Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия "подготовка органов оперативного управления"'

Сущность и содержание понятия "подготовка органов оперативного управления" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ / ОРГАНЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ORGANIZATION OF PREPARING / THE BODIES OF OPERATIONAL CONTROL / EXCEPTIONAL CIRCUMSTANCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарова В.В.

В статье рассматриваются проблемы правового и организационного обеспечения подготовки органов оперативного управления в системе МВД России и пути ее совершенствования. Данный вид подготовки рассматривается как целостная подсистема в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Дано определение подготовки органов оперативного управления в системе МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Content of Concept “Preparing of the Bodies of Operational Control”

The article considers legal and organizational problems provided preparing of the bodies of operational control in the MIA of Russia and ways of improving. This preparing is regarded as integrated subsystem in sphere of professional preparing of internal officers of the Russian Federation. The definition of preparing of the bodies of operational control in the MIA of Russia in exceptional circumstances is also given.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия "подготовка органов оперативного управления"»

В. В. ЖАРОВА,

адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: vika-67@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 -судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность.

УДК 351.741:355.237

V. V. ZHAROVA, Adjunct** of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific speciality: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work; Operational and Investigate Activities.

Сущность и содержание понятия «подготовка органов оперативного управления»

The Content of Concept "Preparing of the Bodies of Operational Control'

if

В статье рассматриваются проблемы правового и организационного обеспечения подготовки органов оперативного управления в системе МВД России и пути ее совершенствования. Данный вид подготовки рассматривается как целостная подсистема в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Дано определение подготовки органов оперативного управления в системе МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

Организация подготовки, органы оперативного управления, чрезвычайные обстоятельства.

The article considers legal and organizational problems provided preparing of the bodies of operational control in the MIA of Russia and ways of improving. This preparing is regarded as integrated subsystem in sphere of professional preparing of internal officers of the Russian Federation. The definition of preparing of the bodies of operational control in the MIA of Russia in exceptional circumstances is also given.

Organization of preparing, the bodies of operational control, exceptional circumstances.

Основным условием успешных действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах является эффективное управление группировкой сил и средств, т. е. профессиональная готовность органов оперативного управления, которая, как известно, складывается и формируется из знаний, навыков и умений, полученных в процессе подготовки.

Анализ научной литературы по теме исследования показал, что термин «подготовка» редко становится предметом изучения таких дисциплин (наук), как педагогика, философия, психология. В Толковом словаре С. Ожегова и Н. Шведовой его значение рассматривается следующим образом:

1) действие по значению глагола «подготавливать»; принятие мер в ожидании чего-либо;

2) тренировка, обучение;

3) перенятый запас знаний и навыков, полученный кем-нибудь, способность выполнять определенную работу [7, с. 373].

В психолого-педагогической литературе подготовка зачастую рассматривается как многоуровневый и многосоставной процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных блоков деятельности обучаемого, соединяемых в единое целое на основе принципа системности. При этом подготовка понимается не просто как синоним «обучения... навыкам специалиста», а значительно шире — как управление форми-

* Ранее - заместитель начальника СУ УМВД России по г. Тамбову.

** Earlier - Deputy Head of Investigation Department of the Ministry of the Interior of Russia in Tambov.

88

рованием базовых компетенций. С позиции системного подхода подготовка представляет собой системный объект (систему), имеющий элементный состав и структуру. На наш взгляд, для определения понятия «подготовка» наиболее целесообразным является использование системного подхода, который позволит рассмотреть его сущность, структуру и характеристику основных компонентов.

Среди ученых, занимающихся разработкой проблем системного подхода, существуют различные мнения по поводу параметров концепции системного подхода, а также множество определений термина «система» и вкладываемого в него содержания.

Существуют следующие определения термина «система»:

— социально-обусловленная целостность участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности взаимодействующих [12, с. 21];

— сложная, непрерывно изменяющаяся социальная система управления и одновременно любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи [10, с. 20];

— единство целей, внутренних механизмов развития, способов педагогического взаимодействия, характерных средств и методов [3, с. 35];

— целое, состоящее из качественно разнородных частей или подсистем, имеющее свой упорядоченный элементный состав и структуру, каждая из которых отражает отдельные ее стороны [11, с. 29];

— целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие [5, с. 32].

Из этого далеко не полного перечня определений системы становится понятной актуальность ее четкой формулировки при использовании в конкретных видах исследований.

Следует отметить, что набор и структура основных признаков и свойств системы у разных исследователей существенным образом различаются. Реализуя задачи исследования, предлагаем наиболее подходящее, по нашему мнению, определение сущности и важнейших характеристик подготовки с точки зрения системного подхода.

Мы считаем, что подготовка представляет собой целостную интегративную, динамично развивающуюся, полифункциональную коммуникативную систему, объединяющую взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты для достижения общей цели обучения.

Исходя из этого, наиболее близкими по содержанию понятиями являются «обучение», «развитие» и «формирование».

Как упоминалось выше, существует множество подходов к определению содержания понятия «обучение» и его взаимосвязи с другими основными педагогическими категориями — образованием, воспитанием, развитием и формированием, нашедшими отражение в педагогических трудах и в разных энциклопедических изданиях.

Проведенный нами анализ научной литературы показывает, что чаще всего определение термина «обучение» включает в себя в том или ином виде словосочетания «целенаправленный процесс», «взаимодействие обучающего и обучаемого», «формирование знаний, умений и навыков».

Согласно положениям основного нормативного акта — Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1, регламентирующего образовательную деятельность в Российской Федерации, обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Среди большого количества определений «обучения» наиболее соответствующим понятию «подготовка» можно считать следующее: обучение — формирование умений и навыков, усвоение системы знаний, одновременно служащие задачам развития и воспитания.

Согласно наиболее распространенным научным определениям знания — это обобщение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения — это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике и готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические действия. Навыки — компоненты практической деятельности (чаще всего рассматриваются как составные элементы умения), проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения [6].

Таким образом, можно говорить о том, что понятие «подготовка» отражает сложную и многоаспектную взаимосвязь таких понятий, как «обучение», «развитие», «формирование», «усвоение знаний навыков и умений».

Рассматривая подготовку как педагогическое явление, наиболее приемлемым нам видится определение Н. В. Павловой, которая го-

1 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон: от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.

ворит, что «подготовка представляет собой специально организованный целостный, интегрированный, целенаправленный и управляемый личностно-ориентированный процесс взаимодействия субъектов обучения (обучающий — обучаемый), направленный на усвоение системы знаний и формирование умений, навыков, приводящий к объективному процессу внутреннего последовательного количественного и качественного изменения преображения и улучшения совокупности физических и духовных свойств личности» [8, с. 312].

Учитывая, что предметом данного исследования является подготовка органов оперативного управления (далее — ООУ) в системе МВД России, для понимания ее сущности необходимо помнить, что она является частью ведомственной системы профессиональной подготовки кадров в целом, а также что именно мы понимаем под «системой профессиональной подготовки сотрудников ОВД». Необходимо определить ее элементы, уточнить назначение и цели деятельности каждой подсистемы и уровня обучения.

Система профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел является аналогом любой сложной организационной структуры, которая имеет свои характерные черты: это, во-первых, определенный «набор элементов, сущностно и многозначно соотносящихся друг с другом» [13, с. 127], во-вторых, непрерывность этого вида деятельности.

В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами2 современная система профессиональной подготовки кадров в системе МВД России включает ряд основных путей:

— во-первых, речь идет о профессиональном обучении граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел;

— во-вторых, это обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, целью которых является подготовка несовершеннолетних обучающихся к службе в органах внутренних дел Российской Федерации;

— в-третьих, это обучение по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования — по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

— в-четвертых, это дополнительное профессиональное образование.

2 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385.

Однако основной интерес вызывает пятое направление — профессиональная служебная и физическая подготовка, которая осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также включает в себя следующие виды подготовки: правовую, служебную, огневую и физическую.

Современное состояние профессиональной подготовки в системе МВД России характеризуется тенденцией к его модернизации, повышению качества подготовки сотрудников, внедрению непрерывности образования и практической ориентированности учебного процесса с учетом таких особенностей, как уровень образования обучаемых, опыт их работы, срок службы в той или иной должности, а также условия, в которых им придется действовать, а именно при чрезвычайных обстоятельствах. Кроме того, подготовка ООУ для управления силами и средствами органов внутренних дел в период осложнения обстановки должна соответствовать характеру и уровню изменяющихся угроз.

Рассматривая проблему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, некоторые авторы видят пути ее совершенствования в повышении эффективности системы поэтапной подготовки [2, с. 152].

Исследователи новаторских путей в организации подготовки руководителей органов внутренних дел и ООУ к действиям при чрезвычайных обстоятельствах справедливо отмечают, что «современная наука призвана не только дать ответ на вопросы теоретического характера, но и найти решение прикладных проблем. Эти проблемы имеют принципиальное значение, так как от них зависят формы, методы и темпы внедрения новых технологий» [4, с. 58].

Сегодня, к примеру, казалось бы несовместимыми компонентами являются космическая и правоохранительная деятельность. Однако, их сочетание в ближайшем будущем может дать толчок в направлении обеспечения безопасности граждан, общества и государства в любом регионе страны [1, с. 50].

Таким образом, подготовка ООУ к действиям при чрезвычайных обстоятельствах представляет собой особый вид служебной подготовки, направленной на формирование готовности руководителей и сотрудников ООУ к выполнению задач в экстремальных (особых) условиях.

Итак, при применении системного подхода профессиональную подготовку ООУ органов внутренних дел следует рассматривать как целостную подсистему в системе профессиональ-

90

ной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Подсистема подготовки ООУ в современных условиях требует применения адекватных форм, методов и механизмов. В условиях чрезвычайных обстоятельств данная подготовка приобретает особые оттенки и сегодня, можно сказать, вполне определенно является одной из важнейших проблем общероссийского масштаба в связи с тем, что она связана с качественным управлением силами и средствами в интересах личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз, создаваемых последствиями чрезвычайных ситуаций социального, техногенного характера, а также природных стихийных бедствий и катастроф.

Деятельность полиции при чрезвычайных обстоятельствах в настоящее время рассматривается «как основанный на законе вид правоохранительной деятельности, который осуществляется полицией в пределах ее компетенции во взаимодействии с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, и направленный на предупреждение и пресечение чрезвычайных обстоятельств» [9, с. 67].

Завершая рассмотрение поставленных вопросов, следует отметить, что успешное выполнение органами внутренних дел своих задач, особенно в чрезвычайных обстоятельствах, зависит от многих факторов, среди которых можно выделить следующие:

Список литературы:

1. Бецков А. В. О возможности использования результатов деятельности космической группировки в интересах органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

2. Бородавко Л. Т., Игошин Н. А. Актуальные проблемы системы поэтапной профессиональной подготовки сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (74).

3. Загвязинский В. И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М., 1991.

4. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л. К вопросу о создании ситуационного центра Академии управления МВД России в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки (обучения) руководящего состава органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).

5. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. М., 2005.

— уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и прежде всего руководящих кадров;

— слаженность структурных элементов органов оперативного управления и их готовность к управлению силами и средствами в сложных условиях обстановки. Обозначенные условия успешного выполнения органами внутренних дел оперативно-служебных задач и обеспечивает подсистема подготовки ООУ как одна из составных частей общей системы профессиональной подготовки органов внутренних дел Российской Федерации.

Подготовка управленческих аппаратов органов внутренних дел к выполнению возлагаемых на них задач и функций по управлению силами и средствами при осложнении оперативной обстановки в мирное и военное время, в особый период, а также при чрезвычайных обстоятельствах становится особенно актуальной в современных условиях.

Исходя из вышеизложенного, подготовку органов оперативного управления в системе МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах определим как целенаправленный управляемый процесс обучения руководителей и сотрудников, входящих в состав дежурных частей, оперативных штабов, групп управления по формированию профессионально значимых знаний, умений, навыков управления силами и средствами при чрезвычайных обстоятельствах, регламентированный ведомственными нормативными актами МВД России.

References:

1. Betskov A. V. Feedback of activity of space grouping in behalf of internal affairs agencies of the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 1 (37).

2. Borodavko L. T., Igoshin N. A. Actual problems of the systems of stage professional training of police employees // Vestnik of the Saint-Petersburg of the MIA of Russia. 2017. № 2 (74).

3. Zagvyazinskij V. I., Gil'manov S. A. Tvorchestvo v upravlenii shkoloj. M., 1991.

4. Kniazhev V. B, Grishchenko L. L. Further measures to improve training of senior commanders for the system of the Ministry of the Interior of Russia: Equipping the Ministry's Academy of Management with a situation management center // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 1 (41).

5. Kraevskij V. V. Obshchie osnovy pedagogiki: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. 2- izd., ispr. M., 2005.

6. Можейкина Л. Б. Педагогическая психология (2009) // Официальный сайт Новосибирского государственного университета. Факультет психологии. URL: http://fp.nsu. ru/documents/courses_programs/pedps.doc (дата обращения: 07.12.2018).

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 2004.

8. Павлова Н. В. Понятие подготовки как педагогической категории в рамках понятийно-терминологического аппарата, применяемого в системе высших учебных заведений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 8.

9. Снеговой А. В. Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах как одно из направлений деятельности полиции // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

10. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование). М., 1997.

11. Тельтевская Н. В. Формирование системы профессионально-педагогических знаний. Теоретический аспект. Саратов, 2002.

12. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. М., 2001.

13. Havelock R. G, Huberman М. Solving Education Problems: The Theory and Reality of Innovation in Developing Countries. Paris, 1977.

6. Mozhejkina L. B. Pedagogicheskaya psihologiya (2009) // Oficial'nyj sajt Novosibirskogo gosu-darstvennogo universiteta. Fakul'tet psihologii. URL: http://fp.nsu.ru/documents/cours-es_programs/pedps.doc (data obrashcheniya: 07.12.2018).

7. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. 4-e izd., dop. M., 2004.

8. Pavlova N. V. Ponyatie podgotovki kak peda-gogicheskoj kategorii v ramkah ponyatijno-ter-minologicheskogo apparata, primenyaemo-go v sisteme vysshih uchebnyh zavedenij // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestven-nyh nauk. 2010. № 8.

9. Snegovoy A. V. Carrying out of tasks in special conditions as one of police activity // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 1 (37).

10. Spirin L. F. Teoriya i tekhnologiya resheniya pedagogicheskih zadach (razvivayushcheesya professional'no-pedagogicheskoe obuchenie i samoobrazovanie). M., 1997.

11. Tel'tevskaya N. V. Formirovanie sistemy professional'no-pedagogicheskih znanij. Teo-reticheskij aspekt. Saratov, 2002.

12. Shamova T. I., Tret'yakov P. I., Kapustin N. P. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: ucheb. posob. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved. M., 2001.

13. Havelock R. G, Huberman M. Solving Education Problems: The Theory and Reality of Innovation in Developing Countries. Paris, 1977.

<

и ^

X s

I I tfc a

E-

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

в: в:

С

I

£

a

С

.с EU С I

<

tfc E-

K

И ^

И S I

t <

PC С

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.