Die Welt. Количество ураганов может уменьшиться, но возрастет их интенсивность. Огромный разрушительный потенциал крупных техногенных катастроф соизмерим с угрозой военно-политических чрезвычайных ситуаций (особых условий). Вполне сопоставимы частота реализации и масштабы ущерба от стихийных бедствий и катастроф.

По оценкам некоторых экспертов, в России совокупные прямые издержки, связанные с катастрофами, авариями, эпидемиями и вызы -ваемыми ими заболеваниями, составляют при -мерно 5—6% валового внутреннего продукта (ВВП). На долю техногенных катастроф при -ходится 20—25% преждевременной смертно -сти среди населения России. Стихийные бед -ствия являются причиной 4—5% преждевре-менной смертности, а материальный ущерб от них составляет примерно 1% ВВП государства. В масштабах нашей страны это огромные по -тери в денежном эквиваленте и потери среди людских ресурсов, а ведь не секрет, что в России в последние десятилетия стремительно сокращается население.

Общие для всего населения Земли проблемы имеют в Российской Федерации национальные особенности, обусловленные:

- российским менталитетом и национальны -ми традициями;

- своеобразием процессов демократизации и стремительного перехода к рыночным отношениям, конверсией и демилитаризацией;

- многонациональным составом населения страны (182 нации и народности — по данным переписи 2002 г.);

- федеративным устройством российского государства (с 1 марта 2008 г. таких субъектов федерации 83);

- масштабом территории — чуть более 1/9 суши (Россия является самым большим государством мира (17 075 400 км2, или 11,46% площади всей суши Земли, или 12,65 % заселённой чело -веком суши);

- низкой плотностью населения (средняя плотность населения — 8,4 чел/ км2).

В Российской Федерации насчитывается около 45,5 тыс. потенциально опасных производств, среди которых более 800 ядерных и 1500 биологических и химических опасных объектов,

имеются десятки тысяч километров магистраль -ных нефте- и газопроводов, транспортируются сотни тысяч тонн отравляющих веществ и взрывоопасных продуктов.

Возможность возникновения аварий в России существенно усугубляется тем, что на большинстве производств:

- высокая степень износа основных производственных фондов;

- не осуществляется современная и эффективная модернизация;

- не проводятся профилактические и ремонтные работы;

- существенно падает технологическая и производственная дисциплина;

- снижается квалификация обслуживающего персонала;

- уходят старые высококвалифицированные кадры, а молодежь не стремится идти на низко -оплачиваемую работу.

Рассматривая для примера радиационноопасные объекты, находящиеся на территории России, отметим, что в нашей стране эксплуатируется: а) 10 атомных электростанций (в общей сложности 33 энергоблока установленной мощностью 24,2 ГВт), которые вырабатывают около 16% всего производимого в стране электричест -ва. При этом в Европейской части России доля атомной энергетики достигает 30%, а на Северо-Западе — 37%; б) 113 исследовательских ядерных реакторов; в) 12 промышленных предпри-ятий ядерно-топливного цикла; г) 8 научноисследовательских организаций, выполняющих технологические разработки и материаловедче-ские исследования с использованием ядерных материалов; д) 9 атомных судов с объектами их обеспечения; е) примерно 13 тыс. других пред -приятий и объектов, осуществляющих деятель -ность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе.

Практически все действующие российские АЭС расположены в густонаселенной европейской части Российской Федерации. В 30-кило -метровых зонах этих атомных электростанций проживает примерно 4 млн. граждан России. Существенную опасность представляют радиа-ционные отходы, которых накоплено на данный момент более 70 млн. м3, и 11 тысяч тонн облученного ядерного топлива. В настоящий период подавляющее большинство хранилищ радиаци-онных отходов и облученного ядерного топлива исчерпали все допустимые сроки эксплуатации и находятся в аварийном состоянии.

Необходимо сказать о понятии «особые условия». Конструкцию данного словосочетания образуют термины «особые» и «условия», каждый из которых имеет собственное значение. «Особенность», «особенное» означает не такое,

как все остальное, то есть имеющее характерные, отличительные свойства. В толковом словаре Ушакова «особенность» — характерное свойст -во, отличающее от других, остальных [2].

Понятие «условия» обычно толкуется как: а) обстоятельства, от которых что -либо зави -сит; б) правила, установленные в какой-нибудь области жизнедеятельности; в) обстановка, в которой происходит что-либо, а также данные или требования, из которых следует исходить в данный момент времени. Поэтому использова -ние указанного словосочетания предполагает необходимость учитывать как содержание, так и отличительные черты условий (обстоятельств, обстановки и правил), в которых дей -ствуют органы внутренних дел МВД Россий-ской Федерации.

Понятие «особые условия» для ОВД МВД России более емко. Оно не ограничивается ха -рактеристикой обстановки, возникающей в результате природных, техногенных и экологиче-ских явлений, а включает в себя широкий круг обстоятельств социального характера. Кроме того, данное понятие отражает главные отличи -тельные особенности названных условий, то есть то, что характерно в этом случае для деятельно -сти ОВД М ВД России. Это особый правовой режим, создание временных организационноштатных структур, привлечение дополнительных сил и средств, а также создание новой системы управления и связи, проведение в ряде случаев специальных операций. Особые условия дея-тельности ОВД России могут быть вызваны яв -лениями социального, природного, техногенного и экологического характера.

Явления социального характера. Социум — это особая система, некоторый организм, развивающийся по своим специфическим законам, характеризующимся чрезвычайной сложностью. В социуме взаимодействует огромное количество граждан. Результатом этих связей является особая обстановка, создающаяся в отдельных социальных группах, которая может влиять на других людей, не входящих в данные группы. Особые условия социального характера — это обстановка на определенной территории государства, сложившаяся в результате опасного социального явления, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью граждан или окружающей природной среде, существенные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей на данной территории. Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Явления социального характера принято разделять на явления

криминального и некриминального свойства. К первым относятся массовые беспорядки, захват государственных и других важных объектов, блокирование транспортных коммуникаций, групповые и вооруженные побеги преступников из мест лишения свободы и при конвоировании, захват заложников, захват и угон воздушного судна, водного транспорта и железнодорожного подвижного состава, террористические акты и др. Ко второй группе относятся массовые политические, спортивные, культурные, религиозные и иные мероприятия.

Выявление и анализ механизма действия опасностей дают возможность решить две важ -ные в методологическом и практическом плане задачи. Во-первых, помогают разработать чет -кую систему классификации опасностей. Во -вторых, позволяют увидеть и проанализировать систему взаимосвязей между элементами, что имеет важное значение для создания системы защиты объекта от опасностей.

В качестве примера приведем классифика -цию В .И. Ярочкина [3], в которой социальные опасности группируются по следующим при -знакам:

- по объектам воздействия — человек, общество, государство, а также среда обитания социума;

- по отношению к объектам воздействия — внутренние и внешние;

- по направлениям (сферам) человеческой деятельности — экономические, социальные, политические, военные, культурологические, ин-формационные, экологические и т. д.;

- по масштабам — глобальные, региональ-ные, национальные, местные и др;

- по способам и формам проявления — заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования, и пр.;

- по источникам и движущим силам (по происхождению) — природные, обусловленные дея -тельностью людей (техногенные, социальные) — и по ожиданию воздействия на объект — внезапные, неожиданные; ожидаемые с малым временем задержки или с большим временем задержки;

- по умыслу — правомерные, вытекающие из реализации правовых норм; противоправные; внеправовые, по форме — прямые, косвенные, завуалированные, латентные, несформировав-шиеся — и по времени — мгновенные, длитель-ные, дискретные;

- по последствиям — необратимые, обрати -мые, мутагенные, доминантные, катализирующие — и по значению — допустимые, недопустимые;

- по составу — разовые, бинарные, кумулятивные , диффузные;

- по актуализации — вероятные (весьма вероятные, маловероятные), потенциальные, реальные, осуществленные;

- по причинам появления — закономерные, случайные, стихийные, преднамеренные — и по ущербу — материальный, моральный;

- по величине ущерба — предельный, значительный, незначительный;

- по характеру воздействия — активные, пассивные и пр.

К явлениям природного характера относят -ся явления геологического, гидрологического и метеорологического происхождения. Наиболь-шую опасность из них в Российской Федерации представляют землетрясения, наводнения,

оползни и обвалы, бури и смерчи, снежные за -носы и лавины, сели и цунами, природные по -жары, засухи, а также особо опасные массовые эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, массовые распространения вредителей лесного и сельско -го хозяйства.

Явления техногенного характера включают аварии и катастрофы на транспорте, промышленных объектах, как без заражения окружающей среды, так и с угрозой выброса или выбросом химически и биологически опасных, а также радиоактивных веществ. Это могут быть также аварии на взрывоопасных промышленных объек -тах, в системах жизнеобеспечения населения, водохозяйственные катастрофы.

Явления экологического характера включают опасные изменения состояния и свойств суши (почв, недр, ландшафта), атмосферы, гидросферы, биосферы Земли. Они могут вызвать эколо -гические бедствия — глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, раз -рушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Особые условия возникают также при введении военного по -ложения, когда на ОВД МВД России возлагают -ся специальные задачи в сфере мобилизационной работы, территориальной и гражданской обороны, а также при введении режима чрезвычайного положения, внутреннем вооруженном конфликте на территории России.

Военное положение — это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, преду -сматривающий ограничения прав и свобод: вво -дится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее регионах в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федер ации.

Режим чрезвычайного положения — это временно вводимый особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан и прав юри -дических лиц, а также возложение на них до -полнительных обязанностей.

Под понятием «особые условия деятельности ОВД МВД России» понимают обстановку (обстоятельства), вызываемую явлениями социального, природного, техногенного и экологического характера, представляющую повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, нормального функционирования государственных институтов и требующую от ОВД для ее нормализации специальных организационных, правовых мер и их ресурсного обеспечения.

Понятие «особые условия» соотносят с такими понятиями, как «чрезвычайные обстоятель -ства», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное происшествие», которые широко используются в теории и практике ОВД МВД России и распространены в ведомственных нормативных актах.

При особых условиях весьма вероятен большой экономический ущерб, необходимость существенных ресурсных затрат на восстановление и компенсацию, а также предотвращение и лик -видацию чрезвычайной ситуации. Все это требует эффективной организации системы материально-технического снабжения ОВД МВД России. Ведь собственник (Российская Федерация), предоставляя ОВД право владения имуществом, одновременно обязывает их тщательно учитывать все материальные ценности, строго соблю -дать правила их расхода, хранения и учета. Право пользования одновременно налагает обязан -ность наиболее эффективно использовать закрепленное за ОВД имущество, правильно эксплуатировать здания, оборудование, соблюдать строгую экономию в расходовании материальных и денежных средств. Эффективность (результа-тивность) системы материально-технического снабжения ОВД МВД России в особых условиях

— это отношение между фактическим результа -том применения средств, форм и методов и тем результатом, той целью, для достижения которой эти средства были предназначены.

Материальные ценности, поступающие на вооружение ОВД МВД России, представляют собой государственную собственность, которая является достоянием Российской Федерации. Целенаправленное и эффективное использование материальных ценностей, их сохранность и сбережение — обязанность всего личного состава ОВД МВД России. Во многом задачи по обеспечению ОВД необходимыми материальными ресурсами и установлению контроля за правильным их использованием,

применением и сохранностью возлагаются на тыловые подразделения.

В настоящее время обеспечение ОВД МВД России материальными ресурсами осуществляется по двум направлениям: а) во-первых, централизованные поставки через МВД России; б) во-вторых, децентрализованные поставки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных сметой финансирования на соответствующий год и выделяемых МВД, ГУ МВД, У МВД по субъектам Российской Федерации (распорядители и получатели бюджетных средств), а также ОВД МВД России (получатели бюджетных средств). Порядок организации снабжения материальными средствами подразделений МВД России, определение головной (единой) системы органов и организаций, ответственных за снабжение материальными средствами ОВД, организаций, учреждений системы МВД России, и единый план снабжения, в соответствии со штатами, табелями и нормами довольствия (по-ложенности), установлен Приказом МВД России от 3 июля 2000 г. №720 «Об утверждении инструкции по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России»[4].

Очевидно, что эффективность системы материально-технического снабжения ОВД МВД России в особых условиях как фактора экономической безопасности зависит от преобразований, реформирования, стратегического развития и совершенствования организации и управления подразделениями материально-технического

снабжения и оно должно осуществляться с соблюдением как специфических, так и общеуправленческих условий.

К специфическим условиям следует отнести соблюдение принципов организации тылового обеспечения (рассмотрены выше).

К общеуправленческим условиям следует отнести :

а) соблюдение и максимальную реализацию всех основных общеуправленческих функций (прогнозирование, планирование, регулирование, организацию и контроль);

б) целостность и единство системы материально-технического снабжения МВД России при сочетании вертикальной подчиненности с самостоятельностью тыловых подразделений в субъектах России;

в) научность, обоснованность, плановость, постепенность намеченных и осуществляемых преобразований в системе материально-техни -ческого снабжения ОВД России при действиях в особых условиях;

г) адекватное и оперативное реагирование на любые изменения оперативной обстановки в лю -бой точке Российской Федерации;

д) рациональную минимизацию объема функций, их конкретизацию и эффективное распределение между структурными звеньями службы тыла;

е) оптимальность и гибкость организационных структур;

ж) повышение профессионального, управленческого и экономического потенциала управленческих кадров (прежде всего первых руководителей) во всех звеньях и подразделениях материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мастрюков Б .С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. — 5 с.

2. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Ушакова Д. Н. — М.: Советская энцик -лопедия; ОГИЗ (т. 1); Г осударственное издатель -ство иностранных и национальных словарей (т. 2-4), 1935—1940.

3. Ярочкин В.И. Секьюритология — наука о безопасности жизнедеятельности. — М.: Ось-89, 2000. — С. 399.

4. Об утверждении инструкции по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России: приказ МВД РФ от 3 июля 2000 г. № 720 (с изм. и доп. от 22 июня, 10 сентября 2002 г., 24 мая 2007 г.) // Бюллетень теку -щего законодательства. — 2000. — № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.