Научная статья на тему 'О ПРАВОМОЧИЯХ ОРГАНОВ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ОПЕРАТИВНЫХ ШТАБОВ) ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ (ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ)'

О ПРАВОМОЧИЯХ ОРГАНОВ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ОПЕРАТИВНЫХ ШТАБОВ) ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ (ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1284
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРУППЫ ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОРГАНЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ОПЕРАТИВНЫЕ ШТАБЫ) / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / РУКОВОДИТЕЛИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майдыков Анатолий Федорович, Майдыков Андрей Анатольевич, Синодов Иван Анатольевич

Актуальность: из года в год количество особых условий (чрезвычайных обстоятельств) в Российской Федерации не становится меньше, а порой наблюдается их рост. В условиях реформирования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации становится актуальным вопрос об организации ее деятельности при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Постановка проблемы: проведенный анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих правоотношения органов оперативного управления (оперативных штабов) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при возникновении особых условий (чрезвычайных обстоятельств), выявил их несовершенство. В частности, на эффективность управления этих органов и их руководителей в рассматриваемых условиях обстановки негативное влияние оказывает их логическая незавершенность. Цель исследования: на основе проведенного анализа современного состояния законодательства Российской Федерации в области организации деятельности органов оперативного управления (оперативных штабов) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при возникновении особых условий (чрезвычайных обстоятельств) предложить обоснованные пути совершенствования этой деятельности. Методы: выводы и суждения авторов основаны на диалектико-материалистическом методе и функциональном подходе, а также формально-юридическом анализе. Выводы: в статье излагается позиция авторов о необходимости и путях совершенствования организации деятельности органов оперативного управления (оперативных штабов) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при возникновении особых условий (чрезвычайных обстоятельств).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майдыков Анатолий Федорович, Майдыков Андрей Анатольевич, Синодов Иван Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POWERS OF THE OPERATIONAL MANAGEMENT BODIES(OPERATIONAL HEADQUARTERS) OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIESOF THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR HEADS IN SPECIAL CONDITIONS(IN CASE OF EMERGENCY)

Relevance: from year to year, the number of special conditions (extraordinary circumstances) in the Russian Federation does not decrease, and sometimes their growth is observed. In the context of reforming the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the issue of organizing its activities in the event of emergency circumstances becomes relevant. Problem statement: the analysis of regulatory legal acts of the Russian Federation regulating the legal relations of operational management bodies (operational headquarters) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies in the event of special conditions (extraordinary circumstances), revealed their imperfection. In particular, their logical incompleteness has a negative impact on the effectiveness of the management of these bodies and their leaders in the considered conditions of the situation. The purpose of the study: based on the analysis of the current state of the legislation of the Russian Federation in the field of organization of the activities of operational management bodies (operational headquarters) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies, in the event of special conditions (extraordinary circumstances), propose reasonable ways to improve this activity. Methods: the conclusions and judgments of the authors are based on the dialectical-materialistic method and functional approach, as well as formal legal analysis. Conclusions: the article presents the authors’ position on the need and ways to improve the organization of the activities of operational management bodies (operational headquarters) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies in the event of special conditions (extraordinary circumstances).

Текст научной работы на тему «О ПРАВОМОЧИЯХ ОРГАНОВ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ОПЕРАТИВНЫХ ШТАБОВ) ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ (ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ)»

Майдыков Анатолий Федорович,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Майдыков Андрей Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: amaidykov 2@mvd .ru

Синодов Иван Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность (5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки)

УДК 34

DOI 10.24412/2072-9391-2022-262-139-144

Дата поступления: 18 февраля 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2022 г.

Anatoliy Fedorovich Maydykov,

Doctor of Law, Professor,

Honored Scientist of the Russian Federation,

Professor at the Department of Management

of Bodies and Units of the Internal Affairs in Special

Conditions of the Center for Command Staff Trainings,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

Andrey Anatolyevich Maydykov,

Candidate of Law,

Associate Professor at the Department of Organization

of Operational and Investigative Activities,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: amaidykov 2@mvd .ru

Ivan Anatolyevich Sinodov,

Candidate of Law, Associate Professor,

Associate Professor at the Department

of Management of Bodies and Units of the Internal

Affairs in Special Conditions of the Center

for Command Staff Trainings,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: [email protected]

Scientific specialty:

12.00.11 - Judicial Activities,

Prosecutorial Activities,

Human Rights and Law Enforcement

(5.1.2. Public Law

(State Law) Sciences)

О правомочиях органов оперативного управления (оперативных штабов) органов внутренних дел Российской Федерации и их руководителей в особых условиях (при возникновении чрезвычайных обстоятельств)

On the Powers of the Operational Management Bodies (Operational Headquarters) of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and their Heads in Special Conditions (in Case of Emergency)

140

Аннотация

Актуальность: из года в год количество особых условий (чрезвычайных обстоятельств) в Российской Федерации не становится меньше, а порой наблюдается их рост. В условиях реформирования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации становится актуальным вопрос об организации ее деятельности при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Постановка проблемы: проведенный анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих правоотношения органов оперативного управления (оперативных штабов) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при возникновении особых условий (чрезвычайных обстоятельств), выявил их несовершенство. В частности, на эффективность управления этих органов и их руководителей в рассматриваемых условиях обстановки негативное влияние оказывает их логическая незавершенность.

Цель исследования: на основе проведенного анализа современного состояния законодательства Российской Федерации в области организации деятельности органов оперативного управления (оперативных штабов) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при возникновении особых условий (чрезвычайных обстоятельств) предложить обоснованные пути совершенствования этой деятельности.

Методы: выводы и суждения авторов основаны на диалектико-материалистическом методе и функциональном подходе, а также формально-юридическом анализе.

Выводы: в статье излагается позиция авторов о необходимости и путях совершенствования организации деятельности органов оперативного управления (оперативных штабов) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при возникновении особых условий (чрезвычайных обстоятельств).

Ключевые слова: группы оперативного штаба; органы внутренних дел; органы оперативного управления (оперативные штабы); особые условия; руководители; чрезвычайные обстоятельства; специальная операция; специальное мероприятие.

Abstract

Relevance: from year to year, the number of special conditions (extraordinary circumstances) in the Russian Federation does not decrease, and sometimes their growth is observed. In the context of reforming the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the issue of organizing its activities in the event of emergency circumstances becomes relevant.

Problem statement: the analysis of regulatory legal acts of the Russian Federation regulating the legal relations of operational management bodies (operational headquarters) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies in the event of special conditions (extraordinary circumstances), revealed their imperfection. In particular, their logical incompleteness has a negative impact on the effectiveness of the management of these bodies and their leaders in the considered conditions of the situation.

The purpose of the study: based on the analysis of the current state of the legislation of the Russian Federation in the field of organization of the activities of operational management bodies (operational headquarters) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies, in the event of special conditions (extraordinary circumstances), propose reasonable ways to improve this activity.

Methods: the conclusions and judgments of the authors are based on the dialectical-materialistic method and functional approach, as well as formal legal analysis.

Conclusions: the article presents the authors' position on the need and ways to improve the organization of the activities of operational management bodies (operational headquarters) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies in the event of special conditions (extraordinary circumstances).

Keywords: operational headquarters groups; internal affairs bodies; operational management bodies (operational headquarters); special conditions; managers; emergency circumstances; special operation; special event.

На сегодняшний день в перечень силовых структур Российской Федерации, на которые государством возложена функция обеспечения правопорядка и законности в особых

условиях, входит Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) и его территориальные органы (далее — органы внутренних дел, ОВД).

Следует отметить, что научный термин «особые условия» нами используется как собирательное понятие, включающее в себя как содержание, так и условия (обстоятельства, правила, обстановка).

Научная формулировка термина «особые условия» применительно к деятельности органов внутренних дел понимается как повышенная по степени опасности и последствиям обстановка (состояние), вызываемая событиями (явлениями) социального, природного, техногенного, биологического характера и требующая от органов внутренних дел принятия и реализации специальных правовых, организационных, тактических мер и ресурсного обеспечения для защиты интересов личности, общества и государства в мирное и военное время [1].

Чрезвычайные обстоятельства являются составной частью особых условий [4], под которыми понимается обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате противоправных деяний1, сопровождающихся насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормализовать которую невозможно без применения чрезвычайных мер, предусмотренных гл. 4 и 5 Федерального закона о полиции2, таких как отдельные меры государственного принуждения, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также установление ограничений на свободу передвижения по территории, усиление охраны общественного порядка и ограничения движения транспортных средств.

К чрезвычайным обстоятельствам относятся противоправные деяния, предусмотренные п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»3, за исключением обстоятельств, ликвидация которых относится к компетенции ФСБ России.

В частности,это:

— массовые беспорядки;

— блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей;

— подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

— деятельность вооруженных и иных особо опасных преступников (вооруженных дезертиров), совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление;

— захват заложников;

— совершение побега из-под стражи;

— вооруженные вторжения, либо незаконные массовые пересечения Государственной границы Российской Федерации4.

В случае возникновения чрезвычайного обстоятельства в органах внутренних дел с целью управления силами и средствами, привлекаемыми для проведения специальной операции по пресечению чрезвычайного обстоятельства, разворачивается внештатный орган оперативного управления (далее — ООУ) (оперативный штаб), состав которого определяется исходя из требований приказа МВД России об утверждении Положения об Оперативном штабе Министерства внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств, об Оперативном штабе территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном и региональном уровнях при возникновении чрезвычайных обстоятельств, об Оперативном штабе (группе управления) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций)5 (далее — Приказ).

Структурно он состоит из пяти групп:

— первая — группа руководства, которая состоит из руководителя, заместителей руководителя и членов оперативного штаба (далее — ОШ);

— вторая — группа общего планирования и подготовки управленческих документов;

— третья — группа информации и контроля;

— четвертая — группа направлений;

— пятая — группа взаимодействующих органов.

Если сравнивать со структурой ОШ в предыдущей редакции, то он претерпел существенные изменения (ранее состоял из пятнадцати групп [6]).

Этим же Приказом определен и состав ОШ МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Несмотря на существенную оптимизацию структуры, место и роль ОШ МВД России в проведении специальной операции (специального мероприятия) (далее — СпО (СпМ)) в современных условиях не только по-прежнему высока, но и неуклонно возрастает.

Чтобы убедиться в данном выводе, рассмотрим его главную сущностную составляющую — это задачи и функции, которые были подвергнуты полной переработке в связи с принятием изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации6.

1 Обстоятельства, предусмотренные п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277), за исключением обстоятельств, ликвидация которых относится к компетенции ФСБ России.

2 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

3 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

4 Обстоятельства, предусмотренные п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277), п. 2, 13, 30 ч. 1 ст. 12 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О полиции».

5 Приказ МВД России от 31 декабря 2020 г. № 927.

6 Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ,

142

Так, анализ нормативных правовых актов позволил выделить основные задачи ОШ, которыми являются:

— анализ оперативной обстановки на территории возникновения чрезвычайных обстоятельств (далее — ЧО) и на сопредельных с ней территориях;

— выработка решений на применение группировки сил и средств, задействованных при возникновении ЧО, для проведения специальных операций (мероприятий);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти (далее — ФОИВ) субъектов Российской Федерации по организации проведения специальных операций (мероприятий) при возникновении ЧО;

— координация деятельности ОВД по управлению группировкой сил и средств, задействованных в условиях ЧО, и локализации их последствий;

— контроль за реализацией управленческих решений при выполнении задач в условиях возникновения ЧО;

— подготовка материалов (проектов) для информирования Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, взаимодействующих и заинтересованных ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о принимаемых мерах по ликвидации ЧО;

— подготовка в пределах своей компетенции предложений Президенту Российской Федерации о необходимости введения особых правовых режимов;

— выработка комплексных мер по устранению выявленных недостатков при выполнении задач в условиях возникновения ЧО.

В целях выполнения возложенных задач ОШ осуществляет следующие функции:

— планирование применения группировки сил и средств по выполнению задач в условиях ЧО, поддержанию правопорядка;

— координация действий сил и средств при проведении СпО (СпМ) по выполнению поставленных задач в условиях ЧО, поддержанию правопорядка;

— обеспечение согласованности действий между ведомственными территориальными органами и территориальными подразделениями (органами) взаимодействующих структур при выполнении совместных задач в условиях ЧО;

Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 (ред. от 01.07.2021) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»), а также ряд нормативных правовых актов о взаимодействии МВД России с другими федеральными органами исполнительной власти, содержащие служебную информацию ограниченного распространения или государственную тайну.

— организация (при необходимости) работы временного пресс-центра МВД России на период проведения СпО (СпМ) в условиях ЧО;

— по завершении СпО (СпМ) осуществление оценки работы ООУ по управлению силами и средствами в условиях ЧО и качества организации взаимодействия;

— анализ и внедрение в деятельность ООУ положительного опыта по действиям в условиях ЧО и реализации организационно-практических мер по поддержанию правопорядка;

— выработка организационно-практических мер и организация их реализации по предотвращению повторных противоправных проявлений по вопросам, отнесенным к компетенции ООУ.

С целью осуществления функций ООУ ОШ МВД России и территориальных органов МВД России по управлению силами и средствами ОВД, задействованных в обеспечении правопорядка на территории обслуживания, на первоначальном этапе реагирования при возникновении чрезвычайного обстоятельства используются Центр оперативного реагирования Оперативного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — ЦОР ОУ МВД России) и дежурные части территориальных органов МВД России (далее — ДЧ).

Законодательно определено, что с началом функционирования ООУ — ОШ ЦОР ОУ МВД России или ДЧ территориального органа МВД России соответственно становятся его рабочим органом.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что руководители и сотрудники ЦОР ОУ МВД России и ДЧ территориального органа МВД России должны входить в состав ООУ — ОШ.

Однако в нормативном правовом акте7 в настоящее время это не учтено.

С целью дальнейшего совершенствования правового обеспечения органов оперативного управления (оперативных штабов) органов внутренних дел и их руководителей в особых условиях (при возникновении чрезвычайных обстоятельств) необходимо продолжить работу по данному направлению деятельности. Для этого нами предлагается внести дополнения в приказ МВД России8, касающиеся включения представителей (руководителей и сотрудников) ЦОР ОУ МВД России и ДЧ территориального органа МВД России в состав групп ОШ.

7 Об утверждении Положения об Оперативном штабе Министерства внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств, Типовых положений об Оперативных штабах (группах управления) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций): приказ МВД России от 31 декабря 2020 г. № 927.

8 Там же.

Следует согласиться с учеными, которые говорят, что работа органов оперативного управления (оперативных штабов) ОВД представляет сложный процесс, направленный на подготовку оптимальных, эффективных и своевременных предложений для принятия управленческого решения руководителем [3]. С этой целью необходимо скоординировать действия групп рабочего аппарата ОШ, сгенерировать различные варианты решений и из большого количества вариантов подготовить оптимальные предложения для принятия решения руководителем ОШ [2].

Однако сформулированный вывод на основе проведенных ранее исследований в обобщенном виде можно свести к тому, что руководители групп ОШ ОВД имеют разнообразный опыт работы при возникновении ЧО (как положительный, так и отрицательный). В связи с этим от них требуется правильное восприятие и точное сопоставление угроз с реальными возможностями возглавляемого ими подразделения, для того чтобы качественно подготовить предложения для руководителя СпО (СпМ) на использование подчиненных сил и средств [5].

В наставлении по организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ситуаций) определены только элементы группировки сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации, создаваемые для выполнения задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ситуаций).

Про количественный и качественный состав элементов группировки сил и средств органов внутренних дел законодатель «промолчал». Следовательно, их определяют непосредственные руководители групп ОШ ОВД исходя из их профессиональной компетенции и особенностей оперативной обстановки.

Зачастую это может являться одной из причин, оказывающих влияние на снижение уровня проведения СпО (СпМ) при возникновении чрезвычайного обстоятельства, так как руководители групп ОШ ОВД зачастую имеют недостаточные умения и навыки по выработке

управленческого решения в рассматриваемых условиях обстановки.

Это связано, прежде всего, с тем, что в настоящее время подготовка руководителей групп ОШ ОВД к выполнению возложенных на них задач и функций осуществляется исключительно в ходе штабных тренировок и командно-штабных учений, которые проводятся самостоятельно в ОВД и, как показывает практика, зачастую формально.

В современных условиях обстановки необходимо полностью исключить формализм по данному направлению деятельности и максимально уделять внимание подготовке руководителей групп ОШ ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах путем перехода от информационного обеспечения подготовки руководителей групп ОШ ОВД к единому (централизованному) образовательному пространству, в качестве которого предлагается использовать образовательные возможности Академии управления МВД России, в том числе дистанционные.

Для данного вида деятельности потребуется достаточно длительная и кропотливая подготовка профессиональных кадров, включающая их отбор и обучение.

Завершая рассмотрение правомочий органов оперативного управления (оперативных штабов) ОВД и их руководителей в особых условиях (при возникновении чрезвычайных обстоятельств), следует отметить, что, несмотря на их значимость по решению поставленных перед ними задач, они не всемогущи, и с этим нельзя не считаться, а необходимо учитывать при оценке их деятельности.

Как нам представляется, в этом случае (то есть при оценке их деятельности) речь должна вестись не о государстве в целом, а лишь о деятельности его аппарата.

Таким образом, к анализу и оценке органов оперативного управления (оперативных штабов) органов внутренних дел и их руководителей в особых условиях (при возникновении чрезвычайных обстоятельств) следует подходить осторожно, дифференцированно и справедливо.

Список литературы:

References:

1. Майдыков А. Ф, Княжев В. Б., Демин Г. И. 1. Совершенствование организации деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах: курс лекций. Москва, 2015.

2. Меньших В. В., Самороковский А. Ф. Обосно- 2. вание выбора последовательности действий оперативного штаба при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Воронеж, 2012.

Majdykov A. F.Knyazhev V. B., Demin G. I. Sov-ershenstvovanie organizacii deyatel'nosti territorial'nyh organov MVD Rossii pri chrez-vychajnyh obstoyatel'stvah: kurs lekcij. Moskva, 2015.

Men 'shih V. V., Samorokovskij A. F. Obosno-vanie vybora posledovatel'nosti dejstvij oper-ativnogo shtaba pri vozniknovenii chrezvy-chajnyh obstoyatel'stv. Voronezh, 2012.

144

3. Оперативно-боевая деятельность органов внутренних дел: монография / под ред. Ю. М. Антоняна. Москва, 2007.

4. Организационно-правовые основы деятельности органов исполнительной власти в кризисных ситуациях: учебное пособие / под ред. А. Ф. Майдыкова. Москва, 2010.

5. Снеговой А. В. Деятельность оперативных штабов органов внутренних дел при предупреждении и пресечении массовых беспорядков. Москва, 2010.

6. Щукин В. М, Пестов Н. Н. Органы оперативного управления силами и средствами органов внутренних дел в особых условиях. Москва, 2010.

Для цитирования:

Майдыков Анатолий Федорович, Майдыков Андрей Анатольевич, Синодов Иван Анатольевич. О правомочиях органов оперативного управления (оперативных штабов) органов внутренних дел Российской Федерации и их руководителей в особых условиях (при возникновении чрезвычайных обстоятельств) // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2 (62). С. 139-144.

3. Operativno-boevaya deyatel'nost' organov vnu-trennih del: monografiya / pod red. Yu. M. An-tonyana. Moskva, 2007.

4. Organizacionno-pravovye osnovy deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti v krizisnyh situaci-yah: uchebnoe posobie / pod red. A. F. Majdyk-ova. Moskva, 2010.

5. Snegovoj A. V. Deyatel'nost' operativnyh shtabov organov vnutrennih del pri preduprezh-denii i presechenii massovyh besporyadkov. Moskva, 2010.

6. Shchukin V. M, Pestov N. N. Organy opera-tivnogo upravleniya silami i sredstvami organov vnutrennih del v osobyh usloviyah. Moskva, 2010.

For citation:

Maydykov Anatoliy Fedorovich, Maydykov Andrey Anatolyevich, Sinodov Ivan Anatolyevich. On the powers of the operational management bodies (operational headquarters) of the internal affairs bodies of the Russian Federation and their heads in special conditions (in case of emergency) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2 (62). P. 139-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.